Родина тургенева где находится. Храм спаса преображения

Спасское-Лутовиново является единственным в России мемориальным музеем Ивана Тургенева. Спасское оно, потому что здесь издавна имеется церковь Спаса Преображения. Лутовиново – по имени первого владельца имения Ивана Лутовинова, которому царь Иван Грозный подарил эти земли еще в XVI веке. Хозяин использовал их с большим резоном, построив двухэтажный особняк с библиотекой, театром и даже хорами для музыкантов. Это и предопределило творческую направленность здания. Недаром впоследствии Ивану Сергеевичу Тургеневу здесь так хорошо писалось.

Для Ивана Тургенева Спасское-Лутовиново было, что называется, средоточием жизни. Здесь прошло его безмятежное детство, здесь он находился под домашним арестом после конфликта с Николаем первым, здесь были рождены его повесть «Постоялый двор» и неопубликованный рассказ «Два поколения», здесь он написал «Рудина». Позже, уже вернувшись из Европы, Иван Сергеевич именно тут дал жизнь своим главным произведениям – «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети».

Родовое поместье Тургеневых славно не только тем, что здесь жил и творил его талантливый хозяин, но и тем, что сюда к нему приезжали легендарные гости. В Спассском-Лутовиново неоднократно бывали не только Афанасий Фет, Иван Аксенов, но и Лев Толстой.
А ведь этого мемориального музея могло бы и не быть. После смерти Ивана Тургенева дом сгорел. Только после революции имение было объявлено государственным заповедником. Но лишь в 1976 году был окончательно восстановлен утраченный дом, обставленный чудом сохранившейся мебелью, которая его украшала в 1881 году, когда писатель в последний раз гостил в родовом гнезде.

Новый этап развития мемориала начался в 1988 году, когда приступили к восстановлению старого парка.

Только через двадцать лет непрерывных работ имение в Спассском-Лутовиново приобрело такой вид, каковой радовал Тургенева и его великих гостей. Нынче ежегодно более сотни туристов могут полюбоваться особняком с резными узорчатыми верандами, маленькими окошками мезонина, крылечками тургеневского времени. Он находится не только на прежнем месте, но и в прежнем виде. Особую роль выполняют предметы интерьера тех времен, в том числе и знаменитый огромный диван Тургеневых в гостиной. Возможно, на нем сиживал Лев Толстой, бывавший в гостях у Ивана Сергеевича.

Главными реликвиями особняка является фамильная икона Спаса Нерукотворного, коллекция живописи с произведениями Клодта, Сверчкова, Дмитриева-Оренбургского, огромная библиотека, собранная поколениями Тургеневых.

Усадьба в Спасском-Лутовиново – эталон помещичьего быта середины XIX века. Она многое значит не только для литературной славы России, но и для самой истории. Именно поэтому люди так любят перечитывать тургеневские «Записки охотника». Это как раз то произведение, в котором больше всего автор рассказывает о своем родовом поместье.

Поворот к Государственному заповеднику-музею И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново с автомагистрали Москва-Симферополь - недалеко от 303-го километра. Ближайшей железнодорожной остановкой является станция Бастыево. Оттуда, особенно с площадки, где установлен бюст писателя, хорошо просматривается прямая дорога к парку.

Реставрированный мемориальный дом-музей

Автор «Записок охотника» - «поэтической обвинительной речи против крепостничества» - представляется теперь и сам одним из тех богатырей великой русской литературы, которые во имя служения угнетенному народу должны были, по словам Герцена, «оставить городскую жизнь, взять охотничье ружье и бить по земле и на лету дичь крепостного права». Исходной точкой своей литературной деятельности Тургенев называл Аннибаловскую клятву бороться и никогда не примиряться с крепостничеством. Такое направление его творческого пути определилось прежде всего под влиянием окружавшей писателя с детства «очень безобразной» среды.
Если от Бастыева пойти к Спасскому пешком, то можно воочию увидеть реальное местечко, сохраняющее доныне свое прежнее название, широко известное по рассказу «Бирюк» из «Записок охотника». Это Кобылий Верх - овраг, поросший лесом. Именно там разыгралась драма, положенная Тургеневым в основу созданных им образов лесника и порубщика. Столь же тесно связана с реальной действительностью и вся эта великая, жизнеутверждающая, глубоко патриотическая книга о России и русских - цикл вечно юных и вечно образцовых рассказов и очерков с их неумирающими типами.
Даже теперь каждому, кто попадает в парк, проходит мимо восстановленной «богадельни», которая была построена писателем для престарелых, или около сторожки, где при Тургеневе стояла открытая им школа для крестьянских детей, так и кажется, что вот выйдет сейчас навстречу Иван Сергеевич - огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада, обрамленным снежно-белыми волосами, точно сказочный герой, великий, красивый, могучий - посмотрит добрыми умными глазами, приветливо улыбнется и скажет, как писал он одному из своих корреспондентов: «Мой домик скромен и мал - это единственный остаток значительно более обширных строений, которые сгорели» (в 1839 году. - В. Г.).

После смерти Тургенева его наследница О. В. Галахова - жена орловского вице-губернатора вывезла из Спасского библиотеку и всю обстановку дома. В 1918 году эти вещи были национализированы и стали основой литературно-мемориального музея в Орле - родном городе Тургенева. Теперь они возвращены на свое прежнее место в Спасское-Лутовиново, где в сентябре 1976 года открыт для посетителей реставрированный мемориальный Дом-музей.
На стене в кирпичной галерее, ставшей теперь вестибюлем для посетителей, названы основные произведения, над которыми Тургенев трудился в разные годы в Спасском, и обозначены окрестные места его странствий с ружьем и собакой, хорошо знакомые читателям из сочинений и писем великого художника-реалиста. Здесь невольно приходят на память простые, как сама природа, и в то же время столь одухотворенные, столь полные чувств и мыслей слова из стихотворения в прозе «Деревня»: «Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край».
Эпическая сила этой по-тургеневски лаконичной лирической строки дает возможность лучше понять, почему многие современники писателя сравнивали его с мифологическим героем, который становился сильнее всякий раз, когда его ноги касались земли. «Вы, - говорил ему один из них, - Антей, сын родной земли». И в самом деле, судьба классика русской и мировой литературы - патриота и гражданина, просветителя, художника-гуманиста - неотделима от действительности, служившей основой его вдохновения и творчества. Слитность незаурядной и сложной личности Тургенева с природой, с той обстановкой и средой, в которых он вырос, жил, напряженно трудился, глубоко определил Л. Н. Толстой, записавший в своем дневнике 31 мая 1856 года после посещения Спасского: «Дом его показал мне его корни и много объяснил». Слово «дом» употреблено здесь не только в прямом, но и в более широком смысле, что видно из письма Толстого к Некрасову, гостившему в усадьбе Тургенева двумя годами ранее: «Его надо показывать в деревне…».

Уголок парка. Вил с веранды Дома-музея.

Здесь «в самом сердце степей, в глуши», как называл Тургенев родную округу, он с детских лет привык чувствовать себя дома, в своей стихии. Из Москвы и Петербурга, из Берлина, Парижа, Лондона, Рима его постоянно тянуло «туда, туда, в раздольные поля», «в деревню, в темный сад». Тут впервые послышалась ему с проселочной дороги «унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги». Именно в Спасском, где Тургенев провел большую часть своего детства, постигал он простонародное отчее слово, глубоко и жадно вдыхал «воздух родных мест». Здесь открылась ему русская правдивая горячая душа - в метких оборотах речи, в проникновенных поговорках и мудрых пословицах, вырвавшихся из самого сердца, в сказках, былинах, песнях, о которых он позднее говорил: «Было время, что я с ума
сходил от народных песен… вот где бьют родники истинной поэзии».
Все это, очевидно, и дало ему повод, а также особое право назвать однажды свое «захолустье», свое «старое», «любимое», «родное гнездо» фольклорным пушкинским словом «Лукоморье», то есть живым обиталищем муз, поэтической колыбелью. Здесь не было никакого преувеличения, потому что большинство его произведений то ли задумано, то ли так или иначе навеяно, то ли даже написано полностью или частично в Спасском.
Осмотр «родительского ковчега», как называл дом Тургенева Я. П. Полонский, начинается со столовой. Тут можно услышать «глагол времен, металла звон»: в углу стоят описанные в повести «Бригадир» и действующие доныне «громадные английские часы в виде башни с надписью: «Strike-silent» («бьют-молчат»). Они указывают, кроме времени, число месяца. О глубоком и пожизненном интересе Тургенева- друга великой певицы Полины Виардо - к музыке напоминает фортепьяно. Другие вещи, которые находятся в столовой, подтверждают слова писателя о том, что это «мебель сбродная, домодельщина». На стене против обеденного стола - портреты няни и кормилицы, соседствующие с изображениями предков Тургенева, отдельные черты которых угадываются в его ранней повести «Три портрета», а также и в более поздних произведениях.

Столовая

Центральное место в малой гостиной занимает огромный диван, упомянутый в романе «Накануне»: «Увар Иванович почивал в мезонине на широком и удобном диване, получившем прозвище «самосон».
Обстановка угольной гостиной, занимающей просторную угловую комнату, сохранилась с большой полнотой и позволяет представить себе Тургенева в его родной стихии за оживленной беседой с приезжавшими к нему в Спасское А. А. Фетом, Д. В. Григоровичем, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, актрисой М. Г. Савиной и другими замечательными людьми. Картины такого же рода сохранились и в Спасском.
Икона уцелела. По преданию, она принадлежала предку Тургенева со времен Ивана Грозного, то есть была исторической семейной реликвией, как и церковь, и «мавзолей» И. И. Лутовинова - основателя Спасской усадьбы, двоюродного деда писателя по материнской линии.
В том же письме к Флоберу Тургенев с восхищением говорил о главных для него принадлежностях кабинета: «Письменный стол - превосходный - и кресло с двойным сиденьем из тростника!» М. Г. Савина вспоминала, что, когда она в первый раз вошла в этот кабинет, Иван Сергеевич «так просто сказал: «Вот за этим столом я написал «Отцы и дети». Над столом висит портрет В. Г. Белинского - идейного наставника и друга Тургенева. Там же портрет еще одного друга писателя - великого русского актера М. С. Щепкина, навестившего «спасского изгнанника» в 1853 году.
Рядом с кабинетом расположена комната, названная матерью Тургенева «казино». Здесь шахматный столик, за которым Иван Сергеевич проводил немало времени с кем-либо из своих гостей. Тут же большой овальный стол карельской березы, прозванный «геридоном» и памятный писателю с детских лет; за этим столом он вместе с братом трудился над приготовлением уроков.
Так мы снова выходим в парк, чтобы взглянуть на него теперь глазами писателя. Такую возможность дают нам его сочинения и письма, напоминающие в совокупности могучий ствол и разветвленную крону дуба, который как бы символизирует глубокие и неразрывные связи сложной корневой системы тургеневского творчества с русской жизнью, с родной землей. В начале повести «Фауст», а также в первой части романа «Новь» содержится подробное и достоверное описание «прадедовского черноземного сада», расположенного по длинному скату пологого холма.
Щемящая нота прощания не только не заглушает, но, пожалуй, даже усиливает наше чувство благоговейного преклонения перед всеобъемлющей мощью тургеневского таланта, перед вечными и неодолимыми, как сама жизнь, словами, которые вырвались из глубины его души, когда летом 1855 года он работал в одной из древесных беседок Спасского над романом «Рудин»: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
От этой беседки ведет извилистая тропинка к дому и прямая короткая дорога - к дубу. А вокруг, как писал Тургенев Флоберу, мечтавшему побывать в Спасском, чтобы увидеть именно здесь «пядь русской земли», - «двести десятин волнующейся ржи!» Невольно замираешь и теперь «с каким-то ощущением торжественности, бесконечности…».

Кабинет-спальня И.С. Тургенева Казино Любимый дуб И.С. Тургенева
Пруд в Спасском-Лутовинове

2.
Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал село Ивану Лутовинову.
Важную же роль в истории усадьбы сыграл Иван Иванович Лутовинов (1753-1813). Он недолго прослужил в Новгородском пехотном полку, дослужился до секунд-майора и поселился в своём поместье. В 1778 году мценские дворяне избрали его уездным судьёй. Так же он был предводителем дворянства Мценского и Чернского уездов. Он владел поместьями в Тульской, Тамбовской и Калужской губерниях и 5000 крепостных крестьян. Он решил создать усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Усадьба, в которую также входили парк и пруд, была окружена рвом.
В 1813 он умер и был похоронен в часовне над родовым склепом.

3.
После смерти Ивана Лутовинова спасская усадьба согласно решению суда перешла в руки его племянницы Варвары Петровны Лутовиновой. Её отец Пётр Иванович умер за два месяца до её рождения.

4.
В 1816 в Спасском произошла свадьба Варвары и офицера Сергея Николаевича Тургенева, участника Отечественной войны 1812 года, столбового дворянина. В мае 1839 года в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки. Театр, большой зал, комнаты для гостей и прочее не были восстановлены. Парк также запустел.

5.
В 1850 году Варвара Петровна умерла, Ивану Тургеневу (1817-1883), уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо, где он провёл своё детство (до 1828 года) и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых. С 1852 по личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции. Он отпустил на волю дворовых. Тургенев оказался в разлуке с Полиной Виардо. С соседями он подружиться не сумел, периодически к нему приезжали Михаил Щепкин, Иван Аксёнов, Афанасий Фет. Здесь же он пишет повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения» (не опубликован). В конце 1853 писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское, пишет здесь очерк «О соловьях» и принимает у себя Николая Некрасова. В 1855 здесь за семь недель пишется роман «Рудин». В 1856 Спасское посетил Лев Толстой.

6.
Тогда же Тургенев начал работу над «Фаустом». Затем Иван Сергеевич на некоторое время уехал в Европу. По возвращении он пишет в Спасском произведения: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Затем Тургенев вновь по большей части проводит время за границей. Приезжая сюда он открывает школу для крестьянских детей и богадельню для престарелых крестьян. Последний раз он побывал здесь в 1881 году. В 1883 он умер во Франции, в городе Буживаль.

13.
Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

14.
Дом, как и вся Спасская усадьба, имеет давнюю и сложную историю. Он представляет собой лишь одно крыло первоначального главного дома усадьбы, выстроенного двоюродным дедом Тургенева И. И. Лутовиновым в первом десятилетии XIX века. По рассказам современников, дом Лутовинова имел форму отлогой подковы. В середине находилось деревянное двухэтажное здание с колоннами по фасаду, огромными по тем временам пятиаршинными окнами, парадным залом в “два света” и множеством комнат для барина, домочадцев и прислуги. От центрального здания в обе стороны расходились полукругом каменные галереи, каждая из них заканчивалась деревянным флигелем. 1 (13) мая 1839 года большая часть дома сгорела. От пожара уцелело лишь левое, юго-западное крыло дома, т. е. каменная галерея с примыкающим к ней деревянным флигелем. Оставшийся после пожара левый флигель был капитально отремонтирован и стал служить главным домом усадьбы. В 1840-е годы В. П. Тургеневой, матерью писателя, к дому были сделаны две пристройки, в которых размещались “казино” и библиотека.

15.
С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. На протяжении многих лет Иван Сергеевич не вносил радикальных перемен в устройство дома. однако при нем назначение комнат и соответственно меблировка в значительной степени изменились. Опустели комнаты для прислуги в мезонине, не стало “собственной барыниной конторы”, за “девичьей” и “казино” сохранились лишь прежние названия, по своему вкусу обставил писатель кабинет, одной из главных комнат дома стала библиотека. В последние годы жизни Тургенев начал уделять устройству Спасского дома все больше внимания, собираясь жить в нем подолгу. С весны 1880 года были начаты не только капитальный ремонт, но и основательная перестройка дома. К библиотеке была сделана еще одна пристройка в четыре комнаты, переделана центральная веранда и устроен балкон на мезонине Все строение было украшено ажурной деревянной резьбой.

16.
После смерти Тургенева наступил период расхищения и гибели многих реликвий Спасского дома. Наследники Тургенева не стали жить в усадьбе писателя. Из дома ими были вывезены мебель и веши. В ночь с 19 на 20 января 1906 года Спасский дом сгорел дотла. Сохранившиеся вещи. библиотека и мебель Спасского дома стали основой музея И. С. Тургенева. открытого 23 ноября 1918 года в Орле в доме писателя.

17.
На основе собранных в музее Тургенева планов, описей, фотографий, свидетельств мемуаристов был разработан проект восстановления главного дома усадьбы и его интерьеров.

18.
Летом 1976 года восстановление дома было закончено. Мебель и вещи Тургенева. хранившиеся в музее в Орле. вернулись в Спасское-Лутовиново. В доме создана мемориальная экспозиция, которая воспроизводит обстановку дома в том виде, в котором она была в 1881 году в последний приезд писателя в Спасское.

Многострадальный - разграбленный и сгоревший - дом-музей Тургенева восстановлен. Сегодня в нем представлено собрание подлинных вещей великого русского писателя.

Местонахождение собственной усадьбы Иван Тургенев сам описал географически точно: «Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути - немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».

Село Спасское получило такое название из-за стоящей здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI в. сам Иван Грозный пожаловал его своему ясельничему (царскому конюху) Ивану Лутовинову. Последующие поколения Лутовиновых, удостоенные дворянства в XVII в., постепенно создали на этой земле богатое поместье.

Расцвела же усадьба в полную силу при Иване Ивановиче Лутовинове (1753-1813 гг.). Бросив воинскую службу, он поселился в поместье и отдался его благоустройству. Человек он был очень богатый, и при нем появился двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом - с библиотекой, театром и хорами для музыкантов. Перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для наряда жандармов (чтобы сечь крестьян). Появились также парк и пруд. И на военный манер для пущей безопасности (крестьянские бунты были не редкость) усадьбу обнесли рвом.

В 1813 г. Иван Лутовинов скончался, и усадьба отошла его племяннице Варваре Лутовиновой, вскоре вышедшей замуж за офицера Сергея Тургенева. У них родился сын - будущий великий писатель Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.).

В Спассом-Лутовинове было написано множество произведений, некоторые - при довольно драматических обстоятельствах. В 1852 г. Тургенев был арестован по обвинению в нарушении цензурных правил при публикации статьи, посвященной памяти Гоголя. В действительности подозрение полиции и лично Николая I вызвали его связи с «бунтовщиками»: Бакуниным, Герценом, Гервегом. Царя вывело из себя еще то, что Тургенев отпустил на волю дворовых лутовиновских крестьян. По высочайшему повелению он был сослан в родовое имение под строгий надзор полиции и без права выезда за пределы Орловской губернии. В период спасской ссылки, продолжавшейся до конца 1853 г., Тургенев создал цикл повестей «Два приятеля», «Затишье», «Переписка» и обдумывал свой первый роман - «Рудин», который также будет написан здесь.

С соседями Тургенев не дружил и даже радостно сообщал, что тут «ни одного соседа на двадцать километров вокруг». Лишь самым близким он сообщал, что «если кому-нибудь из вас случится ехать через Мценск, и вам вздумается ко мне завернуть, скажите только: в Лутовиновку - всякий вас довезет». Иногда к нему наведывались писатели Лев Толстой, Николай Некрасов и Иван Аксаков, поэт Афанасий Фет, выдающийся актер Михаил Щепкин. В имении Тургенев написал самые известные свои книги: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Фауст», «Призраки», «Новь», «Песнь торжествующей любви». В Орловском полесье жили персонажи «Записок охотника».

Наследники вывезли из усадьбы, что смогли, а в 1906 г. дом сгорел. В 1918 г. советская власть объявила усадьбу национальным достоянием.

«Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». И в последние дни своей жизни, оставаясь во Франции и страдая от смертельного недуга, Тургенев думал о любимом уголке родины.

В 1921 г. был учрежден музей-усадьба «Спасское-Лутовиново». В 1937 г. он стал филиалом Орловского государственного литературного музея И. С. Тургенева, и усадьбу было решено восстановить, но планы нарушила Великая Отечественная война. В 1968-1976 гг. восстановлен главный дом, а полностью усадьба вместе с обстановкой была воссоздана только к 1981 г.

Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» в наши дни - единый архитектурно-парковый усадебный комплекс конца XVIII - начала XIX в.

Главная ценность нынешнего музея - мемориальный дом Тургенева с его коллекцией почти полностью состоящей из подлинных вещей, ранее принадлежавших предкам писателя и ему лично. Сгоревший дом восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину летом 1881 г.

Мебель из красного дерева и карельской березы - лучшие образцы работы русских мастеров XVIII - первой половины XIX в. Был привезен в усадьбу и стол, за которым писатель творил свои шедевры. И на прежнем месте в малой гостиной стоит большой диван-«самосон», памятный многим гостям Спасского. И еще - личные вещи писателя, полученные художником-маринистом Алексеем Боголюбовым от Полины Виардо.

Особое место в музее-заповеднике занимает храм Спаса Преображения, построенный в начале XIX в. в стиле зрелого классицизма.

Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м гг. Деревянная церковь буквально разваливалась, и Иван Лутовинов построил на свои средства каменную. Храм перенесли с погоста на господскую землю, а на месте старой церкви воздвигли фамильную часовню. В январе 1816 г. в храме венчались Варвара Лутовинова и Сергей Тургенев. В начале 1930-х гг. храм Спаса Преображения был закрыт, церковная утварь разграблена, колокольня снесена, помещение использовалось как склад. Внешний вид храма (с колокольней) был восстановлен только в начале 1970-х гг.

Непосредственно к главному усадебному дому примыкает флигель. Его построил для себя дядя писателя - Николай Николаевич, после смерти старшего брата некоторое время занимавшийся делами усадьбы. Во время спасской ссылки 1852-1853 гг. Тургенев жил именно в этой постройке, позднее прозванной литературоведами «флигелем изгнанника». В наши дни это - один из главных экспозиционных объектов усадьбы, где представлены мемориальные вещи, письма Тургенева, его гостей и Полины Виардо, а также первые российские и зарубежные издания произведений Тургенева, портреты современников писателя. Экспозиция включает также два интерьерных зала - кабинет писателя и «комнату тургеневской героини», посвященную лучшим женским образам, созданным Тургеневым.

Музей-заповедник включает также и тургеневский парк. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX вв. создателем Спасской усадьбы Иваном Лутовиновым. Очень подробное описание парка содержится на страницах романа «Новь». Парк в Спаском-Лутовинове являлся одним из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства на период своего создания.

Парк был оформлен в английском стиле - с яблоневыми садами, оранжереями. Со времени его основания сохранилось около двух тысяч лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей. Извилистые дорожки выводят к Большому Спасскому пруду. На его берегу стоит любимая скамейка писателя. Тут же - беседка в кольце лип, описанная в «Рудине». Аллея, посаженная самим писателем во время ссылки, тянется к другой такой же беседке в глубине парка.


Общая информация

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Административная принадлежность : с. Спасское-Лутовиново, Мценский район, Орловская область.

Основан : 1921 г.

Цифры

Площадь : экспозиционно-выставочная - 1234,1 м 2 , временных выставок - 130 м 2 , фондохранилищ - 163,4 м 2 , парковая - 0,42 км 2 .

Единиц хранения : 23 010, из них 8625 предметов основного фонда.

Коллекции : редкие книги - 4867, фотоматериалы 1753, письменные источники - 193, графика - 797, живопись - 186, скульптура - 29, драгоценные металлы - 95 единиц хранения.

Количество сотруднико в: 129.

Среднее количество посетителей в год : 142 тыс. (2014).

Удаленность : 6 км на северо-запад от шоссе - Москва, 12 км к северу от г. Мценск, 70 км к северо-востоку от г. Орел, 330 км к югу от г. Москва.

Климат и погода

Умеренно континентальный.

Умеренно холодная зима, теплое лето.

Средняя температура января : -9°С.

Средняя температура июля : +18°С.

Среднегодовое количество осадков : 500 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 70%.

Экономика

Сфера услуг : туристические.

Достопримечательности

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

    Английский пейзажный парк (вторая половина XVIII - начало XIX в.), включая Верхний и Нижний сады, Липовую беседку и Еловую поляну

    Дом-музей (XIX в., восстановлен в 1968-1976)

    Церковь Спаса Преображения Господня (1809) с некрополем и сторожкой

    Флигель изгнанника (1840-е)

    Богадельня (1872)

    Большой Спасский пруд с плотиной и Кузнечный пруд

    Хозяйственные постройки (каретный сарай, погреб, баня, конюшня)

Любопытные факты

    Спасская церковь была устроена с хорами, и на средства, отпускаемые Иваном Лутовиновым, при церкви содержался хор из 36 человек, певший по рукописным нотам.

    Среди священников Спасской церкви самой примечательной личностью был Фёдор Гедеоновский, часто принимаемый в господском доме. Он был первым из спасских священников, кто запомнился маленькому Ивану Тургеневу. С образом отца Фёдора у Тургенева было связано первое причастие, первые понятия о Священном писании, первые проповеди. По просьбе старшего брата Николая Сергеевича священник «изгонял домовых» из усадьбы. Предположительно, именно отец Фёдор появляется на страницах «Степного короля Лира». Его же фамилия упоминается в «Дворянском гнезде».

    Местная орловская газета так описывала состояние усадьбы после пожара 1906 г.: «Парк обратился в сплошной лес, заросший кустами орешника, крапивой и бурьяном. Дом сгорел, на его месте поднимаются из-за бурьяна почерневшие остатки стен и груды кирпича. От бывших хозяйственных построек в большинстве и следа не осталось. Аллеи заросли травой, на большом протяжении парк превратился в густо заросшую чащу; кусты беспорядочно разрослись и перемешались с крапивой и репейником. Получилась полная картина запустения».

    Музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан постановлением советского отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения. У истоков создания музея стояли нарком просвещения Анатолий Луначарский и поэт Валерий Брюсов. В восстановлении музея-усадьбы в разное время принимали участие писатели Максим Горький, Константин Федин и Иван Новиков, а первым хранителем стал известный ученый-литературовед Михаил Португалов.

    В 1997 г. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» президентским указом был включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    годы Великой Отечественной войны сильно пострадали здания церкви, фамильного склепа Лутовиновых, каретного сарая и конюшни. Территория усадьбы была изрыта блиндажами, окопами, воронками от бомб и снарядов, пруд с прорванной плотиной пересох, аллеи парка завалены упавшими деревьями. Но уже 16 июня 1944 г. - война закончится еще только через год - тургеневский заповедник был вновь открыт для посетителей. Территория усадьбы была очищена от мин и снарядов, убраны погибшие деревья, засыпаны блиндажи и окопы; полностью восстановлена берёзовая аллея, ведущая к пруду, отремонтирована плотина Большого Спасского пруда.

Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново является самой посещаемой достопримечательностью Орловской области совершенно заслуженно. С одной стороны, ехать недалеко, удобно, - вполне можно устроить себе интересную поездку на выходные. С другой, незабываемые впечатления здесь гарантированы. Место очень красивое и уникальное. Спасское - это Тургенев. Тургенев - самый знаменитый русский писатель своего времени - и в России, и в Европе. Вся жизнь Ивана Сергеевича тесно связана с нежно любимым им Спасским, родовым поместьем по линии матери. Здесь он жил практически с рождения, здесь прошло детство и более зрелые годы. Тургенев любил путешествовать, но всегда возвращался в свою усадьбу. В Спасском написаны самые знаменитые произведения писателя - "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Рудин", "Новь"...

Спасское-Лутовиново произвело на нас неизгладимое впечатление. Да, красивых старинных усадеб в России немало, литературные, связанные с именами великих русских писателей, тоже имеются. Но на уровне мироощущения Спасское - особенное. Вроде бы и дом - не оригинальный, и парк - без фонтанов и скульптур. А попробуйте найти человека, который бы остался равнодушен к увиденному. Здесь всё принимаешь с доверием. Бредёшь по тенистым аллеям парка и испытываешь трепет.

Реклама — поддержка клуба

Дом и парк... Усадьба сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Пережила фашистскую оккупацию. Часть зданий была разрушена, парк - перерыт под блиндажи и окопы... Но, несмотря ни на что, парк сохранился. По уровню сохранности - старинный парк Спасского уникален. В России ему равных нет. Со времени основания (конец XVIII века) до наших дней здесь сохранилось около 2 000 лип, елей, дубов, тополей и других деревьев. Именно парк - то подлинное и ценное, что осталось от усадьбы с тургеневских времён. Памятник русского садово-паркового искусства. То, ради чего стоило восстанавливать пострадавшую усадьбу.
Главный усадебный дом воссоздан по подробнейшим чертежам, фотографиям и описаниям. Повезло, что успели задокументировать интерьеры вплоть до цвета и рисунка обоев, смогли сохранить подлинные предметы мебели и интерьеров, личные вещи писателя и членов его семьи, предков. Люди, которые воссоздали дом и бережно хранят его и парк, вдохнули в Спасское жизнь. Именно поэтому всё воспринимается по-настоящему.

Есть и ещё важный момент. Именно здесь, в Спасском, мы побывали на лучшей экскурсии из всех, что я помню за последние годы. Проводил её нам, если я правильно понимаю, научный сотрудник, который настолько глубоко знает тургеневскую тему, живёт ею, серьёзно изучает, что, конечно, ни один обычный экскурсовод, выдающий "на-гора" однажды выученный текст, не сможет с ним сравниться. Тем более не стану тягаться с ним я. Даже пытаться пересказывать услышанное не буду. Я покажу фотографии Спасского-Лутовинова, немного расскажу об усадьбе и поделюсь личными впечатлениями, мыслями об увиденном.
В Спасское-Лутовиново мы ехали из Орла. Находится оно по пути в Москву,

в Мценском районе.

От Орла до Спасского - 70 км., от Москвы до Спасского - 300 км. Усадьбу удобно посещать как по пути в Орёл, так и по пути обратно.

Через час мы были на месте. Припарковали машину на огромной парковке.

Пошли по дорожке. По пути нам встретилось небольшое кафе,

дальше был платный туалет (бесплатный есть на территории, но его удобнее посещать уже после экскурсии), ещё дальше - касса и сувенирный магазин.
В кассе мы оплатили экскурсию по мемориальному дому и парку - 300 руб./взрослый. Дети-дошкольники - бесплатно.

Имеется, кстати, и более широкий маршрут. Помимо дома и парка он включает "Флигель изгнанника".

Музей-заповедник работает круглогодично: в летнее время (с мая по сентябрь включительно) - с 9.00 по 19.00, в зимнее время - с 9.00 по 18.00.

Режим работы и правила посещения

Из объявления на кассе мы узнали, что накануне в усадьбе был праздник - Фестиваль классической музыки, и в роли хозяйки музыкального салона выступала Любовь Казарновская.

В Спасском регулярно проводятся различные мероприятия, в том числе выставки.

Настроение было... волшебно-летнее. Красота!!!

Фамильная часовня Лутовиновых (XVIII -XIX вв.) и здание выставочного зала

Вход на территорию усадьбы рядом церковью.

Для барского дома он выглядит достаточно скромно. И ничего удивительного. В начале XIX века здесь стоял большой дом в форме подковы - главное двухэтажное здание с колоннами и две каменные галереи, соединяющие дом с деревянными флигелями. В 1839 году большая часть дома сгорела - осталась только юго-западная галерея и флигель. Восстанавливать дом полностью не стали. Отремонтировали для жизни хозяев уцелевший флигель.

В начале XX века сгорело и это здание. В наше время дом восстановили на прежнем месте и в том виде, каким видел его Тургенев в свой последний приезд в Спасское-Лутовиново летом 1881 года.

Что по мне, так это самое романтичное место из всех, которые я видела. Дом с мезонином, сад, парк...

Когда началась наша экскурсия в усадебном доме, выяснилось, что в нём нельзя фотографировать. Удивление, внутренний протест, вынужденное смирение - чувства быстро пронеслись в душе. Пришлось "проглотить" и слушать экскурсию, хотя для меня такое бездействие неприемлемо. Представьте себе журналиста, который приедет куда-то по делу, а сам начнёт расхаживать и расслабляться...
Когда в конце экскурсии я спросила у экскурсовода: "С чем связан сей запрет?", то получила, на мой взгляд, не самый убедительный ответ: "Музей маленький, комнаты крошечные, съёмка мешает. К тому же посетители должны слушать экскурсию, а не отвлекаться".
Моя версия запрета на съёмку всё же другая. Спасское-Лутовиново имеет совершенно потрясающую атмосферу старины и несовременности. И даже этот запрет на съёмку берёт корни оттуда. А иначе... Ну глупо же и наивно не зарабатывать на том, что само в руки плывёт. Даже в Пушкинских горах, где уж так всё было раньше строго, фотографировать разрешили. Плати 200 руб. и хоть обснимайся. Но усадьба Спасское-Лутовиново строго держится за эту старомодность - нежелание зарабатывать на том, что, кажется, уронит собственные устои и правила. Деньги на развитие нужны, но не любой ценой.
Можно спорить - хорошо это или нет. С одной стороны, обидно. Запрет жёсткий. С другой, вся эта строгость, чопорность очень быстро настраивает на нужный лад - барский дом, господские нравы. Матушка Тургенева, знаете, была более чем суровой дамой, жёстко наказывающей даже непровинившихся. Сколько раз Иван Сергеевич в детстве бывал бит, сам не зная за что. Что уж там - фотографировать не разрешили... ;)
С другой стороны, ну как уж совсем-то без фотографий? Поэтому зашла в интернет, нашла фотографии усадебного дома (не всем, однако, запрещают тут снимать). Покажу вам несколько фотографий с сайта Культура.РФ .

Диван "Самосон", на котором отдыхали многие гости Спасского


В доме представлена подлинная коллекция живописи предков Тургенева

Письменный стол И.С. Тургенева, за которым были написаны многие знаменитые произведения писателя, старинная икона Спаса Нерукотворного над столом - фамильная реликвия Тургеневых





Нас провели по липовой аллее на большую поляну круглой формы, откуда лучами расходятся узкие зелёные аллеи.

Дорожки аллей каменистые, покрытые зелёным мхом - идёшь будто по бархатному изумрудному ковру.


Аллеи пересекаются, и если взглянуть на парк сверху, увидишь римскую цифру XIX.

Приглашаю вас продолжить прогулку по парку вместе с нами.



Дорожки парка ведут к Большому пруду и Варнавицкому оврагу.

Большой пруд.

Окрестности.

Тропинки, мостики...

Дуб-красавец.





















Мы сделали неполный круг вокруг озера и снова вышли на зелёную узкую аллею парка. Времени уже было много, а мы ещё не посмотрели многие постройки усадьбы, и впереди предстояла дорога домой. Надо было поторапливаться.
Несколько слов о постройках Спасского-Лутовиново. Комплекс строений помимо вышеупомянутых дома-музея, храма Спаса Преображения, фамильного склепа Лутовиновых и здания для выставок, включает богадельню и хозяйственные постройки - конюшню, каретный сарай, сбруйную, баню и погреб. Кроме этого, к главному усадебному дому примыкает "Флигель изгнанника", в котором И.С. Тургенев жил во время ссылки в Спасское в 1852–1853 годах. Вот в сторону этих построек мы и пошли.
Для удобства ориентирования посмотрите схему усадьбы Спасское-Лутовиново. Мы шли от Большого пруда (17) в сторону конюшни (11):

1. Церковная сторожка

2. Церковь

3. Богадельня

4. Дом-музей

5. Верхний сад

6. Нижний сад

8. Флигель

11. Конюшня

12. Каретный сарай

13. Колодец

14. Кузнечный пруд

15. Пруд Захара

16. Плотина

17. Большой пруд

18. Туалет

Дойдя до каретного сарая,

заметили возвращающуюся с прогулки повозку.

Костя загорелся прокатиться. Но оказалось, что катания на лошадях в Спасском в 5 часов вечера заканчиваются. Мы как раз пришли в это время. Нам не отказали, но за билетами надо было идти к сторожке (на схеме №1). Костя побежал оплачивать, а в это время пришла женщина с двумя маленькими детьми, которая тоже очень хотела покататься. В результате я свой билет отдала ей. Все остались довольны.