Самые впечатляющие световые скульптуры под открытым небом. О программах, которые нужно знать

Без инсталляций студии Sila Sveta сложно представить не то что ночную, а общекультурную жизнь Москвы: масштабные вечеринки промогруппы Arma17, фестиваль Outline, мэппинг на здании Большого театра, главном корпусе МГУ, арке парка Горького и где только не. Эти же люди - авторы постоянной инсталляции в Центральном музее ВОВ и светового шоу для Полины Гагариной на «Евровидении». Не так давно компания открыла офис в Лос-Анджелесе, а вместе с ним произошло участие в шоу America’s Got Talent и фестивале Coachella. Один из основателей студии, Александр Ус, рассказал об истории «Силы света», роли «русского рейва» в ее судьбе, классике, роке и своих лучших инсталляциях.

Как попал в бизнес

Никогда не думал, что увлекусь светом. Я был журналистом: писал про машины и перегонял их. Параллельно с этим мечтал снять кино и придумывал для себя различные сценарии. На одной из тусовок в 2005 году я познакомился с бизнесменом Димой Антоновым. Он привез первый световой прибор в Москву - гигантский слайдовый проектор. В тот роковой вечер, когда я увидел огромную проекцию на доме, я был ошеломлен его возможностями и мощностями. Мы продавали их по 700 тысяч рублей.

Я придумал название Sila Sveta, которое мне тогда казалось очень вычурным, но мы были уверены, что нам нужно запоминающееся словосочетание.

Нас нашел режиссер Лев Левинсон и научил, как делать шоу. Когда у нас накопилось 14 приборов, я придумал название «Sila Svetaа», которое мне тогда казалось очень вычурным, но мы были уверены, что нам нужно запоминающееся словосочетание. Сначала мне казалось, что скоро все это в какой-то момент схлопнется. Сомнения подогревали люди из индустрии со словами «да ваш мэппинг - история максимум на год». Очень важным событием для Sila Sveta стало появление партнера в лице Алексея Розова. Он отвечает за продюсирование и финансы. Прошло девять лет, а мы продолжаем расти и развиваться, и, похоже, это надолго. Главное, почаще себя спрашивать, зачем ты все это делаешь. Если ответ: «Деньги», то ты влип. Здесь про другое.

О первых проектах

Первый наш проект - в 2008 году мы засветили Останкинскую телебашню. Начался кризис, заказов не было. Я все бросил и уехал в Индию, где у меня родился ребенок. Тут наступил День города в Москве. У нас снова заказали проекцию на Останкинскую башню и еще на Поклонную гору. Я вернулся в Москву, мы реанимировали все проекторы, на гонорар раздали долги и заработали на новое оборудование. И наступил фестиваль «Круг света».

Мы наняли двух видеодизайнеров и сделали Rapping Mapping, за который получили Гран-при. Манеж сам про себя рассказывал голосом Влади из «Касты» - дом читал рэп. И после этого заказы хорошо пошли.

Также очень важным событием было то, что у «Силы Света» появился партнёр Алексей Розов. Сейчас он отвечает за продюсирование и финансы.

Вторым мощным этапом стало сотрудничество со Stereotactic. Мы сделали мэппинг елки в «Арме» в 2011 году, и он очень круто сработал.

Прошло 9 лет, а мы продолжаем расти и развиваться и похоже это надолго

Сколько это стоит

Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам «Силы света» стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.

О технотеатре и отмене Outline

У хореографа Олега Глушкова был проект на тему танцев и марионеток. Я предложил на главном танцполе несостоявшегося фестиваля Outline разместить огромную марионетку, он согласился сделать ей хореографию. Мне давно хочется сделать технотеатр, чтобы сцена была, актеры. Очень долго выбирали, какая же марионетка должна быть. Разные идеи были, но мы захотели взять болванку, чтобы она ничего не брала на себя, кроме формы. Потом начали изучать кукловодство. Это оказался отдельный мир - как сделать так, чтобы все двигалось, начали изучать механизмы.

Помню, я не поверил в отмену фестиваля. Я был дома тогда, поехал на площадку, перелез через забор мимо полиции чтобы попасть туда.

Мы хотели, чтобы она пошла на танцпол, но это оказалось слишком дорого. Помню, я не поверил в отмену фестиваля. Я был дома тогда, поехал на площадку, перелез через забор мимо полиции, чтобы попасть туда. Мы с ребятами заперлись в ангаре и сняли отчетное видео. Это для нас на тот момент было самое главное - возможность запечатлеть. Мы запустили всю инсталляцию, пока полиция ходила по территории завода.

Как делаются инсталляции

О закрытии «Армы» Абель (сооснователь Arma17 Наташа Абель. - Прим. ред.) мне сказала за полгода и попросила придумать инсталляцию. Мы начали думать над образом. Решили, что «Арму» делают люди, так что надо повесить огромную голову. Мне очень нравится фильм «Метрополис» 1927 года. Там была металлическая женщина-робот, чью голову мы взяли за прототип. Какой-то андрогин - то ли женщина, то ли мужчина, то ли робот, то ли нет. Я решил, что объект должен быть огромным, пять метров, чтобы зрители поражались.

После того как мы все сделали, технический директор «Армы» мне говорит: «Саня, ты промахнулся, я не понимаю, как ее сюда вставить, она слишком большая». А мы потратили большие деньги. Приезжаю, мы как-то ее запихиваем. Наш инженер боялся, что голова упадет. У него была паранойя, пришлось его отправить домой. Он, естественно, спать не мог, звонил постоянно. Мы отвечали: «Все нормально, голова на месте».

Изначально, правда, был другой концепт. Я хотел полностью разрушить стену сзади, на бэке «Армы», построить бутафорскую и ее потихонечку разрушать во время вечеринки, чтобы туда начал просачиваться свет. Нужен был эффект постепенного разрушения и конца света. Нам не разрешили, и мы начали думать, какой образ лучше сделать.

Про «Мумий Тролля» и Бекмамбетова

Мне всегда хочется работать с большими масштабами, в клубах это не получается. Сейчас вот концерт с группой «Мумий Тролль» делаем, и это отдушина. С ним получилась странная цепочка связей. У меня есть друг Юра Колокольников, актер. Как человек, который говорит о том, что любит, он в киношной тусовке рассказывал про Sila Sveta. Это, по-моему, до Бекмамбетова дошло, и он уже посоветовал нас Лагутенко. Илья разделил свой альбом «Морская» на три части по смысловым блокам, которые мне до конца неведомы. Мы хотели, чтобы эта сцена выглядела три раза по-разному. Ты приходишь на концерт, сначала смотришь на одно, потом с помощью кинетики или света у тебя другая картина, потом - раз - третья. Но все же главным объектом стал круг как символ Востока и обложки альбома. А еще круг - такая форма, что в него ни впиши - будет хорошо смотреться.

О задачах режиссера

Во-первых, тебе надо придумать главную идею, а также представить, как шоу будет выглядеть и работать. Далее не поддаваться на провокации и пронести изначальную задумку до конца. Уже во время работы моя задача как режиссера - соединить все между собой. Ты, как дирижер, контролируешь каждую из служб: свет, видео, актеры или музыканты, в зависимости от задачи. Опасно постоянно ходить по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга. Я периодически чувствую это. Творчество - это мышца, которую надо тренировать, поэтому больше, конечно, нравится делать проекты руками. Ты начинаешь с материалом работать, ты становишься практиком.

По большей части мы ремесленники, просто со временем нашли формулу красоты и по ней работаем. Но когда мы работаем в клубах и на фестивалях, достаем своего художника. Это всегда эксперимент, где концовка неизвестна.

О времени воплощения идеи

Идея может формироваться в течение полугода. Бывает, это происходит быстро, а бывает - нужно время, чтобы она созрела. Инсталляции в «Арме» три месяца созревали. С «Мумий Троллем» вышло иначе: у меня есть блокнот с идеями, который я применяю, если есть возможность. Так, с проекционным кругом я давно хотел поработать. Когда уже непосредственно создаешь - дело идет быстрее. У тебя есть кости, нужно, чтобы они обросли мясом. Соответственно, сами разрисовки картинок и создание образов занимает с месяц времени. Третий этап - продакшн, когда дизайнеры отрисовывают все детали и доводят весь проект до конца. Все зависит от размера шоу, но если это часовой концерт - уходит месяца полтора. В итоге - от трех месяцев до полугода, но это растянуто во времени.

О программах, которые нужно знать

Если ты человек-оркестр, нужно знать Adobe Illustrator или Photoshop, где создаются первые скетчи. Затем необходимо освоить 3D-пакет, самая прогрессивная графическая программа - Houdini. Надо уметь моделировать и анимировать. Плюс Adobe After Effects, в котором ты делаешь колористику.

Кроме того, надо уметь пользоваться программами для мэппинга.

На фасаде гостиницы «Украина» в честь ее 60-летия мы использовали 80 проекторов. Их нужно правильно расставить, знать линзы, рассчитать яркость с помощью измерительных приборов. Все это можно сделать в программе, а потом уже физически. Но и этого может оказаться мало, нужно знать световой пульт, с которым программируешь свет.

Опасно ходить постоянно по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга

О необходимых навыках

Дизайнеры приходят в это направление искусства и делают ошибки. В нашем деле нужно мыслить не экраном, а объемом, брать в расчет все вплоть до погоды и настроения публики. Кроме графики, важно понимать материю шоу. Можно сколько угодно навернуть 3D-графики, а эффекта ноль. Нужно режиссерско-театральные навыки иметь.

О стоимости и особенностях площадки

Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам Sila Sveta стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.

В силу того, что каждая площадка разная (и это одна из особенностей этого бизнеса), невозможно создать прайс, выработать готовую схему. Каждая площадка имеет свои особенности, начиная от места и заканчивая материалами дома.


Дизайнерская студия Sosolimited представила новую светодиодную интерактивную скульптуру под названием «Colorspace» в верхнем вестибюле небоскреба 200 Clarendon Street в Бостоне, штат Массачусетс
Работа была заказана компанией «Boston Properties», которая владеет и управляет зданием. Линейные световые вставки подвешены вертикально, как говорится «волнообразным способом» вдоль стены. Посетители могут отправлять текстовые сообщения (sms) в проект искусственного освещения (SSL), а система в ответ интерпретирует их сообщения и создает динамическую интерпретацию их сообщений в виде световых узоров, которые отображаются в течение десяти минут.
Светодиодная установка является творческой по форме и работает как интерактивная функция. Она состоит из 70 вертикально подвешенных светодиодных линий, разработанных специально для этого проекта. Каждый элемент световой установки питается от отдельного кабеля и содержит отдельный «светодиодный» двигатель в верхней части световой полосы. В качестве рассеивателей света в каждой световой полосе используется диффузор из специального акрила Okalux, который равномерно рассеивает свет вдоль всего светового элемента.

В данном проекте, каждый элемент может отображать полную палитру цветов, но единовременно только один. Система может динамически изменять цвета на основе предварительно запрограммированной последовательности или на основе недавно полученных сообщений от пользователей.
«Вы можете буквально отправить системе любое сообщение, и она переведет ваш текст в уникальную цветовую палитру мерцающего света», - сказал Эрик Гюнтер, соучредитель компании Sosolimited. «Если вы отправите слово «Пляж», то пространство будет освещено голубым и желтым цветом, а слово «Арбуз» даст вам оттенки розового и зеленого».
В случае если текстовых сообщений от пользователей становится слишком много, то интерактивная система ставит их в очередь, и одновременно сообщает пользователям информацию о том, в какое время будет обработано и показано их текстовое сообщение.

Источник: сайт

By

Светодиодная инсталляция «Christmas Forest in 100 Colors»
Токийский французский архитектор Эммануэль Моро известна своим ловким использованием цвета. Ее последний проект «Рождественский лес в 100 цветах» символизировал новогодний праздничный сезон и демонстрировался в «Omotesando Hills», торговом комплексе в центре Токио.
На создание этой инсталляции в «Omotesando Hills», архитектора вдохновили местные пейзажи. Установка состояла из 1500 маленьких бумажных «деревьев» окрашенных в сто различных цветов, которые были подвешены в пространстве на высоте 13,4 метра над главной лестницей шириной 7 метров. Каждое такое бумажное «дерево» было оснащено светодиодным источником света, что позволяло им излучать мягкое свечение. Инсталляция была выполнена в объеме, и поэтому посетителям на разных уровнях предлагался уникальный вид. Помимо этого, в центре инсталляции было установлено большое светящееся «дерево» треугольной формы, как центральный элемент всей установки.

Каждые 30 минут проводилось специальное трехминутное световое шоу под названием «Эмоциональное отражение». Во время его проведения, центральное большое «дерево» постепенно сменяло цвета из белого в желтый, розовый, зеленый, синий и радужный, а окружающие мини-деревья ритмично меняли цвет под музыку, специально написанную для этой инсталляции.
Источник: silverspringnet

By

Праздничная подсветка загородного дома, улиц ★ [ Интерактивная иллюминация ]
Новогодняя, праздничная или тематическая интерактивная подсветка, световое оформление, подсветка фасадов зданий превратилось в своеобразное искусство - появилась возможность создавать программируемые оригинальные световые композиции, выделять здание из числа остальных, выгодно подчеркивать отдельные архитектурные элементы, придавать фасаду неординарный внешний облик. Светодиодные световые украшения позволяют создавать по-настоящему праздничную атмосферу!

👍 Это надо видеть:
Проект праздничной иллюминации загородного дома
Проект этой замечательной рождественской подсветки и дворового пространства реализован с использованием большого количества стандартных светодиодных гирлянд с питанием от сети 220V, коммутационного контроллера и компьютера с необходимым программным обеспечением. Проект является достаточно дорогостоящим, но поверьте, он того стоит.
Шаг 1: Создание ваших идей на бумаге

By

Можно осуществить путешествие, посетив световое шоу Porta Estellar, которое доставит вас за много световых лет, от земли и обратно, всего за шесть земных минут. Оно расположено внутри фюзеляжа старого самолета DC-9. В то время как он остается неподвижным, некоторые посетители говорят, что это световое шоу на самом деле дает ощущения полета. Подробнее

By

Светильники для декоративного освещения, подсветки праздничного стола
Технология Aqua Mood Light, основанная на водонепроницаемом светодиодном светильнике, позволит украсить пространство и создать хорошее настроение за праздничным столом или наслаждаться мягким светом в вечерние часы. Для подсветки цветочной вазы достаточно поместить светильник на дно емкости или сбоку.

Многоцветный Aqua Mood Light использует тринадцать цветовых тонов и три настройки света: фиксированную, последовательную с плавной сменой цветов и мгновенно изменяющуюся. Он работает от трех батареек типа ААА и прост в управлении, которое достигается с помощью дистанционного пульта.
Миниатюрный светильник отличается превосходной водостойкостью. Его можно использовать даже в ванной, в небольшом пруду в саду, а также для других разнообразных целей.
Герметичные миниатюрные светодиодные светильники

КУПИТЬ ЗА 27 - 750 РУБЛЕЙ с бесплатной доставкой (светильники могут работать от одного пульта)

By

Фестиваль света Nuit Blanche в Торонто

Ставший ежегодным фестиваль современного искусства пошел с 4 по 12 октября в Торонто, столице провинции Онтарио в Канаде. Грандиозный фестиваль в этом году праздновал свой первый, 10-летний юбилей, в рамках мероприятия было представлено более чем 110 художественных проектов, созданных сотнями современных художников и представителей искусства.

Местные жители и гости города могли наслаждаться яркими и креативными проектами, среди которых многие композиции были представлены в свете лучей светодиодного освещения.

Одной из самых популярных достопримечательностей Торонто является башня Си-Эн Тауэр, которая излучала свет радуги в день открытия фестиваля современного искусства. Публика была особенно активна в ночное время – именно в темноте Торонто переливался многоцветием светодиодных огней, без которых не обходился практически ни один выставочный проект.

Ярким и запоминающимся экспонатом выставки Nuit Blanche в Торонто была Пещера Света – несомненно, это установка была самой импозантной и смелой среди других проектов, представленных в рамках фестиваля. Композиция, представляющая собой с виду надувного слона, подсвеченного светодиодами, символизировала единство энергии и света, зрители могли свободно прогуливаться внутри сооружения, любуясь величием света и свободой пространства.

Другая не менее интересная композиция – монументальная проекция на фасаде здания OISIE, названная Время Императрицы, также приковывала взгляды посетителей структурными очертаниями. Композиция символизировала неустойчивость течения многих жизненных процессов.

70-метровая проекция силуэта сосны, выполненная в белом свете, освещала фасад Северной офисной башни в Торонто. Создатели проекта хотели донести до зрители мысль о том, что в далекие времена древности белые сосны достигали высота 70 метров, тогда как сейчас эти уникальные деревья растут на высоту не более 30 метров, да и таких гигантов практически не встретить нигде в современных ландшафтах.

Источник: nbto

By

На Дизайнерской Субботе 2016 года, компания Belux оказалась в центре внимания с их презентацией нового продукта "Hello"

Их презентация сопровождалась светодиодной инсталляцией, придуманной Стефаном Хюрлеманном. Инсталляция «Hello» состоит из спиральных кабелей, что придает им узнаваемый характер. Пять, 4-метровых двойных лент спиралей подвешены в затемненной комнате. Они состоят из горизонтальных полос, отходящих от центральной вертикальной полосы. На концах каждой установлен один белый и один черный шар.
Полосы приводятся в движение с помощью электромоторов, которые сначала быстро поворачивают их, а затем замедляются. При всем этом, в условиях низкой освещенности, только белые шары и видны, которые постоянно описывают новые спирали, как будто выполняя свой поэтический танец. Иногда спирали получаются плотные, иногда создают почти прямую линию, а иногда они кажутся прерванными в отдельных точках. Посетители могут прогуливаться между танцующими сферами, слушая мелодию из перекрывающихся чистых тональностей, составленную специально для инсталляции.
Источник: сайт

By

Проект «Ритм и форма» представляет собой серию из 3-х крупных общественных скульптур, установленных в населенном пункте под названием Бетесда, штат Мэриленд. По заказу компании Donohoe, на новой общественной площади, недалеко от 4800 Оберн Авеню, были установлены три уникальные световые скульптуры из серии витых форм, в которых сочетается стекло, металл и водяные образы. Лента из нержавеющей стали, изображается в виде потока воды проходящего через площадь, основываясь на трех физических состояниях воды. По мере того, как лента из нержавеющей стали проходит через стекло, ее форма превращается в решетку с вставленными светодиодными светильниками.
Различные компоненты этих инсталляций создавались множеством разных производителей в пределах США. Скульптуры и ее компоненты разрабатывались и изготавливались в Бруклине, Нью-Йорке, Милуоки. Законченный в декабре 2013 года, проект «Ритм и форма» стал первой постоянной уличной инсталляцией общественного искусства компании Jason Krugman Studio. В течение 3-х лет, компания разрабатывала физические и цифровые модели, которые, наконец, достигли кульминации в заключительных работах. Компания Jason Krugman Studio изготовила светодиодные решетки скульптур, проведя сотни часов за сваркой нержавеющей стали и подгонкой форм, добиваясь непрерывности линий между основными компонентами.

Иллюстрация: Полина Бреева

26 сентября в Москве стартует международный фестиваль "Круг света". Как обещают организаторы, в рамках мероприятия светодизайнеры и профессионалы в области 2D и 3D-графики покажут мультимедийные и световые инсталляции в архитектурном пространстве Москвы. Давайте разберемся, как устроено это грандиозное шоу. Начнем по порядку.

Светодизайн – это разработка и проектирование освещения и светового окружения для определенного пространства или объекта, учитывающее эстетическое восприятие объекта (например, если здание выделяется своим красивым барельефом, его необходимо подчеркнуть с помощью света и тени) , его эргономический аспект (функциональность освещения, способность света влиять на комфорт, работоспособность и общее состояние человека) и энергоэффективность (нет ли переосвещенных участков, не превышена ли ли норма освещенности по документам и прочее).

Очень многие любят прогуливаться по ночной Москве – она становится очень красивой и эффектной. В основном это заслуга светодизайнеров. Подсветить Большой театр так, чтобы он выглядел еще красивее, создать уютный мягкий свет на аллеях парка Горького – это все их задача.

2D и 3D графика – двумерная и трехмерная графика соответственно. Буква D произошла от английского dimensions – измерение, то есть буквально "2 измерения" и "3 измерения". Это компьютерная графика, то есть компьютеры создают и синтезируют изображение, а затем обрабатывают зрительную и визуальную информацию, полученную из реального мира. То есть, то, как собор Василия Блаженного разрушается и строится прямо у вас на глазах смоделировано на компьютере, используя реальную архитектуру собора.

Светодизайнеры и графики создают световые инсталляции – ключевой элемент фестиваля. Световая инсталляция – это пространственная композиция, созданная из различных световых элементов и являющая собой единое целое. Лампы, прожекторы, проекторы, лазеры – вот из чего состоит техническая часть световой инсталляции.

Вся композиция "оживает" благодаря видеомэппингу (3D mapping) – 3D проекции на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.

Для видеомэппинга необходима компьютерная 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию. Ее создают инженеры, выезжающие к объекту. Они фотографируют его, производят замеры. Если объект относительно простой, то фотографий и замеров достаточно, если нет – необходимы специалисты, проводящие полное лазерное сканирование здания.

Затем полученную модель на компьютере подвергают изменениям, запланированным в сценарии. По полученным замерам также рассчитывается количество проекторов, необходимых в инсталляции. На пример, для фасада главного павильона ВДНХ требуется 18 проекторов. К слову, техника для видеомэппинга необходима крайне мощная. Для сравнения – уличный фонарь это 210 люменов, а проектор в световой инсталляции – от 20 000 люменов.

Еще один важный этап работы – сведение картинки в одно целое. Каждый проектор показывает часть изображения, они накладываются друг на друга и их необходимо отрегулировать по показателям – яркость, насыщенность.

Но почему же все эти изображения кажутся нам реальными? Прежде всего необходимо запомнить хитрость: 3D-видеомэппинг можно увидеть без специальных очков, но только с определенной позиции. Если человек предвигается, то у него меняется угол зрения и эффект пропадает.

В целом механизм такой – вместо одновременного рассматривания изображения, видеосигнал расщепляется по двум цветовым каналам (обычно - красный и голубой). Динамическое плоское цветное монокулярное изображение обрабатывается таким образом, что на один глаз (например, красный канал) подается неизменный видеосигнал, а на второй (голубой канал) - подают сигнал с небольшой временной задержкой, от изменившейся динамической сцены. За счет движения объектов в сцене, человеческий мозг получает "объемное изображение" (но только если объекты переднего плана либо смещаются, либо поворачиваются – плавная смена позиции позволяет сохранить связь между изображениями и их положением в пространстве, не изменяя временной интервал).

Наталья Жабина, Детский центр научных открытий "ИнноПарк"

О "Физике города"

Каждый день, просыпаясь утром, мы погружаемся в город, полный фактур, звуков и красок. Пока мы идем на работу и гуляем в парке, нам в голову приходит миллион вопросов о том, как же все вокруг нас устроено в этом огромном мегаполисе. Почему под нами , когда под нами проезжает поезд метро? И может ли в Москве произойти ? Какими люди из космоса?

1. Гроздья с 90.000 разноцветными пластмассовыми "виноградинками"

Инсталляция, созданная канадскими архитекторами и дизайнерами компании "Claude Cormier + Associes Inc.", посвящена отцу импрессионизма, великому Моне. Своеобразные виноградные гроздья пяти разных цветов, украшавшие собой переход к городской ратуше, заметно способствовали улучшению настроения проходивших по нему горожан.

2. "Текущие рекой" подсвечиваемые книги


Эту инсталляцию из 10.000 книг, подсвечиваемых прикрепленными к ним лампочками, можно было увидеть в дни фестиваля "Свет зимой", проходившего в Мельбурне (Австралия) этой "зимой" - с 1-го июня по 1-ое июля. По окончании фестиваля гостям мероприятия разрешалось взять понравившиеся книги с собой.

3. Светящаяся река Сумида в Токио


5-го мая этого года в Токио проходил двухдневный фестиваль Хотару, в честь которого по реке Сумида, протекающей через центр города, пустили 100.000 светодиодных голубых шаров. Световую инсталляцию назвали "Звезды для молитвы", а сами шары олицетворяли собой светлячков, любимых и почитаемых японцами. Светодиодные лампочки, как утверждает компания Panasonic, предоставившая их, полностью были заряжены солнечным светом, а их размер был достаточно большой, чтобы рыба не могла их проглотить.

4. Светящиеся листья, разлетающиеся по ветру


Эта изумительная инсталляция была создана лондонским дизайнером Полом Кокседжем для Фестиваля огней в г. Лион (Франция), проходившего в 2011-ом году. Световая композиция длиной 25 метров украшала собой двор отеля "De Ville".

5. Лошади, бегущие по реке


Инсталляция в виде скульптур лошадей, сделанных в натуральную величину из мертвых яблонь, создана Ричардом Морсом и установлена в реке Гранд. По словам автора, она олицетворяет собой борьбу и сохранение, которые должны сопровождать нас, когда мы переживаем сложные жизненные ситуации.

6. Разноцветный "зонтичный" навес


Художественный фестиваль "Агитагуэда" летом этого года украсил собой португальские улицы. Две из них были украшены разноцветными навесами из красочных зонтиков, которые не только создавали ощущение волшебства, паря в воздухе на невидимых проволоках, но и прятали от знойного солнца жителей и гостей города.

7. Интерактивное сердце всех влюбленных


Эту 3-метровую световую инсталляцию можно было видеть 14 февраля в Нью-Йорке на Таймс-сквер. Огромное красное сердце создано датской архитектурной фирмой BIG с использованием 400 светодиодных прозрачных акриловых трубочек. Как только стоявшие рядом люди прикасались друг к другу, трубки начинали пульсировать ало-красным светом. Дело в том, что по мере того как люди собирались на площади, их шаги собирались в энергию, которая превращалась в свет. Так люди помогали сердцу гореть ярче и ярче. Как еще можно интерпретировать подобную инсталляцию в такой праздник? - Любви всем!

8. Облако мечты от Swarovski


Это восхитительное облако из 10.000 кристаллов Сваровски, скрепленных мелкой проволочной сеткой, было создано ландшафтными дизайнерами Энди Као и Ксавье Перро в сотрудничестве с Дж.П.Поллом из компании Bodega Architecture. Облако украсило собой террасу Арбор в Джорджтауне (штат Вашингтон, США).

9. Интерактивное "Облако"


Инсталляцию под этим названием, созданную художником из Канады Кэйтилинг Браун, можно было видеть в течение одного дня в сентябре этого года на фестивале Nuit Blanche в Калгари. Для создания "Облака" понадобилось более 6.000 лампочек - новых и уже сгоревших ламп накаливания, а также флуоресцентных лампочек - и веревочек, за которые можно было тянуть, включая ту или иную лампочку. Любой желающий мог "попасть под дождь" из веревочек, тем самым создавая иллюзию, будто в облаке сверкают молнии.

10. Светодиодный собор


Эта великолепная световая инсталляция из 55.000 светодиодных лампочек была создана для Фестиваля света в Генте (Бельгия). Волшебные огни у входа в собор приглашали прогуляться по 27-метровой галерее, сказочно залитой светом. Эту изумительную инсталляцию, впрочем, как и все представленные здесь, обязательно нужно увидеть хоть раз, чтобы поверить в то, что такая красота существует.

Британский художник Bruce Munro, родился в 1959 , учился в Royal Western Academy, Bristol Polytechnic.
"Конек" дизайнера - ландшафтное освещение. Используя акриловые трубки с декоративными наконечниками и опто-волокно, Брюс добивается просто фантастических эффектов.

В портфолио Munro оригинальные светильники, проекты освещения частных садов и городских улиц, и ещё многое. А время от времени его идеи выливаются в масштабные и зрелищные инсталляции, которые и принесли дизайнеру заслуженную известность.

Один из самых громких проектов студии – инсталляция Field of Light / "Поле света" в рамках проекта Eden Project в английском Корнуэлле. Инсталляция была установлена на травяной крыше выставочного центра и состояла из 6 000 акриловых трубок, завершенных наконечниками из стеклянных сфер, в которых содержатся оптические волокна.

Munro и пять его ассистентов создавали работу в течение трех дней. Инсталляция освещена одиннадцатью прожекторами; в стеблях, самих по себе, нет электричества. Площадь, покрытая светящейся травой - 60х20 метров, использовано 24 000 метров оптического кабеля.


На создание светящегося шедевра Мунро вдохновило путешествие по красной пустыне в Австралии. Проезжая по шоссе Stewart Highway, он останавливался каждую ночь в кампусах у дороги, которые часто создавали очень контрастный вид по отношению к окружающей голой пустыне: оазисы зелени, воплощающие живые скульптуры сюрреалистического дизайна и пропорций.

Мунро был поражен естественными процессами в пустыне: голая выжженная земля после дождя оживала и расцветала. Он сделал серию набросков и хранил их еще со времени обучения в колледже.

Поле Света - это пришелец, незнакомец в мире природы. Как брошенные на пустынную землю семена, которые ждут дождя, чтобы ожить, оптические стебли дожидаются темноты и, вместе с зажигающимися звездами, оживают и сияют, соответствуя плавным ритмам ночи.

Проект Light Shower / Световой душ в Соборе Солсбери, представляет собой гигантский светильник, состоящий из 2000 отрезков оптоволоконного кабеля разной длины, освещаемых мощными прожекторами.

В старинном английском Солсбери желание идти в ногу со временем привело к появлению на территории старинного собора ещё одной весьма необычной инсталляции:


Water-Towers / Водонапорные башни собраны из 15 тысяч наполненных водой пластиковых бутылок, через которые пропущено 69 километров оптоволоконного кабеля. Формой они напоминают водонапорные башни, чем и объясняется название проекта. Оптоволокно подсвечено светодиодами, меняющими цвет под музыку, благодаря чему кажется, что водяные колонны танцуют в темноте.

Главная идея инсталляции - Божественный Свет, радость, озарение. "Озарение" в этом проекте ключевое слово.

Брюс Монро: "Меня прежде всего интересует свет! И то, как на него реагируют разные материалы. Для своего проекта я искал дешевый, податливый, и, главное, доступный материал. И меня осенило - так это же бутылка".


Настоятель собора думал, что инсталляция будет из стекла. А когда узнал, что привезут пластиковые бутылки, пришлось созывать церковный совет.

Марк Бони, пастор: "Ничего я не буду объяснять! Я говорю - идите и смотрите сами. Картины и скульптуры создаются для того, чтобы мы смотрели и думали. Искусство начинается там, где трудно подобрать слова".


За несколько дней к "Водяным башням" привыкли. Вечерами возле них собираются фотографы и влюбленные парочки. В городе появилась новая достопримечательность.

CD Sea / Море из компакт-дисков.

Bruce Munro при помощи британской прессы и BBC Wiltshire radio обратился к читателям и слушателям с просьбой присылать ему ненужные CD. Люди равнодушными не остались, причем не только британцы, но и жители других государств, и через некоторое время стараниями Брюса в Британии появилось еще одно море – выложенное из компакт-дисков на траве.

19-20 июня 2010-го г. Брюс Мунро, а также 140 его друзей, знакомых и коллег занялись созданием инсталляции. На поле вблизи деревеньки Килмингтон скосили участок травы и начали выкладывать диски на образовавшейся полянке. В итоге получилось удивительное "внутреннее" море, состоящее из 600 тысяч CD), отражающих солнечный и лунный свет, словно маленькие зеркала.

На создание такой инсталляции Брюса Мунро вдохновили впечатления, полученные им на берегу моря в Австралии еще тридцать лет назад. "Свет был настолько сильным, что вода будто светилась серебром. И мне вдруг показалось, что если я опущу руку в море, то это каким-то образом соединит меня с моим домом в Салкомбе, где жил мой отец… Я уходил с пляжа в очень хорошем настроении", - рассказывает автор. В тот день мальчик впервые осознал, что такое привычное явление, как свет, может влиять на эмоциональное состояние человека. Инсталляция "CD Sea" стала воссозданием того момента, повлиявшего, как потом оказалось, на всю дальнейшую жизнь Брюса Мунро.


Инсталляция просуществовала примерно два месяца, после чего все диски собрали и отправили на перерабатывающий завод.

Longwood Gardens - Сады Лонгвуда -
называют американским ответом знаменитым садам Европы и признают образцом гармоничного сочетания садоводства, архитектуры, музыки и театра
Bruce Munro приглашён для создания масштабной экспозиции LIGHT!, которая откроется летом 2012 года. Для дизайнера это будет первая световая инсталляция в Северной Америке. Организаторы обещают незабываемое зрелище.


Предполагается, что проект LIGHT! будет включать семь огромных световых инсталляций на открытых площадках, две – в помещении Консерватории площадью 16 тысяч квадратных метров, а также небольшую экспозицию искусно подсвеченных скульптур.
Светящиеся шарики из выдувного стекла и пластика будут соединены между собой электрической "корневой системой" и расставлены на большой открытой территории.