Сценарий день поэзии в детском саду. Литературный вечер в старшей группе
Ведущий:
Добрый день, ребята. Я надеюсь, что сегодня здесь собрались любители поэзии. Я приглашаю вас на наш литературный конкурс, посвященный
Дню поэзии
,
который отмечается с 21 марта 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. И сегодня вам представится счастливая возможность принять участие в поэтическом состязании.
Как вы уже успели догадаться, хозяйкой сегодняшнего вечера будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи .
Ведущий:
— Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому, по-иному, от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание? Как в двух строчках человек способен ощутить целый мир?
1 ученик:
Что станет с языком в делёком далеке?
Загадывать сегодня мы не будем.
Но нам хотелось, чтоб на русском языке
Писали честные порядочные люди.
2 ученик:
И лишь книголюбы сейчас понимают,
Что блага земные из книг к нам пришли.
За тех, кто читает! За тех, кто мечтает!
За книги – сокровище нашей Земли!
Ведущий:
Огонёк свечи давно стал символом поэтических вечеров. Предлагаю всем нам, следуя давней традиции, зажечь наш очаг поэтического вечера – эти свечи.
Участники вечера зажигают свечи.
3 ученик:
Вы, огнём сердечным,
Зажгли, огонь сей, бесконечный!
Пусть свет изгонит неудачи,
Пусть по плечу вам все задачи!
Пусть он не меркнет, пусть пылает
И в завтра путь нам озаряет!
Ведущий:
Мы очень рады, что наше приглашение приняли сотрудники школьной и сельской библиотек, а так же учителя русского языка и литературы.
Ведущая вечера представляет и приветствует библиотекаря школьной и сельской библиотек и учителя русского языка и литературы и даёт им слово.
4 ученик:
За труд, что так велик,
Вам ото всех почёт!
Кто сбережёт язык,
Кто сбережёт народ.
За то, что в душах детских
Не изгнаны в отстой:
Тургенев, Достоевский
И Пушкин, и Толстой!
Что вы культуры чашу
Не расплескать смогли.
Вам благодарность наша
Поклон вам до земли!
Ведущий:
— Предлагаю нашим гостя участвовать в роли жюри, которое рассудит наши команды.
Жюри занимает свое место.
Ведущий:
— Я считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться этому невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому.
5 ученик:
Поэт на Руси – богоносец!
Тернист его жизненный путь.
Поэт на Руси – боготворец! —
Дано ему жизнь вдохнуть
В простые избитые истины —
В затертые словеса,
И в бальное платье воистину
Правду одеть, причесав.
Дано воскресить надеждами
Божественный в душах свет,
Возвышенно чистыми, нежными
Чтоб стали они в ответ…
Уходят поэты первыми
В туманные небеса,
Там Богу нужны, наверное,
Ангелов голоса!
Ведущая:
— Сегодня,
21 марта
мы с вами отмечаем всемирный день поэзии. И в связи с этим обстоятельством хочется сказать о том, что этом году
6
-е июня мы будем отмечать 215 лет со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина.
В этом году 15-го октября мы отметим ещё и день рождения Михаила Лермонтова. С того дня прошло уже 200 лет.
С их замечательными стихами мы все знакомы со школьной скамьи.
Ведущая:
Итак, а теперь для того, чтобы расцвела радуга ваших талантов нам нужно создать две команды, которые будут называться «Пушкинисты» и «Лермонтовцы».
Друзья мои, пусть брошен будет жребий!
Пора уж от презренной прозы
К поэзии нам с вами перейти!
(Создают 2 команды, выбирают капитанов и эмблемы, соответствующее теме мероприятия)
Конкурс «Сказочная поэзия»
Начнем мы с легкой разминки. Вам нужно записать ответы на листочках. Учитывается быстрота и правильность ответов.
1. Сильный, гордый, благородный,
Через вьюгу и мороз
По Лапландии холодной
На себе он Герду нес (олень)
2. На ветвях сидит не птица,
А сидит краса девица.
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовет
И на дно утащит (русалочка)
3. Он стойко беды перенес,
Никто не видел его слез (оловянный солдатик)
4. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден (гадкий утенок)
5. Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака (Дюймовочка)
Конкурс «Вспомни стихотворение»
Вам сейчас раздадут карточки с окончанием стихотворных строк, а вы должны вспомнить их начало и записать все четверостишие. А также надо вспомнить автора.
1. на пол;
Лапу;
Не брошу;
Он хороший.
2. дуб зелёный
На дубе том;
Учёный;
По цепи кругом.
3. солнце;
Чудесный;
Друг прелестный;
Проснись;
4. хозяйка;
Зайка;
Не мог;
Промок.
5. цокотуха;
Брюхо;
Пошла;
Нашла.
6. построим сами;
Над лесами;
Над лесами;
К маме
Конкурс «Учимся писать стихи»
Нелегко сочинять стихи, но мы вам поможем. Мы придумали первые и последние слова строчек, а вам осталось вписать слова по смыслу.
1. Лес ————- до небес.
Идем ————- найдем.
2. Не спешу ———- пишу.
В тетрадь————- пять.
Конкурс «Буриме»
Кто мне скажет, что такое «буриме»? Это старинная игра, которая появилась в XVII веке. На заданные рифмы пишутся четверостишья.
В этом конкурсе нужно подобрать рифму к названным словам: окно, день, кабан, пень, творог, трава, град, мошка.
Конкурс «Поэты нашего двора»
Участники презентуют стихи собственного сочинения на тему «Весна»
Конкурс «Цитаты из стихотворений »
Нужно вспомнить из каких стихов эти строчки. Команды отвечают по очереди.
1. «Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны».
«А что у вас?» С. Михалков
2. «Вместо шапки на ходу
Он надул сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки».
«Вот какой рассеянный» С. Маршак
3. «Красота! Красота!
Мы везем с собой кота!»
«Песенка друзей» С. Михалков
4. «Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое…»
«Мойдодыр» К. Чуковский
5. «Вам, при вашей вышине,
Нужно ехать на слоне!»
«Дядя Степа» С. Михалков
6. «Крошка сын
Пришел к отцу,
И спросила кроха:
«Что такое
Хорошо
И что такое
Плохо?»
В. Маяковский
Конкурс «Детские поэты»
Каждой команде на листочках записать как можно больше известных детских поэтов.
Конкурс «Раскрой свой талант»
Те, кто приготовил и выучил стихотворение А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова дома, получат отдельно приз.
Подведение итогов, награждение победителей
Ведущий:
В заключение нашего мероприятия послушайте стихотворение о книге.
6 ученик:
Книга – наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор – веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
Расскажет книжка про героев,
На юг, на север поведет.
С ней даже космос как-то ближе:
Она на все ответ найдет.
И пусть девчонки и мальчишки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Спасибо, книжная страна!»
Сводная таблица баллов
№п/п |
Название конкурса |
Баллы |
||||||
«Сказочная поэзия» |
||||||||
«Вспомни стихотворение» |
||||||||
«Учимся писать стихи» |
||||||||
«Буриме» |
||||||||
«Поэты нашего двора» |
||||||||
«Цитаты из стихотворений» |
||||||||
«Детские поэты» |
||||||||
Программное содержание: обогащать знания семей в вопросах музыкальной культуры, прививать любовь к музыкальным и литературным произведениям русских и зарубежных классиков, развивать эстетический вкус, наполнять жизнь детей и родителей радостью и красотой.
Оформление зала: занавес украшен снежинками, на столиках для гостей - свечи в подсвечниках, по залу расставлены ёлочки.
Звучит музыкальное произведение «Сладкая греза» П.И Чайковского.
Музыкальный руководитель (М.р.).
Тихо, тихо, встанем рядом, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде - разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены, вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой -
Это музыка торопит и зовёт нас за собой.
Слышите, это «Сладкая греза». И со звуками этой прекрасной, как сладкий сон, музыки мы перенесёмся в волшебный, сказочный лес, в зимний лес Феи Музыки.
Приглушается свет, музыка звучит громче, в зал входит Фея Музыки:
Добрый день, дорогие друзья! Добро пожаловать в мои владения.
Включается свет.
Фея Музыки. Для сегодняшней встречи я приготовила сюрприз. Попрошу вас всех закрыть глаза, чтобы произошло зимнее чудо.
Свет выключается, на ёлочках зажигаются гирлянды, на столах - свечи, звучит «Серенада» И.Гайдна.
Фея Музыки. Сугробы в сумерки упали, на окнах выткалась парча,
Рисуя тени на рояле, играет пламенем свеча.
В уютном зале мы все вместе при этом маленьком огне
Стихи, и музыку, и песни послушаем все в тишине.
Фея музыки достаёт 4 клубка ниток: белый, зелёный, красный, жёлтый.
Спрашивает у детей: - Какой же клубочек мы должны выбрать для этого времени года?
Дети. Белый.
Фея Музыки. Да, вот он, белый клубочек, я его сейчас покатаю по волшебному блюдечку, и мы вместе с вами попадём в зимнюю сказку.
Звучит «Вальс» П.И.Чайковского.
М.р. Под этот вальс так хорошо мечтать, думать о чём-то приятном! На улице зима, воздух холодный, морозный. А у нас здесь так тепло и уютно, и так приятно находиться в кругу друзей. Зима - прекрасная пора года! Сахарный хруст под ногами, морозные узоры на окнах, волшебный ковёр, устлавший всё поле до самого горизонта. Зима многим поэтам и композиторам представлялась сказочною волшебницей, которая закутала до тёплой поры своим снежным покрывалом всю природу. Но она, завороженная морозом, полна скрытой жизни и своего очарования. Поэтому многие строчки великих поэтов и звуки известных композиторов пронизаны чувством восхищения красавицей-зимой.
Родители читают стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Фея Музыки. Дорогие друзья! Давайте послушаем замечательное произведение великого итальянского композитора Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» и пофантазируем, что видел композитор, о чём думал, когда сочинял эту музыку. После прослушивания дети и родители обмениваются своими мнениями.
М.р. А помните, как у Есенина: «Поёт зима - аукает…»?
Выходят дети, читают стихотворение А.С. Есенина «Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка…..» Затем исполняют песню «Пришла зима» Т.Киреевой.
Фея Музыки. А я хочу предложить вам послушать ещё одно музыкальное произведение, которое называется «Метель. Тройка», и написал его известный советский композитор Георгий Свиридов (слушание).
Фея Музыки. А теперь попробуем описать, с каким настроением ехал композитор на тройке (в беседу вовлекаются все участники вечера).
М.р. Ну что же, мы послушали много хорошей музыки, а теперь я предлагаю всем вместе поиграть. Дети с родителями играют в игру «Метелица».
Фея Музыки. Друзья, пришла пора с вами попрощаться. Вы замечательные слушатели, чуткие и активные. Я надеюсь, что очень скоро мы увидимся с вами вновь. До скорых встреч!
Гаснут свечи, гирлянды, зажигается свет.
М.р. Наша музыкально-литературная встреча подходит к концу. И в этот морозный вечер здесь, в уютном музыкальном салоне, не изменяя традициям, мы закончим её чашечкой вкусного ароматного чая.
Литературно-музыкальный вечер подготовила И. Брилева
Разработал
воспитатель Смирнова М.М.
Развлечение «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ».
Цели: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Развивать речь. Пополнять словарь. Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке.
Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).
«Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?..
(Буратино)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка ")
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,
а зýбищи - я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети повторяют описываемые движения.)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)
В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Косточка» Л. Толстой
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин
«Мир стихов»
Чем отличаются стихи от рассказов?
Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)
Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали» (по стихотворению И. Токмаковой)
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю–
Очень маленьких люблю!
(Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам).
Пора возвращаться нам домой. Раз, два, три, ковер, домой нас верни.
Подведение итогов.
Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? Почему?
Что вам показалось самым интересным в нашем путешествии? Что показалось трудным?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко» г. Усть-Илимск 2015 г.
Шаяхметова Ольга Александровна, учитель-логопед.
Затопляева Любовь Герасимовна, воспитатель.
Шкурупинская Татьяна Петровна, воспитатель.
Цель: приобщение родителей к традициям семейного чтения литературных произведений и создание единого образовательного пространства по использованию лучших образцов художественной литературы в социально-нравственном, познавательном и речевом развитии детей.
Форма проведения: литературная гостиная для родителей ДОУ.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители детей младшей и средней групп ДОУ.
Предварительная работа:
Подготовка наглядного материала:
- Оформление стенда для родителей: «Мир сказок Корнея Чуковского» , «Мама, папа, я – читающая семья» , «Ребенок и книга» .
- Подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения и создание библиотечки стихов и сказок писателя.
- Совместное с родителями изготовление костюмов сказочных героев и атрибутов к сказке «Муха-Цокотуха» .
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, разрезные и сюжетные картинки по сказкам К.Чуковского: «Путаница» , «Телефон» , «Мойдодыр» , «Бармалей;, предметы сказочных персонажей: калоша, мочалка, варенье, шоколад, воздушный шар; аудиозаписи и атрибуты к сказке «Муха-Цокотуха» .
План:
- Информационное сообщение для родителей «Великий сказочник К.И. Чуковский» .
- Игры с родителями:
«Доскажи словечко» .
«Знакомые странички» .
«Корзинка сказочных находок» .
«Загадки дедушки Корнея» .
«Лишний предмет» .
- Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» .
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас в этом уютном зале. 2015 год объявлен в России Годом литературы. И сегодняшний вечер мы посвящаем творчеству учёного, писателя, переводчика, литературоведа Корнея Ивановича Чуковского (слайд – фотография К.И. Чуковского) .
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино (слайд) , в небольшом доме много лет жил человек, которого знали все дети страны.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность известного детского писателя. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Айболита, Бармалея, Мойдодыра с которыми выросло не одно поколение детей.
Занимаясь литературной критикой, писать детские стихи и сказки Чуковский стал совершенно случайно. А случилось это так. Он вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-то его развлечь Корней Иванович стал рассказывать: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил…» . Ребенок неожиданно затих и стал слушать. А на следующее утро, едва проснувшись, потребовал у отца продолжения.
Так родилась сказка «Крокодил» . Интересна и история создания «Мойдодыра» .
Работая в своём кабинете, писатель услышал громкий плач младшей дочери, не желавшей мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр» .
Интересный факт. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Своё литературное имя великий сказочник придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились. Необходимо разделиться на команды. При входе в зал, вам давали цветные фишки. Участники с фишками красного цвета – 1-ая команда, с фишками синего цвета – 2-ая команда. А судить нас будет справедливое жюри (представление жюри) . Ответы оцениваются по бальной системе. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. У какой команды их будет больше всего, та получит звание знатока произведений К.И. Чуковского. В пути вам пригодятся смекалка, юмор, эрудиция и взаимовыручка.
Игра «Доскажи словечко» (слайд)
Простота фразы, чёткость и звонкость рифмы, яркие и запоминающиеся персонажи, искрометный юмор, – вот особенности стихотворных сказок Корнея Чуковского, которые так легко и быстро запоминаются. Как говорят малыши, «сами лезут с языка» . Даже взрослые люди, теперь уже сами отцы и матери, бабушки и дедушки помнят с детства звонкие строчки:
«Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня».
А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» . Закончите начатую мной фразу и назовите произведение Корнея Чуковского. Ответ будет приниматься по первой поднятой руке.
У тебя на шее Вакса,
У тебя под носом … клякса. («Мойдодыр»
)
Пошла муха на базар
И купила … самовар. («Муха – Цокотуха»
)
И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера проглотил
он морского … ежа. («Телефон»
)
Загляни-ка ты в кадушку
И увидишь там - … лягушку. («Федорино горе»
)
Со слонами на ходу
Поиграли в … чехарду. («Бармалей»
)
Море пламенем горит,
Выбежал из моря … кит. («Путаница»
)
Стыдно старому реветь
Ты не заяц, а … медведь. («Краденое солнце»
)
Но как черная железная нога
Побежала, поскакала …кочерга. («Федорино горе»
)
Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как … оса. («Мойдодыр»
)
И пришла к Айболиту лиса:
- Ой, меня укусила …оса. («Айболит»
)
Итог. Молодцы!
Игра «Знакомые странички» (слайд)
Ведущий. Едва ли найдется хотя бы один взрослый, не знакомый с детства с добродушным и смелым доктором из сказки «Айболит» или с грязнулей Федорой из истории «Федорино горе» . Итак, игра «Знакомые странички» , нужно собрать из частей картинки и назвать сказки Корнея Чуковского. За правильный ответ – 1 балл.
Сказки для 1-й команды: «Мойдодыр» , «Бармалей» .
Сказки для 2-й команды: «Путаница» , «Телефон» .
Итог. Класс! Вы быстро справились с предложенным заданием. Молодцы!
Игра «Сказочный персонаж» (слайд)
Ведущий. Персонажи, придуманные Корнеем Чуковским - яркие, самобытные и запоминающиеся. Они учат малышей добру, находчивости и справедливости. Назовите героя сказки (слайд) .
- Человек, оказывающий зверям и птицам медицинскую помощь – это... Айболит.
- Безжалостный пират и людоед, промышлявший на территории Африки, обожающий есть маленьких детей - это... Бармалей.
- Отважный лилипут, одолевший колдуна и чародея Брондуляка - это... Бибигон.
- Говорящий умывальник, умывальников начальник и мочалок командир - это … Мойдодыр.
- Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха-Цокотуха» - …Комар.
- Бабушка, от которой сбежала посуда – это… Федора.
Итог. Супер! Здорово!
Вбегает бабушка Федора.
Бабушка Федора. А вот и я – бабушка Федора (слайд) ! Ох, я расстроена. В век современных технологий очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети мало знают произведений детских писателей. Поэтому, не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения и четко выражать свои мысли. Уважаемые родители, а вы-то своим малышам книги читаете, а сказки рассказываете? Вот я проверю сейчас.
Игра «Корзинка сказочных находок» (слайд)
Бабушка Федора. У меня в корзинке находятся предметы, которые потеряли сказочные герои К.Чуковского. Отгадайте, что это за предмет? За правильный ответ – 2 балла.
- Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» .
Это…? (Калоша)
- Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр» .
Это? (Мочалка)
- Чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха» .
Это? (Варенье)
- Чем лечил бегемотиков доктор в сказке «Доктор Айболит» .
Это? (Шоколад)
- На чем ехали комарики в сказке «Тараканище» .
Это? (Воздушный шар)
Итог. Молодцы!
Загадки дедушки Корнея (слайд)
Бабушка Федора. Корней Иванович Чуковский очень любил сочинять для детей загадки. Попробуйте их разгадать.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо
(Яйцо и цыплёнок)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы)
Хожу – брожу не по лесам
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Итог. Браво! Порадовали меня своей смекалкой!
Игра «Лишний предмет» (слайд)
Бабушка Федора.
Ну и последнее задание! На столах лежат предметы из разных сказок К.И. Чуковского. Нужно отобрать только те вещи, которые подходят к сказке вашей команды.
1-ая команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа) .
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка) .
Итог. Молооодцы! Хорошие родители, сказки знаете и детям своим читаете. А вот и наши любимые малыши!
Звучит песня «Сказки гуляют по свету» (музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина) , в зал приглашаются дети.
Ведущий. Дорогие ребята, а сейчас – сюрприз! Мы посмотрим сказку «Муха-Цокотуха» , которую приготовили для вас родители. А пока они готовятся к выступлению, давайте поиграем в веселую игру на внимание «Я - нет Я» . Если согласны с моим утверждением – говорите «Я» , если нет, говорите - «не Я» .
Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто не моет уши?
- Кто любит гранат?
- Кто любит виноград?
- Кто любит урюк?
- Кто не моет рук?
- Кто любит мороженое?
- Кто любит пирожное?
- Кто любит ириски?
- Кто лакает из миски?
- Кто любит помидоры?
- Кто жарит мухоморы?
- Кто любит кино?
- Кто разбил окно?
- Кто любит печенье?
- Кто любит варенье?
- Кто любит мед?
- Кто все время врет?
- Кто хочет пельмени?
- Кто хочет банан?
- Кто упрямый, как баран?
- Кто хочет «Кока - колу»
?
- Кто вымоет всю школу?
Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» (слайд)
А Муха, Муха – Цокотуха, позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
(Под музыку «Полет шмеля» вылетает Муха-Цокотуха, сервирует стол, ставит самовар на стол) .
М Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
(Входят 2 таракана, 2 букашки, 1 бабочка)
Бабочка-красавица, кушайте варенье!
Или вам не нравится наше угощенье?
(Звучит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля» , все разбегаются, прячутся)
А Вдруг какой-то старичок – паучок
Нашу муху в уголок поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
(Звучит музыка из фильма «Человек-Паук 3» , паук крадется по залу, в руках веревка)
М Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он мне веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у меня выпивает.
(Звучит музыка А.И. Хачатуряна «Танец с саблями» , вылетает комарик с саблей)
А Вдруг откуда-то летит маленький комарик.
И в руке его горит маленький фонарик.
К Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей (срубает голову пауку)
.
Я злодея зарубил,
Я тебя освободил.
А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Все персонажи, держась за руки, выходят к зрителям - Слава, слава Комару – победителю!
Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского (слайд) . Мы очень рады, что вы хорошо знаете сказки этого замечательного автора. Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь» .
Подведение итогов и награждение победителей.
Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Задачи:
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.
- Развитие артистических навыков.
- Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.
- Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.
- Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.
- Социализация детей, расширение границ общения.
Гости: старший воспитатель, логопеды, воспитатели, тифлопедагоги, родители.
Этапы проведения:
I этап – организационный. Цель: подбор
тематического материала.
II этап – подготовительный. Цель: индивидуальная
подготовка детей, подготовка тематических
рисунков для оформления зала.
III этап – исполнительский. Цель: проведение
конкурса чтецов.
IV этап – оценочный. Цель: оценивание жюри
прослушанных стихотворений.
Критерии оценки:
1. Выразительность и громкость прочтения.
2. Умение чувствовать красоту и выразительность
языка произведения.
3. Соблюдение мелодико-интонационного и
темпо-ритмического рисунка стихотворения.
4. Эмоциональность исполнения.
5. Естественность поведения.
6. Умение интонацией, жестом, мимикой передать
свое отношение к содержанию стихотворения.
7. Звукопроизносительные навыки – четкость речи.
Награждение: призы, грамоты, медали
- «Умение держать себя на сцене»
- «За обаяние»
- «За выразительность»
- “Самое смешное стихотворение”
- “Самое доброе”
- “Удивительное рядом”
Наглядность: мультимедийная презентация <Приложение 1 > , в которой содержатсяпортреты детских писателей: Агнии Барто, Бориса Заходера, Андрея Усачева, Эммы Мошковской, Эдуарда Успенского; выставка детских книг этих писателей.
Шуточные песенки: «Большой секрет для маленькой компании» сл. Юнна Мориц, муз. С. и Т. Никитины (3 мин. 6 сек.)
Музыкальные инсценировки и танцы:
- «Спляшем, Пегги, спляшем» И. Токмакова, Берковский (2 мин. 16 сек.)
- «Сидели два медведя» Андрей Усачев (2 мин. 14 сек)
- «Тур-ля-ля » Андрей Усачев (2 мин. 07 сек)
- «С горки на горку по городу Загорску» А. Барто (1 мин. 23 сек)
Игровые паузы: «С утра сидит на озере любитель рыболов…» А. Барто (1 мин. 13 сек.)
Мультик: «Жил на свете старичок маленького роста»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Дети входят в зал и рассаживаются на места. В это время звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» на слова Ю. Мориц, музыка Т. и С. Никитиных.
– Приглашаю вас в гости к нам в гостиную, Где мы сегодня будем выступать, и для всех стихи читать.
Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем…
(Н. Найденова)
(Приложение 1 . Слайд 1)
Стихи бывают разные
Хорошие, простые.
Стихи бывают грустные
Бывают и смешные.
– Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие на поезде в сказочную страну
«Читайка», где растут необычные деревья, на
которых вместо листьев книги. (Приложение
1
. Слайд 2а)
– Ну, что готовы? Тогда поехали! (Приложение
1
. Слайд 2б)
Познакомьтесь – это поэтесса Агния Барто
(Приложение 1
. Слайд 3)
Вы все помните стихи Агнии Барто "Уронили
мишку на пол...", или "Наша Таня громко
плачет...", или "Идёт бычок, качается...".
Вот и сегодня ребята приготовили для вас стихи.
Приглашаем Сережу и Женю.
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом,
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
– Стихи Барто легко запоминаются, их смысл прост и понятен. Приглашаем Ксюшу и Соню.Они расскажут стихи из серии «Младший брат».
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя,-
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!
Шуточные стихи Барто звучат, как озорная игра. Про лягушат нам расскажет Саша.
Лягушата
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
(Проектор выключается)
– А сейчас вам ребята подготовительной группы покажут шуточную сценку на стихи Агния Барто: «С горки на горку по городу Загорску…»
Перед вами поэт Андрей Усачев (Приложение 1 . Слайд 4). Он придумал очень много веселых, озорных стихов для детей. Приглашаем Никиту.
Шла по улице машина
С очень мощным кузовом.
А навстречу шел мужчина
С очень толстым Пузовом.Налетела та машина
На мужчину с Пузовом.
И рассыпалась машина
Вместе с мощным кузовом.А мужчина посмотрел
На остатки кузова...
Ну, и Пузово свое
Почесал конфузово.
Про то, как осла учили грамоте, расскажет нам Алеша.
Ослиная грамота
Хозяин дал ослу Букварь:
– Прочтешь все буквы – дам сухарь!
Осел часа, наверно, два
Твердил всё: – А, и А, и А...– Прочти хотя бы букву "Б" –
И я морковку дам тебе!
А он – с ушами голова –
Заладил: – А, И А, И-А!
– Ребята, а вы знаете, кто собирается в стаи? А кто ходит стадом? А вот поэт Андрей Усачев нас решил немного запутать… Расскажет нам об этом Сережа
Стадо и стая
Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется.
А стая – летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!
(Проектор выключается)
– Ребята подготовительной группы приготовили для вас веселую историю на стихи Андрея Усачева«Тур-ля-ля»
(Приложение 1 . Слайд 5)
Стихи Ирины Токмаковой теплые, нежные, лиричные и веселые, игровые похожи на народные песенки по мелодии и интонации. Рассказывает Денис.
Крокодилы
Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Странный зверь
Какой-то ходит странный зверь
И оставляет настежь дверь.
И мы за этим зверем
Все закрываем двери.
Замучились, устали мы,
Работать перестали мы,
Мы не едим, не пьем теперь,
Мы только закрываем дверь,
Ну как нам зверя приручить
И зверя к двери приучить:
Чтоб за собою этот зверь
Хоть иногда закрыл бы дверь!
Пишет Токмакова и сказки. «Аля, Кляксич и буква А» – веселое обучение чтению, «Может, нуль не виноват?!» – весёлое введение в математику.(Проектор выключается)
Ребята подготовительной группы покажут шуточный танец на стихи Ирины Токмаковой «Спляшем Пеги, спляшем».
(Приложение 1 . Слайд 6)
Эмма Мошковская – большой и самобытный поэт. Она настолько детская, что, кажется, стихи написаны не взрослой тетей, а маленьким ребенком. Приглашаем Андрея и Гошу.
– Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши
Мыть
Или не мыть?Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?..Отвечает доктор:
– ЕЖЕ!Отвечает доктор гневно:
– ЕЖЕ-
– ЕЖЕ-
– ЕЖЕДНЕВНО!
Ребята, вам наверняка приходилось слышать, как дети, когда у них что-то не получается, говорят: «НЕ МОГУ!». Оказывается, Эмма Мошковская знакома с ним и его не надо бояться.
Жил на свете НЕМОГУ.
Он лежал на берегу.
Он лежал, и он мешал,
Он нырять не разрешал.Ну, а я как побегу!
Прыгнул через НЕМОГУ!
И нырнул! И – ничего!
И не бойтесь вы его!
Вам, наверное, кажется, что ваши бабушки были всегда такими старенькими, какими вы их знаете. Вот и Саша удивляется:
Стихи про бабушку
Неужели бабушка
Не вязала пятки,
А играла в салочки,
А играла в прятки?Неужели бабушка,
Бабушка родная,
По травушке-муравушке
Прыгала босая?Заплетала бабушка
Косу красной ленточкой…
Неужели бабушка
Тоже
Была
Девочкой?
– А сейчас вы услышите стихи, после которых так и хочется выйти погулять. Лиза:
Что нам сидеть,
Глядеть в окошко?Вон по окошку
Ползает мошка.
Вот на окошко
Прыгнула кошка,
Загородила
Кошка
Окошко…Что нам сидеть,
Глядеть в окошко?
Что там в окошке?
В окошке – немножко!А если выйдем,
Много увидим!Что нам окошко!
Давайте выйдем!
– Стихи Эммы Мошковской просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором. Владик:
Кислые стихи
Встало солнце кислое,
смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло….И спешат несчастные
Кислые прохожие
Едят ужасно
Кислое мороженное…Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
– А какое у вас сейчас настроение? Следующее стихотворение поможет вам вечером успокоится. Читают Ира и Вика:
Добежали до вечера
Мы бежали и спешили
Потому что быстро жили!Мы бежали и скакали,
И с утра не отдыхали,
И поели
На бегу,
И попили
На скаку, запыхались,
Спотыкались,
Утомились, удивились:Добежали мы до ВЕЧЕРА,
Видим –
Дальше бегать нечего:В небе звездочка
Зажглась,
Надо жить
Не торопясь…
Вы наверное, немного устали сидеть – я предлагаю вам поиграть. Игра «Рыболов…» на стихи А. Барто, все движения повторяйте за мной.
«С утра сидит на озере любитель рыболов…» (Приложение 1 . Слайд 7)
– Если я чешу в затылке, не беда!
В голове моей опилки, да-да-да!
Все знают автора этих стихов. Это Борис
Заходер.
Это он сочинил для Винни-Пуха
песенки, кричалки, шумелки, пыхтелки и т.д.
Стихи Заходера запоминаются сразу – настолько
они замечательны по форме. Приглашаем Диму:
Мой лев
Подарил мне папа
Льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня
Его боялся,
А на третий –
Он сломался!
Маша и Боря:
Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один – НИКТО!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!
– НИКТО – ужасный сорванец!
Сказала строго мать. –
Его должны мы наконец
Примерно наказать!
НИКТО сегодня не пойдет
Ни в гости, ни в кино!
Смеетесь вы?
А нам с сестрой
Ни капли не смешно!
(Проектор выключается)
Ребята старшей группы приготовили для вас веселую историю на стихи Андрея Усачева «Сидели два медведя» (Приложение 1 . Слайд 8)
Все знают история дружбы доброго, интеллигентного крокодила Гены, и Чебурашки – бездомного существа неизвестного происхождения, нелегально попавшего в Москву в ящике с апельсинами. Эта история полна приключений, светлого юмора и замечательных языковых открытий.
Эдуар Успенский сочинял для детей не только сказки, но и стихи. Приглашаем Камиля
Тигр вышел погулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.Он по улицам идет,
Ни к кому не пристает,
Hо от тигра почему-то
Разбегается народ.Кто на дерево забрался,
Кто yкpылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто – забился в водосток.А на елке, как игpyшки,
Разместились две стаpyшки.
Опустел весь город мигом –
Ведь опасны шутки с тигром.Видит тигр – город пуст:
"Дай-ка, – думает, – веpнyсь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей".
Сам он, человек из детства, изобретательный, самостоятельный, хотел, чтобы головы у детей варили, чтобы всегда находилось какое-нибудь интересное дело, чтобы даже самые маленькие были свободными творческими личностями. Послушайте стихотворение «Память» Читает Женя:
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.- «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
– Ребята, сегодня вы так порадовали, так удивили нас, а как выразительно вы читали стихотворения! Мы очень рады за ваши успехи. В подарок всем вам – мультфильм «Жил на свете старичок маленького роста» на стихи Даниила Хармса
Жюри подводит итоги. Победители награждаются грамотами и ценными подарками – книгами.