Биография карла юнга. К.Юнг и аналитическая психология

Карл Густав Юнг

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. - ученик и ближайший соратник З. Фрейда. Однако, в процессе практической работы с пациентами Юнг постепенно приходит к расхождению во взглядах с учителем. В 1913 г. в отношениях Фрейда и Юнга наступает кризис, окончившийся разрывом. По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это - вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления.

Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Уже в ранних работах Юнг выдвигает одну из самых оригинальных идей в современной психологии - идею архетипов коллективного бессознательного. Это - некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций. Эти образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории; здесь понятие архетипа приближается к миру платоновских идей. Вторая главная тема его исследований - духовная жизнь европейского человека и выявление причин, влекущих за собой иррациональное саморазрушение человеческой личности и общества. Размышления на эту тему изложены автором в фундаментальном труде "Психологические типы. Психология индивидуализации".

Юнг выделяет четыре "полюса" сознания: мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Хотя они существуют в сознании нераздельно, лишь одному из них принадлежит определяющая роль в жизни индивида, и дополняет его лишь один из полюсов другой пары. Мышление подкрепляется ощущением, чувство - интуицией.

Определяющая роль первой пары характерна для западного человека. Очевидно, что чувство и интуиция, будучи "незадействованными", вытесняются в область бессознательного и подавляются, что чревато их неконтролируемой активизацией и внезапным прорывом в виде автономных комплексов, стрессов или припадков одержимости. Переход ведущей роли от сознательной пары "полюсов" к бессознательной Юнг называет "энантинодромией" (противобежностью). Термины "экстравертный" и "интровертный" относятся к двум наиболее общим психологическим типам людей; первых отличает открытость по отношению к объекту (окружающему миру) и даже во многом зависимость от него. Вторых характеризует концентрация интересов в самом себе, независимость от объекта и готовность действовать, исходя сугубо из собственных намерений. Однако "чистых" экстравертов или интровертов практически не существует. Любой из типов также подвержен энантинодромии, что вызывает различные обостренно- болезненные состояния. По мысли Юнга, избежать этого возможно только посредством "индивидуации" - достижения полной согласованности четырех полюсов сознания путем постижения собственной личности, "самопознания", овладения всем спектром ее практических возможностей.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.-Г. Юнга.

Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское "Оно". В частности,

Юнг выделил в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой - коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений.

Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, - это прежде всего существо архетипное.

Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков Карл Густав Юнг (1875-1961). Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы и формам проявления бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие схематическую основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Этим формальным элементам, неотъемлемо присущим всему человеческому роду, Юнг дает название "архетипы". Архетипы представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа."

Понятие "архетипы" Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт одного человека и состоит из переживаний, которые когда-либо были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние.

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии , в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.

В начальный период деятельности Юнг был активным сторонником психоанализа , несколько лет занимал должность председателя в Международной психоаналитической ассоциации. Позже их пути разошлись. В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и представил научному сообществу собственную концепцию аналитической психологии.
В 1921 году Карл Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущения, мышление, чувства и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением – соционикой.

Согласно концепции, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, сформировавшаяся в течение сотен тысяч лет, посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, оказывающих влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию (1).

Бессознательная часть психики, согласно философии Юнга, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых и интуиции. Под интуицией понимается «неосознанная часть нашего сознания», которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую. Архетипы являются врождённой частью интуиции, влияющей на способы восприятия и понимания.
Инстинкты и архетипы, вместе взятые, образуют коллективное бессознательное (2).

Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архетипов, осмысление составляющих коллективного бессознательного посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.
«Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, передающим нам информацию посредством сновидений», – писал Карл Юнг (3, ч. 1).

Идея архетипа имела место в средневековой религиозной философии Августина Блаженного (354–430 гг.). В XI–XIII веках предполагалось, что архетипы являются естественными образами, врезанными в человеческий разум, способствующие приходить к тому или иному суждению (2).
«Архетипы оказывают огромное воздействие на личность, формируя её чувства, мораль, миропонимание, влияют на взаимоотношения индивида с другими людьми и на всю его судьбу» (3, заключение).
Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций. В течение сотен лет они формировались и собирались народами в фольклоре, сказках, легендах и мифах. Передавались из уст в уста, оттачивая свои формы. Архетипы проявляют себя в наших сновидениях.
Иногда сны имеют элементы, не принадлежащие личности сновидца. Эти элементы являются врождёнными и унаследовавшими от первобытных людей формами разума. Они выражают новые мысли, никогда ранее не переступавшие порог его сознания (3, ч. 1).

Своеобразность концепции коллективного бессознательного заключается в том, что выдвинутые ею положения зачастую имеют расплывчатые формулировки, не обозначенные ясными и конкретными определениями. Их невозможно опровергнуть в принципе, а стало быть, они (согласно критерию фальсифицируемости К. Поппера) не могут быть отнесены к научным положениям.
Науке известен механизм, когда образ и связанные с ним впечатления необратимо фиксируются в мозге животного, оказывая впоследствии влияние на поведение особи и её образ жизни (термин импринтинг был предложен ). Процесс запечатления связан с конкретным возрастом либо определёнными условиями.


По подсчётам самого Юнга, им было изучено около 80 000 снов. Определённые образы с годами всплывают, исчезают и повторяются вновь. Постепенно они заметно изменяются в зависимости от процесса индивидуального духовного роста. Иногда будущее в символической форме предвещается не сном, а каким-то очень ярким и незабываемым реальным событием, и это событие (например сказку) мы несём с собой по жизни, «следуя» ему (3, ч. 3).

Если говорить о терминах, использующихся в концепции коллективного бессознательного, то одними из основных являются следующие:
Самость – это архетип, характеризующий бессознательную жизненную цель человека, определяющую его индивидуальность.
Персона – это архетип, представляющий собой социальную роль человека в его повседневной жизни по отношению к другим людям. Понятие социальной роли в философии Юнга включает в себя уровень развития в детском возрасте и общественные ожидания, соответствующие этому развитию.
Тень – это архетип, подразумевающий подавленные, вытесненные свойства личности. Тень проявляется в необдуманных высказываниях и поступках, спонтанно принятых решениях (3, ч. 3).
Анима – архетип, внутреннее представление женщины для мужчины, характеризующее его бессознательную женскую составляющую. Анимус – архетип, внутреннее представление мужчины для женщины, олицетворяющее ее бессознательную мужскую сторону.

«Я пытаюсь описать словами нечто,
не поддающееся точному определению по самой своей природе»
, – писал Карл Юнг (3, ч. 1).

Мистика в философии Юнга обусловлена его детскими годами. «Юнг с детства находился в обстановке соприкосновения с другими мирами. Его окружала магическая атмосфера дома Прейсверков – родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших… в его воспоминаниях мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья» (4, гл. 2, с. 106).
«Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом» (5).



В своей работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» Карл Юнг дал обоснование своему подходу к проблеме изучения душевного мира и собственное видение этого вопроса.
«Так называемый "научный взгляд на мир" вряд ли является чем-то большим, чем психологически предубежденным узким взглядом, в поле которого не попадают все те аспекты, не поддающиеся статистическому методу исследования», – писал Карл Густав Юнг.

Литература:
1. Юнг, К. Г. Концепция коллективного бессознательного.
2. Юнг, К. Г. Инстинкт и бессознательное.
3. Юнг, К. Г. Человек и его символы.
4. Фесенкова, Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре. – М., 2003. – 174 с.
5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Юнг, Карл Густав.

Открытия Густава Юнга используются психологами всех направлений. Именно он ввел в обиход такие термины, как «интроверсия» и «экстраверсия», а также разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности.

Об известном психологе и его работах рассказывает автор сайт Анна Баклага.

Будучи еще подростком Карл Юнг хотел быть священником, как и его отец, но чем глубже он изучал религиозные тексты, тем чаще у него возникали противоречивые мысли о боге и церкви. Поступив в лучшую гимназию швейцарского города Базеля, к ее окончанию он был полностью уверен, что карьера священника ему чужда. И вскоре он начал интересоваться медициной.

Изначально Карл Юнг хотел быть священником


В 1895 году, параллельно изучая медицинскую науку в университете, Карл Юнг стал работать в клинике для умалишенных. Находясь там в качестве ассистента выдающегося психолога Эйгена Блёйлера, он узнал о трудах Зигмунда Фрейда. И уже в 1907 году Юнг познакомился с ним лично. Впоследствии Фрейд оказался тем, кто оказал большое влияние на дальнейшую деятельность будущего психолога — Карл Юнг становится его последователем и учеником. Однако со временем Юнг начинает все чаще не соглашаться со своим учителем, и в 1912 году пишет книги «Метаморфозы и символы либидо» и «Психология подсознательного». Идеи этих работ во многом противоречили взглядам Фрейда.


Вскоре Карл Густав Юнг становится основоположником своего собственного направления — аналитической психологии. Суть заключается в осмыслении мотивов человеческих действий и поведения путем изучения сновидений, символов, фольклора и мифологии. Задачами аналитической психологии Юнг считал толкование образов, возникающих у пациентов. В целом, философия его учения опирается на существование бессознательной сферы личности, которая, по его мнению, является источником и развитием индивидуальности. Ко всему прочему он считал, что бессознательное является независимой частью психики, обладающей собственной динамикой и дополняющей ее сознательную часть.

Учение Зигмунда Фрейда значительно повлияло на становление Юнга


В основу аналитической психологии Карл Юнг заложил понятие коллективного бессознательного — отражение опыта прошлых поколений, закрепившихся в структуре мозга. Например, образ матери-земли, героя, мудрого старца или демона. Основными же архетипами индивидуальности психики Юнг считал: эго, персону, тень, аниму и самость. Эго в его трудах является центральным элементом личного сознания, которое собирает разрозненные данные опыта в единое целое. Персона — это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, кем хотим быть в глазах других людей. Тень представляет собой центр личного бессознательного, те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его персоной или сторонами общества. Психолог считал, что игнорировать тень вредно, так как ее нужно анализировать. Анима — это те части души, которые отражают межполовые связи, представления о противоположном поле. И, наконец, самость — архетип порядка. Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души, а соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга.

Карл Юнг впервые выделил понятия «интроверсии» и «экстраверсии»


Юнг был уверен, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию. Через актуализацию определенных архетипов, культура влияет и восстанавливает индивидуальную психику человека.

В 1921 году Карл Юнг разработал типологию характеров. В ее основу легло выделение доминирующей психологической функции: мышление, чувства, интуиция, ощущения. Ко всему этому он разработал преобладающую направленность на внешний или внутренний мир: экстраверт и интроверт. Интроверты в процессе индивидуализации обращают большее внимание внутрь себя, строят свое поведение на основе собственных идей, норм и убеждений, также они крайне не склонны к коммуникации. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на персону, на внешнее, учитывая интересы и пожелания окружающих.


В 1922 году Юнг приобрел поместье на берегу цюрихского озера в Боллингене. На протяжении многих лет он строил там башню. И к 1956 году сооружение приобрело вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, придорожным двориком и причалом для лодок. Процесс строительства он описывал как воплощение в камне исследования структуры психики человека.

Карл Юнг поддерживал политику Гитлера


В 1935 году Карл Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе. С 1933 по 1944 преподавал и в Базеле. Параллельно он издавал журнал по психотерапии и смежным областям в которых выражал симпатию Адольфу Гитлеру. Психолог не сомневался, что Германия должны играть особую роль в Европе. После поражения третьего рейха Юнга критиковали за связь с нацистами.

В целом, работы Юнга оказали значительное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на другие области науки о человеке.

Введение

Цель моего реферата раскрыть мнение психолога Карла Юнга об архетипах культуры. юнг культура архетипический критика

Основными задачами для описания раскрытия цели считаю: привести краткую биографию Карла Юнга, для того чтобы понять какие факторы повлияли на его теорию об архетипах, проиллюстрировать воззрения Карла Юнга на вопросы культуры его времени, описать концепцию культуры Карла Юнга, и привести некотурую критику его теории.

Актуальность темы не следует и описывать, согласно теории Юнга, которая имеет важное место в психологии и на сегодняшний день, мы можем говорить о том что архетипы будут актуальны, еще крайне долгое время.

Соверщенно очевидно что главным исследователем по теме выступает сам Карл Густав Юнг, однако помимо него, мы можем выделить многих исследователей в области культурологии, которые несомненно обращались к работе Юнга. Такими будут Е. В. Попов или Л. И. Бондаренко

Краткая биография Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора. Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая -- сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая -- взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.

При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки -- зоология, антропология, палеонтология, а с другой -- гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно -- медицины.

Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание -- психиатрия. В ней ему удается найти наилучшее приложение для своих стремлений, в психиатрии Юнг сумел соединить как свои медицинские и естественнонаучные знания, так и многие постулаты гуманитарных наук.

В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.

В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее -- дружба.

Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

Умер Карл Юнг в 1961 году.

Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария - 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) - швейцарский психиатр, последователь , основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции). На типологии Юнга основываются более развёрнутая Типология Майерс - Бриггс и классификация психотипов в соционике.

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909-1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

В 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню. Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 - в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Психология и религия» (1940), «Психология и воспитание» (1946), «Образы бессознательного» (1950), Символика духа (1953), «Об истоках сознания» (1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности. Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление « », делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием - обретением новой установки.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.