Культурный человек.

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Тесты по литературе

10 класс Прочитайте текст и выполните задания А1 - А6; B1 - B8,

Зачем нужна литература в школе?

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.(5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, (6)Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!(9)Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству, (10)Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13)Полная жизнь русской классики в школе ~ это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.

(15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют.

(17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...

(В. Непомнящий)

À1. 1 Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?

1) Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным

образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.

2) Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

3) Основное назначение литературы - быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе - это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

4) Не читая Пушкина, Гончарова. Достоевского и других русских писателей, мы. наш народ в целом, были бы другими.

1) В том, чтобы развить творческие способности школьников.

2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.

3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.

4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей -основу национального самосознания.

А3. Определите стиль и тип речи текста,

1) научно-популярный стиль, повествование

2) художественный стиль, описание

3) публицистический стиль, рассуждение

4) научный стиль, рассуждение

1) 2, 3 2) 4, 5 3) 10, 11 4) 15,16

À5. В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?

1) 1 и 2 2) 5 и 6 3) 7 и 8 4) 9 и 10

А6. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

1) вопросительные и восклицательные предложения

2) ряды однородных членов

3) развернутые сравнения

4) оценочная лексика, слова в переносном значении

Ответы к заданиям В1-В4 запишите словом(-ами).

В1. В первых двух абзацах найдите предложение, в одной из частей которого повелительное наклонение глагола употребляется в значении условного. Укажите его номер.

В2. Из предложения 7 выпишите частицу.

В3. Из предложений 9 - 12 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.

В4. Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.Ответы к заданиям В5-В8 запишите цифрами.

В5. Среди предложений 7-12 найдите простое распространенное предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите его номер.

В6. Найдите в тексте предложение, в котором тире используется для выделения вводной конструкции. Напишите его номер.

В7. В 2-х последних абзацах найдите простое предложение с двумя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите его номер.

В8. Среди предложений 5-12 найдите сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением придаточных, в котором в главной части используется безличное предложение. Напишите его номер.

С1. Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с позицией автора, доктора филологических наук Валентина Непомнящего? Выразите свое отношение к поднятым проблемам. Какова, по-вашему, роль классической русской литературы в обществе и в школе?

Тесты по литературе

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Мне часто снились райские сады,
Среди ветвей румяные плоды,
Лучи и ангельские голоса,
Внемировой природы чудеса.

Н. Гумилёв . Рай (1915)

Сакрализация культуры

Слово «культура» за свое более чем 2000-летнее существование приобрело сотни вариантов интерпретаций, но сохранило при этом общий смысл. От Катона Старшего до Ю.М. Лотмана культура означает область, которую человек отгораживает от чего-то для владения и управления ею. С помощью культуры как своеобразного языка человек творит вещественные и невещественные предметы, изменяет и приспосабливает под себя окружающий мир. В широком смысле культура включает в себя и науку.

Культура зародилась в момент грехопадения, когда Адам и Ева съели запретный плод, - «и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3: 7). Опоясания - это первое проявление земной культуры в истории, искусственная компенсация появившейся внутренней неполноценности человека (стыд - чувство несоответствия самому себе). Адам и Ева прикрыли свои нагие тела, как бы «защищаясь» от райской природы и от Бога, которые с этого момента показались им враждебными. Вся последующая история человечества - это процесс модернизации этого опоясывания, создания прослойки из искусств, наук, техники между человеком и «враждебным» миром. Культура делает нашу жизнь возможной (без культуры человечество бы не выжило), но одновременно с этим является барьером, отделяющим человека от первозданного, райского состояния.

Особую роль понятие «культура» стало играть после Возрождения, когда начался процесс секуляризации - постепенного вытеснения христианского и в целом религиозного мировоззрения из всех областей жизни - от искусства до науки. Иконы превратились в чувственные картины, а жажда духовного роста была подменена жаждой научно-технического прогресса. Наступил период, когда важнейшим источником культуры вместо божественного было объявлено земное. Но парадоксальным образом именно в этот период борьбы с религиозным сознанием культура становится одним из новых священных понятий современности, приобретает для современного человека почти религиозный смысл. С тех пор слово «культура» пишут с маленькой буквы, но произносят так, словно оно написано с большой. Отсюда высокий общественный статус сначала у художников и философов, а сегодня - у «организаторов» культуры (кураторов, продюсеров, галеристов, постановщиков), которые выполняют почти жреческие функции. Они стремятся управлять этическими и эстетическими идеалами жизни, создают нормы, ратуют за то, чтобы культура стала главной ценностью общества. Один известный культуролог, выступая недавно перед сенаторами в Совете Федераций, восклицал: «Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один написала “культура”, то все остальные сферы автоматически поднялись бы на много процентов!.. Культура - это поклонение Свету!.. Культура - это самое главное!» .

Удивительным образом современное падение общего уровня искусств, эстетики и морали не мешает укреплению самой идеи культуры. Более того, культуру (как социальный феномен) усиливает и научный прогресс. Виртуальная реальность, биотехнологии, генная инженерия и идея об искусственном конструировании человека (трансгуманизм) также постепенно стирают грань между культурой и природой. Когда культура начинает управлять законами не только мертвой, но и живой природы на самом глубоком уровне, то природа становится частью культуры и перестает существовать как отдельная от культуры область. Проникая в тайны природы, культура хочет подменить их собой, сама стать новой природой.

Состояние посткультуры

Однажды культурологи объявят, что граница между культурой и природой может и должна быть стерта, а история движется к состоянию, когда культурой станет абсолютно всё. Это гипотетическое состояние можно определить термином «посткультура». Посткультурный мир - это мир, в котором нет ни религии, ни природы, ни культуры, где всё это становится новой культурой, посткультурой. С концом культуры перестает существовать и время (культурное понятие), а значит, наступает своеобразная вечность. Посткультура - это попытка сымитировать потерянное райское состояние на земле, забыть о грехопадении, убедить себя в том, что с помощью культуры человек может снять с себя «опоясания» и связанные с ними страдания - болезни, страхи, смерть, а окружающий мир сделать раем и жить сколько и как пожелает. Для этого культура должна стать настолько вездесущей, тоталитарной и всепоглощающей, чтобы человек остался в ней один, чтобы не было никакого «извне», «со стороны» и никто не мог бы подсматривать за ним и напоминать ему о его ущербности. В этом состоянии человек окончательно отказывается от идеи грехопадения, от признания универсального нравственного закона, от возможности вернуться в рай через примирение с Богом и личное духовное преображение.

Чтобы понять значение посткультуры, можно попробовать представить себе, как выглядит ее первообраз, который учение о посткультуре копирует внешне, не понимая или не желая понимать его внутреннюю сущность. Попробуем представить, как выглядела культура в раю.

Была ли культура в раю?

Если религия - компенсация разрыва человечества с Богом, то культура - компенсация разрыва с Божиим миром. В раю же не было этих разрывов, не было разных языков и парадигм, а значит, общение человека с Богом не было особым языком религии, взаимодействие человека с окружающим миром не являлось культурой. Там человек говорил на языке Бога, и первозданная природа жила по закону этого единого языка. Более того, если в райском мире не было нашей культуры, то не было и нашей природы. Разве можно назвать природой то, что тебя понимает и тебе повинуется, и то, с чем человек общается напрямую, без культурных «переводчиков» - искусств и науки?

Мы можем также предположить, что культура и природа в раю составляли единое целое, которому в нашем языке нет названия. То, что было в раю, лишь отчасти напоминало культуру, а в сущности было чем-то совершенно другим.

Но Адам обладал речью, «возделывал» Эдемский сад, «нарекал» имена животным. Чем же тогда была деятельность первого человека, если не культурой?

Творчество

В раю не было культуры - в раю было творчество

В раю было . Человек был создан Богом как сотворец окружающего мира. Однако что бы первый человек ни делал, он не отгораживался от природы, а творил вместе с ней. Всё, что он создавал, становилось органичным продолжением мира и не противоречило ему. Творчество в раю не было «культурной деятельностью» в нашем понимании, ведь сам рай уже был той особой, «огороженной», «культурной» зоной, созданной Богом для человека, внутри которой не было разделений, отдельных пространств - культуры, науки, религии, а также не было искусств. Сам окружающий человека мир был высочайшим из искусств, речь человека - поэзией, движения - танцем, жизнь с Богом - Церковью. Переводя на богословский язык, можно сказать, что сама жизнь в раю была непрекращающимся таинством.

В мире существует много отголосков, напоминающих о райском творчестве. Например, дрессировка животных - использование их в качестве помощников для перемещения, охраны и даже коммуникации (посыльные голуби). Или растительный мир, который не только кормит человека, но своими идеальными формами и красками приносит душевную радость. Есть эти отголоски и в неживой природе, открывающиеся простому человеку при виде природных стихий в действии. А сколько религиозного удивления и восторга испытали ученые, изучавшие законы природы!

Распространенные в социальных сетях кадры человека, обнимающегося со львом, который узнал своего бывшего хозяина, будоражат сознание зрителя, потому что в них он вдруг узнаёт нормальное состояние природы и свое собственное, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11: 6).

Рождение и воспитание детей - возможность максимально приблизиться к состоянию райского творчества

Подсознательная память о такой райской «сверхкультуре» может приводить человека не только к религиозному поиску, но и к желанию достичь рая без личного духовного преображения, обожествить культуру и создать с помощью нее искусственный, посткультурный «рай». Но посткультура - это тупиковый путь: даже самые высокие технологии не соберут из осколков и не заменят то райское состояние, когда вся природа подчинялась и служила человеку по его первому зову, добровольно и с любовью, а человек в полной мере чувствовал себя сотворцом и помощником Бога.

Единственная область, где человеку возможно максимально приблизиться к состоянию райского творчества, - это рождение и воспитание детей, «создание» вместе с Богом нового человека. На земле нет ни одного другого произведения, которое было бы более совершенно, прекрасно и более важно, чем это, потому что ребенок - единственное произведение, обладающее богоподобием. Здесь человек чувствует себя в полной мере соавтором Бога и природы. Этот пример напоминает, что настоящее творчество по своей природе выходит далеко за пределы земной культуры.

Пределы культуры

Первичность и превосходство человеческого творчества по отношению к земной культуре говорит о том, что творчество существует отдельно от культуры, а культура не является самоценностью. Через культуру выражаются добрые и злые человеческие устремления, но в самом этом пространстве нет правды. Культура не несет истин, является лишь вынужденной компенсацией последствий грехопадения («опоясанием»), и относиться к ней стоит соответствующе - как к способу временно скрыть свой стыд, двигаясь по пути истории, как к временному носителю знаний и опыта, традиции и религиозных ценностей (Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский еще называли культуру «ненаследственной памятью»). Если сравнить культуру с иконой, то поклонение культуре означало бы, что поклонение лику подменяется поклонением самой материи иконы как магическому амулету. Из культуры, как из любого предмета, можно создать идола.

Задача - не обожествлять культуру, а лишь не дать ей скатиться в два состояния: докультуры и посткультуры

Поэтому культура не такое уж важное явление жизни, как бы «кощунственно» это ни звучало для современного человека. Задача - не обожествлять ее, а лишь не дать ей скатиться в два состояния: докультуры (деградация до животной «дикости», потеря человеком своего облика) и посткультуры (апогей научной прогресса, стремление к абсолютной власти над природой). Оба эти состояния по своему нравственному содержанию суть одно и то же, посткультура и есть своеобразная высокотехнологическая дикость. Каждое из этих состояний максимально далеко от первозданного и венчается дегуманизацией - уничтожением образа Бога в человеке.

Память о рае глубоко укоренена в человеке и действует в нем, вызывая стремление вернуться в первозданное состояние: через примирение с Богом и внутреннее преображение или же через обожествление культуры и создание искусственной имитации рая, которая позволит замаскировать собственные несовершенства, не исцеляя их. Но последний путь рано или поздно обречен, как всякий самообман.

Культура - это всего лишь преходящая форма, временный язык, ограниченный в средствах, но еще допускающий право на ошибку и возможность исправления.

Что значит для меня быть работником культуры?

Дом, дарующий творчество

Сегодня меняется понимание культурного досуга. И современные клубы вынуждены искать новые формы общения с аудиторией, переосмысливать накопленный опыт, использовать новые механизмы и принципы работы для привлечения зрителей, для организации самодеятельного творчества, для создания комфортного культурного пространства.
Для меня дом культуры - это место, где я проработала более 38 лет. На протяжении их я стараюсь запечатлеть интересные моменты тех или иных мероприятий, праздников, событий, чтобы отразить в памяти чувства людей, когда они раскрывают свои таланты, демонстрируя радость, грусть и другие эмоции, например, в песне, танце….
Признаться, я и сама на протяжении многих лет воплощала мечту своей юности - пение в ансамбле народной песни.
Дом культуры, я считаю, это место, где можно отдохнуть душой, пообщаться, встретиться с друзьями, побывать в роли артиста или посмотреть творчество своих детей на сцене. А кто-то просто приходит отдохнуть от повседневного быта.
В наше время, когда жизнь наполнена бесконечными трудностями, проблемами и заботой, хочется чего-то особенного - светлого и доброго.
В преддверии профессионального праздника работников культуры хочу пожелать коллегам идти в ногу со временем, здоровья, творческих успехов во всех начинаниях, вдохновения и счастья.

Любовь Кайгородова, ведущий методист по социо-культурной деятельности МБУК КРДКиД.

Дарим людям радость

Для меня работник культуры - это настоящее призвание, трудное, но захватывающее, творческое и всепоглощающее. Главное предназначение нашей профессии - дарить людям радость.
Профессия сложная, но прекрасная, которой я отдала более 20 лет. Кто работает в культуре, тот знает, какой это тяжелый труд. Ежедневно быть у всех на виду, общаться и находить контакт с людьми всех возрастов, взглядов и убеждений. Вечерами, в выходные и праздничные дни находиться на работе, даже дома на отдыхе, в гостях, просто, когда идешь по улице, придумывать что-то новое и интересное.
Своим творчеством и любовью к своей профессии мы зажигаем сердца, дарим людям радость и хорошее настроение, создаем праздник, открывая заветные двери в мир прекрасного. А наша любовь к зрителю эхом отзывается в сердцах слушателей.
Нам не дарят песни и сонеты,
Не слагают оды в нашу честь.
Может быть не слышали поэты
Что на свете культработник есть!
Не встают артисты на катурны,
Чтоб воспеть великие дела
Скромного работника культуры,
Славного работника села!
Впрочем, не за строчку же в куплете
И не в благодарность от лица.
Делаем мы дело, мы в ответе
За людские души и сердца.

Татьяна Кулакова, заведующая
методическим отделом МБУК КРДКиД.

Пусть сияют глаза зрителей

Как показывает практика, очень важными для клубного работника оказываются организаторские способности, умение налаживать и поддерживать контакты с людьми. Клубный работник должен иметь «психологическое чутье»: быстро и правильно понимать людей, находить к ним индивидуальный подход, быть тактичным и проявлять педагогическую находчивость.
Во всем этом мне помогает мое педагогическое образование и образование психолога, а также многолетний управленческий опыт. В наше время не просто наладить работу трех домов культуры и вызвать у людей желание идти в клубы. В этом мне помогают наши специалисты-стажисты: Николай Васильевич Черемных и Татьяна Ивановна Баранова. Очень ценю позитив и желание работать наших молодых девушек, которые только-только начинают делать первые шаги в нашей сфере, а работают в ней только самоотверженные и преданные своему делу люди, а другие просто не выдерживают. А ведь временные трудности ничто по сравнению с тем ощущением удовлетворенности, которое ты испытываешь после удачно проведенного мероприятия и сияющих глаз своих односельчан.
В профессиональный праздник желаю всем коллегам оптимизма, терпения, творческих задумок и полные залы благодарных зрителей.

Нина Норова, директор Рождественского
центрального дома культуры.

Ради этого следует жить

Всемирно известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери считает, что культура - это внутреннее содержание человека, которое открывается ему через упорный труд, верования, обычаи и знания, накопленные веками. И я разделяю его точку зрения.
Для меня культура - это внутренняя, душевная составляющая, при которой человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, осознает свою значимость. Такому человеку для счастья достаточно лишь заниматься любимым делом.
Если человек делает что-то от чистого сердца, с вдохновением, то это не может оставить равнодушным, это завораживает.
Именно такой принцип лежит в основе моей работы - с полной самоотдачей служить культуре. Это то, ради чего следует жить.

Галина Пендюр, заведующая отделом
по культурно-досуговой
деятельности МБУК КРДКиД.

Гореть самим - зажечь других

Быть работником культуры - это настоящее призвание, профессия - не из легких: попробуйте каждый день зажигать других оптимизмом, добротой, любовью и надеждами!
Моя профессия захватывающая, творческая и звездная. Работник культуры на селе - это самый публичный человек. Если он идет на выборы, его обязательно изберут жители, и он будет депутатом. Это очень универсальный человек, потому что найдет подход ко всем. Это очень чуткий человек, который может достучаться до каждого, и его все знают. А если настоящий профессионал возглавляет учреждение культуры, то такому учреждению обеспечен успех. В 2014 году, в Год культуры, мы получили Диплом лучшего учреждения культуры РФ, находящегося на территории сельского поселения, и вошли в 100 лучших учреждений культуры РФ.
Для меня работа директора учреждения культуры - это постоянный творческий поиск, в этом году я отмечаю 30-летний стаж работы в отрасли.
Поздравляю с праздником своих коллег - ярких звездочек. И желаю гореть самим - зажечь других!

Марина Иванова, директор МБУ
«Культурно-спортивный комплекс»
Менделеевского сельского поселения.

Жить работой, дышать творчеством

Быть работником культуры - это значит успешно заниматься любимым и понятным для себя делом. Жить работой, дышать творчеством, отдыхать задумками!
Это значит быть в центре самых интересных, увлекательных дел и ярких событий! Общаться с людьми разного возраста: идти в ногу с активной и творческой молодёжью, набираться мудрости и опыта от людей старшего поколения, зажигать маленькие звёздочки таланта в детях и помогать разгореться всем ярким пламенем творчества перед любознательным и взыскательным зрителем.
Быть работником культуры - значит опираться в своей работе на сплочённый круг единомышленников и почти 30 лет быть руководителем хорового коллектива, где каждая участница-певунья по-особенному дорога тебе и незаменима!
Быть работником культуры - это значит увлекать и вести за собой всех к намеченной цели, невзирая на усталость или домашние заботы. Это значит, что вся твоя семья живёт клубными проблемами и нуждами. Это значит - твои родные дети с самых малых лет находятся в гуще культурной жизни и всегда на сцене рядом! Это значит, что все праздничные мероприятия дома культуры - это, по сути, твои семейные праздники!
Быть работником культуры, значит стараться всегда находить что-то новое, необычное, чтобы в очередной раз дарить людям бурю положительных эмоций, впечатлений, удивлять и радовать всех окружающих!
Это значит, на протяжении стольких лет быть коллегой самых активных и позитивных людей, знающих и умеющих сделать жизнь простого человека разнообразной и незабываемой!
Дорогие мои коллеги-клубники! От всей души искренне поздравляю вас с Днём культуры! Желаю вам здоровья, благополучия, семейного тепла и уюта! Пусть каждый день приносит вам улыбки, радость и любовь!

1) Составь план текста.
1) Внутренняя культура
2) Как стать культурным человеком?
3) Кто такой культурный человек?
4) Каким должен быть культурный человек?
5) Что если удастся прикоснуться к культуре?
2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.
3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.
Внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком.
Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...
4) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Подчеркни в тексте фразу, помогающую ответить на этот вопрос.
Да это возможно. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. В развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому удается добиться серьезных результатов.
5) В тексте говорится: «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.
Ломоносов не только занимался науками, но и писал годы и увлекался изобразительным искусством. Бородин был не только великим композитором, но и химиком. Пушкин знал французский, изучал произведения Байрона в оригинале.
6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.
Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.
Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализацией – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Марина Кесс (Viona), Нидерланды. Счастливый брак с иностранным мужчиной - возможно ли это? Часть 5. Самые распространенные ошибки. Моя культура - твоя культура

Начало
Еще одну ошибку, о которой мне хотелось бы упомянуть, не может избежать никто. Все без исключения делают эту ошибку. И не однажды. Речь идет о противопоставлении культур. Именно ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Не сравнение, не дополнение, а именно противопоставление.

Позвольте сначала объяснить, что под словом "культура" я не имею в виду распространенное в России понятие "культурный", что несет в себе значение "образованный, воспитанный, вежливый и т.д." Я имею в виду национальные устои, особенности, стиль жизни, традиции и привычки. Отсюда "культурный шок" - это не что иное, как удивление, невосприятие, противостояние культуре новой страны.

Противопоставление обычно делают новички. Плохими помощниками здесь выступают также разные "ярлыки" и стереотипы: "все немцы точные, но скучные и нудные", "все итальянцы темпераментные, сексуальные, но изменники", "все нидерландцы дружелюбные, но жадные". Ну а что же навешивают на русских? "Все русские душевные, но пьют водку, а женщины - просто все - русские наташи". (Да простят меня настоящие Наташи, но так повелось называть русских дам легкого поведения).

Вы точно сталкивались с такими "ярлыками" в жизни. И не однажды. Лично меня, когда я только переехала в Нидерланды и начала ходить в гости, все время шокировала следующая ситуация: приходишь в гости, много людей, хозяин или хозяйка любезно спрашивают у каждого: "Что Вы хотите выпить: вино, пиво, сок... (полный перечень всего, что имеется в данном доме)?" Когда обращались ко мне, неизменно добавлялось: "...водка?" Мне хочется верить, что я не выглядела как женщина, которой НАДО предлагать водку, а спрашивали исключительно из-за стереотипа, что все русские только водку и пьют... Знаете, меня это напрягало вначале. Но потом я быстренько сориентировалась и на очередное "ну как же, все русские пьют водку" быстренько спрашивала: "Неужели? А у вас из обуви только деревянные башмаки?" Вопросы с водкой прекратились, как прекратились и многие другие - после моего внятного короткого тезиса, что в каждой стране встречаются ВСЯКИЕ люди.
Ваша национальность не повод навешивать на вас ярлыки. Вы - не ведущий политик или эконом России и нечего сваливать на вас лично все эмоции, которые у нидерландца накопились по поводу вашей страны. Эмоции эти не всегда базируются на опыте, часто люди просто поначитались прессы или понасмотрелись телевидения, и именно вам приходится выслушивать весь бред по той простой причине, что вы - единственная русская в данной компании.

НО: от вас лично будет зависеть, какой следующий стереотип будет складываться у окружающих о русских. Я вспоминаю сейчас старенькую бабушку-шведку, с которой я виделась три раза в жизни. В первый раз старушка была исключительно вежлива, но также исключительно отстранена - никакого контакта. При второй встрече она меня уже обнимала, закармливала вкусностями и бесконечно расспрашивала. При третьей встрече она чистосердечно рассказала мне, как она ВСЕГДА боялась русских, еще со Второй мировой, что русские всегда представлялись ей грубыми, жестокими, одним словом "варварами". А мы (нас было трое русских в гостях), оказывается такие милые, приятные и душевные люди! Все это было давно, очень давно. Сейчас, конечно, у людей уже далеко не такой стереотип о русских. Но "чудес" вы о себе услышите немерено. Это обязательно.

Что делают все русские "новички" в новой стране? Делят "мир" на "наших" и "ваших". У наших все лучше! У ваших все другое, а значит хуже. А почему, собственно, хуже? Если по-другому, чем вы привыкли, еще не обязательно хуже. Просто по-другому. Если ваш новый муж выпадает из образа мужа, который до настоящего момента сложился в вашем сознании, почему же он обязательно хуже?!

Очень часто самые простые бытовые споры в семье начинаются, когда женщина или мужчина пытаются "перестроить" друг друга и заставить поступать так, как делают в их культуре. Я надеюсь, вы понимаете, что не переделать вам всех нидерландцев и не заставить их жить по-русски. А ваш муж привык жить так, как живут его соотечественники. Что же вам делать? Срочно меняться и ассимилироваться? Нет. Вы ведь русская. Вы воспитаны по-другому, вы чувствуете и думаете по-другому. И просто так, в один момент, вам не измениться. Как бы вы не хотели. А если заставите себя резко измениться, непременно получится внутренний конфликт с собой. Поэтому не надо резко ничего в себе менять. Годы, прожитые в новой стране, сами по себе изменят вас. Изменят ваш характер, подкорректируют ваши ценности и взгляды на жизнь. И ничего в этом плохого нет. Вы постепенно настроитесь на ту реальность, в которой находитесь. И это естественно. Но не надо никому позволять себя ломать, заставлять вас жить жизнь так, как живет кто-то другой. Но также не нужно и от других людей требовать измениться по вашим стандартам.
Есть простое правило в европейской культуре: вам не обязательно разделять точку зрения собеседника, но вам необходимо с уважением относиться к его точке зрения. И все. Если вы это примете и будете демонстрировать, все ваши межкультурные споры сами собой разрешатся. Когда мне становится слишком обременительно вести очередной межкультурный спор, я обычно заканчиваю его со славами: "И, слава богу, что все мы разные!" На это возразить нечего.

Пусть каждый человек живет так, как он хочет (в том числе и вы, и ваш муж, и ваши дети). Но до того момента, когда ваше поведение начинает негативно влиять на других людей. С этого момента нужно неизбежно идти на компромисс. И в каждой семье это по-разному.
В вашей семье вы живете так, как хотите вы и ваш муж. Но с момента, как вы выходите за пределы семьи, вам необходимо уважать точки зрения и мнения других людей. Принимать не обязательно. Но и не надо оспаривать и доказывать вашу "правоту".
Приведу вам простенький пример из жизни. У русских, если вы пришли в гости, вас сначала накормят, а потом предложат сладкий торт на десерт. У нидерландцев - сначала сладкий пирог с кофе/чаем, а потом, через часик, начнут подавать еду. В семье моих знакомых (она - русская, а он - нидерландец) нескончаемо идут дебаты, которые часто перерастают в жесткие эмоциональные споры. Гостей пригласили к 20.00 вечера. Он хочет, чтобы сначала подали пирог и кофе (люди дома уже поужинали и теперь хотят кофе), а салатики и прочее будет потом, позднее, после 22.00.
А она несет сначала салатики и прочее, т.к. знает, что после пирога уже ничего есть не захочется, даже в 22.00.
Каждый раз вспыхивает дискуссия. А нам, приглашенным, некуда деться.
Я решила для себя это следующим образом: для тех наших друзей, у кого "традиционный" взгляд, мы предлагаем сначала пирог и кофе. Для тех, кто хочет сначала покушать - пожалуйста, сначала еда. Как мы это сочетаем? А мы гостей не смешиваем. Они разные люди и надо им разное. Мы раздельно и встречаемся. А, когда я прихожу в гости, то еще проще: не хочу пирога в данный момент - так и говорю. И жду, пока подадут что-то еще, а если очень голодная, просто прошу сделать мне бутербродик.
Русские женщины, как правило, очень много времени и усилий уделяют приему гостей. Готовят много всего, включая разные салаты, которые занимают очень много времени. Русская женщина хочет сделать приятное гостям и порой два дня занята приготовлениями. А, когда ее ответно позовут в гости, она может увидеть на столе - чипсы и орешки, пару крекеров с магазинным салатиком из упаковки и все. Нидерландка не хочет два дня готовиться, она вообще считает, что цель прихода в гости - это пообщаться, а не поесть. Надо ли с этим бороться? Надо ли доказывать, что ваши салатики лучше, чем крекеры? Не надо. Во-первых, не все нидерландцы такие, а есть и такие, что великолепно готовят, намного лучше, чем вы. И вы будете наслаждаться их кухней. Ну а тем, кто ставит крекеры и чипсы вам, ставьте на стол то же самое. И они будут довольны! Они к этому привыкли!
Нидерландцы, например, не научены есть "сельдь под шубой" или пельмени в бульоне. Им это не нравится. Они едят сельдь, держа ее за хвостик или в мягкой булке, добавив туда еще и лук. А пельмени вообще не воспринимают. Но любят итальянские равиоли (что в принципе, где-то похоже на пельмени). Но есть их будут с соусом. И соус в этом случае - самое значимое. Отнимите соус - людям не понравится. Что сделать с вашими пельменями? Подайте их с разными соусами - разлетятся на ура! A лично себе сделайте бульончик, если по вкусу.
Это, конечно, очень простой пример, но и во всех остальных ситуациях тоже нет ничего особо сложного. C любыми культурным различиями можно справиться достаточно легко, если не придавать этому большого значения и не противопоставлять.
Не надо говорить: "А вот в России!.." Не надо переубеждать их в том, что то, к чему они привыкли - это нехорошо. Не переубедите. Да и зачем? Пусть делают, что хотят. Если они не нарушают границ вашей свободы. Ну, а вы постарайтесь не ограничивать их.

От нидерландца вы никогда не услышите слов "это плохо" или "это ужасно". Вы услышите: "Это необычно". Причем так скажут, что вы и не поймете, нравится им или нет. Что же в этом плохого? В такой ситуации человек как бы говорит тебе: "Да, я слышу (вижу), что ты говоришь (делаешь)". И все. Слышу, но не значит, что и я буду делать так же, мне незачем. Вот и вам незачем делать так, как они, если не хочется. Нидерландкой вам никогда не стать.
Hу, так и наслаждайтесь собственной уникальностью: вы другая! Не обязательно лучше или хуже, просто другая. И оставьте "пространство" вашему мужу. Дайте ему возможность "дышать" самостоятельно, выбирать и самому принимать решения. Он будет вам очень благодарен за это.
И не употребляйте часто союза "но" без надобности, вместо этого говорите "а". Не говорите: "Ho у нас делают так...". Вместо этого говорите: "А еще можно сделать вот так...".

Рассказывайте о России, когда вас спросили и действительно заинтересованы слушать. Если вы уже несколько раз встречались с людьми, а вас по-прежнему спрашивают только о России, что-то тут не так. Значит, им нелегко найти с вами другие "точки соприкосновения". Самый простой и безболезненный способ завести или поддержать беседу - говорите об отпусках. Кто куда ездил, кто что видел, кто куда собирается. Если и вы там были, гарантирую 15 минут увлекательной беседы! И не спешите высказывать ваши негативные ощущения от Турции, например. Вам не понравилось, а кому-то, возможно, очень даже. Просто расспрашивайте. Вам ведь не принципиально, что думают люди о Турции. И потом, помните: мы все разные.

Я вначале всегда задавала вопросы о нидерландской культуре. Во-первых, потому, что мне было действительно интересно; во-вторых, потому, что нет более легкого способа завязать разговор, как спросить человека о том, что он хорошо знает. И очень приятно было всегда слышать ответный вопрос: "А у вас в России как с этим?" Тогда и мне приятно было рассказывать. И немного. Несколько минут достаточно. Помните, что большинство людей спрашивают лишь из вежливости. И помните, что содержание вашего короткого ответа останется в людской памяти надолго. У кого-то, может, навсегда. Поэтому, думайте, о чем вы говорите.

Одна моя знакомая часто жаловалась на свекровь. Ну, свекрови частенько на то и существуют, чтобы на них жаловаться. У меня сложилось впечатление, что свекровь там была не женщина, а монстр. При первой же встрече, когда в доме этом присутствовала свекровь, я поняла, почему там была такая борьба: моя русская подруга бесконечно "противопоставляла": "Да, что тут говорить про Голландию, а вот у нас, в России..." И рекой лилось - что там и как там у нас в России. А свекровь просто выдержать не могла этого потока. Я "взяла свекровь на себя" в тот вечер. Мы с ней говорили о чем угодно, только не о России. Женщина оказалась вполне коммуникабельной. А подруге моей она сказала, что она мною очарована. И чем же она была очарована? Всего лишь тем, что я не противопоставляла, а слушала ее.
И нет таких людей, с которыми ну совсем не о чем поговорить. Минут на 5 у вас должно хватить такта поговорить с любым! За 5 минут вы и очаровать сумеете, и информацию получить, если надо. Помните, у Киплинга: “…even dull and ignorant, they too have their story…”

Если вы начали "противопоставлять" в каждой фразе, адресованной вашему мужу, то конец вашим взаимоотношениям. Не делайте этого. Ну а если он вам все время противопоставляет, спросите. Что делать? Серьезные вещи нужно серьезно обсуждать. Если муж вам "указывает" как тратить деньги и что вы - мотовка, надо сесть и серьезно поговорить. У вас серьезные разногласия по серьезному вопросу. Вам необходимо: (а) выслушать и разобраться с его точкой зрения. Искренне попытаться понять и принять его мотивы; (b) выразить вашу точку зрения, добиться, чтобы мужчина понял, почему вы делаете так, как делаете. И не надо при этом говорить: "Я так воспитана" или "Я так привыкла", а надо логически доказать вашему мужу, почему делать так, как вы делаете, логично и необходимо. А, может, в процессе разговора, вы сама поймете, что нелогично поступаете или он поймет, что не обращал внимания на очень важные для вас моменты; (c) конечно, прийти к компромиссу. Знаете, мужчины, они, в основном, "программируются". Как "заложил в него программу с правилами", так он и будет "бесперебойно работать". Ну, а вы время от времени - и программы и правила - корректируйте, в зависимости от обстоятельств. Но "выключать" мужчину из режима или игнорировать его требования - большая ошибка.
Ну а если претензии в мелочах - зачем так много нужно женщине косметики - тут и спорить нечего. Наглядно объясните! Вы же лучше знаете, что и как действует на вашего мужчину.

И не противопоставляйте, а дополняйте разницу ваших культур. И будьте открытой для нового опыта, новых ощущений, новых традиций. И щедро делитесь своими. Со временем все это переплетется, и у вас сложатся ваши общие семейные ценности и традиции, которые полюбятся всем членам вашей семьи. Разве вы не к этому стремились - общности интересов в вашей семье? Общности, основанной на уважении индивидуальностей.