Роль щедрина в истории русской литературы. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – Место и значение в истории русской литературы

Будущий писатель Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков) родился 15 января 1826 года в Тверской губернии, в семье зажиточных помещиков. В семье было восемь детей. Миша был любимчиком матери. На него возлагались большие надежды: умён, не по годам развит, имеет способности к учению.

Воспоминания о детстве, образе жизни семьи позже легли в основу произведения «Пошехонская старина».

Читать и писать Мишу научил крепостной художник, затем мальчик получил традиционное домашнее образование дворянина. В 10 лет Михаил Салтыков поступил в Московский Дворянский институт. Через два года его как одного из лучших учеников перевели в Царскосельский лицей.

Со времён Пушкина быт и порядки в лицее изменились. Появились домашние отпуска, зато внутренний режим ужесточился. Больше не существовало отдельных комнат для лицеистов, учащиеся были лишены личного пространства, возможности уединиться, чтобы поговорить. Так постепенно уничтожалась атмосфера лицейского братства, лицей становился военно-учебным заведением.

Тем не менее ещё существовала неофициальная традиция: на каждом курсе искали пушкинского преемника. На эту роль прочили и Михаила Салтыкова. Он бойко писал стихи и переводы из Байрона и Гейне, некоторые из них были опубликованы в журнале «Библиотека для чтения», позже в «Современнике».

В лицейских стенах произошло знакомство Салтыкова с учеником выпускного класса Михаилом Буташевичем-Петрашевским. Они были нелюдимыми мальчиками, но общие литературные вкусы их сблизили: оба писали стихи о тоске и одиночестве. Уже тогда Петрашевский заинтересовался сочинениями Ш. Фурье, а позже организовал кружок, в котором обсуждалась возможность социально-экономических и политических преобразований на основе идей утопического социализма. В николаевскую эпоху оппозиционная деятельность преследовалась, и в 1849 году «петрашевцы» были арестованы, некоторые приговорены к смертной казни, которая была заменена каторгой. Салтыков также был «петрашевцем», но к этому времени он уже находился в ссылке в Вятке, и это спасло его от сурового наказания.

Салтыков-Щедрин окончил лицей коллежским секретарем, с чином 10 класса, как и у А.С. Пушкина. Хотя учеником он был средним, его знания по русской словесности были оценены на «отлично».

Вскоре после окончания лицея Михаил Салтыков-Щедрин начал служить чиновником Военного министерства, но своих литературных занятий он не оставлял. Он чувствовал, что сочинение стихов — не его призвание, и начал работать над повестями. Талант писателя проявился в области социально-политической сатиры. Публикации в «Современнике» помогли будущему писателю войти в литературную среду. Однажды у писателя И.И. Панаева Салтыков-Щедрин познакомился с критиком В.Г. Белинским, статьями которого зачитывался. По воспоминаниям очевидцев, «мрачный лицеист», как его называли, был молчаливым и очень внимательно слушал всё, о чём говорил Виссарион Григорьевич. Это было время, когда Белинский писал о произведениях Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя. Для Салтыкова-Щедрина именно статьи Белинского стали школой литературного вкуса.

В 1847 году в журнале «Отечественные записки» вышла его первая повесть «Противоречия», затем последовало «Запутанное дело». За вольнодумие молодого писателя выслали из столицы в Вятку, где ему предстояло жить под надзором полиции. В Вятке писатель был оторван от привычного ему литературного общества. Теперь его окружали провинциальные чиновники. Как жил, что видел и чувствовал Салтыков-Щедрин в ссылке — всё это он выразил в «Губернских очерках», в которых Вятка названа Крутогорском. Писатель рисует неприглядные картины провинциальной жизни, делая страшный вывод: «О, провинция! ты растлеваешь людей, ты истребляешь всякую самодеятельность ума, охлаждаешь порывы сердца, уничтожаешь всё, даже самую способность желать!»

Писатель стремился в Петербург. Только после смерти императора Николая I ему было разрешено жить без полицейского надзора. Помог генерал-лейтенант Пётр Ланской, второй муж Натальи Николаевны Пушкиной.

Вернувшись в Петербург, Салтыков-Щедрин женился на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной, в которую влюбился в ссылке. Когда появились дети, он стал нежным и внимательным отцом.

Столичная жизнь захватила его: писатель познакомился с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым, затем с Н.А. Некрасовым. Н Г. Чернышевским и возобновил литературную деятельность.

М.Е. Салтыков-Щедрин верил в своё писательское призвание, однако литературу совмещал со службой. Карьера чиновника удалась: он дослужился до поста вице-губернатора (1858 год), оставаясь критически настроенным ко многим установлениям Российской империи. Известно, что, будучи чиновником высокого ранга, Салтыков всячески подсмеивался над «зерцалом» — непременным символом власти в любом учреждении. В доносе про него было написано, что он непременно закуривает перед портретом государя императора и сопровождает это действие сомнительными шутками. Конечно, чиновнику такого ранга следовало быть осторожным в своих действиях и высказываниях. Салтыков решил подписывать свои произведения псевдонимом. В 1856 году в «Русском вестнике» начинают публиковаться «Губернские очерки », подписанные надворным советником Н. Щедриным.

Когда Салтыков-Щедрин знакомился с жизнью российских провинциальных городов, в его воображении зародился образ города Глупова. Впервые мы встречаем этот вымышленный город в очерке «Литераторы-обыватели», опубликованном в «Современнике» в 1861 году, затем в «Клевете», в «Наших глуповских делах» и других произведениях.

Михаил Евграфович стал популярным писателем и сотрудником журналов «Современник», «Отечественные записки». Сначала соредактор «Отечественных записок», а после смерти Н.А. Некрасова — редактор, Салтыков почти двадцать лет проработал в журнале. С работой в журнале связан самый плодотворный период творческой жизни Салтыкова-Щедрина. Лучшие его произведения были написаны в это время: «История одного города », «Господа Головлёвы », «Сказки », «Мелочи жизни », «Пошехонская старина » и другие.

Удивительными оказались «Сказки». Резкая смена жанра опытным писателем всегда любопытна. В сказках проявились две писательские особенности Салтыкова-Щедрина. Во-первых, это удивительное чувство юмора и отсутствие каких бы то ни было рамок в поиске мишени для высмеивания. Во-вторых, склонность к языковой игре, отличавшая Щедрина-писателя всю его творческую жизнь. В этом смысле он является предшественником не только сатириков XX века, но писателей-авангардистов, для которых языковой эксперимент стал почти самоцелью.

Салтыков-Щедрин долго и мучительно болел суставным ревматизмом, лечение за границей не приносило нужного результата. Лишь творчество поддерживало силы. В предсмертном письме он завещал сыну самое дорогое — любовь к литературе: «...паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

28 апреля 1889 года писателя не стало. Как он и просил, его похоронили на Волковом кладбище в Петербурге недалеко от могилы И.С. Тургенева, с которым был очень дружен при жизни. На этом же кладбище — могилы В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, И.А. Гончарова и многих других писателей, составивших славу русской литературы. Эту часть кладбища называют «Литераторские мостки».

М. Е. Салтыков-Щедрин

занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры (Рабле, Свифт, Вольтер). Великий писатель, публицист, критик, журналист, редактор, Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в истории русской литературы, так и в общественном развитии России.

Салтыков вошел

в литературу в конце 40-х годов, в период расцвета «натуральной школы». Не удивительно, что его ранние произведения были созданы в русле этого литературного течения, ориентировавшегося, как известно, на гоголевские традиции. Уже первая его повесть «Противоречия» (1847), посвященная изображению самой будничной повседневности, была полемически противопоставлена любому приукрашиванию действительности. Сюжет повести, обрисовка действующих лиц до некоторой степени напоминают роман Герцена «Кто виноват?». Это относится и к изображению семьи помещика Крошина, и к герою повести Нагибину. Как это уже подчернуто названием, в повести отчетливо звучит тема социальных противоречий, коверкающих судьбы героев, лишающих «маленького человека» права на личное счастье. Вместе с тем Салтыкова волнует проблема противоречий внутренних психологических, связанных с попытками героя повести уйти от грубой действительности в мир вымыслов и фантазий. В данном случае можно говорить о некотором сходстве проблематики раннего творчества Салтыкова с художественным миром Достоевского. Это относится и ко второй повести Салтыкова «Запутанное дело» (848), являющейся значительным шагом вперед в развитии творчества писателя.

В «Запутанном деле»

также на первый план вынесена тема «маленького человека», но решается она уже на более высоком художественном уровне. Через всю повесть проходит проблема острых социальных контрастов. Мичулин, как и Нагибин, слабый, забитый, робкий человек, не способный на активный протест. Но мысль о несправедливости общественных отношений, осуждающих его на гибель, все же зарождается в его сознании, правда, не в реальной жизни, а в сновидениях. Так, ему снится голодная семья (в действительности он одинок); жена, вынужденная продавать себя, чтобы купить немного еды… Эта коллизия уже была представлена в стихотворении Некрасова «Еду ли ночью…», а в дальнейшем она послужит основой для одной из сюжетных линий романа Достоевского «Преступление и наказание» (история Сонечки Мармеладовой).

Ранние повести Салтыкова

привлекли внимание царского правительства, и он «за вредный образ мыслей» был в 1848 г. сослан в Вятку, где находился до 1855 г., то есть весь период «мрачного семилетия». Впечатления провинциальной жизни послужили основой для создания «Губернских очерков» (1856), изданных под псевдонимом Н. Щедрин (с тех пор этот псевдоним делается обычным для писателя). Очерки были восторженно встречены всеми передовыми людьми эпохи - Чернышевским, Добролюбовым, Шевченко. Они воспринимали Щедрина как писателя, продолжавшего лучшие традиции Гоголя.

Обращение Салтыкова-Щедрина

к особому жанровому образованию - циклу очерков - явление, характерное для русской литературы 50-70-х годов. Быстрота отклика на совершающиеся события, интерес к социальной проблематике, стремление оперативно изобразить наиболее типичные конфликты эпохи, обзорность как принцип композиции - все это будет продолжено и в последующем творчестве сатирика. В «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин на материале конкретных наблюдений создал широкую художественную картину большой обобщающей силы. Либеральная «обличительная» литература середины 50-х годов очень любила критиковать отдельных взяточников. Цель Салтыкова-Щедрина другая. Он осуждает не конкретные случаи мошенничества, а бесчеловечность всей бюрократической системы, общий «порядок вещей».

Конец 50-х - начало 60-х годов

Время формирования революционно-демократического мировоззрения Салтыкова-Щедрина. В его новых произведениях усиливаются сатирические мотивы, появляются гротескно-заостренные образы-символы, собирательные характеристики («Невинные рассказы», «Сатиры в прозе»). Щедрин активно сотрудничает в журнале «Современник», печатает там много публицистических статей. Глубокие раздумья писателя о судьбах родной страны, о ее прошлом и настоящем, истории и современности в их диалектической связи отразились во многих его произведениях, но наиболее рельефно и отчетливо в «Истории одного города», над которой Салтыков-Щедрин работал во второй половине 60-х годов.

Постоянные раздумья

Салтыкова-Щедрина о современной ему действительности касались не только России, но и Западной Европы. Очерки «За рубежом» (880-88), написанные в результате заграничных поездок, имели большое международное значение, ибо помогали понять истинный смысл европейских буржуазных порядков, восхваляемых либералами.

Для путешественника, от имени которого ведется повествование, Франция когда-то воспринималась как воплощение великих принципов революции 789 г. (свобода, равенство, братство), идей утопического социализма. Совсем иной предстала перед ним эта страна, управляемая теперь буржуазией, давно забывшей о свободолюбии. Щедринское определение буржуазной Франции после поражения Парижской коммуны как «республики без республиканцев» назвал классическим }