Характеристика евгения онегина и ленского в таблице. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика образов

А. С. Пушкин - величайший писатель и поэт XIX столетия. Из-под его пера вышло множество замечательных произведений. Главным трудом Пушкина считается "Евгений Онегин". В произведении отражены особенности жизни дворянской молодежи XIX столетия.

Краткая характеристика произведения

"Евгений Онегин" - роман в стихах, поражающий своим художественным совершенством стиля и формы, легкостью и красотой языка. В нем раскрывается многообразие проблем, которые волновали русское общество начала XIX века. В изображении всех дворянских групп Пушкин отражает две наиболее распространенные проблемы того времени: идеалистический уход от действительности и разочарование.

Главные герои произведения

Онегин и Ленский в романе относятся к "лучшими людям эпохи". В их образах Пушкин отразил те самые проблемы, которые были наиболее актуальны в то время. Героев не устраивал ни блеск которую они считали холодной и пустой, ни убогий вид и примитивность сельских будней. Оба персонажа стремятся найти смысл в жизни, что-то высшее и светлое. Евгений Онегин и Ленский выделяются из обычной дворянской среды. Оба они образованны, умны, благородны. Героев объединяет широта интересов и взглядов. Именно это сблизило их и положило начало дружбе между ними. Несмотря на различия в характере, их взаимная симпатия по ходу повествования усиливалась, а общение становилось глубже. Беседы деревенских помещиков существенно отличались от разговоров, которые вели Онегин и Ленский. Анализ их поведения, стремлений и взглядов позволяет понять, что оба героя обладали пытливым умом, стремились познать смысл жизни и коснуться всех сфер человеческого существования. Автор подчеркивает, что споры персонажей затрагивают философские, нравственные, политические проблемы, которые волновали передовых людей той эпохи. Почему же, несмотря на их сходство, случилась дуэль Ленского и Онегина? Об этом далее в статье.

Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика

Эти два героя являются центральными фигурами в произведении. Они абсолютно разные, но имеют при этом определенное сходство. Их образы - это два пути, по которым шли лучшие представители помещичьей интеллигенции начала XIX века. Развитие отношений главных героев отражает огромную разницу между ними, оттеняя не только противоположность их черт, но и отношение к действительности и к окружавшим их людям. Завершиться эти два пути могли либо жизненным тупиком, либо чьей-то смертью.

Владимир

В Ленском присутствовал поэтический талант, открывавший в нем романтические настроения. Он видит идеал даже в "пустенькой" хорошенькой Ольге. Дружба с Онегиным значит для Ленского очень много. В изображении образа Владимира четко видна связь с декабристскими веяниями, что дает основания предполагать вероятность его сближения с передовой дворянской интеллигенцией, готовившей восстание 1825 года, что дает ему шанс стать поэтическим голосом народа. Вера в дружбу, свободу, любовь составляла цель жизни и сущность Ленского.

Евгений Онегин

Этот герой получил классическое аристократическое образование. Его всему учили шутя, но, несмотря не это, Онегин получил необходимые ему знания. По умственному развитию он стоит намного выше сверстников. Евгений немного знаком с произведениями Байрона, имеет представление о трудах Смита. Но все его увлечения не поднимают в душе пламенные и романтические чувства. Онегин тратит свои лучшие годы, как многие молодые люди его времени: в театрах, на балах, в любовных приключениях. Но вскоре к нему приходит понимание того, что вся эта жизнь пуста, в свете царит зависть, скука и клевета, а люди бессмысленно прожигают свое время, тратя внутренние силы на мнимый блеск. В итоге Онегин теряет к жизни интерес, впадая в глубокую хандру оттого, что его резкий и холодный ум пресыщен светскими удовольствиями.

Вопросы добра и зла во взаимоотношениях главных героев

В среде интеллигенции того времени был весьма популярен трактат Руссо (писателя и французского философа) "Общественный договор". В нем затрагивались важнейшие социальные проблемы. Наиболее злободневным был вопрос о государственном устройстве. Раскрывалась проблема взаимоотношений власти и народа, обладавшего правом свергнуть правительство, нарушавшее договоренность между государственным союзом и общиной граждан. Существовавшее создавало в России как политические, так и экономические трудности. Прогрессивно мыслящие представители дворянства пытались найти решение существовавших проблем путем усовершенствования и внедрения приемов земледелия, применения машинной техники. Онегин и Ленский, которых была бы не полной без указания их рода деятельности, также задумались над этим вопросом. Первый был владельцем вод и заводов, а второй - богатым помещиком. Этические проблемы, вопросы добра и зла часто оказывались в центре внимания молодых людей. Нравственные теоретические принципы, преломляясь в характерах персонажей, определяют и их взгляды, и их поступки.

Трагедия взаимоотношений центральных персонажей

Онегин и Ленский, сравнительная характеристика которых не может обойтись без упоминания об их личных качествах, были разного возраста. Владимир - моложе, его пылкая душа еще не испорчена жизнью. Он повсюду ищет прекрасное. Онегин же, давно прошедший через все, слушал пылкие речи Ленского с улыбкой, стараясь сдерживать свою иронию. Для Владимира дружба являла собой острую потребность. Онегин же "дружил ради скуки". Но у Евгения возникает особая привязанность к Владимиру. Проводя анализ дуэли Ленского и Онегина, нельзя не отметить приоритеты, которые достаточно четко прослеживаются у каждого из них. Так, более опытный главный герой, несмотря на свое презрение к свету, дорожил его мнением, боялся упреков и насмешек. Возможно, именно из-за этого ложного чувства чести Онегин и принял вызов Ленского. Владимир же защищал чистоту своих романтических представлений от скептицизма друга. Восприняв неудачную шутку Онегина как предательство и измену, Ленский вызывает его на дуэль.

Смерть Владимира

Онегин и Ленский, сравнительная характеристика которых показывает суть различий в их взглядах, по ходу развития сюжета из лучших друзей превратились во врагов. Первый, получив вызов и понимая бессмысленность самого поединка и свою неправоту, принимает его. Убийство Владимира переворачивает всю жизнь Евгения. Он оказывается больше не в состоянии находиться в тех местах, где произошла трагедия. Мучаясь угрызениями совести, Онегин начинает метаться по свету. Однако как видно далее, в его душе происходят изменения: он становится более чутким и отзывчивым к людям, его сердце открывается для любви. Однако и здесь его ждет разочарование. Сопоставляя все события, можно сделать вывод, что все его несчастья являются расплатой за прожитую без цели жизнь.

Выводы

Можно с определенностью сказать, что смерть Ленского символична. Невольно она приводит к мысли, что романтик, мечтатель, идеалист - человек, не познавший действительность, при столкновении с ней должен непременно погибнуть. При этом такие скептики, как Онегин, остаются жить. Их нельзя упрекать в незнании действительности или идеализме. Онегин прекрасно знает жизнь, умеет хорошо разбираться в людях. Однако что дало ему это знание? Кроме разочарования и хандры, к сожалению, ничего. Сознание своего превосходства над окружающими ставит человека на достаточно опасный путь, который в итоге приводит к разобщенности с миром и эгоистическому одиночеству. Оставшийся в живых Онегин мало полезен обществу и счастливым не становится.

Заключение

В своем романе Пушкин показал действительность такой, какой она являлась в то время. Его произведение предупреждает о том, что в гниющем изнутри обществе счастье могут найти лишь посредственные люди, чьи интересы мелки и весьма ограничены. "Лишние люди" - Евгений Онегин и Ленский (сочинение на эту тему входит в школьный курс литературы) - несчастны в этой жизни. Они либо погибают, либо продолжают жить опустошенными и разочаровавшимися. Даже высокое положение и образование не дают им счастья, не облегчают их путь. Осознание же собственных ошибок приходит к ним слишком поздно. Однако сложно винить самих героев. Их жизнь протекает в условиях света, который диктует им свои правила и ставит в определенные условия. Их характеры сформированы с рождения под влиянием происходящего вокруг них. Как говорит сам Пушкин, исключительно среда сделала Онегина и Ленского, по сути благородных, умных людей, несчастными и разочаровавшимися.

28 апреля 2014

Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

Ленский и Онегин... Сравнительная характеристика их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

Мы же сравним и сопоставим двух ярких героев "Евгения Онегина", едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский круг общения скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

То ли дело Ленский!

Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою черт лица, длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

Видео по теме

Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

Итак, противоречия встречаются, как утверждает английская пословица. Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

Сходство героев

Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

Две судьбы, две любви

Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

Месть, честь и дуэль

О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

Утром у мельницы…

Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы несчастная любовь, скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?

Они сошлись.Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

А.С.Пушкин,"Е.О."

Пушкин - великий поэт и писатель 19 века.Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений.Самым главным трудом Пушкина стал его роман "Е.О."Роман в стихах "Е.О." справедливо считают "энциклопедией русской жизни".Автор отразил в нем жизнь дворянской молодежи 19 века, показал особенности России того времени.

Центральными фигурами романа являются двое совершенно разных но вместе с тем похожих героя-Евгений Онегин и Владимир Ленский.Онегин получает типичное аристократическое образование.Пушкин пишет:"Сперва мадам за ним ходила, затем мосье ее сменил".Учили его всему шутя, но Онегин все же получил те знания, которые были необходимы ему в светском обществе.Пушкин так характеризует Евгения:

Он по-французки совершенно

Мог изъясняться и писал

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего вам больше?Свет решил,

Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников.Он немного знал классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но, тем не менее, все эти увлечения не пробуждают в душе Евгения романтические, пламенные чувства, как у Ленского. Евгений лучшие свои годы тратит, как большинство молодых людей его круга, на балы, театры, любовные приключения.Очень скоро он начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" ничего не стоит, в свете царят скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки, бессмысленно прожигая свою жизнь. Резкий, охлажденный ум и "пересыщение удовольствиями света" привели к тому, что Онегин терят интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

От скуки Евгений пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности: он много читает, пробует писать, но эти попытки оказываются безуспешными.В деревне, куда Евгений едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку занять себя чем-нибудь:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед...

Но отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и нежелание трудиться привели к тому, что Онегин стал настоящим эгоистом, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющим обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способным с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.Однако Евгений-не самовлюбленный эгоист, а, как сказал В.Г.Белинский,"страдающий эгоист".Он понимает, что он лишний в этом бессмысленном обществе, но, как ни старается, не может полностью освободиться от влияния света.Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь.Но у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего лучшего друга Владимира Ленского. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "где окровавленная тень ему являлась каждый день". И, измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету.Но,несмотря на жестокость, это испытание помогло Евгению измениться внутренне, стать более отзывчивым к чувствам людей, окружающих его, его сердце открывается для любви.Но и здесь Онегин ожидает крах всех его надежд на счастье.Его несчастье-это расплата за его бесцельно прожитую жизнь.

В романе в противоположность Онегину дан образ Владимира Ленского.Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина.Ленский - дворянин, по возрасту он младше Онегина.Он получил образование в Германии:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды,

Дух пылкий и довольно странный...

Духовный мир Ленского-полная противоположность мировоззрению Онегина.Ленский-"поклонник Канта и поэт", безнадежный романтик,который живет в мире прекрасных грез и мечтаний. Над его разумом владеют чувства, он верит в искреннюю и чистую любовь, в дружбу, в порядочность людей.Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки,он наивно находит родную душу в Ольге, которая является самой обыкновенной пустой девушкой, которая быстро забыла погибшего на дуэли жениха.

Что же может быть общего у таких на первый взгляд разных людей?Они оба принадлежат к дворянскому сословию, оба умны, образованы, оба презирают пустую светскую жизнь и оба стоят гораздо выше по внутреннему развитию, чем окружающие их люди.Романтическая душа Ленского, не испорченная жизнью, повсюду ищет прекрасное.Пушкин пишет о Ленском: "Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум".Онегин же давно прошел через это, он слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию. Пушкин пишет: "И думал, глупо мне мешать его минутному блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред". Для Ленского дружба - острая потребность, Онегин же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому.Но, вопреки дружеским чувствам, Онегин вынужден убить Ленского.Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а, может быть, и просто обывателем. Сам автор считал, что

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганный халат.

Я думаю, смерть Ленского вполне логична,он умер, как умер бы со временем его романтизм.По словам А.И.Герцена, Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть-и угаснуть.И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого помещика, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел,

И наконец в своей постеле

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Я думаю,что Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Неудовлетворенность жизнью и собой в первую очередь способны испытать только глубокие и мыслящие люди.На протяжении всего романа я чувствую лишь жалость к Евгению, потому что осознание ошибок приходит к нему слишком поздно.Я думаю, Онегин-всего лишь жертва бездушного общества, из пол влияния которого Евгений так и не смог выбраться.

Пушкин изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, показал, что в таком гниющем изнутри обществе могут быть счастливы только посредственные люди, интересы которых мелки и ограничены.Такие же возвышенные люди как Онегин и Ленский в этой жизни несчастны.они или гибнут как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой как Онегин.Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают их жизнь и не делают их счастливыми. Общество и воспитание не дают им возможность на личное счастье, осознание ошибок приходит к ним слишком поздно.Но в этих ошибках нельзя винить самих героев.Их сделало такими общество. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры.По словам Пушкина, именно среда сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

Разница в возрасте между героями составляет около восьми лет, поскольку на момент гибели Ленского Онегину двадцать шесть, а упоминаемый незадолго до этого возраст Ленского - восемнадцать.

Евгений представляет собой типичный образец «золотой молодежи» того времени: молодой мужчина, утомленный шумной жизнью большого города, чередой увеселительных мероприятий и светскими приемами. Ему наскучило его привычное окружение, он стремится найти спасение от повседневной суеты, но не очень получается.

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Владимир Ленский напротив, представляется юношей чрезвычайно пылким и полным жажды жизни.

Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…

На первый взгляд, между молодыми людьми мало общего. Но, как известно, притягиваются именно противоположности:

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столько различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Так что, возможно, дуэль и не была роковой случайностью. Автор сразу подчеркивает, что какой-то глубокой искренней дружбы между героями изначально и не было.

И Онегин, и Ленский - новые жители деревни, в которой происходит действие. Отношения с окружающими у героев складываются по-разному. Евгений вызывает недоумение своими, как сейчас сказали бы, эпатажными поступками: он игнорирует принятые в том обществе устои, пытаясь жить сам по себе, ни на кого не оглядываясь. Владимир напротив вызывает симпатии, производя впечатление выгодной партии для многих девиц на выданье. Богат, хорош собою…

Открытость поэта миру проявляется не только в восторженных одах и пленительных мечтах. Преисполненный любви к Ольги (наивного, пылкого юношеского чувства…), он, грезя о ней денно и нощно, ничтоже сумняшеся делится своими любовными переживаниями с Евгением, которому это в какой-то момент просто надоедает.

Сцена в доме Лариных, в которой Онегин уделяет повышенное внимание невесте Ленского, показывает очевидную разницу в восприятии жизни. Евгений будто бы ставит себя выше всего происходящего и с легкостью вступает в своеобразную игру, не особенно задумываясь, насколько серьезными могут стать последствия. Он не склонен всерьез воспринимать терзания своего соседа, для него это скорее возможность немного поразвлечься, ведь Ольга сама по себе ему совершенно не интересна (как, впрочем, и автору, но речь сейчас не об этом). Владимир вспыхивает мгновенно.

Его романтический ум рисует какие-то чудовищные картины при относительно невинных исходных данных. В этом плане трудно не отметить, что в Онегине как-никак все же больше естественного здравомыслия: когда ему все на свете наскучило, и он вроде бы утратил смысл жизни, он все же не пытался с ней расстаться.

Юный поэт не настолько рассудителен… Он искренне верит в свои пламенные идеи и романтические идеалы, воспеваемые им в стихах… Настолько искренне, что возможное расставание с жизнью его особенно не страшит. Поэт полностью олицетворил самого себя с одним из романтических героев - за что, собственно, и поплатился…

Роковая дуэль, в сущности, стала досадным недоразумением. У Онегина не было желания убивать, у Ленского - тем более. Оба в какой-то мере стали заложниками своей романтической идеи о том, что по выбранным правилам надо играть до конца. Дуэль не была нужна никому. Онегин по здравом размышлении понимал, что погорячился, что не стоило так далеко заводить неловкую ситуацию… Ленский и вовсе накануне поединка увидел Ольгу, которую собрался было возненавидеть, но хватило одной ее улыбки, чтоб сердце поэта оттаяло и жажда жизни вернулась с новой силой. Но ни один, ни другой не смогли сделать шаг назад (или вперед…).

Так что, на мой взгляд, герои, при всем своем внешнем различии, оба - безнадежные романтики. Просто один из них безуспешно пытается прикрываться за циничной маской старого скептика, которая, кроме всего прочего, ему еще и не по годам…

Друзья мои, вам жаль поэта…
Вам. Не мне.

Судьба обоих героев незавидна. Наверное, можно даже предположить, что речь идет о крахе романтического героя как такового, о его несостоятельности в реальной жизни. Ленскому автор изначально не особенно благоволил: приводится рассуждение о возможном развитии дальнейшей его жизни, если б не дуэль. Либо поэта ждала бы слава на литературном поприще, либо, что даже более вероятно, с годами весь романтический ореол снизошел бы на нет, и юный влюбленный пополнил бы собою бесчисленное множество сытых и спокойных русских помещиков.

Как мне кажется, Онегин вызывает большую симпатию автора, но и его жизнь пошла под откос с того самого поединка. Становится ясно, что все то скептическое пренебрежение жизнью, что объяснялось «русской хандрой», ничего не значит в сравнении с тем чудовищным душевным опустошением, которое охватывает Евгения после убийства Ленского. «Игра» зашла слишком далеко…А затем еще такое жестокое в своей простоте разочарование в собственной былой недальновидности и легкомыслии при встрече с Татьяной…

А в реальной (не романной) жизни потом… Злой рок? Ирония судьбы? Нестыковка благородного романтизма и суровой действительности? Спустя несколько лет сам Александр Сергеевич повторил путь своего возвышенного поэта едва ли не в точности… Что было впервые подмечено следующей жертвой коварной дуэли - юным М.Ю. Лермонтовым.

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (по роману «Евгений Онегин»)

Имя Александра Пушкина является родным для русского читателя и уважаемым далеко за пределами России. Его стиль письма принято считать безупречным, ему подражали и подражают многие поэты. Дети зачитываются сказками Пушкина, а взрослые познают глубину стихотворений и поэм. Удивительным по красоте формы и глубине содержания является его роман в стихах « ». Персонажей этого произведения можно отнести к вечным образам, ведь они давно стали жить не только на страницах романа, но и за его пределами.

Главным героем является столичный дворянин Евгений Онегин. Владимир Ленский – друг главного героя, а значит, тоже немаловажный персонаж. Сравнительная характеристика этих образов позволит глубже раскрыть их сущность.

Может называться баловнем судьбы. Он - дворянин, с детства живущий в достатке. Его обучением занимался гувернер-иностранец, который не перетруждал ученика наукой. Поэтому герой самокритично отзывается о своем образовании: обучался «чему-нибудь» и «как-нибудь». Но благодаря любви к чтению и острому уму Онегин, все же был неплохо образован. Он «блистал» умом на балах, ведь умел красиво рассуждать на любые темы. И хотя познания его были в основном поверхностными, но большего «высокообразованное» столичное общество и не требовало.

Евгений безупречно владел французским языком, что всячески поощрялось в среде русского дворянства того времени. Что же касается родной культуры, традиций, то этим герой интересовался очень мало.

– утонченная романтичная натура. Он, как и Евгений, был довольно умен. Известно, что обучался Владимир в Геттингенском университете в Германии. Герой увлекался философией Канта и поэзией. Здесь прослеживается авторский намек на то, что Ленский – идеалист. Но глубиной суждений герой все же не отличался. Поэтому, возможно, что все его высокие романтичные порывы объясняются юношеской пылкостью и чувственностью натуры. Ведь Владимиру Ленскому всего лишь 18 лет. В этом возрасте многие пишут несложные любовные стихи.

Характер Евгения Онегина сложен и неоднозначен. Он умеет вести себя в обществе: способен поддержать любую беседу, искусен в любви, изворотлив в поступках. Евгений рано обучился мастерству лицемерия и лести, поэтому хорошо вписывался в круг «золотой молодежи». Но в глубине души такой способ жизни ему был противен. Герой стремился найти в жизни хоть что-то настоящее. Но душевные порывы разбивались о его «постылые» привычки. Именно так он объясняет и свой отказ Татьяне Лариной. Он смог разглядеть в той девушке чистую настоящую душу, но не смог взять за нее ответственность.

Владимир Ленский – юный романтик, идеалист-теоретик. Он неплохо знаком с трудами иностранных философов, но далек от настоящего понимания родной культуры. Его можно сравнить с красивым цветком, лишенным корня. Он красив лишь временно: под тяжестью малейшего ветерка он будет сломлен.

Евгений Онегин не любит среду, в которой живет. Но не верит в то, что может что-то изменить. Поэтому словно мстит обществу своим цинизмом.

Евгений Онегин – представитель «лишних людей» в литературе. Они везде чувствуют себя чужаками, виня в этом лишь общество. Хотя во многом виноваты сами. Евгений Онегин не привык добиваться чего-то тяжким трудом, поэтому и отыскать свои идеалы просто ленится.

Евгений Онегин и Владимир Ленский во многом похожи: оба принадлежат к высшему столичному обществу, умны, начитанны. Но все-таки они являются антиподами. Образ Владимира Ленского оттеняет образ главного героя, позволяя узнать его лучше.