Терапия танцем. Танцевально-двигательная терапия

Хелен Пэйн. Танцевальная двигательная терапия
Определение и историческое развитие

(Из книги "Инновационная психотерапия")

Определение

Танцевальную двигательную терапию (ТДТ) проще всего определить как целенаправленное использование выразительных движений и поз, взятых в терапевтическом сочетании, с целью укрепить образ "я".
Она занимает свое место среди многих форм невербального вмешательства, но уникальна тем, что:

а) выразительные движения есть проявление наших внутренних биологических ритмов, и оно ближе, чем прочие художественные формы, способствует естественному человеческому самовыражению; и

б) сам по себе танец захватывает всю физическую сущность и этим превращает "я" в объект творчества. Танцора нельзя отделить от танца, происходит воссоздание себя как "я" и как объекта, в единстве сознания и тела.

Историческое развитие

В Соединенном Королевстве ТДТ возникла в 1940-х из опыта трудотерапевтов, медсестер и психологов, которые экспериментировали с движениями в психиатрических больницах. К 1970-м эта работа уже требовала специального обучения и проводилась преимущественно в тех же условиях. Однако в более поздние времена немногочисленные практики начали предлагать ТДТ в системе государственных и частных услуг.

Профессиональная ассоциация, ассоциация танцевальной двигательной терапии (АТДТ - АDМТ), сформированная в 1982 году, выросла из группы коллег-пионеров, регулярно встречавшихся в 1970-х для тренинга и супервизии в своем кругу. В первый исполнительный совет входили Линн Крейн, Каталина и я. К 1984 году в Соединенном Королевстве получила распространение американская система тренинга, и в Институте Рохэмптона начали проходить сертификационные курсы. В 1987 году в Хартфордширском колледже искусств и дизайна в Сент-Олбансе (ныне Университет Хартфордшира) был организован первый государственный постдипломный тренинг, утвержденный Советом по государственным академическим назначениям.

Основоположники

В 1970-х Одри Уэзерс и Марион Норт приступили к использованию в терапевтических условиях лабановских движений. Сам Рудольф фон Лабан (Rudolf von Laban, 1949) указывает, что подобной работой он интересовался еще в 1940-х годах. Вероника Шербурн, также проходившая тренинг у Лабана, в 1950-х изучала движения в Уитимидском терапевтическом обществе (стоявшем на юнгианских позициях). Позднее она применила свои открытия в работе с детьми, страдавшим тяжелыми интеллектуальными расстройствами. В середине 70-х Кедзи Пенфилд, американец, прошедший тренинг по лабановскому анализу движений, ввел ТДТ в практику работы терапевтического общества в Шотландии. Я прошла тренинг по танцам Лабана в Англии в начале 1970-х и развивала направление в больницах и специальных школах. В 1991 г. я опубликовала работу "Creative Movement and Dance in Groupwork" (" "), а в 1992-м выпустила книгу "Dance Movement Therapy" ("Танцевальная двигательная терапия") - первую, в которой документально освещается работа практикующих ТДТ в Соединенном Королевстве (Рауnе 1991, 1992).

Из всего перечисленного практика ТДТ выросла в работу с различными категориями клиентов, начиная с лиц со специфическими нуждами и расстройствами душевного здоровья и заканчивая старшими группами индивидов, страдающих от тех или иных зависимостей, и теми "функционирующими" членами общества, которым показано развитие личности. Некоторые приемы ТДТ сейчас используются в тренинге менеджеров и оценке личной и командной эффективности в корпоративном бизнесе и на рабочих местах.

Связь с другими разновидностями терапии

ТДТ - одна из четырех признанных арт-терапий (другими тремя являются арт-терапия, драма и музыкальная терапия). Подобно им, она имеет свою собственную профессиональную ассоциацию с критериями полноправного членства, стандартами и этикой, ежеквартальный бюллетень и право проведения постдипломного тренинга на законной университетской основе. Существует Психотерапевтический институт искусств, который предлагает краткосрочные курсы, публикации, консультации по вопросам тренинга, экспертизу, обучение ТДТ и клиническим услугам для ряда лиц, включая специально нуждающихся.

Не подтверждается общность ТДТ с когнитивной терапией, трансактным анализом или соответствующими моделями познания личностного процесса. Она также отличается от гипноза.

Основные понятия

С древнейших времен танец был составной частью всех культур, а в шаманстве он применялся в целительных целях. Во всем мире он выступал как сила, объединяющая общество. Можно сказать, что обрядовые и другие церемониальные танцы служат задаче выражения душевного и духовного здоровья этих обществ.

В нашем обществе, где слова ценятся превыше всего, плохо понимают людей, чьи травмы скрываются ниже словесного уровня, будучи вызваны психологическими, эмоциональными или физическими причинами. Выражение эмоций уходит корнями в тело и в норме сопровождается интеллектуальным откликом, однако некоторые люди не могут их переживать и остаются заблокированными на уровне чувств.

Важность жестов и поз для коммуникации документально подтверждается ранними исследованиями, предпринятыми в сфере невербального общения, такими как работы Дарвина (Darwin, 1965). Позднейшие изыскания показывают решающую роль физического контакта и движений в таких первичных отношениях, как довербальные переживания в общении матери и ребенка.

Можно говорить, что ТДТ располагается на периферии современных терапий в своей приверженности холистическому подходу к обеспечению благополучия и, делая акцент на телесных / душевных / духовных / интеллектуальных отношениях, может привлечь тех, кто заинтересован в альтернативных путях к исцелению и здоровью. Работу над психосоматическими симптомами можно облегчить, если воспользоваться путем исследования, пролегающим через само тело.

Имеются прочные связи между ТДТ, райхианской терапией и биодинамической терапией - например, в том внимании, какое она уделяет дыханию, прикосновениям и спонтанной двигательной (и вокальной) экспрессии.
Поскольку ТДТ является экспериентальным методом, она имеет нечто общее с двигательной и вербальной психотерапией; кроме того, многие ее черты можно найти, например, в нейро-лингвистическом программировании (НЛП), в гештальт-терапии с ее использованием "здесь-и-теперь", поз и . В методах, принятых в групповой психотерапии, например, в групповой аналитической работе, тоже используются метафоры и групповой процесс, свободные ассоциации и интерпретации; а коллективные и архетипические феномены, которые часто проявляются в материале движений, устанавливают связь с юнгианскими подходами к использованию активного воображения, сновидений и мифов. Можно видеть, что в ТДТ применяются как директивные методы, подобные тем что обнаруживаются в НЛП или бихевиоральных системах релаксации и тренинга уверенности в себе, так и недирективные / неструктурированные методы работы - сосредоточенные на клиенте, а также психодинамические. ТДТ будет неизбежно зависеть от категории клиентов, условий проведения, целей, задач, а также взглядов на мир и подготовки конкретного терапевта с конкретной ориентацией. Более недавний подход применяется в интегративной двигательной психотерапии, которая специально предназначена для глубинной, продолжительной работы с отдельными зрелыми индивидами, которые ищут психотерапевтических отношений, где выразительными средствами будут движения и слова.

Причина страдания

Идея здесь такова, что люди могут нести в себе поврежденные или скрытые черты, которые можно выправить или выявить посредством терапии. Если их не касаться, то люди могут функционировать либо недостаточно, либо с избытком, и иметь симптомы, обозначаемые как депрессия, вредные привычки, заниженная самооценка, слабые коммуникативные навыки и т д. ТДТ-терапевт может счесть, что страдание связано с отсутствием единства между телом и чувствами, блокированием экспрессии и также, следовательно, интеграции аспектов собственного "я" на телесном уровне. При работе сразу с чувствами и телом можно добиться более естественного облегчения, чем при работе с одними словами, которые могут быть использованы для сопротивления переменам и защиты от трансформации. Таким же образом, если внимание оказывается только телу или телодвижениям, процесс будет поверхностным, и в какой-то момент пациент может вернуться к старым знакомым паттернам, которые проявятся в движениях.

На трансперсональном уровне можно встретить терапевтов, считающих страдание тем, что нам суждено пережить; самое же большее, что можно сделать, - преобразовать горе в обычную печаль. Если так относиться к причине, то допущение окажется весьма смелым. Лично я считаю, что мы все являемся частью нашего мира, и нет никаких причин и следствий per se , а есть лишь столкновение одной совокупности паттернов, которую мы проживаем и, если можем, изменяем, с другой, еще более вызывающего толка.

Процесс изменения

В ТДТ никакое познание процесса не может быть полным без учета мнения клиента. Участник группы сообщает:
То, что произошло со мной в ходе ТДТ, я готов сравнить с археологическими раскопками в моем теле; моя душа была тем, во что я вгрызался посредством двигательных ощущений, и это были неземные, выздоравливающие части моего существа... которое просто становилось более цельным.

Из движения естественным образом рождается контакт, - который целенаправленно используется в процессе ТДТ. Для большинства из нас идея языка тела не есть нечто новое; именно в нем зачастую проявляется наша аутентичность. Этот феномен является основополагающим для ТДТ, а техники призваны достучаться до бессознательной мудрости, "известной" нашим телам.

Позы, жесты и движения являются средствами признания и передачи скрытых, забытых или задавленных эмоций, более полного самовыражения. Эта идея не нова, люди всегда использовали движения и танцы для высвобождения естественной, примитивной сути.

Предложенная форма коммуникации представляет собой особый язык, на котором общаются и который понимают пациент и терапевт. Танцевальные движения применяются при том убеждении, что всякое движение вообще выполняет символическую функцию, и все эмоции можно испытать, выразить и воспринять через позы, жесты и движения.

Разблокирование способности к росту, которому сопротивляется скованная мускулатура, расширяет спектр чувств улучшает их выражение. В литературе по ТДТ утверждается, что эмоциональные, социальные и поведенческие расстройства неизменно отражаются как в ограничении объема движений, вызванном тоническими паттернами пациентов, так и в ограниченности мышления и абстрагирования.

Идея единства сознания и тела далеко не нова. Мы суть наши тела и через них наиболее мощно и непосредственно выражаем свои подсознание и индивидуальность. Древней является и идея взаимосвязи движения и чувства; как утверждается в старейшем литературном памятнике "И Цзин", "любой порыв сердца ведет нас к движению". Чтобы вызвать немедленную реакцию на эмоциональном уровне, можно проработать телесные движения, которые считаются связанными с эмоциями. Это позволяет довербальным чувствам стать интегрированными через символику выразительного движения.

Таким образом, ТДТ может служить как изменению, осознанию и исследованию, так и диагностике. Акцент делается на личном или групповом двигательном утверждении, или "танце". Интеграция вытекает из совместной обработки чувств и физического присутствия. Терапевт создает обстановку поддержки, в которой можно, ничем не рискуя, выразить, принять и передать чувства. Терапевтические отношения являются частью процесса, в котором перенос интерпретируется там, где это уместно.

В США на данную тему было написано больше, чем в Соединенном Королевстве, и любопытно, что теперь в литературе получают большее освещение такие идеи Лабана, как оценка и диагностика. В США термины "двигательная терапия" и "танцевальная терапия" являются взаимозаменяемыми, и часто пишется так: танцевальная/двигательная терапия или танцевально-двигательная терапия. В Соединенном Королевстве, где она была признана позднее, мы пользуемся термином "танцевальная двигательная терапия", считая, что он более точно отражает природу этой работы.

Терапевтические цели

Что касается терапевтических целей, то терапевт и пациент могут ставить их вместе или терапевту может потребоваться действовать совместно с командой подопечных для идентификации целей. По достижении взаимного понимания многие мои клиенты способны формулировать свои собственные цели. С одной клиенткой, например, мы согласовали терапевтическую цель на первой сессии, и эта цель касалась ее "знания" о насилии, которому подвергал ее отец (см. разбор случая, помещенный в данной главе ниже). Однако от случившегося у нее осталось только неуловимое чувство и никаких реальных воспоминаний или свидетельств из других источников. Хотя я держала это в уме, данное событие не ставилось целью выявления его посредством каких-либо интерпретаций или гипотетических построений. Оно одновременно являлось и не являлось целью, и так протекала работа с ним.

Оценочные процедуры играют решающую роль в прояснении целей, и некоторые терапевты проводят перед лечением очень подробную оценку движений и/или психологические/личностные тесты. Я склоняюсь к сбору подробного анамнеза и, может быть, выстраиваю предположения о пользе для совместной работы тех или иных действий. Кроме того, опираясь на свое понимание природы затруднений, я могу порекомендовать проводить одну, две или три сессии в неделю и/или группу. Однако важно помнить, что целью скорее является процесс, нежели результат. Фокусируясь на цели, мы можем упустить процесс, и наоборот.

Практики
Отношения

Роль, которую берет на себя терапевт, зависит от типа клиента. Например, терапевт может присоединяться к клиенту или группе в их двигательной экспрессии или не быть зависимым от таких факторов, как усиление эго клиента. Участие в двигательной интеракции и/или физический контакт могут потребоваться в работе с пациентами, страдающими аутизмом, неспособностью к обучению и некоторыми тяжелыми расстройствами психики. Для других категорий такое "присоеднение" может быть не самым лучшим решением. Однако материал, возникающий из терапевтических отношении, станет явным независимо от уровня физической включенности терапевта. В действительности это часто иллюстрируется типом включенности.

Клиент всегда наделяет терапевта некоторой властью, что проявляется, к примеру, в комментариях клиентов по поводу двигательных способностей терапевта, или в понимании терапевтами важности движения, или в наличии у них решений проблем клиентов.

В ТДТ применяется много техник. Нехватка места не позволяет привести их полный перечень. Некоторые призваны повысить осознанность двигательных паттернов - например, преувеличение, когда движение нарастает, снижается, ускоряется, замедляется, усиливается или ослабевает, становится более свободным или более подконтрольным. Можно предложить исследовать противоположное движение и этим также повысить осознанность того, что может быть стремлением оградить себя от определенного чувства. В групповой ТДТ группа обычно объединяется для групповой двигательной импровизации, тогда как терапевт отражает индивидуальные двигательные темы по мере их выявления; иногда участники способны заявить о "движении, как..." по ходу самого двигательного акта. Терапевт может высказываться о конкретном двигательном паттерне в его отношении к групповому процессу либо по ходу движения, либо в процессе последующего вербального обсуждения.

Терапевты прибегают к собственному движению, чтобы отразить двигательные паттерны, создавая позитивное ощущение "пребывания с" клиентом. Вербализация и вокализация сопровождают двигательную интеракцию, а также присутствует там, где индивид исследует свои сокровенные миры. Терапевт может описывать двигательный паттерн по ходу двигательной активности клиента или просто привлекать внимание последнего к аспектам, которые представляются важными.

Некоторые клиенты побуждаются работать с закрытыми или полузакрытыми глазами, что позволяет им стать более чувствительными к своим внутренним ощущениям и чувству движения. С другими этого делать не рекомендуется, особенно при работе с психотическими больными.

Перенос и контрперенос обычно признаются и утилизируются, особенно это касается ТДТ на постоянной основе. От терапевтов, работающих в учреждениях, работа часто требует проведения краткосрочных групп, и индивидуальная или постоянная групповая работа здесь обычно практикуется реже, чем, скажем, в частной практике, где эту деятельность можно назвать "двигательной психотерапией". Терапевтическое искусство слушать имеет решающее значение как при вербальных проявлениях, так и в двигательной экспрессии.

Работает ли это?
Подводные камни

Двигаясь, терапевт должен отслеживать собственные движения, так как последние могут быть не свободны от контрпереноса, развившегося в процессе совместного с клиентом движения. Только анализ постфактум способен показать терапевтам, что они передвигались так, а не иначе в результате своей интерпретации двигательных отношений, которая стимулировала их собственный материал.

Одним очевидным ограничением для участия терапевтов в движениях является их собственная физическая уязвимость - например, боли в спине, сломанная нога и т. д.

Опасность для клиентов может таиться в их взглядах на природу метода. Например, в случае, если они считают, что должны для этого уметь танцевать, заучивать определенные па, наслаждаться своим телом, двигаться и при этом не разговаривать, и т. д. Их может разочаровать то, что терапевт не объясняет им, как нужно двигаться: "А ну-ка, расскажите нам, что делать, покажите нам, как делать... раз танец - так и учите нас танцам" - такие реплики звучали в группе девушек-подростков с выраженными психическими нарушениями, находившихся под опекой. Другие могут потребовать, чтобы терапевт плясал перед ними, развлекая их. Эти заявления представляют собой важный материал для проработки и должны быть использованы как возможность дальнейшего раскрытия внутпеннего мира клиентов. На ранних стадиях терапии обычным явлением становится страх, связанный со входом в пространство движения, и стыд, вызванный "несовершенством" движений и тем, что тебя рассматривают как тело. Называние сессий "танцами" не всегда позволяет клиентам включиться в терапию; чтобы успешно вовлечь участников в занятия, важно найти правильный язык для каждой категории клиентов.

Не менее значимым явлением в ТДТ оказывается проблема сексуальности. Я задаю себе вопрос: ловушка ли это? Что ж, может быть, - для терапевтов, которые не уверены в своей собственной сексуальности. Движения могут стать чувственными, а любой физический контакт может смутить клиентов, которым был нанесен физический или сексуальный ущерб. Терапевтами часто оказываются женщины, и при работе, например, с группой, целиком состоящей из мальчиков-подростков гетеросексуальной ориентации, сексуальность почти всегда становится главной темой. Клиента может напугать совместное движение с терапевтом, в которого он влюблен под влиянием переноса. По этим причинам в самом начале терапии важно оговорить главное правило, гласящее, что отношения между клиентом и терапевтом, а также движения и прикосновения имеют непринудительный и несексуальный характер.

Научно-исследовательская работа

Научные изыскания в этой области чрезвычайно ограниченны. Однако в США задокументировано большое количество частных случаев. В них описываются мнения отдельных практиков о собственной работе. Для накопления знаний и более полного понимания практического использования метода крайне необходимо систематизированное, скрупулезное исследование. Очень мало внимания уделяется оценке, и практически никакого - мнению клиентов насчет процесса. До настоящего времени в Соединенном Королевстве были предприняты два исследования, которые проводились в несколько нетрадиционной форме и разбирали вопросы ТДТ с клинических позиций.

Что может быть критерием результативности процесса ТДТ? Я убедилась, что измерение означает выяснение вещей, которое полностью упускает суть: само событие ТДТ, его уникальную сущность. Мне кажется, что последнее не есть нечто, доступное "научному" пониманию в традиционном смысле этого слова. Тем не менее, оправданность ТДТ должна быть подтверждена, чтобы быть по-настоящему принятой основной частью общества. Так как художественное творчество, в которое входят танцевальные движения, касается человеческих качеств и смысла жизни, то ТДТ не подойдет ни один научный метод, не учитывающий понимания этого момента. Вопросы, касающиеся эпистемологии танцевальной двигательной терапии, захватывают воображение; именно к ним должно быть приковано внимание при научном анализе ТДТ.

Одним из способов определить ценность опыта танцевальной двигательной терапии является опрос клиентов. В одном таком исследовании представлены мнения клиентов по поводу процесса ТДТ (Пейн, Раупе 1987,1988). Участники выдвинули несколько интересных соображений. Например, о том, что сессии были изначально связаны с движением и разговором, большим расслаблением, разбором чувств и пониманием отношений друг к другу и к терапевту. Еще один клиент недавно восклицал: "Никто даже не мог понять, что происходит в ТДТ, это было так эмоционально, так мощно; совсем не похоже на интеллектуальное знание".

Разбор случая

В своем первом телефонном разговоре со мной клиентка сослалась на ощущение того, что в детстве она, возможно, подвергалась сексуальным домогательствам со стороны отца. Кроме того, она чувствовала, что нуждается в чем-то более глубоком, чем терапия, к которой она обращалась прежде. Она спросила: не был ли мой метод разновидностью шаманской пляски? Затем она сообщила мне, что прочитала о моем подходе и думает, что он мог бы ей помочь.

Она начала двигаться, не думая, о чем говорят ее движения и что выражают. Сегодня мы не оговаривали тему - только ощущение вязкости и предпочтение посвятить эту сессию двигательному исследованию. Через 10 минут движений с закрытыми глазами проявился двигательный паттерн, который казался связанным со знакомыми движениями - теми, при котороых, по ее словам, она чувствовала себя в безопасности. Я предложила ей представить, что она увязла в этих движениях и посмотреть, что принесет дальнейшее исследование. Она крутила головой, пожимала плечами, что-то отталкивала руками и медленно переваливалась с ноги на ногу. Примерно через 5 минут она начала делать хватательные движения, как будто тянула к себе нечто, находившееся впереди. Она медленно пошла вперед, когда схватила воображаемый объект, казавшийся чем-то расплывчатым. Этот паттерн какое-то время сохранялся, покуда она, расхаживая, не наткнулась на стену. Она воскликнула, что это барьер, который ее останавливает. Я заметила, что ее пальцы напряглись. "Что сейчас нужно сделать вашим кистям?" - спросила я. Те тут же начали гневно сжиматься и разжиматься. "Царапать", - сказала она. Ее челюсти начали сжиматься, и я обратила ее внимание на это. Затем она стала орать, пинаться и царапаться. Она напомнила мне дикую разъяренную кошку, звуки и движения были - один к одному. Это продолжалось около 10 минут. Затем ее руки коснулись бедер. Когда я предложила ей обратить внимание на этот контакт с собой, та начала бить себя по ногам и тазу. Она осела на пол, рыдая. При последующем вербальном продолжении работы она открыла, что это двигательное переживание было связано с фрагментом воспоминания. Она увидела себя 4-5-летним ребенком, который чувствовал, что не смеет роптать, но испытывал ярость. Она осознала, что стирает "какую-то" жидкость со своих ног и тазовой области, "Это все из-за моего отца, - сказала она, - сексуальное насилие... оно было, теперь я это точно знаю" - забытое воспоминание. Много лет она сознательно стремилась оживить эту память.

Лечение танцами - это невербальный метод психотерапии. Цель данного психотерапевтического приема - выражение эмоций языком тела . Через движения и их анализ начинается процесс выздоровления пациента.

В танцевальной терапии нет строго установленных правил и определенных танцевальных движений. Пациенту предоставляется полная свобода самовыражения. Такая двигательная терапия применяется в целях оказания помощи больным людям. Лечение танцем можно применять и в профилактических целях.

Уже с древних времен танец являлся средством выражения чувств. В диких племенах и поныне ритуальные танцы сопровождают основные события жизни человека - рождение ребенка, свадьбу и смерть, а также выздоровление. Многие народы признают чудодейственную силу танца, которая помогает обрести новые силы или расслабиться. Для многих людей возможность потанцевать - это возможность снять стресс, отдохнуть, зарядиться энергией и поднять настроение.

В конце XIX - начале XX века большую популярность получил характерный танец. Его основу заложила известная американская танцовщица Айседора Дункан, одна из основоположниц танца модерн. Она отрицала классическую школу танца, использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви, выразительно и эмоционально раскрывая свою личность. Характерный танец в качестве метода лечения стал практиковаться в Америке. Вот несколько известных имен в этой области: Мэри Уайтхаус, Труди Скуп, Мериан Чейс и Лилиан Эспенак. В 1966 году была создана американская ассоциация танцевальной терапии, в 1967 году - лечебный центр в Нью-Йорке.

Основы терапии

Теории Карла Густава Юнга оказали влияние на развитие танце-терапии. Работы Юнга помогли многим танцовщикам посредством танца попытаться проникнуть в глубины подсознания человека и преодолевать определенные психологические проблемы, а также избавляться от многих заболеваний. Некоторые психоаналитики применили теории Юнга в танце-терапии и даже развивали их дальше. Существуют различные стили и направления лечения танцами. Теоретические принципы каждого отдельного направления связаны с соответствующей психологической школой и терапевтическими методами. Однако в основе всех стилей танце-терапии лежит психология.

Танцевальная терапия понимается как терапия впечатлений и ощущений, направленная на чувства пациента в конкретный момент. Танцуя, пациент должен выразить то, что он пережил. Анализируя движения пациента, терапевт пытается как можно более точно описать его поведение во время танца и понять проблемы человека. Пациент и терапевт пытаются вместе расширить обычно довольно ограниченный потенциал движений и таким образом способствовать раскрепощению человека и преодолению его комплексов и психологических проблем. Терапевт помогает пациенту осознать его движения, а через движения познать самого себя. На последней стадии терапии, называемой временем интеграции, пациент движением выражает свои чувства. Он должен чувствовать себя и свое тело как единое целое и выразить это движениями.

Показания к применению танце-терапии

Сначала основоположники танцевальной терапии успешно применяли этот метод в психиатрических больницах. Им удалось помочь многим пациентам, проходящим длительное лечение в больнице. Однако эту форму терапии можно успешно использовать при всех формах неврозов, детском аутизме , нарушениях обучения, психической инвалидности или старческой деменции. Танцевальная терапия обычно применяется как групповая терапия, однако может применяться и индивидуально.

Танцами лечат терапевты, получившие специальное образование. В Европе их обучают старшие коллеги. В США есть специальные курсы, где готовят специалистов танце-терапии.

Танец тесно связан с радостью жизни, с праздником, хорошим настроением и приятным общением. Занятия танцами всегда поднимают настроение, поэтому рекомендуются всем людям вне зависимости от их умения танцевать.

Танцевальная терапия особенно широко распространена в США, где она и была создана. Для того, чтобы стать танце-терапевтом, необходимо окончить университет, в котором готовят специалистов в этой области.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальная терапия является - это новая форма лечения для широкого спектра болезней. Лечение происходит на том принципе, что тело и разум взаимосвязаны, и через движение тела можно лечить самые тонкие области психики. Педагоги работают с детьми, у которых различные эмоциональные проблемы, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелые заболевания. Они работают с детьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцевальные терапевты стараются помочь детям развить навыки общения, позитивный образ и эмоциональную стабильность. Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Танец уже долгое время используется в качестве терапевтического инструмента. Истоки танцевально-двигательной терапии идут к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной чертой составляющей жизнь. Возможно, люди начали танцевать и применять движение тела как средство коммуникации до возникновения языка. Специалисты доказывают, что еще народные целители в индейских племенах применяли танец в качестве своеобразного искусства исцеления. В Китае же в медицинское лечение были добавлены определенные движения, такие как Тай Цзи. Еще в 19 веке в Англии врачи были осведомлены о влиянии движения для лечения как физических, так и психических заболеваний. Разнообразные теории танцевальной терапии были разработаны в Великобритании под влиянием американских современных хореографов, таких как Марта Грэм и Дорис Хамфри. Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Она начала преподавать танец после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она позволила им обращаться к свободе движения, а не механике танца. Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец.

Танцевальная терапия с детьми дошкольного возраста - это очень сложный и трудоемкий процесс. Цель - развить творческие способности детей, средствами танцевального искусства. Основные задачи танцевальной терапии с детьми:

  1. Не только улучшить физическое и эмоциональное состояние детей, но и правильно использовать свое тело в танце
  2. Развить социальные навыки, посредством творческого взаимодействия
  3. Снять физическое напряжение, наладить контакт с собственными чувствами; установить связь чувств с движениями
  4. Научить детей работать в коллективе
  5. Повысить двигательную активность
  6. Раскрепостить ребенка
  7. Привить любовь к танцу
  8. Наработать широкий репертуар детских танцев и танцевальных игр

Ритмика в системе обучения знакомит с методикой преподавания и репертуаром детского танца. В детском возрасте, на начальном этапе обучения, закладываются многие важные навыки, поэтому развитие ребенка во многом предопределяется профессионализмом педагога. Ритмика помогает развить ритм, умения слышать и понимать музыку, согласовывать движения, развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Ритмика создает для организма ребенка физическую нагрузку, равную нагрузке нескольких видов спорта. Используемые на уроках ритмики движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На таких занятиях в раннем возрасте формируется осанка, мышечный скелет, развитие физических и природных данных в раннем возрасте помогает, подобно скульптору, вылепить из простого материала уникальное тело. В обучения детей младшего возраста необходимо добавить игровое начало, сделать игру главным компонентом урока, который должен возникать на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры формируют умение трудиться, вызывают интерес к уроку, работе. Поэтому педагогу важно внимательно относиться к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно обновлять его, внося определенные коррективы с учетом времени и особенностей обучаемых детей, научиться самостоятельно, создавать танцевальные композиции и постановки с учетом возрастных, психологических и физиологических возможностей детей.

Приемы обучения ритмики тесно связаны с постоянной физической нагрузкой и требуют от хореографа совершенного исполнительского мастерства при демонстрации танцевального репертуара. Сама по себе физическая нагрузка обязательно должна быть сочетаться с творчеством, развитием памяти и эмоциональным выражением. Педагога-хореографа должен воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Необходимо «разбудить» в детях интерес к занятиям и получению новых знаний, поставить четкие для детского понимания цели. Хореограф должен создать условия для дружного целеустремленного творческого процесса, где в равной степени трудятся и педагог, и ребенок. В этом отношении приносит большой успех индивидуальная постановочная работа. Дети любят ее, относятся к подготовке с большим интересом, ведут себя на репетициях лучше, чем на уроках, включаются в рабочий процесс, фантазируют, работают с огромным увлечением и отдачей. В процессе подготовки к постановке педагогу необходимо сформировать собранность, творческую активность и артистизм, которые необходимы в дальнейшем от будущих исполнителей. Они должны уметь перевоплощаться и владеть высочайшими навыками актерского мастерства. Педагоги-хореографы, репетирующие ярко и убедительно, добиваются высоких положительных результатов, их ученики различаются артистизмом, выразительностью в исполнении сложных танцевальных элементов. Сочиняя танцевальные композиции для детей, необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть простыми и в то же время интересными. Не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, перестроений, технических сложностей - недоступность гасит в ребенке желание заниматься. Если же он чувствует, понимает композицию танца, то он уже не отступит перед трудностями и будет упорно трудиться. Будущий специалист должен умело отбирать танцевальные движения, соединяя их в интересные сочетания, строить хореографические этюды. Методика предварительной этюдной работы полезна в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев и произвольных программ. Самым важным фактором работы на начальном этапе обучения является использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, повторение небольшого количества движений дают возможность качественного его усвоения, отработка является прочным фундаментом знаний. Различное сочетание танцевальных движений открывает новизну и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит благодаря практическому показу и объяснений на словах. Нужно четко обозначить баланс в сочетании этих двух методов. Подробное словесное объяснение приводит к потере внимания учащихся, утрате интереса к занятиям. Нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае материал воспринимается подражательно и неосознанно. Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней жизни: ребенок учится ходить, бегать, прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на его овладение требуется время. Хореографическая тренировка - это длительный процесс выработки большого числа усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Будущим педагогам следует помнить, что обучение двигательными навыками всегда должно сопровождаться конкретным эмоциональным настроем, нельзя учить только движениям, надо раскрывать эмоциональную выразительность учеников. На первых этапах обучения педагог знакомит детей с элементарными понятиями: характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер, эмоциональная выразительность. Происходит знакомство с актерским мастерством через игровые задания на передачу эмоциональных состояний. На занятиях необходимо использовать импровизацию. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе, оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося опыта. Дети импровизируют выразительно-изобразительные движения в характере музыки, которую слушают и исполняют, ритмизируют, участвуют в играх - импровизациях по русским народным сказкам и сказкам других народов. К творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке. Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, темп исполнения. Применяя свои движения в ход восприятия музыки, дети реализуют свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки. Детям очень нравится импровизация, они любят замирать в определенных позах, кружится, любят танцевать парами. Так же в игровой форме можно знакомить учеников с анатомией: части тела - суставы и мышцы. Эти знания помогут детям более осознанно усваивать танцевальные элементы и избегать возможных травм. Таким образом, при подготовке педагогов-хореографов спортивного бального танца важное место отводится предмету «Ритмика», который закладывает творческие и профессиональные основы, учит организовывать, планировать концертно-постановочную деятельность коллектива, быть руководителем и реализовывать задачи по воспитанию духовно-нравственной культуры у современного подрастающего поколения.

Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя ребенку тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Кроме того, танцы способствуют развитию в ребенке эстетического вкуса и стремлению к красоте. Это выявляется самим набором танцев и одеждой, которая для танца выбирается самая красивая. Также у ребенка появляется музыкальный слух, который и позволяет попасть в такт музыке. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции ребенка. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий. Занятие в танцевальной студии способствует тому, что у ребенка и родителей возникают общие точки соприкосновения, а их в современных мире у семей очень мало. Поэтому родители должны мотивировать интерес своего ребенка к танцу, своим интересом, гордостью за все его маленькие победы, прежде всего над собой. Ребенок будет гораздо меньше болеть простудными заболеваниями, научится гордо держать спину. Все это в комплексе позволяет ребенку стать полноценной личностью - здоровой морально и физически.


Определение

Происхождение

Теоретическая основа

Описание

Подготовка

Предупреждения

Обучение и сертификация

Техники танцевально-двигательной терапии

Трансформация движения в коммуникацию

Развитие темы в действие

Внимание к взаимодействию

Использование ритма

Освобождение от напряжения

Работа с реквизитом

Танец стихий

Определение

Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических больницах, поликлиниках, центрах психического здоровья, тюрьмах, спецшколах и имеют частную практику. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцтерапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность.

Происхождение

Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Особая ценность и сила танца, его интеграционный смысл состоят в том, что все физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы соединяются в единое действие. Здесь нет посредника для выражения чувств - как краски и холст для художника или музыкальные инструменты для музыкантов, инструментом и создателем является тело человека.

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры. В своем межкультурном исследовании танца в различных обществах Бартеньефф, Поулей и Ломакс обнаружили, что те движения, которые люди производили во время своей ежедневной работы, вошли в танцевальный стиль, в танцевальную форму данной культуры. Например, широкая и устойчивая стойка эскимоса с быстрыми, напоминающими стрелы движениями рук, которые были необходимы для подледного лова рыбы и метания копья, была включена в танец. Общественные ценности и нормы передавались из поколения в поколение через танец, таким образом поддерживая механизм выживания и передачи культурных ритуалов. Другими примерами использования танца в культурах являются приготовления к чему-либо, празднования, войны, надежды на обильный урожай. Во многих обществах танец продолжает служить этим важным функциям. Именно этот выразительный и коммуникативный аспект танца, непосредственное выражение эмоций на предвербальном и физическом уровне в совместных движениях под общий ритм, характерных для примитивных обществ, и оказали влияние на развитие танцевально-двигательной терапии. Ощущения и чувство единения и гармонии, которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям эмпатическое понимание друг друга.

Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания “Я". Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на предвербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание. Именно признание этих элементов, изначально присущих танцу, и привело к их использованию в танцевально-двигательной терапии.

Революционные изменения в танцевальном искусстве, происшедшие в первой половине XX века, определили развитие ТДТ. Такие пионеры танца, как Исидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Их опыт и убеждение показывают, что через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, - и является средством выражения и коммуникации.

Открытие психологических аспектов танца чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз - танцовщицы и преподавателя танца. В процессе занятий в своих классах она заметила, что некоторые студенты больше интересуются чувствами, выражающимися в танце, чем техникой. Тогда она стала обращаться к свободе движения, а не к механике танца.

Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Танцовщица, она начала преподавать танец модерн после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она стала помогать им больше обращаться к свободе движения, а не механике танца.

Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Постепенно Чейс стала работать как сотрудница Красного Креста в больнице Св. Елизаветы. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец. Некоторые из них были шизофрениками, другие бывшими военными с посттравматическим синдромом. Для этих пациентов улучшение состояло в возможности участия в классах движения под ритмичную музыку. Чейс однажды сказала: "Ритмичное движение в унисон с другими приносит ощущение благополучия, расслабления и единения".

Чейс затем окончила Школу психиатрии в Вашингтоне и могла ставить диагноз и назначать лечение своим пациентам наравне с другими врачами. Ее работа привлекла многих последователей, и первые стажеры начали изучать и преподавать танцевальную терапию в больнице Св. Елизаветы в 50-е годы.

В тот же период другие танцоры также стали использовать танцевальную терапию, чтобы помочь людям лучше чувствовать свое тело и самих себя. Среди этих танцоров были Труди Шуп и Мэри Уайтхауз. Уайтхауз позднее стала юнгианским аналитиком и влиятельным членом сообщества танцтерапевтов. Она разработала процесс, который назвала "movement-in-depth" (движение-в-глубину), который воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход помог создать современную практику движения, называемую "аутентичным движением". В этом виде движения, базирующимся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше помочь движущие силы прошлого и настоящего. Одна из учениц Уайтхауз, Джанет Адлер, развивала аутентичное движение и в 1981 г. основала Институт Мэри Старкс Уайтхауз.

В 1966 г. была основана Американская Ассоциация Танцевальной Терапии (ADTA) и танцевальная терапия стала признанным и формально организованным движением.

В 1946 году Чейз пригласили опробовать свои "методы" на душевнобольных. Именно этот момент считают началом развития танцевально-двигательной терапии как метода лечения. Основным умением танцевального психотерапевта, как учила впоследствии Мэрион Чейз, является инстинктивная радость, которую он получает от движения. Только в этом случае он сможет передать, "заразить" ею клиента или пациента. В настоящее время профессиональные танцтерапевты работают более чем в 30 странах мира. Чуть подробнее стоит остановиться на психосоматике и телесно-ориентированном подходе - первом шаге, с которого началось теоретическое обоснование всех танцевально-двигательных практик. Например, Уильям Шелдон - американский ученый, заложивший основы "психологии телесности", рассматривал движение тела человека как слово, произнесенное душой. А основоположник телесной психотерапии, известный психоаналитик Вильгельм Райх доказал, что мышечный "панцирь" является результатом многочисленных фрустраций: впервые они возникают в детстве и связаны с подавляемыми сексуальными ощущениями и страхом наказания. А впоследствии накапливаются в теле на протяжении всей жизни как защитная реакция на эмоциональные переживания. Это создает различные напряжения - зажимы и блоки, что является первопричиной всех заболеваний души и тела. Райх добивался восстановления естественного дыхания и спонтанных движений тела пациента. По его мнению, это активизировало движение энергии, провоцировало появление ассоциированных воспоминаний и эмоциональных всплесков. Благодаря этому мышечное напряжение полностью растворялось.

Он первым обнаружил, что после распускания "панциря" его клиенты обретают возможность полной и гармоничной жизни. Последователи Райха развивали этот принцип и находили новые точки его применения.

Например, Лоуэн видел, что у многих его клиентов нет ощущения твердой почвы под ногами. Иметь "почву под ногами" - быть в энергетическом соприкосновении с реальностью, чувствовать уверенность и стабильность крайне важно для психологического и физического здоровья. Получить "заземление", прочувствовать его и закрепить в теле - в этом и состоит главная задача техник танцевально-двигательной терапии.

Танцевально - двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-х годах 20 столетия, в начале в США, а затем - в 60-80-х годах в Великобритании, Германии и Израиле.
В 80-90-х годах ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация ТДТ в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.
Танцевально-двигательная психотерапия использует движение и творческое выражение в контексте психотерапевтических отношений, в которых происходит смещение с чисто вербального подхода к телесно-ориентированному. Процесс включает вербальную и невербальную коммуникацию, в процессе которой творчески актуализирует самовыражение, самопринятие,
способность делать выбор, принимать решения и осознанно развиваться, делая свою жизнь все более наполненной, творческой и осмысленной.

ТДТ - это междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, ее питают многие другие области знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТДТ

Невозможно понять суть ТДТ, без обращения к основным источникам, которые питают ТДТ, как отдельную школу психотерапии.
В этой связи следует выделить четыре исторических аспекта:

1. Это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З.Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики, как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З.Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы:

Психоанализ З.Фрейда
- Индивидуальную психологию А.Адлера
- Аналитическую психологию К.Юнга.

К 40 - 50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии, как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом, внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов.

ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В тоже время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.

2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Изадора Дункан. Она была неповторима, как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не оставила после себя школы. Основание новых танцевальных форм танцевальной педагогики связано с другими именами. И, прежде всего, стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца.

Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ.

Его учение в 60-70 годах было продолжено Ирмгард Бартениефф, которая добавила особую систему упражнений (Основы Бартениефф), гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабананализ и Основы Бартениефф являются составной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением.

Второе имя - немецкая танцовщица и хореограф Мери Вигман - основоположница танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мери Вигман привнесла
в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом, человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности - а это основная часть и цель психотерапевтического процесса. Т.е. оказалось, что сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.

Не случайно, что все первые танце-терапевты были учениками Р.Лабана и М.Вигман или их последователей.

Например, Мэриан Чейс имела собственную студию. И постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой.

Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И прсихотерапевты обратили внимание на улучшение состояния своих пациентов, которое было связано с занятиями у М.Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов на занятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св.Элизабет в Вашингтоне (округ Колумбия), где в тесном сотрудничестве с психиатрами и родился ее метод. Вероятно, эту дату и можно считать днем рождения ТДТ.

Следует упомянуть, что эта клиника - одна из самых передовых психиатрических больниц в США. Она известна своим гуманистическим подходом в психиатрии и по сей день остается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом лечении. Среди пионеров ТДТ следует также упомянуть Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилан Эспенак.

3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первый среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и, прежде всего, как он говорит. Райх говорил, что невыраженные эмоциональные переживания не
исчезает, а остается в мышцах и "застревает" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и его структуру характера, сформировавшуюся под их действием.

В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, а он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции, и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавших эти чувства и переживания.
ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В.Райхом, но практически не использует его методов работы.

4. Нельзя не упомянуть изначальное предназначение танца и древние целительские практики, где танец был неотъемлемым атрибутом, и которое было полностью утеряно в современной цивилизации.
Еще до появления языка, движение, жесты были средством коммуникации первобытных людей. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальным способом выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способом передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса:
"из какого ты племени?" спрашивают: "Какой танец ты исполняешь?"

Танец сопровождал все ритуалы перехода (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение с неведанным и непознанным, с природой, свою связь со Вселенной и с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Абрахам Маслоу говорил, что "...так же как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности; например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения". Если перевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым, что возможно только в движении.

Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики, и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзестенциальной, гуманистической и трансперсональной).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ

1. Тело и психика нераздельно взаимосвязаны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта является аксиомой понимание, что тело - зеркало души, а движение - это выражение человеческого "я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот. Следовательно, задачей терапии является достижение самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром. В этой связи задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы, анализируя отношения с терапевтом, и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли - чувства - поведение рассматривается как единое целое, и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.
Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств, и действия. Часто человек начинает думать одно, чувствовать другое и поступать по-третьему, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово процесс подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с нечто постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.

Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.

Задача, следуя процессу человека (можно сказать его психосоматическому Дао) танце - терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и, таким образом, восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств, и находить
конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (последнее деструктивно для психологического здоровья).

5. Обращение к творческим ресурсам человека, как неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача: развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ

Это, прежде всего люди, их иногда называют кинестетиками, для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение - это способ самовыражения, самопознания и развития.

А также это могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип, или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.
Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что не целостны, потеряли контакт с собой, или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сказать, что ТДТ показана:

Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.

Для тех, кто хочет развить навыки общения, самоисследования и самопонимания.

Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными или поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности.

Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, трудностями в движении, связанными с общим ощущением напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.

Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни, который связан с разного рода потерями (смерть близких, развод и т.д.) или кардинальным изменением своей жизни.

Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что в жизни будто ходят по кругу, или испытывают общее состояние, что в жизни "все идет не так".

Общие цели могут включать:

Развитие самоосознания, самоуважения и личностной автономии.

Установление взаимосвязи между своими мыслями, чувствами и поступками. Проработка эмоциональных блоков на телесном уровне. Исследование альтернативных, более конструктивных вариантов поведения.

Улучшение адаптивных способностей и развитие поведенческой гибкости.

Выражение и управление всепоглощающими чувствами и мыслями.

Развитие коммуникативных навыков.

Доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

Развитие гармоничных и доверительных отношений.

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ?

В детстве человек ищет одобрения и любви своих родителей, развивая систему "должен - не должен" часто без учета своих собственных насущных потребностей;

Пытается избежать наказаний, неприятных и болезненных переживаний, невыносимых чувств и создает базовые зажимы в теле и в своих движениях;

Учится выживать в окружающем его мире и в разной степени отторгает, не может принимать значимые части своей личности, когда социум их не признает, или считает неважными, или не поддерживает в должной степени проявления индивидуальности.

Итак, ТДТ, как область, огромна. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением является только ограничения самих танце-терапевтов (т.е. зависит от их специализации).

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанных с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя.

Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки - специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими пост-травматическими расстройствами, с детьми - инвалидами, беженцами.

ТДТ В России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской Танце-Терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и Международной Ассоциации Терапии Творческим Выражением (IEATA).

С 1995 года существует обучающая программа по ТДТ и в Москве. В январе 2005 мы отмечаем ее десятилетие. Сейчас это 3-летняя специализация по ТДТ в Институте Практической Психологии и психоанализа с государственным дипломом о профессиональной переподготовке.

Ирина Викторовна Бирюкова,
e-mail: [email protected]