Паяние в романе достоевского преступление и наказание. Сочинение Достоевский Ф.М

Федор Михайлович Достоевский - безусловно, классик не только русской, но и всемирной литературы. Один из представителей "критического реализма", писатель, давший фундаментальные идеи для всего двадцатого века. "Русский Ницше", православный христианин и человек, постоянно сомневающийся в силе и могуществе Бога. В данной статье - анализ одного из главных произведений великого писателя: "Преступление и наказание".

"Великое Пятикнижие" Федора Михайловича

Достоевский как писатель заявил о себе небольшой повестью в письмах, которая называется "Бедные люди". По одной из легенд, прочитав повесть впервые, великий русский поэт Некрасов прибежал в гости к своему другу, самому знаменитому критику той эпохи - Белинскому, и с порога заявил: "новый Гоголь у нас явился". А когда с повестью ознакомился и критик, то посреди ночи друзья отправились к молодому, никому не известному Достоевскому - знакомиться и общаться.

После этого будут "почти расстрел" и ссылка, неудачные попытки вернуться в литературу после вынужденного молчания, критика. Первой громкой публикацией после ссылки, которую заметили и оценили, стала книга, под названием "Записки из Мертвого дома". Роман, по сути дела, - воспоминания Федора Михайловича о годах, проведенных в заключении, которые он изложил в художественной форме. Еще один великий русский писатель, Лев Николаевич Толстой, называл "Записки" самой честной и лучшей книгой всей нашей литературы.

До 1866 года написано и опубликовано еще несколько романов и рассказов, также писатель издает журнал, ведет активную переписку с читателями. В 1866 году выходит в свет "Преступление и наказание" - это первая книга из так называемого "Великого Пятикнижия Достоевского".

Следующие четыре романа - это "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-72), "Подросток" (1875) и "Братья Карамазовы" (1879-80). Данные романы представлены практически во всех списках лучших книг любых издательств, ибо действительно являются наследием не просто русской, но всемирной литературы.

"Преступление и наказание": замысел романа

Еще на каторге у Федора Михайловича появилась задумка романа о личности, которая не будет страшиться ни людского суда, ни божьего. Одному из героев своих "Записок" Достоевский дал такие качества, как возможность управлять собой, не страшась ничего. Так начался путь к осуществлению задуманного.

В 1865 году, летом, Достоевский пишет нескольким издателям с просьбой "выручить деньгами в счет будущей книги". Есть и примерное название - "Пьяненькие". После третьего обращения деньги были получены, и Достоевский едет за границу. Как выяснится позже - едет, чтобы проиграть все деньги в казино в городе Висбадене. Когда не останется ничего, Федор Михайлович в дешевой гостинице напишет первые главы будущего романа.

В сентябре 1865 года от писателя приходит письмо одному из крупных издателей Петербурга. В нем раскрывается задумка книги, где главный герой - молодой человек, студент, с "новыми идеями", которые старается выразить через нарушение закона.

Создание книги

После Достоевского осталось очень много черновиков, в том числе и черновых записей "Преступления и наказания". Если отслеживать процесс написания, то можно заметить три этапа:

  • То, что было начато еще в гостинице города Висбадена, представляло собой самую настоящую исповедь преступника. Она была написана целиком от первого лица ("Я под судом...", "я напишу и пусть все прочтут..."). Так же в этой версии у главного героя нет фамилии, а называют его то Василием, то Васюком.
  • Вторая вариация уже вмещала в себя незавершенный на тот момент роман "Пьяненькие" (собственно, главными героями которого были те самые Мармеладовы). Но просто совместить два сюжета, две начатые книги, Федору Михайловичу показалось мало, и он стал переписывать в третий раз.
  • И, наконец, когда Достоевский писал итоговый вариант, то изменил стиль изложения - теперь роман писался не от первого лица, но от лица автора-рассказчика ("Рассказ от себя, а не от него..." - пометка в дневнике).

Сам сюжет, по мнению критиков, Достоевский мог взять из реальных дел, ибо довольно часто присутствовал на судебных заседаниях в качестве слушателя, а также имел знакомства в архивах.

Публикация и положительная оценка современников

"Преступление и наказание" стало появляться с января 1866 года в журнале "Русский вестник" под редакцией Каткова. За счет романа тираж журнала поднялся очень высоко. С первых же глав книга приобрела массу читателей, ибо и сюжет, и яркие описания личностей, и психологизм - все это захватило публику целиком. Еще одна интересная деталь: тогда же, в январе, произошло убийство ростовщика Попова. Его и служанку убил студент по фамилии Данилов. Газеты и журналы даже с интересом сопоставляли реальное дело и роман, отмечая, что "в книге болезненность Раскольникова куда ярче и живее, чем описывается в хронике".

На 1866 год роман стал самой обсуждаемой темой в мире литературы. Отзывы о книге "Преступление и наказание" были в основном положительные. Читатели были под впечатлением от сюжета, от очень ярких эмоций, переживаемых героями (опять же - вспомните, что писалось выше). Достоевский своим друзьям писал: "Роман очень положительно сказался на моей репутации".

Первый отзыв о романе "Преступление и наказание" напечатала газета "Голос". Анонимный критик в своем открытом письме отметил, что "роман обещает быть одним из самых капитальных произведений".

Критика романа

Затем о "Преступлении и наказании" отзывы критиков посыпались один за другим, причем - поначалу очень негативные. В журнале "Современник" Достоевского упрекали в том, что сделав героем студента, он бросил тень на всех молодых демократов шестидесятых годов. Следующее подобное заявление было сделано в газете "Неделя": там писателя упрекнули за нелюбовь к молодежи, сопоставив данную книгу с романом Тургенева "Отцы и дети". Мол, если Тургенев прямо пишет, что нигилизм и "новые идеи" до добра не доведут, то Достоевский - намеками, причем грязными.

Многие отзывы о книге "Преступление и наказание" содержали в себе двоякую оценку. Как написали в издании "Гласный суд", "о романе говорили или шепотом - как о чем-то неприличном, грязном, или же - в полный голос, причем отмечая мастерство Достоевского по части психологии". Еще один русский классик, Иван Тургенев, написал, что первые главы романа - просто замечательные, но вот продолжение, с самокопанием, ему уже не понравилось. Очень теплые отзывы о книге "Преступление и наказание" написали поэт Аполлон Майков и публицист Николай Огарев.

Родион Раскольников

Пожалуй, насколько сильно обсуждали роман, настолько же сильно - главного героя книги. В газете "Русский инвалид" Раскольникова назвали "нервной, повихнувшейся натурой". В "Главном суде" появилось мнение, что у героя все признаки белой горячки, а вот Дмитрий Писарев в статье "Борьба за жизнь" написал, что "апатия, в которую впадает Родион, это логичный итог его мелкого и неудачного существования".

Федор Михайлович же, читая о романе "Преступление и наказание" отзыв за отзывом, писал позже, что: "ближе всего ему позиция Николая Страхова, который оценил в "Отечественных записках" Раскольникова так: сумасшедшим не является и не болен, но, подобно Базарову, самый настоящий представитель "новых нигилистов".

Главные герои романа

Ниже будут названы не все, но только ключевые герои романа:

  • Родион Раскольников - студент, бросивший учебу из-за финансовых трудностей. Собственно, именно вокруг него и построен роман. Ключевая идея, ставшая уже давно афоризмом: "тварь ли я дрожащая или право имею?"
  • Сонечка Мармеладова - "падшая" девушка из большой семьи с пьющим отцом и забитой матерью. Изначально о семье Мармеладовых писался отдельный роман, но постепенно Федор Михайлович сместил две книги в одну, дабы разнообразить сюжет и пересечь главных героев.
  • Алена Ивановна - старуха-процентщица. Ее вместе с девушкой Лизаветой, которая ходит помогать старшей сестре по дому, убивает Раскольников.
  • Пульхерия Александровна и Дуня - мать и сестра главного героя.
  • Дмитрий Разумихин - единственный друг Раскольникова, в будущем - муж Дуни.
  • Лужин - жених Дуни, скрывающий за добропорядочностью очень подлую суть.
  • Свидригайлов - многие критики называют его "двойником" Раскольникова. Вообще, тема "двойников" у Достоевского очень развита: вспомним повесть "Двойник" или противопостовление Ставрогина и Верховенского, где выводится "двойничество". Внешне же Свидригайлов - развращенный чиновник.

Влияние романа на культуру

"Преступление и наказание" является одним из самых читаемых романов во всем мире. Например, в 1880-х годах, во Франции, на сцене театра "Одеон" была поставлена пьеса по мотивам книги.

Когда впервые на немецком языке издавали собрание сочинений русского классика, вступительную статью писал Зигмунд Фрейд. О книге "Преступление и наказание" Достоевского отзывы оставили Ницше, Ремарк, Фолкнер, Хемингуэй, Эко и многие другие.

Писатель Поль Бурже отмечал, что свой роман "Ученик" он писал под впечатлением от Достоевского.

Очень большое влияние Федор Михайлович оказал на таких писателей, как Андре Жид и Альбер Камю.

Знакомство с героями. В 1865-1866 годах Ф.М. Достоевский работает над романом «Преступление и наказание», главный герой которого студент Родион Раскольников. О нём и людях, его окружающих, надо сказать особо.

Читаем первые строчки романа. Смысл первой фразы романа заключается в том, чтобы придать достоверность происходящему. Из 1-й главы мы узнаём о главном герое произведения. Он необыкновенный человек, хозяйку боится, живёт уединённо, целый месяц о чём-то сосредоточенно думает, второй день не ест, на улице пьяные вызывают в нём отвращение, омерзение, он нерешителен. Кстати, он замечательно хорош, тонкий и стройный. Такой портрет главного героя, данный писателем, располагает к нему читателя, вызывает у самого Достоевского симпатию.

Но с первых страниц самочувствие героя вызывает тревогу. Он «задавлен бедностью». Автор акцентирует наше внимание на следующих деталях: одет в лохмотья, живёт в комнате, похожей на гроб.

На улицу герой выходит в пальто, шляпе. Но ему самому безразлично, как он одет. Герой в особенном состоянии - ипохондрии, сомнабулизма, весь в себе, как говорят, не от мира сего».

Он размышляет о людях и задается вопросом, чего больше всего боятся люди. Родион приходит к необычному ответу: «нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся».

Сам Раскольников задумал одно дело. Чтобы подготовить и осуществить его Раскольников решает разведать обстановку. Он идет к старухе-процентщице закладывать часы.

Эпизод закладки часов очень важен для понимания характера героя, его теории, мировоззрения и отношения к людям. Здесь мы видим и портрет Алёны Ивановны – ростовщицы, наблюдаем сцену торга, понимаем, как этот торг характеризует героев.

Алёна Ивановна - старушонка, белобрысая, а не белокурая, ёё шея похожа на куриную ногу. Мы видим, что она вызывает авторскую антипатию, отвращение. Алёна Ивановна, по выражению Писарева, - «это паук в человеческом облике, который ждёт свою жертву». Всё в ней вызывает омерзение, она отбирает последние копейки под большие проценты, принимает заклад Раскольникова и буквально грабит его. Перед нами нарушение заповеди, которая в Евангелии гласит: «Не укради!» Но есть другой закон, и старуха грабит, грабит по закону.

Раскольников, когда получает деньги от Алёны Ивановны, ощущает только омерзение. В его голове зреет необычный замысел. Он задумал преступление. «Неужели я смогу?» Этот вопрос герой задаёт самому себе. На какую грязь способно сердце? Раскольников раздвоен. Есть «я», которое может придумать гадкое, и «я», которое это гадкое не приемлет. Психология раздвоенности – отличительная особенность героев Достоевского. Герой в борьбе с собой: борются два его «я». Внутренний монолог героев также отличительная черта Достоевского-писателя. Его герой всегда на сломе, накануне чего-то, его гнетёт какая-то мука, тревожит какой-то выбор. Герой на пороге выбора между разумом и чувством. Это также отличительная черта героев Достоевского.



Достоевский рисует Раскольникова с симпатией, а его будущую жертву - с антипатией.

Тема романа - тема денег, тема буржуазного мира с его волчьими законами.

Звучать она начинает тоже с первых страниц романа. Важным этапом для её понимания является эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым.

Автор рисует портрет Мармеладова – человека, задавленного нищетой. Но цвет лица, его внешность не вызывают отвращения. Он наделён настоящей духовной жизнью, у него осмысленный взгляд. Мармеладов вызывает глубокое сострадание.

Хотя другие смеются над Мармеладовым, Раскольников видит в нём человека, умеет слушать другого, сочувствует его горю. Этим отличается Раскольников от других слушателей Мармеладова. Рассказ о дошедшем до крайности семействе вызывает сострадание у Раскольникова. Хозяин считает Мармеладова шутом, а мы видим, что сам хозяин лишён духовной жизни (вспомните портреты лакеев).

Больше всего Раскольникова в рассказе Мармеладова поразили мысли о том, что а) некуда пойти бедному, а надо, чтобы было; б) судьба Сони, которая добровольно приносит себя в жертву ради других, ради спасения чужих ей по крови детей она вынуждена идти на улицу и получить жёлтый билет.

Достоевский видит нечеловечность этого мира. Сонечка жертвует собой, когда семья находится в состоянии полного тупика, социального и духовного. Честно заработать не получается, она пробует шить, но из этого ничего не получается. Мир безнравственен, потому что честная жизнь невозможна. Если всё так оставить, то дети умрут. Сонечка совершает безнравственный поступок, но он предотвращает ещё большее нравственное преступление – смерть детей. Мир Достоевского страшен, потому что в нём честно жить невозможно. Чтобы в нём выжить, надо вершить какие-то преступления (кто-то ворует, кто- то казнокрадствует, а кто – продаёт себя). Не просто Сонечка плоха, а вся жизнь такая! Слаб Мармеладов, ничего изменить не может («А случалось ли вам… безнадёжно…»)

Раскольников ещё не дошёл до такой крайности. Но теперь всякую жертву, принесённую ради других, он будет называть именем Сони.

Раскольников под впечатлением от услышанного. Он приходит к Мармеладовым и видит нищету во всём, даже о комнате мармеладовых он думает: «Вот так колодец…»

Что Родион переживает, увидев эту нищету? Первое движение - положил деньги на подоконник (20 копеек). Это самое естественное движение. А дальше? Приходит в голову Родиону мысль о том, что у них (семьи Раскольниковых) своя Соня есть. Рассудок говорит: «Ай да Соня! Привыкли! Подлец человек! Оплакали долю и привыкли к тому, что Соня делает. Но ей копейки не помогут!»

А дальше? Размышления делаются всё страшнее. А коли не подлец человек? Значит, тогда всё позволено! Человека надо спасать! Любыми средствами! Нарушением заповедей! Остальное предрассудки! Раскольников, видя безысходность положения Мармеладовых, в чём-то утвердился, подтвердил свой жизненный выбор: «Так тому и быть!» Все страхи ушли, и нет преград. Все картины говорят о том, что Раскольников человечен, сердечен, но у него есть и рационалистические выводы, и то, как он мучительно делает вывод, говорит нам о том, что он сам себя «создал».

Что же по этой сцене мы можем сказать о Раскольникове? Что отличает его?

Различает: а) способность к активному состраданию (это больше всего ценил в людях писатель); б) способность ощущать чужую боль как свою собственную (на это способны высоко нравственные люди); в)раздвоенность: сначала включается сердце, а потом рассудок).

Вернувшись домой от Мармеладовых, Родион видит письмо. Это его мать, Пульхерия Александровна, сообщает новости. Любопытно отметить мысли Раскольникова, которые сопровождают чтение письма

Мать вроде бы внешне успокаивает, а по своей наивности, без злого умысла, наталкивает сына на работу мысли, сообщая о замужестве Дуни.

Интересно проследить, как Раскольников приступает к чтению. Это личное, интимное дело. Опять мы видим два «я» Раскольникова. Автор даёт нам в этой сцене портрет Раскольникова без всякой ретуши. С одной стороны, «я гадок!» - и деньги на подоконнике у Мармеладовых, с другой – он дорогой, любящий сын, тот, ради которого мать пойдёт на жертву. Между ними нежная, трепетная связь. Родион понимает, что ждёт Дуню. Лужин - сорокалетний властолюбец и сластолюбец. Он только кажется добрым человеком, на самом же деле вызывает отвращение. Ему нужна бедная жена, которой можно сказать всё, и она будет терпеть не из-за себя - из- за матери. Бедная, беззащитная мать на её иждивении.

Как реагирует Раскольников на письмо матери? Перед нами сдержанный, но растроганный до слёз человек, человек больших страстей. Он представляет, как Дуня всю ночь проходит из угла в угол, готовясь пожертвовать собой. Пострадать за кого-то она готова! Для русского человека пострадать - это какое-то наслаждение. Дуня и Соня уравнены. Для Раскольникова это проявление первой ситуации: одна продаёт себя на улице за 30 копеек, а другая тоже продаёт себя, только в более цивилизованном виде.

Письмо измучило Родиона. Он понимает причину, по которой Дуня выходит замуж за, кажется, доброго Лужина. Сопоставив жребий Сони и Дуни, он приходит к выводу, что между ними разницы нет. Дуня готова выйти замуж ради матери и бората. Это тоже продажа себя во имя любимых людей. Он человек умный, честный, и он не хочет от сестры такой жертвы.

К какому же выводу он приходит, прочитав письмо? Письмо заставило его принять немедленное решение, вынудило немедленно действовать. Он отвергает путь жертвенности во имя любимых. Он бунтует против «вечной Сонечки»! «Не допущу этого!» А как? Каким образом «не допущу»?

Вывод. Всё углубляет решение героя сделать что-то. В нём как бы два человека: один хороший, другой плохой. Он измучен не голодом, в нём идёт колоссальная эмоциональная работа. Он на грани болезни.

Ко всему прочему, выйдя из дома в глубочайшем раздумье, он забредает на бульвар и видит разодетого сластолюбивого франта, преследующего девочку. Франту на бульваре он кричит: «Эй вы, Свидригайлов!». Родион обращается за помощью к городовому, даже отдаёт ему последний двугривенный в надежде, что тот поможет, но слышит от него, что всё закономерно и что какой-то процент для освежения общества должен погибать, идти на улицу. Процент этот узаконен. Раскольникова возмущает это суждение. По мнению Родиона, это самое страшное преступление. Он же, Раскольников, ответственен за окружающее, готов прийти на помощь нуждающемуся, но мы видим и его раздвоенность: добрый и рассудительный, но внутренний монолог не даёт целостного впечатления. Об этом говорит и его фамилия - Раскольников. Мир, окружающий его, толкает Родиона к бунту, к какому-то преступлению. Он видит, что везде нарушаются заповеди, которые проповедуются лицемерно. Это заставляет его отказаться от уроков, от помощи своего друга, студента Разумихина. Он бунтует!

Что общего имеют эти эпизоды?

Общее: а) все они влияют на Раскольникова, усиливая его тоску, толкая на какое-то действие; б) все эпизоды говорят, что в этом мире хорошо только Алёнам Ивановнам, Лужиным, Свидригайловым, а Сонечкам, Раскольниковым, Мармеладовым очень плохо; в) именно этот вывод и толкает его на «дело».

Вывод. Всякий исторический прогресс, всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счёт кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах, крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что всё человечество от века подразделяется на две категории, на два разряда: первые безропотно принимают любой порядок, принятый большинством; вторые - сильные мира сего – творцы истории, люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок. Они не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен: развитие общества осуществляется в процессе попрания тварей дрожащих наполеонами. Человеческий прогресс удобен «идолу, который не желает пить нектар иначе, как их черепа убитых». История человечества в течение веков меняет лишь внешние формы эксплуатации, но не меняет сути.

Сон Раскольникова и его композиционное значение . Сон – составная часть поэтики автора. Двор. Пьяные, весёлые люди, ребятишки, клячонка, запряжённая в телегу. Уже совсем старая, измождённая непосильным трудом, она пытается сдвинуть тяжёлую телегу. Ей это не по силам. Её бьют по бокам, по спине, по морде, по глазам. Она пытается изо всех сил сдвинуть телегу, но тщетно (Вспомните Катерину Ивановну: «Заездили клячу!») Это попытка автора сказать, как тяжела жизнь невыносимо измученного «маленького человека» Это жизнь Сони, Катерины Ивановны, они тянут лямку, боятся, что не вытянут. Страшны мужики в красном (!) Яркое, возбуждающее настораживает. Именно Миколка, с красным лицом, в красной рубахе понукает, а потом забивает клячу, когда она абсолютно бессильна, обухом по голове. Он страшен, циничен, жесток, но пытается оправдаться: «А зачем вскачь не пошла?»

Сон Раскольникова раскрывает его глубоко эмоциональную натуру, способную сострадать. На мальчика мир ещё не наложил печать. Его возмущает насилие над лошадью людьми, не понимающими, что такое духовная жизнь, жалость к животным. Сон - это обобщение всего страдания человеческого. Сон показывает всё лучшее, что есть в Раскольникове, раскрывает отвращение к «делу», бессмысленность единичного бунта. Раскольников переживает за людей, не переносит человеческих страданий).

Проснувшись, Родион испытывает такой ужас. Это ужас перед делом, которое он задумал: перед смертью, убийством. Это естественное движение души. И хотя Родион понимает, что расчёты, претензии его справедливы, но он человек, и он, Раскольников, не должен так поступать.

Каково композиционное значение сна? Почему так подробно описывается истязание лошади? Сон подготавливает восприятие убийства Алёны Ивановны. Лошадка маленькая, бессильная, отжившая, отработавшая своё, но истязание её вызывает у нормального человека чувство сострадания, физического ужаса, неприятия. И убийство Алёны Ивановны, хоть она и «вошь», вызывает то же чувство.

Вывод: убийство противоестественно законам человеческой жизни. У людей нет такого нравственного права - убивать. Впервые Раскольников называет своим именем то, что задумал – «убийство», и невольная мысль возникает у него: «Как такой, как я, буду убийцей, буду плавать в крови?»

Всё взбунтовалось в Раскольникове против этого преступления Читаем внутренний монолог Раскольникова после сна. Мечта Раскольникова, связанная с убийством, ужасна, отсюда и вывод героя: «Я не смогу, как Миколка». Задуманное им настолько отвратительно, что его натура бунтует. Ум решает совершить преступление, а натура против этого восстаёт.

В этот момент, момент наивысшего напряжения спора между разумом и совестью, натура Родиона победила, и на какое – то время он почувствовал себя свободным от этого замысла, от этого наваждения. «Я отрекаюсь!»- говорит он. Победил человек, который крови не вынесет, не вынесет насилия над беззащитным и слабым. Нельзя в одиночку преодолеть зло. Но мы не должны забывать, что Родион болен, бессилен.

Что же произошло после сна Раскольникова? Освободился ли он от бесчеловечной мечты? Родион не помнит, почему пошёл по Сенной. Он случайно слышит разговор Лизаветы, сестры Алёны Ивановны, из которого узнаёт, что в 7 часов вечера старуха будет одна. Это является толчком, и Родион возобновляет свой замысел. Он при нём остался, его замысел, никуда не уходил, разум опять взял верх над натурой.

Замысел убийства

Что ещё подталкивает Раскольникова к преступлению? (6 глава) Воспоминания о разговоре, услышанном Родином более 2 месяцев назад, между студентом и офицером, разговоре, который для него очень важен. Читаем текст (стр. 78) со слов: «Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, -- загорячился студент.

Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

Ну, понимаю, -- отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, -- и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь -- тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен -- да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

Конечно, она недостойна жить, -- заметил офицер, -- но ведь тут природа.

Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: "долг, совесть", -- я ничего не хочу говорить против долга и совести, -- но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...»

Итак, суть разговора - убей старуху - и ты спасёшь сотни жизней. Раскольников вспомнил этот разговор, потому что подобные мысли после посещения старухи-процентщицы появились у него в голове. Так могли поступить многие, руководимые благородными намерениями. Студент говорит: «…да ведь тут арифметика». У Раскольникова «арифметика» - ум за преступление, а натура против. Победил расчёт, Раскольников оказался во власти благородного, но всё-таки расчёта.

Дальше он действует как робот, не рассуждая. Его как будто куда-то кто-то тянет. Он вопреки своей воле делает то, что не планирует. Вспомните, он знает количество шагов, в кармане петля. Всё им давно просчитано, взвешено. Его ведёт сила идеи, что рождена рассудком. Сила идеи сковала его, поработила.

Почему же Раскольников всё же идёт на убийство? Ведь за день до преступления он отказался от своей идеи, понял весь ужас, свою неспособность стать убийцей. 1). Главное - раздвоенность героя: с одной стороны, непосредственная реакция натуры, с другой – рассудочность, рационализм. 2). К убийству Раскольникова привёл логический ход мысли, сцепление случайностей.

Идея его не оригинальна, но преступная идея возникает в этом преступном мире вполне естественно. Раскольников считает эту идею справедливой, а Достоевский нет. Вспомните разговор студента и офицера. Студент говорит, что не может убить: «Нет!», и это позиция автора. В реальном мире нравственного права у человека на убийство нет, быть не может. Все выводы и доказательства у Раскольникова и студента - это «арифметика», а жизнь сложнее, и нельзя всё в ней объяснить чем-то рациональным, логическим.

Сцена убийства

Почему так подробно дана сцена убийства и почему в ней так много подробностей? Раскольников задумал два преступления: ограбить и убить Алёну Ивановну. Первый удар он нанёс по расчёту (См. 4 главу). Но вышло так, что расчёт не оправдался, и он убивает сразу троих, причём одну из «униженных и оскорблённых» и её неродившегося ребёнка. Движимый инстинктом самосохранения, он убивает Лизавету как лишнего свидетеля, убивает, не думая, помимо замысла, ведь он пришёл убить «вошь», а убивает существо страдающее. Натуру он одолел, хотя и не нужно было, а расчёт оказался неверным. Отсюда и столько случайностей:

1) случайно познакомился с Алёной Ивановной, хотя и не стремился к этому, знает её характер, историю жизни;

2) случайно услышал разговор офицера и студента;

3) случайно оказался на Сенной и стал свидетелем разговора Лизаветы и торговца, из которого узнал, что старуха-процентщица будет одна дома в 7 часов;

4) выехал из квартиры немец, живший напротив квартиры Алёны Ивановны;

5) подсознание работало очень напряженно, Родион спал, но слышал бой часов в комнате - сигнал к действию;

6) топор нашёлся;

7) случайно Лизавета приходит не вовремя домой, и Раскольников её убивает;

8) случайно спасается после убийства, когда посетители Алёны Ивановны бьют тревогу.

Раскольников рассчитал, учёл, казалось бы, все случайности, поверил в их предопределяющую силу.

Достоевский считает, что жизнь состоит из случайностей и предусмотреть всё нельзя, арифметический расчёт в жизни неприемлем: обязательно появится какая-то непредусмотренная случайность. Жизнь шире теорий! Появляется цепь непредусмотренных обстоятельств случайностей (Лизавета беременна, не застал его дворник, не закрыл двор, Кох спустился вниз, моляры выбежали в тот момент, когда он находился в состоянии наибольшей напряженности). Жизнь нельзя рассчитать, невозможно всё предвидеть. Раскольников очень логичен, может быть, помимо своей воли. Он переживает то состояние, которое не планировал.

Вывод:

1) жизнь намного богаче, чем спланированная акция; 2) Раскольников - раздвоенный человек.

Итак, арифметика и натура борются в нём. Он убивает Алёну Ивановну и её беременную сестру. Но что же всё-таки победило? Какой выбор был возможен?

Раскольников не хочет отказаться от права быть человеком. Он страдает сам (бедность, унижение), страдает за близких (мать, Дуня), за униженных (Мармеладов, Соня, девочка на бульваре). Ужасно для него сознание неспособности помочь людям. Он страдает от униженной гордости, оскорблённого достоинства. Он несчастен, потому что не может найти какой-то единой точки зрения. В его душе идёт постоянная борьба: борются натура и теория, добро и зло. Найти выход он хочет сам, один. Но выхода нет, и он самый несчастный человек.

Душевное состояние Раскольникова после преступления. Именно на состоянии Родиона после совершения преступления акцентирует внимание автор. Первая часть романа - путь к преступлению, вторая - страдание за убийство, наказание за него. Первая часть романа отличается от второй тем, что 1). в центре второй части - внутреннее состояние героя, в первой часть - его поступки; 2). широко вводятся новые герои: Лужин, полицейский, Луиза Ивановна, Разумихин, Зосимов; 3). вводится тема господ, которые постоянно совершают преступления: Кох, мошенник, содержатель кабака, Луиза Ивановна и Дарья Францевна, торгующие женщинами, знатное лицо, чья карета раздавила несчастного Мармеладова, купец Юшин.

Тема преступления не исчезает, наоборот, она расширяется

Основная тема второй части - расплата, угрызения совести, начало наказания - отъединение от людей.

От чего больше страдает Раскольников после преступления? От разобщенности с людьми, с родными; от страха быть разоблаченным; хочет всё решить сразу и совершает ряд необдуманных поступков; от горячности, нетерпимости характера (II часть, главы 2, 3, 5)

Неожиданное для Раскольникова оказалось в его душевном состоянии после совершения преступления. Он стал рассматривать похищенные вещи не как ценности, а как улики, поэтому он прячет их под камень, даже не взглянув на них, и размышляет о том, что горит, рушится расчёт. Преступление не может иметь никаких благородных последствий. Ему даже в голову не приходит, что он может использовать награбленное. Он понимает, что совершил подлое, гадкое, низкое дело. Он заболел физически и предполагал, что будет ощущать эту физическую боль от сознания того, что он сделал это, ещё до совершения преступления, но манию преследования он не предполагал. Он оказывается во власти мании, хотя улик против него нет. Сознание, что он совершил преступление, не оставляет его. В людях он видит врагов. Он преступник, и для него все люди - враги. Состояние отчуждённости от людей не покидает его. Он и во всех окружающих видит враждебность: в Зосимове, Разумихине, Замётове и др. Он видит сон-бред, похожий на явь, это и физическое и психическое нездоровье.

Первый сон, где Миколка рубит сплеча, - символ, полный бесчеловечности. Миколка убивает клячу, а ребёнок, не виноватый в этом, принимает вину на себя; и это тоже символ русской веры: «Хочу пострадать!»

Второй сон - свидетельство нездоровья Раскольникова. После него он везде на себе ищет кровь, он угнетён страхом. Даже совершённое убийство не приносит облегчения. Муки раздвоенности выбора кончились, но на смену им пришли другие - знают или нет, что он преступник.

Состояние Раскольникова усугубляется ещё и тем, что принесли повестку из конторы, занимающейся следствием. Он, пересиливая себя, хочет казаться спокойным и разумным, хотя на самом деле нервы вздёрнуты, он очень эмоционален. Умом он понимает, что улик нет, но весь трепещет.

В конторе воспалённому взору его предстаёт женщина в трауре и в красном, пурпурном платье (Часть II, глава 2). Всё это нагнетает тревогу, напряжённость в его голове и душе. Это напряжение настолько огромно, что у него появляется желание сознаться во всём. Страшна мука безвестности! Но вот он узнал, зачем его вызывали в контору, и радость охватывает его, ему хочется смеяться. Но напряжение отступает лишь на миг. Он слышит разговор об убийстве и падает в обморок (духота – сквозное явление романа): «Воздуху мне!» Эти слова звучат как заклятье: освободите от того, что угнетает. Натура не выдержала напряжения , нервы сдали, не выдержали такого напряжения. Это было началом страшно болезни - воспаление мозга. В моменты просветления он пытается скрыть улики и, отрезая окровавленную бахрому на брюках, как бы отрезает себя от окружающих.

В романе возникают новые герои: Разумихин, Зосимов (носитель добра), Замётов. Обратите внимание на то, что в романе значащие фамилии.

Раскольников бежит от людей, их общества. Почему? Ведь Разумихин – нянька, Зосимов - это уверенность, постоянство, жизнерадостность, простая позиция: жить разумно, по-человечески, бесплатно лечит Раскольникова. Но у Родиона единство слюдьми нарушено ! Ему тяжело общество Зосимова и Разумихина, навестивших Раскольникова и ведущих разговор, который так интересует Родиона, разговор об убийстве старухи-процентщицы.

И Раскольников сбегает от Зосимова. Ему кажется, что он спрятал концы в воду! «Отрезал» себя от людей! Родион понял, что он не такой, как все, хотя его никто никакой краской не отметил (Часть II, глава 6). Это неприятие людей и в брошенной в воду монетке.

Достоевский рисует Петербург, холодный, неуютный, враждебный.

Несмотря на то, что Раскольников отъединил себя от людей, ему одиноко и холодно в этом многолюдном городе, он трезво оценивает себя, осуждает за содеянное и понимает, что без людей жить невозможно, поэтому с таким вниманием слушает шарманщика и уличную поющую девушку.

Чуть позже у Раскольникова происходят два важных события: встреча и разговор

Речь идёт о встрече с Замётовым в «Хрустальном дворце». Родион идёт сюда, потому что ощущает духовную потребность быть с людьми. Раскольников ведёт разговор раздражённо, волнуется. Перед разговором читает газету (Часть II, глава 6), видит отдельные слова, а связать их не может. Его всего трясёт. Он видит Замётова и должен доказать, что он не сумасшедший и пересилит, победит свою человеческую слабость.

Мы видели, как последовательно, шаг за шагом, нарастает в душе героя ужас разрыва с человечеством. Раскольников жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно жить, чувствуя себя человеком после совершённого им убийства. После смерти Мармеладова, раздавленного на улице лошадьми, он вдруг, как ему показалось, почувствовал эту возможность! Он взял на себя заботу о семье, о детях, он ощутил было связь с человечностью. Как чувствует себя Родион во время второго посещения Мармеладовых, после всего того, что он увидел? Он шел вниз по лестнице из квартиры, где умер Мармеладов. «Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая, того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение». (часть II, глава 7)

В разговоре с маленькой Поленькой, тихо плачущей на его плече, крепко обхватившей его тоненькими, как спички, руками, он ещё глубже почувствовал возможность жить. «Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесно и - довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! - прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе и вызывая ее. - А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!» (Часть II, глава 7).

Итак, он среди людей, он нужен! Он на миг соединяется с миром, с людьми и преображается. Это счастливые минуты, когда он рядом с людьми, когда ему хорошо. Но «может быть, он слишком поспешил с заключением, но он об этом не думал». Раскольников действительно «слишком поспешил» с заключением о том, что у него ещё остаётся возможность человеческой жизни! Вернувшись домой, он застаёт у себя в комнате мать и сестру, приехавших в Петербург.

" Радостный, восторженный крик встретил появление Раскольникова. Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли. Мать и сестра сжимали его в объятиях, целовали его, смеялись плакали… Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке». (Часть II, глава 7).

Почему Раскольников почти прогоняет мать и сестру, которых так любил и над письмами которых так страдал? Действительность сразу показала ему всю иллюзорность вспыхнувшей было надежды на то, что можно жить с преступлением. Сознание полной невозможности человеческой жизни, полной утраты человеческих связей сразило его. Далее развернётся невыносимая пытка разговора с матерью и сестрой, в котором каждое произнесённое слово - удар, рана, боль. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Борьба его за возможность чувствовать себя человеком действительно представляет собою лишь судорожное цепляние утопающего за соломинку, потому что это борьба против самого себя, против своей совести. Он уже не таков, каким был раньше, а мать и сестра не знают этого. Это и есть наказание за преступление: оторванность от мира большого, от мира людей вообще, и от мира маленького - от своей семьи. Мука немыслимая! Каторга должна представляться раем по сравнению с такой мукой. Он не в силах даже обнять мать!

Так сгущается тема тупика. Жить по - человечески нельзя Раскольникову было до преступления. Жить нельзя по-человечески преступления. Разница в том, что добавилась такая пытка, по сравнению с которой все прежние страдания померкли!

Раскольников при первой встрече требует от Дуни отказаться от свадьбы с Лужиным.

Почему? Кто такой Пётр Петрович Лужин? В 5 главе автор дважды дает его портрет:

1.«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: "Куда ж это я попал?" Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую "морскую каюту" Раскольникова. С тем же удивлением перевел и уставил потом глаза на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего не мизерном грязном своем диване и тоже неподвижно его рассматривавшего. Затем, с тою же медлительностью, стал рассматривать растрепанную, небритую и нечесаную фигуру Разумихина, который в свою очередь дерзко-вопросительно глядел ему прямо в глаза, не двигаясь с места. Напряженное молчание длилось с минуту, и наконец, как и следовало ожидать, произошла маленькая перемена декорации. Сообразив, должно быть, по некоторым, весьма, впрочем, резким, данным, что преувеличенно-строгою осанкой здесь в этой "морской каюте", ровно ничего не возьмешь вошедший господин несколько смягчился и вежливо, хотя и не без строгости, произнес, обращаясь к Зосимову и отчеканивая каждый слог своего вопроса: - Родион Романыч Раскольников, господин студент или бывший студент?»

2. «Между тем Раскольников, слегка было оборотившийся к нему при ответе, принялся вдруг его снова рассматривать пристально и с каким-то особенным любопытством, как будто давеча еще не успел его рассмотреть всего или как будто что-то новое в нем его поразило: даже приподнялся для этого нарочно с подушки. Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название "жениха", так бесцеремонно ему сейчас данное. Во-первых, было видно и даже слишком заметно, что Петр Петрович усиленно поспешил воспользоваться несколькими днями в столице, чтоб успеть принарядиться и прикраситься в ожидании невесты, что, впрочем, было весьма невинно и позволительно. Даже собственное, может быть даже слишком самодовольное собственное сознание своей приятной перемены к лучшему могло бы быть прощено для такого случая, ибо Петр Петрович состоял на линии жениха. Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин. Рассмотрев без церемонии господина Лужина, Раскольников ядовито улыбнулся, снова опустился на подушку и стал по-прежнему глядеть в потолок».

Какое впечатление производит Петр Петрович? Лужин дан глазами Раскольникова. Лужин отвратителен Раскольникову, хоть это жених его сестры. Обратите внимание на детали портрета: «Темные бакенбарды в виде котлет» и т.д. Почти сатирический портрет даёт нам автор! Платье… слишком новое, щегольские перчатки, которые Лужин не одевал, причёска… Хоть Лужин и красив, автор издевается над ним. Лужин пытается выглядеть молодо, пытается выглядеть «под молодого», хотя ему 45 лет. (Часть II, глава 5).

Каковы же взгляды Лужина? Достоевский даёт пародию на «теорию разумного эгоизма»: «Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? - продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь". Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться...» (Читать часть II, глава 5).

Раскольников выгнал Лужина. Почему? Вспомним с начала историю Раскольникова. Он «задавлен бедностью», вынужден оставить университет из-за отсутствия средств на оплату обучения. Он «оборванец», его матери и сестре грозит голод. Единственный реальный путь, ожидающий сестру Дунечку, Раскольников отождествляет с судьбой Сони Мармеладовой: это путь проституции, отличающийся только узаконенной формой брака. Семья Мармеладовых - чахоточная Катерина Ивановна и её дети - живёт только потому, что Соня торгует собою. Дуня соглашается на ту же жертву, что и Соня, во имя свято любимого, единственного брата: она даёт согласие выйти замуж за Лужина, «благодетеля», который хочет взять бедную, но много испытавшую жену, чтоб попрекать её всю жизнь этим да чтоб та непременно молчала.

Образ Лужина - классический образ дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюблённого пошляка, тиранящего и унижающего людей, карьериста, скряги, труса. Дуня и её мать готовы закрыть глаза на всю мерзость Лужина, только чтобы их Родя мог окончить университет.

Гордый, бесконечно любящий сестру и мать, Раскольников не способен принять от них такую жертву. И хотя перед Раскольниковым, которому «некуда идти», вопрос реальной действительностью поставлен очень остро, прямо, но он понимает, что он откажется от жизни, от права любить сестру и мать, если примет от сестры её жертву, задушит все человеческие чувства, примет милостивое благодеяние господина Лужина, станет его приближенным лицом, будет делать под его руководством и покровительством адвокатскую карьеру, - иными словами, убьёт в себе самом человека точно так же, как убьёт в себе человека его сестра, продавшись Лужину и согласившись на этот брак. Получается, что оба они должны продаться господину Лужину.

Образ Лужина возникает в широком, обобщённом значении «делового мира», покупающего людей за грош и раздробляющего при покупке толстыми пальцами человечность как нечто ненужное, мешающее деловому человеку, для которого нет ни чести, ни добра, ни справедливости, который подвержен культу времени - «возлюби себя». Он никого не убьёт, не преступит в этом закона официально, но ежеминутно преступает он законы нравственные, отрицая доброту, совесть, человечность. Расчёт - его бог, подавить ближнего - мечта (Дуня - жена нищая, а значит, послушная.

NB! Но ведь это оборотная сторона теории Раскольникова, о которой разговор пойдёт дальше

Пойти на продажу себя и сестры означало для Родиона Раскольникова пойти на моральное самоубийство и моральное убийство.

Вывод: Раскольников убил паука, сосущего из своих жертв соки, Алёну Ивановну, а вот он, Лужин, новый, в гораздо более опасном варианте, враг. Раскольников изгоняет его из своей комнаты.

Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием "Преступление и наказание"? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом. Писателя волнует не процесс преступления, даже не само наказание, каково оно по сути: тюрьма, каторга, ссылка... Другое...

"Почему?" - вот вопрос, который он, очевидно, задавал себе, когда работал над созданием романа. Почему, что толкает человека на совершение этого жестокого поступка? Неужели только нужда? Но сколько других людей, нуждающихся, бесправных, не имеющих положения в обществе. Эти люди теряют смысл жизни, для них нет больше жизни вообще, они не живут, а существуют. И таких людей в романе Достоевского много. "За общей серой картиной действительности, читатель может не заметить их. Однако один такой герой наиболее ярко выделяется на этом темном фоне. Мармеладов. Пьяница и "забавник" (так называют его в трактире). Отставной чиновник, отчаявшийся человек, что ему осталось в жизни? Наверное, этот вопрос долго мучил его. Он решился, наконец, на последний шаг - стать человеком. И что же? Не вышло. Спился. "Финита ля комедия". Жизнь кончена. Что остается? Итог - понятен... Но почему, почему Мармеладов не становится убийцей? Что удерживает его? Воли не хватает? А может, он человек не такой жестокий, как Раскольников? Но ведь и Раскольников не был жестоким. Достоевский приводит тому множество примеров. Достаточно вспомнить поведение Раскольникова на пожаре, его отношение к заболевшему товарищу - студенту, наконец, к дочери хозяйки квартиры, где он "живет" (если это только можно назвать жизнью).

Достоевский более чем странно описывает нам своего героя: то он пытается убедить читателя в человечности Раскольникова, в том, что он способен любить и сострадать; то вдруг со всей остротой описывает его хладнокровие. Этим, мне кажется, писатель хотел сказать, что Раскольников настолько же жесток, насколько человечен.

Значит, все же не это главное, не жестокость. Нечто другое, несравнимо большее стоит за убийством. Ведь человек, совершив преступление, каким бы жестоким оно ни было, в душе все же обязательно оправдывает себя. Но разве можно оправдать убийство? Где же Раскольников ищет оправдание своему поступку? "Он его не ищет, - говорит Достоевский, - оно уже есть".

Действительно, Раскольников долго не мог решиться на такой шаг. Ему необходимы были силы не физические, а моральные. И точно как Соня жива только тем, что верит в чудо, в доброту людскую (уж ей ли верить!), так точно и Раскольников верит в свою теорию. Теорию по сути антигуманную. Раскольников считает, что люди подразделяются на "тех, кто право имеет" и "тварей дрожащих". По его убеждению, существуют "гении", которые и правят миром. Что "гениев" этих порождает "серая масса" - люди. Все, все люди ничего не стоят как личности. Жизнь десяти, сотни, а тем более одного человека - ничто, по сравнению с жизнью Наполеона, например. А значит, пробиваться к цели своей такой вот гений может (и даже должен!) через трупы людские. И это все оправдывает теория Раскольникова, в которой он уверен не меньше чем в себе. Именно поэтому он и решается на убийство. Оставалось проверить, действительно ли он принадлежит к числу тех, кто "имеет дар и талант сказать в среде своей новое слово", или он такой, как все. И он проверил...

"Я не человека убил. Я принцип убил! Принцип-то я и убил! А переступить-то не переступил, на этой стороне остался..."

Убийство оказалось страшнее теории. Оказалось, что Раскольников-то вовсе и не "гений", а "вошь" обыкновенная, такая же, как и "старушонка".

"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старуху! Тут-таки разом и ухлопал себя навеки..."

Тут бы, как говорится, и сказке конец, но весь ужас состоит в том, что Раскольников не отказывается от своей теории; более того, он еще сильнее ненавидит свою жертву. Он не раскаивается, а видит свое преступление в том, что не вынес его...

Так в чем же наказание Раскольникова? Достоевский считает, что это не раскаяние. Это страшнее, мучительнее. Ведь Раскольников пытался доказать своей теорией, что нравственности вообще нет и человечество живет законами "естественного отбора", где право на жизнь имеет лишь "гений". Но эта теория убийственная и не может быть верной. Поэтому Раскольникову предстоит тяжелый путь к истине, когда он ценой великих сомнений поймет, наконец, что все эти годы он заблуждался. Тогда-то вот Раскольников окажется в той душевной пустыне, где нет места старому миру, а надо искать новый...

На мой взгляд, смысл романа не в том, чтобы показать и рассказать читателю о преступлении какого бы то ни было частного лица, а чтобы таким вот примером объяснить, в чем состоит преступность подобной теории перед человечеством вообще; и какое раскаяние ждет людей, если они пойдут наперекор нравственности.

Билет. Литература.

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского . 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... »

Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света.

В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой », писатель приступил к работе над романом "Преступление и наказание", которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.

В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета , мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху , титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы...»

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует . Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа "Преступление и наказание", по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжет романа "Преступление и наказание" первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – "Преступление и наказание", и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.

Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене , позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена , где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге . В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть "Преступления и наказания" появилась в январском номере журнала за 1866 год , но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию "Преступления и наказания". Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно...» Черновые тетради "Преступления и наказания" позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо , чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу» . Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству...»

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла "Преступления и наказания" столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе . Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором , как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

О романе Ф.М. Достоевского

"Преступление и наказание"

Перелистывая роман Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

или заметки на полях

В конце шестидесятых годов девятнадцатого века Ф.М.Достоевский написал роман «Преступление и наказание», который вызвал бурную реакцию у читателей. Одни восхищались произведением, другие находили его возмутительным, а третьи - молча размышляли над непростым вопросом: «Какова цена человеческой жизни?» И до сих пор каждый человек, прочитавший «Преступление и наказание», воспринимает этот роман по-своему. Восприятие – это сложная система процессов приёма и преобразования информации. Пётр Ильич Чайковский преобразовывал её в виде музыки, Иван Иванович Шишкин - в виде картин. Восприятие же книги – это своего рода ответная реакция на прочитанное. Так, например, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой делал заметки на полях своих книг:

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает.

Также и я, читая роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», делала заметки на полях. Теперь же, перелистывая его страницы, я вижу нарисованные простым карандашом символы, знаки препинания, а кое-где даже слова, написанные мелким неразборчивым почерком. И я снова погружаюсь в атмосферу произведения, вспоминаю свои первые впечатления. Уже на третьей странице романа я нахожу вопросительный знак. Я познакомилась

с Раскольниковым, но мне совсем не понятны его мысли и чувства.

Я ещё не знаю, зачем этот странный человек в смешнойшляпенавещает вредную старуху-процентщицу. И, как следствие, задаюсь множеством вопросов.

Далее, где-то напротив исповеди Мармеладова, красуется неровная паутина. Она символизирует безысходность, о которой кричит пьяный чиновник. Это небольшое, угнетающее, серое пространство, которое я нарисовала, является зеркальным отражением мира, обитателями которого являются Мармеладов и его семья. Опутанный сетями губительного пристрастия Мармеладов, его жена, скованная теми же цепями, бедные дети, связанные по рукам и ногам, и совсем запутавшаяся во всём этом Соня являются жертвами своей эпохи.

В те смутные времена в России господствовали цинизм, алчность и множество других пороков, свойственных «низким» людям, среди которых нашлось место и убийству. И несмотря на то, что убийца логически объясняет свои действия, оправдывает себя, морально он истощён, и это отражается даже на его физическом состоянии. Герой вступает в борьбу с самим собой, что в конечном итоге приводит

его в Сибирь.

На полях одной из последних страниц романа «Преступление и наказание» я нахожу заветное слово – «перерождение». Оно написано крупными буквами вдоль одного абзаца, описывающего сон Раскольникова. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Люди, заболевшие ею, перестали слушать и понимать друг друга. Преследуемые безумными навязчивыми идеями они начали сходить с ума. Общество, некогда представлявшее собой единую сплочённую систему, раскололось на огромное количество индивидов, отталкивающих друг друга, но не способных жить в одиночестве. «Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю…» Именно здесь по моему мнению начинается перерождение героя. Раскольников переосмысливает свой взгляд на мир и выдвинутые им самим постулаты, пугающие читателей. Герой, проснувшись, переболев этой жуткой болезнью, делает первые шаги к новой жизни. Он многое осознаёт. И это даёт надежду не только бедной Соне, полюбившей Раскольникова, но и нам, читателям. Мы понимаем, \что любую, даже самую страшную ошибку можно исправить, но лучше, конечно же, вообще не переступать через границы морали.

Паламарь Екатерина, 11 «Б» (2011 год)