Сообщение литература как искусство слова. Разработка IV

Религиозные догмы гласят: «Вначале было слово». И сейчас бессмысленно спорить о том, действительно ли это так. Слова - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого человека. Благодаря им мы имеем возможность получать или передавать важную информацию, узнавать что-то новое. Слова воспринимаются чем-то обычным, но только в умелых умах они могут стать настоящим произведением искусства, которое все привыкли называть литературой.

Из глубин истории

Литература как искусство слова возникла еще в давние времена. Тогда наука и искусства переплетались, а ученые были как философами, так и писателями. Если обратиться к мифологии Древней Греции, то в ней можно отчетливо увидеть единство искусства и науки. Мифы о музах, дочерях Зевса, рассказывают о том, что эти богини покровительствовали поэзии, науке и искусству.

Если человек не владеет знаниями по литературе, ему будет трудно изучать другие науки. Ведь только тот, кто владеет словом, может познать бесчисленную информацию, которую человечество копило на протяжении веков.

Что такое искусство?

Прежде чем отвечать на вопрос о том, почему литературу называют искусством слова, необходимо понять, что такое искусство.

В широком смысле под искусством подразумевают мастерство, исходящий продукт которого вызывает эстетическое удовольствие у потребителей. Искусство - это образное отображение действительности, способ показать мир в художественном контексте таким образом, чтобы он интересовал не только своего создателя, но и потребителей. Так же? как и наука, искусство является одним из способов познать мир во всех его аспектах.

Искусство имеет много понятий, но основное его предназначение - удовлетворять эстетические запросы индивида и прививать любовь к миру прекрасного.

Исходя из этого, можно с уверенностью заявить, что литература - это искусство. И художественная литература, как искусство слова, имеет полное право на создание собственной ниши среди всех разновидностей искусств.

Литература как вид искусства

Слово в литературе - это основной материал для создания шедевра. С помощью кружевных хитросплетений словесных оборотов, автор увлекает читателя в свой мир. Заставляет его переживать, соболезновать, радоваться и грустить. Написанный текст становится похожим на виртуальную реальность. Воображение рисует другой мир, что создается посредством словесных образов, и человек переносится в иное измерение, из которого можно выйти, лишь перевернув последнюю страницу книги.

Литература как искусство слова берет свое начало с истоков устного народного творчества, отголоски которого можно встретить во многих художественных произведениях. Сегодня литература является основой для развития многих культурных сфер человеческой деятельности.

Исток

Художественная литература как искусство слова стала первоосновой для создания театра. Ведь на основе произведений великих писателей разыгрывались многие театральные представления. Благодаря литературе было создано и оперное искусство.

Сегодня на основе текстовых сценариев снимают фильмы. Некоторые киноленты экранизируют известные художественные произведения. Особо популярные из них «Мастер и Маргарита», «Анна Каренина», «Война и мир», «Эрагон» и другие.

Часть общества и лидер искусства

Литература - это неотъемлемая часть общества. Именно в ней сосредоточен общественный, исторический и личный опыт в освоении мира. Благодаря литературе человек поддерживает связь с предыдущими поколениями, имеет возможность перенимать их ценности и лучше понимает структуру мироздания.

Литературу по праву можно назвать лидером среди других видов искусства, ведь она имеет огромное влияние не только на развитие отдельного индивида, но и на человечество в целом. Исходя из всего выше сказанного, литература, как искусство слова, стала объектом изучения на уроках в 9-м классе. Подобного рода уроки должны иметь определенную структуру. Ученики не только должны легко освоить информацию, но и быть заинтересованными весь урок.

Литература - искусство слова

Цель такого занятия: дать ученику понять, что литература - это своеобразный вид искусства, основным инструментом которого является слово. Соответственно, тема: «Литература как искусство слова».

Один из оптимальных учебных планов урока может иметь следующую структуру:

  1. Эпиграф. Можно выбрать среди цитат известных людей об искусстве или прекрасном.
  2. Постановка проблемы. Как вариант, можно навести примеры из современной жизни, где много внимания уделяют политике, технике и науке, забывая при этом об обычных людских потребностях и искусстве в целом.
  3. Введение. Логично будет продолжить развивать проблематику. Стоит упомянуть о том, что художественная литература уже не занимает так много места в школьной жизни, как это было ранее. На смену ей пришли компьютеры, телевизоры, Интернет и телефоны. Чтобы заинтересовать учеников, можно пересказать краткое содержание книги Рея Бредбери «451° по Фаренгейту». В этой антиутопии рассказывается о городе, где чтение находится под строгим запретом. Людей, которые хранят книги, приговаривают к смертной казни, а их дома сжигают. И что, казалось бы, интересного в этих книгах? Но раз люди готовы за них умирать, значит, там действительно что-то есть.
  4. Опрос. На основе изложенного материала можно составить экспресс-анкету, в которой бы ученики написали, как бы они вели себя в городе Рея Бредбери.
  5. Литература - это искусство. Немного теории о том, что такое искусство и как возникла литература, не помешают.
  6. Художественна литература как пособие жизни. Можно привести несколько отрывков из книг классиков, где фигурируют книги. Например, рассказ А. П. Чехова «Дома».
  7. Разговор с учениками. Определить, что означает литература как искусство слова и ее роль в жизни человека. В конкретном случае следует разобрать, почему сказка превратилась в лучшего воспитателя, чем логические доводы и убеждения.
  8. Выводы . Ученики должны ответить на вопрос: «Как вы понимаете литература - это искусство слова?»
  9. Эпилог.


Секрет

После проведения урока «Литература как искусство слова» 9 класс часто задается вопросом о том, неужели писать так сложно, ведь слова доступны каждому. Возможно, все из-за подросткового максимализма, но суть не в этом.

Если говорить о сложности написания художественных произведений, то можно провести аналогию с рисованием. Допустим, есть два человека: один любит рисовать, другой предпочитает петь. Ни у одного из них нет специального художественного образования, никто не прославился как художник и не посещал специальных курсов. В целях эксперимента им выдают лист бумаги, простой карандаш и просят изобразить то, что вызовет эстетическое удовольствие.

Как и в случае со словами, они имеют одинаковые ресурсы, но результат у каждого разный. Лучший рисунок получился у человека, который любит рисовать. Возможно, у него и нет особого таланта, но окружающий мир он олицетворяет с рисунками.

Также и с литературой, секрет не в том, что слова доступным всем, а в том, чтобы уметь правильно ими пользоваться.

Простой пример

Литература как искусство слова появляется из простых, повседневных слов. Кто-то определенно скажет, что все это бессмыслица. Из ничего нельзя создать шедевр. Вот только из этого «ничего» можно создать эмоции, открыть дверь в новую Вселенную и показать, что окружающий мир не имеет границ.

Искусство слова рождается глубоко в душе писателя или поэта. Он стремится не только рассказать историю, но заставить читателя пережить определенные эмоции. Завлечь его в свой мир и поговорить о чем-то важном. Простой человек напишет: «За окном шел дождь». Писатель скажет следующее: «Капли осеннего дождя, словно погребальные слезы, стекали по стеклу».

Так рождается искусство

По сути, два этих предложения говорят о том, что на улице просто идет дождь. Но стоит «одеть» предложение в дополнительные существительные, прилагательные и определения, как оно превращается в искусство. И это искусство цепляет, завораживает и заставляет погружаться все глубже и глубже в пучины слов. А выныривая из них, каждый читатель держит в руках бесценные сокровища и незабываемые воспоминания о разговоре с писателем, которого давно нет.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Введение

Литература работает со словом - главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие - божественное представление о сути слова. Слово - основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура - та, которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура - больше отвечает потребностям человека - слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. литература обладает материалом.

Литература как искусство слова

Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни. В своей работе «Мысль и язык» (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего. Искусство - то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов. Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче «речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их». Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой. Подобная опосредованная изобразительность - свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является «затаенной живописью», вынужденной обращаться к слову.

Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:

лессинг поэтический художественная литература

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко.

Это стихотворение О. Мандельштама - своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж - лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника.

Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния - И.А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И.С. Шмелева «Человек из ресторана», состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру - клейма, рассказывающие о его житии и деяниях. Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность.

Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного - по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, - все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства - литературе.

Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

Литературу интересуют явления природы и общества, социальные вопросы, психологические и духовные проблемы личности и многое другое, что существует в реальном мире. Система и жанров отражает те или иные аспекты реальности путем драматизации, эпического повествования или лирического погружения.

Классификация литературы может быть проведена путем разделения на художественную, научную, учебную, историческую и справочную. Кроме перечисленных, существует еще много других видов литературы и постоянно возникают новые.

В свою очередь, художественная литература как вид искусства подразделяется на следующие роды: эпос, лирику и драму. Эпос включает такие жанры, как эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ и т.д. Лирика включает поэму, балладу, стихотворение и т.д. Драма - трагедию, комедию и т.д.

Эпос - один из трех основных литературных родов, отражающий реальную жизнь через повествование, описание и рассуждение.

Лирика - основной род художественной литературы, отражающий реальность через разнообразные переживания личности. Основная форма лирики - поэтическая.

Драма, наряду с эпосом и лирикой, - основной род литературы, который представлен произведениями, созданными в форме диалогов и предназначенными, как правило, для постановки на сцене.

Литература как вид искусства - феномен исторический, все ее составляющие и отдельные элементы находятся в перманентном взаимодействии. Литература - живой и подвижный процесс, художественная система образов, которая чутко отзывается на все, даже малейшие изменения, происходящие в реальной жизни.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Художественная литература (от лат. «буква», «буква») - это вид искусства, который осваивает мир в художественном слове.

Искусством называют воспроизведения жизнь в художественных образах. Оно всегда было и есть одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, ведь стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.

Существуют разные виды искусства. их условно разделяют на три типа.

К первому относятся так называемые пространственные виды искусства, к которым относят живопись, скульптуру и архитектуру, художественную фотографию. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.

Второй тип - это временные виды искусства, к которым относятся музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в руси, в его развитии, что происходит в течение определенного времени.

Третий тип - это так называемые синтетические виды искусства, сочетающие элементы как пространственных, так и временных видов. Форма изображения в театре, кино и на телевидении реализуется как в пространстве, так и во времени.

Виды искусства отличаются и тем материалом, в котором стоят их произведения и которым они пользуются для художественного воспроизведения жизни. За такими «материальными» признаками мы определяем литературу как искусство слова, по сравнению, например, со скульптурой - искусством камня или глины, живописью - искусством краски, танком - искусством ритмических движений тела, пантомимой - искусством жестов и мимики, музыкой - искусством звуков и т.д.

Литература - это самый высокий вид искусства, она имеет преимущества над другими видами, ведь работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Значение слова было акцентированное еще в Библии (Евангелия от Иоанна), где провозглашено его божественную сущность. Слово является основным элементом литературы, который создает связь между материальным и духовным.

Итак, слово - материал литературного образу. Еще немецкий философ Гегель назвал слово найпластичнішим материалом. Средствами слова - этого наиболее гибкого материала - можно воспроизводить изображаемое почти каждым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке. Прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово - единственный из материалов искусства, что дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы. Литература пользуется только словами.

В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор.

Литература существует в трех раВНОвидностях художественного текста (родах): эпос (дословно - рассказ), лирика (дословно - то, исполняемый под звуки лиры), драма (дословно - действие). Отличается один раВНОвидность от другой способом формирования художественного образа. Например, драма объединяет произведения, предназначенные для исполнения на сцене, ее жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фарс. Лирика чаще всего безсюжетна, отличается высокой эмоциональностью, субъективностью, насыщенностью художественного образа. Назначение эпоса - выложить последовательную рассказ о череде событий. В письменной литературе эпическими жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк. Характеристика каждого из этих жанров тоже требует уточнений. Так, например, исторические предания древности составили основу для средневековых рыцарского и комического романа, а потом развились в бытовой, исторический, приключенческий, любовный и другие романы.

Никакие другие художественные впечатления не могут заменить художественное чтение. Это объясняется опорой литературы на естественное речи, в котором сконцентрирован опыт человечества, ее ориентацией на творческое восприятие, на работу воображения, фантазии, на улавливание глубинного смысла (подтекста).

Виды искусства не являются изолированными, они контактируют между собой, взаимодополняют друг друга, широко и всесторонне раскрывая жизнь человека, глубины ее души. Каждый вид вносит в казну мировой художественной культуры что-то свое, новое, оригинальное. В частности мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладут в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, музыки, кино.

Всемирный литературный процесс - это историческое движение мировой литературы, которая развивается в сложных связях и взаимодействиях. Это одновременно история создания и накопления морально-этических и художественных ценностей от древнейших времен до современности.

Мировая (всемирная) литература - термин, введенный Иоганном Вольфгангом Гете в XIX ст. Гетевське понимание мировой литературы предусматривает совместное развитие литератур отдельных наций, которые, вступая во взаимодействие, в то же время сохраняют своеобразие и уникальность.

До определенного времени литературный процесс в каждой стране имел относительно замкнутый, сугубо национальный характер. Но с развитием экономических и культурных связей с многих национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Всемирный литературный процесс обусловлен развитием различных национальных литератур, которые имеют собственную своеобразие, но в то же время существуют общие закономерности, присущие литературе в целом.

Литературный процесс в разных странах и национальных культурах проходит похожие этапы, и развитие жанров, методов и стилей отражает это.

Национальная литература - литература отдельной нации, народа, которой присуща собственная национальное своеобразие, обусловлена рядом факторов (прежде всего ментальностью народа) и воспроизведена в системе содержательных и формально-стилевых особенностей, присущих произведениям представителей определенных наций.

Развитие и функционирование литературного процесса происходит как за определенной эпохи, так и на протяжении всей истории нации, страны, мира. В истории мировой литературы известны несколько этапов развития.

Каждый писатель опирается на традиции как ближайших, так и отдаленных (во времени и пространстве) предшественников, участников литературного процесса отечественной и зарубежных литератур, определенной мере используя весь опыт художественного развития человечества.

Важную роль в литературном процессе играет взаимодействие литературы с другими видами искусства, с культурными и общественными явлениями, с наукой, философией. История литературы тесно связана с историей общества, однако ей присущи собственные, внутренние законы развития.

Этапы развития мировой литературы

Мифология, устное народное творчество

Античная литература (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)

Литература эпохи Средневековья (V -Х V вв.)

Литература эпохи Возрождения (Х V -Х VII вв.)

Литература XVII ст.: барокко и классицизм

Литература эпохи Просвещения (конец XVII - XVIII ст.): просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм, рококо

Литература XIX ст.: романтизм и реализм

Литература конца XIX - второй половины XX вв.: модернизм (параллельно развиваются другие направления - реализм, романтизм)

Литература последней трети XX - начала XXI вв.: постмодернизм, развитие других направлений