Стихи и тексты песен о защитниках родины для детей. Изучаем музыкальные произведения о защитниках отечества

Однобурцева Оксана Николаевна, учитель музыки МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской области.

Цель:
воспитание достойных защитников Отечества - наследников Победы.
Задачи:
- воспитать уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества,
- содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности,
- сплотить ребят в процессе подготовки песен,
- заинтересовать детей общим музицированием,
- выявить художественно-эстетические интересы, музыкальные, творческие способности детей.
Назначение материала: данный материал предназначен для использования организаторами Центров детского творчества, учителями и завучами по внеклассной работе общеобразовательных школ. Вы можете либо написать свою музыку к текстам, либо спеть на подходящую мелодию из какой-либо известной песни, либо просто использовать тексты песен, как стихи к мероприятиям патриотического направления (День Победы, День защитника Отечества и др.)


Стихотворение «Победителям Великой Отечественной войны посвящается»
1.
Для вас, защитники Отечества,
Лишь настоящее искусство,
То, что останется навечно
В сердцах людей, умах и чувствах.
2.
Что было пулями пробито
И временем опалено,
То, что не может быть убито,
Ведь жить оно обречено.
3.
Те песни, что прошли сквозь пламя
И побеждали боль и страх,
Они сегодня вместе с нами
У всей России на устах.
4.
Так пусть звучат, как знамя реют
И память будят вновь и вновь,
Ведь в них, прошедшая сквозь время,
Святая к Родине любовь


Текст к песне «Мы – победители!»
1.
По всей стране от края и до края,
Нет города такого, нет села.
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
С тех пор салютов много прозвучало,
Но каждый день, прошедший без войны
И каждая весна своё начало,
Своё тепло берут от той войны.
Припев:
Встречайте нас.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Встречайте нас.
2.
Мы сердцем не забудем этой даты,
Крещённой смертной пулей и огнём.
Навеки с нами будет 45-й,
С победным, светлым, ярким, мирным днём!
Победа очень трудно нам досталась,
В неё наша радость и одна печаль,
В ней спаян прочный сплав огня и стали,
Крик журавлей о ней несёт весть вдаль.

Припев:
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Встречайте нас.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Наш пробил час.
Говорить на фоне музыки:
Мира и гордости,
Воинской доблести,
Счастья великого,
Сердца открытого,
Истовой нежности,
Чувства безбрежности.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Ура! Ура!


Текст к песне «Мы – наследники Победы»
1.
Мы – сила! Отцов и дедов продолженье,
Мы – гордо всегда зовёмся - молодёжь!
Россия – твоё мы вечное движенье,
Мы – те, кого с надеждою ты ждёшь!
Припев:
Мы - наследники Победы!
Её родные правнуки,
И для нас стал этот День
Самым главным праздником!
Наша гордость - ветераны,
Светят нам героев звёзды,
Мы из молодых, да ранних
Смелых и серьёзных.
2.
Мы – радость! Мы племя ярких и влюблённых,
С надеждой мы все вперёд устремлены,
Талантом средь нас так много окрылённых,
Мечтами о новом будущем страны.
Припев: тот же
Говорить на фоне музыки:
Клянёмся! Приняв Победы дар в наследство.
Всей жизнью! Его навеки сохранить.
Отчизну - от неприятеля и бедствий,
Родства связала всех нас нить.
Припев: тот же


Текст к песне «Во славу героев Отечества!»
1.
Отечество! Отечество!
Отечество – любимая Россия.
Великая! Прекрасная!
Героев на земле своей взрастила.
Легенды мы рассказываем детям
О том какую им дала ты силу.
Народ наш стал великим победителем,
Фашистская чума нас не сломила.
Припев:
Герои здесь сегодня среди нас –
В сраженьях и труде их подвиги бесценны,
Скорей на грудь наденьте ордена,
Пусть ваши имена хранит навеки время.
2.
Отечество! Отечество!
Отечество – любимая Россия!
Великая! Могучая!
Твои сыны и дочери всесильны.
Твоих полей бескрайние просторы
И песни колыбельные берёз.
Нам дали волю, что свернём мы горы,
Ничьих не побоимся мы угроз.
Припев:
Для всех загадка – русская душа,
Добра и хороша, щедра своей любовью.
Герои наши, подвиги верша,
С тобою, Родина, одной являлись кровью.
Проигрыш
Отечество! Отечество! Отечество!


Стихотворение «Сон»
1.
Снится мне особенный сон,
Мой отец – со мной идёт он,
Хорошо и радостно мне,
Будто он не там, на войне.
2.
Всполохи зари, как огонь,
Это наш российский рассвет.
Ты его руками не тронь,
Горячее пламени нет.
3.
Баловал отец мой меня,
Радостно звенел голосок,
Дочку он сажал на коня,
В волосах сверкал колосок.
4.
Нива волновалась порой,
Тяжелы созрели хлеба.
Золотой меня ты укрой,
И любовь моя, и судьба.
5.
И от взгляда чужого скрой,
В глубине несметной казны,
Сарафана русский крой
Ждёт своей особой весны.


Стихотворение «Офицерам запаса посвящается»
1.
Фильмы любим мы смотреть про офицеров,
Ведь они всегда всех впереди –
Для солдат являются примером,
К Родине у них любовь в груди.
2.
В бой они ведут полки и роты,
А в тылу у них всех образцовые манеры.
В исторических романах говорят про то,
Что очень нравятся всем дамам офицеры.
3.
Даже те, что отслужили и ушли в запас,
Всегда готовы в бой и сохранили высший класс,
И такие нынче среди нас,
Мы приветствуем сегодня вас! Литературно - музыкальная композиция ко Дню защитника Отечества

«Есть такая профессия - Родину защищать!»

Составила: Клочкова Наталья Викторовна, воспитатель

ОКУ Обоянская с (к) о школа - интернат VIII вида.

воспитывать гражданина, патриота через изучение истории Отечества;
формировать уважительное отношение к защитникам Родины, к историческому наследию нашей страны;
вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников.
Задачи: - раскрыть творческий потенциал участников праздника;

напомнить обучающимся о связях прошлого и настоящего в истории Отечества;
развивать память, речь, художественный вкус и эстетическое восприятие учащихся
- воспитывать духовно-нравственные принципы, гражданскую ответственность, любовь к Отечеству
Показ презентации « Моя Родина» Звучит песня «Россия – матушка.

1 ведущий
Родина - слова не знаю чудесней.

В нем - наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли
2 ведущий

Родина - это земля у порога,

Родина - это большая дорога,

3 ведущий

Родина - это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя,

Родина - это большая дорога,

Та, по которой идешь ты с другими.

1 ведущий


Невозможно не любить свою Родину...

Это чувство заложено в крови,

И горе человеку, у которого его нет,

Потому что любовь к Родине - стержень человеческого характера,
Основа всего существования.

2 ведущий

А что такое Родина?

Это твоя земля, город, в котором ты родился и живешь,

Это люди, которые живут и трудятся вместе с тобой.

Это мать и отец твои, и поэтому Родину называют еще Отечеством.

3 ведущий
Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Россия

Все может родная земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя она сама не может. Поэтому Защита Отечества - долг тех, кто живет на этой земле и пользуется ее дарами. Есть прекрасный фильм о войне с красноречивым названием “Офицеры”. В нем рассказывается о судьбе семьи, в которой несколько поколений служили в армии. Посмотрев этот фильм, многие мальчишки стали военными.

Ведь в этом фильме один из героев произносит простые, но полные достоинства слова: “Есть на свете такая профессия - Родину защищать”.

Фрагмент из кинофильма «Офицеры
1 ведущий

Уважаемые гости! Дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена всем защитникам Отечества. Днем и ночью, в дождь и снег, в жару и холод наши летчики, солдаты, моряки, пограничники охраняют рубежи нашей великой страны, защищают нашу мирную жизнь. Воин – это человек чести. Это – лучшие из нас.

1. Солдаты на поле брани были,

В походы трудные ходили.

Им не объясняли долго,

Что значит чувство долга.

2. Они по совести, по чести

На этом оказались месте.

Нельзя без Родины,

Без матери нам жить.

И долг святой – уметь всё это защитить.

3. «Служу Отечеству» - негромкие слова

В них и любовь, и мужество, и сила,
И гордость предков навсегда жива....

4. Не всякий может подвиг совершить

Тем более- в потоке н мирных дней,

Но всякий должен Родине служить

Болеть душой и сердцем лишь о ней


  1. Великий праздник нам февраль принес
Защитникам Отечества – виват!

Убережет от бури и от гроз

Россию воин – доблестный солдат.

1 ведущий

Презентация «День защитника отечества»
Сегодня мы отмечаем замечательный праздник - День защитника Отечества . Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить своё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою Родину.

В древние времена боролись с врагами богатыри. Вот какие были смелые защитники Отечества. И каждый мальчик должен быть таким же сильным и умным и быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину.

Начиная с седой древности, воины и солдаты пользовались уважением общества как защитники жизни и имущества мирных граждан своей страны. Их жизнь, полная опасностей, приключений, дальних походов и богатая добыча, которую они из этих походов привозили, вызывали любопытство и гордость.

У этого праздника было несколько названий:
- День Советской Армии;
- День рождения Красной армии;
- День рождения вооруженных сил и военно-морского флота.
Сейчас этот праздник называется Днем Защитника Отечества

Российская армия - это вооруженные силы нашей Родины, которые защищают ее независимость и свободу.
В вооруженные силы Российской Федерации входят:


  • сухопутные войска,

  • военно-воздушные силы,

  • ракетные войска стратегического назначения,

  • военно-морской флот,

  • войска противовоздушной обороны страны
Военно-воздушные силы

бомбардировочные истребительные,

а также вертолетные части и соединения

Ракетные войска

части, вооруженные мощными ракетами, которые могут доставить в любую точку земного шара всесокрушающий атомный заряд.

Военно-морской флот

соединения различных боевых кораблей, морская авиация, береговые базы, на которых располагаются боевые корабли и самолеты

Войска противовоздушной обороны

Вооружены зенитными ракетами и самолетами-истребителями.
Стихотворение Э Багрицкого «Нас водила молодость…»

Нас водила молодость

В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

А земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.
3 ведущий

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
Звучит песня «А закаты алые…» автор Н Осошник

3 Ведущий.

Год за годом заря над землею вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом.
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своем.

Только вдруг 41 ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем

Исполняется песня «Эх, дороги» муз. А Новикова, сл. Л Ошанина.
3 ведущий

Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.

Танец «Случайный вальс»

3 ведущий

Пылает днем и ночью пламя,
И озаряет шар земной.
Не утихает наша память,
О тех, кто был убит войной

Пусть никто нас войной не пугает,

Не боимся угрозы войны,

Потому что мир защищает

Сила крепкая нашей страны.

Пусть припомнят, как наши солдаты

Победили врага под Москвой,

И громили фашистов в рейхстаге,

И с победой вернулись домой.

Много лет с той поры миновало,

Дуют ветры над мирной страной,

Слава армии непобедимой!

Слава армии нашей родной!

А. Лаптынович

1 ведущий

1.На нашей планете

Есть доброе солнце,

Есть солнце, которая

Звонко смеется,

2 ведущий

У солнца веснушки,

У солнца игрушки,

Ему не нужны

Автоматы и пушки!

3 ведущий

Мы не хотим, чтоб пушки грохотали

И над землей кружится черный дым

Хотим, чтоб всюду голуби летали.

И небо было ярко – голубым

.
Все участники мероприятия исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»

Литература:

«В гостях у праздника» , внеклассные мероприятия в начальной школе, кол. Авторов. ООО «Глобус» 2006 г.
«Внеклассные мероприятия» 5-11 классы, авт-сост. Савченко Е. В.и др. Москва «ВАКО» 2007 г.
«Пусть будет праздник», авт-сост. Е. С. Прокофьева и др. Волгоград «Учитель» 2008 г.
«Классные часы» 7-8 класс Авт-сост. И. А. Зайцева. Н. А. Догадова. Волгоград «Учитель» 2006 г.

Главная > Документ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА Звучит песня «Позови меня» (гр. Любэ) На экране высвечивается березка, на сцене ведущие Родина - слова не знаю чудесней. В нем - наши сказки и славные были, Дедов далекие грустные песни, Те, что и мы до сих пор не забыли. Родина - это земля у порога, Где ты впервые узнал свое имя, Родина - это большая дорога, Та, по которой идешь ты с другими. Невозможно не любить свою Родину... Это чувство заложено в крови, И горе человеку, у которого его нет, Потому что любовь к Родине - стержень человеческого характера, Основа всего существования. А что такое Родина? Это твоя земля, город, в котором ты родился и живешь, Это люди, которые живут и трудятся вместе с тобой. Это мать и отец твои, и поэтому Родину называют еще Отчизной, Отечеством. «Служу Отечеству» - негромкие слова: В них и любовь, и мужество, и сила, И гордость предков навсегда жива.... Звучит музыка, на сцене летописец Летописец: О, светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси: реками и кладязьми несчетными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польни дивными, зверьям различными, птицами бесчисленными. Городы зелкими, села дивными. Всего еси исполнена земля русская. Вед: За «светло светлую» и «украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины по предводительством Дмитрия Донского, Александра Невского и других русских полководцев. И много новых богатырей, защитников своих дала земля русская... На сцене два солдата, звучит музыка, на экране Бородино 1-й: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! 2-й: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри-не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы (уходят), на экране высвечивается березка Нет в мире подобных России раздольной, Цветов наших ярче и крепче пород, Бессмертен народ наш, великий и вольный, Наш русский, наш вечный, наш гордый народ. Он вынес нашествия полчищ Батыя, Разбил до единого звенья оков, Он создал Россию, он поднял Россию, До звезд до высоких, на гребни веков. Он выпрямил реки, вбил в землю причалы, Задумал и сделал - и быть по сему: Он все оглядел и сказал величаво, Что землю свою не отдаст никому. Исполнение «Песни защитников Москвы», плац-парад Вед: Земля надежду вечную несет И смотрит вдаль бессонными глазами Отечество никто нам не спасет, Спасти его мы можем только сами. Вед: Во все времена, как это ни прискорбно, идут славные защитники. Отечества дорогами войны. Чтоб стать мужчиной, мало им родиться. Чтоб стать железом, мало быть рудой. Ты должен переплавиться, разбиться, И, как руда, пожертвовать собой. Готовность к смерти - тоже ведь оружие... И ты его однажды примени... Мужчины умирают, если нужно И потому живут в веках они. На экране высвечивается 1941, звуки бомбежки, сцена высвечивается фонариками, на сиене 2 девочки на плечах косынки 2 парня в солдатской форме стоят спиной к залу. 1-я (срывает платок): Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. 2-я: За окошком чуть-чуть помаячили И ушли за солдатом солдат. До свидания, мальчики!Мальчики! Постарайтесь вернуться назад. 1-я: Нет, не прячьтесь вы, будете высокими, Не жадеите ни пуль, ни гранат, И себя не щадите, но все-таки(вместе): Постарайтесь вернуться назад. (уходят) Вед: Война... Она пришла нежданно-негаданно, не в лавровом венце, а в образе солдатской матери. «Родина в опасности», - эти слова повторял каждый человек. Великая Отечественная война была одним из самых тяжелых испытаний для нашей страны. Великие битвы, великие победы. Битва за Москву, Курская битва, блокада Ленинграда, Сталинградская битва. И пусть историки до сих пор спорят о том, сколько человеческих жизней унесла война - 25 или 27 миллионов, но для нас остается бесспорным одно -не осталось ни одной семьи в стране, где бы не погиб родной человек. 1418 дней и ночей длилась борьба против фашизма. 1418 дней и ночей шли защитники Отечества трудными военными дорогами, отстаивая каждую пядь русской земли, И так редки на войне минуты отдыха. (инсценировка песни «В лесу прифронтовом»), на экране высвечиваются бойцы на привале Вед: Была и горечь поражений, И боль разлуки, и утраты Но сквозь огонь и дым сражений К своей победе шли солдаты На экране высвечивается 1945 Вед: Ты в легенду вошел, сорок пятый, На Земле никому не забыть, Что советским досталось солдатам, Что народу пришлось пережить. Песня «Ты лее выжил, солдат...», на экране высвечивается «Педагоги школы -участники ВОВ» Дети встают в линейку, перестроение в шахматном порядке: шаг вперед, шаг назад - Благодарим, солдаты, Вас - За жизнь, - За детство, - За весну, - За тишину, - За светлый дом, - За мир, - В котором мы живем (вместе, на колено) Благодарим! Благодарим! Благодарим! Вед: Течет река времени. Зарыли шрамы окопы, исчезли пепелища сожженных городов. Старшее поколение было уверено, что сполна заплатило своими жизнями за безоблачное существование. Но нет минуты, когда б не стреляли На планете Земля. Нет минуты, когда б не пылали Города и поля. Словно в тонкой земной оболочке, Скрыты тайны войны. И на время в какой-нибудь точке Прорываться должны. Вед: В декабре 1979 года правительство Афганистана обратилось к руководству Советского Союза оказать военную помощь. На экране высвечиваются афганские горы И ты ушел - приказ отдан Ты уверен долгу и присяге. И навсегда Афганистан застыл В твоем последнем шаге. Хоть время - лучший лекарь ран, Тускнеют краски понемногу, Но не забыть вовеки нам Средь гор ведущую дорогу И этот бой среди камней, Короткий, как клинок кинжала, Когда кого-то из парней Слепая смерть к себе забрала. Исполняется песня «Бой гремел в окрестностях Кабула» Звучит музыка. Кому не суждено встать рядом с нами -Всех их навеки будет помнить наша память Мы перед совестью своей не виноваты. Не в силах это позабыть, Но вот за что под пули шли ребята И умирали, когда надо жить?! Вед: Афганистан болит в моей душе. И отголоски этой острой боли Звучат во мне, когда я слышу о Чечне И вновь смотрю в глаза, застывшие от крови. На фоне песни «Давай за жизнь» на экране кадры из к/ф «Спецназ» Чтец в военной форме Грозный кормит пулей, а не хлебом. Война - это все же мужская работа, А вы ведь спецназ, вы мужчины вдвойне, Вы все офицеры российского СОБРа, И все вы братишки на этой войне. И пусть огрызается бешеный Грозный И пусть на чеченской земле вы сейчас, С тобою братишка - такой же серьезный. А вместе вы то, что зовется СПЕЦНАЗ. Вед: Чеченская война - трагедия и боль всего российского народа. Гибнут люди, разрушаются селения и города. Война открыла свою десятилетнюю страницу, и никто не знает, какая страница этой горестной книги станет последней. Вед: Говорят, что войны закончатся, когда будет похоронен последний солдат. Но кто может сказать, когда это будет? Нет покоя, нет тишины. Войны последних десятилетий породили страшное слово: «терроризм». Без объявления войны рушатся стены домов, погребая под завалами ни в чем не повинных людей. Происходит захват заложников. Но на пути террористов стоят наши славные защитники и порой ценой своей собственной жизни они берегут наш покой. Под «Лунную сонату» исполняется «Реквием» Рождественского, начиная со слов Слава защитникам Отечества. Чтец в образе солдатской матери. Все войны оставляют списки Погибших в праведном бою. Застыли скорбью обелиски В недвижном каменном строю. «Пал смертью храбрых», - отвечаем И вновь живем грядущим днем. Минутой скорбного молчанья Давайте павших помянем. Звук метронома, зажигаются свечи. Звучит песня «Отчего так в России березы шумят». На экране высвечивается березка. Вед: Родина, суровая и милая, Помнит все жестокие бои. Вырастают рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи Что грозы железная мелодия, Радость Или горькая нужда?! Все проходит, Остается - Родина, То, что не изменит никогда. Вед: И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути Но святей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести С этим чувством человек рождается. С ним живет и умирает с ним Все пройдет, а Родина -Останется, Если мы то чувство сохраним. Вед; Нам в жизнь вступить придется скоро. Нам нужен мир, а не война! Зеленый шум родного бора, Нам школа каждому нужна И сад у мирного порога, Отец и мать, и отчий дом. На белом свете места много И пусть мы счастливо живем! Исполняется музыкальная хореографическая композиция «должны смеяться дети".

Литература
  • День Защитника Отечества литературно-музыкальная композиция 16 сценарий

    Сценарий

    Сцена - пространство у стены зала. Левый край сцены может изображать княжеский терем, правый - лес. Посередине сцены стоит ширма. На сцену выходит Ведущий.

  • План проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической, посвящённый 66 летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Дню защитника Отечества №

    Документ

    проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической, посвящённый 66 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Дню защитника Отечества

  • Программа развития моу «Никологорская средняя общеобразовательная школа»

    Программа

    Как личность, способная к адаптации и самореализации в меняющихся экономических, социальных и психологических условиях развития общества и государства;

  • План мероприятий, посвященных празднованию 75-летия Алтайского края и 70-летия 35-й Краснознаменной Орденов Кутузова и Александра Невского ракетной дивизии, в образовательных учреждениях городского округа зато сибирский Алтайского края

    Презентация

    Создание «Творческого отряда» для встречи с ветеранами ВОВ (совместно с сотрудниками Управления соц. защиты населения по ЗАТО Сибирский) с вручением сборника детских стихов воспитанников литературной студии «Слово», памятных сувениров

  • Литературно - музыкальная композиция посвящена Дню защитника Отечества. В ней говорится о наших великих победах: Куликовской битве, Бородинском сражении, сражении под Прохоровкой. Ценность разработке придают ссылки для скачивания видеоклипов к мероприятию (видеоклипы на песни "Журавли", "Был пацан", "Комбат", видеоклип на песню Бичевской, Евгения Куликова), фрагменты кинофильмов ("Война и мир", "Офицеры").

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню защитника Отечества

    «Время героев, обычно ты кажешься прошлым….».

    Цель:

    Воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны, уважение к прошлому России, чувство гордости за мужество наших воинов.

    Обобщить и систематизировать знания об исторических событиях (Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне).

    Формировать умение анализировать происходящие события.

    Подготовила и провела учитель МКОУ ВСОШ № 4 г. Артема Приморского края Лютова Л.В.

    2012 год.

    ВСТУПЛЕНИЕ


    Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
    Главные битвы приходят из книг и кино,
    Главные даты отлиты в газетные строки,
    Главные судьбы историей стали давно.

    Время героев, по самому высшему праву,
    Ты подарило далеким и близким годам
    Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
    Время героев, а что ты оставило нам?

    Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
    Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
    Ты нам оставило самое главное в жизни -
    Радость работы на мирной, счастливой земле.

    День защитника Отечества!

    Этот праздник связан с историей нашего отечества, и поэтому сегодня мы расскажем о наших великие битвах, о подвигах наших солдат, о победах, которые мы никогда не забудем.

    23 февраля… Празднику уже более 80 лет. Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает этот праздник, силы, патриотизма и добра.

    Официально считалось, что празднование 23 февраля приурочено к победе над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом в 1918 году.

    Миф о «победе под Псковом и Нарвой» был изобретен лично Иосифом Сталиным в 1938 году. Но в действительности никаких боев в этот день ни в немецких, ни в русских архивах не зафиксировано.

    Сомнения по поводу подлинности праздника высказал нарком обороны Климент Ворошилов: "…Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА (рабоче-крестьянская красная армия) к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".

    Впоследствии праздник был переименован в День Советской Армии и Военно-морского Флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День Защитника Отечества, день настоящих мужчин.

    Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству - это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

    Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

    Чтоб стать железом, мало быть рудой.

    Ты должен переплавиться, разбиться

    И, как руда, пожертвовать собой.

    Какие бури душу захлестнули!

    Но ты солдат и все сумей принять -

    От поцелуя женского до пули,

    И научись в бою не отступать.

    Готовность к смерти - тоже ведь оружье,

    И ты его однажды примени...

    Мужчины умирают, если нужно,

    И потому живут в веках они.

    (Михаил Львов)

    Слово "армия" происходит от латинского слова "armo" "вооружаю". Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Около шестидесяти лет назад наша Советская Армия разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

    А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России.

    Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме "Офицеры" один из главных героев говорит: "Есть такая профессия Родину защищать!"

    (Видео 1) Видеоклип «Офицеры» (видеофрагмент из кинофильма)

    ПЕРВАЯ ГЛАВА

    Год 1237... Монгольский хан Батый собрал огромную армию и захватил русские города и села. Рязань, Владимир, Киев были разорены.

    Одерживая победы в кровопролитных битвах, татары шли огромным войском, как смерч, сжигая русские города, убивая и угоняя людей в рабство. Более двухсот лет продолжалась тягостная зависимость России от Золотой Орды, более двухсот лет страдала наша земля под гнетом захватчиков. За малейшее неповиновение, за невыплаченную вовремя дань они грабили города и села, истребляя и старых и малых. В разрушенных селеньях, казалось, навсегда умолкли смех и веселые песни, только стенания да плач слышались в них.

    Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!

    Не можете ли, ветры, горы раскачати?

    Гусли мои, гусли, звончатыя гусли,

    Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

    У меня, у вдовушки, четыре кручины,

    Четыре кручины да пятое горе,

    Да пятое горе, что нет его боле!

    (Народная песня)

    Долгим и трудным было время монголо-татарского ига. Наш народ никогда не забудет безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом, потому что

    И лучше жить перестать иль вовсе не родиться,

    Чем племенем чужим под иго покориться.

    (Озеров. Трагедия.)

    И именно битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.

    Битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарских войск под началом Мамая состоялась 8 сентября 1380 года на широком Куликовом поле между реками Непрядва и Дон. Тихое пристанище болотных птиц – куликов, стало местом, где русское войско остановило Золотую Орду, собравшуюся в новый набег на нашу землю.

    Благословение на битву Дмитрий получил у игумена Сергия из Радонежского монастыря. Сергий предрек князю победу и, согласно легенде, послал с ним «на брань» двух иноков своей обители – Пересвета и Ослябю, погибших в бою.

    Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву.

    Нам не нужно победы без правды,

    нам без истины радости нет! –

    крестным знаменьем небо Непрядвы

    осеняет чернец Пересвет.

    Нет на нем ни меча, ни кольчуги –

    только ряса и только копье.

    Кони топчутся… Стонут подпруги….

    В небе с криком кружит воронье.

    Бьет копытами конь Челубея,

    Пересвет подобрался в седле.

    С нами правда! – уже холодея,

    он шептал, припадая к земле….

    (Видео 2) Видеоклип на песню Жанны Бичевской (с видеофрагментом мультфильма)

    Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича: он ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.

    Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Была ликвидирована реальная угроза тотального погрома русской земли, последствия которого трудно вообразить. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Восемь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.

    Он упал на цветы полевые

    С половецкой стрелою в груди,

    Смотрят в небо глаза неживые…

    Мать! Любимого сына не жди!

    Озарила поля роковые

    Кровяная луна с высоты,

    Заглянула в глаза неживые,

    На шеломы, колчаны, щиты….

    (Александр Ширяевец. После побоища.)

    Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. По подсчетам историков на поле Куликовом сошлось несколько десятков тысяч воинов. Здесь в крови Мамаева побоища зарождалась будущая Россия. Куликовская битва явилась коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.

    (Видео 3) Видеоклип на песню Евгения Куликова

    ВТОРАЯ ГЛАВА

    А теперь вспомним 1812 год… Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Фонвизин и др. Однако русских людей опять ждала беда: 12 июня 1812 года император Франции Наполеон, покорив всю Европу, напал на Россию. Началась Отечественная война, всенародная освободительная война ….

    Россия могла тогда противопоставить 600-тысячной армии Наполеона только 230 тысяч русских солдат. Русский император назначил главнокомандующим русского генерала Михаила Илларионовича Кутузова. Сначала русские войска отступали… Но у села Бородино, в 108 верстах от Москвы было выбрано поле битвы с французской армией.
    Самое знаменитое сражение Отечественной войны 1812 года - Бородинское -состоялось 26 августа, длилось оно 15 часов.

    В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага - 135 тысяч. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка (13 см.). Французы были поражены стойкостью русских солдат.

    Живые с мертвыми сравнялись,

    И ночь холодная пришла,

    И тех, которые остались,

    Густою тьмою развела.

    И батареи замолчали,

    И барабаны застучали,

    Противник отступил;

    Но день достался нам дороже!

    В душе сказав: помилуй боже!

    На труп застывший, как на ложе,

    Я голову склонил. (М.Ю.Лермонтов)

    Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 год, оно разрушило мечту Наполеона о захвате России одним ударом. Через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел остатки своей армии из России.

    (Видео 4) Фрагмент кинофильма «Война и мир».

    ТРЕТЬЯ ГЛАВА

    Новое страшное всенародное горе обрушилось на нашу Родину в 1941 году:

    Завтра рощ испугаются птицы,
    Завтра птиц не признают леса…
    Это все только завтра случится,
    Через 24 часа…
    Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
    И пограничник протянул к ним руки,
    А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
    Влезали в танки, закрывая люки…
    Такою все дышало тишиной,
    Что вся земля еще спала, казалось…
    Кто знал, что между миром и войной
    Всего каких-то пять минут осталось…

    (Николай Ушаков)

    На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года, до 9 мая 1945 года наши деды боролись за освобождение родины от фашизма.

    В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. Вдумайтесь в эти цифры - 97 из 100!

    От Бреста до Берлина – 2.600км. Вроде бы и не так много: самолет долетит часа за 4, поезд домчится за 40. А если пешком, а если отступая, пятясь назад, идя голодным под дождем и снегом, а главное – под пулями? Вот тогда - 4 года, а точнее 1418 дней, более 34 тысяч часов. Часов голода, ужаса, смерти, боли.

    Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли.

    (Видео 5) Видеоклип на песню «Журавли».

    В ходе В.О.войны было 10 главных сражений, из которых первые два по значимости – битва под Москвой и Сталинградом. А третьим решающим ударом стало сражение на Курской дуге в 1943 году. Именно тогда произошло танковое сражение на поле возле поселка Прохоровка.

    Поражение фашистов в Сталинграде и под Москвой подорвало военную мощь и моральный дух немецкой армии. Чтобы повернуть ход войны в свою пользу, гитлеровское командование решило провести крупное летнее наступление на центральном участке фронта – возле городов Орел, Курск и Белгород.

    Немцы операцию назвали “Цитадель”, что означает “крепость”. И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость. Противник старался сохранить в тайне свои планы. Но советская разведка узнала о них заранее. Но что делать? Маршал Г.К.Жуков предложил организовать жесткую оборону, сосредоточив противотанковую самоходную артиллерию, авиацию против танковых клиньев фашистов, выбить их, а после этого перейти в решительное наступление. Была создана глубоко эшелонированная оборона: минные поля, окопы, траншеи. Операцию по разгрому гитлеровских войск назвали «Кутузов». Так в 20 веке переплелись история и современность.

    Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в истории. Битва, развернувшаяся на громадной территории – Орел, Курск, Белград. Здесь мы превзошли врага не только в героизме, но и в технике. Не помогли гитлеровцам ни “тигры”, ни “фердинанды”, ни “пантеры”. Героизм проявлял каждый советский солдат.

    Старший лейтенант А.Горовец – в одном бою сбил 9 юнкеров, ни до него ни после него никто этого не делал. Горовец совершил то, что в авиации теоретически считалось невыполнимым и невозможным.

    Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

    Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

    На живых порыжели от крови и глины шинели,

    на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

    Расцвели и опали… Проходит четвертая осень.

    Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

    Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

    нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

    (Семен Гудзенко)

    В деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200 танков.

    “Итак, утром 12 июля 1943 года две лавины танков встретились и прошли в боевом порядке одна в одну как проходят в промежутки зубья двух гребней. Все вокруг, на многие километры закрутилось вихрем. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды. Столкновение танков, наверное, правильнее было сравнить со столкновением двух клубков картечи, посланных с огромных пушек навстречу друг другу. Два клубка слились в один, чрезвычайно большой, и до самой ночи этот огромный клубок крутился, обжигая землю, сжигая самого себя. Сначала с обеих сторон танкам помогали артиллерия и авиация. Но вскоре пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой можно было попасть в свой танк, так перемешались советские и немецкие машины. Артиллерия и авиация теперь действовали на флангах битвы, нанося удары по резервам, которые спешили к бою.

    Танки то сходились на близкие дистанции, то расходились, намереваясь попасть один одному в борт. Когда выходила из строя танковая пушка или кончались снаряды, танкисты шли на таран. Стальные машины сталкивались с неимоверным грохотом. С зияющими пробоинами в броне с сорванными гусеницами и башнями горели сотни танков. Поднимались столбы густого дыма и постепенно разливались в воздухе. Боеприпасы, которые были внутри охваченных пламенем танков, взрывались, и огромные языки пламени, тысячи искр летели во все стороны. Башни с грохотом падали на землю. Об отступлении, о выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Враг бился жестко, умело, свирепо”.

    12 июля 1943 года – знаменательный день российской истории, 12 июля состоялось танковое сражение под Прохоровкой, обеспечившее нам победу во всей Курской битве.

    Весь под ногами шар земной.

    Живу. Дышу. Пою.

    Но в памяти всегда со мной

    Погибшие в бою.

    Пусть всех имен не назову,

    Нет кровнее родни.

    Не потому ли я живу,

    Что умерли они?..

    (Степан Щипачев)

    ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА

    Но наше мероприятие было бы неполным, если бы мы не рассказали еще об одной страничке – о Чечне, с ее болью, страданиями, с невинно погибшими ребятами.

    Пять лет прошло после вывода советских войск из Афганистана. Но в декабре 1994 года наши войска вошли на территорию Чечни. Указ о начале военных действий подписал Б.Н.Ельцин. Вот строки из газеты «Комсомольская правда» от 5 января 1995 года: «Россия вступила в 1995год по колено в крови. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, желаем счастья, здоровья, а в Грозном в эти минуты умирают люди, наши мальчишки, сыновья, братья, мужья».

    (Видео 6) Видеоклип «Был пацан».

    И улетают секунды в прошлое,

    Им обратной дороги нет,

    Что с того, что мы мало прожили,

    Что с того, что нам двадцать лет.

    (Л. Молчанов)

    Война в Чечне – еще одна рана в нашей душе. Не должны гибнуть солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в школах.

    Люди добрые! Разум включите!

    И создайте заслон войне!

    Не продай свою совесть, Россия,

    Не поддайся бесчинству, народ!

    Только вместе – большая мы сила!

    Только вместе – великий народ!

    Есть такая профессия Родину защищать!"

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Сегодня мы еще раз вспомнили наши великие победы, подвиги наших солдат. Но как все-таки хочется верить, что пройдут все войны, что не будут больше жены оставаться вдовами, что не будут матери всю жизнь оплакивать своих сыновей.

    Шибаева Виктория, ученица 9 класса СОШ № 32 г. Рыбинск

    В реферате раскрывается тема защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 32 имени академика А.А. Ухтомского

    Реферат по искусству

    «Образы защитников Отечества

    в музыкальном искусстве»

    Выполнен ученицей 9-а класса

    Шибаевой Викторией Андреевной

    Научный руководитель

    Щербак Эллина Юрьевна,

    учитель музыки МОУ СОШ № 32

    Рыбинск

    2013

    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    1. в песнях Великой Отечественной войны. . . . . .4
    2. Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы. . .7
    3. Отображение темы защиты Отечества в инструментальных произведениях. . . . . . . . .10

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

    Информационные источники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

    Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

    Введение

    Актуальность .

    История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.

    Цель исследования : раскрыть тему защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

    Задачи исследования :

    1. Выявить примеры темы защиты Отечества в песнях.
    2. Рассмотреть примеры темы защиты Отечества в вокальной музыке.
    3. Исследовать примеры отображения темы защиты Отечества в инструментальных произведениях.

    Практическая значимость. Данный реферат может быть использован на уроках мировой художественной культуры, искусства, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

    1. Отображение темы защиты Отечества в песнях

    Великой Отечественной войны

    Во время войны любили и ценили песню. «В ночи песня – свет, в жару – тень, в мороз – телогрейка», – говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны. Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад, а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. Так началось создание «песенной летописи» Великой Отечественной войны.

    «Три танкиста». Шёл 1938 год. Фашисты оккупировали Австрию, а на Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой весёлой музыкальной кинокомедии «Трактористы». Было решено начать фильм с песни. Режиссёр Иван Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема подвига славных героев-танкистов, участников боёв на Хасане.

    «Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и поэтому определённое представление об этом грозном роде войск у меня было, – вспоминал Борис Ласкин. И начали складываться строчки:

    На границе тучи ходят хмуро,

    Край суровый тишиной объят.

    У высоких берегов Амура

    Часовые Родины стоят…»

    С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс (приложение 1). «Этому трудно поверить, – говорил он потом, – но песня была готова через 30-40 минут». Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:

    Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

    Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

    Три танкиста, три весёлых друга, Три танкиста, три весёлых друга,

    Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.

    «Священная война» . Шёл третий день войны. Москва – настороженная, собранная, готовая к обороне. Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война»:

    Вставай, страна огромная,

    Вставай на смертный бой

    С фашистской силой темною,

    С проклятою ордой …

    Газету со стихами один из командиров Красной Армии показал руководителю прославленного Красноармейского ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора – в них было то, чем жил он сам все эти первые военные дни, его мысли и чувства. По дороге с репетиции домой Александров вновь и вновь перечитывал стихи. Постепенно, как бы сам собой возник их музыкальный образ, услышалась мелодия (приложение 2).

    Во время первого исполнения песни на Белорусском вокзале артисты и бойцы испытали настоящее потрясение – потрясение, которое бывает, когда соприкоснешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Солдаты, сидевшие на деревянных сундучках с нехитрым военным скарбом, курившие, вдруг встали после первого же куплета «Священной войны», загасили самокрутки и в наступившей напряженной тишине стоя слушали песню. Потом песню требовали повторить ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова. Усиленная репродукторами «Священная война» неслась над перронами вслед уходящим эшелонам.

    А.В. Александров так напутствовал первую группу ансамбля, отправлявшуюся на фронт: «Мы – бойцы Красной Армии. Нам с вами дано прекрасное боевое оружие – песни. И пусть каждое наше выступление будет грозным ударом по врагу».

    «Катюша». Песню «Катюша» поэт Михаил Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом посёлке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку «выходила на берег Катюша», Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Вскоре композитором Матвеем Блантером была написана и мелодия (приложение 3).

    Во время войны каждый солдат, певший «Катюшу», испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращён призыв сберечь родную землю. Удивительный случай произошел с песней во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня «Катюша». Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню во второй раз.

    – Братцы! – вдруг вскричал молоденький солдат. – Да ведь это наша «Катюша» у немцев в плену!

    – Не бывать тому! – воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из нашего окопа звучала «Катюша».

    Вскоре немцы познакомились с ещё одной «Катюшей». Только на этот раз её «исполняли» реактивные миномёты, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

    Многие песни военных лет – это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.

    «Прощайте, скалистые горы». Рыбачий! Легендарный полуостров у 69 параллели – здесь проходил участок государственной границы, который ни разу за всю войну так и не удалось перешагнуть фашистам. Моряки прозвали его «гранитным линкором». Дело в том, что защитники Рыбачьего с первых же дней войны оказались отрезанными от материка. С трёх сторон их окружало Баренцево море, а со стороны суши – фашисты. И так – почти сорок месяцев!

    Гитлер требовал от своих генералов во что бы то ни стало захватить хотя бы часть полуострова. Но стойкость и мужество североморцев перечеркнули все планы захватчиков. Отсюда, от скалистых гор Рыбачьего, уходили в море бесстрашные десантники, громившие фашистов на вражеском берегу. Среди экипажа «гранитного линкора» был боец морской пехоты, а затем сотрудник фронтовой многотиражки Николай Букин. Он-то и написал стихи, ставшие вскоре одной из любимых песен военных моряков. Да и не только моряков (приложение 4).

    Стихи эти в 1943 году прочитал композитор Евгений Жарковский, морской офицер. Он давно уже искал стихотворение о героях Рыбачьего, которое можно было бы положить на музыку.

    – Стихи произвели на меня большое впечатление, – рассказывал композитор. – Настроение поэтических строчек выразительно передавали чувства людей, уходящих от родных берегов в свирепое Баренцево море для смертельной схватки с врагами.

    Песня, написанная в характере матросского вальса, была опубликована в газетах Северного флота и Беломорской флотилии. Все сразу же стали считать её своей, и подводники, и морские пехотинцы, и те, кто служил на надводных кораблях, и лётчики.

    Песня «Прощайте, скалистые горы» была и остаётся символом сражавшегося Заполярья. Каждые тридцать минут она звучит на берегу Кольского залива у монумента в честь подвига моряков-североморцев. Звучит и в Мурманске возле пирамиды из якорей – памятника морякам торгового флота, погибшим в войну.

    «Шумел сурово брянский лес» . Авторы композитор С. Кац и поэт А. Софронов вспомнили старую народную песню «Ревела буря, дождь шумел» и забытую песню времен Отечественной войны 1812 года «Шумел, гудел пожар московский». В этих песнях была выражена душа народа, патриотизм и мужество русских людей. Так родилось название, а с ним и первые строчки будущего партизанского гимна – «Шумел сурово брянский лес». Песня сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Исполнять ее можно было вполголоса в лесу, в землянке, у костра (приложение 5).

    Сегодня в центре Брянска на монументе, воздвигнутом в честь партизан, можно прочитать выбитые навечно строчки этой песни, а мелодия ее стала музыкальной эмблемой города – позывными Брянского радио.

    1. Отображение темы защиты Отечества в

    вокальных произведениях крупной формы

    Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки была впервые поставлена 9 декабря 1836 года. Главное чувство, рождаемое этой музыкой, – чувство Родины. Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер. Глинка явился первопроходцем, создававшим совершенно новый образный мир, раскрывая его новым музыкальным языком – русским.

    Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

    Подвиг костромского крестьянина вдохновлял поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

    Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина – одно из лучших произведений русской музыки, воспевших героизм русского народа, его славное прошлое. В основе либретто – события далеких и трагических времен борьбы Руси со «степью», описанные неизвестным автором в «Слове о полку Игореве». В нелегких условиях, в течение многих лет создавалась опера «Князь Игорь». Приступая к работе над оперой, Бородин обратился к огромному количеству исторических материалов, касающихся изображаемой им эпохи. Помимо материалов по «Слову о полку Игореве», Бородин тщательно изучил различные летописи, «Историю государства Российского» И.Н. Карамзина, «Историю России с древнейших времен» С. Соловьева и работы других историков из «Русского исторического сборника», издаваемого Обществом истории и древности российских. Не прошли мимо его внимания и научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни угорских народов.

    Работая над первоисточниками, композитор многое изменил в соответствии со своим замыслом, многое исключил совсем, а кое-что дополнил, усилив не только психологизм образов, но и патриотическое звучание всего произведения. В опере параллельно развиваются два основных драматургических конфликта: первый – между русскими и половцами; второй – внутри русского лагеря. Все это выявлено средствами музыки, ярко, убедительно. Образ главного героя оперы – князя Игоря подлинно историчен, конкретен, композитор обобщает его, наделяет лучшими чертами русских доблестных витязей, сохраняя конкретность, неповторимость этой личности. Лирика оперы не контраст, а дополнение к героическим образам. Всю оперу обрамляют Пролог и Эпилог. Их музыка исполнена благородной величавости, высокой поэтичности, красоты, поражающей суровой простотой, национальным своеобразием. Образ благородного князя Игоря предстает в звучании величаво-скорбных аккордов, передающих глубокие раздумья о судьбах Родины.

    Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.

    Семь частей кантаты «Александр Невский» – семь ярких, красочных музыкальных картин, словно выхваченных из отдаленной эпохи; и вместе с тем каждая из них – определенный этап в развитии общей идеи произведения. С великолепной правдивостью выразил композитор психологическую суть двух противостоящих сил. Это не просто красочные обобщенные портреты. А два непримиримо враждебных мира, противопоставленных на поле сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро - монголы, затем тевтонские псы-рыцари. Музыкальные характеристики и тех и других необычны ярки, психологически точны, конкретны.

    Образ Руси – народные хоры, лирическое соло женского голоса, чисто инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями, близкими к народной русской песенности. Чувства, выраженные музыкой, очень разнообразны. Крестоносцы же обрисованы музыкой менее разнообразной – в основном зловещей, агрессивной, все это создает образ тревожно – жуткий, лишенный человеческого тепла. В эпилоге кантаты – «Въезд Александра Невского во Псков» – звучит торжественно и величаво хор, прославляющий победителей. Здесь, знакомые образы предстают как бы укрупненными, еще более значительными и звучат солнечно, ликующе. Горделивую радость за свою историю, за ее героев рождает эта музыка. Огромна сила ее художественного и эмоционального воздействия.

    Опера «Война и мир» С.С. Прокофьева стала главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны. Он и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образы великого произведения Льва Толстого. Начало Великой Отечественной войны сделало эту тему особенно близкой и актуальной. Прокофьев отобрал из текста Толстого лишь то, что считал наиболее важным, сосредоточив внимание на двух темах – теме мирной жизни и теме войны. Во второй половине оперы, рисующей события Отечественной войны 1812 г., Прокофьев показывает стойкость русского народа перед лицом суровых испытаний. Народно-массовые сцены изложены ясно, просто, «плакатно». Музыка живо рисует панораму событий и вместе с тем передает самые различные чувства участников трагедии. Композитор использует тексты солдатских песен о 1812 годе, воспроизводит мелодический склад и интонации русских народных песен. Звучание медных инструментов оттеняет решительный, мужественный характер музыки. В опере «Война и мир» в полной мере проявился замечательный дар Прокофьева как портретиста, мастера выразительных музыкальных характеристик. В центре оперы – образ полководца фельдмаршала Кутузова, его обращение к войскам и величавый хор народа на теме солдатской песни «Как пришёл к народу наш Кутузов». Кутузов является воплощением эпической силы и народной мудрости, в его теме интонации маршевости и гимничности.

    1. Отображение темы защиты Отечества

    в инструментальных произведениях

    Торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского создавалась к 80-летию победы над французами-захватчиками во время подготовки к открытию Храма Христа Спасителя. Эта монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра.

    Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но её образы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. Во вступлении проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди Твоя», темы тревоги и героических военных сигналов. В экспозиции введены контрастные друг другу темы, символизирующие враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных», с которой композитор связывал молодецкую отвагу русских воинов, и «Марсельеза», которая рисует образ врага, характеризует нашествие.

    Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо воспроизводит фанфарную тему вступления в сопровождении колоколов. На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России «Боже, царя храни». Таким образом, была воплощена главная мысль увертюры: оплот России – это триединство Православие, Самодержавие, Народность. Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта. В заключительном грандиозном финале создается впечатление всхода величавой процессии на вершину холма, откуда взор, ликуя, озирает широко раскинувшийся горизонт и впереди и внизу привольно русский город, дорогой сердцу народа.

    Первое исполнение увертюры «1812 год» состоялось 8 августа 1882 г. в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки. Вопреки мнению Чайковского, считавшего, что увертюра «не заключает в себе, кажется, никаких серьезных достоинств», успех ее возрастал с каждым годом. Еще при жизни Чайковского, она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора. Имела она большой успех и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе. Под влиянием успеха, Чайковский изменил к ней отношение, включая ее в свои авторские концерты и иногда, по требованию публики, исполняя «на бис» (Одесса, зима 1893 года).

    Симфония № 2 «Богатырская» А.П. Бородина одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса . Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам М. Балакиреву, Ц. Кюи, Н. Римскому-Корсакову и М. Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку. Горячий и скорый на громкие определения Владимир Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название «Славянская героическая». Однако Владимир Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил «Богатырская». Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

    В симфонии 3 части.

    Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый – могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

    Вторая часть – стремительное скерцо, первая тема которого вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам.

    Третья часть, призванная, по словам самого Бородина, передать образ Бояна – легендарного древнерусского певца, носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

    Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем – величием. Основной музыкальный образ главная тема сонатной формы размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

    Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича – одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. История мирового искусства еще не знает подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось бы под непосредственным впечатлением только что происходящих событий. Обычно крупные сочинения вынашиваются долго, сосредоточенно. Здесь же оказалось достаточно одного месяца, чтобы чувства и мысли миллионов его современников, воплотились в совершенные формы и высокохудожественные образы.

    Конкретное историческое событие – борьба с фашизмом – приобретает в этой музыке обобщенную трактовку. Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. И мелодии, характеризующие его, – широкие, напевные – напоминают русские народные песни. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов-антиподов, которые носят определенный характер.

    В симфонии 4 части, каждая из них, как бы дополняет предыдущую.

    Скрипки рассказывают о безбурном счастье. В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны – короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок. Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. Но человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и голоса фаготов, могущественнее грохота кожи, натянутой на барабаны. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее рев. Слышен только раздумчивый и суровый – после стольких потерь и бедствий – человеческий голос фагота. Перед умудренным в страданиях взором человека – пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

    Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и бороться. Вся гигантская четырехчастная симфония стала великим памятником подвигу Ленинграда.

    После куйбышевской премьеры симфонии прошли в Москве и Новосибирске под управлением Мравинского, но самая замечательная, поистине героическая состоялась под управлением Карла Элиасберга в осажденном Ленинграде. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу – подкормить, подлечить, поскольку все простые жители города стали дистрофиками. В день исполнения симфонии – 9 августа 1942 года – все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере. И белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу.

    Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как событие огромной важности. Вскоре из-за рубежа стали поступать просьбы выслать партитуру. Между крупнейшими оркестрами западного полушария разгорелось соперничество за право первого исполнения симфонии. Выбор Шостаковича пал на Тосканини. Через мир, охваченный огнем войны, полетел самолет с драгоценными микропленками, и 19 июля 1942 года Седьмая симфония была исполнена в Нью-Йорке. Началось ее победное шествие по земному шару.

    Заключение

    Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

    1. В суровое время, в годы войны песня стала мощным оружием, неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала отклик в сердцах каждого человека. Сколько их – прекрасных, незабываемых песен! В них отразились и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат.
    2. Классическая музыка XIX и XX веков нерасторжима с жизнью народа, его историей. В вокальных произведениях крупной формы: операх «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Война и мир» отражены героические подвиги. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении – тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.
    3. В инструментальных произведениях воплотились и скорбные переживания, раздумья, и вера в безграничность духовных сил народа, непримиримость, неприятие зла. Благодаря этому нам ближе, понятнее становятся наши предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

    Многообразен мир чувств и мыслей, разнообразны исторические события, отображенные в этой музыке, различны средства музыкальной выразительности. Главным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к родному русскому народу.

    Информационные источники

    1. Вайдман П. Е. Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора [Электронный ресурс]. – http://www.tchaikov.ru/1812.html
    2. Героика в русской и советской музыке [Текст]. – Л.С. Третьякова. – М.: Знание, 1985.
    3. Героика в произведениях русских композиторов [Электронный ресурс]. – http://festival.1september.ru/articles/514453/
    4. Михеева Л. Бородин. Вторая симфония («Богатырская») [Электронный ресурс]. – http://www.belcanto.ru/s_borodin_2.html
    5. Музыка времён Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс]. – http://www.otvoyna.ru/pesni.htm
    6. Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная культура советского периода. Для VII класса детской музыкальной школы [Текст]. – М.: Музыка, 2003.
    7. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская [Текст]. – М.: Музыка, 1985.
    8. Розанова Ю.А. История русской музыки. Т.2, кН. 3. Вторая половина XIX века. П.И. Чайковский [Текст]. – М.: Музыка, 1981.
    9. Священная_война [Электронный ресурс]. – wikipedia.org/wiki/
    10. Советская музыкальная литература. Вып. 1: Учебник для музыкальных училищ [Текст]. – М.: Музыка, 1981.
    11. Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия [Текст]. – М.: Сов. Россия, 1985.

    Приложение 1

    «Три танкиста»

    Музыка Дм. И Дан. Покрассов слова Б. Ласкина

    На границе тучи ходят хмуро,

    Край суровый тишиной объят.

    У высоких берегов Амура

    Часовые Родины стоят.

    Там врагу заслон поставлен прочный,

    Там стоит, отважен и силён –

    У границ земли дальневосточной

    Броневой ударный батальон.

    Там живут – и песня в том порука –

    Нерушимой крепкою семьей

    Экипаж машины боевой.

    На траву легла роса густая,

    Полегли туманы широки,

    В эту ночь решили вражьи стаи

    Перейти границу у реки.

    Но разведка доложила точно –

    И пошёл, командою взметён,

    По родной земле дальневосточной

    Броневой ударный батальон.

    Мчались танки, ветер подымая,

    Наступала грозная броня.

    И летели наземь вражьи стаи

    Под напором стали и огня.

    И добили – песня в том порука –

    Всех врагов в атаке огневой

    Три танкиста – три весёлых друга –

    Экипаж машины боевой!

    Приложение 2

    «Священная война»

    Музыка А. Александрова Стихи В. Лебедева-Кумача

    Вставай, страна огромная,

    Вставай на смертный бой

    С фашистской силой темною,

    С проклятою ордой!

    Пусть ярость благородная

    Вскипает, как волна!

    Идет война народная,

    Священная война.

    Дадим отпор душителям

    Всех пламенных идей,

    Насильникам, грабителям,

    Мучителям людей!

    Не смеют крылья черные

    Над Родиной летать,

    Поля ее просторные

    Не смеет враг топтать!

    Встает страна огромная,

    Встает на смертный бой

    С Фашистской силой темною,

    С проклятою ордой.

    Приложение 3

    «Катюша»

    Музыка М. Блантера Стихи М. Исаковского

    Расцветали яблони и груши,

    Поплыли туманы над рекой.

    Выходила на берег Катюша

    На высокий берег, на крутой.

    Выходила, песню заводила

    Про степного сизого орла,

    Про того, которого любила,

    Про того, чьи письма берегла.

    Ой ты, песня, песенка девичья,

    Ты лети за ясным солнцем вслед

    И бойцу на дальнем пограничье

    От Катюши передай привет.

    Пусть он вспомнит девушку простую,

    Пусть услышит, как она поет,

    Пусть он землю бережет родную,

    А любовь Катюша сбережет.

    Расцветали яблони и груши,

    Поплыли туманы над рекой.

    Выходила на берег Катюша,

    На высокий берег, на крутой.

    Приложение 4

    «Прощайте, скалистые горы»

    Музыка Е. Жарковского Стихи Н. Букина

    Прощайте, скалистые горы,

    На подвиг Отчизна зовёт!

    Мы вышли в открытое море,

    В суровый и дальний поход.

    А волны и стонут, и плачут,

    И плещут на борт корабля…

    Растаял в далёком тумане Рыбачий,

    Родимая наша земля.

    Корабль наш упрямо качает

    Крутая морская волна.

    Поднимет и снова бросает

    В кипящую бездну она.

    Обратно вернусь я не скоро,

    Но хватит для битвы огня.

    Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,

    Как море мертво без меня.

    Нелёгкой походкой матросской

    Иду я навстречу врагам.

    А после с победой геройской

    К скалистым вернусь берегам.

    Хоть волны и стонут, и плачут,

    И плещут на борт корабля,

    Но радостно встретит героев Рыбачий,

    Родимая наша земля.

    Приложение 5

    «Шумел сурово брянский лес»

    Музыка С. Каца Стихи А. Софронова

    Шумел сурово Брянский лес,
    Спускались синие туманы,
    И сосны слышали окрест,
    Как шли на битву партизаны.

    Тропою тайной меж берез
    Спешили дебрями густыми,
    И каждый за плечами нес
    Винтовку с пулями литыми.

    В лесах врагам спасенья нет.
    Летят советские гранаты.
    И командир кричит им вслед:
    «Громи захватчиков, ребята!

    Шумел сурово Брянский лес,

    Выполнила ученица 9 –а класса Шибаева Виктория Андреевна Научный руководитель Щербак Эллина Юрьевна © МОУ СОШ № 32, Рыбинск, 2013

    Композиторы-песенники братья Покрасс Песня «Три танкиста»

    Василий Иванович Лебедев-Кумач Песня «Священная война»

    Михаил Исаковский Песня «Катюша»

    Николай Букин Песня «Прощайте скалистые горы»

    Анатолий Софронов Песня «Шумел сурово брянский лес»

    Михаил Иванович Глинка Опера «Иван Сусанин»

    Александр Порфирьевич Бородин Опера «Князь Игорь»

    Сергей Сергеевич Прокофьев Кантата «Александр Невский» Опера «Война и мир»

    Петр Ильич Чайковский Храм Христа Спасителя Торжественная увертюра «1812 год»

    Александр Порфирьевич Бородин Симфония № 2 «Богатырская»

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович Седьмая симфония «Ленинградская»