Катаев валентин петрович краткая биография. Валентин петрович катаев биография

Валентин Петрович Катаев (16 (28) января 1897, Одесса - 12 апреля 1986, Москва) - русский советский писатель, драматург, поэт; брат писателя Е. П. Петрова

Родился в семье учителя. Ещё гимназистом начал писать; в печати дебютировал в 1910. Во время Первой мировой войны, не окончив гимназию, в 1915 добровольцем вступил в действующую армию и до 1917 был на фронте. Служил в артиллерии.

Нет такого горя, которое бы не отступило перед жизнью. И это - великое счастье... Иначе как бы мы все стали жить?

Катаев Валентин Петрович

Во время Гражданской войны был мобилизован в Красную армию участвовал в боях против войск А. И. Деникина, работал в ЮгРОСТА (Российское телеграфное агентство).

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.

Основатель и в 1955-1961 гг. главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда (1974). Награждён двумя орденами Ленина, другими орденами, медалями. В 1958 вступил в КПСС.

Между поэтами дружба - это не что иное как вражда, вывернутая наизнанку.

Катаев Валентин Петрович

Валентин Катаев вернулся в родную Одессу книгами, мемориальной доской на фасаде дома № 4 по улице Базарной (б. Кирова), где родился, переулком его имени и посвященной ему музейной экспозицией.

Зять В. П. Катаева - известный еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Алтерович Вергелис.

Творчество
Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932, экранизированного в 1965 г.). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936); по ней поставлен одноимённый фильм - 1937 г.

Небольшая по объему повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

За повесть «Сын полка» (1945) получил Сталинскую премию 2-й степени (1946; одноимённый фильм - 1946).

Нас окружает больше предметов, чем это необходимо для существования.
(Цитаты из книги "Алмазный мой венец", 1978)

Катаев Валентин Петрович

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм - 1970), «Зимний ветер» (1960–1961), «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм - 1956), образующих тетралогию с идеей преемственности революционных традиций.

Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы.

У всех у нас в душе была украденная Джоконда.
(Цитаты из книги "Алмазный мой венец", 1978)

Катаев Валентин Петрович

В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имен и псевдонимов.

«Здесь уместно объяснить читателю, почему я избегаю собственных имён и даже не придумываю вымышленных, как это принято в романах. Ну, во-первых, это не роман. Роман - это компот. Я же предпочитаю есть фрукты свежими, прямо с дерева, разумеется выплевывая косточки. А, во-вторых, сошлюсь на Пушкина:

„Те, которые пожурили меня, что никак не назвал моего Финна, не нашел ни одного имени собственного, конечно, почтут это за непростительную дерзость - правда, что большей части моих читателей никакой нужды нет до имен и что я не боюсь никакой запутанности в своём рассказе“ (письмо Гнедичу от 29 апреля 1822 года; из ранних редакций).

Я тоже не боюсь никаких запутанностей…»

Сокрытые под псевдонимами, писатели и поэты, тем не менее, легко опознаются: королевич - это Сергей Есенин, птицелов - Эдуард Багрицкий, ключик - Юрий Олеша, синеглазый - Михаил Булгаков, Командор - Владимир Маяковский, мулат - Борис Пастернак, брат - Евгений Петров, друг - Илья Ильф, штабс-капитан - Михаил Зощенко, конармеец - Исаак Бабель, колченогий - Владимир Нарбут, щелкунчик - Осип Мандельштам

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.

Постановки произведений
* 1928 г. - «Квадратура круга» - Московский художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко.
* 1957 г. - «Квадратура круга», Московский академический театр Сатиры, постановка Г. Зелинского.
* 2008 г., 25 сентября - «Квадратура круга», Пермский академический театр, постановка В. Гурфинкеля.
* 1940 г., 23 июня - «Семен Котко» (1939), опера С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. Катаева и С. Прокофьева, Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, под упр. М. Жукова.

Сочинения
* Сэр Генри и черт, Berlin, 1923
* Растрат­чики, 1927
* Квадратура круга, 1928
* Время, вперед!, 1932
* Белеет парус одинокий, 1936
* Я - сын трудового народа, 1937
* Жена, 1944
* Сын полка, 1945
* За власть Советов, 1949, новая ред. - 1951, 2-я ред. и под назв. «Катакомбы» как 4-я часть тетралогии «Волны Черного моря», 1961
* Хуторок в степи, 1956
* Зимний ветер, 1960
* Волны Черного моря. Тетралогия, 1961
* Святой колодец, 1965 («от хронологически после­довательного повествования автор переходит к новой манере, возвращается к своим соб­ственным прошлым экспериментам в области формы („Сэр Генри и черт“, 1920; „Железное кольцо“, 1923); здесь, повествуя о своих аме­риканских впечатлениях, он пользуется ассоциа­тивными переходами от полуреального к по­лусказочному; при этом Катаев отчасти стремит­ся к передаче непоследовательного потока сознания, отчасти демонстрирует читателю собственную игру художественными приёмами»)
* Трава забвения, 1967
* Кубик, 1969
* Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона, 1972 («запись примерно 250 дет­ских воспоминаний; сами сюжеты выглядят почти вторичными по сравнению с процес­сом воспоминания»)
* Фиалка. Пьеса, 1974
* Кладбище в Скулянах, 1975
* Алмазный мой венец, 1979
* Уже написан Вертер, 1980
* Сухой лиман, 1986

Валентин Петрович Катаев - фото

Дата рождения:

Место рождения:

Одесса, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:


Род деятельности:

Прозаик, драматург

Направление:

Социалистический реализм, мовизм

Повесть, роман, рассказ

Язык произведений:

Награды / Премии:

Первая мировая война

Ученичество у Бунина

Белое движение

Переделкино

Вторая мировая война

Журнал «Юность»

Мировоззрение

Образование

Творчество

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Рассказы

Сценарии

Стихотворения

Внежанровые произведения

Драматический театр

Оперный театр

Фильмография

Награды и премии

Общественная репутация

Интересные факты

(16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Семья

Отец Валентина Катаева — учитель, преподаватель епархиального училища в Одессе Пётр Васильевич Катаев — происходил из среды духовенства. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею .

Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы.

Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1903—1942; назван в честь матери; фамилию-псевдоним взял по имени отца).

Дочь Катаева вспоминала:

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (1913—2009). «Это был изумительный брак», — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей — Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, р. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (р. 1938).

Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918—1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) — кинооператор Пётр Катаев (1930—1986) и композитор Илья Катаев (1939—2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним — Тина Катаева).

Биография

Одесса

Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкино, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Обиходным языком в семье родителей писателя был украинский. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.

«Отрывистую речь с небольшим южным акцентом» в нём ещё в 1918 году замечала Вера Бунина. Бравший у него интервью в 1982 году (в конце жизни) одесский журналист высказался ещё определённее: «…У него был неистребимый одесский акцент».

Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Первая мировая война

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.

Павел Катаев так описывал рану отца:

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени (более известным в российской армии под названием «Анна за храбрость»). С военным чином и наградами получил не передающееся по наследству личное дворянство.

Ученичество у Бунина

Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.

С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.

В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина:

…Бунина он называл своим учителем с полным правом — Симонов привёз от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, — были у неё в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю… Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, — помнила даже это! И встретила его так ласково… И даже знала, что я — Эста, сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая — ну кто ещё так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева — дети. Как это у Вали, молодого Вали, — может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки — она принесла её и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет её взять. «Ладно, — сказала Вера Николаевна, — тогда её положат со мной в гроб».

Белое движение

Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию А. И. Деникина, автоматически получив чин подпоручика.

Как артиллерист служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки.

Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга. Действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву.

До отступления ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.

Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. До 7 февраля 1920 года, дня входа в Одессу красных (и окончательного — более чем на 70 лет — установления в Одессе Советской власти), родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой.

Врангелевский заговор на маяке» и тюрьма

К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа и сразу подключился к офицерскому подпольному заговору по встрече возможного врангелевского десанта из Крыма. Аналогичным образом — одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций — Одесса была освобождена от красных в августе 1919 года. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.

С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из вышестоящей ЧК (из Харькова или Москвы) в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в разговорах с сыном называл Яков Бельский. Бельский хорошо запомнил Катаева в прошлом, 1919 году, на большевистских выступлениях в Одессе — тех, на которые пенял Катаеву Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье:

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.

Харьков

В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей.

Москва

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.

В заявлении секретаря Союза писателей СССР В.Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н.И. Ежова предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. Иосиф Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.

Член КПСС с 1958 года.

Переделкино

Вторая мировая война

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Павел Катаев так описывает эту ситуацию:

Журнал «Юность»

Основатель и в 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность».

Рак

Смерть

Мировоззрение

Образование

Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.

Творчество

Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизирован в 1965 году). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; одноимённая экранизация — 1937).

Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм — 1970), «Зимний ветер» (1960—1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. На какие конкретно неизвестно.

Поэзия

Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его произаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Его вдова Эстер Катаева вспоминала:

В последнее время значение Катаева-поэта пересматривается. Так, поэт и исследователь жизни и творчества Катаева Александр Немировский включает Валентина Катаева во вторую десятку самых главных для себя русских поэтов XX века.

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Романы

  • Время, вперёд!
  • Зимний ветер (1960)
  • Катакомбы (1961)
  • Алмазный мой венец (1978)

Повести

  • Растратчики (1926)
  • Белеет парус одинокий (1936)
  • Я, сын трудового народа (1937)
  • Сын полка
  • Хуторок в степи (1956)
  • Маленькая железная дверь в стене (1964)
  • Святой колодец (1965)
  • Трава забвения (1967)
  • Кубик (1968)
  • Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
  • Кладбище в Скулянах (1975)
  • Уже написан Вертер (1979)
  • Юношеский роман (1982)
  • Спящий (1984)

Рассказы

  • В осаждённом городе (1920, публикация 1922)
  • Сэр Генри и чёрт (1922)
  • Отец (1925)
  • Море (1928)
  • Барабан
  • Сюрприз
  • Отче наш

Пьесы

  • Квадратура круга
  • Универмаг (1928)
  • Миллион терзаний
  • Авангард (1931)
  • День отдыха (1940)
  • Домик (1940)
  • Синий платочек (1943)
  • Отчий дом (1944)
  • Случай с гением (1956)

Сценарии

  • Цирк (1936), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
  • Родина зовёт (1936)
  • Белеет парус одинокий (1937)
  • Шёл солдат с фронта (1938)
  • Страницы жизни (1946), совместно с А. В. Мачеретом
  • Сын полка (1946)
  • Цветик-семицветик (1948)
  • Безумный день (1956)
  • За власть Советов (1956)
  • Поэт (1956)
  • Время, вперёд! (1965), совместно с М. А. Швейцером
  • Цветик-семицветик (1968)
  • Хуторок в степи (1970)
  • Фиалка (1976)
  • Понедельник — день тяжёлый (1983)

Стихотворения

  • Осень (1910)

Внежанровые произведения

  • Сухой Лиман (1986)

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 — «Растратчики» — Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского.
  • 1928 — «Квадратура круга» — Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.
  • 1934 — «Дорога цветов» — Московский Современный театр

1940 — «Домик» — Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским.

  • 1940 — «Шёл солдат с фронта» — Театр Вахтангова.
  • 1942 — «Синий платочек» — театр (?).
  • 1948 — «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1954 (?) — «Дело было в Конске» («Домик») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1958 (?) — «Пора любви» — театр Моссовета.

Оперный театр

  • 1940, 23 июня — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под упр. М. Жукова.
  • 1970-е — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Большой театр, режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Ф. Ш. Мансуров

Фильмография

Название

Цветик-семицветик
короткометражный

Волны Чёрного моря

Литературная основа

Фиалка
фильм-спектакль

Последний лепесток

Литературная основа

Сын полка

Понедельник — день тяжёлый
фильм-спектакль

Награды и премии

  • Два Георгиевских креста
  • Орден Святой Анны 4-й степени
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за повесть «Сын полка» (1945)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Три ордена Ленина

Катаев, В. П. против Солженицына, Сахарова

  • Катаев, В. П. подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове

Общественная репутация

  • Иван Бунин (1919):
  • Вера Бунина (1919):
  • Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, назвал главку своей книги «Два Катаева» (2004):
  • Александр Немировский (2005):
  • Сергей Шаргунов (2006):

— Вот вы называете, скажем, Катаева среди любимых своих писателей… А для вас имеет значение, каким он был как человек? Как вы решаете для себя вопрос соотношения творчества и личности?

— Учебники литературы — всегда учебники истории, их герои, простите канцелярит, «общественно значимы». Конечно, главным делом Катаева была его проза, сверкающая, как леденец, облизанный и выплюнутый в траву летним ребёнком, так что ещё слышен убегающий смех… За мастерский мовизм спасибо Катаеву! Написанное — главное. Но личность, судьба — это то, что создаёт подстрочный таинственный гул или, если угодно, зажигает яркую иллюминацию над строчками. Писателю, как правило, хочется жить широко, вольно, опасно. Писательство — не только кропание строчек, но и «разведка боем», броски в неизведанные области жизни. Двигатель личности, секрет её развития — парадокс. У писателя бывают опыты горькие, мученические, а рядом — сладкие, барские опыты: опыт ледяного хохота, отчаянного спокойствия, ядовитого лоска, во всём последнем и упрекают глупые люди Катаева или Алексея Н. Толстого…

  • Катаев никогда не водил машину — обычно её водила его жена и, в период работы писателя на посту главного редактора журнала «Юность» (1955—1961), специальный водитель. Позже в роли водителя выступал сын.
  • В 2000-е годы, когда вернулся интерес к Катаеву, возникла даже конкуренция за право написания биографии Валентина Катаева в серии ЖЗЛ. По этому поводу Сергей Шаргунов в интервью сказал:

Хотел бы написать ЖЗЛ Катаева. Кажется, по сию пору прелестная и древняя Эстер, его вдова, и бродит переделкинскими тропами… Но мне сказали, что ЖЗЛ его уже пишет жена Дмитрия Быкова.

  • В Перми неподалеку от театра кукол установлена скульптура «Цветик-семицветик».

Память

  • На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска.
  • Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.
  • В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.

Краткая биография Валентина Катаева

Катаев Валентин Петрович – советско-русский писатель, драматург, поэт, мемуарист, с 1974 года Герой Социалистического Труда. Наиболее известен по повестям «Белеет парус одинокий» и «Сын полка». Писатель родился 16 (28) января 1897 года в Одессе, в семье преподавателя училища. Писать стихи мальчик начал довольно рано, с девяти лет. Некоторые его работы стали печатать в одесских газетах, а в 1914 году – даже в петербургском журнале «Весь мир». Катаев получал образование в Одесской гимназии, но так и не доучился из-за вспыхнувших военных событий Первой мировой и Гражданской войн. Он добровольцем вступил в действующую армию, где дослужился до прапорщика. В 1917 году вследствие серьезного ранения был возвращен в Одесский госпиталь.

Литературный язык Катаева называли Одесским. Этот город был не только фоном многих его произведений, но и полноправным героем. Несмотря на то, что 64 года своей жизни он проживет в Москве и Подмосковье, в душе он так и останется одесситом. Названия произведений Катаева или имена героев зачастую носили символический характер. Так, например именем своего отца и фамилией матери он окрестил главного героя автобиографической повести «Белеет парус одинокий» – Петю Бачея. Строки стихотворений известных авторов он использовал в качестве названий своих прозаических произведений. Например, «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Несмотря на то, что у писателя было немало своих стихотворений, ни одного сборника он не выпустил.

Первые попытки писать прозу делались после его демобилизации. Своим кумиром из современников он считал И. А. Бунина. В 1919 году Катаева призвали в Красную Армию, однако вскоре он был отозван и назначен заведующим в окна сатиры РОСТА. Там он писал тексты для лозунгов, листовок, частушек, антиплакатов. Аналогичную работу он выполнял и в Харькове. С 1922 года он работал в Москве. Фельетоны Катаева публиковались в газетах «Труд», «Гудок». Его повесть «Растратчики» (1925) была замечена не только читателями, но и критиками. Через несколько лет эту повесть успешно инсценировали на сцене МХАТа. Вскоре он написал еще одну успешную работу – комедию «Квадратура круга» (1928). После этого он писал в основном для театра.

Важной вехой в творчестве писателя стал роман «Время, вперед!» (1932). Его он написал после поездки на строительство Магнитогорска. В период Отечественной войны Катаев работал военным корреспондентом для газет «Правда», «Красная звезда». Именно в этот период появились рассказы «Флаг», «Третий танк», повесть «Сын полка». С 1955 года В. П. Катаев был главным редактором вновь созданного журнала «Юность». Умер писатель 12 апреля 1986 года в Москве. Последней его книгой был сборник мемуаров «Сухой лиман» (1986).

Вариант 2

Валентин Петрович Катаев - советско-русский писатель и прозаик. Наиболее известные повести: «Белеет парус одинокий», «Сын полка». Родился 16 (28) января 1897 года в Одессе в семье преподавателя епархиального училища. Мать будущего писателя происходила из дворянской семьи, дед по отцовской линии был священнослужителем. Младший брат был известным писателем и писал под псевдонимом Евгений Петров. Он наиболее известен по совместным работам с Ильей Ильфом. Катаев начал писать стихи еще гимназистом. Впервые его работу напечатали в 1910-м году.

В 1915-м году он оставил гимназию и поступил добровольцем в армию. Из рядовых был произведен в прапорщики, неоднократно бывал ранен. Лето 1917 года провел в одесском госпитале. За храбрость он был награжден двумя орденами. Во время службы он все время занимался литературным творчеством. Постепенно в печати стали появляться его рассказы и очерки. В столичной печати впервые был напечатан рассказ «Немчик». Своим идейным наставником и учителем он считал И. А. Бунина, с которым был лично знаком. Излечившись от ранений, Катаев снова примкнул к вооруженным отрядам. С 1919 года он в чине подпоручика служил в армии А. И. Деникина.

В 1922 году он переехал в Москву. Его фельетоны активно печатались в таких газетах как «Труд», «Гудок», и т.д. Одновременно он продолжал работать над прозой. Повесть «Растратчики» (1925) привлекла к автору внимание, как читателей, так и критиков. Вскоре, на сцене МХАТа появилась постановка по мотивам данной повести. С тех пор, писатель увлекся и драматургией. Одним из самых важных произведений в творчестве писателя стал роман «Время, вперед!» (1932), экранизированный в 1965 году. Однако широкое признание пришло к автору с появлением повести «Белеет парус одинокий» (1937). Через год появилась повесть «Я сын трудового народа».

В то же время Катаев все время работал для газет «Правда», «Красная звезда», был их военным корреспондентом за границей и оттуда печатал свои очерки. К этому периоду относится появление многих рассказов, пьес и повестей автора. Среди них «Сын полка», «Третий танк», «Синий платочек». В 1955 году писатель был назначен главным редактором журнала «Юность». В этом издательстве он смог опубликовать свой роман «Хуторок в степи» (1956) и многие последующие произведения. В. П. Катаев умер 12 апреля 1986 года.

Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 16 января 1897 года (29 января по новому стилю). Его отец был учителем епархиального училища, мать - дочь генерала. Учился Катаев в Одесской гимназии. Писать стихи начал еще в 9 лет, а впервые стихи Катаева были опубликованы в Петербурге в 1914 году - в журнале "Весь мир".

В 1915 году Валентин Катаев пошел добровольцем в действующую армию. Службу он начал в артиллерийской бригаде, затем Катаеву было присвоено звание прапорщика. Позже его наградили орденом Святой Анны IV степени, а также двумя Георгиевскими крестами.

В 1919 году Катаева призвали в Красную армию, но очень скоро его отозвали и назначили заведующим "Окнами сатиры РОСТА" в Одессе: писал тексты для агитационных плакатов, сатирические лозунги и листовки. В 1921 году исполнял аналогичные обязанности в Харькове.

Через год переехал жить в Москву, где скоро начал работать в газете "Гудок", писал юморески, не оставлял работы и над художественными произведениями. В 1925 году была издана одна из самых известных работ Катаева - "Растратчики". Эта повесть была инсценировала и имела огромный успех на сцене МХАТа. После такого успеха Катаев написал комедию "Квадратура круга", которая также не была оставлена без внимания критиков и читателей. В 1936 году напечатал свой известный роман «Белеет парус одинокий», в 1937 - повесть "Я сын трудового народа", которая позже была экранизирована. Экранизированы были и его более поздние работы: «Хуторок в степи», «За власть Советов», "Сын полка" (за эту работу награжден Сталинской премией 2-й степени).

С 1955 года был создателем и главным редактором Московского журнала "Юность".

С 1958 года Валентин Катаев - член КПСС.

В 1964 году произведением «Маленькая железная дверь в стене» меняет писательскую манеру и стиль. Новый стиль Катаев назвал "мовизмом". В этой манере были написаны повести «Трава забвенья», «Святой колодец», рассказ «Кубик», роман «Алмазный мой венец».

Писатель Катаев был еще и поэтом, но ни один его стихотворный сборник так и не был опубликован. Незадолго до смерти Валентин Катаев собрал все стихи, которые у него сохранились и от руки переписал их в блокноты.

В конце жизни писателю была сделана операция по удалению раковой опухоли.

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.