Сочинение по тексту Солоухина "Закон набата". О сострадании и милосердии, о человечности и взаимовыручке

Ответ оставил Гость

Закон набата*

В селе били в набат. Не в тот набат весом с полтонны, который висел раньше наколокольне. Тот и мертвого поднял бы, не только спящего. Когда разрушали церковь, сбрасывали и увозили разбитые колокола, оставили в селе один маленький колокольчик. Его повесили на столб у постройки для пожарной машины. Это он теперь кричал жалобным голоском, подражая настоящему колоколу.

Велик и непреложен закон набата. Старый ли, усталый ли, занятой ли ты человек - бросай все и беги на зовущий голос. Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, лопатами, ведрами. И поднимается в тебе, несмотря на беду, восторженное чувство, что ты не один, что если случится у тебя беда, то и для тебя побегут люди. Одевался я торопливо
и все глядел на окна: не краснеют ли стекла, не трепещут ли отблески близкого пожара?

Бежал я вроде бы один в темноте, но то справа, то слева слышал тяжелый топот и шумное дыхание. Значит, еще бежали люди. Бежали, не выбирая дорог в грязи и мраке. Но почему все мы бежим не к пожарной машине, а на луг? Не любоваться же пожаром вскочили мы с постелей?

За селом собрались все бежавшие. Немного народу осталось в селе, поэтому мало собралось и здесь. Несколько мужчин, а больше женщины. Все глядим туда, где в непроглядной черноте осенней ночи за далеким бугром пылает зарево. Некоторое время мы смотрим, как пульсирует красное пятно с желтой точкой посередине, потом кто-то спрашивает:

Может, съездить туда?

Съездить можно, но ведь пожарная машина закрыта. Пожарник дома. До него два с половиной километра. Пока добежишь...

Не позвонить ли нам в райцентр? Они скорее нас доедут. И машины у них лучше.

Успокоившись окончательно, глядим на далекий пожар. Но червячок сомнения, видимо, гложет совесть каждого.

Мужики, что вы стоите? Чего ждете? Разве так полагается?

Через четверть часа, сбив замок с пожарной постройки, на

старой пожарной машине мы ехали на полеар. Нам казалось, что едем мы больше для очищения совести.

Как ни странно, машина наша ни разу не завязла и даже самое топкое место миновала благополучно. Зарево скрылось от нас за лесом, но искры взлетали выше елей. Они метались, завивались в жгуты, поднимались черно-красными клубами.

Когда мы доехали, то наше полусонное состояние сразу прошло. Мы стояли в кузове, готовые на ходу выпрыгнуть из машины, чтобы бежать и действовать. От пожарища навстречу нашей машине бросились люди. Женщины закричали:

Наконец-то приехали! Выручайте, родимые!

Оценить обстановку было нетрудно. Мы оказались единственной реальной силой на пожаре. Кругом только женщины. Один дом уже догорал. Крыша и стены в нем обвалились. Образовался огромный костер, к которому нельзя было даже близко подойти.
Второй дом, загоревшийся от первого, также полыхал. Спасти его было невозможно: из окон с гуденьем вырывались длинные клочья пламени.

Надо было спасать третий дом, который еще не загорелся. Он раскалился от близкого огня и готов был вспыхнуть в любую секунду. Женщины таскали ведрами воду, но жара мешала подбежать вплотную. Если кто и подбегал, то выплескивал воду торопливо, отвернувшись и не доставая до верхних рядов бревен.

Медный, давно не чищенный пожарный шланг в моих руках вдруг дернулся, едва не вырвавшись из рук. Белая струя воды с силой ударила в черно-красное небо. В следующую секунду я перевел струю на крышу и стены. От бревен и от железной крыши повалил пар. Значит, новая пища огню была уже совсем готова.

Был второй план в их отношениях. Он наметился с самого начала. С одной стороны, они просто идут по улице для того, чтобы подойти вплотную к этому самому Никите Мученику; с другой стороны, Надя немного смущается, а втайне горда и рада, что рядом с ней идет этот видный парень и московский поэт. Хотелось, чтобы встречались знакомые ей люди и видели ее рядом с ним. Она чувствовала в себе постепенное, но уверенное нарастание счастья и радости. Бывало ведь к так, что он рассказывает о каменных кокошниках, и слова его все о кокошниках, а в глазах, смотрящих на нее, то улыбка, то усмешка, то вроде бы дерзость, то вроде бы теплота. Во всяком случае, далекое от кокошников XVII века. Там он помог подняться на приступок, подал ей руку, и тоже что-то произошло в те две секунды, пока ее рука соприкасалась с его рукой, там он поддержал ее под руку, там, когда она обернулась к нему, чтобы спросить, глаза их оказались близко-близко. Он просто посмотрел ей в глаза, и она забыла, что хотела спросить, отвернулась в смущении, и некоторое время они молчали, каждый про себя переживал увиденное в глазах друг у друга. Однажды она перехватила его взгляд – он смотрел на ее губы.

Внешне же все как было: от церкви к старому купеческому дому, от него к монастырю, от монастыря к городскому валу.

Обедать они пришли в ресторан «Север». Иван быстро и умело выбрал из незамысловатого, правда, меню (но ведь тем труднее выбрать) именно то, что больше всего хотелось бы Наде, и это тоже было удивительно, как было поразительно все в этот день.

Иван отодвинул меню, положил свои большие руки на стол и стал спокойно смотреть на лицо Нади.

– Зачем вы смотрите?

– Было бы хуже, если бы я отвернулся. Вы знаете, мне не хочется уезжать сегодня из вашего города. Тем более что мы не успели побывать в музее, а ноги наши гудят. Завтра ведь тоже будет пароход, не правда ли? Вечером мы поедем в Белые Горы. Посмотрим это заповедное место. И вообще… Поедемте со мной к океану. Зеленые волны, розоватое солнце над водой, маленький черненький пароходик.

– Нет, нет, я не могу в Белые Горы. И вообще вечером я должна быть свободна. Я пообещала.

– Ах, вот оно что… Извините.

– Вы не думайте, я обещала очень старому, пожилому человеку, ему за семьдесят… – Тут Надя почувствовала, что получается полная чепуха, и торопливо и сбивчиво рассказала историю с профессором.

– М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.

Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, – хотелось ей сказать. – Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад».

Но Иван уж помрачнел, и, значит, такой был у Ивана характер, что не умел он сразу переломить себя.

Надя проводила его до пристани. Когда появилась между пароходом и бревенчатым настилом полоска быстротекущей воды, обоим показалось, что делают они не то и что все обстоятельства – мелочь по сравнению с тем, что у них появилось, что нужно бы считать сегодня важным и главным.

Иван помахал рукой, Надя потянулась, привстала на цыпочки, но полоска воды расширялась, а пароход, показав корму, развернулся и бойко зашлепал плицами.

В свой кабинетик Надя пришла задолго до условленного срока. Ей было обидно и горько. Как если бы маленькой девочке, ребенку подарили небывалую, яркую игрушку и она уж протянула ручонки, но все исчезло. Как ни странно, досадовала Надя не на Ивана, который несправедливо обиделся и уехал, не на себя, что не смогла его удержать, а на далекого Казимира Францевича, для которого нужно рисовать эти нелепые треугольнички. Если бы не они, сейчас Надя была бы с Иваном, они поехали бы в Белые Горы. Будь неладен этот старик! «Ну хорошо же, чтобы он ни внушил мне сегодня, возьму и нарисую ему треугольник. Да, назло нарисую просто треугольник, и ничего больше. Вся его телепатия полетит вверх тормашками».

Часы за стеной в пустом кабинете глазного редактора начали бить десять. Надя решительно придвинула лист бумаги и нарисовала равносторонний треугольник. Но рука ее, видимо, дрогнула от волнения. Боковые стенки треугольника получились не прямые, а слегка округлые.

– А, так вот же тебе! – В один миг жирным нажимом карандаша Надя переделала треугольник в полукружие. – Вот же тебе, старый придумщик. Солнечные лучи брызнули от полукружия вверх и в сторону, точь-в-точь как на бесчисленных детских рисунках. – Ну что же теперь еще? Для смеху. Назло. Ага, волны моря. Зеленые волны моря. И маленький черный пароходик. Ну, что бы еще? Над морем полагается болтаться чайке. Хорошо, будет тебе и чайка.

Надя положила свое творение в конверт, лизнула языком невкусную клейкую полоску.

На другой день, успокоившись и хорошо выспавшись, Надя пожалела о своей вчерашней выдумке. Не нужно было обижать старого чудака. Мало ли что. К тому же не сдержала слова. К серьезному, может быть, научному опыту отнеслась легкомысленно, по-детски.

Несколько дней спустя Надя получила сразу два письма. Одно было со штемпелем Крыма, другое из портового города на берегу Ледовитого океана. В конверте профессора лежал маленький листик бумаги с изображением правильного, уверенно вычерченного квадрата. Разорвав другой конверт. Надя побледнела и отшатнулась. Она увидела свой собственный рисунок, тот самый, что послала профессору в Крым: солнце с лучами, волна, пароходик, чайка. Неужели перепутала адрес? С кем перепутала? Она не знает никакого второго адреса. Но была и коротенькая записка.

«Милая Надя! Сейчас ровно 10 часов, я на палубе того самого парохода. Сейчас вы слушаете приказы из Крыма. Но я тоже решил включиться в игру. Я надеюсь, что приказ молодого горячего сердца пересилит чары старого волшебника. Посылаю вам то, что вы нарисуете, я уверен, по моему велению. Напишите мне, так ли все получилось. Еще несколько дней я проживу по этому адресу…»

Надя побежала к расписанию, висящему на стене корреспондентской, и нашла, что ближайший пароход в тот портовый город уходит на рассвете, в пять часов двадцать две минуты…

Закон набата

Я вскочил на ноги рывком, с трудом, вполне безотчетно преодолевая чугунную тяжесть сна.

В селе звонил набат. Не тот набат, который висел, бывало, на колокольне, – двадцать девять пудов двенадцать фунтов. Тот и мертвого поднял бы, не то что спящего.

Когда сбрасывали, разбивали и в разбитом виде увозили от нас колокола, оставили все же в селе один маленький колокольчик из того набора колокольчиков, в которые Сергей Бакланихин ловко вытрезвонивал камаринскую.

Счастливый колокольчик повесили на столб около пожарницы. Он-то и кричал теперь жалостным голоском, подражая тому, настоящему, покойному набату.

Одевался я торопливо, не попадая в перепутавшиеся штанины. А сам все глядел на окна: не краснеют ли стекла, не проступают ли на них, не трепещут ли отблески близкого пожара?

Сообразив еще, что на улице (при непроглядной темноте) жидкая грязь, лужи и трава, залитая вечерним дождем, я выскочил в сандалиях на босу ногу.

В конце села перекликались люди:

– Кто звонил?

– Малый Олепинец.

Набат зазвонил увереннее, тревожнее, тверже: старенькую сторожиху тетю Полю сменил кто-нибудь из подбежавших мужчин.

– За Грыбовых бегите!

– Малый Олепинец горит…

В темноте там и тут слышалось громкое чавканье сапог – по раскисшей грязи бежали люди.

Пробегая мимо столба с колокольчиком (на время перестали звонить), я услышал запыхавшиеся и как бы даже восторженные слова сторожихи:

– Гляжу, вроде деревья на небе проступили. Я на зады. Батюшки мои светы – зарево над Олепинцем! Что делать? В колокол. Руки трясутся. Не выходит по-набатному-то.

«По-набатному» мне привелось слышать несколько раз в детстве. С тех пор и запомнилось, что ничего уж не может быть тревожнее и страшнее, чем по-настоящему, по-набатному. Правда, случаи оказывались все больше безобидные – например, тревога.

Главные герои рассказа Владимира Солоухина «Закон набата» — сельские жители. Однажды ночью в селе Олепино раздался звон набатного колокола. Где-то начался пожар, который заметила пожилая сторожиха тетя Поля. Она и ударила в набат. Жители села хорошо знали, что делать в таком случае, они по нескольку раз за лето проводили учебные выезды пожарной дружины.

Но в этот раз выяснилось, что пожар произошел не в Олепино, а где-то в другом месте. Мужики и бабы собрались за селом и пытались определить, в какой деревне полыхает пламя.

Потом обсуждение перешло в разговор о том, что ехать далеко, дороги раскисли от грязи и пожарные повозки застрянут. Кто-то предположил, что к месту пожара уже вызвали по телефону подмогу из районного центра. И люди, вскочившие по тревоге, начали понемногу успокаиваться.

Но тут возмутились женщины, которые стали говорить, что ехать надо в любом случае, даже если помощь из других мест уже давно на месте пожара. Тогда мужчины решили добираться до горящей деревни на грузовике.

Ехать пришлось за несколько километров, к деревне Некрасиха. К счастью, грузовик не застрял по дороге. Когда герои рассказа приехали на место, выяснилось, что они первыми прибыли на пожар. Один дом уже сгорел полностью, а второй вовсю полыхал, эти дома невозможно было спасти. Но можно было отстоять третий дом, который был готов вспыхнуть от жара соседних горящих строений.

Олепинцы быстро развернули пожарную технику и стали качать воду из пруда. Струя из брандспойта ударила по крыше дома и вода тут же стала превращаться в пар. Это говорило о том, что к тушению третьего дома олепинцы приступили вовремя. Еще немного и он тоже загорелся бы. Пожар мог уничтожить много домов, если бы тогда, за своим селом олепинцы так бы и остались стоять, глядя на далекий пожар.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Закон набата» заключается в том, что в экстремальных ситуациях следует всегда стремиться на помощь, никогда не надеяться на то, что эту помощь уже оказывает кто-то другой. Жители села Олепино, увидев далекий ночной пожар, чуть было не остались на месте, решив, что его потушат и без них. Но как потом оказалось, на пожар они прибыли первыми.

Рассказ Солоухина «Закон набата» учит не быть равнодушным и не надеться на то, что вместо тебя помощь окажет кто-то другой.

В рассказе мне понравилась сторожиха тетя Поля, которая первой заметила далекий пожар и подняла по тревоге жителей села Олепино. О чрезвычайных ситуациях всегда нужно сообщать. И всегда доводить дело до конца.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Закон набата»?

Упустишь огонь — не потушишь.
Водой пожар тушат, а умом — предотвратят.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.

Тема человеческой души в рассказе В.Солоухина «Закон набата» и повести В.Распутина «Пожар».

Вид урока : урок художественного восприятия.

Форма урока : урок-беседа.

Методы обучения : словесные (эвристическая беседа),

Наглядные (презентация).

Оборудование : компьютер,

толковый словарь.

Ход урока

I . 1) Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…» (слайд 1 в музыкальном сопровождении)

Какова проблема стихотворения Ю. Левитанского? (Тема выбора жизненного пути)

Об этом пойдет речь на нашем уроке

2) Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф (2 слайд)

3) Цель урока:

Задачи:

1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;

2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;

3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей. (3 слайд)

II . Слово учителя.

1) В авторском предисловии к двухтомнику В.Солоухина читаем: «Одни писатели обладают завидной фантазией. Широко и глубоко зная жизнь, они тем не менее придумывают, сочиняют сюжеты своих рассказов… Однако бывает и так, что писатель в своей работе отталкивается непосредственно от факта, берет из жизни почти готовый сюжет. Документ, факт стоят у него впереди фантазии. Выбор такой далеко не случаен. Эти писатели выхватывают из жизни такой ее кусок, который сам уже несет в себе обобщающее начало».

Именно то «обобщающее начало», которое несут в себе «Закон набата» и «Пожар», вплотную приблизило произведения к сегодняшнему дню, ставя перед читателями многие проблемы нашего времени, заставляя задумываться над причинами происходящих событий.

2) Итак, сегодня на уроке мы будем работать по произведениям уже известных вам авторов – В.Солоухина и В.Распутина.

Вспомним основные моменты их биографии (презентации учащихся, 4 слайд)

3) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов набат, бездушный, бездуховный, архаровец (словарная работа, 5 слайд)

Обратимся к рассказу «Закон набата» и вспомним, о каком жизненном случае идет речь в данном произведении (6 слайд)

Как вы оцениваете поведение героев в данной ситуации?

4) Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

Это и есть проблемный вопрос нашего урока, на который мы постараемся ответить, анализируя отдельные эпизоды повести В.Распутина «Пожар» (1985 г. 7 слайд) и подумаем над смыслом названия произведения.

Что такое пожар? (Уничтожение, превращение в пепел)

Что стало причиной пожара? (безответственность, бесхозяйственность)

В рассказе Владимира Солоухина мы видели, как люди становятся равнодушными к чужому горю. Это счастье, что еще осталось сострадание в душах людей, а ведь может пройти еще немного времени, ни у кого даже мысли не возникнет, что надо помочь.

Давайте вспомним поведение героев на пожаре в повести В.Распутина (работа с текстом). (на пожаре горят не только склады, горят человеческие души, люди теряют человеческий облик)

Как вы считаете, люди становятся бездушными или бездуховными? (бездушными) На пожаре не столько спасают, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они смогут спасти жизнь.

В чем смысл финала данных произведений? (и в рассказе, и в повести финал открытый). Пожар потушили.

В рассказе «Закон набата» люди поняли, но поздно, что можно было спасти гораздо больше домов, если бы не пустые разговоры о том, какая деревня горит.

В повести «Пожар» главный герой Егоров уходит из поселка и, скорее всего, больше сюда не вернется.

Как вы думаете какую идею хотели донести до читателя В.Солоухин и В.Распутин? (человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.)

Актуальны ли данные произведения и перекликаются ли они с сегодняшним днем? (8 слайд)

Все вы знаете, что лето 2010 года было в прямом смысле слова «горячим». Горели не только леса, но целые деревни, поселки, гибли животные, птицы и самое страшное – люди. (фильм о пожаре)

III . Заключение.

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в Море береговой Утес, меньше станет Европа и также, если смоет край Мыса и разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а по тому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по тебе» (Джон Донн, эпиграф к роману Эмиль Хемингуэя «По ком звонит колокол»)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы - тему человеческой души. И я думаю, что никого не оставили равнодушными произведения В.Солоухина «Закон набата» и В.Распутина «Пожар».

Домашнее задание: напишите сочинение - размышление «О чем меня заставили задуматься рассказ В.Солоухина «Закон набата» и повесть В.Распутина «Пожар»? (9 слайд)

Урок литературы в 7 классе Тема: «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком. Нравственная проблема рассказа В.А.Солоухина «Закон набата». Учитель русского языка и литературы МОУ «Локосовская СОШ имени З.Т.Скутина» Бахлыкова Лилия Валерьевна «Закон набата» (1963) «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком» (М.Горький) Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997)

  • «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком.
  • Нравственная проблема рассказа В.А.Солоухина
  • «Закон набата».
  • Цель:
  • 1.Расширить представление учащихся о творчестве В.А. Солоухина, о его внимании к духовности русского человека в культурно-нравственной жизни России.
  • 2.Совершенствовать формирование читательской компетенции через умение отбирать направления поиска анализа произведения в зависимости от его жанра.
  • 3.Раскрыть понимание «закона» в русском обществе, вызвать правильный эмоциональный отклик на «закон набата» .
  • 4. Продолжать воспитывать нормы морали и нравственности, интерес к миру художественной литературы.
  • Тип урока
  • усвоение новых знаний
  • Планируемые результат
  • Предметные умения
  • Учебные действия учащихся
  • 1.Овладение умением пересказывать «событийную» сторону текста.
  • 2. Овладение умением анализа текста.
  • 3.Овладение умением участвовать в диалоге.
  • 1.Научиться высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного текста, отвечать на вопросы участников коммуникации.
  • 2.Научиться «вычитывать» нужные для анализа слова и выражения из текста.
  • 3.Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, проявляя умение слушать отвечающего, задавать вопросы, оказывать помощь собеседникам.
  • 4. Формировать действия контроля и оценки в процессе работы с текстом.
  • Основной тезаурус
  • Жанр, рассказ, мысль, персонаж, образ, ключевое слово, абзац, речевое звено, сюжетные элементы.
  • Организация пространства
  • Межпредметные связи
  • Формы работы
  • Методы
  • Приемы
  • Ресурсы
  • Русский язык (обогащение словарного запаса, моделирование устного высказывания, освоение диалоговых форм общения)
  • Живопись (иллюстрации)
  • Историческая справка (колокольный звон на Руси»
  • Парная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Словесный
  • Проблемный
  • Эвристический
  • Наглядный
  • Самоуправление учебным действием
  • Объяснение,
  • Постановка вопросов,
  • Ведение диалога
  • Модуляция темпа речи
  • Презентация.
  • Учебник-хрестоматия в 2 ч. ч.2, /под редакцией И.Г.Беленького, стр.142-148.
  • Программное обеспечение Microsoft Power Point.
  • Выставка книг.
Структура урока
  • Деятельность учителя и учащихся
  • время
  • 1.Организационный момент
  • Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя.
  • 2 мин
  • 2. Введение в тему урока.
  • 1.Сообщение темы, совместное целеполагание. Создание ситуации заинтересованности.
  • 2. Слово учителя (краткая биография автора).
  • 1 мин
  • 4 мин
  • 3.Актуализация знаний
  • 1.Филологическая разминка.
  • 2.Самостоятельная работа.
  • 5 мин
  • 4.Аналитическая работа над рассказом.
  • 1.Словарная работа (понятие слова «набат»)
  • 2. Краткий пересказ произведения
  • 3.Выявление первых впечатлений
  • 4.Эвристическая беседа
  • 3 мин
  • 5 мин
  • 3 мин
  • 11 мин
  • 5. Формулирование главной мысли автора произведения
  • Определение темы и идеи рассказа
  • 2 мин
  • 6.Итог урока. Рефлексия.
  • 1.Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности.
  • 2. Домашнее задание
  • 3 мин
I.Организационный момент 1. Доброе утро, дорогие друзья. Мы начинаем урок литературы. «Великая польза бывает от книжного учения. Книги-реки, наполняющие Вселенную мудростью. В книгах несчетная глубина, ими мы в печали утешаемся» (из Повести временных лет). Книга - это добрый друг, она учит понимать мир природы и мир людей, советует, рассказывает много интересных фактов. Мы с вами на уроках литературы обращаемся к разным книгам, авторам, произведениям. Учимся читать, понимать, анализировать, правильно отвечать на поставленные вопросы, размышлять. II. Введение в тему урока. 1.Сегодня мы будем обсуждать проблему нравственных традиций русского народа в рассказе В.А. Солоухина «Закон набата». 2.Попытайтесь, пожалуйста, сформулировать цель нашего урока (должны научиться анализировать текст, выделять ключевые моменты для точного ответа, выстраивать диалог, строить ответ на поставленный вопрос). 3.Слово учителя. Эпиграф урока: «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком»(М.Горький) заключает в себе глубокий смысл понимания человеческого предназначения. В.А.Солоухин поднимает эту проблему в рассказе «Закон набата». Это произведение интересное и мудрое,как сам автор, который обращается к злободневным вопросам современности. Владимир Алексеевич Солоухин родился во Владимирской области, в селе в 1924 году. Воспитанный в крестьянской семье на патриархальных устоях, автор был близок к православной культуре, видел в ней источник благополучия и нравственного здоровья русского человека. Владимир Алексеевич Солоухин
  • Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской патриархальной семье. Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству. Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи.
III.Актуализация знаний 1.Филологическая разминка. а) Определите жанр произведения (рассказ, учащиеся раскрывают понятие) б) К какому роду литературы относится жанр «рассказ» (к эпическому) в) Каковы жанровые признаки рассказа (в основе лежит случай, есть сюжет, героев немного, объем произведения небольшой) г) Какие части речи помогают в рассказе строить повествование? (глаголы, они играют особую роль при диалоге). 2.Приготовьтесь к самостоятельной работе: На слайде вы видите список литературоведческих терминов, которыми необходимо владеть при анализе художественного произведения. Выберите и выпишите в тетрадь те, которые понадобятся при анализе рассказа: Тема, основная мысль, строфа, язык, сюжет, ритм, композиция, рифма, диалог, монолог, заголовок, мотив, подтекст. 3. Взаимопроверка, обмен тетрадями, работа в парах, (контроль над действиями одноклассника). . При проверке аргументируется мотив выбора литературоведческих понятий, необходимых для анализа эпического произведения, уточняется значение терминов. Филологическая разминка
  • 1.Определите жанр произведения 2.К какому роду литературы относится жанр «рассказ»? 3. Каковы жанровые признаки рассказа? 4.Какие части речи помогают в рассказе строить повествование?
Самостоятельная работа
  • Тема, основная мысль,
  • строфа, язык, сюжет, ритм, композиция, рифма,
  • диалог, монолог,
  • заголовок, мотив, подтекст.
  • IV.Аналитическая работа над рассказом
  • «Приготовьтесь к труду, читатель. Анализ будет как раскопки...Лопата же в наших руках - образ. Художественным мышлением производится эта работа» (Г.Грачев).
  • 1.Словарная работа
  • Используя «Толковый словарь» С.И. Ожегова, В.Даля, этимологический словарь «От А до Я» найдите определение понятия 1 в. - слова «набат», 2 в. - слова «закон».
  • Закон - 1) образовано от сущ. кон «черта, предел, граница», т.е. то, что заключено в границы.
  • 2)Постановление государственной власти, нормативный акт.
  • 3)Общеобязательное и непреложное правило (Законы нравственности).
  • «Бить в набат» - звоном колокола оповещать о бедствии, созывать на помощь (историческая справка «Колокольный звон на Руси)
  • 2.Краткий пересказ рассказа учащимся.
  • 3. Выявление первых впечатлений (групповая работа, каждая группа отстаивает свою точку зрения).
  • 1) Определите тему рассказа (ночной пожар)
  • 2)Основная мысль рассказа? (если у кого-то случилась беда - беги на помощь).
  • 3)Какие чувства вы пережили вместе с героями рассказа? (тревога, сочувствие, беспокойство, напряжение)
«Бить в набат» - звоном колокола оповещать о бедствии, созывать на помощь.
  • Набат - 1) сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий(пожара, наводнения, нападения врагов
  • 2) удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги;
  • 3) О тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь.
Работа в группах
  • 1) Определите тему рассказа
  • 2)Основная мысль рассказа?
  • 3)Какие чувства вы пережили вместе с героями рассказа?
  • 4))Какие эпизоды произвели наибольшее впечатление?
  • 5)Какие чувства вызвал у вас рассказ?
4. Эвристическая беседа 1.Давайте вместе подумаем, зачем автор заставляет нас испытывать эти чувства, что он хотел нам сказать, о чем предложил задуматься. Не торопитесь отвечать. Сначала давайте обратимся к жанру прочитанного нами произведения. (предполагаемый ответ) - «Закон набата» - рассказ. В каждом рассказе есть сюжет (совокупность действий, событий), который складывается из сюжетных элементов. 2.Какие сюжетные элементы составляют повествование? - Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. 3. Давайте попытаемся проследить эти сюжетные элементы в рассказе В.А.Солоухина. - В рассказе нет экспозиции, рассказ начинается с завязки (В селе зазвонил набат). 4. Какое впечатление создает такое начало? - Впечатление того, что события происходят здесь и сейчас, а потом переносит нас в прошлое. 5.Для чего автору потребовалось из настоящего сразу же перебрасывать нас в прошлое? - Он хотел показать, что на Руси по звону колокольного набата люди всегда готовы были встать на защиту, будь то враг, стихийное бедствие или пожар. 6.Какие фразы вновь возвращают нас к событиям, которые происходят ночью в селе Олепино? - «Одевался я торопливо. Развитие действия происходит в тот момент, когда по раскисшей грязи на пожар бежали люди (чтение эпизода). 7.Что же происходит в душах собравшихся на луговине колхозников? Какие чувства они испытывают? Действительно ли они успокоились? (пример из текста) - «Но червячок сомнения (хорошо ли мы делаем, что бездействуем?), видимо гложет совесть каждого» 8. Какое слово дважды повторяется и служит ключом для понимания смысла рассказа? - «Где это видано, чтобы на пожар глядеть, а не ехать! Разве так полагается? 9 . Как вы понимаете смысл этого слова? (когда-то было положено начало традиции помощи в беде, приходили все, кто только мог). 1 0. Мужики едут на пожар. Всех грызет совесть. Что же оказалось? - Подоспевшие олепинцы - единственные, кто откликнулся на беду, но подгонять их было уже не нужно.Третий дом удалось спасти. 11.Вернемся к сюжетным элементам. Завязка - сигнал о пожаре, развитие действия - люди спешат на пожар, развязка - спасение третьего дома, кульминация (высшая точка напряжения)? Это момент принятия мужиками решения ехать на пожар. 12.Почему рассказ называется «Закон набата», а не «Набат»? - Название «Набат» говорит об одном конкретном пожаре, «Закон набата» - о нравственной традиции. Символом является - набатный колокол, сброшенный с колокольни. Остался только маленький колокольчик - именно он напоминает выработанных дедами, заставляет действовать. V. Формулирование главной мысли автора произведения 1.Чтение цитаты о законе набата «Велик и непреложен закон набата: старый ты, усталый ли, занятой ли ты человек - бросай все дела и беги на зовущий голос»… 2.Как же вы теперь определите тему и идею рассказа? - Главная мудрая мысль автора: люди должны жить по закону набата, и если случится беда, надо «Бить в набат», спешить на помощь, тому, кто в ней нуждается. Вывод: В. А. Солоухин бьет в набат, встревоженный разрушением вековых устоев и нравственных традиций. Нельзя бездушно рушить храмы и разбивать колокола. Их разрушение что- разрушает в душах людей. Глубоко содержание рассказа. На сострадании держится мир. Пока действует «закон набата», мы останемся людьми. VI. Итог урока. Рефлексия. Всегда полезно оглянуться на сделанное и оценить самого себя, выявить свои затруднения и найти пути их преодоления. Мысленно воспроизведите весь урок сначала. Вспомните свои ощущения? Все ли получилось? Что вызвало затруднения? Как вы можете это исправить? Если бы вы готовили этот урок, что бы вы предложили изменить?1. Какое открытие вы сделали на уроке для себя? 2.Кто из ребят вам лично, классу помог сделать открытие? 3.Актуальны ли сегодня мысли автора рассказа «Закон набата»? 4.О чем бы вы могли рассказать своим родителям после сегодняшнего урока? 5. Оцените свою работу на уроке по цветовой гамме (колокольчик – «золотой» - был активным участником событий, теперь я готов откликнуться на беду; «серебряный» – мне нужно время, чтобы осознать это; «медный» - мне нужно еще поработать над собой. Домашнее задание По выбору: 1. Письменный ответ на вопрос « Закон набата в моей жизни»; 2.Выучить наизусть отрывок «Велик и непреложен закон..»