Игра-викторина. «Путешествие в мир сказок

Игра-викторина. «Путешествие в мир сказок».

Культурная практика. Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: создание социальной ситуации развития детей через игру-викторину.

Образовательные:

Формировать, обогащать и расширять представления детей о разнообразии сказок (народные и авторские);

Формировать умение пользоваться знаниями о прочитанных художественных произведениях.

Развивающие:

Развивать активный словарный запас, связную речь;

Развивать речевой слух, восприятие, мышление и память;

Развивать мыслительную активность и умение рассуждать.

Воспитательные:

Побуждать интерес детей к чтению книг;

Воспитывать культуру общения, умение высказывать свое мнение и выслушивать других;

Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам;

Предварительная работа:

Чтение произведений и просмотр мультфильмов по русским народным и авторским сказкам («Маша и медведь», «Теремок», «Мойдодыр», «По щучьему веленью» и др.)

Дидактические игры «Назови героя сказки», «Кто так сказал?», «Собери сказку», «Что сначала, что потом?» и др.

Оборудование:

Организована выставка книг и иллюстраций по русским народным и авторским сказкам (К,Чуковского, С. Маршака, В.Сутеева и др. авторов).

Небольшие игрушки-персонажи сказок «Репка» и «Теремок». Аудиозапись «Там на неведомых дорожках» (Сл.Ю.Ким, муз. В.Дашкевич).

Ход игры-викторины:

Рассматривая с детьми выставку книг и иллюстраций рассуждаем:

Что такое сказка?

Кто сочиняет сказки?

Какие сказки бывают?

Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие в мир сказок. Дорога нам предстоит длинная, где нас ждут неожиданные и интересные встречи с героями сказок.

Предлагаю вам, ребята, игру-викторину. Вы согласны?

Тогда нам нужно разделиться на две команды, придумать название своей команде. А главное помнить «золотое правило» команды - «Один за всех и все за одного».

/Проводится группировка на две команды. Каждая команда садится за свой стол.

И так команды готовы? Мы можем начинать. А это наше жюри (представляю членов жюри). За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

В каждом соревновании или викторине должно работать жюри. (В нашем жюри: учитель-логопед, педагог психолог и воспитатель.)

Начинаем нашу викторину.

Конкурс 1. «Отгадай загадку - назови сказку».

Каждой команде по очереди загадывается загадка. Отвечает только та команда, для которой эта загадка. Право ответа для другой команды переходит только после того как первая команда не сможет дать ответ.

Муха самовар купила,

Муха блошек пригласила.

Разбежались гости эти,

Когда муху бросил в сети

Злой противный старичок.

Звать злодея - … .

Он любитель чистоты,

Умывался утром ты?

Если нет, тогда приказ

Даст мочалкам он тотчас,

Грозный строгий командир

Умывальник … .

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нес,

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? ...

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу,

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, дружочек, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? …

На тарелочке лежал,

Как остыл - и убежал.

Встретил он зверей в лесу.

На свою беду - лису.

Ей попался на зубок

Вкусный, круглый … .

По первому морозцу,

По первому снежку

Кто на печке едет,

Лежа на боку? …

Жюри подводит итоги конкурса, а у нас следующий конкурс.

Конкурс 2 «Кто здесь был и что забыл?»

Каждой команде предлагается рисунок с картинками. На картинках разные предметы из сказок. (Например: коромысло, чемоданчик Доктора Айболита, самовар, короб, щука, лягушка со стрелой, яблонька с яблоками, печка с пирожками и др.).

Предметы волшебные в сказках бывают, Героев желанья они исполняют: Ковер-самолет - над миром подняться, Чудесный горшок - сладкой кашей питаться.

И ты, мой дружок, вспоминай, не зевай, По предметам на картинке, Героев сказки называй.

Жюри подводит итоги 2-ого конкурса, а мы продолжаем дальше.

Игровая музыкальная пауза на имитацию движений животных.

Конкурс 3 « Кто так сказал?»

Каждой команде по очереди задается фраза из сказки. Узнайте, кто из героев так говорил, из какой это сказки?

«Сяду на пенек, съем пирожок».

«Кто сидел на моем стульчике и сломал его?»

«О, если я не дойду, если в пути пропаду?»

«Куд-куда, куд-куда вы откуда и куда?»

«Не пей из копытца, козленочком станешь».

«Ловись рыбка большая и маленькая».

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел».

«По - щучьему веленью, по-моему хотению».

Слово жюри, подводим итоги 3-его конкурса и мы продолжаем дальше.

Конкурс 4 «Сказочный переполох».

В названии сказок закрались ошибки. Помогите их исправить.

«Гуси -утки».

«Петушок Ряба».

«Даша и медведь».

«Заюшкин домик».

«Волк и семеро ребят»

«Два медведя».

«По рыбкиному велению».

«Сестрица Аленушка и братец Егорушка».

Слово жюри, подводим итоги этого конкурса и мы продолжаем дальше.

Конкурс 5 «Знатоки».

Командам предлагаются игрушки-персонажи сказок «Репка» и «Теремок», нужно правильно расположить эти «персонажи», в той последовательности, в какой они идут по сказке, кто за кем.

Слово жюри, подводим итоги этого конкурса и общий итог.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Только сказки у нас не кончаются. И ждут нас новые встречи с новыми героями.

Ольга Пантелеева
«Путешествие в мир сказок». Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста

НОД (Познание)

«Путешествие в мир сказок »

в средней группе

Цель :

Расширить представления детей о сказках .

Задачи :

1. Формировать интерес к устному народному творчеству, воспитывать интерес к сказкам .

2. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

3. Поощрять творческую инициативу, развивать речь и память.

4. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Приоритетная образовательная область : познание

Интеграция образовательных областей : коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье.

Ход НОД:

Красная девица : (воспитатель стучит в дверь, заходит в группу)

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада с вами встретиться! (звучит музыка)

Сказки слушать я люблю ,

Маму вечером молю :

Почитай мне эти сказки ,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем,

Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло ,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают –

Сказки в жизни помогают :

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

Как вы уже догадались, я приглашаю вас в мир доброты и красоты - в мир сказки .

Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки ? (Ответы детей)

Скажите, а какими бывают сказки ? (Ответы детей)

- Сказки бывают русские народные и авторские, т. е. те, которые написал писатель. Сказки , которые сочинял народ, называются – народными. Их передавали из поколения к поколению, бабушки рассказывали своим внукам . Они вырастали и тоже рассказывали своим детям . А сказки , которые сочиняли писатели – их записывали. Книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас, хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно . Ребята, в книжках очень много иллюстраций, а кто рисует иллюстрации к сказкам ? (художник)

Чем отличается сказка от рассказа ? (Ответы детей)

Да, правильно. В сказках происходит то , чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Я тоже очень люблю сказки . Ой, посмотрите, кто это спрятался в моей корзинке (показываю медведя)

Ребята, скажите, пожалуйста, в каких сказках встречается медведь ? (Ответы детей)

Верно. «Маша и медведь» , «Три медведя» , «Вершки и корешки» , «Теремок» , «Рукавичка» , «Колобок» и т. д.

Кто встречается в сказке «Три медведя» ?

Как попала девочка в дом медведей?

Как звали медведей?

Что увидела девочка в доме медведей?

Сколько чашек было у медведей?

А ложек? А кроватей?

Какую ложку, чашку, кровать выбирала всегда девочка? Почему?

Чем закончилась сказка «Три медведя» ? (ответы детей) .

Молодцы, ребята!

Дети читают стихотворение.

Сказки гуляют по свету ,

Ночь, запрягая в карету.

Сказки живут на полянах ,

Бродят на зорьке в туманах.

Мир, озарив чудесами,

Сказки летят над лесами ,

На подоконник садятся,

В окна, как в речку глядятся.

Сказки со мною всюду ,

Их никогда не забуду.

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает ДОБРО!

Ребята, посмотрите, у мишки в лапах конверт. Давайте посмотрим, что он нам приготовил?

Да здесь загадки. Поможете, мне их разгадать? (Ответы детей)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился.

(Колобок)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

(Буратино)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки ,

Кто герои этой сказки ?

(Три поросенка)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной …

(туфелька)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят» )

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила :

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка")

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки ,

Кто герои этой сказки ?

(Три медведя)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор.

(Айболит) .

– Какие персонажи встречаются в сказке Красная Шапочка ?

– Что случилось с Красной шапочкой?

– Какие персонажи в сказке отрицательные , а какие положительные?

– Какой волк?

– Кто помог бабушке и Красной шапочке?

– О чем эта сказка ? (Ответы детей)

Упражнение на релаксацию «Шалтай-болтай»

Читаю отрывок из стихотворения С. Я. Маршака :

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне» , они резко наклоняют корпус вниз)

Читаю стихотворение

Чтобы сказки не обидеть –

Надо их почаще видеть .

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться ,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

А сейчас я хочу предложить вам нарисовать героя любой сказки . Постарайтесь нарисовать так, чтобы можно было узнать, из какой сказки ваш герой . Это может быть и добрый и злой персонаж. Мы устроим выставку ваших рисунков в фойе детского сада. (Дети рисуют) .

Напоминаю детям об осанке. Во время занятия уточняю , кого они будут рисовать. Включает музыку.

В конце НОД подвожу итог, отмечаю самых активных.

Дети выставляют работы. Рассказывают то , что они нарисовали. Прощаются с мишкой.

"Путешествие в мир сказок"

(внеклассное мероприятие)

Цель: обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Подготовительный этап: заранее формируются две команды детей.

Ход мероприятия

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”.

Здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.

В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому. Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому. Таким образом, сказки дожили до тех времен, когда возникла письменность. Сказки стали записывать. Благодаря письменности, мы с вами можем сегодня читать сказки и наслаждаться богатством и красотой сказочного мира. Слово «сказка» произошло от слов: « сказывать», «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками». Автором русских народных сказок является большое количество людей, т.е. народ.

Ребята, вспомните и назовите писателей, со сказками которых вы познакомились.

Ребята, как вы думаете, для чего были придуманы сказки?

Чему учат сказки?

Сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления ребёнка о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки учат. Не зря про сказку сочинили такие пословицы: «Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка –ложь, да в ней намёк».

Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.

Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.

(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К брату третьему потом

Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

3 конкурс «Угадай героя сказки»

Трудно представить себе своё детство без сказок, без сказочных героев, добрых и злых.

1.«Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

2.«Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

3.«Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

4.«От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка» (Хаврошечка)

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Волшебное средство»

Во многих сказках присутствуют волшебные вещи, предметы в которых заключена волшебная сила. Используя, их герои сказок побеждают зло, находят выход из трудных ситуаций.

Ребята, что бы вы попросили у...

1. Оле-Лукойе? (Зонтик.)

2. Солдата, героя сказки Андерсена? (Огниво.)

3. Буратино? (Золотой ключик.)

4. Незнайки? (Волшебную палочку.)

5. Маленького Мука? (Туфли и тросточку.)

6. Элли? (Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисток.)

7. Аладдина? (Волшебную лампу.)

8. Девочки из сказки братьев Гримм? (Горшочек.)

5 конкурс «Сказочный переполох»

В сказочной стране произошло невероятное событие. Названия сказок перепутались. Давайте поможем сказкам восстановить правильное название.

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,

«По-заячьему велению»,

«Зелёная шапочка»,

«Кот в туфлях»,

«Два поросёнка»,

«Волк и пятеро щенят»,

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

6 конкурс «Живая сказка».

Постановка сказок детьми.

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:

1. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)

2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)

3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)

4. Кто взял спички и поджёг синее море? (Лисички)

5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)

6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)

7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)

8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)

9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)

10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)

11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)

12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)

13. Чем волк ловил рыбу в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебные слова»

Дети отвечают на вопрос «Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Сивка – бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок)

Раз, два, три. Горшочек, вари! (Девочка)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

По многим сказкам режиссёры - мультипликаторы сняли мультфильмы. А композиторы и поэты сочинили песни.

9 конкурс «Угадай мелодию».

Вам, наверное, хорошо известно, что по мотивам многих сказок созданы художественные и мультипликационные фильмы. Во многих из них герои поют песни. Ваша задача в этом конкурсе – узнать: кто из сказочных героев исполняет песню.

(Участникам команд необходимо, прослушав музыкальные фрагменты, назвать мультфильм и имя сказочного героя.)

1.Песенка Колобка – из м/ф «Колобок»

2. Песенка Охраны – из м/ф «Бременские музыканты»

3. Неприятность эту мы переживём. – Из м/ф «Приключения кота Леопольда».

4. Песня гениального сыщика. – Из м/ф « Бременские музыканты».

5. Песня черепахи Тортилы – из к/ф «Золотой ключик»

6. Такая-сякая – из м/ф «Бременские музыканты»

7. Песенка Винни-Пуха – из м/ф «Винни-пух и все-все-все»

8.Песенка бременских музыкантов – из м/ф «Бременские музыканты»

9. Ария Мойдодыра – из м/ф «Мойдодыр»

10 Дуэт короля и принцессы – из м/ф «Бременские музыканты»

Жюри подводит итоги конкурса.

10 конкурс «Сказочные задачки».

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4 - заяц, волк, лиса, медведь)

2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)

3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)

5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)

6.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

11.Конкурс «Волшебный сундучок».

Когда люди попадают в волшебную страну, то стараются больше узнать о ней. А лучше всего это сделать, посетив музей. Я приглашаю вас посетить музей сказочной страны. Вы увидите разные предметы и должны будете угадать, кому они принадлежат, из какой они сказки.

Посмотрите на экран и назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:

*Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

*Соломенный домик (Три поросёнка)

*Берестяной короб (Маша и медведь)

*Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

*Туфелька – «Золушка»

*Монетка – «Муха-цокотуха»

*Большая голубая шляпа. «Незнайка»

*Роза. Кай и Герда «Снежная королева»

*Разбитое корыто. Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке»

*Половина грецкого ореха. «Дюймовочка»

*Зеркальце.Царица. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

*Стрела. Иван-царевич«Царевна-лягушка»

12 конкурс «Сказочные телеграммы»

«Спасите! Нас съел серый волк!» (Семеро козлят) «Прибыть на ваш праздник не могу, так как от меня сбежали брюки» (Мойдодыр) «От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро у вас буду» (Колобок) «А дорога далека, и корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок» (Машенька) «Пришлите, пожалуйста, капли, мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись» (Цапли) «Все осталось без изменений, вот только бабушку съел волк» (Красная шапочка)

13конкурс « Нарисуй сказку»

На воздушных шариках дети рисуют персонажи героев сказки. Одна команда - «Сказка о рыбаке и рыбке», вторая команда – «Три медведя».

14конкурс«Конец - всему венец»

Наше путешествие по сказочной стране подходит к концу. Но любой сказке нужен конец. Сейчас команды соберут «крылатые слова» из сказок.

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.

ПОЙДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО.

И Я ТАМ БЫЛ МЕД-ПИВО ПИЛ, ПО УСАМ ТЕКЛО,В РОТ НЕ ПОПАЛО.

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ.

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ, ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ.

Молодцы! Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.

Награждение. Вручение призов.

Звучит музыка, дети выходят из зала.

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Ольга Гусева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в мир сказок»

Программное содержание :

Обучающие задачи :

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках .

2. Учить узнавать сказку по заданию .

3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи :

1. Развивать речь , воображение, фантазию, мышление.

2. Развивать умение действовать согласованно.

Воспитывающие задачи :

1. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Методы : Игровой, словесно-логический, ИКТ,самостоятельный.

Приемы : Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа : расширение словаря по теме – подбор прилагательных к существительному (слово - «сказка » ).

Материал : Игра «Сложи сказку » (разрезные картинки, игра «Колобок» и «Репка» (карточки-схемы) .

Оборудование : Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, столы, стульчики.

Вид занятия : Занятие-игра . Ребята отправляются в сказочное путешествие с Девочкой , чтобы спасти Ванюшу, которого Гуси-Лебеди унесли в царство Бабы Яги. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны выполнить задания сказочных героев . В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.

Формы работы : Индивидуальная, коллективная.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поздороваемся.

Круг радости

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Вас рада видеть я!

Воспитатель. Вы любите сказки ? А почему вы их любите? Вы много сказок знаете ? .

Воспитатель. А как можно сказать о сказке , какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. А как вы думаете, где живут сказки ?

Дети (предполагаемые ответы детей) .

Воспитатель.

Все что создано умом,

Все к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Какие вы знаете пословицы про книгу?

Дети (предполагаемые ответы детей) .

Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Я хочу пригласить вас в страну сказок .

«Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтобы сказку послушал и ты .

Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в вас зерно доброты»

Ребята садитесь на ковер-самолет, и мы с вами начинаем путешествие по сказкам (садимся, расстилаю ковер-самолет) .

Воспитатель. Жили- были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Родители ушли на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка посадила братца под окошком, а сама убежала на улицу. Гуси-лебеди тем временем унесли братца на крылышках к Бабе Яге. Девочка увидела, что братца Гуси-лебеди унесли и заплакала.

Хотите помочь девочке справиться с Бабой Ягой? А ведь нас ждут испытания. Вам не страшно?

Воспитатель. Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.

Конкурс «Мозговой штурм» :

Какими словами начинается сказка ? (жили – были, в некотором царстве)

Какими словами она заканчивается? (предполагаемые ответы детей) .

Я хочу предложить ещё одно задание.

Конкурс «Зашифрованное слово» .

Воспитатель. У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду, а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает , какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово. Получилось слово «Дружба» .

Воспитатель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба : быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу : «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй» .

Воспитатель. Побежала девочка своего братца искать и печку встретила. Спросила она у печки про братца, а печка ей предложила свои пирожки отведать, а девочка отказалась. Посмотрите, рядом с пирожками лежат карточки с заданиями.

Воспитатель. Ребята давайте поможем девочке разгадать загадки.

Конкурс «Угадай героя сказки » .

Воспитатель. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи .

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

4. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята)

Сколько было козлят в сказке ?

5. Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишка,

Стали жить, да поживать.

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Назовите тех, кто жил в теремке. Правильно, всего 6 героев.

6. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок» , русская народная сказка )

Воспитатель. Бежит девочка, а навстречу ей яблонька. Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Съешь моего лесного яблока, - скажу.

Не хочу я твоего яблока кушать! Ответила девочка. Ребята, посмотрите, под деревом волшебный сундучок стоит. Мы его откроем чуть позже, а сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки » .

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем ,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад .

Воспитатель. А в сундучке снова загадки. И, так, вы готовы отгадывать? Будьте внимательны.

Конкурс «Волшебный сундучок» .

Воспитатель. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок . Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет .

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Яблоко – «Гуси-лебеди»

Дети дают ответы на загадки.

Воспитатель. Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит - стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке братец играет серебряными яблочками. Оказывается, мы находимся в сказочном лесу , в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.

Чтобы открыть дверь Бабы- яги нужно ответить на вопросы.

Конкурс «Кто говорит эти слова?» .

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

Воспитатель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Конкурс «О какой сказке идёт речь

1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.

2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3. Сяду на пенёк, съем пирожок.

4. Ловись, рыбка, большая и маленькая.

5. Не пей из копытца, козлёночком станешь.

6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.

Игра «Помоги героям сказок встретиться » .

Для каждой команды - конверт с героями сказок . Картинки раскладываются на ковре, и по сигналу дети начинают собирать героев названной сказки .

Воспитатель. Оказывается Баба Яга не очень добрая, и она нам не очень рада.

Воспитатель. Баба – Яга готова отдать мальчика. Но у Бабы Яги есть слабое место : она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она вернёт Ванюшу. Согласны вы решать задачки Бабы Яги? (предполагаемые ответы детей)

Дети решают задачки, которые задает Баба Яга.

Конкурс «Дополни имя» .

Воспитатель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь .

Для мальчиков : Кощей -, Мальчик -, Братец -, Иван -, Змей - …

Для девочек : Елена -, Сестрица -, Василиса -, Крошечка -, Царевна-…

Конкурс «Стань артистом»

Воспитатель детям предлагает стать артистами и показать отрывки из сказок : команда № 1 - «Репка» ; команда № 2 - «Колобок» . Дети самостоятельно берут вещи и предметы, необходимые им.

Воспитатель :

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель : «Девочка взяла братца и побежала домой» . И нам пора возвращаться.

Воспитатель. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие ? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы) . Верно, наша дружба и знания русских народных сказок . Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили. За время нашего путешествия вы наверно проголодались?

За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу !

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас подарю. (Выношу пироги в корзине и угощаю всех чаем)

Продолжайте, дети, любить сказку .

Успехов вам!