Меццо сопрано певицы современные эстрадные. Рейтинг оперных див

СОПРАНО — (итальянское soprao, от sopra - над, сверх), самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и другие разновидности. Диапазон сопрано от до первой октавы до до третьей октавы.

В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано

Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако в оперном искусстве часто используется другая, более развёрнутая, классификация (от нижнего регистра — вверх)

Классификация По диапазону Тембрально Особенность тембра, краски
драматическое сопрано Плотный нижний регистр .
лирико-драматическое сопрано си малой октавы — до III октавы Плотный нижний регистр . Способность исполнять драматические и лирические партии .
лирическое сопрано до I октавы — до III октавы Нижний регистр несколько матовый, лучше звучит в верхнем регистре . Мягкость тембра, выразительность в кантилене.
лирико-колоратурное сопрано до I октавы — ми- фа III октавы . Прозрачность тембра, способность исполнять лирические и лирико-колоратурные партии.
Ноты головного звучания
колоратурное сопрано до I октавы — фа- соль# III октавы и выше Свобода звучания в верхнем регистре . Металллическая окраска тембра.
Ноты головного звучания
. Колоратурное сопрано более подвижное, чем лирико-колоратурное.

Беверли Силс (настоящее имя Белла Силвермен) — одна из крупнейших певиц XX века, «первая леди американской оперы». Обозреватель журнала «Нью-Йоркер» с необычайным воодушевлением писал: «Если бы я рекомендовал туристам достопримечательности Нью-Йорка, я бы поставил Беверли Силс в партии Манон на самом первом месте, значительно выше статуи Свободы и Эмпайр стейт билдинг». Голос Силс отличала необыкновенная легкость, а вместе с тем покоряющее слушателей обаяние, сценический талант и очаровательная внешность.

Очаровательна Силс в Веселой вдове Моцарта

Ария Casta Diva из оперы Беллини Норма - одна из самых трудных в репертуаре сопрано. И давайте сравним разных исполнительниц, которые решались петь эту арию.

Поет Беверли Силс


А вот поет эту арию великая Мария Калас

И, наконец, Монсерат Кабалье


А вот как эту арию поет Анна Нетребко


А это Галина Вишневская


Голоса итальянских певиц-сопрано отличаются яркостью тембра, большой насыщенностью, глубиной звучания. Прославленной итальянской певицей-сопрано была Амелита Галли-Курчи. После ее ухода со сцены звание «первого сопрано мира» оспаривали друг у друга Рената Тебальди и Мария Каллас.

Вот как поет Рената Тебальди

Рената Тебальди родилась 2 ноября 1922 года в Пезаро, в том же городе, что и Джоаккино Россини.
Как-то в одном интервью Тебальди попросили назвать крупнейшую певицу современности. Она ответила: «Разумеется, это я!», и несколько мгновений наслаждалась удивлением бестактного журналиста, который не ожидал от нее такого укола в адрес Каллас, а потом с улыбкой добавила: «Видите ли, во мне роста метр семьдесят четыре, можете ли вы назвать еще хоть одну сопрано выше меня?» По таким меркам Тебальди обгоняла большинство своих партнеров, некоторых даже на целую голову.

Джоан Сазерленд --величайшая австралийская оперная певица.лирико-драматическое сопрано с феноменальной вокальной техникой,которая поражала на протяжении многих десятилетий виртуозным владением как голосом,так и интерпретацией оперных партий... Она умерла 10 октября 2010 года в Женеве в возрасте 84 лет.

Леонтина Прайс (Price) (р. 1927) - американская оперная певица.

На вопрос, может ли цвет кожи мешать карьере оперного исполнителя, Леонтина Прайс отвечала так: «Что касается почитателей — им он не мешает. Но мне как певице — безусловно.


РЕНЕ фЛЕМИНГ - американская оперная певица, которую называют «золотым стандартом сопрано», «лицом сегодняшней Америки в области классического вокала» и «одной из немногих истинных суперзвезд нашего времени».


В опере "Евгений Онегин" Финальная сцена — вокальный, актерский и постановочный шедевр. Рене Флеминг - лучшая исполнительница Татьяны.

http://video.yandex.ru/users/zemlja-zarnetskaja/view/191

Мария Гулегина - одна из самых известнейших сопрано мира. После своего дебюта в Ла Скала в 1987 году певица нечасто бывает в России, ее график расписан на годы вперед. Она - желанный гость во всех оперных театрах мира: за время своей карьеры Мария пела в самых ярких постановках "Метрополитен-опера", Ковент-Гарден, в Токио, Египте, Вене, Париже.


Мария Агасовна Гулегина (наст. фамилия — Мейтарджян ) родилась в 1959 году. Свою профессиональную карьеру начала в оперном государственном театре в Минске, затем переехав в 1987 году в Европу, год спустя дебютировала в Ла Скала в роли Амелии в «Бал Маскараде» с Лучано Паваротти в постановке маэстро Гавадзени. Сила, теплота и искренность её голоса, и чудесные актёрские данные, сделали её желанным гостем в разных театрах мира. За время своей карьеры Мария пела в «Метрополитан Опера», «Ковент-Гарден», в Токио, Египте, Вене, Париже и многих мировых столицах…

Итальянка Барбара Фриттоли - оперная дива, знаменитая на весь мир. Ее называют шелковое сопрано Италии.Барбара Фриттоли родилась в Милане, училась в Консерватории Джузеппе Верди.Международная карьера началась в 1989 г. после дебюта в Театро Комунале во Флоренции в опере Букки “Il giuoco del barone”. Ее послужной список необычайно огромен. Наиболее знаменательными были выступления с Риккардо Мути


Анник Массис заслуженно считается первой сопрано Франции. Она владеет обширным репертуаром - от сочинений Генделя и Рамо до виртуозных партий эпохи бельканто, французской лирической оперы и сочинений ХХ века.


Ее голос — легкое, звучное сопрано с лучащимися верхами и необыкновенной юркостью, позволяющей пробегаться по трем октавам — чуть холодноват, как и холодновата она сама. Но опять же это придает ей чарующую схожесть со Снежной Королевой.

Удивительной красоты сопрано - Анита Черкуэтти (Anita Cerquetti) Ее имя мало известно в России.


На юбилейном вечере Елены Образцовой Каста Диву спела азербайджанская звезда Динара Алиева.

Голос Динары Алиевой покоряет красотой, ее пение восхищает глубоким бархатным тембром, вокал поражает мастерством. Меломаны, критики и пресса восхищаются артистическим дарованием и ярким сценическим мастерством артистки и оценивают ее талант как восходящую звезду мировой оперной сцены, обладающую харизмой и стилем в исполнении разнообразной музыки и репертуара.



Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli) - одна из самых востребованных и высокооплачиваемых оперных певиц мира.

На протяжении более двух десятилетий Чечилия Бартоли, несомненно, является одной из самых известных оперных певиц во всем мире. Каждая ее работа - будь то концертная программа, новая роль на оперной сцене, выпуск альбома звукозаписывающей компанией DECCA, с которой у певицы заключен эксклюзивный контракт, -вызывает огромный интерес.

Именно Чечилии Бартоли принадлежат невероятные «рекорды» - более 8 миллионов проданных альбомов, более 100 недель пребывания в международных поп-чартах. Ее многочисленные престижнейшие награды Golden Disc , четыре премии Grammy (США), десять премий Echos и одна - Bambi (Германия), две награды Classical Brit Awards (Великобритания), Victoire de la musique (Франция) и многие другие отражают огромный успех таких работ, как, к примеру, диск Opera proibita («Запрещенная опера»), а также сольные альбомы, посвященные А.Вивальди, К.Глюку, А. Сальери.

Чечилия Бартоли - кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», действующий академик Римской академии Санта-Чечилия, кавалер Ордена искусств и литературы (Франция), кавалер ордена «За заслуги» (Франция), почетный член Лондонской королевской академии музыки и Королевской академии музыки Швеции. Недавно Чечилия Бартоли была отмечена престижной итальянской наградой «Золотой Беллини» (Bellini d’Oro), Почетной Золотой медалью за заслуги в области искусства - одной из высочайших наград министерства культуры Испании. Кроме того, ей была вручена Золотая медаль города Парижа.

В 2012 году Чечилия Бартоли заняла пост художественного руководителя Зальцбургского фестиваля. Она-то и приметила .

2012 год ушел. И музыкальные критики единодушно признали Юлию Лежневу открытием года, одна из самых перспективных российских сопрано. Ее тембр называют перламутровым, а интерпретации барочной музыки уже сравнивают с эталонными. Родилась она в 1989 году в семье геофизиков в Южно-Сахалинске. С 5-ти лет начала учиться игре на фортепиано и пению. В 2004 году с отличием окончила музыкальную школу имени А.Гречанинова по классу фортепиано и вокала. С 14 до 18 лет обучалась в Академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по классу вокала и фортепиано.

Послушайте концерт Ю.Лежневой, а если я найду в ее исполнении Casta Diva, то выложу.

На вид Юлия какая-то фарфоровая, без эмоций. В этом смысле ей до Нетребко далеко.


В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог.

И.А. Гончаров «Обломов»

О чем эта ария Целомудренной девы?

Целомудренная Дева! Серебришь ты дивным взором
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.

Целомудренная Дева, укроти страстей горенье,
И умерь пыл дерзновенный
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.

В оригинале

Casta Diva, che inargenti
queste sacre antiche piante,
a noi volgi il bel sembiante
senza nube e senza vel...

Tempra, o Diva,
tempra tu de’ cori ardenti
tempra ancora lo zelo audace,
spargi in terra quella pace
che regnar tu fai nel ciel...

Fine al rito: e il sacro bosco
Sia disgombro dai profani.
Quando il Nume irato e fosco,
Chiegga il sangue dei Romani,
Dal Druidico delubro,
La mia voce tuonerà.

Cadrà; punirlo io posso.
(Ma, punirlo, il cor non sa.
Ah! bello a me ritorna
Del fido amor primiero;
E contro il mondo intiero...
Difesa a te sarò.
Ah! bello a me ritorna
Del raggio tuo sereno;
E vita nel tuo seno,
E patria e cielo avrò.
Ah, riedi ancora qual eri allora,
Quando il cor ti diedi allora,
Ah, riedi a me.)

Дословный перевод

О, целомудренная Богиня, что серебрит
эти священные древние растения
Обрати к нам свой лик прекрасный,
Без туч и без покрова

Умерь, Богиня,
Умерь пылкие души
Умерь также храброе рвение
Рассей мир на земле
И воцари его на небе

Закончи ритуал: и священная роща
Будет отчищена от скверны
Когда Божество, гневное и мрачное,
Потребует крови римлян
Из храма друидов
Мой голос загрохочет.

Падет! Я бы могла его наказать
Но, наказывать ли, не знает сердце

От первой верной любви
И против целого мира...
Защищу тебя.
Ах! Прекрасное ко мне возвращается
От этого лучика успокаиваюсь
И, живя в твоём лоне,
И родину, и рай обрету.
Ах, вернись то, что было тогда,
Когда сердце тебе отдала
Вернись ко мне.)

Эта опера редко исполняется не только у нас. А потому послушайте "Норму" Беллини в записи из венецианского театра Ла Феничи.


Как и весь мир, Беллини сам считал «Норму» шедевром. Случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, говорил он, это «Норма».

Действующие лица:

НОРМА, жрица храма друидов (сопрано)
ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец (бас)
КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы (сопрано)
ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии (тенор)
АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов (сопрано или меццо-сопрано)
ФЛАВИЙ, центурион (тенор)

Время действия: около 50 года до н.э. Место действия: Галлия.

Краткое содержание оперы:

Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

Несколько слов о Винченцо Беллини.

Его еще при жизни (1801-1835) называли творцом музыкальных мелодий. Он прожил всего 33 года, написав 11 опер, самая значительная из которых "Норма".

3 ноября 1801 года в Катании (Сицилии) в семье музыканта Розарио Беллини родился сын Винченцо. Ему было шесть лет, когда он сочинил свой «опус номер один». Мальчик занимался музыкой под руководством деда — Винченцо Тобиа, поскольку для серьезного обучения семья Беллини не имела средств. Однако Винченцо повезло — у него нашлась покровительница — герцогиня Элеоноре Саммартино.

Герцогиня обратилась с настойчивой просьбой к мужу, и тот порекомендовал Винченцо подать ему, губернатору провинции Катания, прошение о предоставлении стипендии, дабы помочь семье Беллини в расходах, необходимых для обучения их сына в Неаполитанской консерватории. То, чего не удавалось добиться в течение многих лет, решилось в несколько дней. В июне 1819 года Беллини был зачислен в консерваторию.

Через год состоялся экзамен, которого все ждали со страхом: он должен был решить судьбу каждого из учеников — кто из них будет оставлен в колледже, а кого отчислят. Испытание Винченцо выдержал блестяще и в качестве вознаграждения за успехи получил право продолжать учебу бесплатно. Это была первая победа Беллини.

Торжественное открытие театра Карло Феличе в Генуе состоялось 7 апреля 1828 года. На его сцене тогда была поставлена опера Винченцо Беллини «Бьянка и Фернандо»,...

На открытии театра «Карло Феличе» в Генуе на приеме Беллини познакомился с одной молодой, прекрасной, приветливой синьорой с прелестными манерами. Синьора отнеслась к музыканту «с такой добротой», что он почувствовал себя покоренным. В жизнь Беллини вошла Джудитта Канту из Турина.

Светская жизнь в салонах и растущая слава не раз толкали Беллини на любовные приключения, которые он считал «поверхностными и недолгими». Но этот бурный роман, начавшийся в апреле 1828 года, длился аж до апреля 1833 года. Целых пять лет переживаний, ошибок, уверток, сцен ревности, душевных страданий (не говоря уже о финальном скандале в доме ее мужа) «украшали» эту связь, лишившую музыканта покоя, — позже он без колебания назовет все это «адом».

Постановки опер Беллини часто сопровождались патриотическими демонстрациями: в условиях роста национально-освободительного движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политическое содержание.

Беллини — крупнейший мастер итальянского стиля бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Беллини совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.

Всегда Ваш В.Звонов

В музыкальной терминологии итальянское слово mezzo встречается очень часто, и на наш язык оно переводится как «наполовину, середина или средний», то есть что-то, находящееся между чем-то и чем-то.

Центральному голосу - центральные регистры

В данном конкретном случае это будет между контральто и сопрано. Все это женские певческие голоса. Находящийся в середине голос называется меццо-сопрано. Высокий женский голос называется просто сопрано, а низкий - альт. Каждый из голосов делится на лирический (верхний) и драматический (нижний). Часто сопрано трудно отличить от лирического меццо-сопрано, а драматическое сопрано от альта, есть и Специалистам знакомы нюансы, которые чаще всего зависят от певческих школ. Русские преподаватели вокала считают меццо-сопрано самым трудным для постановки голосом, но и самым богатым оттенками звучания. Зарубежные школы самым трудным голосом считают тенор. Поскольку женский певческий голос меццо-сопрано находится в середине, то полноту звучания он обретает в среднем регистре, его основной диапазон - малая-вторая октавы, от «ля» до «ля». Деление по полу и диапазону считается основным, хотя существует множество систем квалификации голоса и манеры исполнения. Учитывают его силу, виртуозность, подвижность и отчетливость. У мужчин голоса делятся на тенора, баритоны и басы.

Отечественные звезды

Меццо-сопрано присущи мягкость, объемность и насыщенность. Русская певческая школа, одна из лучших в мире, богата национальными традициями, гениальными исполнителями, громадным количеством непревзойденных оперных партий для каждого голоса. Русские певицы с голосом меццо-сопрано конца XIX и начала XX века принесли России всемирную славу. А. Нежданова, Н. Забела-Врубель, У. Цветкова, В. Петрова-Званцева - гордость отечественного вокала. XX век богат именами певиц, обладающих именно меццо-сопрано. К ним относятся Ирина Архипова и Зара Долуханова, Тамара Синявская и Надежда Обухова, Елена Образцова и Любовь Казарновская. Относился к меццо-сопрано и голос Людмилы Зыкиной.

Диапазоны певиц

К сожалению, в разных источниках голоса некоторых певиц относят к разным диапазонам. Может быть, это потому, что им под силу петь разные партии. Так, например, Любовь Казарновская, обладающая великолепным сопрано, исполняет партию Кармен (эта партия оговорена изначально для сопрано, меццо-сопрано и контральто) и считается лучшей исполнительницей этой роли. Происходит это потому, что петь нехарактерные для голоса партии позволяет диапазон голоса, которым обладает актриса. Голос любого обычного человека охватывает полторы октавы, певец же должен брать хотя бы чуть более двух, а женские певческие голоса часто захватывают около трех октав. Миру известны феноменальные голоса. Има Сумак одна из таких певиц. О возможностях ее голоса спорят до сих пор - поклонники утверждают, что ей под силу были пять октав, в том числе и партии меццо-сопрано. Диапазон Имы Сумак был невероятно широк.

Оперные солистки с мировыми именами

К современным отечественным солисткам, обладающим конкретным меццо-сопрано, относятся Елена Образцова и Лариса Дядькова, поющая в Мариинском театре. Кроме отечественных оперных див, миру известны следующие звезды меццо-сопрано: Агнес Бальтса, каммерзенгер (камерный певец, особое почетное звание) Венской государственной оперы; лауреат премии «Грэмми», солистка Цюрихской оперы и «Ла Скала» итальянская певица Чичилия Бартоли. Обладают меццо-сопрано певицы из Швеции - Анна Софи фон Оттер и Малена Эрнман. Очень популярны американские оперные дивы - Фредерика фон Штаде, Джойс ди Донато и Сьюзен Грэм. Также необходимо отметить из Латвии, Веселину Казарову из Болгарии, Ангелику Киршлагер из Австрии и Вальтруду Майер из Германии.

Лучшие из лучших

Все вышеперечисленные певицы - звезды первой величины на оперном небосклоне.

Списков, перечисляющих мировых звезд, существует множество, все они составляются по определенному признаку - то солисты театров, то наши современницы, А вот список певиц, обладающих меццо-сопрано, всех времен и народов:

  • Елена Образцова - народная артистка СССР.
  • Надежда Обухова - заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РСФСР.
  • - вокалистка группы Epica.
  • - финская оперная и хэви-металл певица.
  • - народная артистка СССР.

Знаменитые партии

Всегда все композиторы писали партии для этого удивительного голоса - меццо-сопрано. Это такие классические арии, как графиня из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», его же Лаура в «Иоланте» и Ольга в «Евгении Онегине». Джузеппе Верди в нескольких своих бессмертных произведениях написал такие партии, как Эболи в опере «Дон Карлос», Амнерис в «Аиде», Финена в «Набуко» и Азучена в «Трубадуре» - Верди любил этот голос. У Гаэтано Доницетти, в его знаменитой опере «Лючия де Ламмермур», партия Алисы написана для меццо-сопрано. Голосом этим же поет Далила в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, Золушка в одноименной опере и Розина в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини, Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе, Клитемнестра в «Электре» Рихарда Штрауса. У Моцарта в «Свадьбе Фигаро» партии Марцелины и Керубино - меццо-сопрано. У Вагнера и Массне в «Кольце Нибелунгов» и «Вертере» соответственно основные женские партии написаны для этого голоса. У русских знаменитых композитов - А. С. Даргомыжского в «Каменном госте» Лаура, у Н. А. Римского-Корсакова в «Царской невесте» Любаша, у М. П. Мусоргского в «Борисе Годунове» Марина Мнишек - все они поют меццо-сопрано. Певицы современные партии в мюзиклах исполняют с большим удовольствием, потому что они очень быстро приносят мировую славу. Партии для меццо-сопрано есть в «Кошках», «Чикаго», «Звуках музыки» и многих-многих других. Партии для этого голоса присутствуют и в опереттах Иоганна Штрауса, и Жака Оффенбаха.

Талантливая молодежь

Следует отметить молодых талантливых певиц. Красавица Нино Сургуладзе обладает удивительным меццо-сопрано и плюс еще неординарным актерским талантом. Солистка «Новой Оперы», лауреат нескольких конкурсов Юлия Минибаева с блеском исполняет все партии на сцене этого удивительно популярного Московского театра. Анна Синицина, тоже солистка «Новой оперы», обладает удивительным, обволакивающим меццо-сопрано и великолепно исполняет партию Керубино из «Свадьбы Фигаро» и куплеты Зибеля из «Фауста».

В этом театре очень много молодых талантливых певиц, и в нем регулярно проходят концерты под названием «Меццо-сопрано на сцене Новой Оперы». К талантливым отечественным певицам можно отнести Елену Семякову и Ольгу Де. Совсем недавно в России выступала молодая американская певица, номинантка премии «Грэмми», обладательница красивого меццо-сопрано Кирстен Ганлогстон. Она выступала в сопровождении Омского симфонического оркестра на закрытии его сезона.

Партия Кармен как проверка мастерства певицы

В конце необходимо отметить одну из самых знаковых оперных партий для этого голоса - несравненную Кармен. Сама опера - кульминация творчества Жоржа Бизе. Партию Кармен мечтает исполнить любая оперная певица. Эта роль становится оценкой творчества. Начиная с первой исполнительницы, Селестины Галли-Марье, все последующие после оперы «Кармен» приобретали мировую известность. Самой опере и ее героине посвящалось много произведений - она потрясала поэтов и художников. Александр Блок написал следующие строки: «… и кровь бросается в ланиты, и слезы счастья душат грудь перед явленьем Карменситы…» На этот цикл под названием «Кармен» поэта вдохновила одна из прекраснейших исполнительниц партии Кармен, звезда Санкт-Петербурга времен Блока, кумир молодежи, певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас, обладательница чистого прекрасного меццо-сопрано.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Очень часто можно услышать такой вопрос: чем отличается меццо-сопрано от драм.сопрано?
Так уж сильно меццо от крепких и темных сопрано не отличается.
Хороший пример-Ирина Гордей,солистка Мариинки,сопрано,рядом с которой многие меццо звучат как лирическое сопрано.
Главное отличие - неспособность меццо держать высокую тесситуру (я имею в виду не отдельные высокие ноты,а именно общую тесситуру),и наоборот способность хорошо держать низкую тесситуру от которой сопрано устают.
Еще есть разница в тембре:меццо бархатнее,плотнее.
Но хочется сказать о разнице в русских и зарубежных меццо.
Я стажировалась за рубежом и обсуждала там эту проблему. Сами иностранные педагоги и певцы говорят о том, что в России по природе низких женских голосов намного больше. В Европе дефицит низкого женского голоса решают за счет крепкого сопрано с хорошим низом,их ведут как меццо. А по русским меркам - это драмсопрано. Самим певицам это тоже выгоднее:сопрано очень много,конкуренция большая.
Но в России мы обязаны петь русскую оперу,для нее голос должен быть темнее.Представьте себе Хованщину в исполнении А.Бальтса или Ч.Бартоли!

По поводу проблем с постановкой голоса:у меццо от природы напряг с верхом.Надо очень грамотно и много работать над ним.
Обратите внимание на крайний верх хороших русских меццо (Архипова,Синявская,Бородина,Дядькова...)- он как бы "морковкой".
К верху голос заужается,нет объема,тогда как у сопрано верх объемный,с шапочкой.
На мой взгляд наши педагоги делают много ошибок при работе с меццо.
Начинают сильно притемнять голос (а то вдруг на экзамене девушка заробеет и потеряет часть тембра,комиссия скажет,что она сопрано и поругает педагога за то,что неправильно ведет).
Очень мало внимания уделяют головному резонатору,а у меццо по природе голова меньше отвечает,чем грудь.
Сама часто слышала:ты меццо,давай,рычи,надо больше тембра,объема...
Требуют от молоденьких девушек такой же плотности,как у зрелой Ларисы Дядьковой.
И начинаются проблемы:форсирование,перерасширивание,глубление голоса,заваленные нижние ноты,потеря верха...
Огромное количество меццо-сопрано наши педагоги спускают в унитаз,и не несут при этом никакой ответственности.

А в чём же разница между меццо-сопрано и контральто?
Действительно,меццо-сопрано и контральто - это не одно и тоже.
Все вокруг знают,что сопрано бывают колоратурные,лирические,лирико-драматические,драматические.
А вот про меццо думают,что этот голос должен петь все: от Флоры и Дорабеллы до Ратмира.
На самом деле меццо тоже бывает высокое,центральное,низкое и контральто, и для каждого из этих голосов существует свой репертуар.
Коронный репертуар контральто - это Ратмир,Ваня,Дуэнья и Ульрика.
Этот репертуар требует от певицы очень темного,плотного и мощного голоса.Послушайте в этих произведениях солистку Мариинки Ларису Дядькову (только не пытайтесь ей подражать).
Так вот проблемы в обучении контральто,в основном и возникают из-за такого репертуара и эталона звучания:низкого,темного и мощного.
Молодое контральто нельзя притемнять,расширять,уплотнять искусственно.Голос приобретает свою темноту, плотность и мощность с возрастом и вокальным стажем. Не могут и не должны молодые девушки звучать как зрелая Лариса Дядькова.

А как же работать над диапазоном певца?
Над диапазоном надо грамотно и кропотливо работать.
Да,бывают ситуации,когда приходит ученик с определенным диапазоном и соответствующим диапазону качеством и тембром голоса.
В этом случае можно озвучить тип голоса.
Но, в основном, на начальном этапе занятий приходят люди с неразвитым голосом и диапазоном,если возраст ученика достаточно юный,то имеет место недоразвитый вокальный аппарат и общая анатомия.В таком случае при грамотной работе голос будет развиваться и развиваться,а в какую сторону (наверх или вниз) покажет время.
Сама лично не раз сталкивалась с учениками (даже 25 летними),которые были уверены,что они-меццо,т.к. им казалось,что низ они поют легко,а наверх выходить трудно.На самом деле это были лирические сопрано,неправильно наученые,без верха и с обыкновенным сопрановым низом.Через несколько уроков появлялся верх и петь в сопрановой тесситуре становилось удобно.И ощутив на практике,что такое УДОБНО,они уже сами понимали,что не являются меццо-сопрано.
Действительно,ошибок при определении типа голоса очень много.Кстати,немало существует и меццо-сопрано (в училищах и консерваториях) у которых от природы хороший верх и их ведут как сопрано.До профессиональной сцены они обычно не доходят!


В пении должны быть одинаково активно задействованы и грудной и головной резонаторы.Излишнее увлечение грудным резонатором,искусственное притемнение голоса (этим особенно грешат русские меццо-сопрано) и приводят к "заглубленному" звучанию.
По поводу перерасширивания: голос должен быть сфокусирован,натянут,а не вываливаться из певца "толстой колбасой"
(извините за грубость).
Когда певец взрослеет,умнеет,мудреет,то при наличии педагогического таланта,слушая собственные записи,можно заметить свои недостатки и попытаться их исправить.
Но я совершенно ответственно заявляю,что оперному певцу всю жизнь необходимо постороннее хорошее ухо!


Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь.
В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Различают голос певческий. бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества голоса певческого., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

Определяющие качества голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Важное качество голоса певческого - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения.Голос от природы имеет регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный голос певческий. должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.
Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:

    Женские голоса:

    • сопрано
    • меццо – сопрано
    • контральто

Мужские голоса:

    • тенор
    • баритон
    • дискант - голос мальчиков
Женские голоса подразделяются на:

Колоратурное сопрано - самый высокий женский голос. (диапазон: до первой октавы - фа третьей октавы.) Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.

Оперные партии: Царица ночи (Волшебная флейта), Кукла (Сказки Гофмана), Снегурочка (Снегурочка).

Лирическое сопрано -(диапазон: до первой октавы - до, рэ третьей октавы.)Голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всем диапазоне.
(Оперные партии: Виолетта (Травиата), Иоланта (Иоланта), Маргарита (Фауст).

Лирико - драматическое сопрано - более объемный,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто.
Оперные партии: Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).

Драматическое сопрано - сильный, объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.
Оперные партии: Тоска (Тоска) ,Абигаиль (Набукко), Турандот (Турандот).

Лирическое меццо - сопрано - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон: ля малой октавы - ля, си второй октавы).
Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)

Центральное меццо-сопрано - крупный, плотный,сильный голос.
Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина),
Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).

Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи,фиоритуры и рулады.
Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).

Контральто - самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами.
Оперные партии: Ратмир (Руслан и Людмила), Кончаковна (Князь Игорь),
Ольга (Евгений Онегин), Ульрика (Бал маскарад).

Лирический тенор - серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до первой - си, до третьей).
Оперные партии: Ленский (Евгений Онегин), Левко (Майская ночь), Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник).

Лирико-драматический тенор - более спинтовый и плотный голос.
Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич (Князь Игорь).

Драматический тенор - объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный.
Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).

Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы).
Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан(Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).

Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос.
Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).

Высокий бас - обычно характерный, подвижный,комический.
Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).

Центральный бас - крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной регистр.
Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон Карлос), Рене (Иоланта), Кончак (Князь Игорь).

Бас-профундо - очень низкий, грудной, объемнейший голос.
Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

Певческие регистры

1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы.
(Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет).
2. Средний регистр: I октава (сим-ре2).
(Потенциальный участок соединения грудного и головного голосов).
3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше.
(Женщины имеют грудной, средний (медиум - mixt) и головной).
4. Суперголовной регистр - участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а так же дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си2 и выше.

Диапазон

Диапазон определяется набором звуков, которые можно спеть голосом (определить диапазон ученика).
Диапазон – это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

Тесситура

Тесситура - это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону.
Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки - значит тесситура высокая и т. д.

Тембр - это окраска голоса (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д.). По тембру можно найти каждому голосу свой цвет, так же, как по типу окраски звуков, воспроизводимых на инструменте (фортепиано), используя теплые и холодные тона.
Например:
По опросу детей по определению цвета звуков на протяжении многих лет у большинства детей определялись одни и те же цвета на звуки:
нота фа1 - желтый цвет(теплый),
нота соль - зеленый цвет (ласковый),
нота ля - красный цвет (устойчивый, густой),
нота си - голубой цвет, почти что насыщенный синий (летящий, иногда сравнивают с журчащим ручьем.),
нота до2 - белый цвет,
нота ми1 - синий, иногда говорят сиреневый цвет (холодный),
нота ре1 - коричневый цвет (единогласно)-(густой, теплый),
нота до1 - черный цвет.

Высокая позиция звука

Именно ощущение “головы” придает пению высокую позицию, полетность.
“По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову”, - говорят итальянские мастера пения

Вибрато

Вибрато - это периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона

Дикция

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа

Голос меццо-сопрано редко встречается в природе, но зато имеет очень красивое, сочное и бархатистое звучание. Найти певицу с таким голосом – большая удача для преподавателя, этот голос имеет широкое применение на оперной сцене, и в различных направлениях музыки.

Меццо-сопрано с красивым тембром проще поступить в музыкальные учебные заведения, а в дальнейшем найти работу в оперном театре, ведь певиц с меццо-сопрано всегда не хватает и их не так много, как женщин с высокими певческими голосами.

Из статьи вы узнаете, как формируется прекрасный женский голос и где можно найти ему достойное применение.

Чем отличается меццо-со прано от других голосов

В итальянской школе так называют голос, который раскрывается на терцию ниже драматического сопрано. В переводе на русский язык «меццо-сопрано» означает «немного сопрано». Он имеет красивое бархатистое звучание и раскрывается не на верхних нотах, а на среднем участке диапазона, от ля малой октавы до ля второй.

При пении более высоких нот богатый, сочный тембр меццо-сопрано теряет характерную окраску, становится тусклым, резким и бесцветным, в отличие от сопрано, голос которых начинает раскрываться на верхних нотах, приобретая красивое головное звучание. Хотя в истории музыки известны примеры меццо, которые могли не терять своего красивого тембра даже на верхних нотах и легко пели сопрановые партии. В итальянской школе меццо может звучать как лирико-драматическое или драматическое сопрано, но по диапазону быть ниже этих голосов примерно на терцию.

В российской оперной школе этот голос отличается сочным и богатым тембром, иногда напоминая контральто – самый низкий голос у женщин, который может петь теноровые партии. Поэтому меццо-сопрано с недостаточно глубоким и выразительным тембром относят к сопрано, что часто составляем много трудностей для этого голоса. Поэтому многие девушки с такими голосами уходят в эстраду и джаз, где могут петь в удобной для себя тесситуре. Сформированное меццо-сопрано можно разделить на лирическое (близкое к сопрано) и драматическое.

В хоре лирические меццо-сопрано поют партию первых альтов, а драматические – вторых вместе с контральто. В народном хоре они исполняют партии альтов, а в эстрадном и джазовом направлении меццо-сопрано ценится за красивый тембр и за выразительные низкие ноты. Кстати, многие современные исполнительницы на зарубежной эстраде отличаются характерным меццо-сопрановым тембром несмотря на другую подачу звука.

Основными отличиями меццо-сопрано от других голосов являются следующие признаки:

  1. На верхних участках диапазона меццо-сопрано становиться невыразительным и теряет красивый тембр. Сопрано на этом участке диапазона только набирает красоту и выразительность голоса (примерно от соль первой октавы до фа второй).
  2. Диапазон от до-ре второй октавы до фа может оказаться вообще не рабочим, что не характерно для сопрано.
  3. Низкие ноты не представляют трудностей и звучат красиво и глубоко, в отличие от сопрано, которым трудно петь эти ноты. Иногда на таких нотах, как ля и соль малой октавы сопрано теряет выразительность голоса и эти ноты почти не звучат.

Почему меццо-сопрано трудно определить

Этот голос больше других вызывает споры преподавателей, потому, что выявить у детей и подростков его очень трудно. формируется позже других голосов , поэтому девушек с несформировавшимся голосом в хоре ставят во второе и даже в первое сопрано, что для них представляет большие трудности и может вообще отбить интерес к занятиям. Иногда высокие детские голоса после переходного возраста приобретают характерное меццо-сопрановое звучание, но чаще меццо-сопрано получаются из альтов. Точно определить меццо-сопрано можно к 18 или 19 годам . Но и тут преподаватели могут ошибиться.

Дело в том, что не все меццо-сопрано имеют яркий и выразительный бархатный тембр, как у оперных певиц. Часто они звучат красиво, но неярко в первой октаве и после неё только потому, что их тембр не такой сильный и выразительный, как у знаменитостей мирового масштаба. Оперные голоса с таким тембром нечасто встречаются в природе, поэтому девушек, не соответствующих оперных требованиями автоматически относят к сопрано. Но на самом деле у них просто недостаточно выразительный для оперы голос. В этом случае решающим будет диапазон, а не тембр. Вот почему меццо-сопрано трудно определить с первого раза.

У детей до 10 лет уже можно предположить дальнейшее развитие меццо-сопрано по грудному тембру и неразвитому верхнему регистру голоса. Иногда, ближе к переходному возрасту, высота и выразительность голоса начинает снижаться и при этом расширяться грудной регистр голоса. Но точный результат будет виден уже после 14 или 16 лет, а порой и позже.

Известные певицы – СПИСОК

Меццо-сопрано востребовано не только в опере. В народном пении, джазовом и эстрадном направлении есть много певиц с таким голосом, тембр и диапазон которого позволяют найти женщинам достойное применение. Конечно, у эстрадной певицы труднее определить размах голоса и доступные ему тональности, но по тембру можно выявить характер голоса.

Эстрадные певицы с меццо-сопрано отличаются глубоким грудным звучанием голоса. Окраска этого голоса хорошо слышна у таких певиц, как Слава, Наталья Орейро и Надежда Грановская.