О смене духовных ориентиров. Исторические повести и сказания
Вчера коллективу Государственного комитета по делам национальностей и религий был представлен новый руководитель Александр Саган. По мнению сторонников назначения, с его приходом станет возможным урегулирование конфликтов между православными церквями. Оппоненты же считают, что господин Саган будет оказывать поддержку развитию деструктивных культов.
Вице-премьер по гуманитарным вопросам Иван Васюнык представил вчера коллективу Государственного комитета по делам национальностей и религий нового председателя Александра Сагана, до 2008 года работавшего советником президента Украины по религиозным вопросам.
Александр Саган родился в 1966 году в селе Плоске Тернопольской области, окончил исторический факультет Киевского педагогического университета. Является ведущим научным сотрудником отделения религиоведения Института философии НАН Украины, доктором философских наук и автором около 100 научных публикаций, в том числе двух монографий: «Вселенское православие: суть, история, современное состояние» и «Национальные проявления православия: украинский аспект».
Эксперты в области религиоведения относятся к назначению господина Сагана положительно. «Я рада, что приходят молодые, энергичные и неангажированные люди»,- заявила Ъ доктор философских наук, профессор Людмила Филипович. Она добавила, что, по ее мнению, первоочередная задача комитета во главе с господином Саганом - это способствование решению вопроса объединения православия и налаживание «партнерских отношений» между церковью и государством.
Между тем наряду с положительными отзывами о новом председателе комитета уже есть и резко отрицательные. Так, руководитель Днепропетровского городского центра помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» Ян Щекатуров считает, что в условиях беспрепятственного распространения неокультов в Украине данное назначение вызывает глубокую тревогу. «Господин Саган известен как активный лоббист деструктивной организации - церкви сайентологии,- заявил господин Щекуратов.- Он является соавтором экспертного заключения, согласно которому эта церковь признается религиозной организацией, чьи формы и действия соответствуют законодательству Украины».
Сайентология - религиозное движение, основной постулат которого заключается в том, что человек является духовной сущностью - «тэтаном», последовательно занимающим материальные человеческие тела.
Представляя вчера Александра Сагана сотрудникам, господин Васюнык рекомендовал нового председателя Госкомнацрелигий как «самого известного специалиста в области научного и практического религиоведения». Сам господин Саган заявил вчера, что с пониманием относится к затянувшемуся «молчанию» комитета. Новый начальник поблагодарил сотрудников ведомства за то, что они выполняли работу, «даже несмотря на прошлогоднее недофинансирование», и пообещал, что кадровых перестановок не будет: «Нам еще нужно заполнить вакансии!» Приоритетным Александр Саган вчера назвал направление работы комитета, связанное с законотворчеством. Для этого, по его словам, будет создано специальное юридическое управление, которое займется доработкой двух концепций: государственно-церковных отношений и государственно-этно-национальной политики.
После представления новый глава Госкомнацрелигий отправился на совещание с Иваном Васюныком, курирующим работу ведомства. Предшественник Александра Сагана на посту председателя Госкомнацрелигий Георгий Попов на представлении не присутствовал.
Тема: Художественная культура XVII века: смена духовных ориентиров. (МХК, 10 класс)
Цель: Расширение знаний учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Изучение новой темы.
Не токмо за изменение святых книг,
Но и за мирскую правду…
Подобает душа своя положить. Протопоп Аввакум
"Бунташный век"
XVII век- самый противоречивый период истории
. Он отмечен многочисленными бунтами, дворцовыми переворотами, годами Смуты и сменой царской династии. России приходилось бороться с внешними врагами (Польша, Швеция), с церковным расколом в самой Руси.
XVII век - начало нового периода в истории русской культуры.Борьба старого и нового.
Для него характерно начало осознания всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбах страны. Как и во многом другом, большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войны и продвижение в бескрайние просторы Сибири. Эти эпохальные события, исключительно важные для судеб государства и народа, втянули в свой водоворот огромные массы людей и показали их мощь, вдохнули в них новые представления о “силе земли”, “земского начала”.
В искусстве XVII в. переплелись самые разные тенденции
«Старина и новизна перемешалися»: средневековый художественный канон был ещё устойчив, но новое светское начало уже вторглось в творчество иконописцев, писателей, зодчих. В это время началось сближение русской и европейской культур.
Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве. Новизна- светское восприятие мира, европейское мышление и образ жизни.
Святейший патриарх Никон (Минов Никита)
Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, смышленый мальчик выучился грамоте, приобщился к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. За это время отрок хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни.
Раскол церкви
: Когда Никон был возведён на патриарший престол, он не пытался оградить Русь от чужестранных влияний, грозящих чистоте православной веры. Никон выступил ярым врагом своих обычаев и вызвал церковную реформу, чтобы устранить различия между русскими и греческими церковными обрядами. Многие из духовенства, купечества, стрельцов, крестьянства не приняли новую реформ. Дворяне поддержали Никона.
- Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» , «Боярыня Морозова»
Культура России в ХVII веке
1.Подъём русской науки
Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреплялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии.
2. Рост городов
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными
- «У Мясницких ворот Белого города в 17 веке» А. Васнецов.
Панорама Кирилло-Белозерского монастыря по описи 1601 года.
3.Обучение грамоте. Круг чтения.
Во времена Ивана Грозного, его отца и сына грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, крепостных и холопов имелись грамотеи - старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, основная масса крестьян - люди неграмотные.
В первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе - центру уездного управления. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было еще немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров”из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей Учили прежде всего элементарной азбуке по печатным и рукописным азбуковникам.
За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов.
Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.
Первые учебники
В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева,
и с тех пор, в течение всего столетия, его несколько раз переиздавали.
Тогда же опубликовали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета - таблицу умножения.
Учебник Смотрицкого
4. Школы и академия
Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти складывавшегося абсолютизма, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей. Во второй половине ХVIIв. было создано несколько государственных школ.
В 1685 г. существовала “школа для учения детям”в городе Боровске
, около торговой площади. В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре.
Открыли в 1687 г. первое высшее учебное заведение. Давало программу образования не только церковного, но и общего. Здесь постигали “семена мудрости”из наук гражданских и церковных - весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием.
Научные знания
Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о “пищалях винтовальных” - нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой.
Книги давали начатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам. В травниках описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необходимо для хозяйственной деятельности, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В России имели хождение рукописи астрономического характера, прежде всего переводы иностранных трудов.
Хорошо в России отливали колокола, славился по всей стране их “малиновый звон”. Успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных.
5.Литература XVII века
Народный дух, нередко критический, здравый, реалистический подход к объяснению действительности прорываются все явственней в литературу.
Происходит ломка древнерусских жанров. Даже в церковные произведения (житие святых) проникают элементы жизненности, биографичности. За перо берутся не только монахи, но и бояре, дворяне, посадские люди.
- Хожение Даниила,17 век.
В литературе XVII в. появляются новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям.
Рождаются новые жанры - светская повесть, драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все эти черты означают лишь первые шаги нового. В основном литература продолжает старые традиции; она по-прежнему в основном анонимна.
Фольклор
Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописные сборники исторического, церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков”(крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки - волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и Стеньке Разине. Особенно хороши песни о Разине
- народном заступнике:
Ты взойди, взойди, красно солнышко,
Обогрей ты нас, людей бедныих,
Добрых молодцев, людей беглыих:
Мы не воры, не разбойнички,
Стеньки Разина мы работнички.
Сборники пословиц и поговорок этого времени убеждают, что многие из них дожили до нашего времени:
- “Баснями соловья не кормят”,
- “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”
- . “Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест” (об ордынской неволе),
- “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”(об отмене Юрьева дня).
Жития святых
По-прежнему русские люди любили читать жития святых. Жития распространялись в тысячах списков. Составляются жития и в XVII в., появляются новые святые подвижники и их жития с описанием подвигов и чудес, с ними связанных. Создаются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц.
- Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
- Н. Рерих Святой Сергий
- «Житие Аввакума», «Житие А.Невского»
Современная старообрядческая икона изображает протопопа Аввакума (Аввакума Петровича Кондратьева), (1620(?)-1682), прославляемого в лике священномученика и исповедника.
Один из наиболее выдающихся русских писателей, противник реформ патриарха Никона XVII века, протопоп города Юрьевца-Поволожского. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума святым мучеником, написаны многие его иконы.
- икона. Ирина Никольская
Икона Протопоп Аввакум
В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира.
Литература вместе с другими явлениями общественной, духовной жизни ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил. События начала века подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников.
- Псалтырь, 17 век.
Историческая литература
В это время ещё большее распространение получили исторические сочинения - летописные своды, повести, сказания и другие памятники предшествующих столетий. В XVII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.
Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода монографическому или обобщающему.
К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева “Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве”. Это - единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г.
Летопись «Новый летописец»
А. Лызлов «Скифская история»
- Иннокентий Гизель «Синопсис».
В нём дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения.
Исторические повести и сказания
Авраамий Палицын в “Сказании” подробно повествует о “разбойничестве”первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Другие авторы: дьяк И. Тимофеев во “Временнике”, И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений - взволнованно говорят о Смуте. В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом, указывают на замыслы и поступки людей, порицают их: одних - за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происками Годунова), других-за “безумное молчание”в связи с этим, третьих (“рабов” господских) - за непослушание и мятеж.
Участники похода Ермака составили “Казачье написание”. Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40-е гг. “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. С её страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова.
Бытовая реалистическая повесть
Это новый литературный жанр XVII века. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов. Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства.
Наиболее значительными произведениями являются:
- "Повесть о Фроле Скобееве",
- "Повесть о Савве Грудцыне",
- "Повесть о Горе-Злочастии",
- "Повесть об Улиании Осорьиной".
"Повесть о Савве Грудцыне"
Это сочинение начинается с рассказа об осаде русскими войсками г. Смоленска в 1632 г. Но неизвестный автор пишет не только военную повесть, но и повесть о частной жизни купеческого сына Саввы Грудцына. Он продал душу дьяволу из-за несчастной любви. Замужняя дама присушила его приворотным зельем, а потом отвергла. Вот и гуляет теперь Савва вместе с бесом по Руси, показывая чудеса храбрости в борьбе с поляками под Смоленском. Однако пришло время расплаты за грехи молодости, и вот теперь Савва, смертельно больной, измученный человек, кается и вымаливает у Богородицы прощение.
«Когда началась Божественная Литургия, Савву положили на ковре вне церкви. А когда запели "Херувимскую", раздался голос, подобный грому: - Савва! Встань, что ты медлишь?! Иди в церковь и будешь здоров. И больше не греши! Царь подивился милосердию Божию и свершившемуся чуду… . Потом Савва раздал бедным свое имущество все, сколько у него было, а сам ушел в Чудов монастырь. Там он принял монашество и стал жить в посте и молитвах, беспрестанно молясь Господу о своем согрешении. В монастыре он прожил немало лет и отошел ко Господу во святые обители».
Сатирические повести
Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями.
Из произведений этого жанра выделяются:
- «Повесть о бражнике како вниде в рай»
- "Повесть о Ерше Ершовиче".
- "Повесть о Шемякином суде"
Герой совершил три преступления: оторвал хвост у чужой кобылы, пришиб поповского сына, убил соседского отца, правда, произошло это по чистой случайности. И попал герой на суд неправедного Шемяки – известного взяточника.
Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул - мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “Яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
Авторы сатирических повестей вышли из низших слоев приказной и духовной среды. Отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы “Азбука о голом и небогатом человеке”, “Служба кабаку”, “Сказание о none Саве и великой его славе”. Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.
Мздоимство (устар.) – взяточничество
Рождение поэзии XVII в.
Приметой новизны культуры «бунташного века» становится рождение поэзии. Стихами литература пыталась говорить и раньше, но это был сказовый стих, не имеющий рифмы. К поэзии было близко храмовое песнопение. С XVI в. стихами стали называть внебогослужебную духовную лирику. В ней звучат мотивы покаяния человека, мольба о прощении грешников. В XVII в. развиваются светские послания, акростихи, -эпистолии.
С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого , приглашенного в 1661 году в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического стихосложения. С. Полоцкий был милостиво принят и обласкан при дворе царя Алексея Михайловича, стал придворным поэтом.
В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко». Стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
Панегирик
- литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти, затем речи приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым.
С. Полоцкий свой интеллект вложил в стихотворный перевод Псалтири. Он сделал библейские строки более удобными для пения.
Полоцкому удалось основать первую на Руси типографию. Здесь была издана «Псалтирь рифмотворная» «Повесть о Варлааме и Иосафе» - популярный памятник литературы XVIIв. Благо есть книги святые читати, И полезная оних собирати, Та бо Богови наставляют, Добродетелем удобь научают. (Из наставлений читателю «Повести о Варлааме…»)
Печатание книг
За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Однако многие продолжали учиться по рукописным азбукам, прописям и арифметикам. Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.
- Карион Истомин. Букварь. Москва. 1694 г.
Театр в XVII веке
Большой популярностью в народе, как и прежде, пользовались представления скоморохов - бродячих артистов. Скоромошьи "игрища" продолжали во многом еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение.
Против них власти боролись. В 1648 г. царская грамота запретила эти "позорища" (зрелища), "хари" (маски) и "бесовские гудебные сосуды" предписывалось ломать и жечь. За ослушание ведено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые "приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать".
- Медведь с козой забавляются. Медвежья потеха. Лубочная картина.
А. Васнецов «Медведчики.Театр Петрушки, 17 век»
Придворный театр в XVII веке
В XVII в. на Руси новый, профессиональный театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки. Вместо народных сцен показывали пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного,- напыщенный, тяжеловесный язык.
Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матвеева поручил в 1672 г. организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы..
Профессиональный театр в XVII веке
Первоначально труппа театра набиралась из жителей Немецкой слободы, в последующее время появляются русские актеры - из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Разыгрывались в основном пьесы на легендарно-исторические ("Артаксерксово действо") и библейские ("Юдифь") сюжеты. Появляются и светские "комедии": "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". Ставились также балетные спектакли. Зрителями были только царь, вельможи и приближённые. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование. Алексей Михайлович становится весьма частым, по тому времени посетителем театральных представлений.
- И. Грегори
Барокко в зодчестве
Баро́кко - итал. barocco - «странный», «причудливый»
Храм Казанской иконы Божией Матери, XVII век.
Новоиерусалимский монастырь, Моск. обл. XVII век
Церковь Рождества Богородицы в Путинках конец XVI в.
Церковь Покрова Богородицы в Филях, Москва 1690-1693
Гр Никитников церковь Живитель Троицы в Никитниках, Москва XVII век
Старое и новое, духовное и светское тесно сплелось в художественной культуре «бунташного века». В ХVII в. русская культура сделала большой шаг вперёд. В ней отчётливо проявились новые веяния. Они создали предпосылки того перелома в русской культуре, который совершился в начале ХVIII в. в результате преобразовательной деятельности Петра.
- А.М. Васнецов «Расцвет Кремля в конце 17 века»
А. Васнецов «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.»
3. Рефлексия
4.Подведение итогов. 5.Домашнее задание
Художественная культураРоссии XVII в.:
смена духовных ориентиров
.Корина Илона Викторовна
XVII век
Европа, пережившая Реформацию, переходит кновому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь
Главные ценности – «древнее благочестие»,
устои, традиции
Но растет интерес к наукам, к другим странам
Растет взаимодействие с другими славянскими
народами (белорусами, украинцами, поляками),
испытывающими влияние западноевропейской
культуры
.Корина Илона ВикторовнаXVII век - переходный период русской
истории от эпохи Средневековья к Новому
времени, когда, по словам современника
«старина и новизна перемешались».
Характерные черты культуры:
обмирщение культуры, т.е.усиление её
светского характера
усиление влияния европейской культуры
.Корина Илона Викторовна
«Обмирщение» русской культуры
В науке – рост интереса к изучению иобобщению опыта с целью применения его в
жизни
В литературе – появление светских жанров
В архитектуре – сближение облика культовых и
светских построек
В живописи – постепенное разрушение
иконографических канонов и формирование
реалистических тенденций
.Корина Илона ВикторовнаОБРАЗОВАНИЕ
Расширялась система начального
образования: открывали школы
(училища) при монастырях, частные
учебные заведения.
создано несколько государственных
школ.
распространение среди знати
получило домашнее образование.
Специальные школы готовили
служащих для центральных учреждений
(Печатного двора, Аптекарского приказа
и т. д.).
В 1687 г. Москве основана первая
высшая школа - Славяно-греко-
латинская академия.
.Корина Илона ВикторовнаОБРАЗОВАНИЕ
Образование по-прежнему носило религиозный характер.
Обязательным было заучивание наизусть церковных книг
(часослов и псалтыри).
Среди учебных курсов преобладали богословские
дисциплины
со второй половины века образование постепенно
приближалось к практическим нуждам практическим
нуждам, более широкое распространение получили
светские дисциплины
.Корина Илона ВикторовнаПРОСВЕЩЕНИЕ
В 1620 вышла первая
рукописная газета
"Куранты".
Название появилось при
Алексее Михайловиче
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
Автобиографическое
произведение
«Житие протопопа
Аввакума, им самим
написанное».
.Корина Илона ВикторовнаСимео́н
По́лоцкий
(1629-1680)
(в миру - Самуил
Гаврилович ПетровскийСитнянович) - монах,
писатель, богослов, поэт,
драматург, переводчик.
Был наставником детей
русского Алексея
Михайловича от первого
брака: Софьи и Федора
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
публицистика Симеон Полоцкий
стихи
Вирши Симеона Полоцкого
«учительные вирши» Кариона
Истомина (1680-е, 1690-е гг.).
драма
Симеон Полоцкий
«О Новуходоносоре царе»
«Притча о блудном сыне»
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
историческая «Сказание» келаря Троицеповесть
Сергиева монастыря Авраамия
Палицына.
Посвящено Смуте
«Повесть об Азовском сидении
казаков»
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
Сатирическая «Сказание о куре и лисице»
повесть
«Сказание о попе Савве и великой его
славе»
«Повесть о Шемякине суде»
«Калязинская челобитная»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Служба кабаку»
.Корина Илона ВикторовнаЛИТЕРАТУРА
Бытовая
повесть
Актуальной стала тема взаимоотношений старого
и молодого поколений:
«Повесть о Горе-Злочастии»,
«Повесть о Савве Грудницыне».
.Корина Илона ВикторовнаАРХИТЕКТУРА
отказ от аскетической строгости и
простоты
стремление к внешней
нарядности, живописности,
декоративности
.Корина Илона Викторовна
Архитектура
«Русское узорочье»Богатый декор
Красочность
Разнообразие и
затейливость форм
«Нарышкинское»
(московское) барокко
Ярусность
Центричность
«Восьмерики» на
«четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали на
красном фоне
.Корина Илона ВикторовнаХрамовая
АРХИТЕКТУРА
.Корина Илона Викторовна
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России.
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) -архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в
России.
Характерные черты:
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
Декор:
Резные наличники окон (в том числе в виде
кокошников), многоярусные кокошники по
сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков»,
витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы.
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна
Гирька
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаЦерковь Николая Чудотворца в Берсеневе
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна«Русское узорочье»
.Корина Илона Викторовнацерковь ИоаннаПредтечи в
Ярославле
.Корина Илона ВикторовнаЦерковь Николая Чудотворца в Хамовниках. 1679-1682гг
.Корина Илона Викторовна
Церковь Спаса Преображения в Кижах
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаЦерковь рождества Богородицы в Путинках
.Корина Илона ВикторовнаАРХИТЕКТУРАЗапрет возводить шатровые храмы
В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить
строгие канонические традиции древнего
зодчества, запретил возводить шатровые храмы.
Образцом культового строительства был
провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
.Корина Илона ВикторовнаАРХИТЕКТУРА
.Корина Илона ВикторовнаВоскресенский собор Новоиерусалимского
монастыря.
.Корина Илона Викторовнацерковь Ильи Пророка в Ярославле
.Корина Илона Викторовна
«Нарышкинское барокко»
.Корина Илона Викторовна«Нарышкинское»(московское) барокко
Ярусность
«Восьмерики» на
«четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали
на красном фоне
.Корина Илона ВикторовнаХрам Покрова
в Филях
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаКолокольня
Новодевичьего
монастыря
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаГражданское строительство
.Корина Илона ВикторовнаДворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
(1667-1668) г).
Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов
.Корина Илона Викторовна
Современники называли его «восьмым чудом света».
.Корина Илона ВикторовнаДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаТеремной дворец царя Алексея
Михайловича.
Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов
.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна.Корина Илона Викторовна.Корина Илона ВикторовнаПотешный дворец
–
единственный сохранившийся в
Кремле архитектурный памятник
боярского жилья.
Здание построено в 1652 году
для боярина Милославского –
тестя
царя
Алексея
Михайловича.
Зодчий,
неизвестен.
Боярин
Милославский прожил здесь 16
лет, и после его смерти палаты
отошли казне, а с 1679 года их
переделали под театр.
Здесь устраивались различного
рода «потехи» – увеселения для
царской семьи.
.Корина Илона Викторовна АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
Поганкины палаты в Пскове
.Корина Илона Викторовна
Ростовский кремль
.Корина Илона ВикторовнаГражданское строительствокаменные постройки, в
которых также заметно
увлечение декоративным
оформлением фасадов
Палаты думного дьяка
Аверкия Кириллова
1656-1657
.Корина Илона Викторовна
Живопись
Нарушаются иконографические каноныЕвропейское влияние
Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят
новшество: «живоподобие» с помощью
светотени
Изображение реальных лиц – уже не икона,
но ещё не портрет
.Корина Илона Викторовна
Симон Ушаков
.Корина Илона ВикторовнаСимон Ушаков. Троица Ветхозаветная
.Корина Илона Викторовна портрет вне зависимости от стиля, техникиизображения, места и времени написания.
Произведение переходного периода от иконописи к
светской портретной живописи.
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина,
митрополита, иногда даже купца) , выполненный
иконописными приемами. Парсуной не изображали
простых людей, а изображали только каких то очень
известных персон, или персон известных в своём
округе.
.Корина Илона Викторовна Наиболее известным автором парсун считается
Симон Ушаков.
По стилю, приёмам и материалам живописи
парсуны первоначально ничем не отличаются от
икон, выполняются на иконных досках
Во второй половине XVII века парсуна часто
пишется на холсте в технике масляной живописи,
хотя манера исполнения продолжает содержать
иконописные традиции.
Временем окончательного превращения
парсунной живописи в западноевропейский
живописный портрет считаются 1760-е годы.
.Корина Илона Викторовна
Парсуна князя М. Скопина-Шуйского
Парсуна князяМ. СкопинаШуйского
.Корина Илона Викторовна
Царь Алексей Михайлович
Царь Фёдор ИоанновичЦарь Алексей
Михайлович
.Корина Илона Викторовна
XVII век Европа, пережившая Реформацию, переходит к новому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь Главные ценности – «древнее благочестие» , устои, традиции Но растет интерес к наукам, к другим странам Растет взаимодействие с другими славянскими народами (белорусами, украинцами, поляками), испытывающими влияние западноевропейской культуры. Корина Илона Викторовна
XVII век - переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современника «старина и новизна перемешались» . Характерные черты культуры: обмирщение культуры, т. е. усиление её светского характера усиление влияния европейской культуры. Корина Илона Викторовна
«Обмирщение» русской культуры В науке – рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни В литературе – появление светских жанров В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций. Корина Илона Викторовна
ОБРАЗОВАНИЕ Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях, частные учебные заведения. создано несколько государственных школ. распространение среди знати получило домашнее образование. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. Москве основана первая высшая школа - Славяно-греко- латинская академия. . Корина Илона Викторовна
ОБРАЗОВАНИЕ Образование по-прежнему носило религиозный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псалтыри). Среди учебных курсов преобладали богословские дисциплины со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины. Корина Илона Викторовна
ПРОСВЕЩЕНИЕ В 1620 вышла первая рукописная газета "Куранты". Название появилось при Алексее Михайловиче. Корина Илона Викторовна
Симео н По лоцкий (1629 -1680) (в миру - Самуил Гаврилович Петровский. Ситнянович) - монах, писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского Алексея Михайловича от первого брака: Софьи и Федора. Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА публицистика Симеон Полоцкий стихи Вирши Симеона Полоцкого «учительные вирши» Кариона Истомина (1680 -е, 1690 -е гг.). драма Симеон Полоцкий «О Новуходоносоре царе» «Притча о блудном сыне» . Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА историческая «Сказание» келаря Троицеповесть Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Посвящено Смуте «Повесть об Азовском сидении казаков» . Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА Сатирическая «Сказание о куре и лисице» повесть «Сказание о попе Савве и великой его славе» «Повесть о Шемякине суде» «Калязинская челобитная» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Служба кабаку» . Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА Бытовая повесть Актуальной стала тема взаимоотношений старого и молодого поколений: «Повесть о Горе-Злочастии» , «Повесть о Савве Грудницыне» . . Корина Илона Викторовна
АРХИТЕКТУРА отказ от аскетической строгости и простоты стремление к внешней нарядности, живописности, декоративности. Корина Илона Викторовна
Архитектура «Нарышкинское» «Русское узорочье» (московское) барокко Ярусность Богатый декор Центричность Красочность «Восьмерики» на «четверике» Разнообразие и затейливость форм Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна
Ру сское узо рочье (моско вское узо рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России. Характерные черты: Богатый декор Красочность Разнообразие и затейливость форм Декор: Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков» , витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы. . Корина Илона Викторовна
АРХИТЕКТУРА Запрет возводить шатровые храмы В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил возводить шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме. Корина Илона Викторовна
«Нарышкинское» (московское) барокко Ярусность «Восьмерики» на «четверике» Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667 -1668) г). Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов. Корина Илона Викторовна
Теремной дворец царя Алексея Михайловича. Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов. Корина Илона Викторовна
Потешный дворец – единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья. Здание построено в 1652 году для боярина Милославского – тестя царя Алексея Михайловича. Зодчий, неизвестен. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи. . Корина Илона Викторовна
Гражданское строительство каменные постройки, в которых также заметно увлечение декоративным оформлением фасадов Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова 1656- 1657. Корина Илона Викторовна
Живопись Нарушаются иконографические каноны Европейское влияние Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени Изображение реальных лиц – уже не икона, но ещё не портрет. Корина Илона Викторовна
Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского» «групповой портрет» тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг Москвы Символическое дерево – Успенский собор Его поливают Иван Калита и митрополит Петр Центр – Владимирская Богоматерь. Корина Илона Викторовна
Парсу на Парсу на (искажённое лат. persona - личность, особа) - первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи. Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких то очень известных персон, или персон известных в своём округе. . Корина Илона Викторовна
Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760 -е годы. . Корина Илона Викторовна
Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
Автор отобрал из произведений зарубежного искусства и культурных фактов то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является актуальным художественным наследием современности.
В учебник для 10 класса вошли темы истории культур Древнего и средневекового Востока, становления европейской культурной традиции, основ русской национальной культуры.
Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.
Современники нарекли XVII в. «бунташным временем». И это не случайно: сложный, противоречивый период истории отмечен многочисленными большими и малыми бунтами, дворцовыми переворотами, лихими годами Смуты, сменой правящей царской династии, борьбой с внешними врагами, и, наконец, церковным расколом, который один из ученых назвал «первой русской гражданской войной». Искусство, конечно, не могло остаться в стороне от общественных борений и отразило всю разноголосицу российской жизни. Но все же не в этом заключается главная суть тех перемен, что явственно сказались во всех видах художественного творчества. Прежде всего произошла смена духовных ориентиров общества, что ярко запечатлели литература, живопись, архитектура, музыка. Приоритеты и ценности старого, средневекового храмового искусства постепенно оттеснялись новыми светскими идеалами. И в этом процессе были свои борения, не менее страстные, нежели в политике. Результат известен: XVII в. стал завершающим этапом в развитии древнерусской художественной культуры.
В искусстве XVII в. сплелись разные, порой взаимоисключающие тенденции. «Старина и новизна перемешалися», - так говорили люди, характеризуя культурную ситуацию своей эпохи, когда средневековый художественный канон еще был достаточно устойчив, но новое светское уже вторглось в творчество иконописцев, распевщиков, писателей и зодчих. А еще следует подчеркнуть: именно в XVII в. начинается процесс сближения русской и европейской культур, что в итоге привело к коренным преобразованиям «Святой Руси», осуществленным позднее Петром Великим. Но первые результаты зарождающегося диалога «русского» и «европейского» уже хороню видны в произведениях искусства «бунташного времени».
Оглавление
Введение 5
Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности 11
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции 31
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений 47
Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой 67
Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты 79
Тема б. Античность: колыбель европейской художественной культуры 95
Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия 121
Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности 135
Тема 9. Худо ж ест венная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма 163
Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке 195
Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей 217
Тема 12. Художественная культур а европейского Просвещения: утверждение культа разума 257
Тема 13. Художественная культур а Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства 287
Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты 299
Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждении общерусского художественного стиля
Тема 16. Худо ж ест венная культур а XVII в.: смена духовных ориентиров 333
Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов 349
Литература 375.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Мировая художественная культура, 10 класс, Часть 1, Рапацкая, 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.