Долохов война и мир кто такой. Личные черты характера

Долохов

Характеристика литературного героя Автор описывает Федора Долохова так: “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”. Этот герой небогат, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Он любит развлекаться, причем достаточно странным и порой жестоким способом. За один случай издевательства над квартальным, Д. был разжалован в солдаты. Но во время военных действий вновь обрел свой чин офицера. Это умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком, скрывает свою нежную любовь к матери. На самом деле Д. не желает знать никого, кроме тех, кого действительно любит. Он разделяет людей на вредных и полезных, видит вокруг себя в основном вредных и готов от них избавиться, если они вдруг встанут на его дороге. Д. был любовником Элен, он провоцирует Пьера на дуэль, нечестно обыгрывает в карты Николая Ростова, помогает Анатолю устроить побег с Наташей.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Эпизод “Тимохин и Долохов во время Шенграбенского сражения” повествует о том, как русские войска во время одного из ключевых сражений в войне 1805 года, под давлением французов, начали паническое отступление. Вопреки всем командам начальства, солдаты бежали, каждый спасая свою жизнь: Read More ......
  2. Княжна Марья Характеристика литературного героя Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. М. некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза: “… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), Read More ......
  3. Графиня Ростова Характеристика литературного героя Жена графа Ростова, “женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение”.Графиня Ростова создает в своей семье Read More ......
  4. Платон Каратаев Характеристика литературного героя Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. – воплощение “всего русского, доброго и круглого”, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. – добрый, мягкий, ласковый, добродушный Read More ......
  5. Багратион Характеристика литературного героя Это реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. “невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек”. В романе Read More ......
  6. Берг Характеристика литературного героя Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале произведения Берг поручик, а в конце произведения становится полковником, из чего можно увидеть, что Берг Read More ......
  7. Наполеон Характеристика литературного героя Это реальное историческое лицо, французский император. Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. В начале романа этот человек является кумиром Андрея Болконского, Пьер Безухов считает Н. Великим человеком. Но постепенно эти лучшие герои Read More ......
  8. Николай Ростов Характеристика литературного героя Сын графа Ростова. “Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица”. Герой отличается “стремительностью и восторженностью”, он весел, открыт, доброжелателен и эмоционален. Н. участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 года. В Шенграбенском сражении Read More ......
Долохов (Война и мир Толстой Л. Н.)

Федор Иванович Долохов—это второстепенный персонаж романа-эпопеи «Война и мир». Несмотря на это, он является одним из самых ярких мужских образов в произведении.

Долохов—это небогатый дворянин из угасающего рода. Он не имеет особых связей и в жизни вынужден надеяться только на самого себя. В начале произведения мы видим его состоящим в элитном Семеновском полку, но в дальнейшем из-за своих безобразных выходок он оказывается разжалован в обычные солдаты. В дальнейшем он сумеет отличиться на поле боя и вернуть себе офицерское звание, но, так как буйный нрав его неизменен, его разжалуют снова. Это повторяется несколько раз.

Характеристика персонажа

Отношения с друзьями

По описанию Долохова можно понять, что он страдает из-за своей бедности и отсутствия связей. При этом он умеет расположить к себе нужных людей и воспользоваться ими. Так случается с Анатолем Курагиным, с которым он водит дружбу, беззастенчиво пользуясь его кошельком. Жену Безухова он бесстыдно соблазняет, несмотря на то, что Пьер ему бескорыстно помог с трудную минуту. Николая Ростова обыгрывает в карты на крупную сумму в отместку за отказ Сони.

(Федор Долохов, в роли Олег Ефремов, и Анатоль Курагин, в роли Василий Лановой, х/ф "Война и мир", СССР 1967 )

Смелость героя

В то же время Долохова нельзя назвать трусливым человеком, он храбр, иногда до безрассудства. Это проявляется в первой же сцене, в которой читатель его встречает. Федор, сидя на окне третьего этажа, залпом выпивает бутылку рома, рискуя свалить вниз и убиться насмерть.

На поле боя Долохов также проявляет себя с лучшей стороны: он в одиночку останавливает роту неприятеля, берет в плен офицера, бесстрашно разведывает расположение французских частей. Однако все это он проделывает не из любви к отечеству, а лишь для того, чтобы в очередной раз выслужиться вернуть себе офицерское звание.

Отношения с матерью и сестрой

Очень неожиданным предстает перед читателем характер Долохова в его отношениях с матерью и сестрой. Повеса, бретер, сорви-голова оказывается любящим сыном и нежным братом.

Образ персонажа в произведении

(Олег Ефремов в образе Федора Долохова, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Образ персонажа автор раскрывает перед нами через отношение к нему других героев, а также через его портрет. Так, Пьер размышляет о нем перед дуэлью: «… ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это...».

Читая описание внешности Федора, читатель замечает, что особый акцент автор делает на его глазах. Так, он говорил, «...блестя своими красивыми, наглыми глазами...», или «...глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом...».

Таким образом, Долохов в романе Л. Н. Толстого—это молодой обедневший русский офицер отчаянной храбрости, но невысоких принципов, неисправимый авантюрист. Через его образ автор показывает целый пласт офицеров того времени, которые не могли найти себя в мирное время, но героически сражались на войне. К сожалению, в романе, как и в действительности, этот образ оказывается нежизнеспособен, если не изменит себя или его не изменит чистая женская любовь, подобно той, на которую надеялся Долохов, делая предложение Соне.

Долохов не является главным героем романа «Война и мир», но образ его настолько ярок и индивидуален, что сразу же заинтересовывает читателя. Толстой наделяет этого героя такими, казалось бы, несовместимыми чертами характера, что мы в течение всего романа размышляем, каков же он на самом деле.

Впервые с Долоховым, семёновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он “выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами”. Читатель в напряжении: чем же закончится эта безумная выходка и кто такой этот уверенный в себе, дерзкий молодой человек?

Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был “человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять... рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден... и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”.

Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания - отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится лихим повесой, картёжником и бретёром. Будучи человеком небогатым, без всяких связей, проживая у Анатоля Курагина, очень богатого молодого человека, он “успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля”.

При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, - понятие чисто относительное. Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой , Долохов со спокойной совестью заводит с его женой и ко всему этому ещё цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет. Так же легко из числа своих друзей он исключает и Николая Ростова, когда узнаёт, что Соня любит Николая, а не его. Это удар по его самолюбию. Но проигрывать - не в его характере. Он должен отомстить или отыграться. Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.

Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу. Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля. Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берёт в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.

Но всё его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.

Но не всё для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаём, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, - любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признаётся Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит её: “...она не перенесёт этого... Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел...” Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова! Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за всё, что было между ними.

В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нём есть. И как могут уживаться в нём такие совершенно противоположные чувства - ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признаётся Николаю: “Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге”.

Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”. А вот высказывание Долохова: “...на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны”.

Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм. Не случайно он так не понравился Наташе. Мне кажется, что своё отношение к нему автор выражает её словами: “...У него всё назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с Толстым. Но всё-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не всё ещё потеряно в его судьбе, что Фёдору Долохову ещё встретится в жизни “такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его”.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Долохов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни. Для кого-то
    Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела. А. С. Пушкин - Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью
    Николай Ростов – герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, – вернувшись после длительного отпуска в свой полк, быстро почувствовал преимущества полковой жизни перед московской. В частности, “в полку было известно... кто хороший, кто дурной человек, и главное – товарищ”. Эта особенность полковой жизни заслуживает серьёзного рассмотрения. Отметим сначала, что Николай Ростов не сомневался, что людей можно отличать по признаку “хороший” – “дурной”. Он даже различал понятия “хороший человек
    В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» описан необычный способ лести. Причём настолько необычный, что в авторском комментарии писатель специально обращает внимание читателя на специфический оттенок разговора между Сперанским и князем Андреем. “Сперанский <...> льстил князю Андрею той тонкою лестью, соединённою с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, разумность и глубину своих мыслей”. Замечание интересное, но,
    Том II Часть первая Глава I Приезд Николая Ростова с Денисовым в Москву в отпуск. Он берет с собой Денисова, который ехал в отпуск в Воронеж. Нетерпение Николая по мере приближения к Москве и к дому. Встреча с родными и Соней. Николай не успевает добежать до гостиной, как все начинают его обнимать, целовать, кричать, плакать. Соня, которой теперь было уже 16 лет, смотрела на Николая, не спуская глаз и затаив дыхание. Встреча Ростовыми
    Том четвертый Часть третья Глава I Рассуждения автора о народном характере войны 1812 г. Для народа в этой войне решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшей из всех. Народ поднял дубину народной войны, которая "со всей своею грозною величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". Глава
    Л. Н. Толстой ввёл в “Войну и мир” образ Тихона Щербатого, чтобы ещё раз, по-новому, осветить свою идею - “дубины народной войны”. Французы своим преступным вторжением разрушили привычный уклад русской деревни, разбудили мужика, и в последнем обнаружились свойства, о которых никто прежде не ведал, в том числе и он сам. Война - это искажение, нарушение привычного хода вещей. Вот и в мужике - те качества, которые в мирное время были

Меню статьи:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полон противоречивых персонажей. Естественно, что в реальной жизни, как, впрочем, и в литературе, нельзя разделить людей по принципу позитивные- негативные. В любом человеке можно найти черты характера, вызывающие восхищение и уважение, равно как и отталкивающие. Наше мнение о том или ином человеке складывается преимущественно из восприятия качеств, преобладающих в характере.

По отношению к персонажам «Войны и мира» эта тенденция значительно усложняется еще и тем, что мы видим многих героев действующих в двух ипостасях – на фронте и в обыденной, цивильной жизни. Образ Федора Ивановича Долохова наиболее активно, что не типично для большинства образов аристократов раскрывается на поле битвы, а не в обыденной жизни

Кто такой Долохов

Федор Иванович Долохов – двадцатипятилетний представитель обедневшего дворянского рода. Быть представителем такого вида дворян всегда было нелегко – их стремление вернуть величие их угасающего рода приводит часто к самым, что ни на есть, нехорошим и неблагородным действиям. Подобная ситуация сложилась и у Долохова. Подстегиваемый жаждой материального улучшения своих возможностей, он часто действует не самым приятным образом.



Федор Иванович получил хорошее образование. Он умен и образован. Долохов не женат. У него есть мать и сестра – это и вся его семья. Толстой не описывает его детство и этап взросления – с Федором Ивановичем мы знакомимся уже во время его военной службы.

Прототипы образа

Прототипами для создания образа Федора Ивановича Долохова стало сразу три человека – Фигнер Александр Самойлович, Дорохов Иван Семенович и Толстой Федор Иванович («Американец»).

Александр Самойлович был командиром партизанского отряда во время военных событий 1812 года. Он стал прототипом Долохова после его дуэли с Пьером Безуховым и разжалования. Он, как и Фигнер был награжден «георгием».

Дорохов Иван Семенович также принимал участие в военной кампании против Наполеона, неоднократно был представлен награде. С него срисован Долохов во время его службы офицером. Фамилии Ивана Семеновича и Федора Ивановича очень похожи – их отличает всего одна буква, можно предположить, что Толстой это сделал, чтобы провести аналогию между этими людьми.

Последним, частично «подарившим» Толстому материал для образа Долохова стал Федор Иванович Толстой. Как видим, Долохов и Толстой являются тезками, вполне вероятно, что Лев Николаевич использовал такие имя и отчество своего героя, чтобы, подобно ситуации с фамилией, подчеркнуть аналогию с реально существующим человеком.

Федор Иванович Толстой стал прототипом Долохова в цивильной жизни. Он, подобно литературному герою, слыл повесой, частым участником дуэлей и карточных игр.

Внешность Федора Долохова

Федор Долохов выглядит очень красивым и хорошо сложенным: «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». Его светлые волосы красиво лежали на воротнике его рубашки.

Долохов среднего роста. У него атлетическая фигура. Стройный, ловкий, широкоплечий, руки его «красноватые, с короткими пальцами».

У него красивые глаза, но взгляд его наглый, что немного отталкивает от Долохова. Федор Иванович «глядел своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом».

Этот факт компенсируется пленительной улыбкой. Стоит признать, что такая улыбка не всегда присутствует на лице Долохова. Чаще всего можно заметить у него «холодную усмешку».

Говорил Долохов «звучным, твердым, неспешащим голосом».

Как видим, Федор Иванович обладает привлекательной внешностью, он хорошо сложен. Его внешность не лишена изъянов, проявляются они в виде холодного взгляда и улыбки.

Военная служба

Для Долохова служба в армии – это, в первую очередь, возможность выделиться, обеспечить свое будущее. Он не испытывает страсти к военному делу, подобно Николаю Ростову. Долохов хорошо выполняет свою работу, но подстегивает его не чувство патриотизма или долга, а желание стать известным и богатым.

Федор Иванович проходит службу в Семеновском полку, считавшимся элитным. Однако благодаря кутежам и дуэлям Долохов часто попадает в опалу и лишается звания офицера.



Во время военных событий 1805 -1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует вновь-таки в корыстных целях – ему необходимо вернуть свое офицерское звание, поэтому, он активно акцентирует внимание на том, что было им сделано положительного во время боя: « Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство».

С марта 1806 года Федор Иванович опять становится семеновским офицером. После военной кампании 1805-1807, он отправляется сначала на Кавказ, затем в Персию. Его деятельность в этих регионах полна домыслов, активно ходили сплетни о том, что Федор Иванович «На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова». Однако как бы не сложилась его служба на Кавказе и в Персии, в 1811 Долохов возвращается в Москву.

Его кутежи и любовная связь с Еленой Безуховой, в девичестве Курагиной, становится причиной дуэли и, как результата, нового понижения в чине.

Войну с Наполеоном Долохов встречает в качестве рядового солдата. Его дальнейшая служба происходит все по потому же маршруту восхождения по карьерной лестнице «Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил, но молодец».

Характеристика личности

Что сразу бросается в глаза в образе Долохова, после его военных подвигов, это особое отношение с женщинами. Они в восторге от него, он часто становится предметом мечтаний женщин: «Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели».

Федор Иванович, благодаря своей некой доле безрассудства, становится любимцем в обществе: «им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».

Кутежи и разврат постоянно сопутствуют Долохову. Он позволяет вести себя развязно, часто граничит между понятиями «прилично» и «неприлично», поэтому его присутствие никогда не остается незамеченным.

Такое поведение привлекает людей разного положения и статуса. За ним прочно закрепилось определения «повесы» и «дуэлянта». Ему ничего не стоит вызвать на дуэль и « убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это».

Обожает Долохов и карточные игры, он играет практически во все возможные игры и очень часто выигрывает. Это породило новые слухи о том, что Долохов – шулер. Сам же Федор Иванович, иронично пересказывает эти слухи. «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее» – говорит он.

Не зря говорят, что глаза человека – это олицетворение его души. Неприятный взгляд Долохова стал незначительным проявлением его сложного характера. Он наглый и дерзкий – такая тенденция прослеживается не только в его цивильной жизни, но и по отношению к своим полковым командирам. «По службе очень исправен, но карахтер» – так говорят о нем. Долохов очень хитрый, он «бестия, везде пролезет».

Ему не всегда удается контролировать себя и свои действия, часто, он действует крайне агрессивно и необузданно. Что правда, такое его состояние может провоцировать и скука. «Соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее». В такие моменты, он готов пристрелить просто так лошадь ямщика, или убить человека.

В армии знали о его таком жутком характере, но прощали, не смотря ни на что, ведь «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много». Он был очень смелый, храбрый, готов совершить подвиг, слухи и рассказы «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» были распространены в армии и вызывали восхищение у многих.

Долохову тяжело дается переход от военной службы к светским приемам – его привычка командовать людьми (на фронте он чаще всего занимал командующие должности) сказывается не самым лучшим образом. Он порой забывает о том, где находится – и начинает вести себя подобно тому, как бы он себя вел в полку.

Несмотря на то, что его отношение к окружающим в целом враждебное, такая тенденция не подтверждается по отношению к его родным матери и сестре. Он их искренне любит, для них он всегда «был самый нежный сын и брат».

Понимание дружбы

Федор Иванович Долохов специфически относится к такому проявлению чувств человека, как дружба. Внешне он проявляет это чувство, но если хорошо разобраться – это только игра на публику, на самом деле он не испытывает признательности или чувства родства с человеком, которого называет своим другом. Осуществляет Долохов это из всего того же желания быть известным и богатым. Он удачно пользуется положением в обществе своих друзей, их материальными статками, но в отплату готов осуществить самые безрассудные поступки.
Активно в романе Долохов появляется в романе в компании Анатоля Курагина – такого же повесы, как и он сам, но и в этом случае, им руководит чувство привязанности к кошельку Анатоля.

Федор Иванович не избегает любых способов обогатиться – он бесчестно, с помощью обмана обыгрывает в карты Николая Ростова. Почему он не поддержал Ростова и не завел с ним дружбу – вопрос непонятный. Семья Ростова была широко известна в высшем свете, люди были о Ростовых высокого мнения, поэтому такое знакомство помогло бы Долохову закрепить свое положение в обществе, но он предпочитает этому легкую выгоду в виде денег. Возможно, что Долохов ставил расчет на то, что Ростов погибнет и эта дружба не даст нужного результата, а возможно, что здесь сыграл тот факт, что Федор Иванович слишком отличается по восприятию мира и отношению к людям, по сравнению с Николаем Ростовым. Понятие того, что такое общение будет слишком конфликтным и не соответствует его привычному положению дел, не приведет к желаемому результату провоцирует такое бесчестное поведение Долохова по отношению к Ростову. Он стремиться получить хоть что-то.

3.8 (75%) 4 votes

С Долоховым мы знакомимся на шумной вечеринке у Анатоля Курагина. «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами». Это самый непонятный и неразгаданный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Он безрассудно смел и порой нежен, но временами жесток. Даже его внешняя характеристика противоречива: «Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Долохов вызывал уважение в обществе, хотя был человеком небогатым и не имел связей. Однажды, развлекаясь с Курагиным и Пьером Безуховым, они привязали к спине медведя квартального и отправили в Мойку. За этот поступок Долохова разжаловали в солдаты. Пьер избежал подобного наказания, поскольку не служил, а Анатоля не разжаловали благодаря связям отца.

Далее началась нелегкая служба, трудные походы и смотры, достаточно вспомнить смотр в Браунау и австрийские пруды. Так прошел год. Далее герой возвращается в Москву и останавливается в доме Пьера Безухова. Здесь он показывает себя далеко не с самой лучшей стороны: он заводит роман с женой человека, который приютил его. Причем роман Долохова с Элен не был продиктован любовью, Элен безразлична герою. Зачем он это сделал? Возможно, он мстил за историю с медведем.

Узнав об измене жены, Пьер не может простить обидчика, да и сам Долохов явно провоцирует Безухова, предлагая тост: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников».

Во время дуэли Долохов, зная, что Пьер не умеет стрелять, и понимая, что идет на убийство, все же говорит секундантам: «Никаких извинений, ничего решительно». Долохов промахнулся, и это спасло Пьера. Разрушив семью Безухова, наш герой не раскаивается. Более того, он, не задумываясь, готов разрушить еще одну семью, пусть пока еще и несостоявшуюся. Попав в дом Николая Ростова, Долохов пытается отнять у него невесту. Получив от Сони отказ, он желает мести. Несмотря на то что Николай преклонялся перед Долоховым, считал его своим другом, последний с легкостью, совершенно сознательно обыграл Ростова в карты. При этом он дает понять Николаю, что его выигрыш неслучаен.

Федор Долохов - страшный человек. Он прекрасно понимает, что в обществе, в котором он живет, не ценятся ни ум, ни честность, ни талант. Его образ проникнут цинизмом, он знает, что жестокость и бесчеловечность вызывают в таком обществе страх и уважение. Но при этом герой нежно любит свою мать, называет ее ангелом, а она, в свою очередь, видит в нем «высокую, небесную душу»? Ему понравилась чистая и верная Соня, но она любит другого.

Еще раз удивляет нас Долохов перед Бородинской битвой. При встрече с Пьером, герой неожиданно для читателя просит у него прощенья.

Видя Долохова в разных ситуациях, мы приходим к выводу, что он одинок и озлоблен, но он мог бы быть иным. Идеалом женщины он считает прекрасных и преданных, таких, как его мать, Соня. Идеал мужчины – сильный, бескомпромиссный, способный перед лицом всеобщей опасности забыть свою мелкую вражду. Таким он сам предстает перед Бородинской битвой. Долохов хочет видеть жизнь прекрасной, но она далеко не такова, она несправедлива и жестока.

Поэтому и сам герой становится жестоким и несправедливым. Но его нельзя оправдывать. Долохов не один герой в романе, которому свойственны духовные искания. Однако Пьер и князь Андрей находят свой путь в служении справедливости и добру. Долохов же избрал путь циника. Читатель смотрит не героя с осуждением, даже в те моменты, когда в герое просыпаются человеческие черты, осуждение только усиливается. Хочется верить, что душа героя смягчится, возможно, под воздействием новой любви.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -