Курсовая. Где находится паб-клуб

Адрес: Нижний Новгород , ул.Алексеевская, 29/25 Телефон: 419-37-68

Время работы: 10.00 — 01.00, птн 10.00 — 02.00 сб 12.00 – 02.00 вск 12.00 – 01.00 (Кухня с 12.00 до 00.00)

Одной строкой: Хобгоблин, Белхавен, Гримберген, Шоколад стаут доброжелательно, уютно

Про ирландский паб «Кельтский дом « я могу написать не много, был здесь всего несколько раз. Но и умолчать о таком уютном клубном заведении будет преступлением перед гостями Нижнего Новгорода, да и перед некоторыми жителями, любящими хорошее вкусное пиво . Этот арт паб, с моей точки зрения, похож на модные нынче «семейные» моно кафе и привлекает, в первую очередь, атмосферой. Ассортимент пива не очень широк, зато, что называется, эксклюзивен. Это заведение еще называют иногда «Шемроком», в виду того, что оно имеет отношение к бару «Shamrock», которое когда-то давным-давно было на Покровке (тут не далеко) «под кинотеатром» Орленок.

Актуальный набор пива и время работы (слегка плавает) смотрите в «ВКонтакте»: http://vk.com/celtic_pub.

UPD 2016 Паб «реинкарнировал» в «29/25». По большому счету, ничего не изменилось. Набор пива примерно тот же: бывают интересные сорта, которые редкие для НН. Чуть-чуть обновилась обстановка и, похоже, кухня. Но… в общем, может нам просто не повезло, все, то есть совсем все, было жутко переперчено. Пока не решаемся еще раз проверить, хотя бутылочку «харвестоуна» можно бы зайти, выпить.

Кельтский дом: Шемрок

В первых же строках ответим «за пиво» . Здесь мы познакомились с « » и «Double chocolate stout», за что премного благодарны. Крайний раз пили «Belhaven» и «Hobgoblin», а вообще, как я понял, в последнее время этот irish pub тяготеет к продукции английской пивоварни “Wychwood” (Вичвуд). Что можно сказать, пиво, однозначно, вкусное. Замечу, правда, что выпил кружку «Хобгоблина» в другом ирландском пабе Нижнего Новгорода « », а потом в «Кельтском доме» и они показались разными. Не могу точно сказать, где лучше — там ярче горечь, здесь мягче вкус. С учетом того, что перед этими пабами мы пили в « » «ихнее» сладковатое пиво, чуть больше предпочтений в тот вечер я бы отдал «хобгоблину» в harat’s, но на объективность не претендую.

Какие еще сорта появляkbcm в «домике»: Гинесс, Смисвикс, Мальц энд Хопфен…

Белхавен бэст мне почему-то не глянулся, мой выбор – более яркие вкусы. «Страшилу» пока нигде, кроме как в «кельтском доме», не встречал, но и здесь еще не заценил. Dark Age покупал в магазине пенных напитков «Белое и черное» и второй раз «встретил» его в этом паб-клубе. Так что, кому хочется редкого на нижегородских просторах пива, можете попробовать обнаружить таковое в ирландском пабе на Алексеевской. Причем, цена на этот импорт чуть-чуть ниже (290 рублей), чем в «харатс пабе» или, к примеру, в «юнион джеке».

Обстановка, повторюсь, здесь клубная , неформальная. Два небольших зала в полуподвале (или, по другому, в цоколе) вместят, наверное, до 50 человек. Стены украшены бирдекелями, шарфами, дартсом и прочей «артибутикой». В данном случае, проще посмотреть фото, которые мы сделали в пабе.

Еда вкуснее , чем в ирландском пабе на Варварке. (Невольно получается сравнивать именно с «harat’s pub»ом, так как оба называют себя ирландскими:) и пересекаются немного пивным меню. Гренки за 150, супы от 180. Для пивного бара не дорого. Есть «пивная» и «мясная» тарелки на компанию за 550 и 450 рубликов. Особо много здесь не кушали, все таки заходим сюда именно за пивом:), так что и рекомендовать, и отговаривать по поводу «поесть», не буду.

Я не любитель такого время препровождения, но нужно отметить, что в «Кельтском доме» периодически проводят ирландские «вечеринки» с танцами и живой музыкой. Подробнее можно прочитать в группе «вконтакте» vk.com/celtic_pub, что там намечается, если соберетесь посетить это место.

ИТОГ . Продолжим следить за тем, какое пиво появляется в «ирландском домике» и будем заходить, познакомиться с новыми, для нас, сортами. Ну и вариант, зайти после того, как посидели, покушали в каком-нибудь кафе на Большой Покровской, за вкусным пивом, так же не отменяется.

Где находится паб-клуб

Кельтский дом находится на пересечении улиц Алексеевская и Грузинская. Ближе всего находятся остановка маршрутки номер 4, когда она двигается к площади Минина или трамвайная на Большой Покровской. Не так уж далеко идти и от Варварской, с одноименной остановки.

На самом деле, недалеко от любой площади «центрального нижегородского треугольника»: Горького, Минина и Пожарского, Свободы. Маршруты, проходящие через Варварку или Алексеевскую:

  • Трамваи 1, 2, 21
  • Автобусы 1, 3, 38, 40, 58, 61
  • Троллейбусы 13, 17, 31, 9
  • Маршруткит34, т4, т41, т47, т51, т6, т60, т7, т71 (Каргин), т72, т85, т97, т98

Единственной чертой вероучения друидов, известной античным авторам, была вера друидов в бессмертие души. Диодор отождествляет ее с пифагорейским учением:

«У них [кельтов] распространено мнение Пифагора, по которому души людей бессмертны и по истечении определенного количества лет снова возвращаются на землю, проникая в другие тела».

В начале I в. н. э. римский писатель Валерий Максим передавал рассказ о том, что кельты были настолько убеждены в бессмертии человеческих душ, что одалживали друг другу деньги, которые будут выплачены в Другом Мире.

«Я бы назвал их безумными, – писал Валерий Максим, –если бы эти одетые в штаны варвары не верили в то же самое, во что верил грек Пифагор».

1) Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне.

Страбон говорит о существовании бардов и филидов:

«У всех галльских племен, вообще говоря, существует три группы людей, которых особенно почитают: барды, предсказатели и друиды. Барды – певцы и поэты; предсказатели ведают священными обрядами и изучают природу; друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и этикой»(1).

Положение бардов было более скромным, но зато и более устойчивым. В Ирландии барды не обладали политическим влиянием, но зато христианизация Ирландии никоим образом не ухудшила их положение. Барды как были, так и остались поэтами, певцами, музыкантами.

Третья категория служителей культа – филиды (в Галлии такое же общественное положение занимали ваты). По некоторым версиям, филиды составляли отдельный орден, некогда отделившийся от ордена друидов. Само слово «филид» означает «ясновидец». Основной их функцией было прорицание и совершение жертвоприношений. Кроме того, филиды были законоведами и государственными мужами, поэтами и рассказчиками, а в качестве знатоков топографии и родословных Ирландии они занимали место ученых-историков при всех королевских и княжеских дворах. В Ирландии филидам принадлежала судебная власть. Под именем судей-брегонов они упоминаются в Ирландии вплоть до XVII в. Закон, по которому судили филиды, был традиционным и передавался без помощи письменности. Во главе филидов стоял единый начальник, называвшийся риг-филид. Один из риг-филидов, Дубтах, сыграл важную роль во введении христианства в Ирландии. В 438 г. на съезде влиятельных людей и священнослужителей Ирландии, где было решено уничтожить в народных обычаях все несовместимое с христианством, именно Дубтах рассказывал об ирландских законах. Филиды заключили союз с епископатом, что позволило им сохранить свое значение и после введения христианства(2).

Положение женщин

О положении ирландских женщин нам известно из сборников законов, согласно которым женщина наравне с мужчиной могла заключать договоры от своего имени, обращаться в суд, наследовать имущество.

2) Надежда Широкова. Мифы кельтских народов

Женщине, как и мужчине, полагался выкуп за нанесенное оскорбление и определялась «цена чести» - в зависимости от ее общественного положения. Женщины имели право не только выбирать себе мужа, но и разводиться по собственной инициативе, а после развода - возвращать свое имущество, которое в браке считалось общим для обоих супругов. По свидетельствам античных авторов, точно так же могли выходить замуж и разводиться галльские женщины. Одобряемых обществом причин для развода было много: например, если муж не мог исполнять супружеский долг или был слишком толстым и неуклюжим. Если же мужчина не мог иметь детей, то женщине позволялось общаться с другими мужчинами в целях продолжения рода, а потом возвращаться к супругу, который по закону считался отцом ребенка. Развод одобрялся и в случае, если мужчина был излишне болтлив и рассказывал о своей жене то, что другим знать не полагалось. Правда, и мужчины смело могли требовать развода, если жена изменяет, избавляется от нежеланного прибавления в семействе, ворует, если она не может выкормить ребенка молоком или плохо выполняет хозяйственные обязанности.

Ирландские законы признавали десять одобряемых разновидностей сожительства. Выходить замуж женщине разрешалось с 14 лет, и она могла выбирать любой вариант брака. Например, был так называемый «союз с приходящим мужчиной», что-то вроде того, что в наши дни условно называется гостевым браком, когда мужчина время от времени приходит к женщине с разрешения ее родственников, хотя согласие рода на общение женщины с мужчиной было не обязательным. Вполне законным считался брак, при котором женщина уходила к мужчине без разрешения родственников, и брак, при котором женщину тайно от родственников похищал возлюбленный (1).

Как сообщают источники, галльский мужчина мог иметь несколько жен, одна из которых была главной.

Противоестественным считалось изнасилование, за которое полагалось серьезное наказание, и союз двух умалишенных.

Хотя как считают историки, несмотря на равные права в теории, на практике ведущую роль в обществе играли мужчины: как это бывало в любом обществе во все времена - одно дело иметь права и другое - или воспользоваться. И тем не менее кельтские женщины мало в чем уступали мужчинам (2).

2)

У древних бриттов власть доставалась мужу царицы, и кто в данный момент являлся ее мужем, тот и считался царем. А кто будет мужем - решала она сама. Для древних бриттов, ирландцев, а возможно, и для остальных кельтов сама идея того, что королем можно стать, женившись на королеве, была вполне приемлемой, иногда дело доходило до гражданский войны за право быть супругом царицы. Но исторических примеров подобного рода немного.

Кельтские женщины были неустрашимыми воительницами.

Римский историк Аммиан Марселин писал: «Целая армия врагов не могла совладать с одним кельтом, если он призывал на помощь свою голубоглазую жену, обладающую огромной силой» (1).

Диодор Сицилийский в «Исторической библиотеке» отмечал, что у кельтов

«жены не только ростом одинаковы с мужчинами, но и подобны им духом».

В Ирландии только в VII веке, когда христианство уже прочно укоренилось, в сводах законов появился запрет для представительниц так называемого слабого пола участвовать в сражениях. Этот запрет нам известен благодаря «Закону Адомнана», где в довольно мрачных тонах описывается женщина-воительница недавнего прошлого (2):

«Вот работа, которую должна была исполнять лучшая женщина, - идти в битву, на поле битв, на собрания и в военный лагерь, на поединок и в ополчение ранить и убивать. На одном плече она несет сумку с едой, а на другом - свое дитя. Деревянное копье висело у нее за спиной. Тридцати футов длиной было оно, на одном конце его помещался железный крюк, которым она хватала за волосы другую женщину из войска противников. Ее муж стоял за ней и держал в руках палку, подгоняя жену в битву. Ибо в то время головы женщин и две их груди брали как трофеи».

Известны имена женщин-полководцев. Самая знаменитая из них - Боудикка, правительница бриттского племени икенов, обитавших на восточном побережье острова Британии, в 60–61 гг. н. э. возглавила антиримское восстание.

1)Кельты анфас и в профиль. Анна Романовна Муратова

2) http://www.bratishki.ru/v3/1/kelts/45kelt

Началась ее история с того, что она стала женой царя Пратсотага. После смерти мужа царица сама стала править икенами, и вот тут-то и начались большие неприятности. Покойный Пратсотаг перед смертью завещал свое царство римскому императору, полагая, что представители римской администрации будут на его стороне и поддержат двух его дочерей, которые, по замыслу царя, и должны были управлять его народом. Отметим тут же, что для бриттов, как и для других кельтов, сама мысль, что власть можно завещать дочерям, а не родственникам мужского пола, была вполне естественной и ни у кого из местных не вызывала вопросов. Римляне власти дочерей правителя не признали. Они немедленно конфисковали земли у местной знати и жестоко поглумились над вдовой и дочерьми царя. Девушек изнасиловали, а саму Боудикку высекли плетьми. Такого обращения женщины не стерпели, и Боудикка возглавила восстание против римлян. Вот как Тацит рассказывает о ее пламенных речах:

«Боудикка, поместив на колеснице впереди себя дочерей, когда приближалась к тому или иному племени, восклицала, что британцы привыкли воевать под предводительством женщин, но теперь, рожденная от столь прославленных предков, она мстит не за потерянные царство и богатства, но как простая женщина за отнятую свободу, за свое избитое плетьми тело, за поруганное целомудрие дочерей. Разнузданность римлян дошла до того, что они не оставляют неоскверненным ни одного женского тела и не щадят ни старости, ни девственности. Но боги покровительствуют справедливому мщению: истреблен легион, осмелившийся на битву; остальные римляне либо прячутся в лагерях, либо помышляют о бегстве. Они не выдержат даже топота и криков столь многих тысяч, не то что их натиска и ударов. И если британцы подумают, сколь могучи их вооруженные силы и за что они идут в бой, они убедятся, что в этом сражении нужно победить или пасть. Так решила для себя женщина; пусть же мужчины цепляются за жизнь, чтобы прозябать в рабстве» (Тацит, Анналы, 35).

Разумеется, после такого обращения мужчины хватались за оружие. По описаниям античных историков Боудикка производила сильное впечатление: высокий рост, громкий голос, устрашающий облик, густые ярко-рыжие волосы, достигавшие бедер, - чем не богиня войны?(2).

1) Геннадий Левицкий. В плену страстей: женщины в истории Древнего Рима.

(на http://www.istorya.ru/book/womenofrome/index.php )

2) http://www.bratishki.ru/v3/1/kelts/45kelt

Боудикка - королева иценов.

Британцы «под предводительством женщины царского рода Боудикки (ведь применительно к верховной власти над войском они не делают различия между полами) все как один поднялись против нас, – повествует Тацит. – Истребив рассеянных по заставам воинов и захватив приступом крепости, они ворвались в колонию, видя в ней оплот поработившего их владычества римлян, и, упиваясь яростью и своим торжеством, расправились с побежденными, не упустив ни одной из жестокостей, какие только в ходу у варваров».

Захватывая римские города, бритты мстили, зверски издеваясь над римскими женщинами, платя за унижение предводительницы, в потом совершали жертвоприношения богине Андрасте (1).

Светоний собрал всех, кого можно поставить в строй, и решился дать сражение Боудикке.

«В его распоряжении оказались четырнадцатый легион с вексиллариями двадцатого и подразделения вспомогательных войск из размещенных поблизости – всего около десяти тысяч вооруженных» (2).

1) http://www.bratishki.ru/v3/1/kelts/45kelt

2)Тацит "Анналы". Книга XIV.(на http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tacit/10.php)

Очень небольшие силы, но у римлян не было иного выхода, кроме как победить. На этот раз им предстояло сражаться не за родину или за добычу, а за собственные жизни.

«Столь же стремительным был натиск воинов вспомогательных войск; ринулись на неприятеля и всадники с копьями наперевес, смявшие преграждавших им путь и оказывавших сопротивление. После этого остальные враги обратились в бегство, которому, однако, мешали расставленные повсюду и загромождавшие проходы телеги. Наши воины истребляли противника, не щадя и женщин; к грудам человеческих тел добавлялись и трупы пронзенных дротиками и копьями лошадей. Одержанная в тот день победа не уступает в блеске и славе знаменитым победам древности. Ведь было истреблено, как утверждают некоторые, немногим менее восьмидесяти тысяч британцев, тогда как мы потеряли около четырехсот убитыми и не намного более ранеными. Боудикка лишила себя жизни ядом»(1).

Воспитательство и побратимство

Типичной чертой кельтского общества было воспитательство. Оно также существовало в гэльской Шотландии до XVIII века как общепризнанный обычай. Сыновей из семей мелкой знати обычно посылали жить и воспитываться в дома более могущественных аристократов; здесь их учили основам военного дела и всему остальному, чем следовало владеть знатному человеку. Это давало господину дополнительную власть над клиентами – ведь под его контролем были их сыновья. В древнеирландской традиции связь между приемным сыном и приемным отцом была особенно близкой и искренней, а отношения между теми, кто воспитывался вместе, считались почти священными (2).

Об обычае воспитательства Цезарь говорит: «В остальных своих обычаях они отличаются от прочих народов главным образом тем, что позволяют своим детям подходить к себе при народе не раньше достижения ими совершеннолетия или воинского возраста и считают неприличным, чтобы сын в детском возрасте появлялся на публике при отце»(3).

Ребенок, отданный на воспитание, возвращался к своему отцу только после окончания обучения и, естественно, не мог в это время сопровождать его на публике. Девочек также посылали к приемным родителям, где они учились шить и вышивать.

1)Тацит "Анналы". Книга XIV.

3) Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне.

Мальчиков учили плавать, ездить верхом, пользоваться пращой и играть в такие игры, как фидхелл и брандуб. Плата приемным родителям могла быть разной в зависимости от ранга самого ребенка. В Ирландии мальчиков, очевидно, возвращали родителям в возрасте 17 лет, в то время как девочки отправлялись домой в 14 лет. Приемные дети были обязаны поддерживать своих приемных родителей в старости. Связь между детьми, воспитанными в одном доме, была очень близкой.

Хозяйственная деятельность

Экономической базой кельтского общества были земледелие и скотоводство.

Возделывались все виды зерновых - пшеница, ячмень, рожь и овес. Кроме того, культивировались свекла и репа, лен, конопля, затем лук, чеснок, некоторые виды овощей и растения, необходимые для получения красителей. С середины II в. до н.э. началось возделывание винограда и оливок(1).

Зерно хранилось в особых складских ямах, вырытых в земле по соседству с домом или прямо во дворе. Переработка зерна в муку начиная со II в. до н.э. производилась на вращающихся мельницах небольших размеров, состоящих из двух круглых жерновов.

Вспашка производилась плугом с железным треугольным лемехом, охватывавшим дерево ползуна двумя загнутыми полукруглыми лопастями. У серпов, также железных, сначала лезвие и черешок составляли одну дугу, но в дальнейшем черешок был отогнут под углом к лезвию.

Из зерновых возделывали главным образом ячмень, из которого варили кашу, пекли хлеб и приготовляли пиво. Аристократия использовала хлеб в небольших количествах.

Афиней упоминает о гастрономических предпочтениях кельтов:«Пища их – немного хлеба и много мяса, вареного и зажаренного на углях или рожнах… Те из них, что живут по рекам и по побережью внутреннего и внешнего моря, питаются печеной рыбой, приправляя ее солью, уксусом и тмином».

Земледелие в Галлии приносило значительные доходы и страна считалась богатой(2).

1)Ян Филипп Кельтская цивилизация и её наследие (на http://lib.rus.ec/b/181099/read ).

2)Энн Росс Кельты-язычники. Быт, религия, культура

Кельтское понятие собственности на землю во время экспансии означало коллективную оккупацию вновь занятой земли. Эта завоеванная земля делилась между племенами, а затем внутри племени(1).

Соотношение между собственностью на землю кельтов, с одной стороны, и коренного населения, с другой, нам не известно. Однако несомненно, судя по археологическим материалам, что коренное население продолжало вести хозяйство на своей прежней земле, хотя результаты его труда, по крайней мере частично, служили экономической базой господствующего слоя. Можно сделать заключение, что пришлые кельты на части земли вели хозяйство сами; об этом свидетельствуют и признаки перемещения населения внутри страны.

Границей между племенами (особенно в Галлии) были пустопорожние земли, понятие границы отождествлялось с понятием пустыря или леса. Такие пограничные области между племенами служили также местом общих собраний или торговых сделок

Французский ученый Г. Губерт предполагает, что на западе существовали два типа собственности: пахотная земля, принадлежащая семье, и пахотная земля, принадлежащая общине в целом. В Ирландии земля долго принадлежала племени, которое и разделяло ее между семьями. В Галлии незадолго до римского завоевания большая часть земли принадлежала знатным собственникам.

Некоторые поля были точно определены или огорожены, другие оставались открытыми; размеры их различны. В особенности в Британии и Ирландии был распространен обычай окружать земельные участки рвами или различными заборами. Систему разделения земли на отдельные поля и клинья часто называют кельтской, хотя она возникла гораздо раньше кельтов(2)

Важную роль играло скотоводство, которое в некоторых областях, например, в гористых районах Рейна или в Ирландии, имело первостепенное значение. Большую часть года стада паслись на лугах и пастбищах, летом перегонялись на более высокие места. Разводились главным образом свиньи, крупный рогатый скот, овцы и лошади.

1)Энн Росс Кельты-язычники. Быт, религия, культура

2)

Свиноводство базировалось на наличии дубовых зарослей. Однако и охота на диких вепрей, кабанов (наряду с охотой на оленей и других диких животных), была весьма распространена; зубы кабанов, обычно окованные и обработанные в виде подвесок, являлись гордостью и украшением знати и клались в могилу.

Сравнительно широко в Галлии было распространено овцеводство. Шерсть кельтских овец славилась даже в Риме. Выращивалось также много лошадей; согласно Тациту, галльская конница высоко ценилась еще в римскую эпоху. Галлия снабжала римские армии на Рейне как тягловыми, так и верховыми лошадьми(1).

В Ирландии скотоводство занимало главное место в хозяйстве. Господствовал крупный рогатый скот, как правило, составлявший 90-97 % в домашних стадах. Древнего ирландца связывали с его скотом особого рода узы. При отдаче скота в долг требовалось потом возвратить именно этих животных и никаких других, хотя бы равных им по качеству.

Стада принад­лежали «большим семьям» и включали в себя максимум несколько десятков животных. Только у вождя племени их могло быть до сотни. А на тысячи считали лишь при уплате ежегодной дани одного королевства другому.

Тип скотоводства можно охарактеризовать как переходное от полукочевого отгонного к осед­лому загонному или полустойловому, когда животные почти все время находятся под откры­тым небом при беспривязном их содержании.

Количество скота определяло и социальный статус человека, головы домашних животных выполняли некоторые функции денег. Первона­чальной формой дани вождю являлись тоже подношения либо скотом, либо продуктами скотоводства.

В древней ирландской литературе 14 отдельных повестей посвящены рейдам грабителей чужого скота и героям отстаивания собственного. В других сагах похищения скота тоже занимают почетное место. Из-за подобных событий часто возникали войны(2).

1)http://www.ref.by/refs/33/31748/1.html

2)В. Г. Безрогов Скотоводство в Древней Ирландии(на http://ocrtxt.narod.ru/ ).

Дома.

Большая часть кельтского населения жила в деревнях среди полей.

Дома строились из дерева и крылись соломой. Кельтские дома в плане были круглыми или прямоугольными. Круглые дома предпочитали в Западной Европе: они были обычными в Испании и Португалии. Круглые дома мы находим в Британии и Ирландии. В ирландских текстах упоминаются и прямоугольные постройки, однако можно думать, что речь идет о ритуальных строениях, в то время как обычный дом был круглым. Однако большой королевский зал, судя по всему, все-таки был прямоугольным(1).

Кельтский круглый дом .

Есть данные и о том, что ирландские дома были двухэтажными. На уровне верхнего этажа была какая-то комната или закрытый балкон, выдававшийся наружу. Его называли «солнечная комната», «светлица». В ней размещались женщины, и она, возможно, была расположена впереди, над общей жилой комнатой. Здесь женщины проводили время.

В Шотландии и Ирландии кельты строили жилые дома сухой кладкой, с двойными стенами, промежуток между которыми заполнялся мелкими камнями. В болотистых низменностях Ирландии они воздвигали большие избы и на искусственных островах, укрепленных деревом и камнем(2).

Страбон пишет о белгах: «Что же касается их домов – больших и куполообразных, – то они строят их из досок и плетней, набрасывая наверх массу тростника».

    Монгайт А.Л. Археология Западной Европы.

Внутренняя обстановка таких кельтских домов должна была быть чрезвычайно грубой. Мебель была редкостью. Античные авторы говорят о сундуках. В круглых домах очаг располагался в центре комнаты, а в центре камышовой крыши было отверстие, через которое выходил дым. Над огнем висел огромный котел, подвешенный к матице дома; в нем варили мясо. Вдоль всей стены такого дома шли своеобразные отсеки, вроде спальных отделений. Вероятно, если нужно было уединиться, то такое отделение можно было закрыть от остального зала ширмой, тканью, кожей или плетеным экраном. Галлы спали вместе в таких отсеках и зачастую на полу(1).

Вот что пишет Диодор Сицилийский:

«В обыкновении у них спать прямо на земле на звериных шкурах, перекатываясь вместе с возлюбленными, которые находятся и с той и с другой стороны(2)».

Знатные люди сидели каждый в своем отсеке: там они обедали в окружении своих слуг и избранных дружинников.

Афиней, цитируя Посидония описывает такую обстановку:

«Кельты… принимают пищу за деревянными столами, под которые подкладываются охапки сена, так чтобы они лишь немного возвышались над землей… Когда обедают большой компанией, усаживаются в круг, а в середину, как предводитель хора, садится самый влиятельный, превосходящий всех или военным умением, или знатностью, или богатством. Рядом усаживается гость, а затем по обе стороны, согласно своему достоинству, занимают места остальные. Позади них становятся телохранители с длинными щитами, а напротив, усевшись в круг по примеру господ, пируют копьеносцы».

Резиденция ирландского аристократа была достаточно мощной постройкой, которая включала в себя укрепленную ограду, парадную лужайку снаружи ограды; она, возможно, была и домашним пастбищем, и площадкой для военных игр и спортивной тренировки. Внутри ограды находилась собственно резиденция короля или аристократа и другие значительные постройки из дерева: жилища слуг, сараи и так далее.

    Энн Росс Кельты-язычники. Быт, религия, культура

2) Диодор Сицилийский. Историческая Библиотека. Книга 5.

Основа ирландских домов, как и в других частях кельтского мира, была деревянной, причем деревянные планки клались внахлест; применялось и плетение из ивовых прутьев. Крышу поддерживали столбы, которые зачастую были украшены сложной резьбой. Снаружи имелись большие ворота и домик привратника, который следил за посетителями.

Кельтские города и укрепления

Римляне называли галльские города оппидумами, а сами кельты дунумами. "0ппидум" означал первоначально укрепленное место, защищенное валом - стеной и рвом; обычно они были расположены на возвышенных или мало доступных местах. В научной литературе отдельных стран этим названием пользуются для обозначения укрепленных мест самого различного характера; иногда под ним подразумевают места, служащие убежищем (рефугиум) для населения всей области во время грозящей опасности, а иногда постоянно населенные, отожествляемые с понятием города(1).

В опподиумах - центрах местных округов и племен - обычно обосновывались правители, здесь находились капища и священнодействовали жрецы. Эти города были также центрами экономической жизни, где ремесленники и торговцы играли ведущую роль (хотя большую часть населения и составляли в них земледельцы, обрабатывающие прилегающие земли, однако по соображениям безопасности жившие в городе).

В "Записках о галльской войне" Цезарь отмечает важную роль "оппидумов", галльских городов, где его войска могли получить провиант, расположиться на зимние квартиры, а также укрыться при отступлении. В тоже время именно здесь местные племена оказывали наибольшее сопротивление и, следовательно, падение оппидума решало судьбу всего племени(2).

Цезарь покорил несколько сот галльских городов. Если даже эта цифра несколько и преувеличена, число городов в Галлии тем не менее было значительным.

Отдельные племена имели несколько оппидумов, у гельветов их было 12, из которых лишь некоторые были очень крупными. В Галлии существовали не менее 200 оппидумов.

2) http://www.inomir.ru/civilization/celts/53015.html

Среднеевропейские оппидумы отличаются более крупными размерами. Некоторые из них представляли собою важные укрепленные центры с мастерскими и собственными монетными дворами и основывались в местностях, где были ископаемые богатства, железная руда или графит. Другие оппидумы имели в первую очередь стратегическое значение(1).

Оппидум Тарадо. II-I вв. до н.э. Франция

Археологи раскапывают великолепные «города» площадью 100–200 га. Таков, например, Бибракт (Бибрактис), занимавший площадь в 135 га. В нем был квартал для состоятельных людей, один из жилых домов которого, например, насчитывал 1150 м2 и состоял из 30 комнат. В другом доме найдена отопительная система, находящаяся под полом. Другой квартал был гражданским и деловым центром, третий - священной частью города. Найдено там и огромное количество мастерских - литейщиков, кузнецов и др. Стены, окружавшие Бибракт, поднимавшиеся в высоту на 5 м, имели 5 км в окружности. С внешней стороны находился ров шириной 11 м и глубиной 6 м. Город был уничтожен римлянами в I в. до н.э (2).

Ж.М. Рагон описывает его так:

«Бибрактис, матерь наук, душа древних народов в Европе, город, равно знаменитый своим священным училищем друидов, своей цивилизацией, своими школами, где 40 000 студентов изучали философию, литературу, грамматику, юриспруденцию, медицину, оккультные науки и т.п.

1) Ян Филипп Кельтская цивилизация и её наследие.

2) http://www.manwb.ru/articles/history/old_civil/GenesisKelt_AnnKriv/

Соперник Фив, Афин и Рима, он обладал амфитеатром, окруженным колоссальными статуями, храмами Януса, Плутона, Юпитера, Кибелы, Анубиса и др., фонтаны, валы, построение которых относится к героическим векам...»

  • Ок. 800 г. до н. э. — устоялся кельтский уклад жизни.
  • 390 г. до н. э. — кельты разрушают часть Рима.
  • Ок. 279 г. до н. э. — кельты (галлы) нападают на греческий храм в Дельфах и подвергают его разграблению.
  • Ок. 278 г. до н. э. — появление кельтов в Малой Азии.
  • 58-51 гг. до н. э. — римский военачальник Юлий Цезарь покоряет кельтские племена в Галлии (современной Франции).
  • 343 г. н. э. — завоевание Британии римлянами.

Расселение кельтов

Существовало много кельтских племен. Они имели схожий язык и уклад жизни. Он сложился примерно к 800 г. до н. э. в местечке Гальштате (современная Австрия). Мало-помалу кельты расселились на большей части Европы, основав свои поселения в покоренных ими землях. Одно племя осело даже на полуострове Малая Азия (территория современной Турции).

Завоевание кельтов римлянами

Праздники кельтов

В честь победы в битве воины устраивали большой праздник. Их развлекали поэты-музыканты (барды), которые декламировали поэмы о храбрых деяниях кельтских героев и играли на арфах. На праздниках присутствовал вождь (военачальник) кельтского племени. Присутствующие ели жареных на вертеле поросят и пили вино из фляг.

Кельты не прославили себя как зодчие, их архитектурные творения не поражают умы потомков. Они были скорее воинами, нежели строителями, скорее земледельцами, нежели творцами. Селились, подобно всем древним племенам на больших полянах, окруженных лесами и протекающей где-нибудь неподалеку рекой. Выбирали места, где можно было бы разводить скот, охотиться и сажать овощи, плодовые деревья и зерно. В качестве подручных инструментах для земледелия использовались ими же выкованные серпы, ножи, плуги. На охоту выезжали с кинжалами и луками, использовали и силки. Охоту вели как на мелкую дичь, так и на крупных зверей, вроде бурого медведя.

Страна кельтов была огромна на карте, но количество деревень и городов было совсем невелико. Цезарь насчитал всего лишь около четырехсот малых поселений. Стандартная кельтская деревня состояла всего из нескольких домов, в которых проживали многочисленные семьи. Деревня была огорожена обыкновенным деревянным забором. Самым укрепленным считалось жилье вождя, в нем обычно укрывались все кельты в случае опасности. У вождя, как и у других знатных галлов, дома были гораздо больше и уютнее, нежели у простых крестьян. Господский двор возводился с учетом места для хозяйственных пристроек и места под конюшни для лошадей и для скота. Лошадь уже в то время играла большую роль, как в господской жизни, так и в жизни земледельцев. Ее запрягали в повозки, на ней передвигались всадники, и на ней вспахивали земли. Поэтому обустройство фермы играло первостепенную роль для всякого знатного галла, на которого трудилось немало простого люда. Скотный двор весьма напоминал по своему строению современный, в который раз подтверждая теорию, что в своем развитии мы весьма недалеко ушли от предков. Центральную часть постройки разделял надвое широкий коридор, по обе стороны которого шли отсеки для скота.

Крупных поселений у кельтов было мало, но именно их описывал Цезарь, говоря об укреплениях галлов. Римляне называли галльские города оппидумами, а сами кельты дунумами. Оппидумов насчитывалось во времена Цезаря двенадцать. Весьма немного, учитывая размеры страны. Стены города были надежно укреплены. Они представляли собой конструкцию из поперечных и продольных толстых балок, скрепленных с помощью длинных гвоздей. Снаружи такая стена была обложена несколькими слоями камня, с внутренней стороны стену укрепляли насыпью, по которой в случае надобности обороняться могли подняться как пешие воины, так и всадники. Такому укреплению были не страшны огонь и удары тараном. И даже проходы в стенах были построены с военной хитростью. Такой проход при желании могли оборонять всего два воина, удерживая толпу осаждающих. Стены к середине прохода сжимались таким образом, что пройти в них могли одновременно максимум два человека.

Сам город состоял из нескольких кварталов, разделенных между богатыми галлами, ремесленниками и обычным народом. Богатые дома в среднем имели площадь около ста квадратных метров. Но, несмотря на широкие палаты и некоторые признаки роскоши, особых достижений в украшении не наблюдалось. Стены расписывали простейшими рисунками, не было ни мрамора, ни каменных колонн, присущих для интерьера южных стран. Мастерские также располагались в зависимости от достатка ремесленников. Престижным считалось иметь лавку ближе к центру. Там, как правило, находились мастерские ювелиров. Примерно в центре города, несколько обособленно, находился и городской рынок. Дома средних и бедных слоев имели четыре внешние стены, строились из дерева или камня (в зависимости от достатка), покрывались обычной соломой или римской черепицей. На пол также в зависимости от уровня клалась либо утрамбованная глина, либо битая черепица. Бедные галлы старались строить свои дома таким образом, чтобы большая часть стены уходила под землю, так было легче пережить суровые зимние морозы.

Поезд от Лондона до станции Bangor (уэльское название – Gwynedd) идёт три с половиной часа. Между зелёных холмов, усыпанных мохнатыми овечками, руин кельтских святилищ, дубрав и прозрачных таинственных озёр, дорога пролетела незаметно.
И вот, нас уже встречает яркий и открытый новым приключениям музыкант, эколог и сказочник Эрик Мадерн. По пути в Кай Мабон он заинтриговал нас легендами и поверьями этих мест и рассказал историю своего знакомства с долиной божественной молодости. Так, по одной из версий, переводится название Кай Мабон. Но некоторые говорят, что Mabon (или Maponus) был Солнечным Божеством древней Великобритании, которому был посвящен Стоунхендж. Таким образом, Кай Мабон – это или укрытие древнего Бога Солнца или Дом божественной молодости.

Легендарное место

Я наткнулся на Кай Мабон совершенно случайно. Сразу же влюбился в это место. Но купить здесь землю было совершенно нереально.

Позже, во время медитации, у меня было видение о том, как мы могли бы возродить этот край

Поэтому я возвратился сюда… и обнаружил, что кто-то уже купил это место!
Словом, мне пришлось окончательно распрощаться с мечтой о том, что когда-нибудь я смогу стать владельцем этой земли.

Кай Мабон. Фото: Филиппп Перхов

Кай Мабон. Фото: Филиппп Перхов

Год спустя я случайно обнаружил, что Кай Мабон продаётся повторно. У меня всё ещё не было ни денег, ни работы, но зато я точно знал, чего хочу. Мне удалось организовать заём под залог участка. За день до подписания контракта я отправился туда, чтобы осмотреть место со всех сторон. Был влажный пасмурный июньский день. А я родом из местечка Эллис Спрингс в центральной Австралии, где солнце светит всегда! Что, чёрт возьми, я делал?!

Тем вечером я навестил хор, которым руководил мой друг. Кто-то принёс новую песню, чтобы спеть. Там говорилось: «Cпи, спи сегодня ночью и, может быть, твои мечты исполнятся, и когда грянет гром и пойдёт дождь, позволь ему литься, литься прямо на тебя… »

Божество на входе. Фото: Филиппп Перхов


К тому времени, как мы спели это несколько раз, я знал, что моя мечта исполнится. На следующий день подписал контракт с чистым сердцем. Пересёкся с несколькими своими друзьями и рассказал им, что я сделал.

Один из них спросил: «А ты знаешь, что за день был вчера? »

«Нет, не знаю », – ответил я

«Иванов день (самый длинный солнечный день в году, середина лета)».

Кельтская хижина. Кай Мабон. Фото: Филиппп Перхов

Теперь, 17 лет спустя, большая часть мечты стала реальностью. Не то, чтобы я точно знал, как именно это будет. На самом деле у меня было много надежд, догадок, смутных представлений о том, как это могло бы быть. Вместо того, чтобы разработать точный проект и следовать ему, я хотел позволить событиям развиваться своим естественным чередом. Это звучит наивно, но я хотел, чтобы место само подсказало мне, что именно нужно делать.

Влияние леса, реки, горы, озера очень сильно – они повсюду. Я хотел прислушаться к их посланиям, а также к тем людям, которые приехали сюда помогать, каждый со своими собственными желаниями и видением. Идеи рождаются сами, когда приходит их время. Одним требуются годы для осуществления, а другие реализуются за день.

Дом из самана (кобовая хижина). Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Очень важно понимать, что не всё должно быть сделано через один год или даже десять. Время – целая жизнь, возможно, несколько поколений придёт и уйдёт, прежде чем полностью раскроется потенциал этого места. Для меня очень важно творить красоту. Не показную красоту роскоши и богатства, а простую и естественную красоту. Это технологии, известные в наши дни, как природосберегающие.

Все наши экодома сделаны, главным образом, из древесины, камня, тростника, соломы, глины, извести. Они хорошо гармонируют с окружающей средой. Это настоящие островки бытия. В каком-то смысле в них чтятся наши предки – кельты, крестьяне , и в то же время это современные дома, в которых уютно и комфортно.

Домик хоббита.

Вход в домик хоббита. Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Я часто думал о двух самых главных подарках Кай Мабон… Что важнее? Исцеление или вдохновение? В большинстве случаев неважно, чем вы заняты здесь. Вездесущие земля и река, лес и огонь исцелят и вдохновят вас.

Некоторые могли бы назвать это язычеством. Но я предпочитаю думать, что Кай Мабон – место, которое привлекает и питает все духовные культуры. Да,
у нас есть языческие и шаманские группы, но также есть и христиане, дзен-буддисты, даосы. Но есть и такие, кто приезжает просто писать, танцевать или петь, или найти себе пару, или отпраздновать день рождения или просто поразмышлять о жизни.

Одна вещь распространена среди большинства приезжающих сюда групп – творческое использование ритуалов и церемоний. Кажется, что старые традиции больше не работают, утратили свою силу, но многие не могут обойтись без них. Потребность в символическом использовании слов и действий для усиления опыта, придания особого значения и одухотворения человека очень глубока. В месте, подобном этому, можно создать ритуалы, которые воздают должное предкам, которые воспевают природу, ценят красоту, поддерживают традиции и отражают жизнь и мечты тех людей, которые вовлечены в их создание.

В конечном счёте, это открывает целостную картину мира, позволяет нам жить более гармонично и подготовить лучшее место для тех поколений, которые придут после нас.

Глиняная хижина. Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

История

С тех пор как римляне пришли на эти острова 2 тысячи лет назад, труднопроходимые горы и пейзажи Уэльса (Cymru) стали убежищем для народов, рождённых в Британии. Эта народность Cymru известна как валлийцы. Этот угол Северо-Западного Уэльса – сердцевина родного валлийского языка Cymraeg, древнейшего в Европе. Сегодня только 20 % населения Уэльса свободно говорит на нём.

C 11 по 13 столетие графство Гуинет и Сноудония были главным центром сопротивления уэльсцев норманнам. Менее чем в миле от Кай Мабон находится замок Долбадерн, построенный Луэллином Великим для того, чтобы охранять главную дорогу в горы.

В конце 18 столетия в Сноудонии был обнаружен сланец. Более ста пятидесяти лет он добывался здесь поблизости и использовался в Великобритании, а также отправлялся по всему миру. Это был уэльский сланец, которым выстилали крыши в городах, построенных, чтобы дать жильё рабочей силе промышленной революции. Карьер Dinorwic был когда-то самым большим сланцевым карьером в мире. Не выдержав падения спроса и конкуренции, он был закрыт в 1969 году и теперь представляет собой сложную систему утёсов, каньонов, туннелей и наклонных поверхностей,
на которые природа уже наложила свой отпечаток. Думаю, каждый будет впечатлён гигантской работой, проделанной уэльскими рабочими, но в то же время будет потрясён трудностями, которые они выносили.

На склоне Fachwen было приблизительно сорок домов, которые теперь пришли в упадок, где проживали рабочие карьера со своими семьями. Свой доход они увеличивали, разводя свиней, цыплят и выращивая сады.

На противоположном берегу реки от Кай Мабон находятся руины старых мучного и шерстяного заводиков. Также здесь производились грифельные доски для школ. В устье реки были пришвартованы несколько лодок, чтобы перевозить товары через озеро в Ланберис. Как рассказывают, женщина, жившая
в одном из домов при заводе, родила прямо в лодке, по пути через озеро. После 1969 года многие жители из домов на склоне Fachwen перебрались
в муниципальные дома с современными удобствами в соседних деревнях. Десять лет спустя Fachwen стали скупать приезжие. Захватывающая панорама гор манила очень многих.

Как мы начинали

В 1987 и 1988 годах в Кай Мабон было проведено два семинара по пермакультуре. В 1989 году здесь прошёл обряд посвящения первых пионеров-поселенцев. В тот год было заложено основание нашего центрального кельтского дома. В 1990 году была начата работа по кладке каменной стены. Это заняло три года при работе в течение одной недели каждое лето. Летом 1994, с помощью бывшего кровельщика Ника МакСмита, Джейка Кина из Дорсета и многих других добровольцев, была закончена крыша.

Гринмен – его нарисовал на своём доме Эрик Мадерн. Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Завершение строительства стало своего рода катализатором дальнейших событий. В 1995 был построен каркас Сарая (крыша, пол, стены), в следующем году конструкция дополнилась дверями и окнами красивого дизайна. В 1997 году с участием всё того же кровельщика Ника МакСмита был спроектирован и построен ультрасовременный биотуалет, двухкамерный, с системой сухого компостирования.

В 1998-99 годах строили дома из соломенных блоков, с крышами, обмазанными глиной. В 2000 году мы построили пагоду и приобрели геодезический купол. 2001 был спокойным годом – мы построили пару новых террас и приобрели монгольскую юрту и иранскую юрту.

Огонь и Феникс

«Дорогие друзья!

Как вы, вероятно, знаете, главный кельтский дом Кай Мабон сгорел дотла в день весеннего равноденствия, 20 марта 2002 года. К счастью, никто не пострадал. Это не было поджогом, и это не было следствием ошибки, которая могла быть допущена при проектировании. Причиной пожара, скорее всего, стала оставленная без присмотра свеча, и семь часов спустя, как свеча полыхало всё здание. Я предполагаю, что воск, капавший со свечи, медленно распространял пламя на окружающую обстановку и, постепенно, добравшись до соломы, огонь вспыхнул с огромной силой. Женщины находились в этот момент в Сарае и были заняты работой. Первое, что они увидели потом, было яркое оранжевое пламя в окне. Дом пылал.

Я находился в Честере тогда и был глубоко потрясён, получив новости. Но когда на следующий день вернулся домой, это было сильнейшее испытание – бессильно смотреть на кучи пепла, обугленные стропила и оплавленный металл, оставшиеся от чудесного дома.

Около тридцати секунд я рассматривал возможность восстановления, но отклонил эту идею. Кельтский дом был первым зданием, которое я построил здесь, и он был сердцем этого места.

Уникальное красивейшее строение. Солома ниспадала красивыми волнами, мерцающие огни и фонари создавали магическую атмосферу в течение многих замечательных вечеров. За семь
с половиной лет здесь побывали более четырёх тысяч человек.

Я думаю, что большинство из вас хранит свои особые воспоминания. Для меня это было место душевного близкого общения. Бесчисленные неспешные беседы возле огня, моменты глубокой близости, которую оберегали стены, словно защищающие объятия. Сколько прекрасных рассказчиков побывало здесь, чтобы вдохновить и развлечь нас. Это место было наполнено песнями и звуками прекрасной музыки, поэзией и смехом. Были моменты глубокого пробуждения и трансформаций. Пары женились и рожали детей.

Так или иначе, это воссозданное древнее место было убежищем от беспокойного проблемного мира, в котором мы могли снова соединиться с более простой, древней и более мудрой частью нас самих. Частью, которой обладают дети, подростки и взрослые, которые ещё не перестали быть детьми.

Сегодняшние новости – за два последних месяца Феникс возродился. Это было выдающееся время! В течение 4 недель строительства приехало множество людей, чтобы протянуть руку помощи, одни – на несколько часов, другие – более чем на неделю. Некоторые особенно мужественные, упорные возвращались несколько раз, стремясь, возможно, почувствовать невероятную атмосферу (один друг сказал, что это были наиболее жизнеутверждающие 24 часа за все годы). Но ничего
из этого не было бы возможно, если бы не великодушие более чем 50 человек, которые сделали пожертвования, позволившие нам купить материалы и покрыть многие другие расходы.

Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто помогал нам.

В новом доме мы использовали различные усовершенствования. Стена, которая наиболее пострадала от огня, была заново переложена и оштукатурена известью. Она теперь сияет белизной. Вниз мы положили несколько огромных сланцевых плит, получился красивый пол; каждая плита имеет своё имя. Под полом проходит керамический воздуховод, поставляющий воздух к очагу. Крыльцо – роскошная конструкция, сделанная из изогнутых дубовых ветвей, покрытых кельтскими орнаментами с несколькими красиво изогнутыми тисовыми досками. Соломенная крыша выглядит великолепно.

Сейчас, пока я пишу, нужно ещё 2-3 дня, чтобы всё доделать и покрыть соломой. В прошлый уикенд случилась небольшая задержка – на крыше обосновался рой пчёл. Мы решили считать это благословением, но это означало, что мы не можем закончить работу тогда, когда мы надеялись.

Вход в один из экодомов. Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов

Позже Давид, который делал окна и двери в Сарае, сделает специальные двери и здесь. Ещё нам нужно восстановить подушки, коврики, циновки».

Архитектура

Кобовая или саманная хижина

В марте 2004 мы начали закладку фундамента для этой хижины. Тогда, в апреле, 30 человек приехали, чтобы принять участие в семинаре по саманному строительству. Под опытным руководством Иэнто Эванса и Линды Смайли (соавторы книги «Дом своими руками»/The Hand-Sculpted House) мы начали возводить стены нашей прекрасной хижины. На строительство ушёл ровно год.

Круглый дом

Прототипом Круглого дома (фото на обложке ) является жилище неолитического и железного веков. В Сноудонии есть много мест, отмеченных на карте как круги хижин.

Кай Мабон. Эрик в Кельтской хижине. Фото: Филиппп Перхов

Кай Мабон. Дом из самана. Фото: Филиппп Перхов

Кай Мабон. Дом из самана. Кобовая хижина. Фото: Филиппп Перхов

Обычно это кольца из обломков камней, поросшие ежевикой и папоротником-орляком. Когда-то они были каменными стенами вокруг хижины с конической соломенной крышей, сделанной из водного тростника или даже папоротника-орляка.

Круглый дом Кай Мабон – это реконструкция одного из таких древних жилищ. Это круг диаметром приблизительно 6 ярдов (около 5,5 метров), что является самым распространённым размером кельтских круглых домов. Каждое такое жилище предназначалось для одной семьи, где они готовили пищу, ткали, хранили вещи, спали и общались.

Первый Круглый дом был построен за четыре года: три из них ушло на строительство каменной стены (мы работали по неделе летом), и пять недель летом 1994 года ушло на крышу. У него были сухие каменные стены, земляной пол и довольно рыхлая соломенная крыша, через которую проходил дым от очага. Второй Круглый дом был построен за 2 месяца, после того, как сгорел первый дом. У него стены с известковой кладкой и оштукатуренные, сланцевый пол и плотная соломенная крыша. Стропила из еловых сучьев, круглые ореховые балки и солома из водного тростника. Дом должен простоять лет 20-30, прежде чем что-нибудь будет нуждаться в замене.

Второй дом был усовершенствован разными способами. В этот раз мы очень тщательно сделали соломенную крышу, скрепляя солому между собой и используя стальные пруты, так что крыша стала непроницаема для дыма, и курить внутри стало уже невозможно. Нам пришлось сделать отверстие для дыма в центре крыши и предстоит сделать ещё много всего по мелочи, чтобы свести к минимуму вероятность задымлённости. Но, тем не менее, этот Круглый дом такое же прекрасное место для посиделок вокруг огня, с песнями, историями и беседами, как и первый.

Студия, Сарай и кухня

Изначально в этой части территории располагался сарай с сеном и смежное помещение для дойки. В 1995 мы расширили сарай, используя традиционные двухслойные блоки из шлакобетона. Теперь основной зал служит местом совещаний, проведения больших застолий, студией для танцев и универсальным центром нашего мира, будучи единственным зданием в поселении, где есть электричество. Из комнаты для доения мы сделали кухню, довольно простую, но достаточную для того, чтобы обслужить до 30 человек.

Здесь установлены такие же роскошные, не уступающие по красоте Круглому дому, двери и окна, изготовленные Дэвидом Хьюсом. Главные двойные двери из ясеневого дерева, росшего на расстоянии всего 30 метров отсюда. Стены дома мы сделали немного наклонными, и кажется, что здание растёт из земли.

Целиком статью Эрика Мадерна читайте во 2-ом номере журнала.
Где купить журнал «Экодом» .

Кай Мабон

1 of 10


Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов


Кай Мабон. Фото: Филипп Перхов