Как выглядят берберы. Самый загадочный народ

Истории некоторых народов читаются как приключенческие книги..

Один из таких народов - БЕРБЕРЫ..

Основные жители Марокко не арабы - амазахи (греч. берберы). Откуда племена этих светлокожих, худощавых высоких мужчин и изящных красивых женщин появились когда-то в Африке, — до сих пор не известно.

Но случилось это за много сотен лет до того, как эти земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев. Сейчас многие амазахи ассимилировали с местным населением арабской или африканской внешности, но осталось и немало «чистых» представителей.

(Известные люди амазахского происхождения: Зидан Зинедин, Изабель Аджани, Эдит Пиаф...)

Бербе́ры (от греч. βάρβαροι, лат. barbari; самоназвание амазах — господарь, свободный, благородный человек) — общее название коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Говорят на бербергских языках. По религии — сейчас в основном мусульмане-сунниты, но сохранили целый ряд этнических обычаев. Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка.

Спорно, но весьма вероятно родство берберов и ГУАНЧЕЙ.

Вероятно, самоназвание амазахи — это то же что древние египтяне называли «Машуеш» (одно из ливийских племен), Геродот — Максиес/ Мазиес (о Ливии), также в античности жителей северных берберов называли Масилы в Нумидии (Алжир и Тунис) и Масасилы (запад Алжира и Марокко). Приставка «мас, мес - маз, мез», которая применялась к именам нумидийских царей (Массиниса, например), встречается до сих пор в фамилиях североафриканцев: Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис и пр. Также, название деревни Amagaz (произнести а-Магесс), восточная Кавилия.

Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

1. Амацирги — проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт.

3. Кабилы — народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).

4. Шауйя — народ в Алжире, населяет Орес. Главный город — Батна.

5. Туареги — берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами.

Большинство берберов сегодня живёт в горах. Берберских деревень множество. Дома из сложенного красного местного камня или мазанки из такого же цвета глины расположены в зелени речных долин у склонов гор.

ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Гараманты (греч. Γαράμαντες) — древний народ Сахары. Впервые упоминаются Геродотом (около 500 г. до н. э.) как «очень великий народ» (судя по археологическим данным, их государство возникло намного ранее, в конце II тыс. до н. э.). Имели европеоидный облик.

В VIII веке до н. э. государство гарамантов уже включало в себя весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительную часть Мармарики. Цивилизация гарамантов была весьма высокоразвита технологически. Геродот писал о них, как о воинственных, отчаянных и задиристых племенах, проникавших, на запряжённых четвёрками лошадей колесницах, глубоко в степные, ещё тогда, просторы северной Африки.

Государство гарамантов было аннексировано Римом в 19 году до н. э. Окончательно ассимилированы арабами гараманты в VII веке н. э. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали так званое древней письменностью тифинаг (другое название «древнеливийское»).

Тифинаг или Тифиниг, скорее всего, произошел от древнеберберского

Как считают некоторые исследователи, многие слова берберских диалектов имеют индоевропейские корни. Тем не менее, язык берберов учёные относят к семито-хамитским.

Конечно, языки у соседних народов смешиваются, и влияние семитов на берберов многовековое.

Но основа языка, если её очистить от «грима» многочисленных завоевателей окажется не семитская!

КАБИЛЫ (от арабского qabîlah — племя)

народ группы берберов на севере Алжира. Говорят на северной ветви берберо-ливийских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также французский и арабский языки.

Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг (другое название «древнеливийское»), сохранившейся в вышивках и т. п. (её хранители — в основном женщины). Кабилы составляют большинство членов местных партий «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.

Живут в основном в Алжире в горах Большая и Малая Кабилия (историческая область Кабилия) к востоку от г. Алжир. Численность в Алжире ок. 3 млн чел. (2007, оценка). Живут также во Франции (676 тыс. чел.), Бельгии (50 тыс. чел.), Великобритании (св. 3 тыс. чел.). Общая численность 4 млн чел, по некоторым источникам — до 6 млн чел.

Поселения обычно располагаются на вершине горы и имеют 2 улицы: внутреннюю — для женщин и внешнюю — для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами.

Жители поселения образуют общину (таддарт, джамаат), возглавляемую вождём (амин, амеккран); она подразделяется на группы (адрум), включающие несколько родственных (в 4-5-м поколении) патрилинейных объединений (тараррубт), состоящих из больших патриархальных семей (ахам — букв. большой дом).

Сохранился доисламский фолкльер. В кавильской фолкльоре есть своя птица-феникс, это сокол (или ястреб), вернее самка сокола, то есть соколиха, Tha-Nina (tha - женский артикль, подобно французскому La). По своему символизму и значению для нас она не уступает нашей жар-птице. Она является символом возрождения, женской красоты и просто женским именем.

Защитные символы наносимые хной призваны оберегать женщину в наиболее важные периоды жизни — свадьба, беременность, затем роды. Рисунки на лице,шее, декольте — в основном это Северная Африка, Марокко — это уже другая традиция, называемая harquus («харкуз»).

Для harquus используется не хна, а другие красящие смеси, черного цвета. Рисунки в стиле harquus часто можно видеть на лицах танцовщиц трайбл-беллиденс и соответствующие украшения на теле в виде рисунков и татуировок дополняют образ.

ТУАРЕГИ (самоназвание — имощаг, имошаг) —

народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. В прошлом, крайне агрессивный народ-захватчик.

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских обычаев, как например, матрилинейную родовую организацию и ортокузенный брак по материнской линии. Несмотря на то, что современные туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным.

Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Древние туагеры были белыми и состояли из каст. Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Считали жизнь всего лишь игрушкой, поэтому не боялись ее потерять или отобрать у других, поэтому отличались свободным нравом.

Положение женщины определялось количеством любовников и воздыхателей. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. (Колин М. Тернбул. Человек в Африке)

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей.

Самые прекрасные, моложые и сильные мужчины-поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки — племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации. По иронии судьбы, современные туареги ассимилировали с чернокожим населением.

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда (город-государство на территории Нигера, в оазисе на западе нагорья Аир, существовавшее в Средние века.).

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти (Туарегское восстание 1916-1917). Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Туареги стали прообразом для народа фременов в эпической серии Френка Герберта «Дюна».

Здесь приедставлены преймущественно фотограффии кабилов (наследственные амазихи) и несколько туарегов (ассимилированные амазахи):

Рисунки, которыми украшают себя амазахские красотки.

Чтоб не скучно было, вот вам основные элементы русского народного орнамента.



А вот как украшают своё тело амазаханочки в тех местах, что скрыты от посторонних глаз.

Так получилось, что фотограф больше внимания уделили именно женщинам племени. Осуждать его за это невозможно, потому, что берберские девушки невероятно красивы, но я заметил и другую деталь:

Роль женщин народа амазахов абсолютно не стыкуется со сложившимися понятиями о берберских племенах. Вам придёт в голову, глядя на эти лица, что они на положении бесправных рабынь, как это принято у арабов?

Нет. Очевидно, что женщины амазахов если и не руководят мужчинами, то не поражены в правах нисколько. И чувствуется огромная забота о детях. Амазахские девочки чувствуют себя принцессами, в отличии от детей в мусульманских арабских странах.

Вызывает огромное уважение тот факт, что эти дикие негры сохранили самобытность своей культуры ни смотря ни на что.

С чувством досады я осознал, что они в быту более похожи на русских, чем сами русские.
Это уже очень серьёзно. На скулах девушки шестилучевые солнечные кресты. В славянской символике мне известен почти такой же:



Обратите внимание на фразу: — "Использовался как НАТЕЛЬНЫЙ оберег". Ну просто так совпало.

Случайно современные негры использую ту же символику, что и наши предки на Руси тысячелетия назад.

Зинедин Зидан также берберского происхождения


Ничего не напоминает? У русов такой головной убор называется сорока.

Внизу славянка


Этот портрет Сделан в одном из вырытых в грунте домов, где живут берберы в Тунисе
Меня поразил облик этой женщины. Что-то в нём наше, славянское
Посмотрите, как завязан платок.


Это поразительно, как огромный народ, несмотря на все свои исторические беды, не просто сохранил себя, но ещё и расплодился так, что стоя в любой точке Атласских гор, можно увидеть сразу до десятка берберских деревень. А сколько берберов сегодня проживает в Ливии, Тунисе, Алжире!

Кто-то ещё верит в то, что крест это христианский символ? И означает он предмет, ставший орудием казни? Ну ну... интересно, что бы сейчас было на куполах христианских церквей, если бы Иисуса зарубили бы топором?

Не отпускает ощущение того, что с этим парнем я учился в одном классе. Его предки были потомственные казаки из станицы Холмская на Кубани. Я бывал там, половина станицы носит одни и те же лицо и волосы. В точности как негр на этом фото.

Историки считают финикийцев основателями буквенной письменности, мол это они весь мир научили писать. Теперь взгляните на амазахскую азбуку, и проникнитесь осознанием того, что амазахи жили на своих землях в Марокко до того как туда попали финикийцы. Получается, что мореходы торговцы и пираты увидели АзБуку именно у берберов?

БЕРБЕРЫ, группа народов, коренное население Северной Африки. Составляют около 50% населения Марокко, около 25% населения Алжира; живут также в Тунисе, Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и др. Общая численность около 30 миллионов человек, в том числе в странах Европы - 3 миллиона человек (2005, оценка). Говорят на берберо-ливийских языках: берберы Марокко [тамазигт (тамазигхт, имазигхен, берабер) и шильх (язык - ташельхит) Атласских гор; рифы, сенхажа и другие зенетские группы], Алжира (зенетские народы шавийя, шенуа; кабилы, так называемые берберы сахарских оазисов), Туниса (джерба, сенед и др.), нефуса и зуара в Ливии - на языках северной группы; авджила (ауджила), сокна и др. берберы оазисов Ливии, сиуа на северо-западе Египта - на языках восточной группы; туареги - на языках южной группы; зенага в Мавритании - на языках западной группы. Верующие в основном мусульмане-сунниты (преимущественно маликиты), распространён хариджизм (о. Джерба в Тунисе, область Мзаб в Алжире, Сиджильмаса в Марокко и др.), есть иудаисты и христиане.

О древней истории предков берберов смотри в статье Ливийцы. После арабских завоеваний Магриба с конца 7 века и особенно в 11-12 веках происходит их арабизация и исламизация, берберы вытесняются в горные и пустынные районы.

Основные традиционные занятия - кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот), пашенное земледелие (ячмень, просо, пшеница, садоводство). В оазисах занимаются земледелием, огородничеством, транзитной караванной торговлей. Племена (такбильт) управляются вождями (агеллид, амгар) и советами старейшин (берберский имзран, арабский джмаа), разделяются на кланы (лефф, игхс). Центром племенной территории у оседлых групп служит укреплённое поселение (берберские - тигремт, дшар; арабский - касба, ксар); характерны башни-зернохранилища. Сохраняется общинное землепользование (арш), распространены временные межклановые союзы (тиуизи), взаимопомощь, например в выпасе скота (тауаллат). Кочевники живут в шатрах (берберский тахамт, арабский хима), стоянки имеют круговую планировку (дуар, мдуар). Распространены религиозно-мистические марабутские братства с развитой системой профессионально-корпоративных объединений, восходящие к суфийским орденам-тарикатам.

Устное творчество. Устная поэзия более всего развита у кабилов и шильх. Популярны лирические стихотворения: отдельные (асефра) и объединённые в поэтические циклы (тизрарин). В эпической поэзии воспеваются доблесть и отвага предков, жизнь пророка Мухаммеда и святых. В поэзии шильх встречаются эпические поэмы религиозного и сатирического содержания (тамдгаазжи). В поэмах-имайт речь идёт о дружбе, любви и любовных страданиях. Короткие поэмы (тайфферт) рассказывают о жизни соплеменников, войнах и праздниках. Поэмы-излан посвящены повседневной жизни. Хади - поэма с религиозной окраской («Поэма о Саби», герой которой отправился в ад ради спасения родителей).

Многочисленны и разнообразны сказки. Сказки о животных предназначены для всех, бытовые - в основном для мужской аудитории. Волшебные сказки берберов Магриба рассказывают только женщины в женской и детской аудитории. Существует запрет рассказывать сказки днём. Центральный герой сказок о животных - Шакал (существует несколько циклов о нём). Бытовые сказки повествуют о ворах, разбойниках, об отгадывании загадок, о плутах, о неверных жёнах, о дураках и др. Популярны сказки о сироте, сказки о знаменитом берберском плуте (Си Джоха в Марокко, Си Джеха в Алжире), близком среднеазиатскому Ходже Насреддину. Среди сюжетов волшебных сказок - как широко известные во всём мире, так и чисто берберские. Существует множество пословиц и поговорок.

Музыкально-поэтические жанры - аферди (распев загадок), ташерафт (пастушеские песни), атемши, или изли (песни-поэмы), ахваш (массовая песня-танец, Марокко); ахеллиль, тагеррабт (круговые праздничные песни-танцы, Алжир). Характерно респонсорное пение с танцами в сопровождении инструментального ансамбля, состоящего обычно из духовых и мембранофонов. Среди традиционных инструментов (частью арабского происхождения): язычковые - зорна, гаита; тростниковая флейта касаба (гасба); барабан табль; бубны - бендир, тариджа; лютня гуинбри (её предшественница - древнеегипетская лютня с длинной шейкой). Основные инструменты туарегов - 1-струнный смычковый имзад (анзад; женский инструмент), 1-струнный щипковый гугей, плоские барабанчики ганга, литавра-ступа тинди. В горах Среднего Атласа практикуется особый вид игры на бубнах - сольная виртуозная импровизация, сопровождаемая сложными ритмическими фигурами на фоне опорного ритма, в северных предгорьях - полиритмическая игра на барабанах и бубнах. Сохраняются традиции музыкально-поэтических состязаний; между выступлениями солистов-импровизаторов мужской и женский хоры танцуют в сопровождении бубнов. Музыка всех бербероязычных групп опирается на диатонические звукоряды, на юге Марокко и Туниса используется пентатоника. К концу 20 века распространились городские танцевально-песенные формы - женские (хувара) и мужские (дабка; приурочены к мусульманскому календарю, включают игру на барабане в форме песочных часов - агваль).

Лит.: Жюльен Ш.-А. История Северной Африки. М., 1961. Т. 1-2; Ментешашвили 3. А. Берберы в общественно-политической жизни Марокко (50-70-е годы XX век). М., 1982; Лев Африканский. Африка - третья часть света. Л., 1983; Гаудио А. Цивилизации Сахары. М., 1985; Лот А. Туареги Ахаггара. М., 1989; Видясова М. Ф. Социальные структуры доколониального Магриба. М., 1987; Ланда Р. Г. От руин Карфагена до вершин Атласа. М., 1991; Дьяков Н. Н. Марокко: история, культура, религия. СПб., 1993. Н.Н. Дьяков; И. Г. Кушке, О. В. Русанова, А. С. Алпатова (устное творчество).

Что они как бы хотят это… того… остаться этими... как его… немцами.

Вот! Они даже вышли на многотысячную антиисламистскую демонстрацию в Дрездене. Да еще и для пущей убедительности прихватили с собой домашнюю заготовку, собственноручно изготовленную виселицу для «мамочки Меркель». Ой, молодцы какие !

Интересные ребята, эти немцы! Сообразительные и экономные. Сделали не две, а одну двухместную виселицу, присовокупив к «мамочке» вице-канцлера Зигмара Габриэля. Зигмара граждане Германии хотят повесить за то, что он на них обзывался. Называл отбросами за их нежелание принимать у себя в стране беженцев. За что и будет наказан! Жестоко и беспощадно! Повешен рядом с Меркель! На игрушечной виселице…

Короче, фигня всё это. Ну, вышли на демонстрацию не то 9, не то 10 тысяч протестующих. И что? Погундели, выплеснули негативчик и по домам разошлись. Пивко пить и сосисоны свои немецкие народные кушать.

Кому интересно мнение этих людей? Кто их слушает? Они давным-давно всеми лапами, намертво увязли в своём уютном Еврокапкане. Прельстились на лакомые кусочки демократических ценностей, да и застряли на веки вечные в ловушке со всеми удобствами, утратив раз и навсегда свободу выбирать.

А теперь уже всё. Приманка съедена, пришло время обеда у тех ребят, которые расставлял силки. Поздно пить боржомчик, что Меркелиха скажет, то и будут, как миленькие делать. Раньше надо было немцами становиться.

Сказала «мамочка», что Германия в 2015 году примет в общей сложности 1.5 миллиона беженцев? Так и будет. Решила выделить каждому беженцу по 670 Евро в месяц? Так тому и быть. Придумала всех переселенцев обеспечить жильём? Будет так и никак иначе!

А? Что? Немцы? Какие немцы? Вы что-то хотели сказать, дорогие соотечественники? Ну, говорите, говорите. Кто ж вам мешать-то будет? Демократия ж на дворе! Только вы говорите, пожалуйста, потише. Держите себя в рамках. Играйтесь, во что хотите. Кушайте, пейте, пока есть, что есть и пить.

Гуляйте, дышите свежим воздухом, ходите на демонстрации и воображайте себя немцами, или кем вы там завтра еще захотите себя представить. Главное, не очень шумите и не мешайте взрослым заниматься своими делами. Договорились?

Тунис : 102 500
  • Бельгия 22x20px Бельгия : 91 000
  • Италия 22x20px Италия : 39 000
  • Германия 22x20px Германия : 36 000
  • Египет 22x20px Египет : 34 000
  • Мавритания 22x20px Мавритания : 10 500
  • Канада 22x20px Канада : 10 000
  • Великобритания 22x20px Великобритания : 6 100
  • Сенегал 22x20px Сенегал : 2 800
  • Вымер Археологическая культура

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Язык Религия Расовый тип Входит в

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Родственные народы Этнические группы

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Происхождение

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Народности

    Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко , на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф , от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла .
    2. Народ шиллу в южном Марокко , занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт , часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана .
    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
    4. Шауйя - народ в Алжире , населяет Орес (2 325 000 человек). Главный город - Батна . Известные представители - Массинисса , аль-Кахина и Ламин Зеруаль - 4-й президент Алжира)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .
    5. Берберы Сахары , населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб , или мозабиты , берберы, населяющие Хадам , Сокну (на границе Феццана), Аудшилу , Сиву , народность туарегов .

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей , частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов .

    История

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях .

    См. также

    • Матмата и Татауин - памятники традиционной берберской архитектуры, изображённые в киносаге «Звёздные войны » как планета Татуин .

    Напишите отзыв о статье "Берберы"

    Примечания

    1. .
    2. .
    3. .
    4. .
    5. .
    6. .
    7. .
    8. .
    9. .
    10. .
    11. .
    12. .
    13. .
    14. .
    15. .
    16. .
    17. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. пер. с немецкого Л.Кайсарова // «Die Volker der Erde». - М .: Аст, Kunth, 2009. - С. 54. - 143 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059220-3.
    18. Бени-мезаб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Литература

    • Берберы //

      Отрывок, характеризующий Берберы

      Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

      Перед Катарами остановился тот же маленький человечек, Хюг де Арси. Нетерпеливо топчась на месте, видимо, желая поскорее закончить, он хриплым, надтреснутым голосом начал отбор...
      – Как тебя зовут?
      – Эсклармонд де Перейль, – последовал ответ.
      – Хюг де Арси, действую от имени короля Франции. Вы обвиняетесь в ереси Катар. Вам известно, в соответствии с нашим соглашением, которое вы приняли 15 дней назад, чтобы быть свободной и сохранить жизнь, вы должны отречься от своей веры и искренне поклясться в верности вере Римской католической церкви. Вы должны сказать: «отрекаюсь от своей религии и принимаю католическую религию!».
      – Я верю в свою религию и никогда не отрекусь от неё... – твёрдо прозвучал ответ.
      – Бросьте её в огонь! – довольно крикнул человечек.
      Ну, вот и всё. Её хрупкая и короткая жизнь подошла к своему страшному завершению. Двое человек схватили её и швырнули на деревянную вышку, на которой ждал хмурый, бесчувственный «исполнитель», державший в руках толстые верёвки. Там же горел костёр... Эсклармонд сильно ушиблась, но тут же сама себе горько улыбнулась – очень скоро у неё будет гораздо больше боли...
      – Как вас зовут? – продолжался опрос Арси.
      – Корба де Перейль...
      Через коротенькое мгновение её бедную мать так же грубо швырнули рядом с ней.
      Так, один за другим Катары проходили «отбор», и количество приговорённых всё прибавлялось... Все они могли спасти свои жизни. Нужно было «всего лишь» солгать и отречься от того, во что ты верил. Но такую цену не согласился платить ни один...
      Пламя костра трескалось и шипело – влажное дерево никак не желало гореть в полную мощь. Но ветер становился всё сильнее и время от времени доносил жгучие языки огня до кого-то из осуждённых. Одежда на несчастном вспыхивала, превращая человека в горящий факел... Раздавались крики – видимо, не каждый мог вытерпеть такую боль.

      Эсклармонд дрожала от холода и страха... Как бы она ни храбрилась – вид горящих друзей вызывал у неё настоящий шок... Она была окончательно измученной и несчастной. Ей очень хотелось позвать кого-то на помощь... Но она точно знала – никто не поможет и не придёт.
      Перед глазами встал маленький Видомир. Она никогда не увидит, как он растёт... никогда не узнает, будет ли его жизнь счастливой. Она была матерью, всего лишь раз, на мгновение обнявшей своего ребёнка... И она уже никогда не родит Светозару других детей, потому что жизнь её заканчивалась прямо сейчас, на этом костре... рядом с другими.
      Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
      Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
      Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
      Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.
      Рядом послышался истошный крик – это вспыхнула мама...
      – Корба! Корба, прости меня!!! – это закричал отец.
      Вдруг Эсклармонд почувствовала нежное, ласковое прикосновение... Она знала – это был Свет её Зари. Светозар... Это он протянул руку издалека, чтобы сказать последнее «прощай»... Чтобы сказать, что он – с ней, что он знает, как ей будет страшно и больно... Он просил её быть сильной...
      Дикая, острая боль полоснула тело – вот оно! Пришло!!! Жгучее, ревущее пламя коснулось лица. Вспыхнули волосы... Через секунду тело вовсю полыхало... Милая, светлая девочка, почти ребёнок, приняла свою смерть молча. Какое-то время она ещё слышала, как дико кричал отец, называя её имя. Потом исчезло всё... Её чистая душа ушла в добрый и правильный мир. Не сдаваясь и не ломаясь. Точно так, как она хотела.
      Вдруг, совершенно не к месту, послышалось пение... Это присутствовавшие на казни церковники начали петь, чтобы заглушить крики сгоравших «осуждённых». Хриплыми от холода голосами они пели псалмы о всепрощении и доброте господа...
      Наконец, у стен Монтсегюра наступил вечер.
      Страшный костёр догорал, иногда ещё вспыхивая на ветру гаснущими, красными углями. За день ветер усилился и теперь бушевал во всю, разнося по долине чёрные облака копоти и гари, приправленные сладковатым запахом горелой человеческой плоти...
      У погребального костра, наталкиваясь на близстоявших, потерянно бродил странный, отрешённый человек... Время от времени вскрикивая чьё-то имя, он вдруг хватался за голову и начинал громко, душераздирающе рыдать. Окружающая его толпа расступалась, уважая чужое горе. А человек снова медленно брёл, ничего не видя и не замечая... Он был седым, сгорбленным и уставшим. Резкие порывы ветра развевали его длинные седые волосы, рвали с тела тонкую тёмную одежду... На мгновение человек обернулся и – о, боги!.. Он был совсем ещё молодым!!! Измождённое тонкое лицо дышало болью... А широко распахнутые серые глаза смотрели удивлённо, казалось, не понимая, где и почему он находился. Вдруг человек дико закричал и... бросился прямо в костёр!.. Вернее, в то, что от него оставалось... Рядом стоявшие люди пытались схватить его за руку, но не успели. Человек рухнул ниц на догоравшие красные угли, прижимая к груди что-то цветное...
      И не дышал.
      Наконец, кое-как оттащив его от костра подальше, окружающие увидели, что он держал, намертво зажав в своём худом, застывшем кулаке... То была яркая лента для волос, какую до свадьбы носили юные окситанские невесты... Что означало – всего каких-то несколько часов назад он ещё был счастливым молодым женихом...
      Ветер всё так же тревожил его за день поседевшие длинные волосы, тихо играясь в обгоревших прядях... Но человек уже ничего не чувствовал и не слышал. Вновь обретя свою любимую, он шёл с ней рука об руку по сверкающей звёздной дороге Катар, встречая их новое звёздное будущее... Он снова был очень счастливым.
      Всё ещё блуждавшие вокруг угасающего костра люди с застывшими в горе лицами искали останки своих родных и близких... Так же, не чувствуя пронизывающего ветра и холода, они выкатывали из пепла догоравшие кости своих сыновей, дочерей, сестёр и братьев, жён и мужей.... Или даже просто друзей... Время от времени кто-то с плачем поднимал почерневшее в огне колечко... полусгоревший ботинок... и даже головку куклы, которая, скатившись в сторону, не успела полностью сгореть...

    Берберы – самый загадочный и древний народ из всех живущих на Земле. Именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой стали древние египтяне, и культура берберов стала родоначальницей культуры стран Магриба. . Эль-Ма́гриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. На протяжении веков королевские династии Магриба были аристократические династии берберов, из берберов происходит род марокканских королей…

    Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari – «варвары») — так называют коренное население Северной Африки, в странах Магриба. По оценкам берберских экспертов, различные народности берберов составляют не менее 60% населения Марокко, 45% населения Туниса, около 25% населения Алжира, они живут также в Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и других странах. Общая численность берберов около 30 миллионов человек, в странах Европы проживает 3 миллиона берберов — во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.


    Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
    Покоренные в VII веке арабами, берберы исповедуют ислам, в основном, они мусульмане-сунниты, сторонники суфизма и мистических учений, но есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти, в неизменном виде.


    Не смотря на то, что по реальной численности берберские народы далеко не везде в меньшинстве в странах Магриба, они находятся на положении национальных меньшинств, и борются за свои права исключительно мирными методами. В Европе создано международное культурное берберское движение Амазиг, провозгласившее целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка статуса государственного наряду с арабским языком.

    Марокканские берберы требуют права называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимику (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя») в странах Магриба.

    Среди многочисленных берберских народов Магриба можно выделить основные национальности:

    1. Амазахи - проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (Риф, «рифские пираты») и самую северную часть Атласских гор до провинции Телла.
    2. Машуеш, Мазиес, Матмата – народы живущие большими общинами, они всё решают сообща, ценят внутренне тепло отношений и всячески помогают друг другу.
    3. Шилу, народ берберов, занимающий часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, в южном Марокко.
    4. Кабилы (от арабского «qaba’il» — племя) - живущие в Алжире. Местность Кавелия (Kabylie) в Северной Африке.
    5. Шауйя - народ в Алжире, населяет Орес (Арес). Шауйя славятся «дурным глазом», и внушают суеверный страх их тайные знания, народная медицина, магия, они украшают свои лица характерными сакральными татуировками, из комбинаций крестов, точек и овалов.

    6. Туареги (траглодиты), их самоназвание - Имощаг, Имошаг - древний народ берберов, живущий в Алжире, Ливии, Марокко, Мали, Нигере, Буркина-Фасо. Они живут, разделенные огромными пространствами пустыни Сахары и населяют самые дальние уголки пустыни.
    7. Гараманты (греч. Γαράμαντες) - древний народ берберов, живущий с конца II тыс. до н. э. в Сахаре, и упомянутый впервые Геродотом в 500 году до н. э., как «очень великий народ». Берберы состояли из воинственных, отчаянных и задиристых племён берберов, проникавших, в степные просторы северной Африки на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей. В VIII веке до н. э. в состав государства гарамантов входил весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительная часть Мармарики. В 19 году до н. э. государство гарамантов было захвачено и подчинено Римской Империи. В VII веке н. э. гараманты были покорены арабами. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали древнюю берберскую письменностью – «тифинаг», которое называют «древнеливийским», или берберо-ливийским языком.


    По данным глоттохронологии, в 6-м тысячелетии до нашей эры в долине Нила произошло отделение носителей пра-берберского языка от близкого языка пра-египтян. С начала 3-го тысячелетия до нашей эры о пра-берберах — ливийцах записано в текстах Древнего Царства и египетском искусстве, как о западных соседях Египта. Пра-язык берберо-ливийских языков разделился в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, после поражения народов моря, и их союзников-ливийцев от египтян. Часть ливийских племён ушли от границ Египта и расселились на западе и юго-западе от Египта. Берберы были частью населения могущественного Египта. В истории Древнего Египта было даже несколько берберов-фараонов, известно, что !


    Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие, они абсолютно не похожи ни на арабов, ни на африканцев негроидной расы.


    У одного из величайших полководцев и государственных деятелей древности Ганнибала (247-183 г.г. до н. э.) текла берберская кровь. Ганнибал родился в Карфагене в семье полководца Гамилькара по прозвищу Барка — «молния», данную ему за его стремительность и тактику ведения боя против римских войск на Сицилии. В армии Ганнибала, воевавшей с римлянами в Испании, и разгромившей римлян в нескольких сражениях в Италии в 218 году до н.э., был целый кавалерийский корпус воинов-берберов. Воины Ганнибала люто ненавидели римлян и не раз сокрушали римские армии, за что римляне считали их вероломными.


    До вторжения арабов в VII веке, на севере Африки насчитывалось 9 берберско-еврейских княжеств: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб , Аль-Курдан, Шивава , Тальмесан, Вад-Драа и Тахир. Орес в Алжире стал центром иудео-берберских княжеств, которые, во главе с легендарной берберской царицей Кахиной , долгое время отражали атаки армий арабских завоевателей.
    Среди берберов широко распространены элементы «народного ислама» - культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения, братства, восходящие к суфийским орденам - тарикатам.


    ТУАРЕГИ - мусульмане-сунниты. Однако берберы-туареги сохранили много доисламских обычаев — почитание культа матери – прародительницы рода, хранительницы древнего языка и традиций, у туарегов запрещено многожёнство. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз, разводят мелкий рогатый скот.
    Основные традиционные занятия всех народов берберов — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот). Долгое время берберы сохраняли общинное пашенное землепользование («арш» – земляная мера), земледелие мотыжное, выращивали зерновые, ячмень, просо, пшеницу, бобовые, овощи занимались садоводством.
    У берберов сохраняются родо-племенные отношения, во главе племенного объединения стоит выборный совет старейшин - имзран и вождь (аглид, амгар). Устанавливаются межклановые союзы (тиуизи), и сотрудничество в выпасе скота (тауаллат). Центром племенной группы служит укреплённое селение тигремт или дшар.


    В древности общество туарегов было разделено на касты. Сами туареги худощавые, светлокожие, высокого роста воины, совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство, рабы были темнокожие и составляли низшую касту общества.

    Хáмса -значит «пять» — защитный амулет в форме ладони считается символом удачи и счастья , появился раньше ислама. Финикийцы ассоциировали ее с «Рукой Танит», супругой Баала или Владыки, лунной богини и покровительницей Карфагена . А на Кипре ее ассоциировали с Афродитой.

    Берберский любян — янтарь и хамса — рука Танит

    В древних легендах туарегов рассказывается о «матери-прародительнице» Тин-Хинан, которая пришла к ним из Марокко на белом верблюде со своей служанкой Такамат , и стала царицей. Самые прекрасные, молодые и сильные мужчины-женихи приезжали к царице Тин-Хинан, но царица поступала с мужчинами так же, как легендарные амазонки, она убивала их утром. Царица Тин-Хинан и служанка Такамат рожали детей, положив начало роду высшей и низшей касте туарегов, их чернокожие и белые потомки и сегодня объединены одним племенным именем. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это гробница царицы Тин-Хинан.
    В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию племён берберов- туарегов в Северной Африке, и они отступили на запад и в самые дальние уголки пустыни Сахары, но все же были подвергнуты насильственной исламизации и арабизации.


    В Средние века туареги создали несколько государственных образований, просуществовавших не долго — Султанат Агадес контролировали важные перевалочные торговые пункты, город-государство Такедда на территории Нигера.
    В колониальной эре туареги, не смотря на сопротивление, были покорены французами и их земли были включены во Французскую Западную Африку, в колонии Нигер. Туареги поднимали восстания в 1916-1917 г.г., колониальная власть смогла подчинить племена туарегов только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, используя противоречия между родовыми кланами.

    Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами, и берберские долины называют долинами тысячи крепостей, так как их дома больше напоминают неприступные крепости.
    Вопреки распространенному в литературе мнению о воинственности берберов, они очень миролюбивые и безобидные земледельцы, в отличие от воинствующих торгашей финикийцев, римлян, греков, арабов. Берберами всегда кто-то правил, сначала египтяне, потом финикийцы, затем римляне, греки, арабы. Защищая свою свободу, независимость, язык, культуру и образ жизни, берберы научились воевать.


    Все народности и племена берберов объединены общим флагом-триколором, цвета которого олицетворяют море, горы и пустыню. Многие известные и прославленные люди из разных эпох являются выходцами из берберов, например, христианский богослов Святой Аврелий Августин, известный полководец Ганнибал .

    Значительная диаспора берберов проживает во Франции, из неё происходит ряд известных личностей, например, французская певица Эдит Пиаф — настоящее имя Эдит Джованна Гассион.

    Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века. Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие.

    Известный алжирский футболист Зинедин Зидан происходит из берберского рода кабилов.

    Зинедин Зидан — французский футболист и тренер алжирского происхождения, главный тренер испанского клуба «Реал Мадрид». Считается одним из величайших игроков в истории футбола.