Традиционные занятия долганов. Перспективы сохранения долган как этноса

- тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.), коренное население Таймыра . Верующие - православные .

История и общество

Долганская народность сложилась в XIX - начале вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков , якутов , местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган - небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края» . В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы - самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая - в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи - князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке. Таким образом, весьма характерно, что северные якуты юкагиро-тунгусского богатыря (Юнгкээбил означает «юкагир») уже считали своим героем. По В.А. Кейметинову, этноним долган относился к метисным группам .

У долган долгое время не было общего самоназвания и они именовали себя по имени рода. Этноним «долган» происходит от наименования одного из якутских родов «долган»/«дулгаан» (букв. «средний», «срединный», «внутренний»). С 1935 года в Таймырском национальном округе было принято официальное наименование долган - саха . По переписи 1939 года долганы были отнесены к якутам , а по переписи 1959 года согласно словарю национальностей выделялись как отдельный народ, но при публикации были отнесены к якутам .

Динамика численности долганского населения :

Численность долган в населённых пунктах в 2002 г.:

  • город Дудинка 757
  • посёлок Новорыбная 635
  • посёлок Сындасско 523
  • посёлок Хета 402
  • посёлок Катырык 362
  • посёлок Попигай 346
  • посёлок Волочанка 300
  • посёлок Усть-Авам 300
  • посёлок Кресты 289
  • посёлок Новая 247
  • посёлок Жданиха 244
  • посёлок Хантайское озеро 224
  • город Норильск 152
  • посёлок Левинские Пески 112
  • город Якутск 107

Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки , которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор.

Доля долган по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля долган в численности населения превышает 5 %):

Язык

В долганском языке выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский говоры . В 1973 году вышла первая книга на долганском языке - сборник стихов «Бараксан» Огдо Аксёновой , а в 1984 году появился долганский букварь. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году .

Известные представители

  • Аксёнова, Огдо Егоровна - долганская поэтесса, основоположница долганской литературы.

Напишите отзыв о статье "Долганы"

Примечания

  1. :
  2. . Проверено 24 декабря 2009. .
  3. . Государственный комитет статистики Украины.
  4. . belstat.gov.by. .
  5. (.rar)
  6. . БСЭ. .
  7. . - Olma Media Group, 2004. - С. 172. - ISBN 537301057X , 9785373010573.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. В.В. Ушницкий. . www.ipdn.ru. .
  10. Агеева, Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. - Academia, 2000. - С. 112. - ISBN 5-87444-033-Х.
  11. . «Демоскоп ». .
  12. . «Демоскоп ». .
  13. . «Демоскоп ». .
  14. . «Демоскоп ». .
  15. . «Демоскоп ». .
  16. . «Демоскоп ». .
  17. . «Демоскоп ». .
  18. std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  19. Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. - М: Наука , 1997. - Т. 1. - С. 344. - ISBN 5-02-011237-2 .

Ссылки

  • Галерея

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Долганы // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Долганы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .
  • Долгих Б. О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. Т.V., ТИЭ. Т.84. - М .: Издательство АН СССР , 1963. - С.92-141 с.

Отрывок, характеризующий Долганы

Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили ее. Взволнованная, красная, она ходила по комнате, требуя к себе то Алпатыча, то Михаила Ивановича, то Тихона, то Дрона. Дуняша, няня и все девушки ничего не могли сказать о том, в какой мере справедливо было то, что объявила m lle Bourienne. Алпатыча не было дома: он уехал к начальству. Призванный Михаил Иваныч, архитектор, явившийся к княжне Марье с заспанными глазами, ничего не мог сказать ей. Он точно с той же улыбкой согласия, с которой он привык в продолжение пятнадцати лет отвечать, не выражая своего мнения, на обращения старого князя, отвечал на вопросы княжны Марьи, так что ничего определенного нельзя было вывести из его ответов. Призванный старый камердинер Тихон, с опавшим и осунувшимся лицом, носившим на себе отпечаток неизлечимого горя, отвечал «слушаю с» на все вопросы княжны Марьи и едва удерживался от рыданий, глядя на нее.
Наконец вошел в комнату староста Дрон и, низко поклонившись княжне, остановился у притолоки.
Княжна Марья прошлась по комнате и остановилась против него.
– Дронушка, – сказала княжна Марья, видевшая в нем несомненного друга, того самого Дронушку, который из своей ежегодной поездки на ярмарку в Вязьму привозил ей всякий раз и с улыбкой подавал свой особенный пряник. – Дронушка, теперь, после нашего несчастия, – начала она и замолчала, не в силах говорить дальше.
– Все под богом ходим, – со вздохом сказал он. Они помолчали.
– Дронушка, Алпатыч куда то уехал, мне не к кому обратиться. Правду ли мне говорят, что мне и уехать нельзя?
– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.

Хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям, в которых они обитают, и промысловой деятельности. Выделка шкур с помощью скребков, рукоятки которых выглядели как произведения искусства, а также шитье одежды считалось обязанностью женщин.

У долган кроевая национальная одежда. Ее характеризует немного удлиненный задний подол. Это объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку. Одежду и обувь шили жильными нитками. Украшали одежду вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний красивых узоров, он таит в себе определенную информацию, которую хотела заложить мастерица. Вышивка может представлять собой рассказ о жизни племени, сказку, песню.

Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков. Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.

В отличие от других народностей Севера долганы имели однослойную верхнюю одежду. Обычно ее шили в период наступления полярного дня. Это тяжелый изнурительный труд, требующий времени и терпения, усердия и мастерства. Этому учатся с детства. Нужно виртуозно владеть скребком. Наиболее употребим долганский скребок (бака), который под тем же названием известен нганасанам и энцам. Другой скребок (кыхыан) известен у нганасан под название моротенса, у энцев - нагио и считается у них долганским.

Существует 18–20 разновидностей долганской одежды разного покроя, но общий вид почти одинаков. Выкройки, в сегодняшнем понятии, не практиковались, а размеры выверялись с помощью пальцев. Сначала мастерицы подбирали одинаковые, с коротким ворсом шкуры и приступали к крою, используя специальный нож. Выкраивали три фигурные детали спинки, потом полочки, рукава, которые с плеча образуют прямую линию. Женская одежда приталенная, сзади удлиненная. Полы спереди сходятся встык, застегиваются на пуговицы или завязываются замшевыми вязочками. Нижняя часть полы расклешена, по бокам вшиты клинья.

Палитра долганского орнамента строится на сочетании черного, белого, синего, красного и зеленого цветов. Долганская мужская одежда тоже имеет несколько разновидностей, довольно своеобразных, сшитых из длинношерстных оленьих шкур, которые надеваются поверх песцовой или лисьей шубки, отлично сохраняют тепло и удобны для работы в тундре. Сакуи меховые – широкие, расклешенные снизу, длинные до пят, с капюшоном – надеваются поверх одежды в морозные дни во время дальних поездок. Сакуй из белой плотной ткани надевают поверх всей одежды во время пурги, ветров. Для мужчин шилась и праздничная одежда. Верхняя одежда для мужчин приталена и расклешена книзу. Она бывает короткая, до колен, и длинная, присборенная сзади. Основная часть этой одежды шьется из темного неблюя или из черного сукна. Пришивная кайма узкая, красного цвета. Расшивается она, как и женская, бисером или цветными нитками. Нагрудник украшается узором «розетка», которая вышивается вперемежку с вертикальными узорами-полосами. Пояс, воротник, манжеты украшают полосками с орнаментом «тумус». Подол и края бортов окаймлены пушистым мехом «карга апыю».

Шапки шились праздничные и повседневные. Шапка имеет капорообразную форму и состоит в основном из четырех деталей: двух боковых, продольной и передней, утепленных внутри мехом песца или зайца. Шапка плотно облегает голову, защищая уши, затылок, завязывается спереди узкими замшевыми вязочками. Поражает огромное разнообразие головных уборов, каждый из которых имел свое назначение. Праздничную бисерную мужскую шапку шили из черного сукна, меха неблюя на меховой подкладке. Тщательно расшивали такую шапку юные мастерицы. Существовал обычай: если девушка наденет такую шапку своему избраннику, то считается, что они помолвлены. Капор украшали бисером и аппликацией, по голове вдоль лица – вышитая полоска. На затылке вшивалась ярко-красная суконная вставка, которая украшалась орнаментом из цветного бисера в виде четырех лепестковых розеток. По бокам полосы по диагонали располагались вышитые бисером фигурки в виде острых углов острием вниз. Вся композиция завершалась меховой опушкой. Женская шапка из лисьих лапок состоит из двух боковых деталей и одной продольной шириной в 10 см, которая опускается до затылка, она инкрустирована с помощью искусно подобранных узеньких полосок из лисьих лапок темно-коричневых и желтоватых тонов. Передние и затылочные края окаймлены мехом росомахи. Женские головные уборы обычно надевают поверх ярких цветных платков с кистями. Обувь, сшитая из оленьих камусов, очень разнообразна. Она делится на домашнюю – короткую и длинную, обувь для улицы, для праздников. Мужские и женские унты имеют вертикальные вставки, вышитые цветным бисером. Верхняя часть унтов шьется из красного сукна шириною 12–13 см, расшивается бисером узором «розетка», которая чередуется с вертикальными узорными полосами. Обычно эта обувь шьется из очень темных или белых камусов. В унтайки, предназначенные для улицы, шьются чижи (чулки) из хорошо выделанной шкуры взрослого оленя . Особенностью детской обуви, так называемой «лопатки», является то, что край ее носовой части имеет округлую форму, как лопатка. В таких унтайках детям удобно ходить и легко надевать их на ноги. Подошвы на все виды обуви ставят из выделанной оленьей шкуры мехом внутрь. В осенне-весенние дни для впитывания влаги вкладываются стельки из сухой травы.

Еще до революции долганы шили для себя одежду из тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки.

Для украшения женской одежды из материи долганки использовали различные декоративные изделия: кольцо с опускающимися от пяти до десяти ажурными цепочками с прорезными орнаментами, которое надевалось поверх платья; изготовленные из низкопробного серебра, украшенные гравировкой браслеты, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой. Большая часть ювелирных изделий завозилась из Якутии в обмен на другие товары. Верхнюю одежду долгане шили из покупных тканей. Одежда подпоясывалась вышитым бисером поясом. Нижнего белья не имели. Мужчины и женщины круглый год носили суконные кафтаны – сонтап, зимой также песцовые и заячьи шубы, оленьи распашные парки с капюшоном и сокуй. Долганский мужской кафтан и старинные мужские и женские передники имеют сходство с эвенкийскими парками и нагрудниками. Зимняя обувь из оленьих камусов (подобная эвенкийским унтам) 2 видов: короткие до колен и выше колен. Летнюю обувь шили из ровдуги. Праздничные одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали оленьим волосом по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой и в черный – графитом. В прошлом встречались вышивки нитками из сухожилий на лямках и поясах оленьей упряжки.

Долганы

ДОЛГА́НЫ -га́н; мн. Народ тюркской этноязыковой группы, живущий на севере Красноярского края; представители этого народа.

Долга́нин, -а; м. Долга́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Долга́нский, -ая, -ое.

долга́ны

(самоназвание - долган, тыа-кихи, саха), народ в России, в Таймырском автономном округе (около 5 тыс. человек). Всего в России 7 тыс. человек (1995). Язык долганский. Верующие - православные.

ДОЛГАНЫ

ДОЛГА́НЫ (самоназвание - долган), народ в Российской Федерации, коренное население Таймырского округа (5,5 тыс. человек). Термин «долган» происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов. Долганы живут в основном в Авамском, Хатангском, Дудинском районах Таймырского округа, небольшое количество - в низовьях Енисея, а также в Якутии (1,2 тыс. чел). Всего в Российской Федерации 7 тысяч долган (2002). Верующие долганы были православными, сохранялись старые анимистические верования, в частности шаманство, промысловый культ.
Антропологически, как и якуты, долганы сближаются с центральноазиатским типом монголоидной расы, с примесью байкальского (тунгусского) типа. Они говорят на долганском диалекте якутского языка. Часто долган называют самым северным тюркоязычным народом мира. Это один из наиболее молодых народов Севера и самый многочисленный из коренных жителей Таймыра. В 17 веке, когда на Таймыре появились русские, долганская народность еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 году.
Долганская народность сложилась в 19 - начале 20 веков из переселившихся на Таймыр с рек Лена и Оленек эвенков, якутов, а также местных таймырских эвенков, отдельных семей энцев, ненцев и русских (так называемых затундренных крестьян). Поначалу долганы были кочевниками-оленеводами и охотниками, затем осели; стали заниматься пастбищным оленеводством, охотой, рыболовством, а также клеточным звероводством, молочным животноводством и огородничеством. Старые жилища долганов - тунгусский чум, якутский балаган - сменяются рублеными домами русского типа. Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские корни. У женщин в большей степени преобладала якутская одежда, но более декорированная. Сочетание разных этничных элементов отражено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "долганы" в других словарях:

    - (самоназвания долган, тыакихи, саха) народность общей численностью 7 тыс. чел., проживающая на территории Российской Федерации. Язык долганский. Религиозная принадлежность верующих: православные … Современная энциклопедия

    - (самоназвание долган тыа кихи, саха), народ в Таймырском автономном округе (ок. 5 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 7 тыс. человек (1992). Язык долганский … Большой Энциклопедический словарь

    Долганы - (самоназвания долган, тыакихи, саха) народность общей численностью 7 тыс. чел., проживающая на территории Российской Федерации. Язык долганский. Религиозная принадлежность верующих: православные. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Запрос «Долганы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Долганы … Википедия

    - (самоназвание долган, тыа кихи, саха) народность, живущая в Таймырском (Долгано Ненецком) национальном округе Красноярского края РСФСР. Численность 4,9 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на долганском диалекте якутского языка. Верующие Д … Большая советская энциклопедия

    Исчезающее инородческое племя в Туруханском крае, Енисейской губ., по языку сродное с якутами, а по образу жизни с тунгусами. Д. состоят из 3 родов; кочуют по pp. Дудиной, Дорильской и около Норильских озер. Всех Д. в 60 х гг. XIX в.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Народность, живущая в Таймырском (Долгано Ненецком) нац. окр. Красноярского края. Самоназвание долган (дулган), тыа кихи, саха; в прошлом наз. также по родоплеменным группам, вошедшим в состав Д., донгот, адян (эдигэн), карын туо. В 1959 Д.… … Советская историческая энциклопедия

    Мн. 1. Народ тюркской этноязыковой группы, живущий на севере Красноярского края. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    долганы - долг аны, ан, ед. ч. анин, а … Русский орфографический словарь

    долганы - га/н; мн. см. тж. долганин, долганка, долганский Народ тюркской этноязыковой группы, живущий на севере Красноярского края; представители этого народа … Словарь многих выражений

Книги

  • Долганская литература. Сборник , . Долганы - один из самых малочисленных народов Севера. По последней переписи населения их насчитывается почти шесть тысяч человек. Живут они на пространствах меж рек Анабар и Енисей.…

Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический институт
Юридический факультет

РЕФЕРАТ
«Культура долганов»

Преподаватель Н.М.Либакова

Студент ЮЮ10-07 К.Р.Кудрявцева


Красноярск 2010

Введение………………………………………………………… ……………………………………...3
1 Этногенез……………………………………………………… ………………….…………………..4
2 Традиционные занятия…………………………………………………………… ………….………5
3 Традиционное жилище……………………………………………………………… ………….……6
4 Религиозные верования……………………………………………………… …………….……..7-10
5 Национальный костюм……………………………………………………………… ……………...11
6 Национальная пища…………………………………………………………………… ……………12
7 Семейно-бытовые отношения……………………………………………………… ………………13
8 Фольклор и народное творчество…………………………………………………… ……………..14
9 Культура………………………………………………………… ………………………………...…15
Заключение…………………………………………………… ……………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………………… …………...17

ВВЕДЕНИЕ

На территории Красноярского края проживает множество различных народов: буряты, украинцы, кеты и т.д. Но свое внимание я бы хотела акцентировать на таком народе как долганы.
Долганы (самоназв.: долган, тыакихи, саха) - коренной народ севера Красноярского края (5,8 тыс. чел.). Большая их часть проживает в восточном, Хатангском районе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по рекам Хета и Хатанга. Меньшая часть - на западе округа, в Авамской тундре на Енисее. Незначительное число долган имеется в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего в России насчитывается 7,3 тысячи долган.
Язык долган считался диалектом якутского языка. В настоящее время он определен как самостоятельный язык, близкий якутскому. Относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Различают говоры: западный, восточный и попигайско-анабарский. Письменность - на основе русского алфавита.
Верующие долганы - православные. Общая вера была одним из факторов консолидации долган в единую этническую общность. Есть приверженцы традиционного культа (шаманизм, обожествление сил природы, анимизм). Анимизм, в частности, проявляется в поклонении сайтанам (необычной формы камни, деревья и другие предметы), которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промыслов.

1 ЭТНОГЕНЕЗ

Долганы являются одним из наиболее «молодых» народов Севера. Как этнос он сложился на Таймыре в XVIII-XIX вв. в результате взаимодействия и смешения трех этнических компонентов: русских старожилов (т. н. «затундренных крестьян», проживавших там с XVII в.), мигрировавших в XVIII в. из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в XIX в. из Якутии северных якутов-оленеводов. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX века.
Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия одной из тунгусоязычных родовых групп - Долган, Донгот.
В декабре 1930 г. был образован Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ (три района, административный центр, г. Дудинка), с 1987 г. - автономный округ, с 1992 г. - самостоятельный субъект РФ, с 2007 г. - муниципальное образование в составе Красноярского края.

2 ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ


К традиционным занятиям долган относятся: оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя, рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом стада выходили в тундру на север, а зиму проводили на юге - в лесотундре. Оленеводство долган носит черты, заимствованные у соседних народов. Нарты - самодийского типа, однако, подобно эвенкам, на них садятся справа, передовой олень также запрягается справа. Подобно эвенкам, долганы используют оленя под вьюк, а также для верховой езды. От ненцев и нганасан ими заимствована пастушеская собака. В настоящее время на большей части Таймыра оленеводство исчезло, сохранилось только в двух-трех восточных поселках, поголовье домашнего оленя сократилось в десятки раз.
Из объектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет северный дикий олень. Применялись коллективные поколки оленей на сезонных переправах через реки. Практиковалась охота с помощью оленя-манщика и маскировочного щитка. Была распространена охота гоном. Для передвижения по снегу использовались широкие лыжи тунгусского типа.
Из пушных зверей долганы добывают песца, горностая, лисицу. Орудия лова: капканы и самодельные ловушки-пасти. Осенью велась коллективная охота на линных гусей с помощью сетей. В настоящее время на птицу охотятся индивидуально с помощью ружья. Развито рыболовство, с помощью сетей добываются ценные породы рыб. Средством передвижения по воде служили небольшие лодки, которые приобретались у русских и якутов, в настоящее время - моторные лодки. В XX в. в ограниченном масштабе появилось животноводство.

3 ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ


В поселках (станках) по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, голомо (сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дерном, землей), как у эвенков, или балаганы (яку тского типа).
Наиболее оригинальное жилище долган - балок, заимствованный у русских старожилов Севера. Он представляет собой каркасный домик из реек, установленный на полозья. Деревянный остов обтягивался ситцем, сверху надевалась покрышка из оленьих шкур и чехол из парусины. В балке были окна, железная печка, нары. В настоящее время чумы и балки стали редкостью, сохранились у немногих оленеводов, у охотников и рыбаков на дальних угодьях. Хозяйственными постройками служили амбарчики или лабазы, которые устанавливались на высоких столбах.
После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX в. долганы проживают в поселках, застроенных типовыми домами. Особенностью северных поселков является отсутствие дворов, заборов, огородов.

4 РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Долганы православные. Христианизация Все они были крещены, но в конце ХIХ - начале ХХ вв., определяются как "троеверцы" (культы природы, шаманизм, христианство). Тем не менее именно общая вера, в данном случае речь идет о христианстве, выступила в качестве одного из факторов консолидации долган в единую этническую общность.
Долганы официально считались крещеными и соблюдали внешнюю сторону христианства, однако они сохраняли и традиционные религиозные верования. Это был сложный комплекс весьма разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий, запретов. Население было прописано к енисейскому приходу. Существовавшие на территории Таймыра две православные церкви в Хатанге и Дудинке посещались редко. Священники тоже редко бывали в тундре. Грамотные долганы, окончившие в Туруханске миссионерскую школу, исполняли некоторые функции духовенства: крещение, венчание, похороны. Мифы о сотворении мира, происхождения человечества, животных, растений, бытовавшие среди «верхних» и «нижних» долган, представляли собой краткие, сжатые и противоречивые рассказы во многом совпадавшие с якутскими. «Тем не менее старшее поколение рассматривало их как события, действительно когда-то имевшие место. При всей стертости, отрывочности этих мифов, идеи, пронизывающие их, выступают достаточно отчетливо». Все рассказчики едины в своем мнении, что «когда-то, в далеком прошлом, в мире царил хаос. Основные стихии - небо и вода не были отделены друг от друга, земли не было, но вот гагара нырнула в воду и вытащила в клюве несколько песчинок земли. Из этих песчинок она сотворила землю». В одном из рассказов о сотворении земли активное участие принимают добрый дух Айын-Тойон.Аллараа-Огоньор(нижний старик),Илья-пророк и даже Иисус Христос. В основном в этих вариантов описывается спор между Айын-Тойонм и Аллараа-Огоньором о том, кто будет создавать землю. Нижний старик отказывается это делать, и Айын-Тойон вынужден был заставить своего старшего брата, злого, но не очень могущественного, достать горсть земли. «Мифы о сотворении земли носят ярко выраженный дуалистический характер. В них борются тесно связанные между собою силы доброго и злого начал». Вселенная, по представлению долган, состояла из трех миров: верхнего-небесного, среднего-земного и нижнего-подземного. Однако населению не было чуждо и плоскостное представление о Вселенной. В этом случае нижний мир рассматривался как страна, которая находится на севере. Существовали представления и о каких-то иных мирах, где живут полулюди, полудухи. Не был у долган и четкого представления о верхнем мире. По одним сообщениям он делился на 9 ярусов, по другим на 12. Представление о верхнем мире у большинства долган было весьма смутное. Думали, что там очень холодно,потому что шаман, который поднимался туда, чтобы добыть душу ребенка для бездетной семьи, вернулся весь в сосульках. Населяли верхний мир божества и добрые духи айыы. В среднем мире живут люди и дух земли-Ааан дойду иччитэ, духи-хозяева мест, воздухе витает часть злых духов, насылавших различные болезни. Все звери,живущие в среднем мире, располагались в определенном порядке в зависимости от их значимости. Выше всех находился олень, затем другие звери. Из птиц первые места занимали орел, ястреб, лебедь, сова. Сам человек, точнее его род, тоже относился к определенной группе животного мира. Исследования ученых доказывают, что в прошлом каждый род имел свою птицу, которую считал главным богом.Т ак,богом родов Ботул и Чарду был орел, рода Маймага-лебедь. Женщины, принадлежавшие к чужому роду.произносили имени тотемной птицы и прикрывали голову руками, если находились без головного убора, когда над ними пролетала птица-тотем. Считалось, что нанесение вреда своей птице вызывает болезни и несчастья. Нижний мир представляли землей Аллараа - Огоньоро. Здесь обитали различные чудовища. Божества и духи, по представлению долган, делились на три категории: иччи- бестелесые, невидимые существа, которые, поселяясь в любой предмет, делают его живым; айыы- духи, доброжелательные к людям; абаасы-духи, доброжелательные к людям. Человек болел и умирал, по мнению долган, оттого,что абаасы похищали его душу и уносили в подземный мир, а потом, поселившись в человеке, ели его. Этим верховным божествам и духам долганы не приносили жертв и не воздавали почестей. Почитались лишь покровительница рожениц и дух огня, к которому долганы относились особенно почтительно. Перед охотой, дальней поездкой, во время еды в огонь бросали кусочки мяса, рыбы или жира, брызгали кровью или спиртом. Думали, что дух огня слышит и понимает человеческую речь, поэтому огонь никогда не ругали. Если во время обсуждения важных дел, касающихся жизни жизни и производственной деятельности семьи, трещало горящее полено, то это воспринималось как глас огня, предупреждавший о том, что начатое дело будет не удачным. В этом случае откладывалась поездка на рыбалку, охоту или перекочевка. Очнь осторожно относились к выпавшим из костра горящим углям. Огонь всячески оберегали от осквернения. Категорически запрещалось лить в него воду, плевать, ворошить угли острым железным предметом. Если случался пожар или прожигалась одежда или обувь, это рассматривалось как гнев огня. Случалось, что огонь может наслать болезнь, неудачу в промысле. К духу огня обращались с просьбами, заклинаниями. Их обычно произносил самый уважаемый пожилой человек или шаман. Дух огня считался добрым существом, который противопоставлялся злым, вредным духам, поэтому над больным местом, над нарывом или опухолью, высекали искру, надеясь, что, испугавшись огня, злой дух покинет тело. Происхождение человека объясняли с помощью видоизмененной библейской легенды, приспособленной к местным условиям. Вот, например, одна из них: Айын- Тойон решил создать человека. Сначала он сотворил два существа, покрытых шерстью, и, не доделав их в половом отношении, удалился. Свое творение Айын-Тойон поместил в амбаре, запер и приставил для охраны специально созданное им для этой цели существо- сторожа. Сторож был голый и напоминал человека. В отсутствии Айын- Тойона явился злой дух и хотел проникнуть внутрь амбара, но сторож стойко защищал дверь и не поддавался на соблазны и угрозы. Тогда Аллараа-Огогньор напустил холод. Голый сторож стал замерзать и спрятался в амбар, но и здесь не мог согреться. Окончательно продрогнув, сторож согласился пропустить Аллараа-Огоньора в амбар с условием, что у него вырастит теплая шерсть. Аллараа-Огоньор даровал ему шерсть и был пропущен в амбар. Голодные существа, находившиеся в амбаре, попросили у него еды. Одному существу он подал ягоду, а другому пол-ягоды. От этого шерсть с них сошла, и первое существо превратилось в женщину, а другое- в мужчину. Когда Айын- Тойон вернулся, он в гневе проклял сторожа и превратил в собаку. С тех пор собака обречена служить человеку, питаясь его объедками. Сотворение животного и растительного мира рисовалось долганами весьма примитивно. Айын- Тойон создал все полезные растения: березу, тальник, лечебные травы. Аллара-огоньор подражать Айын-Тойону и создал ядовитые растения. То же самое произошло и с рыбами, птицами, животными. Айын- Тойон создал всех хороших рыб и птиц, употребляемых в пищу,- сига, осетра, чира, омуля, куропатку, утку, гуся. Нижгний старик- щуку, тайменя, мелкую костлявую рыбу, гагару. С Айын-Тойоном связаны все полезные животные, с Аллараа- Огоньором-все насекомые, и в заключение он хотел создать комара величиной с корову. Небесные светила: луна, звезды- не связывались с сотворением земли. Звезды рассматривались либо как озера, либо как отверстия в небе. В легенде о происхождении луны рассказывается: Когда-то очень давно, в то время, когда жили каменные люди, луны не было. Однажды каменные люди взяли в плен обычную девушку и сделали её рабыней. Как-то ночью её разбудили и послали за водой к проруби. Она отправилась с коромыслом и ведрами за водой, по пути, плача, жалуясь на свою судьбу небу. Небо вняло мольбам девушки и избавило её от бед, взяв на небо и превратив в луну, а коромысло и ведра образовали пятна на луне. Существованию мира угрожали каменные люди (войны), которые доброму духу Айын-Тойону пришлось вступить в борьбу. Породил этих воинов библейский персонаж Илья- пророк, который появился на земле в виде грома. Гром, по мнению предков долган, это воплощение духа огня. Каменные люди были так сильны, что хотели разрушить землю. Но добрый дух в жестокой борьбе победил их и превратил в окаменелые горы, а Илье- пророку разрешил появляться только в виде грома. Чтили долганы и христианского святого Николая-чудотворца. Видимо, сказалось влияние русских казаков, которые управляли Таймыром, и в их избах долганы видели иконы их любимого святого. Не забывали они и своих богов, почитая так называемых сайтанов. Сайтанами могли быть различные предметы: необычной формы камень, уродливый бог дикого оленя, любой предмет, в который шаман вселил дух- иччи. Основная функция сайтанов- оберегать, покровительствовать домашнему очагу, семье, охотникам. Сайтанов всячески ублажали, бережно хранили, кормили, перевозили с собой при перекочевках. Но в чумах, балках, на могилах можно было часто встретить и иконы с изображением ликов святых. Отмечали долганы и христианские праздники: Рождество, Пасху, Крещение, крестили новорожденных младенцев. Шаманизм. Наиболее яркой формой религиозных верований северных народностей, в частности долган, был шаманизм. Эта сфера культуры долган до сих пор исследована недостаточно, несмотря на ряд имеющихся публикаций. Между тем она представляет не только исторический интерес, но имеет и практическое значение. После установления советской власти на Таймыре шаманизм как верование был запрещен. Некоторые исследования этого явления имеются у ученных-этнографов А.А. Попова, И.С. Гурвича. Хотя формально определения термину «шаманизм» они не давали, но на основании их исследований можно сделать вывод, что сутью его они считали веру в духов и возможность их подчинения шаманам, способность последних в ходе камланий перемещаться в верхние и нижние миры, чтобы бороться и побеждать злых духов. Как у многих народов, шаманом у долган мог стать человек, имевший предков шаманов, так как именно предки являются главным помощником шамана в борьбе со злыми духами. Но одного этого было не достаточно. Человек становился шаманом не по своему желанию, а по велению духов. Долганы считали, что шаман обладает особыми качествами. Если после смерти шамана в роду не осталось его последователей, то люди считали, что им угрожает опасность. Однако избранник мог стать шаманом только после специального обряда- посвящения. Обычно период становления будущего шамана начинался с 15-16 летнего возраста. Шаманом могли стать как мужчины, так и женщины. Являясь избранником духов, будущий шаман начинал слышать и видеть то, что было недоступно другим. Он вел себя очень странно: то громко пел, то целыми сутками спал, то уходил один в тундру, то ходил по стойбищу, ничего не замечая. И однажды будущий шаман исчезал из стойбища. Иногда он отсутствовал по полгода. Возвращался в родные места оборванный, голодный, похудевший. В это время он бывал за много верст от своих мест, а начинал «сходить с ума» будущий шаман в детстве, приблизительно лет с 10. Особенно плохо ему становилось в период полового созревания. Тогда родители обращались за помощью к шаманам. Собирались соседние шаманы на общее камлание, где решали, может ли юноша или девушка стать шаманом. Если духи говорили, что этот человек станет шаманом, они просили духов прежнего шамана помочь избраннику в его становлении. Избранник после этого удалялся в тундру, где происходил ритуал посвящения в шаманы. Будущего шамана «разрубали» на куски и давали есть свое тело. Существовало поверье: «если будущий шаман ест части своего тела, то, когда он станет настоящим шаманом, будет властен над судьбами ближних». Затем духи давали ему съесть различных представителей семейства гадов. Если будущий шаман съедал и это, то ему предвещали успех в будущей деятельности. Долганы считали, что цель рассекания духами тела- пересчет костей. Шаманом мог стать только тот, у кого в теле насчитывались 41 кость. Если же костей было меньше, то человек мог стать только прорицателем. Долганский шаман Афанасий Аксенов рассказывал, что, когда он родился, дед и бабка предсказали ему, что он будет шаманом, так как он упал навзничь, а не на живот. Затем над стойбищем в продолжении трех суток часто раздавалось карканье ворона. Это окружающие тоже сочли предсказанием. «В девять лет он сходил с ума. Страдал припадками. Видел чертей. Был как во сне». Шаманы подчинялись главному шаманскому духу. Он их, по их же словам, воспитывал. «Духа этого сам шаман видит всего три раза в жизни: первый раз- при призвании своем к шаманству, второй раз- в середине своей шаманской деятельности и в третий раз- перед смертью». Многие шаманы считали, что после смерти они воскреснут в сыне. Камлания устраивались под разными предлогами, но чаще для излечения самого шамана и его сородичей. Шаманы камлали с целью помочь беременным, узнать о пропавших вещах, о причине внезапной смерти или просили у духов благополучия. Камлание- это способ общения с духами. Ученные считали, что во время камлания шаман доводит себя до состояния экстаза, гипнотизируя при этом зрителей. Существовало несколько типов камлания: Шаман собирал своих духов-помощников; Душа шамана пускалась в путешествие в мир духов; Духи вселялись в самого шамана; У долганского шамана для камлания были специальный костюм, бубен и колотушка. Бубен состоял из плоского лиственного обода, согнутого в кольцо и обтянутого ровдугой дикого или домашнего оленя. С внутренней стороны обода прикрепляли крестообразную ручку, с внешней- под ровдугой оленьими сухожилиями укрепляли 7,9 или 12 колодок-выступок из дерева- муос(рога). В ободе прорезали несколько отверстий- кулгаак (уши). Кроме крестообразной ручки, которая прикреплялась четырьмя ремнями, с внутренней стороны обода подвешивали металлические подвески. Колотушку обычно изготовляли из березы. С выпуклой стороны её обшивали оленьим камусом, с вогнутой на рукоятке вырезали изображения человеческого лица. Вместо глаз вставляли две или четыре бусинки. Если колотушку вырезали из лиственницы, то к ней обязательно подвязывали хотя бы березовую щепочку. Иногда рукоятку украшали бисером. Чтобы изготовить бубен, шаман испрашивал у духов указания, из какого дерева следует сделать обечайку. Для этого нужно было найти дерево с дуплом, обычно это была лиственница со сломанной вершиной, растущая у воды, в дупле которой, по мнению долган, могли обитать шаманские духи. Изготовление бубна происходило уже после посвящения шамана. «Духи сами велят шаману делать бубен, сшить передник». Бубен, по словам шамана Алексеева, мастерил не сам шаман, а по его поручению кто-нибудь из окружающих. Юуюен использовался шаманом то как «инструмент для созыва духов, то как ездовое животное». Выступы на ободе осмысливаются как рога для защиты от враждебного шамана. Отверстия в ободе(резонаторы) нужно для того, чтобы высматривать духов. Перед камланием шаман «привязывает к ободу ручку на все четыре ремня, после камлания один или два ремня отвязываются». Если этого не сделать, то камлание будет продолжаться- духи не уйдут из бубна. Колотушку считали вместилищем духа- помощника. Именно через него шаман вызывал остальных духов. По колотушке узнавали о том, явился ли уже дух-помощник или ещё нет. Её подбрасывали, и если она падала вогнутой стороной, это означало, что духи собрались. Бубен хранили в особом чехле вместе с шаманским облачением, в него же клали кусок оленьего жира. В течение всей жизни шаман имел право всего на три бубна. Если же ровдуга на бубне лопалась, это означало какое-то несчастье для родичей. В случае порчи бубна во второй раз это означало близкую смерть кого-либо из родственников шамана. Если бубен рвался в третий раз, считалось, что шаман умрет. Сильные шаманы, как правило, имели три колотушки к бубну: оду из дерева, другую из кости, третью из рога. Шаманский костюм долган очень близок к эвенкийскому. Шаманы заказывали отдельные его части по внушению духов. Шитье и вышивка поручались женщинам. Главная часть костюма- передник. На него нашивались 7-9 оленьих хвостов. На ровдужную шапку нашивалось изображение оленьих рогов- защита от враждебных шаманов. Для освещения своего костюма шаман заклинал духов- помощников и вселял их в изображение на костюме: Сидящий на великом дереве, Смотрящий на нас, С пестрым украшением Великой страны дух, Являющийся предком нашим Грозный ястреб-птица… Настал день, когда прославленному роду Угрожает смертельная опасность Со стороны злых духов. Духи великой земли, Вымершие поколения, Не смотрите на меня косо. Настал день, когда проклинается Колеблющаяся основа нижнего мира. После смерти шамана его одежду оставляли около могилы, бубен прокалывали и вешали на ближайшем дереве.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Долгане. «Долгане - это остов чума», 2006


Общие сведения

ДОЛГ‘АНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России, один из малочисленных народов Севера Российской Федерации. Численность 6584 человек. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края и Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) и населяют обширную территорию от низовьев реки Енисей на западе до реки Анабар на востоке, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии. Общая численность - 6945 человек.

По переписи 2010 года долган в РФ - 7 тыс. 885 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность долганов, проживающих на территории России, составляет 7 тысяч человек

Говорят долганы на долганском диалекте якутского языка. На нем же и поют песни, которые отличаются разнообразием. Любовные песни долган носят хвалебный или задорно-насмешливый характер. Сочиняются они преимущественно девушками. Содержание песен очень вольное, но это допустимо и никем не осуждается. Кроме того, язык песен отличается особенной искренностью и задушевностью и часто достигает высокой поэтичности. В русском языке отсутствуют уменьшительные формы глагола, поэтому невозможно передать тот особый оттенок ласковости и грусти, который возникает благодаря этим особым «песенным глаголам».


Верующие Долганы - православные. Долганы считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Эти фамилии сохранились до сих пор. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году первая книга вышла в свет в 1973-м, а первый долганский букварь появился в 1981 году.

Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство). Долганы официально считались крещеными и соблюдали внешнюю сторону христианства, однако они сохраняли и традиционные религиозные верования: а это сложный комплекс весьма разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий, запретов. Анимизм и шаманизм сочетались у долган с православием. Войдя в чум, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними молились. Календарь у долган был построен на православных святцах, а специальный шестигранник, по которому отсчитывались дни, назывался по-русски паскал.

Окончательное оформление Долганов в качестве самостоятельного этноса произошло в начале 20 века, в этногенезе Долганов ведущую роль сыграли эвенки. Основу Долганов составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. На протяжении 19 - начала 20 века в состав Долганов вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра, так называемых затундренных крестьян.


Традиционные занятия Долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы Долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей Долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.

Общественные отношения Долганов ещё в 19 веке были патриархальными, в основе лежали родовые структуры. Во 2-й половине 19 века усилилось имущественное расслоение, выделилась прослойка мелких торговцев.

В посёлках по Хатангскому тракту Долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем Долганов являлся балок или нартенный чум. Балк‘и сохраняются в основном у оленеводов. Современные Долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.


Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой Долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. Современная одежда покупная.

Основа пищи - оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений. В начале 20 века в пищевой рацион Долганов вошли покупные продукты.

Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т.п.

В.И. Васильев


Очерки

Сорок оттенков снега

Долганы появились на этнографической карте России совсем недавно. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, такой народности не существовало. В научной литературе первые известия о долганах как об особом народе появляются в труде А. Ф. Миддендорфа «Путешествие на Север и Восток Сибири» и в «Путевых отчетах и письмах» А. М. Кастрена, датируемых серединой XIX столетия.

Таким образом, эта народность формировалась в XVIII — первой половине XIX столетия. Представители различных этносов, поселившиеся на Таймыре вдоль северной границы древесной растительности от озера Пясина на западе до низовья Анабара на востоке, оказались втянутыми в интенсивный процесс сближения между собой и в результате слились в одну народность. Такому слиянию разных этнических элементов в единое целое способствовал одинаковый тип северного хозяйства (охота, оленеводство, рыболовство), распространение долганского диалекта якутского языка и одинаковые формы быта на всем этом пространстве.

Что заставило предков долган переселяться на край леса между Пясиной и Анабаром? Здесь имелось очень благоприятное сочетание промысловых ресурсов, необходимых для существования человека на том уровне развития производительных сил, на котором находились предки долган. С одной стороны, в Хете, Хатанге, Дудыпте и других реках лесотундры и тундры Таймыра, а также в озерах много ценных пород рыбы. С другой — здесь много диких оленей, обеспечивавших предков долган мясом и шкурами для одежды и жилища. Наконец, на Таймыр рано начали регулярно завозить муку и другие русские товары.


Одна из причин быстрого роста самосознания долган заключается в том, что их охотничий (пушной) промысел сравнительно рано приобрел товарный характер. Это имело большое значение для консолидации народности, усвоения от русских новых элементов культуры, а также для сближения между собой отдельных групп долган различного происхождения и выработки общих особенностей культуры.

Основу долганского этноса составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы. Этнический состав долган по их происхождению можно представить таким образом: тунгусов — 50—52%, якутов — 30—33%, русских около 15% и самодийцев — 3—4%. Влияние якутов на долган сказывалось прежде всего на передаче языка. И это могло случиться только в результате перекрестных браков, которые до сих пор распространены между якутами и эвенками. До 1897 года якутский язык («долганское наречие») господствовал в Затундринско-Якутском, Долгано-Есейском, Долгано-Тунгусском «родах» и у всех ессейских якутов («тунгусов») на Таймыре.Русское влияние испытали до революции все народы Сибири, особенно принявшие в свое время крещение. Но у долган оно было более глубоким, потому что часть их являлась русскими и по своему происхождению.

В охотничьем промысле долган имеются очень архаичные формы и приемы, восходящие, вероятно, к культуре аборигенов Северной Азии, — поколки диких оленей на переправах их через реки и озера, охота с оленем-манщиком, а также использование кожаной сети. Наряду с этим имеется система охоты на песцов при помощи линий ловушек — по-русски «пастей» (отсюда долганское название этих ловушек — пас), которые были распространены на Севере Сибири русскими промышленными людьми.


Календарь долган базировался на русских православных праздниках, но терминология, связанная с сезонами тех или иных видов охоты и рыболовства, была на якутском языке, хотя отличалась от терминологии собственно якутского календаря. Среди долганских жилищ мы находим русскую избу, которая так и называется нюччаде, т. е. «русское жилище», якутский балаган, якутский балтыхак-балаган или дулга, тунгусский чум, который, однако называется по-якутски урахаде, т. е. «шестовое жилище» и голомо, которое, вероятно, является древнейшим типом постоянного жилища в лесной зоне на Севере Азии. Наконец, у долган (у первых из народов Севера) распространился нартяный чум, по-долгански сыаргаде — «санное жилище».

Все сверхъестественные существа у долган назывались одним словом «шайтан» (хайтан). Сонм духов состоял из представителей «разных профессий». Например, покровителем охоты был Баянай — якутский лесной дух. Покровитель охотничьего и рыболовного промысла — Бай-Баянай. Злые и добрые духи называются у долган по-якутски — абахы (абаасы) и айыы. Шаманский столб, символизирующий мистическое мировое дерево у долган, как и у якутов, назывался по-эвенкийски — туру. Анимизм и шаманизм сочетались у долган с православием. Войдя в чум, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними молились. Календарь у долган был построен на православных святцах.


Памятники устного народного творчества долган распределяются на пять видов. Это — загадки, рассказы, сказки, былины и песни. Загадки в большинстве случаев строятся по принципу метафоры и образного сравнения. Вот несколько примеров впечатляющих загадок.

Стадо оленей кругом озера стоит и кормится. (Ответ: зубы).По сторонам лесистой сопки два лося лежали и кормились. (Ответ: уши).Золотое блюдце по воде плывет. (Ответ: солнце).

Рассказы подразделяются на короткие, очень разнообразные по своему содержанию истории и на легенды (предания) исторического характера. Все истории, даже самые фантастические, воспринимаются слушателями как повествования об истинных происшествиях.

Сказки — довольно длинные повествования с невероятными сюжетами.

Былины (олонго) — такой жанр, в котором рассказ чередуется с пением. Интересно, что поются те места, где в былинах возникает прямая речь. Сказители считаются избранниками добрых божеств и духов.Рассказывание былин требует особой обстановки. И к тому же знаменитые сказители говорят только после наступления темноты. Те, кто слушает, должны накрывать голову большим платком.Довольно часто былина рассказывается в течение нескольких ночей, но каких бы она ни была размеров, обязательно должна быть дослушана до конца. В противном случае сокращается век сказителя. Долганы считают, что все образы, которые рисует сказитель былин, способны превращаться в «видимый мираж».


Любовные песни долган носят хвалебный или задорно-насмешливый характер. Содержание песен очень вольное, но это допустимо и никем не осуждается. Кроме того, язык песен отличается особенной искренностью и часто достигает высокой поэтичности. В русском языке отсутствуют уменьшительные формы глагола, поэтому невозможно в переводе передать тот особый оттенок ласковости и грусти, который возникает благодаря этим особым «песенным глаголам».

Длинные песни исполняют специальные песенные люди. Начав петь, солист должен помнить, что в любой момент может появиться абаасы (дух), который станет подпевать. Услышав голос этого духа, певец должен сказать: «Я все-таки превзошел тебя» и перестать петь. Если он этого не сделает и абаасы пропоет дальше, то певец заболеет или умрет.


Традиционно считается, что когда жители Севера исполняют какие-то песни, то они поют про то, что видят. Например, про снег, который имеет не меньше сорока названий! И ничего комического в этом нет. В качестве доказательства этой точки зрения расскажем весьма поучительную историю. «Один песенный человек, оставшись ночью смотреть за оленями, стал петь. К нему сзади подошел абаасы и начал подпевать.И человек и абаасы продолжали петь вперегонку на протяжение трех дней и трех ночей. Воспевали все существующее: и людей, и чум, и оленей, и деревья, и травы, и все окружающее их.Несмотря на это, человек все-таки превзошел абаасы, найдя и воспев лишний вид травы». Вот почему в тундре так важно петь про то, что видишь. За видящим больше других всегда остается последнее слово песни. А значит, и победа над силами зла.