Народы среднего урала. Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала










































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность
Студентов Преподавателя
1 Организация начала занятия Подготовка студентов к работе на уроке Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

Выполненное домашнее задание.

Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми Актуализация опорных знаний.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Фронтальный опрос студен-тов по теме: “Аркаим – древ-ний город Урала” Пр.(2-3 сл.)

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подг.к осн. Этапурока Обеспечение мотива-ции студентов Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом). Знакомство с темой и целями урока.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” - 2 мин.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 мин.- пере мена.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Запись даты и темы урока в конспект.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Слайды презентации 7-34 новая тема “Коренные народы Урала”; 35-40 слайды “Освоение Урала и Сибири русскими”; 41-51 сл. “Народ-ный костюм”; 52-62 сл. “Тра-диционное жилище” + видео-фрагмент (сопровождается музыкальными фрагмен-ми).

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;
5 Первичная проверка понимания Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. Самостоятельное обобщение информации.

Участие во фронтальном опросе.

Фронтальный опрос;

Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6 Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в презентации.

Выполнение эскиза.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 62-66.

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7 Обобщение и систематизация зна ний 5 мин Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу, Участие в диалоге.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обсуждение символики выполненных орнаментов.

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Оценивание практических работ (орнамент, аппликация)

Самооценка работ.

Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9 Подведение ито-гов Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели. Участие в подведении итогов урока.

Приведение рабочее го места в порядок.

Подведение итогов урока

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

10 Домашнее задание Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания. Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Знакомство студентов с содержанием домашнего задания (слайд 70).

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).
  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа.Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно... Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.

Манси - народ, составляющий коренное население Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Жилище манси, посёлок Тресколье

Заготовка бересты

Нянькур - печь для выпекания хлеба

Лабаз, или Сумьях для хранения пищи

Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

Этот фильм снят по материалам экспедиции "Манси - лесные люди" "Команды Искателей Приключений (Екатеринбург). Авторы - Владислав Петров и Алексей Слепухин с большой любовью рассказывают о нелегкой жизни манси в постоянно меняющемся современном мире.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово "мамонт" предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).


Источники: 12,13 и 14 фото взяты из серии «Суйватпауль, весна 1958 года», принадлежат семье Юрия Михайловича Кривоносова, известнейшего советского фотографа. Он много лет работал в журнале "Советское фото".

Сайты: ilya-abramov-84.livejournal.com, mustagclub.ru, www.adventurteam.ru

Традиции народов Урала интересовали меня давно. Знаете, о чем я вдруг подумала? Весь Интернет наводнен блогами, постами и отчетами о путешествиях и исследованиях традиций европейских стран и народов. А если и не европейских, то все равно каких-нибудь модных, экзотических. В последнее время масса блогеров повадились просвещать нас о жизни в Таиланде, например.

Меня и саму манят суперпопулярные, невиданной красоты места (ах, моя любимая Венеция !). Но ведь народы заселяли любые уголки нашей планеты, иногда даже вроде и не совсем пригодные для жилья. И всюду обживались, обзаводились своими собственными ритуалами, праздниками, традициями. И ведь наверно эта культура каких-нибудь малых народов ничуть не менее интересна? В общем, я решила вдобавок к своим давним объектам интереса потихоньку добавлять новые, неизученные мною традиции. И сегодня возьму-ка я для рассмотрения… ну вот хотя бы это: Урал, граница между Европой и Азией.

Народы Урала и их традиции

Урал - многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.

Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться - препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.

Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.

Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал - это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:

«Все на Урале есть, а если чего нет, то значит - еще не дорылись».

Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.

Уральские самоцветы

Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.

Однако не стоит думать, что ремесла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции - это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми еще и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц.

Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале.

Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.

Каслинское литье из моей коллекции

Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:

  • Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а мое поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.
  • Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции народов Урала - думаю, объяснять ничего не надо.
  • Но вот про следующую фамилию - хочется подробней. Строгановы - род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века - баронов и графов Российской империи. Еще в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки. И даже - внимание! - в традиционные блюда Южного Урала фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова.

Различные традиции народов Южного Урала

Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «традиции народов Урала», я все же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах.

В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие:

  • Гостеприимство . Возведено у башкир в ранг национального культа. Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трех дней:).
  • Любовь к детям, стремление иметь семью - это также крепкая традиция башкирского народа.
  • Почитание старших . Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений!

Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось - это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И. И. Лепехиным именно у башкирского народа.

5 848

Всем известна Гардарика — страна городов, обнаруженная в степях на Южном Урале. А что же Средний, Северный Урал, Приуралье, Зауралье? А там археологами также обнаружены раскопы древних поселений. Неожиданно найден целый мир, созданный предками уральских народов в эпоху бронзы (конец 3 тысячелетия — 8-й век до н.э.), железа (по 9-й век н.э.) и раннего средневековья (10-13 века).

И главное — это развитая сеть протогородов, во многих из которых оседлая жизнь велась не одну сотню лет. Археологи доказали, что строительство городов на Урале происходило за тысячу лет до нашей эры.

Города древних уральцев имели одинаковую систему оборонительных сооружений. Они были разной площади от совсем маленьких до 10 квадратных километров. Самый большой пока обнаружен на Северном Урале в бассейне реки Туры. Там жили в 3-2 веках до Рождества Христова. А раскопки возле Сургута поразили весь ученый мир. На небольшом участке в 8-9 километров были найдены 60 древних городищ и сотни поселений, прилегающих к ним! Ученые считают в протогородах могли обитать 1200-3000 человек.

Археологи считают, что на Урале было три волны в строительстве городов. Такие всплески прауральской урбанизации.

Первая — это 8-6 века до н.э.,

вторая — 3-2 века до н.э. и

третья — середина первого тысячелетия н.э.

Установлено, что в эти периоды площадь городов увеличивалась в десятки раз за короткий период времени. Это было очевидно следствием резкого всплеска численности населения. Такие бурные исторические события никак не могли происходить в диком, первобытном обществе. Происходили какие-то серьезные миграции народов, они сопровождались военными столкновениями. Во всех древних захоронениях найдено много оружия. Например, в Прикамье древние воины наиболее часто использовали лук и стрелы, боевые топоры, мечи и кинжалы. Анализ показывает, что древние угры-уральцы были вооружены ничуть не хуже славян и других народов, а в чем-то и получше.

Археолог из Уфы В.Н.Васильев считает, что родина вооружения средневекового европейского рыцаря — степи Южного Урала. Это следует из раскопок «царских» курганов 4 века до н.э. Именно здесь появились первые воины-аристократы, катафрактарии. Металлические чешуйчатые доспехи, двустворчатые железные панцири, щиты со сплошным покрытием из металла. Длинное копье — длиннее трех метров снабжено наконечником, могущим пробивать любую защиту. Меч, лук со стрелами, кинжал довершают вооружение воина. Такое могучее вооружение говорит о наличии серьезного противника, а также о том, что общество могло себе позволить содержание таких дорогих дружин.

Раскопки показывают наличие плужного землепашества, развитого скотоводства — обнаружены остатки хлевов для стойлового содержания скота. Захоронения показывают глубокое расслоение по социальным слоям. например во второй половине I тысячелетия н.э. в бассейне реки Сылвы кроме княжеских выделяются захоронения военной верхушки, которые были профессиональными военными и никакой другой деятельностью не занимались. Уральское общество I тысячелетия н.э. было весьма военизировано. В Прикамье в пяти больших могильниках 5-9 веков н.э. из почти семисот захоронений в каждом шестом найдено оружие. А ведь в могилы укладывали именно те вещи, которыми наиболее всего пользовался умерший.

Повсюду на уральской земле в 10 веке, а кое-где и раньше появились хорошо укрепленные усадьбы. Это такие же феодальные замки как у волжских булгар и русских того времени.

На Урале имелось и сырье, и топливо для самостоятельного производства вооружений. Всем известны металлургические центры страны городов в степях Южного Урала, которым 5 тысяч лет. Но и в Прикамье и в Зауралье имелись древние традиции по добыче и переработке металлов. Уральские металлурги достигали большого мастерства. Они знали отливку в двусторонних литейных формах, ковку, сварку и наварку. Они знали закалку стали, а также могли паять медью… Изделия уральских металлургов обнаружены далеко за пределами Урала, то есть торговали с соседями.

В 12-15 веках определились этнические территории, об этом говорят даже арабские источники. Предки коми — вису, угры Зауралья — юра… В некоторых источниках их называют «страны» — страна и народ Вису.

Интересно, что в отличие от степных южноуральских протогородов эпохи бронзы, в более северных краях в эпоху железа имеется характерная деталь. Вокруг укрепленного городища, где жил вождь-князь с дружиной, строились многочисленные неукрепленные поселения. Так остяцкий князь Лугуй правил шестью городками. Вместе с окружающими селениями это было весьма внушительное по тем временам княжество.