Писатель петров скиталец и николай рерих. Скиталец (Петров) Степан Гаврилович

(9.11(28.10).1869, с. Обшаровка Самарской губернии - 25.06.1941, г. Москва), поэт, прозаик, драматург, собиратель и исполнитель русских народных песен.

Родился в семье отставного солдата. Очень рано проявились незаурядные способности будущего писателя: читать начал с пяти лет, писать стихи - с двенадцати лет. В Симбирской губернии побывал уже в раннем детстве вместе с отцом - профессиональном гусляром, обходившим «песенные сёла» Поволжья. С 1885 по 1887 гг. Скиталец учился в Самарской учительской семинарии, откуда был уволен за «политическую неблагонадёжность». После этого перебивался случайными заработками в губерниях Поволжья, пел в церковном хоре, сотрудничал в газетах. Решающую роль в становлении Скитальца как писателя сыграл М. Горький. Он же вовлёк его в активную революционную деятельность. Личное знакомство их состоялось в 1899 г. В 1903 г. С.Г. Скиталец женился на дочери симбирского купца Николая Константиновича Ананьева - Александре. В 1905 г. проживал в (ныне Кузоватовского района Ульяновской области). Бывая в Симбирске в период с 1903 по 1913 гг., принимал участие в концертах, молодёжных вечерах с чтением своих стихов, пением народных песен и частушек. Благодаря Скитальцу в это время в Симбирске стала известна песня «Из-за острова на стрежень» на слова . С 1913 по 1921 гг. постоянно жил в Симбирске в собственном доме над Волгой. В этот период написал пьесу «Вольница» (1915), «Воспоминания», рассказы: «Семинария», «Юность», «Лаврентий Щибраев», «Старый Венец». На основе местных реалий начал работать над историческим сказом «Кандалы» и романом «Дом Черновых», подготовил к печати восьмитомное собрание сочинений, «Очерки» и «Песни Скитальца» (1919). Литературное творчество сочетал с выступлениями в театре, Народном доме. В 1921 г. эмигрировал в Харбин. В 1935 г. приезжал в Ульяновск навестить родного брата Г.Г. Петрова. В Ульяновске похоронена жена С.Г. Скитальца, умершая в 1917 г. На стихи Скитальца написаны десятки песен и романсов композиторами Р. Глиэром, В. Калинниковым, М. Слоновым, С. Таскиным, С. Толстым и др.

В Ульяновске на доме, где жил писатель С.Г. Скиталец (ул. Пролетарская, 41) установлена мемориальная доска.

Имя Скитальца не очень много говорит нашему современному читателю. Книг его издавалось в последние советские годы мало, и большинство из них стало библиографической редкостью.

В последнее время к нам возвращаются имена людей из далёкого прошлого, позабытых, многим незнакомых, но внесших свой вклад в литературу, оставивших литературный след на крымской земле, в том числе и в Байдарской долине. К этим именам принадлежит имя Степана Гавриловича Петрова (Скитальца).

Скиталец (Степан Гаврилович Петров) родился 9 ноября (по старому стилю 28 октября) 1869 года в селе Обшаровка Самарской губернии. Сын крестьянина, бывшего крепостного, потом рабочего и вольного гусляра, мальчик два года бродил с отцом по ярмаркам и российским дорогам, где впитывал, а потом отразил в творчестве дух народа, его судьбу. В автобиографическом рассказе «Сквозь строй» Скиталец изобразил суровое своё детство, полное нужды и горя, и отца – гусляра, которому пришлось применять свои музыкальные способности, привлекая односельчан в кабак, где он служил сидельцем.

Две светлых фигуры озаряли в детстве его жизнь – отец и бабушка. С 5 лет умел читать, с 12 лет писал стихи, а в 14 лет он даже написал и послал в одну редакцию поэму, которую запретила цензура. Печататься он начал только в 25 лет. Скиталец окончил начальную школу и сельское двухклассное училище, после чего поступил в Самарскую учительскую семинарию. Исключённый за политическую неблагонадёжность из последнего класса самарской семинарии, он отправляется в 1893-1897 годах путешествовать по югу России, Украине, Бессарабии, Крыму. Служил писцом в земстве, певчим в церковном хоре, актёром в украинской группе Крапивницкого.

Встреча с Максимом Горьким определила его судьбу. Так уж повелось, что многим ярким мастерам пера сама судьба дала псевдонимы: Горький, Голодный, Бедный, Весёлый… «Отныне, – сказал С.Г. Петрову редактор газеты одного из приволжских городов, – Вы Скиталец в литературе, как, по-видимому, были скитальцем в жизни».

За пропаганду среди сормовских рабочих Скитальца и Горького арестовали 17 апреля 1901 г. Поводом к аресту послужило приобретение мимеографа для печатания революционных прокламаций и воззваний. Горького выпустили через месяц на основании врачебного заключения, а Скитальца через 3 месяца с высылкой в Обшаровку.

В 1902 году в издательстве «Знание» вышла первая книга Скитальца «Рассказы и песни». Он примкнул к литературному объединению «Среда», в которое входили И. Бунин, Л. Андреев, В. Вересаев, Д. Мамин-Сибиряк, С. Найдёнов и другие молодые писатели. Знакомство с крупными художниками слова и совместная работа в кружке сыграло немалую роль в формировании мировоззрения и в значительной мере определили его путь в литературе.

Организатором и душой «Среды» был писатель Н. Телешов. Вот как он вспоминает Скитальца:

«Степан Гаврилович не только читал у нас свои произведения, но приносил с собой свои знаменитые волжские гусли и пел под их звуки народные песни… Голос его был крепкий, приятный, грудной и выразительный бас, очень подходящий именно к народным песням, которые он хорошо знал и чувствовал… Между прочим, Скиталец пел нам на «Среде» из горьковской пьесы «На дне» тюремную песню «Солнце всходит и заходит» ранее, чем мы услышали её в Художественном театре. Это он достал, записал её и передал театру для исполнения».

Вспоминает Телешов и один эпизод, связанный с Крымом, когда он, Скиталец и Шаляпин гостили у Горького в Олеизе на даче «Нюра». Речь идёт о необычайном концерте, который дали Шаляпин и Скиталец в Чёрном море на простой рыбацкой лодке.

«На десятки вёрст вокруг не было ни одного человека. Солнце золотом сверкало в сильных и упругих вздымающихся волнах. Шаляпин запевал «Вниз по матушке по Волге», его голос разносился по морскому простору, Скиталец на низких нотах, почти октавой. Подпевал ему, мы с Горьким изображали хор».

На «Среде» у Телешова впервые прозвучал рассказ Скитальца «Миньона», написанный по крымским впечатлениям. Действие рассказа происходит в южном приморском городе, на фоне крымского пейзажа. «На тёмном, словно бархатном небе, как бриллианты рассыпались крупные звёзды. Невидимое море бормотало, ворча свои никому непонятные речи. Ночная темнота казалась наполненной какими-то таинственными тенями, в сонном воздухе чудились тихие вздохи, плыли невнятные, смутные звуки. И город, и море были поглощены мечтательной темнотой ночи».

Крым полюбился писателю, и он приезжал сюда пожить, встретиться с друзьями – писателями, насладиться красотой юга. «Я нашёл себе комнату в Кореизе у татарского муллы… В начале весны в Крыму приезжих мало, и я был единственным обитателем верхнего этажа. Жил в полном одиночестве и наслаждался этим. Крымская весна была в полном разгаре. Было так много солнца, воздуха и зелени, что каждый день казался торжественным праздником».

В Крыму Скиталец встречался с А. Чеховым, Л. Толстым, В. Короленко, Ф. Шаляпиным, М. Горьким и другими современниками. Большая творческая и человеческая дружба связывала его с Горьким и Шаляпиным. Роднили их похожая судьба, трудная школа жизни, тесная связь с народом, из которого они вышли. Скиталец пишет о необычайной популярности Горького.

С огромной симпатией рассказывает писатель о встречах с Чеховым на его «Белой даче» в Ялте, где собиралось большое общество литераторов. Пили чай, гуляли в саду, шутили, спорили. Скиталец – мастер литературного портрета, немногими штрихами ему удалось подчеркнуть характерные черты собеседника. Вот как описывает он Льва Толстого, которого навещал после болезни в Гаспре:

«Обильный золотой свет торжественного солнца, пробиваясь сквозь густую зелень свежих весенних листьев, нежными лучами освещал его львиную голову и замечательные руки. Он был до головы закрыт толстым широким пледом, и мне казалось, что я говорю с одной только необычной, сказочной головой. Слушая рассказ головы, я смотрел на её величавое лицо с большим лбом и седой бородой, с добрыми, хитрыми морщинками около глубоких глаз, и перестал бояться Льва».

Мемуарные очерки, скромно названные Скитальцем «Встречи», воссоздают не только портреты выдающихся деятелей русского искусства и литературы, это своеобразные картины литературной и общественной жизни России в канун революции 1905 года. Получивший всероссийскую известность как автор повестей и рассказов «Октава», «Колокол» и другие, Скиталец в период с 1905 года по 1917 год создаёт ряд замечательных произведений «Огарки», «Полевой суд», «Лес разгорался», удостоенных высокой оценкой Горького, Чехова, Блока. Герои многих повестей и рассказов Скитальца – талантливые, артистичные натуры, народные самородки, остро ощущавшие социальную несправедливость.

Скиталец явился одним из представителей революционной поэзии начала XX века. Его стихотворения «Я хочу веселья», «Нет, я не с вами», «Тихо стало кругом» положены на музыку и стали великолепными романсами. Его творчество любовно и со знанием театрального дела касалось работы Художественного театра В.Ф. Комисаржевской, Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, живописи Васнецова, Врубеля, Малявина, музыки Рахманинова, Скрябина, Глазунова.

Стихи Скитальца пользовались в 1900 г. наибольшей популярностью. Они были замечательны своей актуальностью и злободневностью, цензура неистовала по этому поводу.

В войну 1914 г. по 1918 г. Скиталец был зачислен санитаром, затем он становится военным корреспондентом в санитарном поезде.

Драматично сложилась судьба Скитальца после Октябрьской революции, Скиталец уезжает в Харбин. Он оказался отрезанным от родины в течение 12 лет. Приведу отрывок из воспоминаний Е.М. Аспиза – балаклавского фельдшера, друга Скитальца:

«Я хотел бы рассказать о том тяжёлом чувстве, с которым Скиталец жил в последние годы и с которым сошёл в могилу. Дело касается его пресловутой эмиграции.

Вот что он мне рассказал незадолго до своей смерти: «Ведь вот многие продолжают считать, что я был в белой эмиграции. Ну, какие у меня могли быть поводы и мотивы для разрыва с Родиной? А дело было так.

В начале 1919 года, в разгаре гражданской войны, книги наши не печатались, заработка не было. Группа наших литераторов обратилась к Луначарскому, прося совета и помощи. Он нам посоветовал поехать по городам Сибири, где мы можем выступать с лекциями, чтением своих произведений, участвовать в создании местных газет и пр. Я поехал туда в бесплатно предоставленном нам правительственном вагоне, выступая в разных городах. Добрался до Владивостока, а там как раз через некоторое время произошёл переворот, образовалось правительство Меркулова, и я оказался отрезанным от России. Воспользовался я тогда приглашением группы левых японских литераторов, которые стояли за установление культурных и политических связей с Советами и поехал в Токио, где выступал как советский писатель, где со мной обращались как с официальным представителем советской литературы. Землетрясение в Японии заставило меня уехать оттуда, и я очутился в Харбине, где моя жена поступила на советскую службу в правление КВЖД, а я сотрудничал в местной русской газете, которая держалась советской ориентации.

Всё время я стремился в Россию, но удалось это осуществить только тогда, когда было ликвидировано наше участие в КВЖД и служащим было разрешено выехать из Харбина. Советская власть отнеслась ко мне очень тепло. Квартиру хорошую дали, пенсию, дачу вернули»…».

Возвращается он на родину только в 1934 году перед первым съездом советских писателей, в котором он принял участие.

В годы эмиграции он создаёт романы «Дом Черновых» (в 1929г., издан в 1935 г.). В нем изображена история купеческой семьи, показано вырождение русской буржуазии.

Издаёт роман «Кандалы», мемуарную литературу – «Воспоминания» и «Встречи». В 1937 году опубликовал воспоминания о Л.Н. Толстом, М. Горьком, А.П. Чехове. В 1908 году Степан Гаврилович написал автобиографическое произведение «Этапы», которое М. Горький осудил за декадентские тенденции. Произведения Скитальца переводились на английский, немецкий, японский и болгарский языки. Его лучшие произведения занимают видное место в творческом наследии писателей – демократов начала XX века.

С.Г. Скиталец

и Байдарская долина

Неуёмность этого действительно непоседливого, чрезвычайно жадного на впечатления писателя привели его в Крым.

Первое знакомство Скитальца с Крымом относится к 1895-1897 годам, когда он путешествовал по югу России в поисках жизненного пути. Прошагав с длительными остановками по Южному берегу, он останавливается в Балаклаве, где, естественно, не имел ни кола, ни двора.

С апреля 1908 года по февраль 1909 года С.Г. Скиталец жил в Балаклаве Чем привлёк писателя крохотный городишко? Для него невероятным оказался факт, городская библиотека разместилась нигде-нибудь, а в самых удобных помещениях здания градоначальства. Хозяйкой здесь была ссыльная Е. Левинсон. Она завела особый альбом, на его страницах заезжие знаменитости оставляли записи. Ту, которую набросал своим размашистым почерком Степан Гаврилович, стоит привести полностью.

Пишет С. Скиталец:

«Здесь я жил вместе со всей моей семьёй около года, и нигде в Крыму не удалось нам жить уютно и спокойно, кроме Балаклавы. Я объясню эту удачу встречей и знакомством с Е.М. Аспизом и лицами, причастными к здешней библиотеке. Мы все сблизились в такую дружную компанию, что отныне Балаклава сделалась для меня чем – то родным, куда вероятно, я ещё много раз буду возвращаться.

И когда не будет здесь этих редких людей, любящих жить любовью к другим я всё – таки не раз приду навестить места, где они и мы жили, где бывали вместе летом и где коротали вместе красиво безлюдную зиму в прекрасно тихой Балаклаве. Если, через несколько лет, кто-нибудь, станет показывать туристам дом, в котором жил забытый писатель Скиталец, и при этом укажет на один из шикарных дворцов, то прошу не верить: летом я жил на Кадыковке, в полуразрушенном живописном домике на горе, а зимой – на даче Гинали против кофейни, в которой всегда играет музыка и поют хорошие певцы. Начальник этой кофейни очень хороший и гостеприимный человек. Да здравствует Балаклава с учреждениями – библиотекой, кофейней и почтовой конторой!».

Этот текст подписан 1 февраля 1909 года. Где жил С. Скиталец в Балаклаве? Некоторые краеведы указывают в сторону Спили-горы. Но точно неизвестно. Разумеется, он примкнул к небольшому кругу интеллигенции, душой которой была библиотекарь Е.Д. Левенсон. В то время он был уже популярным писателем. С начала века он был окружён ореолом славы М. Горького и считался одним из первых духовных его учеников.

Из воспоминаний дочери доктора Е. Аспиза:

«С моим отцом у писателя сложились дружеские отношения, о чём говорят и дарственные надписи, сделанные им. На одной – обыкновенная любезная надпись: «Нежно любимому Евсею Марковичу в знак чувств», а на другой со свойственной ему эксцентричностью он написал: «Балаклавскому Императору и моему другу государю Евсею Марковичу для памяти о бедном авторе этой книжки на многие лета». В этой связи я хочу привести воспоминания отца: «В 1912 году у меня был обыск. Вот жандармский офицер прочёл эту надпись, понёс и показал книгу жандармскому капитану – начальнику. Тот прочитал и с гневом бросил книжку об пол со словами: «Возмутительные шутки позволяют себе эти писатели».

Затем он покупает участок в Байдарской долине. Недалеко от Скели был построен тестем Скитальца – волжским собственником пароходов двухэтажный дом для своей дочери, жены Скитальца – Александры Николаевны. Она очень сильно болела. Именно болезнь жены заставляет писателя поселиться в Байдарской долине.

С дачей в Байдарской долине связаны два периода в жизни Скитальца 1910–1913 гг. и 1934–1940 гг. В автобиографическом романе «Дом Черновых» он писал:

«Сам сочинил план дома и сам руководил постройкой. Полгода жил шалаш, когда знаешь, что строишь дворец, когда собственный рисунок превращается в реальность, когда из диких камней, глины и дерева создаёшь что – то художественное. Таким реальным творчеством я первый раз занялся и, несмотря на тысячу неприятностей и трудностей всяких, строил с наслаждением. Вот, посмотрите: какое дикое место! С сотворения мира не было здесь ноги человека, земли этой не касались: плуг, топор, лопата. А теперь вырос, как по волшебству, прекрасный дом, земля обработана, посажены культурные деревья! Меня такая работа увлекает и радует…».

Читая роман писателя «Дом Черновых», нужно вспомнить, что это произведение было написано на чужбине, в Харбине. Видимо, на чужбине, Степану Гавриловичу вспомнилось самое дорогое, самое близкое его сердцу. Это родная дача в Байдарской долине.

«Перевалив горный хребет и, проехав какое-то татарское селение с мечетью, базаром и глинобитными кофейнями, свернули вправо, за околицу. Здесь пошла мягкая просёлочная дорога. Перед глазами Силы Гордеича (герой романа) неожиданно предстала широкая, овального вида зелёная долина в несколько вёрст длиною, окаймлённая голубыми горами, густо заросшая кудрявым лесом. Кругом была необыкновенная тишина. По краям долины, на склонах гор там и сям белели татарские деревушки, а по сторонам дороги зеленели всходы ржи и пшеницы. Кое-где попадались одинокие приземистые, ветвистые дубы… да жизнь здесь – настоящая деревенская. Трудовая. Навстречу попадались татары с косами и граблями; татарчонок, ехавший шагом в телеге – «мажаре», запряжённой парой белых волов с цветами на рогах… Поперёк долины, наискось, вилась малюсенькая извилистая речонка, вытекавшая от подножия гор в глубине равнины и уходившая в ущелье между зелёных, лесистых холмов. На выгоне паслось стадо коров, по оголённым склонам гор ползали овцы…».

Наталья Кудрявцева

    Настоящая фамилия Петров (1869 1941), русский писатель. Повесть «Огарки» (1906), автобиографическая трилогия: романы «Дом Черновых» (1935), «Кандалы» (1940), повесть «Этапы» (1908; новая ред., 1937) о талантливых выходцах из народа, о… … Энциклопедический словарь

    СКИТАЛЕЦ (Петров) Степан Гаврилович (1869 1941) русский писатель. Повесть Огарки (1906), автобиографическая трилогия Дом Черновых (1935), Кандалы (1940), Этапы (1908, новая редакция 1937) о талантливых выходцах из народа, о предреволюционной… … Большой Энциклопедический словарь

    Скиталец (псевдоним; настоящая фамилия Петров) Степан Гаврилович , русский советский писатель. В конце 19 ‒ начале 20 вв.… … Большая советская энциклопедия

    - (Петров). Род. 1869, ум. 1941. Писатель. Произведения: "Огарки" (повесть, 1906), "Дом Черновых" (1935), "Кандалы" (1940), "Этапы" (1908, нов. ред. 1937) и др … Большая биографическая энциклопедия

    - (наст. фам. Петров; 1869–1941) – рус. писатель. Род. в семье крепостного столяра, гусляра. За политич. деятельность подвергался тюремному заключению. В большой лит ре выступил в 1900 с пов. «Октава». О талантливых выходцах из народа, о… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    - … Википедия

    - … Википедия

    Скиталец (Петров) Степан Гаврилович - (1869 1941) писатель, автор повести Огарки, автобиографической трилогии Дом Черновых, Кандалы, Этапы … Словарь литературных типов

    Скиталец Имя при рождении: Степан Гаврилович Петров Псевдонимы: Скиталец Дата рождения: 9 ноября (28 октября) 1869 Место рождения: село Обшаровка Самарской губернии, Российская империя … Википедия

    Известный писатель (настоящее его имя Степан Гаврилович Петров). Псевдоним избран не случайно и символизирует многообразные испытания, выпавшие на долю этого писателя самородка. Родился в 1868 г. в крестьянской семье Самарской губернии. В… … Биографический словарь

Скиталец, его время и книги

Эпоха революции 1905 года, вызвавшая к жизни лучшие творческие силы русской радикально настроенной демократии, характеризовалась подъемом передовой, связанной с интересами трудящихся масс реалистической литературы.

Героизм и мужество народа, поднявшегося на борьбу с помещичье-буржуазным гнетом, вдохновляли писателей-демократов на создание произведений, проникнутых боевым революционным духом. Писатели-реалисты видели основную свою задачу в стремлении служить народу, возбуждать «и мужество и гнев пылающий».

М. Горький глубоко осознал значение и место передовой демократической литературы в назревавших революционных событиях 1905 года. Он стремился собрать воедино, скрепить организационно все живое, демократическое, прогрессивное, что было в литературе и искусстве той поры, чтобы повести непримиримую борьбу с реакционным упадочным искусством.

В годы революционного подъема писатели - «знаньевцы» были единственным и самым крупным творческим объединением, которое активно боролось против литературной и политической реакции в стране. В. И. Ленин высоко оценил горьковские сборники «Знания», определив их, как «сборники, стремившиеся концентрировать лучшие силы художественной литературы».

Одним из активных «знаньевцев» был Скиталец, вступивший в литературу в начале 900-х годов. Все лучшее, созданное им почти за полувековой период творчества, неразрывно связано с героической эпохой первой русской революции, с борьбой трудящихся масс за свое освобождение, со светлыми идеалами народа.

Высокая оценка творчества Скитальца по справедливости была дана в приветствии президиума правления Союза советских писателей юбиляру в день его 70-летия в 1939 году:

«В тяжелых условиях царского самодержавия, вместе с демократическими писателями «Знания», под непосредственным руководством Алексея Максимовича Горького, в борьбе с реакционным писательским лагерем создавали Вы передовую русскую литературу, связанную с трудовыми низами общества. Гуманистическими, демократическими тенденциями, горячим интересом и сочувствием к трудящимся и обездоленным проникнуто все Ваше творчество…»

Скиталец (Степан Гаврилович Петров) (1869–1941) родился в селе Обшаровке бывшего Самарского уезда, в семье крестьянина. Детство его было тяжелым и безрадостным. Впечатления этого периода жизни легли в основу многих автобиографических произведений Скитальца. Раннему пробуждению духовных интересов будущего писателя в немалой степени способствовала его бабушка, о которой Скиталец вспоминал с особой теплотой: «Была она талантливой сказочницей. Народных сказок знала великое множество и умела их рассказывать фантастически, великолепным сказочным языком, в лицах, с пением и прибаутками. Именно она своими сказками, кротким характером и всею своею незлобивою и благородной личностью внушила мне на всю жизнь любовь к поэзии, ко всему прекрасному и все лучшие человеческие чувства, каких потом не могли вытравить ни школа, ни люди, ни жизнь».

Благотворно повлиял на формирование будущего писателя и его отец - талантливый, незаурядный человек; он прекрасно играл на гуслях, учился столярному ремеслу, токарному и резному делу, рисованию. Находясь в больнице в течение двух лет, отец Скитальца изучил арифметику, много читал книг по медицине, праву, астрономии, самоучкой постиг французский язык. Он послужил прообразом главного героя повести «Сквозь строй», рисующей годы суровой юности писателя.

После окончания начальной школы, а затем сельского двухклассного училища Скиталец в 1885 году поступил и Самарскую учительскую семинарию, но не закончил ее: и 1887 году он был исключен из последнего класса за «политическую неблагонадежность». В это время он был связан с передовой, революционно настроенной молодежью, занимался в кружке самообразования семинаристов, где читали «Капитал» Маркса. Здесь же проявились и литературные способности юного Скитальца. Им была написана большая поэма «Кабала» - о трудовой жизни его отца. Поэма была принята редакцией провинциальной газеты, но цензура запретила ее, и она распространялась в рукописных экземплярах.

«С 1893 по 1897 год, - вспоминал писатель, - путешествовал по югу России в поисках жизненного пути: работал в земстве, вращался в студенческих революционных кружках, был певцом в бродячей труппе, с которой исколесил Украину, Крым, Бессарабию, Западный край… В годы этих путешествий случайно впервые начал печататься в провинциальных газетах».

Возвратившись в Самару, Скиталец становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», пишет из номера в номер стихотворные фельетоны, рассказы, легенды, поэмы, сказки.

Случилось так, что первый свой фельетон в стихах он отнес в редакцию «Самарской газеты» без всякой подписи. «На другой день, - вспоминал писатель, - я увидел напечатанным мой фельетон за подписью «Скиталец». Когда он зашел в редакцию, его обступили сотрудники и сказали: «Посоветовались мы всем составом и по содержанию вашего фельетона решили подписать - «Скиталец»…»

Так появился его псевдоним, под которым он постоянно выступал в литературе.

Обычно в немногочисленных статьях о творчестве писателя начало литературной жизни связывают с опубликованием рассказа «Октава» (1900 г.) на страницах журнала «Жизнь». Однако большое значение имела его работа в «Самарской газете» (1897–1900 гг.). О значительности самарского периода в творчестве Скитальца говорит тот факт, что работа писателя была замечена и оценена столичной печатью, - факт по тому времени немаловажный. «Удивительное время! - отмечал в 1899 году писатель Чириков. - Как поразительно хорошо стали писать даже некоторые газетные работники. Вот, например, в «Самарской газете» пишет фельетоны некто «Скиталец». Пишет он недавно, но владеет пером так свободно, как будто занимается писательством уже десятилетия».

Решающую роль в судьбе Скитальца-писателя сыграл Горький, который помог фельетонисту «Самарской газеты» войти в «большую» литературу.

Творческая дружба Горького и Скитальца, длившаяся годами, укрепила веру молодого писателя в свои силы. Когда Скиталец при встрече с Горьким рассказал ему о замысле повести «Октава», Горький сказал: «Это можно великолепно написать, и это дозарезу нужно! Это очень важно! Понимаете ли вы, что такие писатели теперь необходимы? Вы - интеллигент, вы из народа, и у вас, по-видимому, столько накопилось здесь! - стукнул он себя в грудь…» Повесть «Октава» была опубликована Горьким в журнале «Жизнь» в 1900 году и принесла Скитальцу всероссийскую известность.

А. П. Чехов назвал повесть «хорошей вещью». «Критика, - вспоминал позже Скиталец, - два года занималась ею. Рецензии, написанные в связи с этой повестью, в десять раз больше самой повести».

М. Горький вовлек Скитальца в активную революционную работу. За пропаганду среди сормовских рабочих Скитальца и Горького арестовали 17 апреля 1901 года. Поводом для ареста послужило обвинение в приобретении мимеографа для печатания революционных прокламаций и воззваний. Горького выпустили из тюрьмы через месяц на основании врачебного заключения о плохом состоянии здоровья, а Скитальца - через три месяца с последующей высылкой в село Обшаровку под надзор полиции. Однако по пути на родину, в Самаре, его снова арестовали. В тюрьме им были написаны повесть «Сквозь строй», о которой хорошо отозвался Л. Толстой, рассказ «За тюремной стеной» и цикл стихов.

Примечателен и другой факт: 9 февраля 1905 года был арестован Леонид Андреев с девятью членами Центрального Комитета РСДРП, проводившими собрание в его квартире. Как доносил в департамент полиции начальник Московского жандармского управления, это было собрание «главных деятелей Российской Социал-Демократической Рабочей партии… для выработки программы по вопросу о революционировании народных масс».

Среди задержанных на квартире Андреева был и Скиталец. В донесении об этом сообщалось следующее: «Кроме того были арестованы: 10) крестьянин Самарской губернии Степан Гаврилов Петров (литератор Скиталец), явившийся в квартиру Андреева во время производства обыска; 11) его брат, техник, Аркадий Петров, у коего при обыске отобрано было 100 экземпляров прокламации, только что выпущенной от Московского Комитета Социал-Демократической Рабочей партии, и несколько экземпляров других прокламаций Самарского Комитета Социалистов-Революционеров».

К донесению царские жандармы приложили справки о привлечении к уголовной ответственности каждого из арестованных. Припомнили Скитальцу и его первый арест. Весьма характерны в этой справке подробности «дела»: «Петров, Степан Гаврилов привлекался 17 апреля 1901 года при Нижегородском губернском Жанд. Упр. по дознанию «о приобретении мимеографа и изготовлении революционных воззваний к сормовским рабочим с целью возбудить их к беспорядкам» и к переписке в порядке охраны «об устройстве демонстрации и недозволенных сборищ в Нижнем-Новгороде и печатании журнала тенденциозных произведений…»

Оказавшись благодаря Горькому в центре литературной жизни, Скиталец деятельно сотрудничает в периодических изданиях демократического направления. Его литературно-творческая работа достигла широкого размаха в связи с организацией издательства «Знание», идейным руководителем которого стал с 1900 года М. Горький.

Скиталец создает в это время наиболее значительные произведения начального периода своего творчества - «Октава», «Квазимодо», «Композитор», «Миньона», «Любовь декоратора», «Сквозь строй» и стихи: «Колокол», «Кузнец», «Гусляр» и другие. Его волнуют актуальные вопросы общественной жизни. За опубликование сатирического памфлета «Газетный лист», в котором едко высмеивается мещанство и жестокое преследование печати царским правительством, едва не была закрыта «Самарская газета». А газета «Курьер», опубликовавшая стихотворение «Гусляр», не смогла избежать этой участи. В письме к К. Пятницкому Горький писал: «…говорят, что автору стихотворение сие даром не пройдет. Цензор сидит на гауптвахте».

Герои многих повестей и рассказов Скитальца 900-х годов - талантливые артистические натуры, народные самородки, остро ощущавшие социальную несправедливость. Это - люди страстной мечты, высоких идеалов, утверждавшие любовь к человеку, верившие в безграничные возможности творческого духа. Вот отец рассказчика Гаврила Петрович, прошедший «сквозь строй» жизни. Он полон высоких духовных интересов: изучает алгебру и физику, чтобы построить вечный двигатель, любит стихи Никитина и Некрасова, читает «Отечественные записки». Просветители отца - семинарист, учитель и письмоводитель, преподававшие ему «новые идеи», - очень скоро превратились из наставников в слушателей. «Новые идеи» оказались сокровенными убеждениями отца, которые он «давно уже расточал в своих рассуждениях о жизни». «Ее несовершенство и несправедливость он глубоко изучил на собственном горьком опыте и по поводу сухих и отвлеченных идей сыпал такими художественно-ярким» рассказами, что очень скоро обратил своих развивателей в аудиторию». Это сильный, волевой человек, который мог бороться с несправедливостью (вспомним кляузный судебный процесс против него с опорой на лжесвидетелей) и отдаться «счастью битвы».

Весь подтекст ранних повестей и рассказов, основное их идейное содержание приводили читателя к мысли о несовершенстве социального устройства, его враждебности миру подлинной красоты, возвышенных духовных интересов. В силу своей исключительности, определявшейся талантом, пониманием прекрасного, эти герои Скитальца особенно трагично переживали «гримасы жизни», разрыв между мечтой, идеалом и действительностью… Вот безвестный хорист оперной труппы Федот («Миньона»); он мечтает беззаветно служить искусству, целиком посвятить себя воплощению в жизнь его высоких, облагораживающих идеалов. Он тоскует о любви, создав в воображении образ идеальной женщины-мечты, Миньоны, ищет ее в жизни. И находит… «Федот делал чудеса. Бас был безумно влюблен, и в этом заключалась тайная причина того мощного подъема и заразительного вдохновения, с которым он пел… Как в сказке, он вырос в собственных своих глазах, и ему казалось, что нет ничего невозможного, потому что на свете есть Миньона - прекрасная, поэтическая, гармоничная, как музыка, Миньона-вдохновительница, для которой одной льется его пение и всеми струнами звучит его молодое, сильное сердце, впервые пробудившееся для любви…» Но это мечта, а жизнь повернулась другой стороной (и это неизбежно! - утверждает автор) - и Миньона, «гармоничная, как музыка», оказалась просто пошлячкой…

Внешне проста и обыденна история Захарыча («Октава»). Захарыч, обладатель редкого и красивого «сторублевого» голоса, попадает в церковный хор. Подневольная, каторжная жизнь певчего, затхлая атмосфера церковного быта, беззастенчивая эксплуатация одаренных от природы людей очень скоро заставили его «затосковать», задуматься о жизни, где «все перепутано: и добро и зло». Однако основной вывод, к которому приходил читатель, состоял в том, что подлинная красота живет в сознании простого народа, а церковь - один из столпов самодержавия - калечит и уродует душу человека, пожирает ее, словно Молох.

В редкие минуты духовного просветления между изнуряющими церковными службами и пьяным угаром певчие как бы вспоминают, что они - люди, что они тоже должны жить «для лучшего». «Будем громко петь о горькой нужде, - говорит октавист Томашевский, - …и о том, как идем мы к погибели, оттого, что мы артисты, а не жулики, оттого, что у нас не умерла душа и мы еще можем чувствовать и петь, искренне веселиться и искренне плакать!»

Герои ранних произведений Скитальца - сильные, волевые люди, но не активные борцы.

Кузнец Федор Иванович (рассказ «Кузнец») сознает свое человеческое достоинство, превосходство над «хозяевами». Он знает, что его, руками и руками таких тружеников, как он, создаются все богатства на земле. Гордость и сознание превосходства делают его независимым, способным к бунту. Он чувствует себя подлинным хозяином жизни и потому бесстрашно бросает вызов своим поработителям: «Вы - хозяева завода, а я - хозяин дела, хозяин этих машин, в которых вы ничего не смыслите!» «Без врагов и без сражений - тебе и жизнь не в жизнь! - говорит один из персонажей рассказа. - И каждому делу, каждому чувству ты отдаешься весь целиком, без раздумья! Тебе бы надо жить во времена Стеньки Разина! Ты - человек цельный, из одного куска!»

Несомненное идейно-тематическое родство можно установить между персонажами этих рассказов и лирическим героем поэзии Скитальца.

Политически актуальные и злободневные стихи Скитальца пользовались огромной популярностью у читателей и были ненавистны цензуре. Так, о стихах Скитальца, напечатанных во втором сборнике «Знания», Петербургский цензурный комитет отзывался, как о «несомненно тенденциозных, намекающих на будущее разрушение и освобождение народа».

Однако нельзя не отметить отличительных особенностей в идейном содержании ранних стихов и прозы Скитальца, которые были замечены и тогдашней критикой: «…песни Скитальца не кованые, - писал критик «Русской мысли», - а звучные, сильные, оригинальные по размеру и настроению, и если в них слышится правда, много возмущения и гнева, то его рассказы не дышат местью и проклятием, не дики они и суровы, и не груб его голос, не чужд он словам любви…»

Тема протеста, бунта, «распрямления» человека, характерная для творчества Скитальца в период революционного подъема накануне 1905 года, решалась писателем с гуманистических, общедемократических позиций; герои еще не поднимаются до осознания политической борьбы, они способны пока на стихийные выступления: это были только «искры возмущения».

Рассказы и повести Скитальца по-горьковски овеяны романтикой. Своеобразный быт средневолжских сел, где память народная хранила воспоминания о седой старине, поэтизировала удаль, свободу, веселый разгул; волжские песни, прославлявшие богатырский размах и силу народную, широкую заволжскую степь и «буйную волю», - все это составляло необходимый фон ранних стихов и многих рассказов, и потому герои казались более цельными, необычными, величавыми…

Атмосфера романтической приподнятости, лиризма и задушевности определялась еще и тем, что Скиталец умело вводил в художественную ткань произведения песню и музыку. Так, он находил чудесные краски для изображения процесса пения: «Этот чугунный, грохочущий голос, печальный и мрачный, был тверд и тяжел; казалось, что его можно было ощупать рукой в воздухе и что, дойдя до человека, он прижмет его к стене и раздавит… Внизу всего хора, как бы из земли, плыла густая, сочная и вкусная октава. Что-то плодородное, ароматное и девственное чувствовалось в этих ярких и цельных звуках, могучее и устойчивое. Казалось, что этот голос внес сюда всю природу, яркие солнечные лучи, их теплоту, ароматное дыхание зеленых степей, их тайны и теплый запах согретой солнцем земли…»

У Скитальца даже пейзаж озвучен, музыкален и потому особенно эмоционален: «А навстречу, подавляя своей мощной шириной, уже мчалось беспредельное море. Казалось, оно дышало. Синие тяжелые волны вздымались ленивою зыбью. Море звенело и пело. Величаво, как орган, гудело оно свою торжественную песнь. В ней говорилось о тайнах мира, о вечности неизменной природы, о непрочности людского счастья».

Бунтарское начало творчества Скитальца вслед за Горьким утверждало новое, активное отношение к жизни, к назначению человека на земле, противостояло пессимизму, унынию, безверию декадентского искусства.

Крупным событием в творческой биографии Скитальца явился выпуск в свет книгоиздательством «Знание» в марте 1902 года первого тома его «Рассказов и песен». Горький внимательно, с большой любовью редактировал каждое произведение этого сборника. Прочтя корректуру книги, он написал К. Пятницкому: «Ваше предположение, что книжка будет иметь успех, - очень радует меня. Очень, очень жажду этого успеха в публике, а если он будет сопровождаться неодобрением критики - я сгорю от восхищения!».

Книга действительно имела большой успех у демократического читателя. Обратил на нее внимание и В. И. Ленин, который находился в это время за границей. Получив в Лондоне пятый том «Рассказов» М. Горького и первый том «Рассказов и песен» Скитальца, он писал матери 7 июня 1902 года: «Горького, Скитальца получил и читал с очень большим интересом. И сам читал и другим давал».

Ленин нашел возможным поставить эти две книги рядом, так как были очевидны их идейная близость, революционная направленность, гуманизм, глубокое сочувствие трудящимся массам.

В период революционных событий 1905 года Скиталец продолжает сотрудничать в «Знании», выпускает несколько сборников стихотворений, а также публикует рассказы «Полевой суд», «Лес разгорался», повесть «Огарки».

Тема индивидуального протеста, наметившаяся в начальный период творчества, перерастает теперь в тему массовой революционной борьбы против угнетения и бесправного положения народа.

Для подавляющего большинства крестьян в революции 1905 года важнейшим был вопрос о разделе помещичьих земель.

Крестьяне глухого поволжского села Селитьбы («Полевой суд») верят еще, что можно «без бунта» отнять землю у графа. Но рушатся их иллюзии одна за другой, - не помог ни царский, ни «полевой суд» - старинный прадедовский способ решать спорные вопросы «по справедливости». За самовольную запашку графской земли сорок три крестьянина были арестованы и заключены в тюрьму.

Более решительны в своих действиях крестьяне в рассказе «Лес разгорался» (1905). Они уже вооружились «мечом освобождения», готовятся в борьбе отстоять свои права: беспрерывно горящий лес, поджигаемый то с одного, то с другого конца, является выражением их окрепшего стремления «бунтовать».

Повесть «Огарки» (1906) - «талантливая повесть совсем горьковского типа» (по отзыву А. Блока) - на новом этапе продолжала так называемую «артистическую тему».

Огарки - это незаурядные личности, исторгнутые жизнью, отверженные, вынужденные опуститься до богемы. Необычайно разнообразны и живописны персонажи этой повести: артист Илья Толстый, певец Северовостоков, слесарь Михельсон, высланный из Петербурга за политическую неблагонадежность, кузнец Сокол и другие, жившие надеждами попасть на «вольные земли», где не попрана справедливость, не унижен талант и разум, где человеку легко дышится.

Повесть сильна своей критической направленностью. С полным основанием А. Блок, ознакомившись с «Огарками», выражал уверенность, что «есть много таких людей, которые прочтут «Огарков» - и душа их тронется, как ледоходная река, какой-то нежной, звенящей, как льдина, музыкой». Основной лейтмотив этой музыки - борьба, скорая и справедливая, во имя уничтожения социального строя, уродовавшего душу человека. Устами бывшего журналиста Небезызвестного автор заявлял обществу: «Придут дни, великие дни! Мелкую речку покроет грозное, бушующее море, будет великая буря, великий гнев. И в первой волне возмущенного народа пойдут Михельсоны и Соколы; Северовостоковы будут строить баррикады, поднимая самые громадные тяжести, и будут драться на баррикадах все долго и много терпевшие, все озлобленные, все годами копившие горечь свою, и явятся среди них вожди и герои!»

Как художник-реалист, стоявший на общедемократических позициях, Скиталец сумел уловить в жизни новые веяния, однако революционные идеалы, во имя которых герои произведений Скитальца вступают на путь борьбы, нечетки; неясны были писателю и реальные пути для достижения конечных целей.

Скиталец не поднялся до понимания исторической роли пролетариата, и поэтому в «Огарках» нет резкой границы между передовыми, революционно настроенными пролетариями и представителями «дна», богемы, деклассированными элементами; противоречивы политические установки и в рассказе «Лес разгорался». Ограниченность мировоззрения писателя сказалась в том, что город, изображенный в этом рассказе, символизирует только темные, враждебные деревне силы. Протестуя против обнаженных уродств капиталистического города, Скиталец не понимал, что именно там, в жестокой классовой борьбе зарождался пролетариат, вызревало его революционное самосознание, ковалось оружие для борьбы не только с прогнившим феодально-крепостническим строем, но и восходящим классом буржуазии, что деревня добьется разрешения своих проклятых вопросов только в союзе с революционным пролетариатом, под руководством его партии, открывшей законы преобразования общества в интересах трудящихся масс.

Эту ограниченность позиции автора в рассказе «Лес разгорался» верно подметил М. Горький. В одном из писем в декабре 1905 года он писал К. Пятницкому: «рассказ очень недурен, но сильно эсероват. Социалисты-революционеры возликуют - это вода на их мельницу».

Понадобился большой исторический опыт для того, чтобы Скиталец понял великую освободительную миссию пролетариата, его революционного авангарда (романы «Дом Черновых» и «Кандалы»).

В 1908 году вышла в свет повесть Скитальца «Этапы» (первый вариант). В ней не было прежних бунтарских настроений, не было речи об освобождении народа. Попасть, в значительной своей части автобиографичная, воспроизводит трудный период вступления в жизнь интеллигента в начале 90-х годов.

Безысходная тоска одинокого, обозленного на мир интеллигента, лишенного связи с народом, метавшегося в поисках жизненного пути, - вот что составило содержание этой повести.

Главный герой - презирающий всех некрасивый горбун с огненно-рыжей гривой, рвущийся из душной неволи провинциальной жизни. В повести нет широкого жизненного фона, излишне резко подчеркнута беспросветная жестокость социальных уродств, почти фатальная их неизбежность. Фальшиво звучат страницы, рассказывающие о сострадании к народу, который, якобы в безотчетном стремлении, несет к «святым мощам» все самое сокровенное: «скорби и жалобы, и слезы свои, и мечты, и мольбы».

Повесть вызвала суровое осуждение Горького, который не давал своего согласия на ее публикацию в XXV сборнике «Знания», но она была напечатана К. Пятницким без его ведома.

В письме Скитальцу Горький писал: «Три года тому назад наша страна пережила великое сотрясение своих основ, три года тому назад она вступила на путь, с коего никогда уже теперь не свернет, если б даже и хотела этого. Неужели этот поворот, историческое значение которого так огромно и глубоко, прошел для Вашего героя незамеченным, не оживил, не расширил, не взволновал Вашей души радостным волнением, не зажег огонь Вашей любви к родине новыми, яркими цветами? Повесть говорит - нет…»

Горький правильно сумел определить истоки творческой неудачи первого варианта «Этапов»: «Вам, видимо, не о чем писать, кроме себя самого…» «Писать себя», потеряв историческую перспективу, отказавшись от больших социальных задач, объективно означало содействие политической реакции.

Творческая неудача, суровое осуждение Горького, наконец, причины семейные (первая жена Скитальца в течение многих лет страдала тяжелым недугом) заставили Скитальца почти умолкнуть в литературе. Однако при этом следует подчеркнуть, что в эпоху мрачного безвременья в литературе писатель не переметнулся в стан реакции, не продал свое перо. Он был одним из последних «знаньевцев», покинувших «Знание», когда с отъездом Горького за границу фактически им стал руководить К. Пятницкий.

В 1915 году Скиталец по мотивам повести «Огарки» написал пьесу «Вольница», которая была запрещена цензурой к постановке и только в 1919 году увидела свет. Пьеса имела успех.

В 1914–1917 годах Скиталец увлекается фольклором, народными песнями, выступает на многих литературно-вокальных вечерах (он проехал с концертами от Петрограда до Владивостока и через Маньчжурию в Харбин).

В эти же годы Скиталец обращается и к мемуарному жанру, были опубликованы его «Воспоминания», «Юность», «Метеор».

После Великой Октябрьской социалистической революции, не осознав громадного всемирно-исторического сдвига в судьбе нашей родины, Скиталец легальным образом переехал жить в Харбин. В своей автобиографии он писал об этом следующее: «Весной 1921 года А. В. Луначарский командировал группу писателей во Владивосток - организовать там советскую газету. В этой группе участвовал и я. Когда группа доехала до Читы, Владивосток заняли белые. Организовали газету в Чите, но в маленьком городе, в голодный 1921 год, без материальной базы газета не выдержала расходов и к концу года прекратила свое существование.

В конце декабря 1921 года правительство ДВР командировало меня в Харбин для постановки моей пьесы» (имеется в виду «Вольница». - А. Т.).

За время пребывания в Харбине в течение двенадцати половиной лет Скиталец создал второй вариант повести «Этапы», написал новый роман «Дом Черновых» о судьбах русской интеллигенции после революции 1905 года, а также работал над большим романом «Кандалы» - об истории возникновения маленькой республики в Самарской губернии в годы первой русской революции. В этот же период были написаны и многие воспоминания - литературные портреты, впервые собранные в настоящем сборнике и открывающие новую грань творческого наследия талантливого писателя.

Находясь многие годы в гуще литературной жизни России, Скиталец общался с выдающимися мастерами русской литературы и искусства: М. Горьким, Л. Толстым, А. Чеховым, Л. Андреевым, В. Короленко, С. Сергеевым-Ценским, А. Серафимовичем, Ф. Шаляпиным, В. Маяковским, А. Дуровым и другими. Мемуарные очерки, скромно названные автором «Встречи», воссоздают не только портреты выдающихся деятелей русского искусства, но и боевое, кипучее время, творческое горение, страстную заинтересованность их в судьбах отечественного искусства, родного русского народа. Да, это было время, как свидетельствует Скиталец, когда «отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: сцена - с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись - с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; музыка - с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; литература - с Горьким, Андреевым, Буниным.

В воздухе веяло обновлением, и казалось, вся Россия пробуждалась, грезила сказочными, радужными снами».

Скиталец - мастер литературного портрета; немногими штрихами ему удается нарисовать запоминающийся образ великого современника.

В начале своего жизненного пути Скиталец трижды встречался с Владимиром Ильичем Лениным. Вот юный Ленин в Самаре в 1887 году. Огромное обаяние, простота и человечность, тонкий аналитический ум, глубокая целеустремленность запомнились Скитальцу на всю жизнь. Второй раз Скиталец встречался с Лениным в Женеве в 1903 году. В 1905 году состоялась третья встреча. 3 декабря 1905 года была закрыта первая легальная газета большевистской партии «Новая жизнь», на страницах которой печатались произведения Ленина и Горького. Экстренное заседание произошло на квартире Скитальца, где собрались, совместно с Лениным и Горьким, до сорока сотрудников закрытой газеты.

В. И. Ленин в своей повседневной политической работе, в непримиримой идеологической борьбе с врагами революции умело использовал не только огромную научно-историческую аргументацию, но и литературу, искусство. Так, например, при оценке предательской роли либеральной буржуазии В. И. Ленин воспользовался образной характеристикой определенного исторического этапа в развитии первой русской революции, данной Скитальцем в стихотворении «Тихо стало кругом». В работе «Победа кадетов и задачи рабочей партии» (1906) Ленин писал: «Когда наступает затишье после отчаянной борьбы, когда наверху «отдыхает уставший от победы», обожравшийся зверь, а внизу «точат мечи», собирая новые силы, когда начинает снова понемногу бродить и кипеть в народной глубине, когда только еще готовится новый политический кризис и новый великий бой, - тогда партия мещанских иллюзий о народной свободе переживает кульминационный пункт своего развития, упивается своими победами».

Чтобы пояснить свою мысль и сделать понятными поэтические образы зверя, отдыхающего от победы, и подспудное вызревание новых революционных сил, которые «точат мечи», В. И. Ленин в сноске приводит следующие стихотворные строки:

«Струны порваны! песня, умолкни теперь! Все слова мы до битвы сказали. Снова ожил дракон, издыхающий зверь, и мечи вместо струн зазвучали… Тихо стало кругом; в этой жуткой ночи нет ни звука из жизни бывалой. Там - внизу - побежденные точат мечи, наверху - победитель усталый. Одряхлел и иссох обожравшийся зверь. Там, внизу что-то видит он снова, там дрожит и шатается старая дверь, богатырь разбивает оковы».

Этот факт свидетельствует о постоянном интересе Ленина к делам горьковского «Знания», к творчеству писателей горьковской «литературной дружины».

Большая творческая дружба связывала Скитальца с Горьким и Ф. Шаляпиным. Под пером Скитальца во весь исполинский рост встают эти гиганты русского искусства, приумножившие его мировую славу. Горький - это человек, который имел необыкновенный талант «возиться» с людьми, помогать им словом и делом, мудрым советом, верил в лучшие качества человека, ободрял в минуты невзгод и сурово журил за неверные шаги и ошибки. По существу, Горький - это тип человека, писателя, трибуна, борца, вызванный к жизни новой эпохой социалистической революции. Неуемная натура, энциклопедически образованный человек, талантливый художник, несгибаемый борец - таким его рисует Скиталец в своих мемуарах. Чувство признательности и большой любви к этому человеку Скиталец пронес через всю свою трудную жизнь.

Вернувшись на родину, Скиталец в одном из писем писал Горькому: «В оргкомитете я еще не был и ни с кем не виделся, хочу прежде увидеться с Вами…

Свидание с Вами, кроме естественной радости после многих лет невольной разлуки, дорого для меня еще и потому, что, намереваясь вновь выступить в родной литературе, сильно нуждаюсь по старой памяти в Ваших добрых и мудрых советах.

Хотелось бы в конце жизни еще раз взглянуть в Ваши вдохновенные очи, услышать доброе слово, почерпнуть в них новые силы…»

В обширной мемуарной литературе о Горьком воспоминания Скитальца занимают свое определенное место, помогают воссоздать дорогие черты Максима Горького.

С огромной душевной симпатией рассказывает Скиталец о Л. Толстом, А. Чехове, В. Короленко, Н. Златовратском.

Воспоминания Скитальца - это своеобразные картины литературной и общественной жизни России в канун революции 1905 года.

Театр, опера, литературные журналы, вечера, собрания, демонстрации, петиции, протесты, новые произведения литературы - все это было проявлением огромного общественного подъема, охватившего страну.

Вот телешовские литературные «Среды», где собирался цвет тогдашней литературы… Горячие споры, обсуждения книг… «Среда» была «чистилищем», - вспоминает Скиталец, - через которое проходило каждое новое произведение ее участников прежде, чем попадало в печать». Это творческое объединение стало особенно активным зимой 1903 года, когда из провинции переселились в Москву все его участники. Именно здесь окрепли связи многих писателей, составивших ядро горьковского «Знания».

В воспоминаниях Скитальца дается характеристика литературной жизни реакционного лагеря. «После поражения революции 1905 года, - пишет Скиталец, - началась беспощадная расправа, водворилась на много лет гнетущая, тупая реакция.

Реакционный политический режим породил у части интеллигенции реакцию внутреннюю, психологическую, уныние, пессимизм и упадок духа, сказавшийся в потребности найти забвение в чем-то другом: искали суррогатов в опьянении себя вином, кокаином, половой распущенностью, азартной игрой; мрачным флером подернулось затуманенное сознание разочарованных душ, утративших веру в лучшее будущее.

«Все насмарку и всему конец» - приблизительно такими словами обозначали эту длительную полосу отчаяния и горького разгула».

Мотивы мрачной безысходности, уныния, пессимизма, мутным потоком хлынули на страницы журналов. Скитальцу, выходцу из глубин народных, убежденному демократу, претит вся эта пестрая нагота декадентщины. Разоблачению декаданса, его антигуманистической сущности посвящено немало страниц в романе «Дом Черновых».

Однако при всей определенности отношения Скитальца к декадентскому направлению в искусстве, страницы воспоминаний не дают политической оценки этого явления. Скиталец рисует как бы бытовую, «житейскую», по существу внешнюю сторону литературной реакции. В этой же связи следует сказать и о Л. Андрееве; его переход в лагерь антидемократического искусства Скиталец объясняет чисто психологическими, глубоко личными мотивами. Но в искусстве, как и во всякой иной сфере общественной жизни, прежде всего действуют неумолимые законы классовой борьбы, и логика этой классовой борьбы определяет поведение, взгляды, интересы, идеи и стремления представителей каждой из борющихся сторон.

Ошибочны взгляды Скитальца и в оценке русского футуризма. В очерке о В. Маяковском он пишет: «В поэзии в самом начале социального катаклизма в первые ряды призваны были футуристы - по духу их творчества революционеры и новаторы». Однако анализ исторических фактов не позволяет сделать такой вывод. Футуризм - одно из крайне правых буржуазных течений в искусстве, в котором заумное словотворчество было самоцелью, формалистические выкрутасы ничего общего не имели с подлинно революционными поисками новой формы и содержания в поэзии, проводившимися Маяковским.

Воспоминания Скитальца, над которыми он работал в последнее двадцатилетие своей жизни, входят существенной составной частью в творческое наследие писателя; они значительно расширяют наши представления о творческом облике писателя-реалиста Скитальца, бытописателя эпохи первой русской революции.

Великие события, свидетелем которых был Скиталец, заставили его поразмыслить над историческими перспективами и четче определить свое место в жизни народа, в судьбах родины. Разгромив интервентов, освобожденный народ приступил к строительству новой жизни. Страна быстро вставала из пепла и развалин. Новое, социалистическое властно входило в жизнь и заявляло о себе. И всякий честный наблюдатель по ту сторону наших рубежей, чей взгляд не был омрачен звериной ненавистью к победившему народу, кто способен был объективно судить о происходивших больших процессах в нашей стране, не мог не заметить этого нового, не мог не загореться желанием внести свой вклад в созидание новых форм жизни.

Из Харбина в Москву Скиталец вернулся в 1934 году, накануне открытия I съезда писателей, когда молодая советская литература окрепла, набралась сил и намечала пути своего развития. В едином творческом союзе объединились художники разных стилевых направлений, представители старшего поколения и взращенная Октябрем молодая поросль.

Скиталец включился в напряженную творческую работу над новыми произведениями и главным образом над романом «Кандалы».

Писатель принял активное участие в работе съезда. В своей речи он сказал: «Величие наших дней заключается в решающей роли трудящихся масс, в развившейся в них гигантской энергии, направляемой твердой рукой сорганизованного монолитного авангарда…

Наша эпоха - эпоха героизма. В настоящее время, наблюдая кругом кипение бурной жизни, испытываешь бодрое и радостное чувство веры в лучезарное будущее. Когда видишь человеческие массы, организованно идущие историческим путем, сердце невольно бьется в такт молодым шагам, колеблющим старую землю…»

Скиталец Диоген Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы: «Отступи чуть в сторону, – ответил тот, – не заслоняй мне солнца». Плутарх. Александр В Киликии на пути Александра встретился город Анхиал. Основал его, по рассказам, ассириец

Из книги Троцкий. Книга 2 автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Глава 2. Скиталец без визы Революции всегда бывают неблагодарны… Н.Бердяев Когда "Ильич", медленно маневрируя на рейде, пробирался к месту своей стоянки, Троцкий, зябко кутаясь в свое пальтишко, имел все основания думать, что Константинополь - ловушка. Возможно, его

Из книги Мой дед Лев Троцкий и его семья автора Аксельрод Юлия Сергеевна

Из книги Н. Иоффе «Время назад. Моя жизнь, моя судьба, моя эпоха» С 1908 года в Вене издавалась газета «Правда», и все ее издатели – Парвус, Скобелев , Троцкий и Иоффе – постоянно встречались, были дружны семьями. Старший сын Троцкого – Лева – мой ровесник и друг

Из книги Воровский автора Пияшев Николай Федорович

Из книги Н. Иоффе «Время назад» После июльской демонстрации, разогнанной Временным правительством, Ленин и Зиновьев, как известно, скрывались в Разливе. Троцкий сидел в тюрьме – в Крестах, а мальчиков, его сыновей – Леву и Сережу – Наталья Ивановна привезла к нам. Помню,

Из книги Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная автора Айзексон Уолтер

Из книги Н. Иоффе «Время назад» Моего отца похоронили в ноябре 1927 года, а в январе 1928-го Троцкого выслали в Алма-Ату. В день высылки, узнав об этом, мы кинулись к нему на квартиру (в это время он жил уже не в Кремле, а на улице Грановского). Но мы его уже не застали. Дома была его

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Н. Иоффе «Время назад» С Александрой Львовной Соколовской я была вместе на Колыме в 1936 году…Александра Львовна на память читала мне письмо, полученное ею от Льва Давыдовича после смерти Зины. Я запомнила первую фразу: «Дорогой друг, я не могу понять, почему судьба

Из книги Бродский: Русский поэт автора Бондаренко Владимир Григорьевич

Глава II СКИТАЛЕЦ В ТАГАНКЕ Сквозь сон Воровский услышал сильный стук в дверь. Он хотел было повернуться на другой бок и заснуть, но стук повторился. Кто-то настойчиво ломился в дверь. Вацлав включил свет и взглянул на часы: было 3 часа ночи.На вопрос: «Кто там?» - ответили:

Из книги Фурцева. Екатерина Третья автора Шепилов Дмитрий Трофимович

Одинокий скиталец Эйнштейн любил изображать себя отшельником. Смеялся он заразительно, но его смех был похож на странные звуки, издаваемые тюленем. Иногда этот смех был скорее обидным, а не ободряющим. Он любил бывать в компании музыкантов и рассуждать за чашкой крепкого

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ВЕЧНЫЙ СКИТАЛЕЦ Человек соткан из противоречий, особенно поэт. Иосиф Бродский, как он сам утверждает, «русский поэт, еврей и американский гражданин». Или по-другому: «русский поэт, хотя и евреец». Моя книга посвящена русскому поэту Иосифу Бродскому. Но в разные периоды по

Из книги автора

А. И. Аджубей Время Хрущева (Из книги А. И. Аджубея «Те десять

СКИТАЛЕЦ [псевдоним Степана Гавриловича Петрова , 1868--] -- поэт и прозаик. Р. в крестьянской семье Самарской губ. В детстве С. вместе со своим отцом-гусляром скитался по ярмарочным притонам. Поступил в учительскую семинарию, но вскоре был исключен за "неблагонадежность". Переменил много профессий. В 1898 сотрудничал в "Самарской газете". Близко сошелся с М. Горьким, оказавшим сильное влияние на его творчество. Первый рассказ С. "Октава" был напечатан в No 11 журн. "Жизнь" за 1900. В период революции 1905 С. подвергался частым арестам. Печатался в сборниках "Знание". С 1922 по 1934 С. жил в Харбине. С. -- писатель-реалист, демократ, открыто выражающий сочувствие обездоленным. В повестях и рассказах С. даны гл. обр. эпизоды социально-политической жизни эпохи первой русской революции. Герои произведений -- среднее между "босяками" Горького и интеллигентами-разночинцами, бывшими в те годы излюбленными персонажами демократической части русской лит-ры. Это "огарки", недоучившиеся студенты, спившиеся интеллигенты-пролетарии. Искалеченные режимом самодержавного строя, они постоянно недовольны, но в то же время и бездеятельны. Таков Илья Толстый, выгнанный из всех русских ун-тов, Сашка, бывший студент Петровской академии, Новгородцев, родом из Великого Новгорода, человек, служивший писцом во всех министерствах, слесарь Михельсон, сосланный на Волгу за политическую неблагонадежность (повесть "Огарки"). Герои С. -- беспочвенные мечтатели. Таков отец героя рассказа "Сквозь строй", Гаврила Петрович, всегда искавший чего-то нового в жизни, такими же являются Федор Иванович из одноименного рассказа, герои произведений "Икар", "Любовь декоратора" и др. В первый период своего творчества С. противопоставлял капиталистический город деревне, здоровой и всеисцеляющей природе, звал к возврату в деревню. Герой повести "Октава" плотник Захарыч попадает в церковный хор, быстро спивается и спасается лишь тем, что возвращается плотничать в деревню. События революции 1905 сильно повлияли на С. Рассказы "Лес разгорался", "Оратор", "Полевой суд", "Атаман", "Горемыкин", "Кандалы" и др. рисуют революционное движение накануне и в период 1905. С. показывает изменившуюся деревенскую жизнь, появление в деревне революционеров ("Кандалы"). В рассказе "Лес разгорался", написанном в 1905, показывает аграрные волнения. Растерянность и ренегатство мелкобуржуазной интеллигенции в период реакции С. описывает в рассказах "Дуэт", "Тоска" и др. После Октября С. уехав за границу, написал там роман "Дом Черновых" (издан в 1935). Тема романа -- распад купеческой семьи, настроения интеллигенции в канун революции. Великие события эпохи -- империалистическая война, революция -- лишь упоминаются, но не показываются.

Библиография:

I. Собр. сочин., 6 тт., СПБ, 1902--1914; Очерки. Типы русской богемы, П., 1917; Воспоминания, Гиз, М. -- П., 1923; Юность, Гиз. М. -- П., 1923; Повести и рассказы, Гослитиздат, М., 1935; Дом Черновых. Роман, Гослитиздат, М., 1935. II. Мирский [Соловьев Е. А.], Наша литература. Скиталец, "Журнал для всех", 1902, IX; Шулятиков В. М., "Артистические натуры" босяцкого царства, "Курьер", 1902, No 83, 25 марта; Фриче В. М., Очерки современной литературы. Новый сборник "Знание", "Правда", 1905, XII; Горнфельд А., Бархатная тафта, в сб. ст. автора "Книги и люди", СПБ, 1908; Телешов Н., Все проходит. Рассказы о встречах и о былом, М., 1927; Канторович В., Бытописатель эпохи первой революции, "Художественная литература", 1935, No 8 (отз. о "Повестях и рассказах").

М. Бочачер

Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 10. -- [М.: Худож. лит., 1937 ]. -- Стб. 833--834 [= 839--840]. Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-8392.htm