Россия. Лингвострановедческий словарь Что такое Лубок, что означает и как правильно пишется


убок - народная картинка, вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.


Фарнос-красный нос. XVII век

С середины XVII века на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX века их стали называть лубками. Способ изготовления придумали в Китае в VIII веке. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV веке. И в середине XVII века в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагалось ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.


«Мыши кота погребают», 1760

XVII-ХVIII вв. - это эпоха реформ Петра I, которые не всем нравились. Светский лубок был откровенным орудием политической борьбы. Противники реформ Петра I печатают лубки, на которых изображен кот с красными вытаращенными глазами, так рисовали портрет Петра I. «Кот Казанский». Лубок «Мыши кота погребают» появился после смерти императора. Принципиально новым в лубке был смех. Это отличает его от официального искусства XVIII века. Главная задача лубка - украсить дом. Были и сатирические лубки. Петр I издавал указы о запрещении сатирических лубков. Но только после смерти императора лубок потерял политическую остроту. Он приобрел сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актеры балагана, шуты, реальные и фантастические звери, птицы. Героями картинок стали сказочные персонажи: шуты Савоська и Парамошка, Фома и Ерема, Иван- царевич, Бова-королевич, Илья Муромец. Лубок стал красочней, ведь он украшал избы крестьян. Картинки раскрашивали свободно. Цвет клали декоративными пятнами вразброс. Вначале красный цвет, самый яркий и плотный (гуашь или темпера). Другие краски прозрачней.

Какие краски любили на Руси?

(Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобы сочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале лубки рисовали профессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потом присоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Сюжеты настенных росписей и изразцов (а что такое - изразец?) «переселились» в гравюру тогда, когда народное архитектурное творчество было приостановлено, а любовь к настенной росписи и деревянной резьбе еще не иссякла. Была целая серия портретов, а точнее изображений былинных и литературных персонажей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Соловья-разбойника, лица храбрых витязей и их королевен. Такие портреты были популярны в народе. А причина заключалась в их художественных качествах. Нарисованы ярко, празднично, Лица приятные, фигуры стройные, в красивых одеждах. В лубках-портретах воплотились глубоко народные эстетические идеалы, воплотилось понимание достоинства и красоты человека. Лубок воспитывал художественный вкус людей. И заимствовал все лучшее из других искусств.


Кот казанской, ум астраханской, разум Сибирской (XVIII век)

Как делали лубки?

Гравер делал основу для картинки - доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые к оттискам, а оттиски отправлял на раскраску. Под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на дереве и меди. Женщины и дети занимались раскраской лубков.

Как делали краски, из каких материалов?

Варили сандал с добавкой квасцов, получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовали лазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев.

Каждая мастерица раскрашивала по-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе. Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырех полных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текста и много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Например, поймали в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбирает невесту, или модные наряды, или «Азбуки».

Лубок - это название, возможно, происходит от площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями. На углу Рождественского бульвара сохранилась церковь «Успения в печатниках». В старину жили вокруг церкви мастера типографского дела - печатники. Недалеко - другая церковь «Троица в листах». Около её ограды по праздничным дням продавали занимательные и яркие картинки.

А может быть, это название происходит от слова «луб» - лубяной, т.е. деревянный. Рисунки вырезали на деревянных досках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес – картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков - офеней ждали повсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой, про любовь, а мужчинам - что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране. Вот за эти картинки и досталось и офеням, и издателям.

В XIX веке Москва была главной поставщицей лубков. Вот урядники других городов и писали в Москву начальству про политические лубки.
Одним из крупнейших и известных в России производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин.
Первые лубки Сытина назывались:
Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает;
как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками;
как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна.
Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка,где лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

В старину в жизни простого человека было немало горя. Однако искусство народа на редкость жизнерадостно. В жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенную технологию, форму, орнамент и колорит.

Предлагаю Вам картинки-лубки современного художника и педагога Марины Русановой.Серия картинок в стиле лубка на тему русских народных пословиц художнице очень даже удалась. Г. Курбе однажды сказал:
Подлинными художниками являются те, которые начинают с того места, на котором кончили их предшественники.
Удачи Марине в этом виде графики и успехов в работе к кинематографу.

Лубок Лубок

Народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанных на декоративный эффект, тенденции к развёрнутому повествованию (серии лубка, лубочные книжки-картинки), нередко взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Лубок, исполняемый, как правило, мастерами- ремесленниками, является видом народного творчества, но к лубку обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приемы. Древнейшие лубки появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с VIII в. - в гравюре на дереве. Европейский лубок, исполненный в технике гравюры на дереве, известен с XV в. С XVII в. распространился лубок в технике гравюры на меди, а с XIX в. - литографии. Становление европейского лубка связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничества. Религиозные образы в лубке приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений лубок использовали как публицистическое оружие - "летучие листки" времён Реформации и Крестьянской войны в Германии 1524-26, лубок эпохи Великой французской революции 1789-94 и др.; повествуя об исторических событиях, баталиях, редких явлениях природы, лубок выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский лубок XVIII в., отличающийся декоративным единством композиции и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики. В XIX в. к образам лубка всё чаще обращались мастера профессионального искусства или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов - авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812), или вдохновляющиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается восточный лубок (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. Намеренное обращение к формам лубка (см. Примитивизм) проявилось в конце XIX-XX вв. в творчестве многих художников; А. Дерена, Р. Дюфи, П. Пикассо, мастеров объединения "Мост" в Германии и так далее. В советском искусстве приёмы лубка были творчески использованы В. В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.

"Джунг-хой, разрубающий беса". Ксилография, раскраска. Китай. 19 в.



"Охотник медведя колет, а собаки грызут". Ксилография, раскраска. Россия. 1-я пол. 18 в.
Литература: Д. А. Ровинский, Русские народные картинки, т. 1-5 (текст), т. 1-4 (атлас), СПБ, 1881; В. М. Алексеев, Китайская народная картинка, М., 1966; (Ю. Овсянников), Лубок. (Альбом), М., 1968; О. Балдина, Русские народные картинки, М., 1972; Duchartre P.-L., Saulnier R., L"imagerie populaire, P., 1926.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

лубо́к

Народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Термин появился в нач. 19 в. Русское слово «лубок» происходит, возможно, от «луб» – верхний слой древесины; из него делали большие короба, в которых разносили народные картинки. Лубом называли также липу, которая служила материалом для печатных досок. Древнейшие лубки появились в Китае. В Европе народные картинки известны с 15 в., в России – с 18 в. Первые европейские и русские лубки представляли собой бумажные иконы, продававшиеся на ярмарках и в местах паломничеств.




Время расцвета русского лубка – 18 – нач. 19 в. Лубки создавали в основном в Москве и, возможно, на Севере и в Поволжье. Сначала народные картинки гравировали в технике ксилографии , с конца 18 в. чаще изготавливали гравюры на меди. Первые медные лубки были выполнены профессиональными гравёрами из Санкт-Петербурга – А. Ф. и И. Ф. Зубовыми, а также московскими мастерами серебряных дел из царского села Измайлово. Чёрно-белые отпечатки раскрашивали от руки яркими, «солнечными» красками – красной, оранжевой, жёлтой, которые ещё сильнее «вспыхивали» на фоне тёмно-фиолетовых и густо-зелёных. Народные картинки вносили в дом ощущение праздника, одновременно учили и забавляли. Излюбленные лубочные сюжеты – охоты, пиры, кулачные бои, прогулки с красавицами, забавы шутов и скоморохов, сказочные приключения Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича и различные «дива» (морское чудище-кит, найденное в Белом море, комета, «сильный зверь слон»). В лубках часто используется также язык иносказания, гротеска, они могут служить орудием острой политической сатиры: так, Пётр I превращается в них то в кота («Кот Казанский»), которого можно похоронить («Мыши кота погребают», кон. 17-нач. 18 в.), то в смешное страшилище – крокодила, а его супруга Екатерина I – в Бабу-ягу («Яга-баба едет с коркодилом драться», нач. 18 в.). К хлёсткому изобразительному языку народных картинок обращались профессиональные художники, создававшие патриотические листки во время Отечественной войны 1812 г. (А. Г. Венецианов , И. И. Теребенёв и др.). Изображение в лубках дополняется текстом, который часто представляет собой диалог персонажей в духе озорных шуток скоморохов или представлений народного площадного театра .
Образы народного искусства, запечатлённые в лубочных картинках, обогатили творчество П. А. Федотова , Л. И. Соломаткина , отчасти В. Г. Перова . На рубеже 19–20 вв. многие художники, в особенности участники художественного объединения «Бубновый валет» , стремились возродить наивную прелесть лубка. В 20 в. изобразительные приёмы народной картинки были творчески использованы В. В. Маяковским и Д. С. Моором для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной и др. иллюстраторами детских книг.

В деревянном лубке нет не только карикатуры в общепринятом значении этого слова, в нем нет и сатиры в обычном ее понимании. Сатира серьезна. Сатира — оборотная сторона трагедии. Ее создает ощущение дисгармонии жизни. В лубке же жизнь играет. Сатира борется смехом, в лубке смехом развлекаются. Это веселые, озорные и совсем не злые листы, где прославляются человечность, свободомыслие и терпимость, где вперемешку нашли себе прибежище фигуры героев и шутов, людей, животных и морских чудовищ. Нерасторжимое единство. Мистерия-буфф.

Эволюция деревянного лубка от величественного к смешному, совмещение в нем героических и комических черт никогда не делали лубок мелочным. Графический облик деревянного лубка всегда оставался монументальным. Он должен был украсить стену, быть четко видным издали, что исключало возможность дробных решений, требовало яркой локальной раскраски.

Лубок, гравированный на дереве, немногословен и статичен. В нем почти нет текста, а тот, что есть, всегда участвует в композиционном и декоративном решении гравюры (как в иконе, фреске, прикладном искусстве). В рисунке деревянный лубок не балагурит, не мельтешит, не рассказывает взахлеб со всеми подробностями о происшествии. Он показывает нам мир, человека, зверя, событие в целом, вне временной протяженности. Ярко выраженный характер, не проявляющийся во внешнем действии даже в таких лубках, как «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем индийским» или сцены охоты. Эпическая красота, красота спокойствия, достоинства, силы.

Деревянный лубок условен и фантастичен, хотя на первый взгляд состоит из будто бы знакомых нам вещей. Но все эти вещи связаны между собой не по физическим законам предметного мира, а по декоративным законам искусства лубка. Все земное пространство превращается в народной картинке в условную плоскость доски, замкнутую четырехугольной рамкой, которая устанавливает границу мира условного и мира реального. Изображенные в этих пределах земные вещи теряют свои материальные свойства: объем, весомость, плотность и цвет, сохраняя лишь силуэт формы. Активная светлая поверхность бумаги, ясная контурная линия, декоративный штрих и фантастический цвет обладают в лубке редкой самостоятельностью языка. Мастер, создававший народную картинку, творил мир заново. Поэтому точнее было бы говорить не о потере вещами своих предметных свойств, а о приобретении ими новых, о создании в народной картинке нового мира и новых вещей, где люди, звери, города, цветы, деревья и текст значимы лишь как детали неразрывного декоративного целого.

Композиции деревянных лубков, большей частью вертикальные (иконный формат) или близкие к квадрату (форма изразцов), как правило, завязываются в центре. Края доски обычно легче и заполняются готовым набором традиционных деталей (стилизованных цветов, листьев, трав). Они располагаются на доске в самых разных местах в зависимости от центра тяжести основного изображения, уравновешивают его, поддерживают плоскость листа и создают прихотливое орнаментально-ритмическое единство гравюры. Кадрировать лубок невозможно. Композиции большинства деревянных лубков архитектоничны и имеют симметричное строение. Всей своей структурой они вторят не только плоскости стены, но архитектуре здания, а симметрия в них несет ту же ритмическую нагрузку, что рифма в стихе. Характерно, что лубки на дереве, основой которых является смех, зачастую теряют эти свойства за счет усиления свободы и темпа движения («Мужик Пашка и брат его Ермошка»).

Лубок раскрашивали так же свободно, цельно и фантастично, как компоновали. Цвет должен был поддержать графическое единство листа и усилить его декоративность. Красил ли лубок один человек или шла раскраска «по носам», когда каждый из исполнителей, следуя за другим, располагал на листе один какой-нибудь цвет в сочетании с предыдущим, принцип раскраски не менялся. Цвет клали декоративными пятнами вразброс. Вначале акцентный красный цвет, который давал листу горячий, яркий колорит. Он был не только более ярким, но и более плотным (типа гуаши или темперы, тогда как все остальные краски были прозрачны, как акварель). В сочетании с красным обычно давали желтый, и оба эти цвета заставляли лубок сиять почти по-иконному.

Затем клали менее яркие краски: зеленую, вишневую и серо-лиловую. Дополнительные цвета успокаивали, гасили силу красного и желтого и в то же время своим холодом подчеркивали ее. Порой в цветовую гамму лубка вводили контрастный — черный или изумрудно-зеленый цвет. Красили лист так, чтобы соприкосновения красок были резкими, звонкими, как бы «стукающимися» друг о друга, как на лугу, как в русском костюме.

Как всякая яркая вещь, деревянный раскрашенный лубок распространял свое влияние далеко за пределы листа, и в интерьере был подобен букету цветов.

Вконтакте

Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

An unknown 18th-century Russian folk artist. , CC BY-SA 3.0

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).


Author unknown , CC BY-SA 3.0

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции - в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.


Author unknown , CC BY-SA 3.0

Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов.

В России

История

В России XVI века - начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы».

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Немецкие потешные листы продавались в Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

Цензура и запреты

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».


Anonymous folk artist , CC BY-SA 3.0

Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата.

Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых.

Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.

В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности).

Лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим - пуп земли ).


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Производство лубков

Гравёры назывались «фряжских резных дел мастерами» (в отличие от русских «обычных» резчиков по дереву). В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

Копирование досок называлось переводом. Доски изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.


Табурин, Владимир Амосович , CC BY-SA 3.0

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины.

Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети.


.G. Blinov (details unknown) , CC BY-SA 3.0

Позднее появился более совершенный способ производить лубочные картины, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске.

Одна из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

Простовиков , то есть самых дешевых картинок, стоимостью в ½ копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн. ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

Популярность

Лубки полюбились в России сразу и всем без исключения. Их можно было встретить в царских палатах, в холопьей избе, на постоялом дворе, в монастырях.

Есть документы, свидетель­ствующие, что у патриарха Никона их было двести семьдесят штук, большей частью, правда, еще фряжских. А царевичу Пет­ру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста. Причин столь стремительной и широкой популярности нехитрых вроде бы картинок две.

Тарелка "Птица Сирин Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0 "

Во-первых, лубки заменяли простому человеку недоступные ему книги: учебники, начиная с азбуки и арифметики и кончая козьмографией (астрономией), художественную литературу - в лубках чередой последовательных картинок, как в клеймах житийных икон, с обширными подписями пересказывались или публиковались былины, повести.

Приключенческие переводные романы о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, сказки, песни, пословицы. Были лубки наподобие информационных бюллетеней и газет, сообщавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах.

Были толкующие священное писание, изображавшие крупнейшие монастыри и города. Были лубки-лечебники и про всякие народные поверья и приметы. Бы­ли злейшие сатиры.

Фотогалерея




















Полезная информация

Лубо́к
лубочная картинка
лубочный лист
потешный лист
простовик

Происхождение названия

Название произошло от досок особого пиления, которые назывались луб (палуба). На них ещё в XV в. писали планы, чертежи, рисунки. Потом появились так называемые «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка).

В России

В России народные картинки получили широкое распространение в XVII-XX вв. Стоили они дешево (купить их могли даже малообеспеченные слои населения) и нередко выполняли функцию декоративного оформления. Лубочные листы выполняли социально-развлекательную роль газеты или букваря. Именно они являются прообразом современных календарей, постеров, комиксов и плакатов. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы.

Типы лубков

  • Духовно-религиозные - В византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.
  • Философские.
  • Юридические - изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».
  • Исторические - «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.
  • Сказочные - сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.
  • Праздники - изображения святых.
  • Конница - лубки с изображением всадников.
  • Балагурник - потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Способ расцветки

Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков - за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Преимущества печатной картинки

Первыми преимущества печатной картинки раскусили в Москве все те же завсегдатаи Спасского моста, или Спасского Крестца, как тогда чаще называли это место. Книжная торговля-то там и до лубка процветала - главный торг России был по этой части. Но только книжки продавали больше рукописные и очень часто самого ядовитого свойства, типа сатирических «Попа Саввы - большой славы» и «Службы кабаку». Сами сочинители и их приятели - художники из такого же простонародья - рисовали к этим книжкам и картинки-иллюстрации, или вшивали их в страницы, или продавали отдельно. Но много ли от руки нарисуешь?!

Изготовление

Эти-то сочинители и художники и обратили внимание на лубки, которые привозили иноземцы сначала в подарок московскому царю и боярам, а потом и на широкую продажу. Оказалось, что и изготавливать их не так уж сложно, притом печатать с одной доски можно многие тысячи картин, да еще вместе с текстом, вырезаемым таким же образом рядом с рисунком. Кто-то из иноземцев или из белорусов, видимо, и первый станок в Москве соорудил и готовые доски для образца привез.

И.Д. Сытин

Во второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И. Д. Сытин. В 1882 году в Москве состоялась Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой продукция Сытина была отмечена серебряной медалью. И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски, с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Формирование стиля

Молодой еще русский лубок, конечно, заимствовал у других искусств, и в первую очередь у и книжной миниатюры, очень многое и посему в художественном отношении скоро стал как бы своеобразным сплавом, синтезом всего лучшего, что выработало русское искусство за предыдущие века своего существования.

Но только до чего же лубочники заострили и утрировали все формы, до чего же усилили контрастность и рас­калили краски, раскалили до такой степени, что каждый лист буквально горит, брызжет веселым многоцветьем.

В наше время

В современном мире стиль лубка не забыт. Его широко используют в иллюстрациях, театральных декорациях, росписях и оформлениях интерьера. Выпускается посуда, плакаты, календари.

В современной моде лубок тоже нашёл отражение.В рамках 22-го «Текстильного салона» в Иваново, была представлена коллекция Егора Зайцева, «iVANOVO. Лубок».

Часто ли сейчас встречается такое слово, как лубок? Нет, довольно редко. Это и понятно, ведь слово считается устаревшим и не каждый даже знает его значение. Так что такое лубки? Расскажем ниже.

Они были популярны в Германии, во Франции. Фабрики по их производству располагались во множестве стран и городов. Приход коробейника или посещение ярмарки были очень радостными событиями для всей семьи. Ведь каждый мог найти интересный для себя товар. Для детей - сказки, для женщин - полезные советы, для мужчин - лубки с изображениями истории и битв. Благодаря таким доскам люди стали больше узнавать о мире и своей стране. Ведь раньше они были еще более ограничены в этом.

Лубок: значение слова, смысл

Итак, лубок (в самом распространенном значении слова) - это вид народной графики, картинка, рисунок с добавлением надписей. Отличительной чертой является простота изображенных образов. Этот вид народного творчества выполняется сначала в технике гравюры на меди или ксилографии, а затем раскрашивается от руки. Изображались на них в основном герои сказок и былин.

Такое название образовано от досок особого пиления. Они назывались луб (отсюда и слово "палуба"). До того как на досках стали делать изображения, их все равно использовали для похожих целей. Например, на них выполняли чертежи, писали планы. Сначала картинки называли «фряжскими листами», а затем и просто лубками.
Значение слова лубков в толковом словаре неоднозначно. Например, лубок - это также пластинка свежего слоя коры дерева. То есть внутренняя часть коры, в основном молодых лиственных деревьев. Из нее часто делают небольшие деревянные шкатулки, ящички.

Еще одно предназначение лубков (значение слова в словаре подтверждает эту информацию) - помощь при переломе. Такое название носила шина для скорейшего сращивания костной ткани. Так называли и лукошки, коробочки, сделанные из этого материала.

Нередко лубок означает и липовую доску, на которой в дальнейшем производилась гравюра необходимого для печатания изображения. А вот намного реже слово имеет такое значение, как «литература» (лубочная литература). Такие произведения отличались предельной простотой, можно сказать - примитивностью. Таковыми они были не только по содержанию, но и по оформлению.

Значение устаревшего слова лубок не всегда использовалось для изображений или изготовления коробов. Сухим лубком также покрывали и верхнюю часть крыши в деревнях. Но чтобы он был пригоден для такого, лубку было необходимо пройти определенную подготовку. Сначала его все лето сушили в лесу, затем очищали от наружной толстой корки, распаривали, а потом снова сушили под гнетом. И только потом вывозили из леса. Обязательно в распрямленном положении.

Синонимы к слову лубок

Итак, изучив значение слова лубок, 4 класс школы предполагает ознакомление с синонимами слова. Одним из основных является лыко. Лыко - это также внутренняя часть коры молодого дерева. Еще некрепкое подкорье. Как материал используется во множестве изделий.

Следующий распространенный (но менее известный) синоним - агитлубок. Агитлубок - это тот же лубок, но с агитационным наклоном. Его образы более доходчивы и емки, и они призывают к чему-либо.

Еще один малоизвестный синоним - балагурник. Балагурник — это не просто картинка, а лубок с потешным изображением, с некой сатирой или карикатурой.

В более научном плане лубок называют просто лубом. Если же брать значение не как кору, а как именно изображение, то его часто называют по-обычному - картинкой.

История лубка как графики

Зародились лубки в Китае. До восьмого века они полностью выполнялись от руки, и только начиная с него их стали выполнять в технике гравюры. Далее лубок появился и в Европе. Тут он изначально стал выполняться в технике ксилографии. Ксилография - это гравюра именно на дереве. Позже стали добавляться гравюры по меди и литография. Литография - это отпечаток изображения с чего-то плоского на бумагу. Тут же лубки стали использоваться не только как обычное изображение, но и как агитационный или Этому способствовала их простота и доходчивость.

Существовали также лубки и непристойного содержания. Популярны они были в основном в Европе, но попадали и в Россию. В основном из Франции и Германии.

Повсеместное распространение

Рассмотрим, что такое лубки в понимании жителей Востока. Его краски были намного ярче. А в конце XIX века он начал рисоваться в виде комиксов.

В XVI-XVII веках и в России появились некие «фряжские листы» или «немецкие потешные листы». Здесь изображения делались на особых досках, которые назывались луб. Стали появляться не только доски с изображениями, но и раскрашенные в этой технике коробы и шкатулки. Также встречались и бумажные лубки.

Лубки в России получили довольно широкое распространение, так как стоили недорого, выглядели красиво. Такие листы выполняли и социальную, и развлекательную роли. Именно от них пошли все современные и известные нам плакаты, комиксы, календари.

Сюжеты

Вначале сюжетами для лубков были рукописные сказания, какие-то устные рассказы, сказки или былины. После сюжеты стали браться из иностранных произведений и альманахов. Их брали из сюжетов таких писателей, как Гёте или Радклиф.

К концу XIX века стали более популярными изображения на тему Священного Писания или же портреты знаменитых и государственных деятелей. В изображения стали вкладывать более глубокий смысл. Если даже это не было агитацией, то оно все равно носило какой-то поучительный характер. Часто это были простые иллюстрации к сказкам или изображения городов.

Виды лубков

Значение слова лубок многогранно и разнообразно, а его виды можно перечислять очень долго:

  • Духовные (религиозные) - изображения, похожие на иконы. На них также могли изображаться притчи или какие-то нравоучения.
  • Сказочные - обычные иллюстрации к разнообразным сказкам. Изображения богатырей, волшебников.
  • Праздники - как ни странно, но на лубках этого типа изображались святые, а не различные празднества.
  • Философские - похожи на духовные, но без религиозного характера.
  • Исторические - сюжеты, взятые из летописей. Изображались также битвы, просто исторические события, города. Иногда даже топографические карты.
  • Юридические - изображения суда.
  • Конница - на таких лубках изображались всадники на лошадях.
  • Балагурник - карикатуры, сатирные изображения.

Производство и изготовление лубков

Производством лубков занимались граверы. Их еще называли «фряжских резных дел мастерами». Среди таких людей существовал термин «знаменование». Так называли сам процесс нанесения и покраски картинки. Поэтому обязанности обычно делились. То есть, сначала знаменщик наносил сам рисунок, а затем гравер уже его вырезал на необходимом материале. Появился и такой термин, как «перевод». Так называлось копирование лубков.

Процесс изготовления заключался в следующем: на доску сначала карандашом наносился сам рисунок, затем ножом углублялись те места, которые должны были быть белыми. Доску смазывали, а затем придавливали прессом к бумаге. В итоге на ней оставались черные контуры данного изображения.

Далее лубки раскрашивались. Очень часто этим занимались женщины с детьми. Цена лубка зависела, конечно же, от бумаги, на которой он был выполнен. Что такое лубки на самой дешевой и серой бумаге? Именно они назывались «простовиками».

Со временем технология производства улучшалась и совершенствовалась. Стали появляться не просто граверы, а художники-граверы. Они стали работать на медных пластинах с помощью разнообразных резцов. Это помогло добавить в изображения множество мелких деталей и подробностей.

Производство в России

В России первая фабрика зародилась в Москве. На ней работало множество станков, а лубки производились в огромном количестве. Цена была разной (от половины копейки, до двадцати пяти копеек).

Благодаря производству лубочных картинок появились и новые профессии. Например, «цветальщики». Такие люди раскрашивали очень большое количество лубков за короткие сроки, при этом получали довольно неплохие деньги. Индустриализация не заставила себя ждать, и профессия жила недолго, так как стали появляться литографические машины.

Популярность лубков

Первой важной причиной такой всеобщей любви является то, что лубочные картинки несли в себе функции книг и учебников, которые были недоступны обычному человеку и стоили очень дорого. Они не только обучали, но и служили некой художественной литературой, так как на них часто пересказывались былины, сказки, устные сказания.

Помимо этого, лубки служили и источниками информации, как газеты или листовки. На таких досках часто можно было найти полезные советы по медицине, или же просто развлечься изображенной на них шуткой.

Многие лубочные картинки были выполнены действительно мастерски и очень красиво. Поэтому их часто применяли как декор в своих жилищах.

Цензура

Конечно же, не стоит забывать и о том, что цензура в нашей стране всегда была тесно связана с творчеством и литературой. Прежде чем изготовить лубок, само изображение должно было пройти проверку у цензора. Если изображение не проходило ее, то всегда обязательно указывали причину, чтобы изготовитель мог исправить и снова попытать счастья. Только после полнейшего одобрения (не только рисунка, но и готового лубка) производитель получал необходимый документ, разрешающий выпуск тиража. Да и то, он не должен был превышать указанного количества. Выпуск лубяных изображений обязательно сопровождался документами, которые хранились у издателя. На каждый новый выпуск тиража оформлялись и новые документы.

Чаще всего цензоры исправляли орфографические ошибки. Но бывало и такое, что изображения не соответствовали русскому менталитету или традициям. Нарушали правила вероучения.

В современном веке

С уверенностью можно сказать, что стиль лубка не забыт и до сих пор. Многие люди знают, что такое лубки. Они используются в иллюстрировании, оформлении. Многие плакаты и календари выполняются в этом стиле и сейчас. Производится множество мастер-классов на эту тему. Также научиться технике лубка можно и в художественных школах, ремесленных мастерских.

Традиции старины никогда не забываются, в том числе и лексическое значение слова лубок. Хоть они и усовершенствованы на современный лад.