О каком периоде своей жизни. Рассказ Толстого «После бала

Система уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828-1910)

«После бала»

Одна из статей в газете «Литература» (1996. - № 6) начинается утверждением: «Рассказ Толстого «После бала» занимает прочное место во всех школьных программах по литературе. Однако, несмотря на хрестоматийность, даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних классов». Следует поэтому, опираясь на опыт предшествующих лет, учесть и наиболее современные трактовки этого произведения.

Учитель в 8 классе, конечно, использует знания учащихся, усвоенные ими в 5 классе («Кавказский пленник») и в 7 классе (повесть «Детство»), напомнит школьникам известные им биографические сведения о Л. Н. Толстом. Во вступительном слове к данной теме следует сделать акцент на последнем периоде жизни и творчества писателя, поставив перед восьмиклассниками напрашивающийся вопрос: «Почему Л. Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?» Можно использовать при этом отрывок из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой»:

В «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного воинского начальника и мечтал о женитьбе. Однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой командовал полковник, отец его невесты. Он увидел, как в чем-то провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют его по спине шпицрутенами.

Бравый полковник накануне вечером весело танцевал на балу с красавицей-дочерью мазурку, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата… Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

Методика изучения самого рассказа утвердилась издавна и прочно. Так, в пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. Н. Салтыковой (М.; Л.: Учпедгиз, 1950) разработана система уроков по теме, ставшая на многие годы типовой. Авторы подчеркивают, что все в рассказе подчинено основной его идее - страстному протесту против насилия и лицемерия. Этому служат и композиция рассказа, и все его художественные средства. Контраст между парадной стороной жизни и ее подлинным лицом особенно сильно ощущается потому, что сцены бала и утра после бала написаны по одному плану, но насыщены резко различным содержанием.

После вступительного слова учителя учащимся предлагается опережающий вопрос:

Почему рассказ называется «После бала»?

Известно, что первоначально писатель называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец». Напоминаем ученикам и слова Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

Определив роль рассказчика, учащиеся осмысляют самый его рассказ:

Каким же был в юности Иван Васильевич?

Какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»?

Как воспринимал рассказчик полковника на балу? Что во внешности полковника говорит о том, что это был действительно тип николаевского служаки?

В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?

Сопоставьте музыку на балу и в сцене экзекуции.

Кто и как, кроме Ивана Васильевича, воспринимает сцену наказания?

Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция? Как это сочетается с его настроением на балу? Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»? В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе? Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, - омерзительное, постыдное дело?

Если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображен на балу?

Каково отношение рассказчика к тому, что он видел? Чего никак не мог понять Иван Васильевич в поведении полковника?

Предлагаю план сопоставления контрастных элементов с выделением учащимися ярких деталей, подчеркивающих контраст первой и второй картин, например:



Исходя из того, что основным объектом рассказа является внутреннее чувство героя, задаются вопросы:

Как же меняются эти чувства на протяжении всего рассказа? Обратите внимание на описание предмета влюбленности - Вареньки. Какое значение имеет подчеркнутое выделение белого цвета в ее облике? (Эта деталь будет иметь значение в дальнейшем.)

Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг… Что же происходит «вдруг»? Что заставляет насторожиться? Какое имеют значение «что-то большое, черное» и «нехорошая музыка»?

При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

Почему Иван Васильевич так резко прореагировал на событие? Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей ручкой? Какой путь избирает для себя Иван Васильевич в мире, который он не может изменить?

Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого: с изменения «внешних условий», «среды» или себя? А вы как думаете?

Напомним, что рассказ начинается именно с этого: с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает». Предложим учащимся решить эту проблему на основе рассказа Л. Толстого:

Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?

Для Ивана Васильевича в его молодые годы на предмете его любви были бронзовые одежды. Что еще в этом рассказе вызывает ваш особый интерес?

Если о Вареньке Б. говорится, что она и в 50 лет была замечательная красавица, а рассказывается о ней восемнадцатилетней, то ясно, что с того времени прошло более 30 лет. Вспомним, что и в повести Тургенева «Ася» рассказ ведется много лет спустя после описываемых событий. Какой характер это придает повествованию?

Иван Васильевич был доведен сценой экзекуции до физической тоски. Его мучило, что он не понимал того, что знал полковник, если мог так поступать. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязуемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

Какая основная антитеза лежит в основе рассказа?

1-й урок. Краткие сведения о Л. Н. Толстом, история создания рассказа.

2, 3, 4-й уроки. Анализ рассказа, раскрытие его идейного смысла, особенностей композиции и языка.

5-й урок. Заключительная беседа.

На первом уроке минут пятнадцать - двадцать я отвела на сообщение кратких сведений о Л. Н. Толстом. Я рассказала о том, что Толстой прожил большую жизнь, был свидетелем многих исторических событий, отразил в своих произведениях русскую жизнь за целое столетие, что в творениях Толстого правдиво показан быт и характеры русских крестьян, помещиков, великосветских дворян, генералов, офицеров, солдат, крупных и мелких чиновников. При этом я называла некоторые произведения: «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Поликушка», «Хаджи Мурат» и др.

Рассказ «После бала» отражает казанский период жизни юного Толстого в 40-х годах XIX века, когда он, учась в университете, отдавал много времени светским развлечениям. В Казани он знал одного полковника, который явился прототипом героя рассказа - отца Вареньки.

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России - положение царского солдата. Я напоминала о двадцатипятилетнем сроке службы, о бессмысленной муштре, о полном бесправии солдат, о страшном наказании - проведении сквозь строй, которое изобразил Толстой в своем рассказе.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который вспоминает случай, изменивший всю его жизнь.

Учитель делает вступление, а затем предлагает учащимся дома внимательно прочитать рассказ до конца, выписать незнакомые слова и выражения и, озаглавив две основные части рассказа, подумать над тем, какое значение имеет каждая из них.

На втором уроке после проверки домашнего задания ученики записали краткий план рассказа:

1. Вступление.

2. Описание бала.

3. После бала.

4. Заключение.

Анализ текста мы вели при помощи вопросов, обращенных к классу. Школьники приводили развернутые, подкрепленные цитатами ответы. В случае надобности они тут же, на уроке, обращались к тексту. Вот эти вопросы:

1. От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Какое чувство делало его жизнь особенно прекрасной?

2. Как рассказчик описывает Вареньку?

Я обратила внимание ребят на исключительную яркость, выразительность нарисованного Толстым в первой части рассказа портрета Вареньки.

3. Что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своем настроении на балу?

4. Как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу? Какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич?

5. С каким настроением вышел рассказчик из дому в утро после бала?

6. Что изменило счастливое настроение рассказчика?..

7. Как показан полковник в сцене на площади?..

8. Какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища?

9. В какой же части рассказа раскрывается истинное лицо полковника?

Учащиеся делают вывод, что образ полковника раскрыт Толстым во второй части - после бала.

Толстой показал, что приветливый, ласковый, доброжелательный в своем кругу человек, по существу, жесток и беспощаден.

Итак, на уроке школьники еще раз прочитали наиболее значительные места, а учитель в процессе чтения разъяснил отдельные слова и выражения.

Далее ученики получили домашнее задание: подготовить подробный пересказ двух центральных частей рассказа, причем в первой части выделить описание бала, Вареньки, полковника, танцующего мазурку с дочерью, настроение рассказчика на балу, а во второй части - сцену наказания татарина и облик полковника.

Третий урок начался опросом учащихся. В соответствии с заданием пересказы были подробными. Учащиеся, когда это было необходимо, с места дополняли отвечавших.

Затем я спросила: какую же часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла?

Несомненно, ту, в которой изображен эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, где раскрыто подлинное лицо полковника.

Эта часть особенно сильна и убедительна в сопоставлении с первой. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика.

Контрастности автор достигает средствами языка. Привлекаю внимание класса к тому, как передает Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его все нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

Учащиеся делают наблюдения над языком первой части произведения.

Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и ее в одном нежном умиленном чувстве», которое, все нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал… весь мир своей любовью».

Учащиеся делают пометки в тексте, а дома записывают подчеркнутые места в тетрадь, страница которой озаглавлена так: «Язык рассказа «После бала». Тетрадь разделена на две колонки с подзаголовками: «На балу» и «После бала».

На четвертом уроке восьмиклассники читают выписанные ими цитаты из первой части рассказа, после чего переходят к наблюдениям над языком второй части: характерные образцы они отмечают в тексте и тут же записывают их в правой колонке страницы тетради.

Школьники убеждаются в том, что для изображения сцены наказания татарина, изменившей не только настроение Ивана Васильевича, но и всю его жизнь, Толстой отобрал иные, чем в первой части, языковые средства.

Музыка на площади другая: жесткая, неприятная, визгливая мелодия, все время повторяющаяся.

Образ Вареньки в белом платье с розовым поясом, грациозной, с ласковыми глазами, сияющим лицом заслоняют: кузнец в засаленном полушубке, солдаты в черных мундирах, спотыкающийся, корчившийся человек с лицом, сморщенным от страдания, его спина - «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Это наказываемый за побег татарин, а рядом с ним - отец Вареньки со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. Но он уже не тот, что на балу: ничего не осталось от приветливого, милого члена общества, нежного отца. У него гневный голос, он хмурится грозно и злобно, сильной рукой бьет по лицу испуганного, малорослого, слабого солдата.

Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.

На последнем, пятом, уроке мы слушаем подготовленные характеристики. Учащиеся хорошо поняли задание. Они следовали контрастной композиции рассказа (полковник на балу и после бала), характеристику полковника подкрепляли выразительными цитатами, а в конце своих сообщений делали вывод, соответствующий идейному смыслу изучаемого рассказа.

Во второй половине урока мы остановились на заключительной части рассказа: на отношении рассказчика к описанному событию.

Переживания Ивана Васильевича, вызванные сценой наказания, сильны и глубоки. Так может переживать честный, добрый человек, который испытывает отвращение к жестокости и насилию. Для себя лично Иван Васильевич сделал выводы. Утро после бала изменило его жизнь: он не женился на Вареньке. «Любовь пошла на убыль», потому что, видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника на площади. Он не пошел служить в армию, как хотел прежде, и не служил вообще, боясь быть вынужденным принимать активное участие в насилии. Но он не сделал вывода, что с насилием надо бороться, а считал, что если полковник и другие совершали его с таким сознанием необходимости и своей правоты, то они знали что-то такое, что не знал он.

Подготовленные учащимися устные характеристики были закреплены домашней письменной работой на тему «Изображение полковника на балу и после бала в рассказе Л. Н. Толстого».

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
Рассказ начинается с мысли о том, что на жизнь человека особенно влияет его окружающая среда, но ещё круче изменить его судьбу может всего один случай. И это первое размышление уже овладело героем.
Я невольно погружался в глубь рассказа, ясно представляя себе все описанные лица и события. Мне передавались все эмоции Ивана Васильевича, главного героя этой истории. От его лица и ведётся повествование, в котором самую важную роль играет Варенька Б., его самая сильная любовь, и её отец, Пётр Владиславович. Вареньку Иван Васильевич описывает с особым трепетом, придавая ей чуть ли не ангельские черты.
Сам бал для Ивана Васильевича был светлым, ярким, хорошо устроенным событием, где всё ему было мило. Во многом на его восприятие подействовала влюблённость в Вареньку. Это нежное чувство ещё больше подкрепилось, когда рассказчик увидел отца девушки, который изображается статным и стройным мужчиной. Иван Васильевич читал в нём такое же любовное отношение к дочери. А наблюдая за танцем отца и Вареньки, он соединил их в единое целое и испытывал необычайное умиление.
Но настроение Ивана Васильевича резко поменялось, когда он после бала увидел сцену жестокого наказания солдата, руководил этой экзекуцией отец Вареньки Пётр Владиславович. Теперь он предстал перед рассказчиком суровым и беспощадным начальником. Иван Васильевич потерял все свои счастливые ощущения и до тошноты не понимал, что же именно произошло, почему лицо Петра Владиславовича оказалось совершенно другим. На этот вопрос он так и не смог найти ответа.
Мне трудно понять и судить поступки героев рассказа, но их характеры представляются мне вполне естественными, наполненными жизнью и вызывающими искренние эмоции.

2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
Рассказ по какой-то причине назван не «Бал», а «После бала». И, на мой взгляд, эта причина очевидна. Несмотря на то, что описание бала, его атмосферы, гостей, танцев и всего сопутствующего составляет большую часть произведения, смысл, главная мысль рассказа заключена в меньшем отрывке, в конце повествования. Мы видим тот самый случай, который может переменить всё существо человека, его жизнь в сцене наказания татарина за побег. Именно здесь Иван Васильевич теряет своё волшебное настроение, он сталкивается с другим лицом прежде любимого им Петра Владиславовича, с необъяснимой жестокостью происходящего. И после этого случая такая, казалось бы, сильнейшая любовь в скором времени идет на убыль, оставив у него лишь воспоминание.

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его характером или порядками в тогдашней армии?
Поведение отца Вареньки с ясностью объяснить не совсем просто. Мы ведь знакомимся с его характером всего лишь в двух сценах, которые даны несколько неполно и не могут до конца нам его открыть. Хотя можно сказать точно, что человек он непростой и повидавший виды. Последняя сцена с его участием, действительно, шокирует жестокостью его поведения, но есть одна деталь: он быстро отворачивается от Ивана Васильевича, как будто не замечая его. Может быть, в это время он пожалел, что тот увидел его в несвойственной ему нелицеприятной сцене, продиктованной строжайшими военными порядками того времени, которые и правда имели место.
В любом случае, говорить о Петре Владиславовиче, что он лицемер и тиран, сразу нельзя, лучше просто оставить недосказанность.

4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Мы запросто можем сказать, что этот рассказ раскрывает перед нами одну из страниц истории России, а именно эпоху правления императора Николая I, так как рассказчик упоминает, что «дело было в сороковых годах». К тому же, про внешний вид Петра Владиславовича он говорит: «Лицо у него было очень румяное, с белыми, à la Nicolas I подвитыми усами…». Но ещё более точное представление о времени нам даёт сцена избиения провинившегося солдата палками. Такое наказание было широко распространено именно в правление Николая I. Как говорит другой герой в ещё одном рассказе Л. Н. Толстого: «Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали». И вот за исключительную суровость и частоту такой меры императора даже прозвали Николай Палкин.

5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
Этот рассказ, возможно, направлен против военной политики Николая I, поскольку Толстой с явной неприязнью описывает армейские порядки не только в этом рассказе, но и в других своих произведениях. И здесь сцена наказания не просто описывается «во всей красе»: ужасное избиение солдата до неестественного состояния, странная, будто бы злорадствующая процессия, беспощадность командующего, – но и является очень неприятной переломной точкой в жизни главного героя.
Но рассказ может быть направлен ещё и против мимолётных чувств, точнее, против путаницы между увлечением и любовью. Ведь Иван Васильевич называет влюблённость к Вареньке сильнейшей в своей жизни, а сам ясно даёт знать, что это просто «искра», которая легко погасла после увиденного им ужаса. Причём ужас этот был связан с ней косвенно, через её отца, но Иван Васильевич переносит его и на возлюбленную.
Нужно всегда трезво оценивать свои эмоции, чтобы избежать тяжёлого разочарования.

6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России: Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?
Рассказ Л.Н. Толстого открывает нам взгляды писателя на конкретную историческую эпоху в жизни Российской империи, эпоху правления Николая I. Это время отмечено у него самодержавной уверенностью и жестокостью самого царя и всех установленных им порядков, невероятной циничностью и холодной твёрдостью императора и верных ему подчинённых. Воплощением всей этой действительности является в рассказе «После бала» последняя часть с картиной наказания солдата палками. Наверное, Лев Николаевич даже передал свои собственные чувства через ощущения главного героя, чувства непонятные, но точно неприятные, вызывающие тоску, тошноту и отвращение от внешней стройности и порядочности, внушаемой обликом полковника и строгой, мрачной процессии. Это несоответствие, согласно Толстому, противно и должно быть искоренено.

7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?
Композиция рассказа очень интересна. Она представляет собой тройную рамку. Первая рама – это построение рассказа на уровне самого писателя, его временном и пространственном положении. Затем идёт вторая рамка – это повествование Ивана Васильевича в кругу собеседников, которое тоже относится к определённому времени и месту. Третий уровень – событие из прошлого главного героя, отличающегося также во всех отношениях от двух предыдущих. Такая композиция позволяет писателю многократно и удачно погружать читателя в произведение, дабы восприятие его оказалась наиболее верным.
Контраст между лёгким, блестящим, радостным балом и жёсткой, кровавой последней сценой даёт читателю полностью ощутить тот «щелчок», который произошёл в сознании Ивана Васильевича, прочувствовать его эмоции и мысли в тот момент.
В этом отношении Л. Н. Толстой – настоящий мастер.

8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция - это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?
В первом своём высказывании великий писатель говорит об угадывании характера персонажей произведения, как о фундаментальном способе построения отдельных интересных образов и совокупного впечатления от них. Уцепиться за какую-то деталь, по-особому дорисовать её представляется Толстому лучшим методом, чем простое, «тупое» копирование действительности.
Второе изречение Льва Николаевича открывает нам его как натуру ищущую, пытающуюся постоянно дойти до лучшего, до истины в своих творческих поисках. Он не останавливается на достигнутом, заботясь тем самым даже о читательском глубинном восприятии его произведений. Более того, он кажется человеком, всегда готовым к самосовершенствованию, ему чуждо застывшее состояние и самодовольство. И в этом – его личностная и писательская сила.

9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?
Первая иллюстрация, встречающаяся нам по ходу рассказа, относится к эпизоду, в котором юная Варенька танцует со своим отцом. В тексте можно найти этот конкретный момент: «Когда же он … упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали». На данной иллюстрации мы видим довольные и радостные лица танцующих, но не совсем различаем реакцию всех остальных, мы не видим их явного веселья и восторга.
Вторая иллюстрация – картина наказания солдата, которая уже с большим чувством передаёт нам описанные в тексте события. Мы видим на самом деле истерзанную фигуру татарина, удивленного кузнеца и грозного полковника. Иллюстрация, как и следует, вызывает странное и мрачное чувство, испытываемое главным героем в тот момент.
Мне кажется, это удачные иллюстрации, они отражают настроение эпизодов и передают эмоции героев.

Второй урок по рассказу

«После бала»

СЮЖЕТ РАССКАЗА

От чьего лица ведется повествование? Кто такой Иван Васильевич по положению в обществе, каков его возраст?

Почему Толстой передал право рассказать о мучавшей его проблеме: ЧТО ДУРНО? ЧТО ХОРОШО? Ивану Вас-чу – придуманному рассказчику? (По Толстому, каждый человек должен определить свою нравственную позицию в жизни. Именно придуманный рассказчик позволил Толстому «организовать» встречу умудренному жизнью человека с молодежью).

Одним предложением передайте суть исповеди Ив. Вас-ча? (И. В. рассказал о крушении своей любви в результате внутреннего перелома, потрясения, происшедшего в нем, когда он стал случайным свидетелем экзекуции солдата).

Что становится главным «объектом» исследования для Толстого в рассказе?

(внутреннее состояние героя,

его ощущение мира вокруг )

Как меняется это чувство?

ТАБЛИЦА (сравнительная хар-ка сцен – на балу и после бала).

БАЛ: не просто влюблен, а сильно влюблен, весь мир обнимает своей любовью.

Как это влияет на восприятие? – Мир видится сквозь призму этого чувства.

И каков этот мир? – Таблица: детали, цвета, чувства…

Мир цельный и гармоничный.

Бал заканчивается, но продолжает жить в душе героя. Как он описывает свое состояние?

2-я часть – ВДРУГ!!!

Таблица: цвета, музыка, детали, чувства…

Какой прием использует Толстой? – КОНТРАСТ. Но контрасты не только внешние, переосмысливаются детали (например, белый праздничный цвет бала во второй части станет цветом страдания).

Неизменен лишь полковник.

Двуличен ли он? Где он настоящий? Женя Кордонская : у него просто есть мир семьи и мир профессии.

Противоречия между тем, каким полковник является на балу и в сцене казни нет. И там, и там он настоящий. НЕ БАЛУ он красивый, милый добрый по отношению к гостям, дочери, юноше. Он внимательный и нежный отец, он прекрасный танцор. Видимо, он человек среднего достатка: «домодельные сапоги, а не модные» в ущерб своему щегольству.

Каков же он в цене экзекуции?

Делает вид, что не узнал И. В-ча – того, к кому подводил дочь после мазурки. Может, стыдится? Похоже, что это чувство ему неведомо. Главное, чтобы

«всё было по закону». Толстой намекает и прической Оля Николай и выправкой, что это служака, типичный для армии30-40-ых годов. Рассказ написан в 1903 году; в тех 30-ых – 40-ых годах, когда И. В. был молод, русскую армии. Представляли полковники такого образца. Дед Толстого был участником кампании 1812 года, следовательно, писатель знал, что офицеры в 10 – 20-ые годы были иные.

(В процессе чтения уч-ль как бы заполняет сравнительную таблицу)

РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ

в 10 – 20-ых годах

«очаровательные франты»,

«цари на бранном поле», «вам мягок черствый хлеб», «вы были дети и герои», вы всё могли

Волевые, мужественные на поле брани, героичные. Их вершины: Бородино, Сенатская пл-дь, верность Отечеству, долгу офицера, неспособность на унижение солдата. Помнили наказ Суворова «беречь русского солдата»

в 10 – 20-ых годах

грубость, жестокость, поступают «по закону», карьеризм, утрата патриотического духа, «созвездие маневров и мазурки»

Непонятно нам, зачем бил солдата, пожалевшего беднягу. Толстой ставит со всей остротой вопрос: что важнее для офицера – СЛЕДОВАТЬ ВОЕННОМУ УСТАВУ или БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ХРИСТИАНИНОМ

И. В. не смог вынести приговора жестокому полковнику: тот поставил юношу в тупик. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что знает он, я бы понимал и ТО, ЧТО Я ВИДЕЛ, и ЭТО НЕ МУЧИЛО БЫ МЕНЯ». Но, не созрев до обвинения жутких порядков в военной среде, И. В. не захотел быть ни офицером, ни штатским, ни государственным чиновником.

С чего началось для И. В-ча осмысление того, что он увидел после блестящего бала?

Состояние после казни. «Мне было до такой степени стыдно», «всю дорогу у меня в ушах била то барабанная дробь, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте», на сердце «до тошноты была тоска». ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ начался с ПОТРЯСЕНИЯ и ГЛУБОКОГО СТЫДА.

Не вступился за избиваемого? (По-видимому, был сражен уверенной наглостью полковника, почувствовал свою слабость в противостоянии военной машине).

Дочь за отца не отвечает. Почему же любовь к Вареньке сошла на нет?

(Чтобы не иметь дела с её кругом, фальшью, безбожием, чтобы, углубившись в личное счастье, не заснуть опять).

Рассмотрим один из вариантов окончания рассказа Ивана Васильевича.

Первоначальная редакция: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое же твердое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». (черновик «После бала»)

- Почему Толстой изменил финал?

Столкнувшись с тем, что не может принять, герой не может принять и весь мир.

Иван Васильевич ВЫХОДИТ – НЕ УЧАСТВУЕТ - ЕГО ПУТЬ: МИМО ЗЛА. Он выбирает путь внутреннего совершенствования.

Какова же главная проблема, которую поднимает Толстой в рассказе?

Проблема совершенствование мира и человека.

Борьба с дурным внутри себя и вовне.

Возможна ли такая борьба?

Не безнадежна ли она?

С чего ее начинать – с внешних условий (среды) или с себя?

И этот выбор каждый делает сам.

Д. з. – ст-е Цветаевой «Генералам 1812 года» наизусть, тест по р-зу «После бала» с цитатами из текста.

План

На балу

После бала

Звуки, характер музыки.

Контраст сцен в рассказе «После бала»

План

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

Белое платье с розовым пояском, бриллиантовая фероньерка, белые перчатки.

Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди.

Описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата).

Высокая стройная фигура, сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Спотыкающийся, корчившийся человек. Что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это тело человека.

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки

Жесткая, нехорошая музыка. Били барабаны, свистела флейта

Психологичес-кое состояние рассказчика.

Не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, казалось, что вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

Описание внешности и поведения полковника.

«После бала»

Сравнительная характеристика сцен

Характе-ристики

На балу

После бала

Описание внешности и поведения полковника.

С.30 «добродушный старичок», «богач - хлебосол»

С.32 «высокая статная фигура», «серебряные эполеты»

С.33 «очень красивый, статный высокий и свежий старик», «лицо очень румяное, с белыми подвинутыми усами», «ласковая радостная улыбка», «блестящие глаза и губы», грудь украшена орденами.

Красивый, статный, высокий и свежий старик. Румяное лицо с белыми подвитыми усами, ласковая радостная улыбка, как и у дочери, блестящие глаза. Сильные плечи, стройные ноги. Прекрасно сложен, с широкой, выпячивающейся по-военному грудью.

Упал на одно колено. Приподнявшись, нежно и мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловал в лоб.

С.37 «твердая, подрагивающая походка», «румяное лицо», «белые усы и бакенбарды»

С.38 «статная фигура полковника»

Твердым шагом двигалась фигура полковника рядом с наказываемым. Сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата. Грозно и злобно нахмурившись, отвернулся.

С.29 влюблен

С.31 любовался

С.31 «без вина был пьян любовью»

С.32 «я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я»

С35 «восторженно-нежное чувство»

С.36 «нежность», «умиление»

С36 «я был слишком счастлив»

С.38 «до такой степени стыдно»

С.39 «на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.»

С.40 «любовь сошла на нет»

ЦВЕТ

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

С.31. «Белое платье с розовым пояском», «белые лайковые перчатки», «зарумянившееся лицо».

С. 32 «бриллиантовая фероньерка»

С.32 «серебряные эполеты»

СВЕТ, БЛЕСК

С. 37 «то-то черное», «много черных людей»

С.38 «пестрое, мокрое, красное, неестественное».

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки, вальса, кадрили

С.37 «жесткая, нехорошая музыка», «звуки флейты и барабана», «неприятная визгливая мелодия».

С.38 «била барабанная дробь и свистела флейта»

Детали

С.31 «белые лайковые перчатки» Вари

С.33 замшевая перчатка полковника

С.33 «домодельные сапоги полковника»

С.38 «раздувая щеки»,

«»оттопыренная губа»,

«замшевая перчатка».

ВЫВОД (Какой прием использует Л. Толстой)

Эпизоды противопоставлены (АНТИТЕЗА). Контрастное изображение героев, их психологических состояний позволяет писателю раскрыть социальные противоречия русской действительности.

Дорогие ребята!

На прошлых уроках вы изучили повесть И.С. Тургенева "Ася". Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести "Ася" и рассказа "После бала", в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время - 40-е годы XIX века. Но хотя "Ася" написана в 1857 году, а "После бала" в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней обратиться к давно ушедшему времени?

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ "После бала" также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.

Опираясь на текст, подготовьте рассказ о бале:

  • что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своём настроении на балу;
  • какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»;
  • как рассказчик описывает Вареньку; какое значение имеет подчёркнутое выделение белого цвета в её облике;
  • как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу; какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич;
  • в каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал;
  • что изменило счастливое настроение рассказчика.

Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и её в одном нежном умилённом чувстве», которое, всё нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал... весь мир своей любовью».

Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг... Что же происходит «вдруг»? Объясните, что заставляет читателя насторожиться, какую роль играют художественные детали, используемые Толстым. Обратите внимание на то, что прежде чем герой увидит сцену истязания солдата, в рассказе начинает звучать «другая, жёсткая, нехорошая музыка», и герою видится «что-то большое, чёрное».

Подумайте, какую часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла. Проанализируйте эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, в котором раскрыто подлинное лицо полковника.

Рассказ построен на приёме контраста , или антитезы , путём показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контрастности автор достигает средствами языка. Обратите внимание на то, как передаёт Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его всё нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.

Проанализируйте, кто и как воспринимает сцену наказания, какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища. При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?

Опишите полковника в сцене на площади. Подумайте, знал ли полковник на балу, что на утро предстоит экзекуция, как это сочетается с его настроением на балу. Объясните, какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесённая на балу: «Надо всё по закону». В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?

Опираясь на текст, ответьте на вопрос, подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжёлой обязанности, или иначе. Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, - омерзительное, постыдное дело?

Постарайтесь объяснить, если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображён на балу.

Проанализируйте отношение рассказчика к тому, что он видел. На какой вопрос никак не мог ответить Иван Васильевич, пытаясь объяснить поведение полковника? Как автор проявляет в рассказе своё отношение к изображаемому?

Иван Васильевич был доведён сценой экзекуции до физической тоски. Он не понимал того, что «такого» знал полковник, если мог так поступать, и это мучило его. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязаемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».

От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

Обратимся к началу рассказа.

«- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков.

Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово­ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю­щая произведение, с темой и содержанием рас­сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на­звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

«После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы.

Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас­сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со­стояние Ивана Васильевича.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно».

Какие чувства овладели Иваном Васильеви­чем после увиденного им жестокого наказания та­тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко­торое испытал герой рассказа в страшное утро эк­зекуции? Выпишите слова, которые передают со­стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа­ния.

«Мне было до такой степени стыд­но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя.