Общая характеристика творчества генделя. Краткая биография генделя

Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

Краткую биографию Георга Фридриха Генделя и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Генделя

Георг Фридрих Гендель родился в Галле, Германия в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: «консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности». После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.


Жизненные принципы глубоко религиозного отца с одной стороны и происхождение матери – с другой, а также невысокое положение их семьи в обществе должны были безапелляционно закрыть для мальчика путь к музыке, однако «совсем случайно» этого не произошло.

В биографии Генделя есть тот факт, что однажды волею судьбы изумительную игру 7-летнего Фридриха услышал герцог Иоганн Адольф I. Вельможа порекомендовал дать мальчику музыкальное образование, и отец, не посмев перечить воле герцога, вынужден был забыть о юридическом образовании сына. Георг Гендель нанял в учителя органиста Галльской приходской церкви Ф.В. Цахова, ставшего первым …и последним, кто занимался с Генделем музыкой.

Принадлежа, как церковный органист, к старой школе, Цахов упивался исполнением фуг, канонов и контрапунктом. Вместе с тем, он был хорошо знаком с европейской музыкой, а также сам сочинял произведения, от которых веяло новым, концертно-драматическим, стилем. Многие из характерных черт «генделевского» стиля будут брать начало именно в музыке Цахова.

Клавесин , скрипка, орган , гобой – игру на этих инструментах Гендель осваивал и совершенствовал под чутким руководством своего наставника. А поскольку перекладывание своих церковных обязанностей на ученика постепенно стало входить у Цахова в привычку, 9-летний Фридрих Гендель в течение нескольких лет успешно сочинял и исполнял органную музыку для Богослужений.

Достоверно не известно, посещал ли Гендель Италию после (или незадолго перед) смерти отца или нет, но сохранились данные, что в 1702 он поступил в Галльский университет и, конечно же, не на юридический факультет. Университетские занятия сделали юношу тем человеком, которого мы знаем.

Еще в начале университетского обучения Гендель, хоть и был лютеранином, получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Это дало ему неплохой заработок и кров над головой. В те годы он познакомился с Г.Ф. Телеманном, одним из ведущих немецких композиторов своего времени.

В обязанности Генделя как органиста Домкирхе, несомненно, входило сочинение Богослужебной музыки, однако ни одно произведение не сохранилось. Зато дошли до наших дней его первые камерные работы, сочиненные в то время: 6 сонат для двух гобоев и баса, а также изданный в 1724 году в Амстердаме первый опус.

Особая приверженность к светской музыке вскоре заставила Генделя в 1703 году переехать в Гамбург – «немецкую Венецию», – где был оперный театр. Здесь он написал свои первые оперы – «Альмира» и «Нерон» (1705), а спустя три года – еще две: «Дафна» и «Флориндо».

Когда в 1706 Фердинандо де Медичи пригласил композитора в Италию, тот не мог не поехать. Известный «Dixit Dominus» на слова 110 псалма, оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo», первая итальянская опера композитора «Родриго», – эти и другие произведения Гендель напишет именно там. Публика, пораженная, словно громом, величием и пышностью его стиля, аплодировала стоя, когда исполнялась ария «Il caro Sassone» из оперы «Агриппина» (1709).


В 1710 как капельмейстер принца Георга, будущего короля Великобритании и Ирландии, Гендель переезжает в Лондон, где впоследствии проведет остаток жизни. Он писал по несколько опер в год для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», но рамки последовательной структуры оперы seria были столь тесны для воображения великого композитора, а разногласия с вельможами столь постоянны, что он сменял одно место работы на другое и постепенно с жанра оперы переключился на оратории.

В апреле 1737 у Генделя случился удар, в результате чего были парализованы 4 пальца правой руки. Летом близкие стали замечать периодические помрачения рассудка Георга Фридриха, что давало повод думать о самом страшном. Однако уже через год он снова был в прежней форме, правда, опер больше не сочинял.

Роковое событие случилось гораздо позже – в 1759 году. Полностью слепой в результате несчастного случая, произошедшего в 1750, он 9 лет прожил во тьме. За неделю до смерти Гендель слушал концерт, где исполняли его ораторию «Мессия», а 14 апреля он скончался. Композитора, снискавшего славу во всей Европе, похоронили в Вестминстерском аббатстве с пышностью, присущей похоронам государственных мужей Англии.



  • В биографии Генделя отмечается, что отец будущего композитора был весьма встревожен наклонностями к музыке, рано проявившимися в сыне, поэтому запретил держать в своем доме музыкальные инструменты, а также строго приказал мальчику не входить ни в один дом, где был хоть какой-то музыкальный инструмент. Результат, как известно, стал прямо противоположен ожиданиям.


  • Опера «Сципион» исполнялась в Королевской музыкальной академии как временная замена репертуара, пока в Лондон не прибыла знаменитая Фаустина Бордони, обладательница обворожительного меццо-сопрано.
  • В 1727 Генделю было доверено сочинить 4 антема для церемонии коронации короля Георга II. Один из них, антем «Священник Садок», исполняли с тех пор во время каждой британской коронации. Фрагмент этого антема использован также в Гимне футбольной Лиги чемпионов УЕФА.
  • Широко известный хор «Аллилуйя» из «Мессии» приказом Георга II стал обязателен для исполнения во всех храмах англиканской церкви и его, как молитву, надлежало слушать стоя.
  • На смертном одре Гендель шептал: «Я знаю, мой спаситель жив» – слова из «Мессии». Именно эти слова и ноты к ним будут написаны на надгробье композитора.

Коллекция картин Георга Фридриха Генделя


Гендель очень любил живопись, и пока зрение не покинуло его, часто любовался картинами, выставленными на продажу. Он собрал огромную коллекцию картин, состоящую из 70 полотен и 10 гравюр, на которых были изображены ландшафты, руины, охота, исторические сцены, морские пейзажи и сцены сражений. Коллекция содержала также пару полотен эротического характера и несколько портретов и сцен на библейскую тематику.

Некоторые полотна Гендель завещал своим близким и друзьям, остальные картины были проданы с аукциона 28 февраля 1760 Абрахамом Ленгфордом.

Музей Генделя в Галле, Германия.

Первый Музей Генделя был открыт в 1948 году в доме, где родился будущий композитор. Особой популярностью среди туристов Дом-музей Генделя стал пользоваться с 2009, когда там открылась постоянная выставка «Гендель – европеец». В каждом из 14 залов экспозиции представлен определенный период жизни композитора.

В мансарде кроме основной экспозиции проводятся временные выставки редких экспонатов, связанных не только с Генделем, но с историей музыки в целом. В фондах музея хранится более 700 музыкальных инструментов различных эпох, с которыми можно ознакомиться в соседнем с Домом Генделя здании.

Каждый год, начиная с 1922 года, в стенах музея проходит традиционный Галльский фестиваль Генделя. В остальное же время во всех залах музея звучат записи шедевров композитора.


Музей Георга Фридриха Генделя в Лондоне, Англия.

В 1723 году Гендель поселился в домике на Брукстрит, 25, обосновавшись здесь на всю жизнь. Дом, где он проводил репетиции, где Муза вдохновила его к созданию своих величайших произведений – «Мессии», сюиты «Музыка для королевского фейерверка», гимна «Священник Садок», – где композитор продавал билеты на свои концерты в Королевской музыкальной академии, – этот дом стал Домом-музеем Георга Генделя.

Музей был открыт в 2001 по инициативе музыковеда Стэнли Сэйди. Он состоит из бережно сохраненных комнат на втором и третьем этажах дома № 25 и здания соседнего дома № 23, где расположены выставки. В начале 1990-х Сэйди и его жена Джулия Анна основали Траст дома Генделя – благотворительную организацию, нацеленную на создание музея в доме композитора.

Дом отреставрировали, полностью воспроизведя лаконичный интерьер времен короля Георга, когда там жил знаменитый композитор. Это типичный Лондонский дом с террасой начала 18 века, где есть цоколь, три этажа и мансарда. Позже мансарду переделали в полноценный четвертый этаж. На первом этаже расположен магазин, никак не связанный с музеем, а четвертый этаж сдан в аренду Трасту дома Генделя и открыт для посетителей с конца 2001 года.

Для отделки комнат были использованы аутентичные материалы 18 века, собранные со всего мира, что ж касается оригинальной отделки дома Генделя, то сохранилось лишь несколько фрагментов. Трастом была собрана коллекция памятных вещей композитора, включая Бэрнскую коллекцию, насчитывающую несколько сотен предметов, связанных с жизнью Генделя: письма, рукописи, ранние издания его музыкальных сочинений и пр.

Композитор Г. Гендель - один из выдающихся людей эпохи Просвещения. Именно благодаря ему в музыке появились такие жанры, как опера и оратория. Можно сказать, что этот человек был музыкальным провидцем, потому что предвосхитил появление оперного драматизма и гражданского пафоса, идей, присущих Глюку и Бетховену. Композитор Гендель был чрезвычайно интересным и упрямым человеком.

Национальность

Так получилось, что на звание родины Генделя могут претендовать сразу две страны. По факту рождения и кровной принадлежности он немец. Родился и вырос в Германии, там же начал свой творческий путь. Но Англия появилась в его жизни внезапно и осталась там навсегда. Именно там формировался его взгляд на музыку, появлялись новые жанры и направления. Англия стала местом, где состоялся композитор Гендель, где он стал известным и популярным.

Детство и юность

Родился будущий композитор в Галле в семье врача. У мальчика рано начали проявляться и отец отдал его учиться к лучшему музыканту города. Наставник смог привить Генделю хороший музыкальный вкус, добиться чистой техники исполнения и познакомил со всеми музыкальными стилями и жанрами того времени. Композитор Гендель, биография которого чем-то схожа с историей жизни Моцарта, уже к 11 годам был прекрасным сочинителем и исполнителем, известным по всей Германии.

Исполняя последнюю волю своего отца, Гендель выучился на юриста в университете, но не бросил занятий музыкой. Постоянно оттачивая мастерство игры, он в поисках вдохновения уезжает в Гамбург. Оперный театр (один из первых в стране) привлекает музыканта. Гендель, композитор опер, работал там в качестве скрипача и клавесиниста. Но даже такое занятие не помешало ему взять самое лучшее от времени, проведенного в стенах театра. К сожалению, банкротство руководителя оперы ведет к ее закрытию.

Время путешествий

Оставив Германию, композитор Гендель переезжает в Италию, в его планы входит посетить Рим, Флоренцию, Венецию, Неаполь. Там он вновь приобретает знания, впитывает, как губка, опыт мастеров старой школы. Это удается ему с таким блеском, что через несколько месяцев выходит в свет его первая итальянская опера, которая получает заслуженное признание публики. Вскоре после этого к композитору начинают поступать частные заказы от богатых и именитых итальянцев.

Англия

Впервые появившись на Туманном острове в 1710 году по приглашению друзей, композитор Гендель, творчество которого будет неразрывно связано в этой страной, окончательно перебирается через Ла-Манш только к 1716 году. Еще через десять лет он принял английское подданство. Здесь он смог быстро покорить слушателей одной только манерой своей игры, а оперы имели ошеломляющий успех. Новая, свежая волна, которую принес Гендель, композитор с континента, совершенно чуждый британцам по духу, всколыхнула заскучавших было слушателей, и вернула им интерес к музыке.

Особенности британского стиля

Сочиняя музыку в Англии, Гендель выходит далеко за рамки традиционной итальянской оперы. Его произведения поражают драматичностью, глубиной, яркостью персонажей. Это помогло поднять музыкальное творчество на новый уровень, осуществить такие необходимые реформы в подходе к написанию произведений. Композитор Гендель даже на некоторое время впадает в немилость публики из-за своих чересчур выдающихся способностей. В Англии грядут реформы во всех сферах, самосознание народа растет, отсюда и негативное отношение ко всему иностранному.

Даже после тревожных событий и опалы авторитет Генделя в богемной среде не уменьшился. Еще больше его укрепить помог заказ короля Георга II. Не прекращая попытки возродить оперу, композитор едет в Италию за новыми артистами. Но длительная, изнурительная и отчасти политическая борьба за новый жанр заканчивается поражением. Это подрывает здоровье Генделя, и он почти 8 месяцев проводит в постели. Написав еще две оперы, он заканчивает работу над этим жанром вообще.

Духовная музыка

В 1738 году высшему свету были представлены две оратории, признанные позднее гениальными. Но композитор не останавливается на достигнутом, а продолжает писать церковную музыку. За короткий промежуток времени на пике вдохновения и славы Гендель пишет одну за другой еще четыре потрясающие оратории. Однако аристократия пытается «сбросить» его с творческого пьедестала. И на какое-то время им и удается. Сочинителя охватывает тяжелая депрессия. Но надвигающаяся война с Шотландией меняет настроение в стране, и англичане снова возвышают Генделя среди других композиторов. Его произведения, написанные в честь победы Англии, стали гимнами новой эпохи и заключительным этапом большого творческого пути.

Конец жизни

В 1751 году слепота укладывает Генделя обратно на больничную койку. Она уже, к сожалению, необратима, и это заставляет композитора впасть в отчаянье. Еще несколько лет назад всеми любим и почитаем, теперь он остался за границей этих торжеств один на один с трудностями. Но, несмотря на это, он продолжает упорно играть свои произведения на публике. Согласно пожеланию композитора, после смерти он был похоронен в Вестминстере.

Особое благоговение перед творческим гением Генделя испытывали все композиторы восемнадцатого и девятнадцатого веков, особенно Бетховен. Даже три столетия спустя, в наш современный век, сильная и глубокая музыка Генделя находит отклик у слушателей. Она заставляет по-новому взглянуть на старые сюжеты, приобретает иной смысл, более близкий современникам. Каждый год в Германии и Англии проходят праздники и фестивали, посвященные этому Они привлекают огромное количество как профессиональных музыкантов, так и просто туристов из разных уголков планеты. А это означает, что творчество его не забыто, оно будет славить память о своем создателе еще долгие годы, возможно, даже века. И дух Генделя незримо и бестелесно будет поддерживать создателей опер и ораторий, как ангел-хранитель.

Гендель (Handel) Георг Фридрих (1685-1759) - немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 г. - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений, в том числе опера «Альмира, королева Кастильская» (1705). В 1706-1710 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д.Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). В 1710-1716 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа в «Королевской академии музыки» в Лондоне. Гендель создавал по нескольку опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определенными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа, в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала поставленная в 1728 сатирическая «Опера нищего» Дж. Гея и И.К.Пепуша). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в музыкальном театре - усиливает роль хора и балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе-1735). В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творчеству и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия» (1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в том числе «Иуды Маккавея» (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений, которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистичность, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким музыкантом. Формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился к созданию музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия»- один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания в области музыкальной драмы, в сюжетном и композиционных планах, ориентируясь на классическую французскую драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального и концертного стиля. На протяжении всего творческого пути Гендель работал и в инструментальных жанрах; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной и ритмической энергией, чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка. В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.

Гео рг Фри дрих Ге ндель [дэ] (George Frideric Händel, 1685–1759) - немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т. ч. дар импровизатора. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 Гендель - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений, в т. ч. опера «Альмира, королева Кастильская» (1705). В 1706–10 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д. Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). В 1710–16 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа в «Королевской академии музыки» в Лондоне. Гендель создавал по несколько опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определёнными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа, в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала постановка в 1728 сатирической «Оперы нищего» Дж. Гея и И. К. Пепуша, направленной против антинациональной придворной оперы). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в музыкальном театре - усиливает роль хора и балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе - 1735). В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творческой и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия» (1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в т. ч. «Иуды Маккавея» (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати. На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений, которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистическое, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким музыкантом, формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился к созданию музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия» - один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания в области музыкальной драмы, в сюжетном и композиционном планах, ориентируясь на классическую французскую драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального концертного стиля. На протяжении всего творческого пути Гендель работал и в инструментальных жанрах; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях, гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной и ритмической энергией, чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на Й. Гайдна , В. А. Моцарта , Л. Бетховена , М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка . В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.

Сочинения: Оперы (свыше 40), в т. ч. Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (1705, Гамбург), Агриппина (1709, Венеция), Ринальдо (1711), Амадис (1715), Радамист (1720), Юлий Цезарь, Тамерлан (обе - 1724), Роделинда (1725), Адмет (1727), Партенопа (1730), Пор (1731), Аэций (1732), Роланд (1733), Арнодант, Альчина (обе - 1735), Ксеркс (1738), Дейдамия (1741, все - Лондон); оратории , в т. ч. Триумф Времени и Правды (1707; 3-я редакция 1757), Ацис и Галатея (3-я редакция 1732), Эсфирь (первоначальное название Аман и Мордехай, 1720; 2-я редакция 1732), Гофолия (Аталия, 1733), Саул, Израиль в Египте (обе - 1739), L’Allegro, il Penseroso ed il moderato (1740), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей (1747), Теодора (1750), Иевфай (1752); около 100 итальянских кантат (1707-09, 1740-59); церковная музыка , в т. ч. Утрехтский Te Deum (1713), Деттингенский Te Deum (1743), антемы, псалмы; для оркестра - Concerti grossi (издано 6 концертов в 1734, 12 в 1740); сюиты - Музыка на воде (1717), Музыка фейерверка (1749); органные концерты (издано по 6 в 1738, в 1740, в 1761); трио-сонаты; клавирные сюиты; вокальные дуэты и терцеты; английские и итальянские песни; немецкие арии; музыка к спектаклям драматического театра и др.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) - величайший немецкий композитор эпохи Просвещения, он появился на свет 23 февраля 1685 в Галле, неподалеку от Лейпцига. Вторую половину жизни музыкант провел в Лондоне, его похоронили в Вестминстерском аббатстве. Из-за этого его часто называют национальным английским композитором.

Гендель написал несколько десятков опер и ораторий. В его произведениях чувствовался определенный драматизм и психологический романтизм. Казалось, что музыкант никогда не отдыхал, он все свободное время посвящал искусству. Его часто сравнивают с Бахом, но их произведения в корне отличаются своим настроем. Гендель видел в людях силу, считал, что они способны изменить любые обстоятельства. Иоганн же часто поддавался влиянию христианских догм, он изображал пассивных и подчиняющихся личностей.

Музыкальный дар

Отец будущего композитора был врачом и цирюльником. Он работал при королевском дворе, умер, когда сыну исполнилось 18 лет. Именно отец отправил сына на обучение к талантливому органисту Фридриху Захову. О матери музыканта ничего не известно.

Еще в детстве Георг проявил незаурядные способности к исполнению музыкальных произведений. В семилетнем возрасте он уже блестяще играл на органе. Мальчик покорил своим талантом герцога Саксонского, мечтал и дальше заниматься музыкой, но отец настоял на получении юридического образования. В итоге после школы Гендель стал студентом юридического факультета, но параллельно с этим он подрабатывал в церкви, играя на органе. Он дал несколько концертов на клавесине в разных залах Берлина.

В 1702 музыкант получил должность в Галле. Его постоянно приглашали выступить, также юноша давал уроки игры на фортепиано и пения. Постепенно на изучение права попросту не осталось времени. Георг бросил университет и отправился в Гамбург, местную столицу оперы. Там он стал вторым скрипачом оркестра.

Первые произведения

Сочинять музыку Георг начал еще в десять лет. Тогда он писал небольшие пьесы для органа и церковные кантаты. Его композиции были осмысленными и сложными, в них трудно было узнать мальчика школьного возраста. После переезда в Гамбург он продолжил учиться, играл на скрипке и дирижировал. В то время он написал четыре оперы, из которых сохранилась только «Альмира». Благодаря ей юноша получил приглашение из Италии. К тому моменту театр Кайзера разорился, а композитор потерял работу.

Незадолго до переезда Гендель представил публике свои сочинения «Нерон» и «Страсти по святому Иоанну». Они не пользовались успехом, а из-за последней музыкант чуть не лишился жизни. Он вызвал на дуэль музыкального критика Матесона, который в пух и прах разгромил «Страсти…». Тот согласился и даже нанес музыканту удар шпагой. От гибели его спасла пуговица пальто.

За несколько лет Георг успел посетить Рим, Флоренцию, Венецию и Неаполь. Он написал около 40 опер, в совершенстве овладел итальянской стилистикой. В 1707 г. во Флоренции состоялось первое представление оперы «Родриго», а в 1709 г. Гендель покорил Венецию со своей «Агриппиной». Благодаря своим произведениям он стал почетным членом Аркадской академии, начал получать заказы от богатых итальянцев.

«Агриппину» называли самой мелодичной и красивой оперой, о музыке композитора говорили в разных странах. Его даже пригласили стать придворным капельмейстером в Ганновере, но и там музыкант не задержался надолго. Он продолжал писать оперы, светские кантаты и церковные произведения. Также немец стал известным исполнителем на органе и клавире.

Жизнь в Лондоне

В 1710 г. Гендель решил изменить свою жизнь. Он отправился в английскую столицу, где занялся изучением хорового искусства. На тот момент в Лондоне было очень мало композиторов, музыка претерпевала кризис. Всего за 14 дней Георг смог сочинить оперу «Ринальдо» по заказу местного театра. Самой известной ее частью стала ария «Оставь меня плакать». Также немец создал 12 псалмов на библейские тексты, написал три оркестровые сюиты под названием «Музыка на воде». Их исполняли во время королевского парада на Темзе.

Благодаря своим способностям музыкант получил место официального композитора при королевском дворе. Тогда же он написал несколько камерных дуэтов и сочинений для гобоя. Его материальное положение постепенно улучшалось, композитор даже смог купить собственный дом. Королева была благосклонна к немцу, она пожаловала ему пожизненную пенсию после услышанной Оды на день рождения. С 1716 г. Георг обосновался в Лондоне окончательно.

В следующем году Гендель недолго работал у герцога Чандоса. Он продолжал сочинять, уделяя много внимания формированию авторского стиля. Композитор намеревался привить англичанам понимание итальянских оперных традиций, но эта затея не всем пришлась по душе. Против музыканта плелись интриги, его критиковали и завидовали.

Именно в этот период борьбы Георг смог сочинить свои лучшие произведения - оперы «Юлий Цезарь», «Оттон», «Тамерлан» и «Радамист». Слушатели оценили их по достоинству, но в стране появлялись все новые талантливые музыканты. Англичане отрицательно относились к иностранцам, поэтому королевская семья все реже поддерживала Генделя.

Еще в 1720 году композитор стал руководителем оперного театра «Королевская академия музыки». В 1729 заведение обанкротилось, его пришлось закрыть. Немец пытался восстановить академию, набрав новую труппу в Италии. Тогда появились произведения «Альчина», «Роланд» и «Ариодант». В них музыкант вложил всю душу, добавил балет и расширил хор. Но в 1737 театр окончательно перестал существовать. Гендель тяжело переносил потерю, у него даже случился инсульт.

Восстановление после болезни

После нервных потрясений в Лондоне музыкант был парализован в течение нескольких месяцев. Он восстанавливался после инсульта, боролся с тяжелой депрессией. Вернуться к творчеству ему удалось только после лечения на курорте в Аахене. С 1740 Гендель снова начал писать, но на этот раз он обратил свое внимание на жанр оратории. Самыми известными сочинениями того периода стали «Именео», «Саул» и «Израиль в Египте».

После возвращения Георг получил приглашение от ирландского лорда. Он отправился в Дублин, где написал ораторию «Мессия». Позднее на суд публики были представлены сочинения «Иуда Маккавей» и «Оратория на случай». Благодаря этим патриотическим ораториям немец смог вернуться в Англию, где получил звание национального композитора. Королевская семья снова приняла его, Гендель даже написал музыку для грандиозного фейерверка.

В последние годы жизни немец часто сотрудничал с другими музыкантами, к примеру, с Эрбой и Страделли. Он помогал развить и обогатить их произведения, обрабатывал их. Из-за проблем со здоровьем и постепенно ухудшающегося зрения композитор все реже писал новые произведения. В 1750 он начал создавать ораторию «Иевфай». К моменту завершения работы он уже был полностью слепым.

Гендель умер 14 апреля 1759 года. Он никогда не был женат, не имел детей. Но после себя композитор оставил потрясающие произведения. Его помнят и чествуют в разных странах, произведения музыканта подарили ему бессмертие и вечную славу.