Николай гогольnikolay gogol.

2011-2012 учебный год

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Перед вами сны литературных героев. Кому они снятся? Укажите произведение и его автора.

1.1 Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

1.2 Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" -- "Всё равно, Петруша,-- отвечала мне матушка,-- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..." Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся.

1.3 Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.

2. Узнайте произведение по концовке. Назовите автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

2.1 Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

2.2 Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.3 Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

II. Историко-литературные задания

1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь и, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно-добродетельный человек, лицемер (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 года знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе . Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением? (1 балл). Назовите основных авторов. (По одному баллу за каждый правильный ответ – максимально 2 балла)

3. Этот литературный журнал издавали последовательно, ёв, с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите журнал. (Максимальное количество баллов – 1 балл)

III . Знание теории литературы

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа «Евгений Онегин»: (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас!

2. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). (Максимальное количество баллов – 4).

1. Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенный берега.

(А. Суворов)

2. Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

(В. Жуковский)

3. Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

(М. Лермонтов)

4. Спокойствие пепла.

Кошка играет с шерстинкой. Всё пройдёт.

(М. Лемэр)

5. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

(А. Пушкин)

6. Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь , где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

(А. Пушкин)

7. Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечёт.

(Г. Державин)

8. Пастушки, я позабываю

Часы, как я грустил, стеня,

Опять в свирель свою взыграю,

Опять в своих кругах увидите меня.

(А. Сумароков)

IV . Литература и другие виды искусства

1.В каких произведениях русских классиков персонажами являются цыгане? (По одному баллу за каждое правильно названное произведение)

V . Анализ поэтического текста

Дайте интерпретацию стихотворения « Что в имени тебе моем?...», используя следующие вопросы и задания:

Что в имени тебе моем?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

· Охарактеризуйте облик лирического «я» в этом стихотворении.

· Меняется ли он по ходу текста?

· Какими способами создается настроение стихотворения?

· Каков поэтический смысл ключевых образов стихотворения?

· Как художественная структура текста помогает понять его содержание?

Всего 20 баллов (4 балла за ответ на каждый вопрос)

Задания по ЛИТЕРАТУРЕ

для первого (заочного) тура

9 класс


  1. Узнайте произведение по его концовке:

  1. Привидение, однако же , было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте.

  2. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

  3. Вот злонравия достойные плоды!

  4. Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!

  1. Допишите фамилии поэтов и писателей:

  1. Николай Михайлович

  2. Денис Иванович

  3. Евгений Абрамович

  4. Василий Кириллович

  5. Константин Федорович

  1. Основываясь на тексте Ф.И. Тютчева, составьте словарик терминов, обозначающих средства выразительности (тропы, лексические и синтаксические):
На Неве

И опять звезда ныряет

В легкой зыби невских волн,

И опять любовь вверяет

Ей таинственный свой челн.

И меж зыбью и звездою

Он скользит как бы во сне,

И два призрака с собою

Вдаль уносит по волне.

Дети ль это праздной лени

Тратят здесь досуг ночной?

Иль блаженные две тени

Покидают мир земной?

Ты, разлитая как море,

Пышноструйная волна,

Приюти в твоем просторе

Тайну скромного челна!


  1. Кому принадлежат эти высказывания о Печорине:

  1. Славный был малый, смею вас уверить , только немножко странен… Да-с, с большими странностями, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц.

  2. Нынче мне уж кажется, что он меня не любит. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его, я – княжеская дочь.

  3. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера.

  4. Он любит отшучиваться. Я раз ему таких вещей наговорил, что другой бы меня изрубил бы на месте, а Печорин обратил в смешную сторону.

  5. В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым.

  1. Каким персонажам пьесы «Горе от ума» принадлежат слова:

  1. Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.

  2. Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

  3. Счастливые часов не наблюдают.

  4. Дома новы, но предрассудки стары.

  5. Не человек – змея.

  1. Перечислите поэтов и писателей начала XIX века, участников декабристского восстания.

  1. Найдите лишнее, объясните почему:

  1. инверсия , литота, градация, асиндетон

  2. пиррихий, спондей, анапест, ямб

  3. повесть, эссе, элегия, рассказ

  4. лирические отступления, пейзаж, портрет, кульминация


  1. Я за то глубоко презираю себя,
Что живу – день за днем бесполезно губя;

Что я, силы своей не пытав ни на чем,

Осудил сам себя беспощадным судом…


  1. Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

Кто виноват – у судьбы не допросишься,

Да и не все ли равно?

У моря бродишь: «Не верю, не бросишься! –

Вкрадчиво шепчет оно.


  1. Расположите в хронологическом порядке произведения русской литературы:
Н.В. Гоголь «Мертвые души», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Слово о полку Игореве», Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», Г.Р. Державин «Фелица», А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан».

  1. Определите литературное направление (классицизм, романтизм, сентиментализм, критический реализм) по его признакам:

  1. Изображение природы как предмета науки; положительный герой , умеющий чувствовать.

  2. Триединство места, времени и действия; изображение природы как фона.

  3. Положительный герой – разумный добропорядочный гражданин, патриот; природа как символ свободы.

  4. Герой – рефлексирующий, анализирующий свои мысли и поступки.

  1. Из каких поэтических произведений А.С. Пушкина отрывки, назовите их:

  1. Прощай, письмо любви, прощай, она велела…
Как долго медлил я! Как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори, письмо любви.


  1. Я думал уж о форме плана
И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу…

3) Мазепа мрачен. Ум его

Смущен жестокими мечтами.

Мария нежными очами

Глядит на старца своего.

Она, обняв его колени,

Слова любви ему твердит.

4) Уныло юноша глядел

На опустелую равнину

И грусти тайную причину

Истолковать себе не смел.

С ним черноокая Земфира,

Теперь он вольный житель мира,

И солнце весело над ним

Полуденной красою блещет…


  1. Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

Вглубь мощны весла. В тишине

На руль склоняясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн…


  1. О каких средствах выразительности идет речь, приведите примеры из произведений литературы XIX века:

  1. повтор одинаково и сходно звучащих согласных, используемый для звуковой выразительности;

  2. художественный прием , основанный на преувеличении;

  3. художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т.п., создающее эффект резкого контраста;

  4. нарушение общепринятого синтаксического построения предложения.

  1. Какой из перечисленных типологических признаков необязателен для балладного жанра: сюжетная основа, лиро-эпический характер, новеллистическое построение, фрагментарная композиция, фольклорная основа, динамика действия, лаконизм.

  1. Дайте литературоведческий комментарий стихотворению П. Вяземского «Осень»
Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега, и тоска. 1874

^ Задания по ЛИТЕРАТУРЕ

для первого (заочного) тура

олимпиады на звание «Стипендиат АГУ»

10 класс


  1. Назовите произведения, эпиграфами к которым являются следующие высказывания:

  1. Вкушая, вкусих мало меда, се аз умираю (1-я Книга Царств)

  2. На зеркало неча пенять, коли рожа крива (народная пословица)

  3. Мне отмщение, а из воздам.

  4. Береги честь смолоду (пословица)

  1. С какими историческими событиями связаны следующие произведения? Назовите их авторов. Какие реальные исторические лица стали героями каждого из этих произведений:

  1. «Певец во стане русских воинов»

  2. «Севастопольские рассказы»

  3. «Борис Годунов»

  4. «Медный всадник»

  5. «Русские женщины»

  1. Назовите авторов критических статей и произведения, о которых в них идет речь:

  1. «Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда»

  2. «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день»

  3. «Асмодей нашего времени»

  4. «Мотивы русской драмы», «Реалисты»

  1. Найдите лишнее и объясните почему:

  1. эпитет, олицетворение, фабула, сравнение

  2. пословица , сказка, колыбельная, баллада

  3. ямб, амфибрахий, дактиль, анапест

  4. завязка, кульминация, лирические отступления, развязка

  1. Узнай произведение по именам и фамилиям героев:

  1. Пустяков, Гвоздин, Скотинины, Петушков, Буянов

  2. Катерина Львовна Измайлова

  3. Тарантьев, Судьбинский, Волков, Штольц

  4. Матрена Тимофеевна, Гриша Добросклонов

  1. Назовите русских представителей литературных направлений и их произведения, написанные по канонам данного литературного направления:

  1. классицизм

  2. сентиментализм

  3. психологический романтизм

  4. гражданский романтизм

  5. критический реализм

  1. Назовите писателей, о которых идет речь:

  1. Один из первых русских драматургов, сам читавший Екатерине II свою комедию «Бригадир»

  2. Произведение «Волк на псарне» этот автор посвятил победам Кутузова

  3. На его могиле – слова жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя»

  4. Незаконнорожденный, он всю жизнь находился под впечатлением своей любви к Машеньке Протасовой, что нашло отражение в цикле любовных писем и романсов

  5. Его называли «Колумбом Замоскворечья»

  1. Назовите авторов произведений:

  1. «Письма русского путешественника», «История государства российского»

  2. «Сельское кладбище», «Вечер», «Теон и Эсхин», «Певец во стане русских воинов»

  3. «Ася», «Первая любовь», «Русский язык»

  4. «После бала», «Севастопольские рассказы», «Воскресение»

  5. «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Дядя Ваня»

  1. Сочините стихотворение, которое удовлетворяло бы следующим условиям:

  1. написано четырехстопным анапестом

  2. использована опоясывающая рифмовка

  3. употреблены олицетворение и риторический вопрос

  1. Кому посвящены следующие произведения:

  1. роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  2. роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  3. поэма Н.А. Некрасова «Коробейники»

  4. роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

  1. Напишите статью «роман» для словаря юного литературоведа

  1. Определите жанры произведений И.С. Тургенева

  1. «Русский язык»

  2. «Новь»

  3. «Первая любовь»

  4. «Хорь и Калиныч»

  5. «Месяц в деревне»

  1. Расставьте названия произведений в соответствии со временем их написания и назовите авторов:

  1. «Отцы и дети»

  2. «Обломов»

  3. «Воскресение»

  4. «Русские женщины»

  5. «Чайка»

  1. Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «29-ое января 1837»

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

Кто сей божественный фиал

Разрушил, как сосуд скудельный?

Будь прав или виновен он

Пред нашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймен.

Но ты, в безвременную тьму

Вдруг поглощенная со света,

Мир, мир тебе, о тень поэта,

Мир светлый праху твоему!..

Назло людскому суесловью

Велик и свят был жребий твой!..

Но с кровью в жилах… знойной кровью.

И сею кровью благородной

Ты жажду чести утолил –

И осененный опочил

Хоругвью горести народной.

Вражду твою пусть Тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!.. 1837

^ Задания по ЛИТЕРАТУРЕ

для первого (заочного) тура

олимпиады на звание «Стипендиат АГУ»

11 класс


  1. Из трех стихотворений разных авторов (символиста, акмеиста, футуриста) выписаны все существительные в три ряда. Какой ряд «символический», какой – «акмеистический», какой – «футуристический»:
1) небо, труп, звезды, черви, туман, боль обман, эфиопы, меопы, ухватка, сыпь, вязь, вервия, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверье, руки, паук;

2) бездна, ночь, дух, миры, любовь, кормило, сретенье, светило, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень;

3) лыжи, небо, месяц, луг, дворец, окошки, тишина, проруби, тропинки, ива, дерево, русалки, путь, ветви, галки.


  1. Дополните определение литературных терминов:

  1. Эпос, лирика и драма – это три ………. художественной литературы.

  2. Построение произведения, порядок глав, наличие эпизодов, авторских отступлений – это ………. произведения.

  3. Разоблачение социальных и нравственных пороков, отличающееся резко отрицательным, беспощадно обличительным тоном оценки – это ………….

  1. Назовите лиро-эпические жанры литературы. Приведите примеры.

  2. Назовите авторов «крылатых выражений»:

  1. «И вечный бой! Покой нам только снится!..»

  2. «На тарелочке с голубой каемочкой».

  3. «Если у тебя есть фонтан, заткни его ; дай отдохнуть и фонтану».

  4. «Ложь – религия рабов и хозяев»

  1. Определите героя произведения по словам, им произнесенным:

  1. «Да святится имя твое…»

  2. «В жизни всегда есть место подвигу»

  3. «Я в одной папиной книге… прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… Но главное, знаешь ли что? – Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть…»

  1. Напишите настоящие имя и фамилию писателей и поэтов, подписывавшихся следующими псевдонимами:

  1. Андрей Белый

  2. Серафимович

  3. Корней Иванович Чуковский

  4. Демьян Бедный

  5. Саша Черный

  6. Аврелий, Бакулин, Нелли

  1. Перечислите жанры лирики, которые использовал в поэме «Двенадцать» А Блок.

  1. Перу какого писателя принадлежат эти произведения? Какое название объединяет их:

  1. «Переход через Збруч», «Мой первый гусь», «Смерть Долгушова».

  2. «Родинка», «Чужая кровь», «Алешкино сердце».

  3. «Смарагд», «Натали», «Чистый понедельник».

  1. Каково было первоначальное название:

  1. романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  2. романа М. Шолохова «Поднятая целина»

  3. романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон»

  4. романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. Определите стихотворный размер:

  1. О тебе вспоминаю я редко,
И твоей не пленяюсь судьбой.

Но с души не стирается метка

Незначительной встречи с тобой. (А. Ахматова)


  1. Сладок запах синих виноградин…
Дразнит опьяняющая даль.

Никого мне, никого не жаль. (А. Ахматова)


  1. О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску. (С. Есенин)


  1. Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал… (А. Ахматова)


  1. Узнайте произведения по именам героев:

  1. Щ-845

  2. Вощев, Сафронов, Прушевский, девочка Настя

  3. Малиновый Евсюков, Марютка, поручик

  4. Кожух

  1. Какой факт биографии объединяет писателей А. Чехова, В. Вересаева, М. Булгакова, Гр. Горина.

  2. Напишите статью «Былина» для литературоведческого словаря.

  3. Дайте толкование стихотворению Бориса Слуцкого

Уходящее время

Время уходит, и даже в анализах крови

Можно увидеть: седеют косматые брови

Времени и опускаются властные плечи

Времени. Время времени – недалече.

Время уходит своим государственным шагом,

То горделиво, как под государственным флагом,

То музыкально, как будто бы гимн государства

Грянет немедленно , через минуту раздастся.

Но, если вдуматься, в том, что время уходит,

Важно лишь то, что оно безвозвратно уходит.

И что впоследствии никто не находит

Время свое, что сейчас вот уходит.

Время уходит. Не радуется, но уходит.

Время уходит, Оглядывается, но уходит.

Кепочкой машет.

Бывает, что в губы лобзает,

Но – исчезает! 1977

1

"...Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки".

2

Гоголь был странным созданием, но гений всегда странен: только здоровая посредственность кажется благородному читателю мудрым старым другом, любезно обогащающим его, читателя, представления о жизни. Великая литература идет по краю иррационального. "Гамлет" - безумное сновидение ученого невротика. "Шинель" Гоголя - гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный - не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое "заставляет задуматься", не поймут, о чем же написана "Шинель". Подайте мне читателя с творческим воображением - эта повесть для него.

Уравновешенный Пушкин, земной Толстой, сдержанный Чехов - у всех у них бывали минуты иррационального прозрения, которые одновременно затемняли фразу и вскрывали тайный смысл, заслуживающий этой внезапной смены точки зрения. Но у Гоголя такие сдвиги - самая основа его искусства, и поэтому, когда он пытался писать округлым почерком литературной традиции и рассматривать рациональные идеи логически, он терял даже признаки своего таланта. Когда же в бессмертной "Шинели" он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия.

Внезапное смещение рациональной жизненной плоскости может быть осуществлено различными способами, и каждый великий писатель делает это по-своему. Гоголь добивался его комбинацией двух движений: рывка и парения. Представьте себе люк, который открылся у вас под ногами с нелепой внезапностью, и лирический порыв, который вас вознес, а потом уронил в соседнюю дыру. Абсурд был любимой музой Гоголя, но, когда я употребляю термин "абсурд", я не имею в виду ни причудливое, ни комическое. У абсурдного столько же оттенков и степеней, сколько у трагического, - более того, у Гоголя оно граничит с трагическим. Было бы неправильно утверждать, будто Гоголь ставит своих персонажей в абсурдные положения. Вы не можете поставить человека в абсурдное положение, если весь мир, в котором он живет, абсурден; не можете, если подразумевать под словом "абсурдный" нечто, вызывающее смешок или пожатие плеч. Но если под этим понимать нечто, вызывающее жалость, то есть понимать положение, в котором находится человек, если понимать под этим все, что в менее уродливом мире связано с самыми высокими стремлениями человека, с глубочайшими его страданиями, с самыми сильными страстями, - тогда возникает нужная брешь, и жалкое существо, затерянное в кошмарном, безответственном гоголевском мире, становится "абсурдным" по закону, так сказать, обратного контраста.

На крышке табакерки у портного был "портрет какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки". Вот так и с абсурдностью Акакия Акакиевича Башмачкина. Мы и не ожидали, что среди круговорота масок одна из них окажется подлинным лицом или хотя бы тем местом, где должно находиться лицо. Суть человечества иррационально выводится из хаоса мнимостей, которые составляют мир Гоголя. Акакий Акакиевич абсурден потому, что он трагичен, потому, что он человек, и потому, что он был порожден теми самыми силами, которые находятся в таком контрасте с его человечностью.

Он не только человечен и трагичен. Он нечто большее, точно так же как фон его не просто нелеп. Где-то за очевидным контрастом кроется тонкая линия сродства. В его персоне тот же трепет и мерцание, что и в призрачном мире, к которому он принадлежит. Намеки на что-то, скрытое за грубо разрисованными ширмами, так искусно вкраплены во внешнюю ткань повествования, что гражданственно мыслившие русские совершенно их упустили. Но творческое прочтение повести Гоголя открывает, что там и сям в самом невинном описании то или иное слово, иногда просто наречие или частица, например слова "даже" и "почти", вписаны так, что самая безвредная фраза вдруг взрывается кошмарным фейерверком; или же период, который начинается в несвязной, разговорной манере, вдруг сходит с рельсов и сворачивает в нечто иррациональное, где ему, в сущности, и место; или так же внезапно распахивается дверь, и в нее врывается могучий пенящийся вал поэзии, чтобы тут же пойти на снижение, или обратиться в самопародию, или прорваться фразой, похожей на скороговорку фокусника, которая так характерна для стиля Гоголя. Это создает ощущение чего-то смехотворного и в то же время нездешнего, постоянно таящегося где-то рядом, и тут уместно вспомнить, что разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит от одной свистящей согласной.

3

Так что же собой представляет тот странный мир, проблески которого мы ловим в разрывах невинных с виду фраз? В чем-то он подлинный, но нам кажется донельзя абсурдным, так нам привычны декорации, которые его прикрывают. Вот из этих проблесков и проступает главный персонаж "Шинели", робкий маленький чиновник, и олицетворяет дух этого тайного, но подлинного мира, который прорывается сквозь стиль Гоголя. Он, этот робкий маленький чиновник, - призрак, гость из каких-то трагических глубин, который ненароком принял личину мелкого чиновника. Русские прогрессивные критики почувствовали в нем образ человека угнетенного, униженного, и вся повесть поразила их своим социальным обличением. Но повесть гораздо значительнее этого. Провалы и зияния в ткани гоголевского стиля соответствуют разрывам в ткани самой жизни. Что-то очень дурно устроено в мире, а люди - просто тихо помешанные, они стремятся к цели, которая кажется им очень важной, в то время как абсурдно-логическая сила удерживает их за никому не нужными занятиями - вот истинная "идея" повести. В мире тщеты, тщетного смирения и тщетного господства высшая степень того, чего могут достичь страсть, желание, творческий импульс, - это новая шинель, перед которой преклонят колени и портные, и заказчики. Я не говорю о нравственной позиции или нравственном поучении. В таком мире не может быть нравственного поучения, потому что там нет ни учеников, ни учителей; мир этот есть, и он исключает все, что может его разрушить, поэтому всякое усовершенствование, всякая борьба, всякая нравственная цель или усилие ее достичь так же немыслимы, как изменение звездной орбиты. Это мир Гоголя, и как таковой он совершенно отличен от мира Толстого, Пушкина, Чехова или моего собственного. Но по прочтении Гоголя глаза могут гоголизироваться, и человеку порой удается видеть обрывки его мира в самых неожиданных местах. Я объехал множество стран, и нечто вроде шинели Акакия Акакиевича было страстной мечтой того или иного случайного знакомого, который никогда и не слышал о Гоголе.

4

Сюжет "Шинели" чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) - в стиле, во внутренней структуре этого трансцендентального анекдота. Для того чтобы по достоинству его оценить, надо произвести нечто вроде умственного сальто, отвергнуть привычную шкалу литературных ценностей и последовать за автором по пути его сверхчеловеческого воображения. Мир Гоголя сродни таким концепциям в современной физике, как "Вселенная - гармошка" или "Вселенная - взрыв"; он не похож на спокойно вращавшиеся, подобно часовому механизму, миры прошлого века. В литературном стиле есть своя кривизна, как и в пространстве, но немногим из русских читателей хочется нырнуть стремглав в гоголевский магический хаос. Русские, которые считают Тургенева великим писателем или судят о Пушкине по гнусным либретто опер Чайковского, лишь скользят по поверхности таинственного гоголевского моря и довольствуются тем, что им кажется насмешкой, юмором и броской игрой слов. Но водолаз, искатель черного жемчуга, тот, кто предпочитает чудовищ морских глубин зонтикам на пляже, найдет в "Шинели" тени, сцепляющие нашу форму бытия с другими формами и состояниями, которые мы смутно ощущаем в редкие минуты сверхсознательного восприятия. Проза Пушкина трехмерна; проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир и открыл сто лет назад многие теории, позднее разработанные Эйнштейном. Если параллельные линии не встречаются, то не потому, что встретиться они не могут, а потому, что у них есть другие заботы. Искусство Гоголя, открывшееся нам в "Шинели", показывает, что параллельные линии могут не только встретиться, но могут извиваться и перепутываться самым причудливым образом, как колеблются, изгибаясь при малейшей ряби, две колонны, отраженные в воде. Гений Гоголя - это и есть та самая рябь на воде; дважды два будет пять, если не квадратный корень из пяти, и в мире Гоголя все это происходит естественно, там ни нашей рассудочной математики, ни всех наших псевдофизических конвенций с самим собой, если говорить серьезно, не существует.

5

Процесс одевания, которому предается Акакий Акакиевич, шитье и облачение в шинель на самом деле - его разоблачение; постепенный возврат к полной наготе его же призрака. С самого начала повести он тренируется для своего сверхъестественного прыжка в высоту, и такие безобидные с виду подробности, как хождение на цыпочках по улице, чтобы сберечь башмаки, или его смятение, когда он не знает, где находится - посреди улицы или на середине фразы, - все эти детали постепенно растворяют чиновника Акакия Акакиевича, и в конце повести его призрак кажется самой осязаемой, самой реальной ипостасью его существа. Рассказ о его призраке, снующем по улицам Петербурга в поисках шинели, отнятой у него грабителями, и в конце концов снявшем шинель с важного чиновника, который отказался помочь ему в беде, - этот рассказ может показаться поверхностному читателю обычной историей о привидениях, - к концу превращается в нечто, чему я не могу подыскать эпитета. Это и апофеоз, и dégringolade .

"Бедное значительное лицо чуть не умер. Как ни был он характерен в канцелярии и вообще перед низшими, и хотя, взглянувши на один мужественный вид его и фигуру, всякий говорил: "У, какой характер!" - но здесь он, подобно весьма многим, имеющим богатырскую наружность, почувствовал такой страх, что не без причины даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка. Он сам даже скинул поскорее с плеч шинель свою и закричал кучеру не своим голосом: "Пошел во весь дух домой!" Кучер, услышавши голос, который произносится обыкновенно в решительные минуты и даже <обратите внимание на частое повторение этого слова> сопровождается кое-чем гораздо действительнейшим, упрятал на всякий случай голову свою в плечи, замахнулся кнутом и помчался как стрела. Минут в шесть с небольшим <по особым гоголевским часам> значительное лицо уже был пред подъездом своего дома. Бледный, перепуганный и без шинели, вместо того чтобы к Каролине Ивановне, он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке, так что на другой день поутру за чаем дочь ему сказала прямо: "Ты сегодня совсем бледен, папа". Но папа молчал <тут пошла пародия на библейскую притчу> и никому ни слова о том, что с ним случилось, и где он был, и куда хотел ехать. Это происшествие сделало на него сильное впечатление <тут начинается снижение, та эффектная прозаизация, которую Гоголь любил пользовать для своих нужд>. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: "Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?"; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело. Но еще более замечательно то, что с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца: видно, генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам; по крайней мере, уже не было нигде слышно таких случаев, чтобы сдергивали с кого шинели. Впрочем, многие деятельные и заботливые люди никак не хотели упокоиться и поговаривали, что в дальних частях города все еще показывался чиновник-мертвец. И точно, один коломенский будочник видел собственными глазами <снижение от морализующей интонации к гротеску идет полным ходом>, как показалось из-за одного дома привидение; но, будучи по природе своей несколько бессилен, так что один раз обыкновенный взрослый поросенок, кинувшись из какого-то частного дома, сшиб его с ног, к величайшему смеху стоявших вокруг извозчиков, с которых он вытребовал за такую издевку по грошу на табак, - итак, будучи бессилен, он не посмел остановить его, а так шел за ним в темноте до тех пор, пока наконец привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: "Тебе чего хочется?" - и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: "Ничего", - да и поворотил тот же час назад. Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте".

Поток "неуместных" подробностей (таких, как невозмутимое допущение, что "взрослые поросята" обычно случаются в частных домах) производит гипнотическое действие, так что почти упускаешь из виду одну простую вещь (и в этом-то вся красота финального аккорда). Гоголем намеренно замаскирована самая важная информация, главная композиционная идея повести (ведь всякая реальность - это маска). Человек, которого приняли за бесшинельный призрак Акакия Акакиевича, - ведь это человек, укравший у него шинель. Но призрак Акакия Акакиевича существовал только благодаря отсутствию у него шинели, а вот теперь полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была его антитезой, - человека, укравшего шинель. Таким образом, повесть описывает полный круг - порочный круг, как и все круги, сколько бы они себя ни выдавали за яблоки, планеты или человеческие лица.

И вот, если подвести итог, рассказ развивается так: бормотание, бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск, бормотание, лирический всплеск, бормотание, фантастическая кульминация, бормотание, бормотание и возвращение в хаос, из которого все возникло. На этом сверхвысоком уровне искусства литература, конечно, не занимается оплакиванием судьбы обездоленного человека или проклятиями в адрес власть имущих. Она обращена к тем тайным глубинам человеческой души, где проходят тени других миров, как тени безымянных и беззвучных кораблей.

6

Как, наверное, уже уяснили себе два-три самых терпеливых читателя, это обращение - единственное, что, по существу, меня занимает. Цель моих беглых заметок о творчестве Гоголя, надо надеяться, стала совершенно ясна. Грубо говоря, она сводится к следующему: если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаждете понять, почему продрогшие немцы проиграли свой блиц, если вас интересуют "идеи", "факты" и "тенденции" - не трогайте Гоголя. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной для вас монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Там высокое напряжение. Доступ закрыт. Избегайте, воздержитесь, не надо. Мне хотелось бы привести здесь полный перечень запретов, вето и угроз. Впрочем, вряд ли это понадобится - ведь случайный читатель, наверно, так далеко и не заберется. Но я буду очень рад неслучайному читателю - братьям моим, моим двойникам. Мой брат играет на губной гармонике. Моя сестра читает. Она моя тетя. Сначала выучите азбуку губных, заднеязычных, зубных, буквы, которые жужжат, гудят, как шмель и муха-цеце. После какой-нибудь гласной станете отплевываться. В первый раз просклоняв личное местоимение, вы ощутите одеревенелость в голове. Но я не вижу другого подхода к Гоголю (да, впрочем, и к любому другому русскому писателю). Его произведения, как и всякая великая литература, - это феномен языка, а не идей. Мои переводы отдельных мест - это лучшее, на что способен мой бедный словарь; но если бы они были так же совершенны, какими их слышит мое внутреннее ухо, я, не имея возможности передать их интонацию, все равно не мог бы заменить Гоголя. Стараясь передать мое отношение к его искусству, я не предъявил ни одного ощутимого доказательства его ни на что не похожей природы. Я могу лишь положа руку на сердце утверждать, что я не выдумал Гоголя. Он действительно писал, он действительно жил.

Гоголь родился 1 апреля 1809 г. По словам его матери (она, конечно, придумала этот жалкий анекдот), стихотворение, которое он написал в пять лет, прочел Капнист, довольно известный писатель. Капнист обнял важно молчавшего ребенка и сказал счастливым родителям: "Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина". Но вот то, что Гоголь родился 1 апреля, это правда.

1 dégringolade - стремительное падение (фр.).


^ Олимпиада по литературе (школьный этап)

10-11 класс

2011-2012 учебный год


  1. Знание текстов художественных произведений.

  1. Перед вами сны литературных героев. Кому они снятся? Укажите произведение и его автора.

    1. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.
1.2 Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.

Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише,-- говорит она мне,-- отец болен при смерти и желает с тобою проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?" -- "Всё равно, Петруша,-- отвечала мне матушка,-- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..." Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся.

1.3 Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.


  1. ^ Узнайте произведение по концовке. Назовите автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    1. Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

    2. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
2.3 Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

  1. Историко-литературные задания.

  1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер (Максимальное количество баллов – 1 балл)

  2. Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 года знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением? (1 балл). Назовите основных авторов. (По одному баллу за каждый правильный ответ – максимально 2 балла)

  3. Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите журнал. (Максимальное количество баллов – 1 балл)
^ III. Знание теории литературы.

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас!

2. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). (Максимальное количество баллов – 4).


1. Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенный берега.

(А.Суворов)
2. Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

(В.Жуковский)

3. Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

(М.Лермонтов)

^ 4. Спокойствие пепла.

Кошка играет с шерстинкой.

Всё пройдёт.

5. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

(А.Пушкин)


6. Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

(А.Пушкин)
7. Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечёт.

(Г.Державин)

8. Пастушки, я позабываю

Часы, как я грустил, стеня,

Опять в свирель свою взыграю,

Опять в своих кругах увидите меня.

(А.Сумароков)


^ IV. Литература и другие виды искусства

1.В каких произведениях русских классиков персонажами являются цыгане? (По одному баллу за каждое правильно названное произведение)

^ V. Анализ поэтического текста.

Дайте интерпретацию стихотворения А.С. Пушкина « Что в имени тебе моем?...», используя следующие вопросы и задания:

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.


  • Охарактеризуйте облик лирического «я» в этом стихотворении.

  • Меняется ли он по ходу текста?

  • Какими способами создается настроение стихотворения?

  • Каков поэтический смысл ключевых образов стихотворения?

  • Как художественная структура текста помогает понять его содержание?
Всего 20 баллов (4 балла за ответ на каждый вопрос)

1.3 Упала в снег; медведь проворно

Её хватает и несёт;

Она бесчувственно-покорна;

Не шевелится, не дохнёт;

Он мчит её лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогий;

Кругом всё глушь, отвсюду он

Пустынным снегом занесён,

И ярко светится в окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум.

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идёт,

И на порог её кладёт.

2. Узнайте произведение по концовке. Назовите автора.

2.1.Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.

2.2.Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

2.3. Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

II. Историко-литературные задания.

1.Определите поэта по характеристике, данной Ю. Анненковым («Дневник моих встреч»).

1.1. [Он] сознательно совершенствовал топорность своих жестов, громоздкость походки, презрительность и сухость складок у губ. К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять надменные, колкие вспышки глаз, и это проявлялось особенно сильно, когда он, с самодовольным видом, подымался на эстраду для чтения (редкого по отточенности ритмов) своих стихов или для произнесения речей, всегда настолько вызывающих, что они непременно сопровождались шумными протестами…

1.2. Несмотря на свою громкую славу и на страшную эпоху войны и революции, [ее] поэзия… оставалась по-прежнему интимной, сохраняя аристократическую сдержанность и простоту своих форм. Именно в этом сказывалась гипнотическая сила ее стихов, благодаря чему строфы [ее], услышанные или прочитанные всего один раз, часто сохранялись в памяти на долгое время…

2.В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки: «дыр, бул щыл / убещур/скум/ вы со бу/ р л эз

III. Знание теории литературы.

Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Термин «палиндром» означает «слово, фраза или стих, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево».

б) «Онегинская строфа» имеет структуру ававссddeffegg

в) Моностих — это стихотворение, в котором рифмуются все строки.

г) Ода — в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором с музыкальным сопровождением; в эпоху классицизма — торжественное стихотворение, написанное в высоком стиле.

е) В стихах «Читал охотно Апулея, / А Цицерона не читал» выделенные курсивом слова — метафоры.

ж) Клаузула — ритмическое окончание, определяемое количеством безударных слогов после последнего ударного.

з) В стихах «Я видывал, как она косит: / Что взмах — то готова копна» использована стилистическая фигура гипербола.

и) Гротеск — стиль в искусстве и литературе, подразумевающий высшую степень жизнеподобия.

л) Стих «На берегу пустынных волн» — четырехстопный ямб

м) В верлибре обязательна строгая метрическая упорядоченность при отсутствии регулярной рифмовки.

IV. Литература и другие виды искусства

1.Объясните, кто те, чьи имена и фамилии встретились в стихотворении О. Мандельштама. (по 1 баллу за каждое названное имя)

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,

И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,

И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,

Считали пульс толпы и верили толпе.

Быть может. Прежде губ уже родился шёпот,

И в бездревесности кружилися листы,

И те, кому мы посвящаем опыт,

До опыта приобрели черты.

V. Анализ поэтического текста.

Афанасий Афанасьевич Фет

Среди звезд

Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,

Рабы, как я, мне прирожденных числ,

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл.

В венцах, лучах, алмазах, как калифы,

Излишние средь жалких нужд земных,

Незыблемой мечты иероглифы,

Вы говорите: "Вечность - мы, ты - миг.

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной

Ты думы вечной догоняешь тень;

Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился беззакатный день.

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где всё темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло