Художественный анализ драмы Шиллера «Коварство и любовь. Cочинение «Фердинанд и Луиза как положительные герои драмы «Коварство и любовь

Коварство и любовь:

5 известных драм Фридриха Шиллера

Фридрих Шиллер вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности

ИВАН ЮРЧЕНКО

10 ноября 1759 года родился немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург Фридрих Шиллер. Место рождения знаменитого литератора – город Марабах-на-Неккаре. Отец Шиллера был полковым фельдшером, а, когда Фридриху исполнилось 5 лет, был назначен вербовщиком рекрутов. Семья переселилась в Лорх, где Шиллер и получил начальное образование у местного пастора. Учился будущий литератор три года, осваивая чтение, письмо на немецком и латыни. В 1766 году семья вновь переехала, на этот раз в Людвигсбург. В этом городе Шиллер пошел в латинскую школу. Пять дней в неделю юноша занимался латынью, и в старшим классах, во время изучения творчества Овидия, Горация и Вергилия, интерес Шиллера к занятиям существенно вырос.

По окончании обучения Фридрих был отдан в военную академию и зачислен на бюргерское отделение юридического факультета. Однако с юриспруденцией у молодого человека не заладилось, и в 1776 году Шиллер перешел на медицинский факультет. В этот период он слушает курс лекций по философии известного профессора Абеля и решает посвятить себя поэзии.

Шиллер увлекся творчеством Фридриха Клопштока, а также поэтов движения "Бури и натиска" и сам начал писать стихи. В 1780 году Шиллер окончил курс академии и получил в Штутгарте место полкового врача без присвоения офицерского звания. Через год он закончил работу над драмой "Разбойники", которую пришлось издать за свой счет – печатать пьесу не захотел ни один штутгартский издатель. Одновременно с "Разбойниками" Фридрих Шиллер подготовил к печати собрание стихотворений "Антология на 1782 год". За самовольную отлучку в Мангейм (там состоялась премьера «Разбойников») Шиллера посадили на гауптвахту и запретили писать ему что-то другое, кроме медицинских сочинений.

После этого начинающий литератор сбежал из Штутгарта: под вымышленным именем он был вынужден поселиться в деревне под Мангеймом, где осенью 1782 года сделал первый набросок трагедии "Коварство и любовь". Пьеса была закончена в феврале 1783 года. Едва закончив одно произведение, Шиллер взялся за другое и сделал набросок исторической драмы "Дон Карлос". Через год уже признанный драматург вступил в "Курпфальцское Немецкое общество", что дало ему права пфальцского подданного и легализовало его пребывание в Мангейме.

Весной 1785 года Шиллер переехал в Лейпциг, а оттуда – в деревню под Дрезденом. Здесь закончен "Дон Карлос", начата новая пьеса "Мизантроп", дописаны "Философские письма". 21 августа 1787 года произошел знаковый для Шиллера приезд в Веймар: в этом городе, центре немецкой литературы, автор "Разбойников" знакомится с Виландом, Гердером и Гете. Примерно в этот период выходит первый том "Истории падения Нидерландов", который приносит автору славу выдающегося ученого-историка. В 1789 году Шиллер переехал в Йену, чтобы преподавать в университете. Вступительная лекция "Что такое всемирная история и для какой цели ее изучают" прошла с огромным успехом, студенты устроили овацию.

В дальнейшем литератор также читал курс лекций по трагической поэзии и всемирной истории. Зимой 1791 года Шиллер заболел туберкулезом: теперь он уже не всегда мог работать в полную силу, однако болезнь не помешала ему закончить свое Самое значительное философское произведение – "Письма об эстетическом воспитании человека". Вскоре Шиллер пригласил выдающихся немецких писателей и мыслителей к сотрудничеству в новом журнале "Оры". Планы у него были далекоидущие – объединить лучших писателей Германии в литературное общество. В 1795 году Шиллер написал цикл стихов на философские темы: "Поэзия жизни", "Танец", "Разделение земли", "Гений", "Надежда".

Поэт говорит о гибели всего прекрасного в грязном, прозаическом мире. В 1799 поэт и драматург вернулся в Веймар, где вместе с Гете основал Веймарский театр. В это время он, наконец, пишет "Марию Стюарт", над сюжетом которой думал почти 20 лет. В последние годы жизни Шиллер подолгу болел, помимо туберкулеза, он страдал хроническим воспалением легких.

5 известных драматических произведений Фридриха Шиллера.

1. "Разбойники" (написана в 1781 году)

Это первая драма Шиллера. Пьеса вышла анонимно, и вскоре была поставлена в Мангейме, одной из лучших театральных трупп. На триумфально прошедшей премьере присутствовал и сам Шиллер. К тому времени имя автора произведения уже стояло на афише и не составляло ни для кого тайны. Пьесу предваряет латинский эпиграф "Против тиранов", и это сразу дает понять читателю, что пафос "Разбойников" направлен против тирании в любых проявлениях. Сюжет заимствован Шиллером из разных источников, главным из которых послужила повесть Шубарта "К истории человеческого сердца". В целом противопоставление двух братьев – внешне добропорядочного, на деле лицемерного и подлого, часто встречается в литературе XVIII века. Еще один важный мотив – тема "благородного разбойника" – отсылает к знаменитым балладам о Робин Гуде. Кроме того, мотив этот имеет и реальную подоплеку: в Германии в то время стихийно возникали банды разбойников. Главный герой драмы, Карл Моор, противопоставляет себя обществу, которое он не принимает из-за фальши, лицемерия, эгоизма и корысти, сначала носит лишь декларативный характер. После письма от брата Франца, где сообщается о проклятии отца, Карл становится атаманом разбойников, представляющих собой молодых людей, утративших надежду найти себе место в насквозь прогнившем обществе. Особенно характерна история дворянина Коссинского. Его бросили в темницу, чтобы некий князь смог овладеть его невестой. Сам Карл раздает награбленное беднякам. При этом разбойник беспощаден тем, кто сеет произвол: к княжескому фавориту, к священнику, скорбящем об упадке инквизиции, к торгующему должностями советнику. В конце пьесы Карл Моор убеждается, что насилие насилием не победить, а его товарищи пролили немало крови невинных, и сдается властям. Полная противоположность Карлу – его младший брат Франц. Его гложет зависть к Карлу – любимцу отца и наследнику графского титула. Убрав с дороги Карла, Франц торопит смерть старика-отца. На антитезе построена вся пьеса. Друг другу противопоставляются, например, два священника: коварный католический патер и благородный протестантский пастор. Контрастен и язык Шиллера: так, лирические и страстные монологи Карла Мора чередуются с грубой речью разбойников.

2. "Коварство и любовь" (написана в 1783 году)

В "мещанской трагедии" Шиллер снова обратился к злободневной тематике. Проблема деспотизма, всесилия фаворитов и бесправия рядового человека тесно переплетается с нравственной проблемой. В данном случае речь о барьерах, которое воздвигает сословное разделение между любящими. Любовь дворянина Фердинанда фон Вальтера к Луизе, дочери мещанина Миллера, немыслима с точки зрения сословного деления, кроме того, она мешает планам отца Фердинанда – президента, могущественного сановника. Он хочет женить сына на любовнице герцога леди Мильфорд. Интриги плетет секретарь президента Вурм (с немецкого его фамилия переводится "червяк"). Поставленная перед выбором – смерть или пожизненное заключение для отца – Луиза пишет любовное письмо ничтожному гофмаршалу. Это фальшивое любовное послание подбрасывают Фердинанду, чтобы доказать ему неверность Луизы. Но развязка оказывается трагичной, не такой, как хотел президент: Фердинанд и Луиза умирают. Мещане в пьесе являются носителями чести и нравственности, которые чужды президенту, гофмаршалу и другим сановникам. Собственно, высокая нравственность не позволяет Луизе нарушить данную Вурму клятву и рассказать правду Фердинанду.

3. "Дон Карлос" (написана в 1787 году)

"Дон Карлос" стал первой драмой Шиллера, написанной стихами. В пьесе рассказывается о борьбе народа Нидерландов против испанского ига, протестантов против католиков-угнетателей. На примере исторических событий Шиллер поднимает проблему свободы мысли. Само понятие свободы претерпевает трансформацию, предстает в некой "идеальной" плоскости. Сама революция в драме не показана, действие происходит при испанском дворе, а о событиях в Нидерландах читатель узнает из рассказов главного героя – маркиза Позы. Главным оружием борьбы за идеалы свободы становится слово: маркиз Поза пытается смягчить фанатичного короля Филиппа II, убеждает жестокого монарха дать свободу Нидерландам. Однако все усилия Позы разбиваются о козни герцога Альбы и королевского духовника, иезуита Доминго. Шиллер мастерски создает образ короля-тирана, одинокого и окруженного льстецами и интриганами. Они гасят вспыхнувший в Филиппе проблеск доверия в Позе, который идет на гибель, чтобы спасти сына короля дон Карлоса. Маркиз Поза – один из самых идеальных героев Шиллера. Это самоотверженный друг, отважный борец за идеалы свободы, который тем не менее признает, что его столетие «для идеалов не созрело».

4. "Мария Стюарт" (написана в 1801 году)

Эта шиллеровская пьеса примечательна тем, что к ней наиболее часто обращались в театрах. Мария и Елизавета Английская изображены не как носители политических и религиозных идей (католической реакции и передового протестантизма), а как нравственные антиподы. Елизавета – мудрая, но безнравственная правительница, заботится о благе государства, но одержима завистью и жаждой власти. Мария – страстная и грешная, искренняя в своих порывах, преступная и вершащая над собой суд. Она готова смириться перед неизбежной казнью, но не терпит унижения своего человеческого достоинства. Таким образом, Мария очищается через страдание и возвышается над торжествующей Елизаветой. Судьба Марии ясна с самого начала трагедии, и происходящее действие не может изменить ее участи.

5. "Вильгельм Телль" (написана в 1804 году)

В данной драме Шиллер обработал сюжет швейцарской хроники о герое народной легенды, стрелке Телле. В восстании швейцарцев против австрийского гнета борьба за свободу показана как общенародное дело. Каждый участник клятвы на Рютли (место, где три швейцарские коммуны поклялись о взаимопомощи и поддержке) одновременно и выразитель народного протеста, и индивид. Вильгельм Телль, который в начале пьесы предстает спокойным и сдержанным, вырастает затем в народного борца и мстителя жесткому наместнику из Австрии. Душевной перелом происходит у Телля под влиянием ужасающего требования наместника – выстрелить в яблоко на голове своего сына.

Центральные положительные герои драмы - Фердинанд и Луиза. Оба они принадлежат к тому поколению людей XVIII века, которое было воспитано на литературе сентиментализма на «Новой Элоизе» Руссо, «Памеле» и «Клариссе» Ричардсона, «Страданиях молодого Вертера» Гете. Этого нельзя забывать при оценке характеров и доступков положительных героев молодого Шиллера. Их действиями часто руководит не столько разум, сколько сердце, не расчет, а сильное чувство. Фердинанд и Луиза восстают против сословных преград во имя свободы чувств, во имя неотъемлемых прав человеческой личности.

Луиза всем сердцем любит Фердинанда, но не может побороть тайного предчувствия, что ее ожидает трагическая судьба, что сословные преграды, стоящие на ее пути к счастью, могут оказаться сильнее любви ее и Фердинанда? Это зловещее предчувствие скоро сбывается. Арест родителей повергает ее в мучительные сомнения: имеет ли она право подвергать отца и мать постоянной опасности из-за своего стремления к счастью? В таком настроении ее застает Фердинанд, который предлагает ей бежать с ним ночью из пределов герцогства. Луиза в этот момент решает пожертвовать личным счастьем ради родителей и поэтому просит Фердинанда забыть ее: бежать с ним она не может, и вообще он должен от нее отказаться, ибо ее мечты о любви и счастье были якобы преступны, они разрушили бы «вечный миропорядок». На слова Фердинанда: «Я покидаю родину, Луиза!» - она отвечает, что ее долг - остаться.

Фердинанд не понимает настроения девушки. Он допускает даже мысль, что тут может быть замешан любовник. Тем самым психологически подготавливается почва для необоснованных подозрений Фердинанда, приводящих его в конце концов к такому пароксизму ревности, что он готов поверить в возможность любовной связи Луизы с гофмаршалом фон Кальбом.

Когда негодяй Вурм предлагает ей руку в надежде, что, оказавшись в безвыходном положении, беззащитная девушка будет рада стать его женой, она отвечает ему гневными словами: «Я задушила бы тебя в первую брачную ночь». С большим достоинством она защищает свое право на любовь к Фердинанду во время беседы с леди Мильфорд; аристократическому чванству придворной дамы Луиза противопоставляет свою нравственную чистоту. С презрением отказывается она от милостей бывшей любовницы герцога, и когда леди Мильфорд угрожает разлучить ее с Фердинандом, девушка с, горячностью отвечает: «Вы… уничтожили рай двух влюбленных… Но помните, что как скоро вы и он под венцом сомкнете уста в поцелуе, мгновенно вырастет между вами призрак самоубийцы…».

Луиза решила уйти из жизни. В последнем действии драмы девушка передает отцу письмо к Фердинанду, в котором объясняет, как их разлучили посредством коварного обмана. Отец заклинает ее оставить мысль о смерти, она разрывает письмо в знак того, что между ней и Фердинандом все кончено, и предлагает отцу уехать из города. Но тут появляется Фердинанд. Когда Луиза узнает о том, что ее ждет смерть, она рассказывает ему, что написала письмо гофмаршалу по принуждению президента.

Демократизм Шиллера с особой силой проявился в той симпатии, с какой он обрисовал характер героини шрамы. Не следует забывать, что в сущности именно Луиза явилась первой героиней из народа в немецкой драме. Шиллер показал нравственное превосходство Луизы над женщинами аристократической среды. Она не только чиста и невинна, но и наделена высоким сознанием долга. Ей чужд какой бы то ни было эгоизм. Даже ее гордая соперница-аристократка, леди Мильфорд, вынуждена признать душевное величие этой девушки «низкого» происхождения. Луиза обладает подлинно героической возвышенностью чувств и стремлений. Она является в трагедии тем действующим лицом, которое наделено самыми высокими душевными качествами. Однако, будучи способной на подвиг самопожертвования и самоотречения, Луиза вместе с тем не является деятельной натурой. Она способна сохранить свою честь и достоинство, но не может бороться за свою любовь.

Пассивность - характерная черта немецкого бюргерства той эпохи, а Луиза плоть от плоти своей среды и своего времени.

Фердинанд, наоборот, образ исключительный для высшего общества. Но вместе с тем и он типичен для той эпохи. Фердинанд впитал в себя идеи просветителей, проникся ненавистью ко всему, что противоречит природе. В этом отношении он истинный сын своего века, приверженец его прогрессивных идеалов: Культ природы и культ чувства, свойственные Фердинанду, являются выражением типичного для сентименталистов мировоззрения. В этом смысле характерны его слова, обращенные к Луизе, когда он предлагает ей бежать из герцогства: «Ты, Луиза, я и наша любовь! Не заключено ли в этом круге все небо? Или тебе не хватает еще чего-то четвертого?.. Нам с тобой ничего не нужно от мира, так зачем же вымаливать его благословение?.. Разве твои глаза перестанут нежно лучиться только оттого, что лучи их отразятся не в волнах Рейна, а в волнах Эльбы или же Балтийского моря?.. На что нам вся пышность городов? Где бы мы ни были с тобою, Луиза, всюду восходит и заходит солнце, а это такое дивное зрелище, перед которым бледнеет самая смелая фантазия художника. Пусть мы будем лишены возможности молиться в храмах.

Их возвышенные чувства, свободолюбивые стремления, благородные идеалы равенства и братства, величие души, защита прав сердца и свободы любви, их гневный протест против всего, что сковывает человека, были отражением передовых стремлений предреволюционной эпохи. В отличие от Луизы, пассивно жертвующей собой и своим счастьем, Фердинанд активно борется против ^ ненавистного ему придворного мира. Он отказывается быть игрушкой в руках отца; поверив же обману, думая, что Луиза неверна ему, он как бы свершает над ней суд и приговаривает ее к смерти за измену. Если в поступках Фердинанда и сказывается горячность, то она всегда неотделима от истинно благородных стремлений, присущих его натуре. Его самоубийство является актом протеста против общества, загрязнившего его самое святое чувство. И даже в последний час, уже приняв яд, он обнажает шпагу, чтобы покарать главного виновника своего несчастья - отца. Фердинанд и Луиза погибают, но моральная победа на их стороне. Любовь восторжествовала над миром коварства, хотя эта моральная победа покупается дорогой ценой, ценой гибели двух прекрасных молодых существ.

Мещанская драма - так характеризуется пьеса из пяти актов Ф. Шиллера, написанная в конце XVIII века, «Коварство и любовь». Краткое содержание будет рассмотрено ниже.

Действие первое

Утро в доме музыканта Миллера. Он с женой обсуждает увлечение дочери благородным юношей и не видит ничего хорошего, что бы могло выйти из этого чувства. Миллер с присущим бюргерам здравомыслием считает, что его прелестная и любимая дочка будет только опозорена.

Так начинается пьеса «Коварство и любовь», краткое содержание которой мы начали излагать. Жена же возражает и мечтает, что, если они соединятся, это будет счастливый брак. Возможности такого союза отец Луизы не видит. К ним приходит господин средних лет Вурс, который уже давно просил руки юной красавицы. Отцу он откровенно не нравится, и герр Миллер сообщает, что принуждать дочь к браку он не намерен. Это должен быть ее свободный выбор.

Вурс и внутренне (это покажет дальнейшее развитие событий) «чернильная душа», как характеризует его Миллер, и внешне страшен: у него безобразно рыжие волосы, мышиные глазки воровато бегают, подборок уродливо выпирает вперед. встречается, когда утром с визитом прилетает нетерпеливый Фердинанд.

Из их диалога ясно, что они нежно и чисто любят, но Луиза видит препятствие к их союзу в виде отца Фердинанда, занимающего очень высокое положение, сам же юноша готов свернуть горы и преодолеть все, что может его разлучить с Луизой. Он уезжает домой. Вурс, секретарь отца Фердинанда, рассказал отцу о нежных чувствах его сына. Президент насмешливо отнесся к этому и готов принять бастарда, если сынок порезвится с девушкой, но женитьба - это совсем другое.

Происходит неприятный разговор, во время которого отец сообщает, что нашел сыну невесту. Это уже объявлено всему городу, и дело решенное. Фердинанду остается только сделать формальное предложение. Кто это? Это любовница герцога - леди Мильфорд. Не хочет любовницу, вот пред ним другая безупречная красавица-невеста - графиня фон Остгейм. Так выбирай, строптивый сын. Других вариантов нет и не будет.

Между влюбленными стоят сословные предрассудки в пьесе «Коварство и любовь». Краткое содержаниепервого действия их сразу нам показывает. Фердинанд собирается поехать к миледи и высказать ей все, что думает.

Действие второе

Леди Мильфорд, молодая, прекрасная, осыпанная благодеяниями и подарками герцога, тяжко страдает.

Она, герцогиня по рождению, в 14 лет бежала с няней из Англии, где казнили ее отца. Богатое и знатное дитя собиралось свести счеты с жизнью. В этот момент ее заметил герцог и забрал к себе. Теперь у леди Мильфорд есть все, кроме любви и самоуважения. Она давно любит майора Фердинанда, который входит в ее дом и, узнав о ее предыдущей жизни, раскаивается, перестает оскорблять, но сообщает, что любит и любим. Это продолжение драматической истории «Коварство и любовь». Краткое содержание теперь перенесет нас в дом музыканта Миллера.

Туда врывается отец Фердинанда вместе с полицейскими. Он угрожает, что бросит самого Миллера в тюрьму, а мать и дочь прикует к позорному столбу: для продажной девки там самое место. Так все более напряженно развивает действие Шиллер.«Коварство и любовь», краткое содержание пьесы, которое мы излагаем, ставит по разные стороны отца и сына.

Он, находясь в доме Миллера, пригрозил отцу, что расскажет всем, благодаря каким темным делишкам тот получил должность президента. Фердинанд уходит, отец, забыв о Миллерах, бросается вслед за сыном. Но это еще не конец, а только середина пьесы, которую создал Шиллер, «Коварство и любовь». Краткое содержание и действие в самом произведении стремительно развивается.

Действие третье

Фердинанд предлагает Луизе бежать вместе с ним. Девушка отказывается, и майор упрекает ее в недостаточной любви к нему. На этом они расстаются. Отец Фердинанда сажает в тюрьму отца Луизы, а мать отправляет в работный дом. Спасти их может только девушка, написав любовную записку, из которой явствует, что она не любит майора.

Она на все согласна, чтобы спасти родителей, и под диктовку Вурса пишет подставному любовнику гофмаршалу фон Кальбу. Коварство властвует над любовью, как это показывает Фридрих Шиллер («Коварство и любовь»). Краткое содержание пьесы, которую мы рассматриваем, нам являет благородство одних натур и гнусность других.

Действие четвертое

Фердинанду подбросили любовную записку Луизы, и для начала он хочет убить трусливого фон Кальба на дуэли. Тем временем леди Мильфорд пригласила Луизу к себе в дом. Она оскорбляет девушку, выражая желание сделать ее своей горничной. Луиза благородно и сдержанно отказывается и с горьким достоинством объясняет миледи, что если совершится брак между нею и майором, то она лишит себя жизни. С этими словами Луиза уходит от потрясенной леди Мильфорд.

Любовь - одна из главных движущих сил трагедии, которую создал Шиллер. «Коварство и любовь», содержание пьесы, которою мы продолжаем читать, говорит о том, что, отдавая возлюбленного, истинная любовь поднимается над самолюбием ради счастья дорогого человека. После разговора с Луизой с глаз миледи спадает пелена, и она, раздав имущество, отбывает в Англию, чтобы смыть позор связи с герцогом в нищете.

Действие пятое

Луиза доведена до отчаяния и хочет покончить с собой. Появляется измученный ревностью Фердинанд.

Он предъявляет Луизе злополучное письмо. Она не отказывается, что оно написано ею. Фердинанд наливает в бокалы лимонад, колеблясь, подсыпает яд, выпивает его и дает испить Луизе. Теперь они оба обречены: Фердинанд не скрывает от Луизы, что они умрут оба.

Девушка признается, что письмо она написала под диктовку, и все в нем - ложь. Прибывает отец Фердинанда, его неизменный советник Вурс, и оба видят дела своих рук: бездыханную Луизу и умирающего Фердинанда, который перед смертью прощает отца. Двумя смертями заканчивается пьеса «Коварство и любовь», краткое содержание по главам которой мы рассмотрели.

Краткий анализ драмы

На примере маленького герцогства было показано, какое количество грязи, интриг, аморальности и преступлений существует на свете. Две благородные души - Фердинанд и Луиза, которые любят друг друга вопреки всем условностям и желают соединиться навеки, погублены. Их чистая любовь вознеслась вместе с ними на небеса. Смерть - неизбежный спутник любви во всей западноевропейской литературе.

Действие разворачивается в Германии XVIII в., при дворе одного из немецких герцогов.

Сын президента фон Вальтера влюблён в дочь простого музыканта Луизу Миллер. Её отец относится к этому с недоверием, так как брак аристократа с мещанкой невозможен. На руку Луизы претендует и секретарь президента - Вурм, он уже давно посещает дом Миллеров, но девушка не испытывает к нему никаких чувств. Сам музыкант понимает, что Вурм более подходящая партия для Луизы, хотя он Миллеру и не по сердцу, но последнее слово здесь за самой дочерью, отец не собирается принуждать её ни за кого выходить замуж, Вурм сообщает президенту об увлечении его сына дочерью мещанина Миллера. Фон Вальтер не воспринимает это всерьёз. Мимолётное чувство, возможно, даже появление на свет здорового побочного внука - все это не новость в дворянском мире. Для своего сына г-н президент уготовил другую судьбу. Он хочет женить его на леди Мильфорд, фаворитке герцога, чтобы иметь возможность через неё овладеть доверием герцога. Известие секретаря заставляет фон Вальтера ускорить ход событий: о своей предстоящей женитьбе сын должен узнать немедленно.

Возвращается домой Фердинанд. Отец пытается поговорить с ним о его будущем. Сейчас ему двадцать лет, а он уже в чине майора. Если и дальше он будет слушаться отца, то ему уготовано место в соседстве с троном. Сейчас сын должен жениться на леди Мильфорд, что окончательно упрочит его положение при дворе. Майор фон Вальтер отказывается от предложения отца взять в жены «привилегированную прелестницу», ему противны делишки президента и то, как он их «обделывает» при дворе герцога. Место возле трона его не прельщает. Тогда президент предлагает Фердинанду жениться на графине Остгейм, которая из их круга, но в то же время не опорочила себя дурной репутацией. Молодой человек опять не согласен, оказывается, он не любит графиню. Пытаясь сломить упрямство сына, фон Вальтер приказывает ему посетить леди Мильфорд, известие о его предстоящем браке с которой уже разнесено по всему городу.

Фердинанд врывается в дом леди Мильфорд. Он обвиняет её, что она хочет своим замужеством с ним обесчестить его. Тогда Эмилия, которая тайно влюблена в майора, рассказывает ему историю своей жизни. Потомственная герцогиня Норфольк, она вынуждена была бежать из Англии, оставив там все своё состояние. Родных у неё не осталось. Герцог воспользовался её молодостью и неопытностью и превратил в свою дорогую игрушку. Фердинанд раскаивается в своей грубости, но сообщает ей, что не в силах жениться на ней, так как любит дочь музыканта Луизу Миллер. Рушатся все планы Эмилии на личное счастье. «Вы губите себя, меня и ещё третье лицо», - говорит она майору. Леди Мильфорд не может отказаться от брака с Фердинандом, так как ей «не смыть позора», если подданный герцога отвергнет её, поэтому вся тяжесть борьбы ложится на плечи майора.

Президент фон Вальтер является в дом музыканта. Он пытается унизить Луизу, называя её продажной девкой, которая ловко завлекла в свои сети сына дворянина. Однако, справившись с первым волнением, музыкант и его дочь держатся с достоинством, они не стыдятся своего происхождения. Миллер в ответ на запугивания фон Вальтера даже указывает ему на дверь. Тогда президент хочет арестовать Луизу и её мать и приковать их к позорному столбу, а самого музыканта бросить в острог. Подоспевший вовремя Фердинанд шпагой защищает свою возлюбленную, он ранит полицейских, но это не помогает. Ему ничего не остаётся, как прибегнуть к «дьявольскому средству», он шепчет на ухо отцу, что расскажет всей столице, как он убрал своего предшественника. Президент в ужасе покидает дом Миллера.

Выход из сложившейся ситуации ему подсказывает коварный секретарь Вурм. Он предлагает сыграть на чувстве ревности Фердинанда, подбросив ему записку, написанную Луизой к вымышленному возлюбленному. Это должно склонить сына к женитьбе на леди Мильфорд. Подставным возлюбленным Луизы президент уговорил стать гофмаршала фон Кальба, который вместе с ним составлял фальшивые письма и отчёты, чтобы убрать с поста его предшественника.

Вурм отправляется к Луизе. Он сообщает ей, что её отец в остроге и ему грозит криминальный процесс, а мать в работном доме. Послушная дочь может освободить их, если напишет под диктовку Вурма письмо, а также примет присягу признавать это письмо добровольным. Луиза соглашается. Письмо, «потерянное» фон Кальбом, попадает в руки к Фердинанду, тот вызывает гофмаршала на дуэль. Трусливый фон Кальб пытается все объяснить майору, но страсть мешает тому услышать откровенное признание.

Тем временем леди Мильфорд устраивает в своём доме встречу с Луизой. Она хотела унизить девушку, предложив ей у себя место камеристки. Но дочь музыканта проявляет такое благородство по отношению к сопернице, что униженная Эмилия покидает город. Она бежит в Англию, раздав все своё имущество слугам.

Пережившая так много за последние дни Луиза хочет покончить с жизнью, но домой возвращается её старик отец. Слезами ему удаётся отговорить дочь от страшного поступка, появляется Фердинанд. Он показывает Луизе письмо. Дочь Миллера не отрицает, что оно написано её рукой. Майор вне себя, он просит Луизу принести ему лимонаду, музыканта же посылает к президенту фон Вальтеру с просьбой передать от него письмо и сказать, что он не придёт к ужину. Оставшись наедине со своей возлюбленной, Фердинанд незаметно добавляет в лимонад яд, пьёт сам и даёт страшное зелье Луизе. Предстоящая смерть снимает печать клятвы с уст Луизы, и она сознаётся, что написала записку по приказу президента, чтобы спасти своего отца от тюрьмы. Фердинанд в ужасе, Луиза умирает.

В комнату вбегают фон Вальтер и старик Миллер. Фердинанд обвиняет своего отца в смерти невинной девушки, тот указывает на Вурма. Появляется полиция, Вурма арестовывают, но он не намерен всю вину брать на себя. Фердинанд умирает, перед смертью он прощает отца.

И.К. Шиллер (1759-1805) вступил в литературу на исходе движения «Буря и натиск» как его нпследник, много воспринявший и отвергнувший из того, что накопилось в 1770-х годах. в его творчестве выразился протест передовой бюргерской молодежи против духовного гнета и политической тирании.

Кульминацией раннего творчества Шиллера является его третья пьеса- «мещанская трагедия» «Коварство и любовь» (1783,сначала «Луиза Миллер»)

Шиллер вновь обратился к современной проблематике, но теперь он избежал условности изображения в «Разбойниках». Характеры и эпизоды «мещанской трагедии» соотносятся с реальными фактами и прототипами,которые предстают не портретно,а в обобщенном виде.

Политическая проблема деспотизма, всесилия фаворитов, бесправия бюргера сплетается с проблематикой нравственно-социальной. Речь идет о сословных барьерах в обществе. Здесь отчетлив руссоистский пафос Шиллера. Любовь дворянина Фердинанда фон Вальтера, сына президента, к дочери простого музыканта Миллера не только сословно немыслима, но и грозит личным планам президента на женитьбу его сына на любовнице герцога леди Мильфорд. Инструментом интриги секретаря Вурма стало неограниченное беззаконие власти. Под угрозой смерти отца Луиза пишет под диктовку Вурма любовное письмо к пошлому,которое подбрасывают Фердинанду,чтобы ему доказать неверность возлюбленной. Но исход интриги инй,чем по мысли президента,- фердинанд не может пережить крах своей веры в чистоту Луизы, он выбирает смерть и для нее, и для себя.

Действие развивается напряженно- в пьесе ощущается зрелость худож. Мастерства Шиллера. Лишь один эпизод имеет самост.значение- это рассказ камердинера об отправке новобранцев в Америку: их жизнью оплачены драгоценности леди Мильфорд. Эта сцена несет двойную идейную нагрузку: впечатляющее описана расправа над протестующими смельчаками. Акцент этому рассказу придает то,что нем.рекрутов посылают в англ.войска воевать против восставших колоний.

Разработка характеров также говорит о более сложном отражении действительности. Черно-белые краски «Разбойников» сменяются разнообр.гаммой. Особенно правдиво обрисован старик Миллер: в минуту оскорбления дочери в этом приниженном музыканте просыыпается чувство собственного достоинства- он выпроваживает президента, хотя и говорит почтит.формулами. Понятие чести для Миллера и Луизы исполнено нравственного мысла, поддерж. Религиозным чувством. Именно это сознание не дает Луизе нарушить клятву молчания и оправдаться перед Фердинандом.

Сложен и образ леди Мильфорд. Традиц.фигуру «падшей женщины» в буржуазной драме Шиллер облагородил трагическими обстоятельствами ее юности и идеей «благотворного влияния на герцога», в котором она верит,пока камердинер не открывает ей истину. Образ динамичен,развивается в течение всего сюжета.

Успех «Коварства и любви» мог соперничать с «Разбойниками». И эта драма прочно вошла в театральный репертуар. «Разбойники», «Заговор Фиеско» и «Коварство и любовь»,при всей разнице, образуют идейное и художественное единство. Именно эти три ранние пьесы закрепили за Шиллером славу пламенного поборника свободы.