Леонардо да винчи иоанн креститель. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре

Мы решили сравнить двух гениев мирового изобразительного искусства - Андрея Рублёва и Леонардо да Винчи.

Бог и природа

Начать сравнение следует с мировоззрения двух мастеров. Два больших художника – они, в первую очередь, два мыслителя, чьи представления о мире воплотились в творчестве.
Андрей Рублёв считается одним из ярких представителей исихазма на Руси. Исихасты практиковали неустанный контроль за своими помыслами, постоянную внутреннюю молитву, которая должна очистить ум и сердце и приблизить молящегося к Богу. «Царствие Божие внутрь вас есть», - говорится в Библии, и целью исихастов было – духовно «увидеть» Бога. «Скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь - сдвинется» - таков был их принцип.
Леонардо да Винчи считается ярким представителем западноевропейского Возрождения, «универсальным человеком». Отрицая догматы схоластики, не приемля строгие религиозные догмы, в частности, высмеивая грозного Савонаролу, да Винчи нашёл другой смысл в жизни – природу. Оттого интересы его не ограничивались одной лишь живописью. Если Рублёв стремился познать и запечатлеть Бога, да Винчи достиг совершенства в изображении природы.

Инок и инженер

Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. Одним из первых достоверных сведений об Андрее Рублёве являются слова о его постриге в монахи, который иконописец принял в Троице-Сергиевом монастыре при преподобном Никоне Радонежском. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем. А Леонардо да Винчи сам не считал себя художником: несмотря на то, что он окончил мастерскую Верроккьо, где даже превзошёл в мастерстве учителя, своей основной профессией да Винчи считал инженерное дело. Живопись была для него таким же важным, интересным, но побочным занятием, как увлечения музыкой или искусством сервировки стола.

Благовещение

«Благовещение» - одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи. Библейский сюжет художник трактует довольно традиционно: у порога своего дома сидит Дева Мария и читает Библию, установленную на мраморную подставку. В нескольких шагах от неё с лилией в левой руке, преклонив колено, стоит крылатый архангел Гавриил. Богоматерь и престольный ангел изображены как богатые современники да Винчи, девушка и юноша. Кажется, что сюжет здесь менее интересен автору, чем возможности, которые открывают для него композиция и перспектива. С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины.


В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации. Город, находящийся позади двух фигур, автору практически не интересен: почти такие же строения можно встретить и на других иконах данного типа. Однако сила воздействия его работы куда больше. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен). Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней. Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу. Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость. И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух.

«Мадонна Бенуа» и копия Владимирской Богоматери

Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» - трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. Юная мать, умиляясь, держит на руках упитанного малыша, который с серьёзным лицом разглядывает цветок, похожий по форме на крест. Принадлежность данной картины кисти итальянского мастера была доказана Бернардом Беренсоном в 1912 году. Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа»… Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи».


В начале XV века Андрей Рублёв написал копию с чудотворной иконы Владимирской Богоматери. В противоположность да Винчи, он не старался «оживить» образы, сделать их реальнее. Для него важнее было показать отношения матери, которая знает о судьбе своего ребёнка, и младенца. Она склоняется к нему, а Он прижимается к Ней. Они неотрывно смотрят друг другу в глаза.

Иоанн Креститель

Пожалуй, наиболее очевиден контраст между работами да Винчи и Рублёва – в образах Иоанна Предтечи. Фигура на иконе из иконостаса Успенского собора во Владимире, её взгляд, её поза – потрясают. Образ одновременно и сдержан, и эмоционален. Иоанн Предтеча стоит прямо, но склонив голову и сильно изогнув всё тело. Он задумчив, мудр, праведен и чист.


Иоанн Креститель Леонардо да Винчи списан с его красавца-ученика (и, возможно, любовника) Салаи. Не на золотом, как рублёвский Предтеча, а на по-рембрантовски темном фоне стоит женоподобный юноша, воздев палец в традиционном для Иоанна Крестителя жесте. На лице его лукавая улыбка. Английский искусствовед Уолтер Патер заметил, что она «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Спас и «Спаситель мира»

Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр. В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе». Сфумато – это своеобразная дымка, которой автор окутывает предметы, смягчая тем их очертания. Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. Наиболее четко изображена правая рука, которая ближе всего к нам, а также изумительно выписанная прозрачная сфера в левой руке.


От «Спаса» Андрея Рублёва сохранился лишь небольшой фрагмент. Не осталось никаких деталей – один только лик Христа. Но (возможно) тем сильнее, тем поразительнее воздействие этого образа. Здесь нет и не может быть никакой дымки. Кажется, что на нас с деревянной доски смотрит Сам Бог.

Пророка Иоанна Господь призвал для проповеди еврейскому народу, сказать о пришествии Иисуса Христа. «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). “Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Лук.3:16). Но Иоанн крестил и Иисуса Христа.


Иоанн обличал пороки всех людей, за что навлёк на себя гнев царя Ирода. Иоанн не боялся говорить о связи царя с женой брата Иродианой, которая была для него ещё и племянницей. Но Ирод не мог просто убить его, так как боялся гнева народа. Иродиана ещё больше чем Ирод ненавидела Иоанна. И на дне рождения Ирода Соломия, дочь Иродианы, танцевала так, что Ирод пообещал выполнить любое её желание. И по совету своей матери она потребовала принести ей на блюде голову Иоана Крестителя. Обещание было выполнено.

Этот сюжет был популярен в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи также не обошёл его стороной. Но эта картина отличается от других его творений. Леонардо использовал глубокий пейзаж (Джоконда, портрет Джиневры Бенчи, Мадонна в гроте, даже на таких картинах как Мадонна Литта в окне мы видим пейзаж). На этой картине фон тёмный. Многие искусствоведы считают, что в образе Иоанна нарисован ученик да Винчи. Леонардо порывает здесь с классическим стилем.

Картина писалась около четырёх лет. На ней изображён женоподобный мужчина. У него округлые плечи, женственное мягкое лицо, вьющиеся волосы, и опять та же манящая улыбка. Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. Но выгладит он далеко не как святой. Дживелегов пишет следующее по этому поводу: «Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Этот - совсем иной». Также исследователь отмечает, что «в техническом отношении «Иоанн Креститель» продолжает то, что Леонардо нашел и осуществил в полной мере еще в «Джоконде».

"Иоанн" - великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». По словам Б.Р. Виппера «Но леонардовское сфумато есть нечто большее, чем внешняя среда; оно словно пронизывает тело насквозь, согревает его своей живительной силой, заставляет теплую кровь заиграть под кожей. С помощью сфумато Леонардо хочет проникнуть во внутреннюю жизнь предмета, раскрыть его душу, узнать тайну его божественной красоты. Леонардовское сфумато, таким образом, служит не только формальным живописным целям, но и духовному воздействию на зрителя».

Под сфумато подразумевают - мягкость живописной манеры, тональных переходов. Этот термин ввёл сам да Винчи, записи которого сохранились в «Трактате о живописи».

Масло/Доска (1516)

Описание


Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки...

«Иоанн Креститель» - картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще (например, «Женский портрет» Нерокко ди Ланди) и Леонардо да Винчи в частности («Мона Лиза»), целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато.
Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря», «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.

Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи, очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя столько тайн и загадок, что на их изучение понадобится еще не одно столетие. На этот раз сюрприз исследователям творчества знаменитого живописца преподнесла его картина «Иоанн Креститель» .

Другой Иоанн

Надо сказать, что полотно само по себе необычно как в манере исполнения, так и по сюжету. Во-первых, большинство портретов, созданных художником, за редким исключением, имеют в качестве фона пейзаж («Джоконда», «Мадонна с гвоздикой»). Фон картины «Иоанн Креститель» - глубокий черный.

Более того, ни один подробнейший анализ картины с помощью самых современных приборов не помог исследователям обнаружить следы мазков кисти - даже на микроуровне поверхность картины абсолютно гладкая.

Теперь что касается сюжета. Большинство художников, изображавших Иоанна Крестителя, видели его (особенно в иконописи) суровым, изможденным мужчиной, в чьих глазах, казалось, сосредоточена вся боль мира и страдания за род людской. И только лишь у да Винчи Иоанн - это холеный откормленный юноша с двусмысленной ухмылкой, и в глазах его читаются не страдания, а откровенный порок.

А о том, что перед нами именно Иоанн Креститель, а не молодой кутила и распутник, говорит только небольшой крест в его левой руке. Кстати, натурщиком художнику послужил его любимый ученик Салаи, который, по одной из версий, служил моделью и для «Моны Лизы».

Если взять зеркало

Но последние, более тщательные исследования картины показали, что, кроме Иоанна Крестителя, художник создал на полотне портрет еще одного странного, непонятного и, скорее всего, неизвестного его современникам существа. Но зато существо это хорошо знакомо благодаря творчеству фантастов жителям XXI века.

Судите сами: огромные глаза, сужающийся к подбородку череп, мощный лоб, узкая щель рта и отсутствие носа. Правильно! Перед нами - канонический, если можно так сказать, портрет инопланетянина. Точнее, половина портрета. Но целое изображение гостя из космоса можно получить, если поднести к картине зеркало.

Подобный прием часто использовался художниками, скрывающими в своих картинах зашифрованную символику.

Правда, чтобы обнаружить инопланетянина, одного зеркала мало. Его портрет так тщательно замаскирован, что увидеть его можно только с помощью компьютерной обработки изображения путем равномерного осветления фона.

Если немного "дорисовать" изображение лица, то перед нам окажется почти типичный "серый", только с рогами на голове

Зачем знаменитому живописцу понадобилось прятать в своей картине внеземную форму жизни? Во-первых, Леонардо да Винчи был большим любителем подобных тайных символов, неоднократно использовал их в своих произведениях. А так как далеко не все эти символы поощрялись церковью, их приходилось тщательно прятать.

Но почему портрет инопланетянина так похож на растиражированный современным кинематографом образ, почему именно его художник замаскировал в своем полотне и, самое главное, откуда вообще в XVI веке живописцу могла прийти мысль о существовании внеземной формы жизни - на эти вопросы пока нет ответа.

Лувр хранит большую часть известных работ Леонардо да Винчи, и, что немаловажно, - самые ценные.

Названия с кратким описанием

В просторных залах галереи выставлены следующие произведения:

  • «Мадонна в скалах;
  • «Благовещение»;
  • «Прекрасная Ферроньера»;
  • «Иоанн Креститель»;
  • «Вакх»;
  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом»;
  • «Мона Лиза».

«Джоконда», она же «Мона Лиза» - одна из известнейших и загадочнейших картин в мире. Идентифицировать женщину, изображенную на ней, не смогли до сих пор. Восхитительная незнакомка на полотне 1503 года удивительно улыбается, а её глаза, кажется, следят за зрителем. Сегодня портрет оценивается в 50 миллиардов долларов.

«Мадонна в скалах» 1486 года изображает Марию в окружении двух маленьких ангелов, а также юного Иоанна Крестителя. Девушка заботливо положила правую руку на одного из малышей, левую держит над другим. Дети словно играют, Иоанн наблюдает за ними с легкой усмешкой и нежностью. На фоне отчетливо видны отвесные скалы, придающие картине некую тревогу, контрастируя с тёплыми образами.

Женский портрет под названием «Прекрасная Ферроньера», написанный в 1490-1495 гг, предлагает насладиться красотой молодой девушки, обращенной к зрителю вполоборота. Её взгляд пронзительный и строгий, а губы крепко сомкнуты. Такая холодность идёт вразрез с чарующей внешностью, что определённо придаёт работе свою «изюминку».

Произведения «Иоанн Креститель» 1514-1516 гг и «Вакх» 1510-1515 гг были срисованы с одного натурщика, который являлся да Винчи учеником. Его звали Салаи, он провёл рядом с мастером около 20 лет, и многие историки даже сегодня спорят про природу взаимоотношений преподавателя и ученика.

Считается, что они всё же являлись любовниками – уж слишком женственен Иоанн и Вакх, а в их взглядах читаются страсть и таинственность. К тому же, зрителю почти физически передаются нежные, тёплые чувства, которые художник явно испытывал к натурщику.

Полотно «Анна с Мадонной и младенцем Христом», которое считается незаконченным, было начато в 1508 году. Гений посадил Марию на колени Анне - её матери, а младенца Иисуса практически усадил на руки Мадонне. Композиция описывает известное в Италии изречение «mise en abyme», что означает «эффект лона», когда следующее поколение сидит на лоне, благодаря которому появилось.

«Благовещение». Леонардо да Винчи написал данное полотно в 1475 году. Сюжетом была выбрана часть Евангелия, повествующая про возвещение о будущем рождении Спасителя.