Откуда появились жены у детей Адама и Евы? Где Ева.

Библейская трактовка происхождения человечества вызывает много споров не только среди атеистов и агностиков. Некоторые нюансы не вполне понятны и глубоко верующим людям. Один из самых спорных вопросов касается продолжения рода от сыновей Адама и Евы.

В Писании есть упоминания о трех детях первых людей, созданных Богом. Они называются поименно. Первенец Адама и Евы - Каин (Бытие 4:1). Спустя какое-то время у пары родился второй мальчик, названный Авелем (Бытие 4:2). В возрасте 130 лет Адам стал отцом третьего сына, Сифа (Бытие 4:25), о котором сейчас часто забывают. О дочерях не сказано ни слова.

При этом Библия четко указывает, что кроме Адама и Евы никаких других первых людей на Земле просто не было. Откуда же Каин, а впоследствии и его брат Сиф взяли себе жен, чтобы продолжить человеческий род?

Жена в земле Нод

После того как Каин из ревности и зависти убил среднего брата, он был изгнан из семьи. Какое-то время отверженный был вынужден скитаться, пока не нашел себе пристанища в мифической земле Нод . Именно в связи с этим событием впервые упоминается «вторая половинка» Каина. В Бытии 4:16-17 сказано, что братоубийца пришел в землю Нод , там «познал жену» и стал основателем большого рода.

С одной стороны, не вполне понятно, каким образом в этой местности появились люди. С другой, само слово «познал» не указывает на то, что Каин женился. «Познал» - это буквально вступил в интимную связь, после чего супруга зачала мальчика, названного Енохом .

Каин мог найти себе жену в земле Нод или мог поселиться в этом краю, будучи уже женатым человеком. Если верно первое предположение, значит, существовало какое-то другое поколение людей. Это противоречит Библии, но вызывает большой интерес у любознательных исследователей Священного Писания.

Другие возможные потомки Адама

В околоцерковной литературе часто встречаются упоминания о первой спутнице Адама. Она известна под именем Лилит. В самой Библии об этой мифической даме сведений нет. Зато их много в старинных патериках , описаниях и множестве других запрещенных церковью документов.

О Лилит много информации в Алфавите Бен —Сиры . Предположительным автором этого средневекового текста был Иешуа , сын Сираха (или просто Бен —Сира ). Он указывает, что первая спутница Адама, Лилит, отличалась гордым и непокорным нравом. Не желая подчиняться Божьей воле и своему мужу, эта женщина бросила предназначенного ей Господом спутника и буквально «улетела» от него в горние выси.

Адам пожаловался Богу. За беглянкой были посланы ангелы Сансеной , Самангелоф и Сеной. Лилит не пожелала возвращаться, за что была проклята. В Алфавите Бен —Сиры упоминается, что могло быть несколько вариантов наказания для Лилит. По одному из них она становилась бесплодной, по другому - могла производить на свет только демонов. Еще один вид проклятия - еженощная смерть каждой сотни рожденных Лилит детей. То есть гипотетически она могла иметь потомков.

Намеки на существование этой противницы Бога есть и у евреев (книга Исайи 34:14). Имя собственное Lilith в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта , III -I века до н. э.) было опущено. Такое вопиющее нарушение правил раньше встречалось довольно часто. Вместо женщины Лилит в Септуагинте появилось таинственное ночное привидение, воплощение зла и морока. Сама же она просто исчезла со страниц книги, «растворилась» в глубине веков.

Первая жена Адама преподносится как существо демоническое, связанное с дьяволом. Но были ли у нее человеческие дети и могли ли они являться еще одной ветвью рода человеческого, доподлинно не известно. При этом противники традиционной церковной трактовки допускают, что ее потомки могли бы существовать. Более того, одну из дочерей Лилит и взял себе в жены Адам в земле Нод .

Братская любовь

Если обратиться к традиционному толкованию Ветхого Завета, то можно получить совсем другую версию. В Библии указывается, что первый человек прожил 930 лет (Бытие 5:6). По завету Божьему ему положено было «плодиться и размножаться». За такой долгий срок жизни у основателя рода человеческого могло быть много других детей, а не только Сиф , Каин и убитый последним Авель.

Подтверждение тому есть в Бытии 5:4. Там сказано, что после рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет. За это время у пары появилось множество сыновей и - что важней всего - дочерей. Точное количество не указывается, но еврейские историки и толкователи Ветхого Завета Флавий и Джозэфус считают, что мальчиков среди них было около 30, а девочек - не менее 23.

Несомненно, за 800 лет многие из потомков Адама выросли, женились и сами стали родителями, значительно увеличив тем самым народонаселение планеты. На ком же женились мужчины из рода Адама и Евы, если кроме их сестер других женщин на земле просто не было? В этой ситуации единственным выходом было заключение внутрисемейных браков.

Придя в землю Нод , Каин либо уже был женат на одной из сестер или племянниц, либо встретил там будущую жену из своей же непомерно разросшейся семьи. Мужая, сыновья Адама наверняка оставляли дом родителей и обустраивали собственные жилища на новых местах. Они и могли основать поселение в земле Нод , где Каин стал мужем и продолжателем рода.

Понятие инцеста в ветхозаветные времена не существовало. Оно было введено лишь во времена Моисея. Тогда появился строгий запрет на бракосочетания с кровными родственниками во избежание рождения потомства с генетическими уродствами. До этого момента кровосмесительные браки были сильно распространены, о чем свидетельствует и жизнеописание Авраама . Он жил за 400 лет до Моисея. Супругой Авраама была его кровная по отцу сестра (Бытие 20:11-13).

Версия о том, что Адам был женат на своей сестре или другой ближайшей родственнице, подтверждает большинство положений Библии. В частности и то, что все люди являются друг другу братьями не только в метафорическом, но и в буквальном смысле. Все живущие на земле произошли из одного семени и состоят в генетическом родстве.

ВЛАДИМИР

Сентябрь 11, 2017

Кроме людей, созданных Богом, на Земле жили аборигены -неодертальцы. Вот они то и были «поставщиками» жён. А поскольку они не были агрессивны, сопаротивляться этому мужчины неодертальцев не могли. И постепенно вымерли, как вид. Что касается мужчин, созданных Богом и их потомков, то они изначально были «запрограммированы» на размножение — поэтому и срок жизни их исчислялся столетиями.

Василий

Сентябрь 14, 2017

Как бы все забывают миф о Прометее. Он отдал огонь людям, за это был наказан, и как бы все, не обращают внимание, чтоб оправдается, его систра Пандора отдает ящик с болезнями.
Из этого надо определить женщина человек? От Геродота мы слышали о об андрогинах (по нашим понятиям гермафродиты) И еще одна проблема, Прометей не дал огонь он разрешил им пользоваться. Еще болезни, это наказание? Если да, то возникает вопрос за что, не логично. Но если предположить, что первые люди инопланетяне, то возникает логическая цепь. Адама создали из праха Земного, а Еву из ребра, тоже не логично, в ее части нет Y хромосомы.(по определению должна быть первой яйцеклетка) Ребро — несет смысл, равной, равновесной.
Получаем Мужчина Земной — Женщина инопланетный человек.
И сразу читаем Библию, за что выгнали Адама, за подчинение ей. И вся дальнейшее история в Библии подчинение человека Богу. И когда Иисус, зная что его ждет, подчинился, после чего появилось, Евангелие (благая весть)

Роман

Октябрь 22, 2017

У Адама и Евы рождались по два ребенка мальчик и девочка.так первыми родились каен и его сестра,затем Авель и сестра.И велено было БОГОМ женить их только,Авеля на старшей сестре,а каена с младшей.Но каен возжелал свою двойняшку и не как не мог смирится с велением ГОСПОДА.и тогда Адам(отец)сказал им преподнесите БОГУ то чем наделил вас ГОСПОДЬ (каен занимался земледелием а Авель животноводством)каен преподнес «по моему виноград» а Авель молодого ягнёнка.И ВСЕВЫШНИЙ принял дар Авеля.и из-за этого произошло первое убийство на земле.(заметьте из-за женщины) а точнее из-за зависти.

Сергей Севрюгин

Ноябрь 26, 2017

Посмотрим на Ветхий завет другими, не традиционными глазами…….
Быт.1:1 Вначале сотворил Бог небо и землю
Быт.1:2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий (тух пăх) носился над водою .
Земля была безвидна потому, что у духа смотрящего (пăх) не было возможности видеть, и дух (тух) поставил задачу создать существо, способное видеть свет. В воде появились первые простейшие организмы, которые стали различать свет и тянуться к нему. И это были первые живые организмы, постепенно приобретшие возможность полноценно видеть.
В дальнейшем духу (тух), вышедшему из совокупного амă, ах, авăт, для совершения оценочных действий с внешней стороны универсума амă, ах, авăт, ар достаточно было «вселяться» в один из живых организмов, имеющих достаточно развитое зрение и другие органы чувств. В разные геологические периоды это были разные по степени «развитости» живые организмы. Одним из таких организмов было существо, с любопытством посматривавшее на небо; заметившее на нём светила и задумавшееся об устройстве неба. И этими существами были прачеловек – самец и самка. Прачеловек – пěр/çăл/авăк [прсшлавк], где пěр – первый, çăл – уберегать (в значении хранитель), авăк – миг познания (образ).
Первые челове(ки) - мужчина и женщина – хранители и исполнители благословения пăх, который стал частью их ах: - «и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землёю,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» . Земля – çемěле [сшемле] - налаживать, упорядочивать. Земля - налаженный порядок. Море – тин/ěс [тинс], где тин - в первый раз, впервые, ěс – разум. Море – первый разум.
МОМЕНТ СМЕНЫ МИРА АР НА МИР РА
Первая книга Моисея «Бытие». Глава 1.
Быт.1:3 И сказал - Бог (пăх – наблюдающий): да будет свет. И стал свет.
Быт.1:4 И увидел Бог (пăх – наблюдающий) свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
Быт.1:6 И сказал Бог (пăх – наблюдающий): да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
Быт.1:7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Быт.1:8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог (пăх – наблюдающий), что это хорошо.]
Быт.1:9 И сказал Бог (пăх – наблюдающий): да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и
да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
Быт.1:10 И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог (пăх – наблюдающий), что это хорошо.
В связи с тем, что вся информация о событиях, происходящих в универсуме земли, стекается в прах (единый ах земли), а это ипостась внутренней стороны универсума, то периодически совокупным амă, ах, авăт, на внешней стороне универсума, материальном мире ар формирует наблюдающиего субъекта - пăх –
Бог. Судя по «Первой книге Моисея «Бытие», глава 1, таких «наблюдающих» было шесть.
Быт.1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой», то есть увидел шестой смотрящий (по книге Бытие), что всё, что они (смотрящие) создали, весьма хорошо, в том числе и два разнополых тела предчеловека, занятые шестым смотрящим, после чего они стали человеком – мужчиной и женщиной. Надо так понимать, что шестой пăх не отделял себя от первых пяти наблюдающих представителей совокупного амă, ах, авăт. При этом творящая деятельность одного аватара пăх понимаются совокупным амă, ах, авăт как один день.
Быт.2:2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал . Почил – пăчл – сокращённое, без ан пăчлан – исчезать пропадать, то есть шестой смотрящий (пăх) исчез – покинул тела мужчины и женщины, оставив в их ах свою заповедь.
В своём исследовании мы подошли к возможности предположить, что легендарные боги и пророки других народов в удаленных от Ближнего Востока землях
и есть своего рода авăт/ар (аватары) пěрах – совокупного амă, ах, авăт.
Вот некоторые из их имён:
Моисей – мăй/ăс/ай, где мăй – гриф (в значении управляющая деталь, например, гитары), ăс - ум, разум, рассудок, ай – основание, подножие;
Моисей – инструмент, озвучивающий высший разум.
Исх.4:10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
Исх.4:11 Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?
Исх.4:12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
Исх.4:13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
Исх.4:14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своём;
Исх.4:15 ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;
Исх.4:16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; .
Брахма – пěр/ах/ма, где пěр единый, ах и амă в значении совокупный амă, ах, авăт, то есть – творящий пěрах;
Алаах – алă/ах, где алă – рука, ах – в значении вселенская ипостась ах. Алаах – творящая рука вселенской ипостаси ах.
Будда – пата/та, где пата - замысел, та – в значении всё. Будда – рассказчик о замысле всего – тот же аватар совокупного амă, ах, авăт.
Христос - хěр/ç/тěс, где хěр - дева, ç - сокращённое çын - человек, тěс - вид, род. Христос - хěрçтěс – потомок духа (тух) человека, жившего по заповеди шестого смотрящего, и девы из потомков человека из Рая - Адама и Евы.
АДАМ И ЕВА – ЛЮДИ ИЗ РАЯ
Дальнейшее рассмотрение первой книги Моисея с параллельным разбором этимологии основных понятий через сарматский язык даёт нам следующую картину.
В главе 2 мы читаем:
Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
Быт.2:8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
Быт.2:9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла .
Совершенно новый персонаж – Господь Бог - из праха (пěрах) земного создаёт ещё один образ человека.
Он не привлекает потомка однажды созданных мужчины и женщины, а именно из праха земного создаёт новый образ человека и вдувает в него дыхание жизни (материализует его) – тух/ан çиçěн [тухан сшисщн], где тух – дух, ан – вышедший из праха, çиçěн - сверкающий, сияющий в значении оживляющая авăт. Дыхание жизни - оживляющая авăт - часть праха.
Адам – материализованный, усреднённый (скомпелированный из ах предлюдей) образ нового человека. Асоциальное существо, без родителей и без каких-либо родственников. Господь Бог помещает его в Рай в Едеме, где-то на востоке, в районе истоков рек Тигр и Ефрат, к отобранным из ах земли и выращенным зелёным насаждениям: приятным на вид и хорошим для пищи, к дереву жизни посреди рая и дереву познания добра и зла.
КТО ТАКОЙ ГОСПОДЬ БОГ?
Господь – кас/пат, где кас сокращённое касă – часть, пат сокращённое пата - замысел, задумка. Господь Бог - мало того, что он наблюдающий (пăх), создатель Адама, явившийся после длительного эволюционного периода «седьмого дня» («И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ), он ещё и часть какой-то задумки, замысла, проекта? Набравшись определённой смелости, можно допустить, что Господь Бог был создан совокупным амă, ах, авăт для продолжения неких творческих экспериментов, очередной раз изменяющих направление эволюционного развития универсума Земли. Здесь уместно вспомнить меловый период развития универсума Земли и крупномасштабное исчезновение животных и многих разновидностей растений в относительно короткий геологический период истории
в эпоху пятого бога - пăх - смотрящего.
Быт.1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт.1:22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь
и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
Быт.1:23 И был вечер, и было утро: день пятый .
После пятого смотрящего пăх мы имеем рыб и производных от них пресмыкающихся и пресмыкающихся, эволюционировавших от птиц (двуногие динозавры).
Результат творения шестого Бога - предчеловек
в лице мужчины и женщины из так называемого матриархатного периода.
Матриархат есть состояние общественных отношений, фиксирующее глубинную историческую традицию, позволяющую затянуть естественный процесс гармоничного сосуществования человека и природы как можно дольше. Все его социальные установки выполняют одну задачу: как можно полнее устранить всякую возможность социального развития в сторону индивидуализации человека. Для этой цели и нужны сложные правила полового табу: элементы «группового брака», отец, не знающий своих детей, не будет стремиться их дополнительно обеспечить. Этому служит и квазиобщественная (матрилинейная) собственность, где всё принадлежит всем и ничего никому.
Возможно, седьмой смотрящий - Господь Бог - явился для того, чтобы нарушить гармонию взаимоотношений человека и природы? Тогда возникает вопрос:
для чего? Возможно, стабильная гармония взаимоотношений человека и природы несёт в себе признаки застоя в эволюционных процессах универсума Земли, а с ним и замедление расширения Вселенной.
Известно, что любой застойный процесс рано или поздно становится регрессивным. В прахе (пěрах) этого периода начинает превалировать пăх в значении шлак, который, по сути, есть разложение материи на закрытые элементарные частицы с отсутствующим животворящим ах.
Из книги АР РА конвергенты XXI века

Польна Ева Леонидовна (р.1975) – российская певица, солистка отечественной поп-группы «Гости из будущего», автор песенных слов и композитор, обладательница девяти наград «Золотой граммофон». Пишет стихи под псевдонимом Воздержак Жозефина Аскольдовна.

Детство

Ева появилась на свет в Ленинграде 19 мая 1975 года. Свою интересную фамилию она унаследовала от папы, который был этническим поляком. Когда она была маленькой, ей часто приходилось бывать на родине отца.

Ева хорошо запомнила из детства один неприятный момент. Будучи маленькой девочкой, она влюбилась в киноактёра Владимира Конкина, рассказала об этом родителям. Естественно, они не восприняли это всерьёз и даже немного посмеивались над ребёнком. Если Конкина показывали по телевизору, то звали малышку: «Ева, иди быстрей, тут показывают твою любовь». В эти моменты девочка краснела, сгорала от стыда, ей было неприятно и немного больно, как будто она сделала что-то непристойное. Когда Ева стала взрослой, она сказала маме, что тогда они нанесли ей травму. И родители попросили у дочери прощения: «Доченька, мы ведь не знали, что для тебя это было так серьёзно».

Из этого детского случая она вынесла для себя хороший урок во взрослую жизнь. Чтобы не заявили её дети, никогда, даже если это будет очень смешно и ей захочется давиться от смеха, Ева не покажет этого ребёнку. Потому что для маленького человека это может быть очень важно.

А в остальном у Евы было очень счастливое детство, певица вспоминает эти годы с особенной нежностью и теплотой. С родителями у Евы складывались прекрасные отношения. Семья была интеллигентной и по тем временам считалась состоятельной. Девочка занималась музыкой. Любовь к этому виду искусства прививал ей папа, он сумел объяснить дочери и показать, что такое хорошая музыка. В детстве Ева заслушивалась музыкальными композициями в исполнении Эллы Фицджеральд. В доме было старинное фортепиано, на нём девочка училась играть и петь.

Годы учёбы

В семье она была единственным ребёнком, так сказать, на домашнем воспитании. В садик девочка не ходила. А когда бабушка повела её впервые в школу, у Евы было стрессовое состояние: малышка открыла дверь в класс, а там находилось очень много людей. Школа поначалу совсем ей не понравилась. Когда по утрам бабушка приводила Еву на занятия, ей не хотелось здесь оставаться. Девочка просила дяденек и тётенек, которые приводили в школу своих детей, забрать её и увезти отсюда. Но понятное дело, что никто никуда её не забирал, приходилось разворачиваться и идти в класс.

Наряду с общеобразовательной школой и музыкой, Ева занималась танцами и хореографией, её кумиром в этом виде искусства была балерина Анна Павлова. Однако в детстве, когда все девочки грезили сценой, Ева мечтала стать космонавтом. Она очень любила читать книги, особенно научную фантастику. Её любимой передачей по телевизору была «Очевидное – невероятное» с ведущим Сергеем Капицей. Свою мечту о космическом и неизведанном мире она всё-таки потом осуществила, работая и выступая в группе с фантастическим названием «Гости из будущего».

Когда Ева оканчивала школу, она не имела ни малейшего представления о том, кем бы ей хотелось стать в будущем. Родители, конечно же, настаивали на том, чтобы дочь получала высшее образование. Еве на тот момент нужно было подтянуть свой культурный уровень и получить хорошую гуманитарную базу. Поэтому в 1991 году для поступления она выбрала Ленинградский государственный институт культуры имени Крупской, окончив который получила диплом специалиста «библиотекаря-библиографа».

Наряду с этим Ева получила ещё одно высшее образование, её вторая профессия – специалист по информационному менеджменту и маркетингу.

А после всего этого девушка подала документы для поступления в Санкт-Петербургский колледж искусств, окончив который получила диплом хореографа.

«Гости из будущего»

Получив три специальности, ни по одной из них Ева так и не работала. Ещё во время учёбы она впервые вышла на сцену с рэп-группой «А-2», сначала в качестве танцовщицы, потом как бэк-вокалистка. В этом коллективе Польна работала год, после чего начала самостоятельные выступления. Любимым жанром Евы на тот момент была классическая рок-музыка 70-х годов. Во многих питерских клубах она замечательно исполняла подобные музыкальные композиции. Был даже случай, когда Ева пела на сцене в течение пяти часов, однако имя её не было известно питерским музыкальным меломанам.

Настоящая творческая карьеры Евы Польны началась в 1996 году. Ди-джей и композитор Юрий Усачёв работал в то время в коллективе «Чугунный скороход». В один момент ему в голову пришла идея создания новой поп-группы. Так совместно с Евгением Арсентьевым они придумали «Гостей из будущего», а в качестве солистки пригласили Еву Польну, которую увидели во время выступления в одном из клубов. В скором времени певица проявила и другие свои таланты: она создавала сценические образы и костюмы, писала тексты песен.

В 1997 году группа записала свой первый альбом. Композиции были в стиле джангл, запись происходила на одной из питерских домашних студий. Сделали альбом буквально за одну ночь, дали интригующее название «Через сотни лет». Слушатели не сразу восприняли шесть композиций с необычным звучанием, тираж альбома был небольшой.

Однако в скором времени одна из песен под названием «Время песок» принесла коллективу известность. Её услышал и одобрил знаменитый питерский ди-джей Грув, демо-версию песни он стал часто запускать в эфир, и она нежданно-негаданно оказалась на первых строчках чата. После этого группа «Гости из будущего» получила предложение о проведении первого выступления.

8 марта 1998 года в питерском клубе «Титаник» состоялся концерт. Ева была очень удивлена, когда увидела со сцены, что ей подпевает зрительский зал, а некоторые песни она пела «на бис» по три раза. Этот день считается официальной датой основания группы. Вскоре они выпустили свои новые песни, которые вошли в альбом «Время песок». Но популярность по-прежнему была узкой.

Тогда Евгений Арсентьев принял решение уйти из коллектива. А Юрий Усачёв решился на то, чтобы поменять стиль и музыкальное направление группы. Они остались с Евой вдвоём и выбрали для себя танцевальный поп-стиль. Их первая песня «Беги от меня» имела успех. У Евы была особенная манера исполнения – отстранённо-романтическая. При этом в песне чувствовался яркий сексуальный подтекст. Всё это в короткий срок сделало песню хитом, её крутили на всех радиостанциях, она звучала из музыкальных магазинов и киосков.

Это способствовало переходу группы на новый уровень, и Ева с Юрием отправились в Москву. С ними подписал контракт продюсер Евгений Орлов. Было отснято несколько видеоклипов, записан альбом «Беги от меня». Группа «Гости из будущего» ворвалась в мир шоу-бизнеса, фото Юрия и Евы появились на обложках популярных журналов. Началась череда концертов, на которых был полный аншлаг. Уже в 1999 году группа «Гости из будущего» стала участником финальной программы «Песня года», где Ева исполнила композицию «Нелюбовь». А песня «Я с тобой» принесла им первую статуэтку «Золотой граммофон».

2000 год ознаменовался выходом нового альбома с названием «Зима в сердце» и первыми зарубежными гастролями. В Лондоне они сняли клип на композицию «Игры», которая моментально стала хитом. Ева могла уже коллекционировать «Золотые граммофоны»:

  • 2000 год – за песню «Ты где-то»;
  • 2001 год – за «Ундину»;
  • 2002 год – за композицию «Он чужой»;
  • 2003 год – за песню «Почему ты».

Музыкальные композиции группы «Гости из будущего» прочно обосновывались на верхних строчках отечественных хит-парадов. Ежегодно выходил их новый альбом:

  • 2000 год – «Это сильнее меня, часть 1»;
  • 2001 год – «Best»;
  • 2002 – «Ева»;
  • 2003 год – «Любовное настроение», «Это сильнее меня, часть 2».

По всей стране у них были миллионы поклонников, и музыкальные критики признавали группу феноменальной.

8 марта 2003 года свой первый юбилей – пять лет – «Гости из будущего» отметили в кругу поклонников. Однако уже меньше чем через месяц, в начале апреля, в северной столице, Санкт-Петербурге, состоялось публичное празднование их маленькой юбилейной даты. Прошёл грандиозный концерт во Дворце спорта «Юбилейный».

Наряду с выступлениями, в группе каждый занимался понемногу своими делами. Юра на фирме «Граммофон Рекордз» стал генеральным продюсером. Ева начала делать первые шаги в модельном бизнесе. Нет, она не стала работать моделью, Польна сама моделировала одежду, причём её новая коллекция «Джинсовая симфония» во время показа имела успех.

«Гости из будущего» выпустили ещё несколько альбомов («Правила движения», «Больше, чем песни», «За звездой»), но их творческая карьера пошла на спад. В 2009 году Ева Польна объявила о том, что Юрий Усачёв вышел из группы.

Сольная карьера

Самобытная певица не собиралась покидать сцену и продолжила сольные выступления. Они оказались довольно успешными, Ева снова пополняла свою коллекцию «Золотых граммофонов»:

  • 2011 год – за песню «Корабли»;
  • 2012 год – за композицию «Я тебя тоже нет»;
  • 2016 год – за песню «Мало».

В 2016 году ко дню Святого Валентина состоялся большой сольный концерт Польны. К её творчеству этот праздник особенно подходит, ведь все песни Ева поёт только о любви. Стильная и яркая певица, уверенная и честная женщина, может искромётно пошутить и заразительно смеяться, её голос невозможно забыть или спутать с другими – за все эти качества поклонники продолжают любить песни Евы и её саму.

Личная жизнь

Ева – очень необычная и экстравагантная женщина. Такой является и её личная жизнь. За время сценической карьеры жёлтая пресса приписывала Польне множество романов, причём не только с мужчинами, но и с представительницами слабого пола.
Несмотря на такие слухи, Ева стала мамой двух прекрасных девочек.

В 2005 году она родила Эвелин. Поклонникам группы «Гости из будущего» очень хотелось, чтобы мужем певицы и отцом ребёнка был Юрий Усачёв, уж слишком хорошо и гармонично пара смотрелась вместе. Тем не менее ни Ева, ни Юра никогда не комментировали, не давали интервью по поводу своих личных отношений. А отцом первой дочери Эвелин был российский поп-певец Денис Клявер. Ева это тщательно скрывала и не собиралась никогда об этом говорить. Но всю страну об общей дочери сообщим сам Денис.

Вторая дочь Амалия родилась в 2007 году. Её отцом стал бизнесмен и ресторатор Сергей Пильгун, с которым Ева жила в браке. Несмотря на появление дочери, пара не сумела сохранить супружеские отношения и рассталась. Сейчас Ева воспитывает дочерей сама.

У девочек интересные имена, Ева выбирала их сама. Как говорит певица, ей хотелось, чтобы имя каждой её дочери было очень красивым и при этом международным. Так как наша жизнь сейчас проходит по всему миру (работа, путешествия), девчонки со своими именами должны комфортно чувствовать себя в любой стране.

Дочки у Евы очень ласковые и маму дома называют Мусей (производное имя от Мамуси). Певица старается быть для девочек одновременно и другом, и наставником. Она прививает малышкам философское отношение к жизни; объясняет, что бывает объективное и субъективное мнение; предупреждает, что на жизненном пути им придётся набить немало шишек, от которых по возможности старается девочек уберечь. В остальном Ева не любит рассказывать о личной жизни, потому что считает её тем пространством, где певица может расслабиться, отдохнуть, успокоиться и черпать новые силы для творчества.

Ева Польна всегда очень яркая на сцене, такой же она предпочитает быть и в повседневной жизни, потому что вокруг и так полным-полно серости и уныния, надо поднимать себе настроение разноцветной одеждой. Она всегда женственна и элегантна, вряд ли кому-то удастся увидеть её в шортах и майке. Её главный девиз: «Сделать жизнь ярче своими руками» .

Ева Польна – российская певица, композитор, автор песен, экс-солистка группы «Гости из будущего». Обладательница 8 премий «Золотой граммофон», в том числе и за свои сольные песни.

Детство и юношеские годы

Ева (настоящая фамилия – Польная) родилась и выросла в интеллигентной ленинградской семье. Ее родители рано заметили музыкальный талант дочери и приложили все силы, чтобы развить его.

Отец с юных лет приучал девочку к хорошей музыке, в доме часто звучал джаз, а певица Элла Фицджеральд стала для Евы кумиром и образцом для подражания.


Еще одной страстью маленькой Евы было чтение – она обожала научную фантастику и часто представляла себя в кабине космического корабля. Недаром ее музыкальная группа называлась «Гости из будущего».

Школу Ева не очень любила и ходила туда неохотно. Ей гораздо больше нравилось заниматься музыкой и хореографией, чем зубрить алгебру и физику. Поэтому девушка выбрала гуманитарный вуз и поступила на библиотечный факультет института искусств, который успешно окончила в 1996 году. Но поработать по специальности ей не довелось.


К моменту выпуска из университета Ева уже была участницей довольно известного в Санкт-Петербурге рэп-коллектива «А-2», где выступала в качестве вокалистки и танцовщицы. Пробыв в нем год, Польна отправилась в одиночное плаванье, исполняя классические рок-баллады в питерских клубах.

Музыкальная карьера

В 1996 году судьба свела ее с Юрием Усачевым, который искал вокалистку для своего музыкального проекта. Увидев девушку на сцене, он был совершенно очарован ее голосом и энергетикой и после выступления предложил сотрудничество. Так Польна стала солисткой, а также автором песен, режиссером и костюмером новоиспеченной группы «Гости из будущего».

Ева Польна. «Как всё начиналось»

Их первый альбом, записанный в стиле джангл, не вызвал особого интереса у публики. Изменив концепцию в сторону поп-музыки, они записали несколько новых песен и стали выступать с ними в клубах.


На одном из таких концертов «Гостей» услышал DJ Грув , который оценил композицию «Время – песок» из одноименного альбома и предложил ее к трансляции на радио. Неожиданно сингл занял первые строчки в чартах, и о группе заговорили как о новом музыкальном событии в отечественном шоу-бизнесе.

Гости из будущего - «Лучшее в тебе»

Вскоре «Гости из будущего» записали третий альбом «Беги от меня», а через год четвертый – «Зима в сердце». Свое пятилетие коллектив отметил большим сольным концертом в питерском ДС «Юбилейный», после которого «Гости из будущего» отправились в большой гастрольный тур.


Весной 2006-го состоялся их первый сольный концерт в Москве, а еще через три года коллектив покинул Юрий Усачев. Он еще некоторое время оставался соавтором Евы и музыкальным аранжировщиком песен, но на сцену Польна выходила уже одна.

Ева Польна - «Не расставаясь»

За последующие десять лет певица записала два студийных альбома, на шесть песен из которых были сняты видеоклипы. За свою сольную деятельность певица получила несколько «Золотых граммофонов», премии «Муз-ТВ» и MusicAwards и множество других почетных музыкальных наград.


С 2013 года Польна стала частой гостьей на телевидении. Она прекрасно проявила себя в шоу «Точь-в-точь», а через год была приглашена в жюри проекта «Хочу к Меладзе». Тогда же она стала гостьей Юлии Меньшовой в программе «Наедине со всеми».

Ева Польна. Наедине со всеми

В 2016-17 годах Польна дала несколько крупных концертов, а в 2017 году выпустила свой второй сольный альбом «Феникс».

Личная жизнь Евы Польны

Певица не замужем и не скрывает своей бисексуальной ориентации. При этом она является примерной и любящей матерью своих дочерей Эвелины (2005) и Амалии (2007).

Ева Польна – популярная российская певица, экс-солистка поп-группы , пик популярности которой пришелся на конец 90-х годов. После того, как группа распалась, Ева начала выступать сольно.

Ева Леонидовна Польна родилась 19 мая 1975 года в городе на Неве. Росла девочка в интеллигентной семье, училась в английской спецшколе, была, по ее же словам, образцово-показательным ребенком.

В детские годы она сильно увлеклась научно-фантастической литературой и даже мечтала стать астронавтом. Еще в детстве она проявляла живой интерес к музыке и танцам. Её кумирами были и .

В 1991-м Ева Польна становится студенткой Санкт-Петербургской академии культуры и искусств. Через пять лет она покинула стены вуза, получив диплом библиотекаря-библиографа. Вскоре Ева решила добавить к имеющемуся диплому ещё один - Санкт-Петербургского колледжа искусств.

Музыка

Творческая биография Евы Польны стартовала в 1994 году. Девушка появилась на сцене вместе с популярной питерской рэп-группой «А-2». Она выступала в качестве танцовщицы и бэк-вокалистки. Но спустя год Польна оставила коллектив. Некоторое время Ева пела рок-баллады в разных питерских клубах.


Переломным для Евы Польны становится 1996 год. Она знакомится с Юрием Усачёвым, который как раз ищет вокалистку в свой музыкальный проект. В это время зажглась звезда популярной исполнительницы. В проекте под названием «Гости из будущего» Ева была не только солисткой, но и автором песен, создательницей сценических костюмов группы и постановщицей шоу.

Дебютный альбом под названием «Через сотни лет» группа записала вместе с Евгением Арсентьевым за одну ночь. Но диск не получил популярности, так как был записан в непривычном для российского слушателя стиле джангл. Поэтому «Гости из будущего» поменяли направление на проверенное и надёжное: с этих пор группа исполняет исключительно поп-музыку. Первая же композиция «Беги от меня» становится хитом. Начинается стремительный рост популярности группы.

Известность пришла к Еве Польне еще в молодости, после исполнения песни «Плачь-плачь, танцуй-танцуй». Но в лицо членов группы пока никто не знал. Именно для этого – раскрутки проекта – Юрий Усачёв привлёк продюсера Евгения Орлова. Группа перебирается в Москву и с этого момента становится публичной и узнаваемой.

Для «Гостей из будущего» и Евы Польны пишутся новые хиты, появляются клипы. Группа и её солистка всё чаще выступают на телевидении. Слава обрушилась на группу всего через год пребывания в столице, после появления второго альбома «Зима в сердце». Как считают музыкальные критики, лучшие песни Евы были записаны во время ее работы с группой.


Наибольшую популярность принёс Еве Польне клип на песню «Игры». Он был снят во время гастролей группы в Лондоне.

В начале марта 2003 года группе исполнилось 5 лет. Юбилей «Гости из будущего» отпраздновали сольным концертом в родном Санкт-Петербурге. Первый же сольник в столице прошёл через три года, тоже в начале марта. Здесь же, в Театре имени , музыканты презентовали свой третий и последний альбом «За звездой».

В начале 2009-го группа объявила о прекращении своего существования. Началась сольная карьера Евы Польны. Певица сразу же записала песню «Парни не плачут», на которую впоследствии сняла видеоклип. Уже в следующем году певица порадовала поклонников новыми песнями «Не расставаясь» и «Миражи», которые тут же стали хитами. Такая же счастливая судьба ждала и песни «Корабли» и «Я тебя тоже нет», которые Ева представила на суд фанатов в 2011 году.

Осенью 2013-го у Евы Польны состоялся концертный тур по стране, по самым крупным городам России. В конце этого же года певица признана наиболее ротируемой в России и странах СНГ. Песня «Весь мир на ладони моей» даже попадает в тройку наиболее популярных радио-хитов.

19 мая 2014 года Ева Польна презентует свой первый сольный альбом «Поёт любовь». В него вошли как уже знакомые слушателю композиции, такие, как «Это сильнее меня» и «Так важно», так и до этого момента неизданные. Например, песни «Это не ты», «Не расставаясь», «Молчание» и другие.

Критик «Time Out Москва» Максим Тувим написал об этой работе: «Светлый, лиричный соло-дебют экс-участницы «Гостей из будущего», в котором слышатся отголоски творчества самых ярких эстрадных артистов Советского Союза (от до ), - запросто лучший русскоязычный альбом 2014-го».

4 июня этого же года Ева дала интервью, впервые появившись с таким искренним рассказом о себе на телевидении. Она пришла в студию телепередачи «Наедине со всеми» на «Первом канале».

Польна – всегда желанный гость различных музыкальных шоу. Певица поучаствовала в программе «Живой звук» на канале «Россия-1», а в реалити-шоу «Хочу к Меладзе» выступила в роли члена жюри.

В 2015 Ева Польна продолжила работу над новым музыкальным материалом. Ева записала сингл «Мало», а позже сняла клип на новую композицию. За эту песню певица получила премию «Золотой граммофон».

14 февраля 2016 Польна дала сольный концерт под названием «Еще раз про любовь», приуроченный ко Дню Святого Валентина. Этот праздник, как никакой другой, подходит творчеству Евы, главной темой песен которой всегда были чувства. В этом же году вышел еще один сингл певицы -«Фантастика», который, как и многие другие композиции артистки, быстро обзавелся клипом.


Ровно через год, 14 февраля 2017 года, певица снова участвовала в концерте, посвященному Дню всех влюбленных. На этот раз Ева выступал не сольно, а вместе с другими популярными исполнителями в рамках концерта Муз-ТВ в Кремле. Артистка появилась в подчеркивающем фигуру костюме, и поклонники не без удовольствия заметили, что певица похудела и стала выглядеть гораздо моложе своего возраста.


К слову, лишний вес – извечная проблема Евы, она постоянно ведет борьбу с килограммами. Кстати, по этой причине Польна попала в крайне неприятную ситуацию. Сетевые мошенники решили не упускать возможность заработать на похудении певицы. От ее имени они стали продавать в Интернете чудо-таблетки, которые позволяют быстро и безболезненно избавиться от лишних килограммов. Разумеется, поверивших якобы «рекомендациям» Польны было предостаточно. Как только певица узнала об этом, сразу же поспешила призвать людей ни в коем случае не приобретать эти горе-препараты.

Она уверяет, что всех результатов в похудении она добивается только благодаря спортивным тренировкам и правильному питанию. В подтверждение своих слов Ева регулярно выкладывает в «Инстаграм » фото из спортивного зала.

Летом 2017 года Ева в своем аккаунте сообщила, что работает над новым альбомом. Осенью певица и композитор представила на сцене концертного зала «Крокус Сити Холл» новую концертную программу, получившую название «Глубокое синее море». Специальным гостем вечера стал певец , которому Ева доверила спеть свой хит «Это сильнее меня».

А в конце года вышел ее второй сольный альбом «Феникс». В него вошли 13 треков, в том числе обнародованные ранее «Глубокое синее море», «Фантастика» и «Megapolis», но звучат они теперь по-новому.

Личная жизнь

Личная жизнь Евы Польны всегда активно обсуждалась в прессе. Певице приписывают романы со многими. Самым пикантным моментом является то, что эти романы – со звёздами шоу-бизнеса обоих полов. Слухи об ориентации Евы начали ходить еще в середине 90-х, из-за провокационных текстов ее песен, особенно - скандальной «Беги от меня».

В 2001 году Ева совершила каминг-аут и объявила себя бисексуалкой.


Несмотря на то, что вся страна обсуждала отношения Евы с женщинами, Польна свободно встречалась с мужчинами и даже стала матерью двух детей. В 2005 году на свет появилась первая дочь Евы - Эвелин. Отцом девочки стал певец , но пара никогда не жила вместе. Да и узнали об этом поклонники, только когда Денис и Ева привели вместе девочку в первый класс. Сегодня они в прекрасных отношениях, и Клявер принимает непосредственное участие в воспитании Эвелин.

Через два года родилась вторая дочь Амалия. Её отец – ресторатор Сергей Пильгун, с которым Польна состояла в официальном браке. Несмотря на рождение совместного ребенка, отношения Евы с мужем нельзя было назвать гладкими, и вскоре пара рассталась. Причин для развода было предостаточно – плотный рабочий график артистки, ее экстравагантное поведение, элементарное взаимное непонимание.


В 2008 году слухи о нетрадиционных отношениях певицы получили новую пищу. записала песню-ответ на композицию «Беги от меня» под названием «Eva». Анна открыто поет повторяющуюся рефреном фразу «Ева, я любила тебя», очевидно, адресованную Польне. И хотя в клипе на песню история любви показана как история фанатского преклонения – персонаж певицы смотрит видеоклипы со своим кумиром, подражает ей внешним видом – критики и поклонники все равно уловили провокационный подтекст и очевидный намек на романтическую любовь женщины к женщине.

В последнее время Еву Польну часто видят вместе с её директором и подругой Александрой Манией. Пара появляется вместе на светских мероприятиях, чем подпитывает слухи о том, что между ними нечто большее, чем сотрудничество. По данным некоторых СМИ, женщины даже заключили брак в Нидерландах.

Но на этот раз Польна решила ответить и подала в суд на журналистов, которые распространили эту клевету. По ее словам, эти лживые публикации глубоко задели и причинили моральный ущерб как ей самой, так и ее близким.

Сегодня доподлинно известно, что Ева живет вместе со своими дочерьми и родителями, которые помогают ей воспитывать девочек, так как часто Польна отсутствует из-за выступлений и гастролей. Амалия с трех лет ходит в танцевальную студию, а вот Эвелин мечтает стать, как мама, певицей и учится игре на флейте.


Помимо музыки, Ева увлекается живописью – она рисует маслом и карандашами. Также пишет стихи, правда, под псевдонимом Жозефина Аскольдовна Воздержак.

А еще она известна своей коллекцией шляп. Певица признается, что шляпы – это ее фетиш. Ну, или визитная карточка. У нее есть головные уборы на каждый день, есть более броские на выход, а есть концертные, которые больше никуда не надеть, кроме как на выступление – сплошные перья, стразы, блестки.

Ева Польна сейчас

Ева продолжает заниматься музыкой, активно гастролирует. Уже запланирован концерт в Москве и на Кипре, где певица выступит впервые.

Но в 2018 году Польне удалось удивить поклонников. Вряд ли кто-то мог представить ее в роли исполнительницы шансона. Тем не менее, она стала участницей шоу «Три аккорда», где ей предстояло петь песни несвойственного ей жанра.

Об этом она рассказала и в передаче «Вечерний Ургант», эфир с ее участием вышел 24 мая 2018 года. На программе певице удалось и самой повеселиться, и посмешить зрителей. предложил Еве сыграть в игру – спеть ее нежные и романтичные песни измененными, низкими голосами. Этого они добились путем вдыхания элегаза из воздушного шарика.

Дискография

В составе группы «Гости из будущего»

  • 1997 – «Через сотни лет»
  • 1998 – «Время - песок»
  • 1999 – «Беги от меня»
  • 2000 – «Зима в сердце»
  • 2000 – «Это сильнее меня, часть 1»
  • 2002 – «Ева»
  • 2003 – «Это сильнее меня, часть 2»
  • 2005 – «Больше чем песни»
  • 2007 – «За звездой»

Сольные альбомы

  • 2014 – «Поет любовь»
  • 2017 – «Феникс»

Вероятно, большинство православных людей, прикладываясь к Распятию Христа Спасителя, обращали внимание на иконографию этого образа, а именно – в нижней части, под основанием Голгофского Креста, традиционно изображается череп и две перекрещенные кости.

Предание сохранило рассказ, согласно которому Спаситель мира Господь Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду.

С повествованием этого предания знаком, наверняка, любой воцерковленный человек, внимательно вслушивающийся в богослужебные тексты праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста, Крестопоклонной Недели (3-е воскресенье Великого Поста) и Страстной Седмицы.

Но с определенным недоумением я столкнулся тогда, когда первую книгу-путеводитель о Святой Земле, написанную после неоднократных поездок в Израиль, только забрав из типографии, я подарил своему учителю – профессору Киевской духовной академии. Его внимание приковала фотография, сделанная мной в Хевроне на могиле праотцев, точнее не фотография, а подпись к ней, которая сообщала: «Балдахин над местом погребения Адама».

«А кто тогда погребен на Голгофе, под тем местом, где был распят Спаситель?» – этот вопрос почтенного профессора подвиг меня к созданию определенного комментария к этой подписи, так как информация о захоронении праотца Адама в Хевроне является малодоступной в христианской традиции. Хотя, с другой стороны, для монотеистического иудаизма именно пещера праотцев в Хевроне является тем местом, где по сей день находятся останки первого человека.

Как согласовать христианскую традицию и предание Мидрашей (Мидраш – ляמִדְרָשׁ, буквально «изучение», «толкование», жанр литературы гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте, а затем и в Гемаре. Однако очень часто под названием мидраши имеется в виду собрание текстов, которое включает библейские экзегезы, публичные проповеди и т.д., образующие последовательный комментарий к книгам Священного Писания Ветхого Завета).

Для этого мы предложим посетить древний Хеврон и приоткрыть тайну Пещеры Праотцев – Меарат ха-Махпела.

Улицы Хеврона

«Ворота юга»

«Ворота юга» – именно такое название Хеврон получил у кочевых семитских кланов, которые, перегоняя свои стада в поисках новых пастбищ, обязательно попадали по дороге из Иерусалима, направляясь в Вирсавию (Беер-Шеву), Азот (Ашдот), Ашкелон, в этот древний мегаполис с гарантированной комфортной стоянкой для кочевников с многочисленными колодцами, необходимыми для скота.

Хеврон расположен в южной части горной Иудеи в цветущей горной долине, находящейся на высоте 925 м над уровнем моря и окруженной высокими горами. Вокруг современного Хеврона много мусульманских деревень, жители которых занимаются, как и в далеком прошлом, земледелием и скотоводством. Добраться до Хеврона сегодня можно из Иерусалима по шоссе «ха-Минаро», минуя Вифлеем, а затем, продолжая путь по магистрали «Океф Халхуль», через 16 км вас встретит седой Хеврон.

Под снайперским прицелом

Посещение этого города сегодня сопряжено с определенными трудностями. В современном Хевроне очень часто случаются столкновения между еврейскими поселенцами и арабами. Находясь в административном подчинении Палестинской Автономии, город окружен израильскими армейскими блокпостами, что осложняет его посещение. Хеврон явно не то место, где можно блистать знанием иврита. Более того, «это единственное место на Западном берегу, где не стоит останавливаться с ночевкой», о чем предупреждают многие путеводители бесстрашных туристов и паломников в этот библейский город.

Если согласно современной идиоме «Израиль – это лакмусовая бумажка для всего мира», то современный Хеврон – это лакмусовая бумажка арабо-израильского противостояния. Сегодня город разделен на две части: арабский квартал и квартал, где проживают еврейские поселенцы.

Когда движемся от КПП к знаменитой Пещере Праотцев, нас немного тревожит пристальное внимание за любыми передвижениями (в данном случае, за вашими) израильских патрулей, расположенных почти через каждые 50 метров. Подняв голову, нетрудно заметить снайперов на крышах домов и на наблюдательных вышках. Стоит вам отклониться от маршрута, как, откуда ни возьмись, появляется пуленепробиваемый джип или запыленный военный «Hummer» с торчащими антеннами, из которого вас обязательно попросят предъявить документы. В целом, все призвано намекнуть гостю Хеврона о том, что в целях его же безопасности маршрут паломника или туриста продуман до мелочей, и поэтому не стоит импровизировать.

Примечательно, что между кварталами евреев и арабов нет свободного сообщения, и только иностранец, пользуясь своим нейтральным положением, может посетить обе части Хеврона. Причем, попав в палестинскую часть города, он обращает внимание на то, что здесь Хеврон живет привычной жизнью ближневосточных арабских городов с традиционными автомобильными пробками, шумом клаксонов машин, запевом муэдзинов, зазыванием уличных торговцев и т. д. Куда-то пропали бетонные заграждения, патрули, снайперы и километры колючей проволоки…

Первая недвижимость на Святой Земле

Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела – для погребения своей жены Сарры (Быт.23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.

Текст Священного Писания передает детально процесс приобретения в собственность именно этого участка с гротом в Хевроне. Для патриарха Авраама было принципиально важным приобрести именно эту пещеру для погребения Сарры. Почему?


Кенотаф над гробницей праматери Сарры

Мидраш – Устная Тора, дополняет библейское повествование: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих таинственных гостей – ангелов. Вол привел его прямо к пещере Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Бог уготовал для праведников и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Эдемского сада. Авраам услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Исаак и Иаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад, и именно с тех пор он хотел получить её для захоронения».

Книга «Зоар» подтверждает повествования Мидрашей, сообщая о том, как праотец Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и мир Горний, туннель, по которому поднимаются к Богу наши молитвы, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому завещал Адам похоронить себя только в этой пещере.

Продавая пещеру Махпела, хеттиец Эфрон не догадывался о её святости. Он не видел в этой пещере ничего ценного и первоначально даже хотел отдать её Аврааму даром, без всякой оплаты. Но приобретенная собственность была наделена гарантией того, что в будущем потомки Авраама смогут владеть этим местом и считаться полноправными хозяевами. В присутствии всех хеттийцев Авраам подписал договор с Эфроном, причем было определено точное расположение земельного участка и его границы.

Лишь после того, как сделка была оформлена письменно, и законное право собственности на пещеру было определено на все грядущие времена, Авраам похоронил жену. Причем, Мидраш подробно описывает погребение Сарры, которое сопровождалось чудесными явлениями: «Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь, когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучились больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова».


Интерьер Меарат ха-Махпела

Тайна пещеры Махпела

Древнееврейское название מַּכְפֵּלָה «Махпела» интерпретируется в раввинистической литературе, как указывающее на двойную пещеру или относящееся к парам, похороненным там.

В погребальном гроте Махпела, согласно талмудическим источникам (Вавилонский Талмуд: Бава-Батра, 58а; Берешит-рабба, 58), были погребены праотец Адам и Ева, а также патриархи Авраам, Исаак и Иаков, и их жены–праматери: Сарра, Ревека и Лия. Захоронение в Хевроне четырех пар праотцев выражено ещё в одном древнееврейском названии Хеврона – קִרְיַת־אַרְבַּע «Кирьят-Арба».

А само слово חֶבְרוֹן «Хеврон» восходит к корню, состоящему из букв хет, бет, реш. Из тех же букв образуются слова хавер, хибур и.т.д. Все они близки по смыслу и означают – «объединение». То есть, получается, что Кирьят-Арба – место объединения четырех пар (на иврите אַרְבַּע «арба» – четыре). Таким образом, изначально Хеврон в сознании израильтян утвердился как «город Праотцев».

Когда мы говорим о מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה «Меарат ха–Махпела», или в русской традиции – Пещера Праотцев, как правило, мы имеем в виду грандиозное сооружение над самими пещерами. Спуститься же во внутрь, в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, за всю историю Хеврона довелось всего нескольким людям.

Примечательно, что возведение этого монументального сооружения, находящегося в центральной части современного Хеврона со стенами высотой 12 м, принадлежит царю Иудеи – Ироду Великому. Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м). Каждый последующий блок нависает на предыдущий всего лишь на 1,5 см. Верхняя грань блоков шире нижней. Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме.

Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши. В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь, освященную в честь патриарха Авраама. Это никак не сказалось на возможности евреев посещать эту святыню. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. по Р.Х. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира».

В период арабского завоевания Хеврон переименовывают в «Масджид Ибрагим» (Мечеть Авраама). Пещеру Махпела мусульмане до сегодняшнего дня почитают не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): «Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама».


Кенотаф над могилой патриарха Авраама

В IX в. по Р.Х. здание кенотафа Иосифа (согласно мусульманской традиции в Пещере Праотцев был также захоронен и Иосиф Прекрасный, тело которого было вывезено из Египта во время Исхода) заблокировало центральный вход, а впоследствии он был прорезан с восточной стороны стены. Время существующего строения датируется 1118-1131 гг. по Р.Х. (правление Балдуина II).

До наших дней сохранились некоторые записи паломников, посещавших Хеврон в раннем средневековье. Вот, например, что записал паломник-иудей Биньямин из Туделлы в 1173 г.: «А в долине находится возвышение, называемое Авраам. Иноверцы воздвигли там шесть гробниц, назвав их именами Авраама, Сарры, Исаака, Ревеки, Иакова и Лии, и говорят заблуждающимся, что это и есть гробницы праотцев. Если еврей заплатит сторожу исмаильтянину, тот откроет для него железные ворота в пещеру. Оттуда нужно спускаться со свечой в руке до третьей пещеры, где находятся шесть могил. С одной стороны могилы Авраама, Исаака и Иакова, а напротив могилы Сарры, Ревеки и Леи».

О том, что за «бакшиш» существовала возможность проникнуть в сам погребальный склеп праотцев, свидетельствуют Петахья из Регенсбурга, а также Яаков бен Натаниэль Кохен. Благодаря записям паломников можно заключить, что погребальный склеп праотцев представлял собой двойную пещеру, соединенную проходом, возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера.

Но в 1267 г. мамлюкский султан Бейбарс I запретил христианам и евреям вход в молитвенные залы Меарат ха–Махпела, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени. Это отверстие, проходящее через всю толщу стены в 2,25 м и ведущее внутрь пещер под полом строения, впервые упоминается в 1521 г. и, по всей видимости, было проделано по просьбе евреев Хеврона по уплате ими значительной суммы.

Декрет султана Бейбарса I о запрете на посещение неверными-инославными Меарат ха–Махпела соблюдался до ХХ столетия. Хотя были и исключения, так в 1862 г. благодаря специфическим отношениям Турции и Великобритании османские власти Хеврона разрешили посетить пещеру Махпела принцу Уэльскому Эдуарду, который имел личное разрешение самого султана Абдул-Азиса I. Таким образом, он стал первым христианином, который спустя шесть столетий (с 1267 г.) смог попасть в Меарат ха–Махпела.


Кенотаф над гробницей Ревекки

Только в 1967 году, после Шестидневной войны, доступ инославных (евреев и христиан) был вновь официально открыт после 700-летнего перерыва. Сегодня территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса функционирует как синагога.

Сам погребальный склеп библейских патриархов с архаичных времен был окружен загадками. Рассказы и легенды, которые начали слагаться вокруг пещеры праотцев в Хевроне, пронизаны мистикой и таинственностью.

Так, в одном из рассказов сообщается о том, что после падения Первого Храма в Иерусалиме Господь послал пророка Иеремию в Хеврон на могилу праотцев с вестью о случившемся, и тогда, узнав о падении Храма, праотцы разорвали на себе одежду и горько заплакали.

В 1643 году Махпелу посетил султан Оттоманской империи. При осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были на веревках спущены несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана посоветовал ему потребовать от евреев достать саблю.

Аврам Азулай (автор нескольких книг, включая наиболее известную «Хесед ле-Авраам») взял на себя эту миссию и спустился в пещеру. Там он встретил Адама с Евой, Авраама с Саррой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако для того, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено быть первым в истории человеком, вернувшимся из пещеры праотцев. Сабля была возвращена султану, а спустя сутки Авраам Азулай умер.

Территориально Хеврон входит в так называемый «Иерусалимский спелеорайон». Этот регион впечатляет своим разнообразием спелеоформ. Так, известняки Офры – это огромные каровые поля, прорезанные вертикальными каминами глубиной до 50 метров, известняки Бейт-Шемеша – развитые горизонтальные пещеры, район Вифлеема и Хеврона – целые карстовые системы, часто обводненные подземным коллектором.

С древних времен пещеры в этом районе использовались человеком как склады, помещения для жилья, загоны для скота, мастерские и т. д. Сегодня на углу величественной Меарат ха–Махпела можно увидеть классический карстовый провал диаметром в 6 метров и глубиной в 5 метров. Дно провала зацементировано, а экскурсоводы на вопрос, что это за углубление, уже несколько десятков лет отвечают, что это – «бассейн». На самом деле, по геологической карте это – обнаженный фрагмент разлома, который в 30 км восточнее заканчивается активным ручьем, впадающим в Мертвое море.

После того, как 8 июня 1967 года в ходе Шестидневной войны Хеврон был захвачен Армией Обороны Израиля, и вход в здание над погребальным склепом патриархов был вновь разрешен не мусульманам, многими предполагались попытки проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (в который когда-то упала сабля султана). Диаметр проема не превышал 30 см.

О первом после 700-летнего перерыва посещении погребального склепа повествует Моше Даян (экс-министр обороны Израиля) в своей книге «Жить с Библией»: «Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. …Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и наброски увиденного карандашом. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х в. по Р.Х., ниши, ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан, мало того, на фотоснимках не было видно следов двери».

Сама Михаль позднее описала свою спелеологическую экспедицию:

«В среду, 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела. …

Машина тронулась, и вскоре мы были в Хевроне… Я вылезла из машины, и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку… Я вымерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота – примерно одному метру.

Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься. Михаль».

Кроме этого описания погребального склепа под Меарат ха-Махпела, более подробного просто не существует. Благодаря этому скромному описанию мы, хоть приблизительно, сможем представить внутреннее помещение погребального грота патриархов.

Сегодня проем, по которому спускалась в склеп Михаль, закрыт каменной плитой, больше в подземелье никто не спускался, за этим пристально следят надзиратели мечети и израильская полиция. Единственное отверстие в грот, которое открыто, – это отверстие, находящееся под балдахином на четырех столбах, в которое опускают по мусульманскому обычаю неугасимую лампаду. Мерцание горящей лампады можно увидеть, заглянув внутрь отверстия. Свет лампады призван напоминать всем посетителям Меарат ха-Махпела о том свете райского сада, который, по преданию, именно здесь увидел праотец Адам.


Балдахин над гробницей Адама

Полемика вокруг места захоронения праотца Адама

Первохристианское предание о погребении Адама, как мы указывали выше, связано с возвышением за Иерусалимской крепостной стеной, где был распят Господь Иисус Христос. Это место называлось горой Голгофой. Об этом писал ещё Ориген, говоря, что «на Лобном месте, где иудеи распяли Христа, покоилось тело Адама, и пролитая кровь Спасителя омыла кости Адама, оживотворив в его лице весь человеческий род».

В IV в. по Р.Х. это предание стало почти общепринятым. У Псевдо-Афанасия мы можем прочесть, что Христос пострадал на том месте, «где, как говорят еврейские учителя, была могила Адама». Св. Епифаний в Панарионе указал даже, что на Голгофе действительно был найден череп Адама. Эту же традицию поддерживали св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви.

В Евангелии Господь часто называет Себя Сыном Человеческим, что на древнееврейском звучит как בֵן-אָדָם «Бен Адам» – «Сын Адама». В Церкви развивается учение о Христе как типологическом соответствии первому человеку. Апостол Павел говорит о Христе как о «новом», «втором» Адаме. «Первый Адам был создан душой живою – писал св. Амвросий Медиоланский, –второй же есть Дух животворящий. Сей второй Адам – Христос». Господь Иисус Христос осмысливался в святоотеческом учении как своего рода антитип Адама. Если библейский праотец впал в первородный грех и обрек человечество на смерть, то Христос, второй Адам, очистил людей от греха и избавил от смерти.

Типологическое сближение Христа и праотца Адама повлекло за собой и сближение, а также отождествление святых мест, связанных с ними. Параллельно начали существовать две традиции, каждая из которой утверждала, что библейский праотец Адам погребен по одной версии в Хевроне, а по другой – в Иерусалиме на горе Голгофа. Мало того, блаж. Иероним Стридонский в комментарии на послание к Ефесянам (5:14) высказывал даже сомнение в том, что могила Адама находилась на месте распятия Христа. Столь же критично относились к этой версии и другие церковные писатели. Английский паломник Зевульф, посетивший Иерусалим в эпоху крестоносцев, а также Иоанн Вюрцбургский, описавший святые места Палестины, которые, несомненно, были знакомы с традицией почитания Голгофы как могилы Адама, тем не менее, утверждали, что Адам погребен в Хевроне.

Как примирить эти две имеющие право на существование традиции? Свет проливает апокрифическая рукопись «Пещера сокровищ», датированная VII в. по Р.Х., написанная на сирийском языке. В этом манускрипте рассказывается о том, что патриарх Ной спас от потопа останки Адама и Евы и после завершения потопа они вновь были погребены в Хевроне. Только череп и две кости патриарх Ной завещал Симу – своему сыну, захоронить в Иерусалиме, где по архаичному представлению находился центр земли.

Следует отметить, что талмудические источники отождествляют сына Ноя Сима и Мелхиседека, царя Салимского, утверждая, что это одно и то же лицо (на языке оригинала מלכי-צדק «Малки-Цедек» означает «царь мой праведный» или «царь праведности», что по утверждению некоторых экзегетов не может являться именем собственным). Ну а если сравнить годы жизни Сима и Авраама, то можно увидеть, что Сим действительно мог жить во времена Авраама, что позволяло иметь место их легендарной встрече после победы Авраама над коалицией монархов Междуречья.

А этот факт допускает гипотезу, согласно которой Сим лично подтвердил Аврааму с одной стороны факт возвращения после Потопа останков Адама и Евы в погребальный грот Махпела, а с другой стороны – перенесение, согласно завещанию отца – патриарха Ноя, главы и двух костей в древний Салим (Иерусалим), где он сам поселился после Потопа и был «священником Бога Всевышнего (Быт.14:18)».

Таким образом, объясняется и древнее название горы «Голгофа», которая на иврите звучит как «Гульголет» (גוּלגוֹלֶת), что переводится как «череп». Следовательно, два предания не противоречат одно другому – будучи погребенным в Хевроне, глава праотца Адама была перенесена в Иерусалим и предана земле на том месте, где впоследствии будет распят Господь Иисус Христос, Кровь Которого попав на останки библейского праотца смоет первородный грех.

Фактически этим малоизвестным сирийским апокрифом объясняется, откуда иконописная традиция Православной Церкви восприняла изображение черепа и костей в основании Голгофского Креста.


Придел Адама. Расщелина под Голгофой. Храм Воскресения Христова

Сегодня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в приделе Распятия в скальной породе можно увидеть расщелину (следствие землетрясения, которое сопровождало смерть Спасителя), по которой Кровь Сына Божия, согласно Преданию, попав на череп праотца Адама омыла грех первого человека. Именно здесь, еще во времена крестоносцев, в Храме Воскресения на этом месте была освящена капелла-часовня в честь праотца Адама.