Цветовые системы. Воздействие цвета на человека

Эффективный гардероб - 2. Теория цвета norub wrote in February 25th, 2016

От переходим к хроматическим (chroma - цвет).

Основные цвета, вторичные и третичные

Выделяют 3 основных цвета : желтый, синий и красный.


Путем смешивания этих трех цветов можно создать все остальные.

Смешанные в равных частях два основных цвета дают 3 вторичных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета называются бинарными .

Продолжив смешивать, из смешения основного сцета с бинарным, мы получим третичный цвет .

Цветовые круги

Цветовой круг Ньютона

Первым исследователем свойств цвета был И. Ньютон. Белый цвет, который, по его мнению, единственный объективно существует в природе распадается на семь составляющих. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - основные цвета, составляющие радугу. Ньютон описал модель цветового круга по аналогии музыкальной модели, разделив окружность на 7 частей, пропорциональных музыкальным тонам. Если раскрутить диск Ньютона, наблюдатель увидит белый круг.

Цветовой круг Гёте

Иогаанн Воольфганг фон Гёте утверждал, что цвет объективно существует в природе. Гёте выявил чистые цвета, которые нельзя получить путем смешивания (красный, желтый, синий) и смешанные, число которых неограниченно. Все они плавно перетекают из одного оттенка в другой и находятся на стыках между чистыми цветами. Гёте также выделил цвет, который не входит в число радужных и является продолжением фиолетового и началом красного. Поэтому его круг делится на 8 частей.

Кто-то приписывает этот круг Ньютону, что неверно, кто-то Грасману, что возможно.

Цветовой круг Иттена

Иоганнес Иттен занимался исследованиями теории цвета, вел авторский курс в Баухаузе и европейских частных школах. Он написал книгу «Искусство цвета» (1961 год), ставшую базовым учебником для всех, кто занимается колористкой. До сих пор многие изучают теорию цвета по цветовому кругу Иттена.


В цветовом круге можно выделить три части:
1. Центральную, в виде равностороннего треугольника, вписанную в круг.
2. Среднюю, в форме достроенного к нему шестиугольника.
3. Внешнюю. Представляет собой кольцо с большим радиусом, разделенное на 12 равных секторов.

Цветовой круг Манселла

Альберт Манселл первым решил разделить цвет на независимые значения тона, светлоты и насыщенности. Его система, особенно ее поздние редакции, основывалась на тщательных экспериментах по изучению цветового восприятия человека. Цветовая система Манселла пережила многие системы того времени, и, хотя в большинстве приложений ее заменили более современные системы, она все еще применяется в некоторых областях. Например, в стандартах ANSI (Американским национальным инсттитутом стандартов) для определения цвета кожи и волос человека, в судебной медицине, в геологии для сравнения цвета почвы и в пивоварении для определения цвета пива.

Цветовая система Мансела включает три координаты, цветовое тело можно представить как цилиндр в трехмерном пространстве. Цветовой тон измеряется в градусах по горизонтальной окружности, хрома (насыщенность) измеряется радиально от нейтральной оси цилиндра к более насыщенным краям, значение (светлота) измеряется вертикально по оси цилиндра от 0 (черный) до 10 (белый). Расположения цветов определялость экспериментально изучением цветового ощущения испытуемых. Цвета Манселл пытался расположить визуально одинаково, что привело к образованию цветового тела неправильной формы.

Цвет в системе определяется тремя атрибутами: Н (hue — цветовой тон), С (chroma — цветность) и V (value — яркость). Цветовой тон делится на пять основных цветов: красный (R), желтый (У), зеленый (G), синий (В) и пурпурный (Р). Каждый цвет имеет 10 градаций. Яркость имеет 11 ступеней от белого до черного, а цветность разбита на 15 степеней. Один цвет описывается формулой (тон/цветность/яркость).

Цветовой круг Освальда

Цветовой круг Вильгельма Освальда представляет собой непрерывный спектральный цветовой круг. Основными цветами в нем являются желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый), стоящие в основании современной модели цвета RGB. А белый и черный цвета в чистом виде отсутствуют. Они трактуются как полное отсутствие цвета - белый, или же, как максимальная насыщенность цвета — черный цвет.

На самом деле между цветами в спектре нет четких границ - каждый цвет постепенно переходит в соседний.

Дополнительные цвета

Про дополнительные цвета (complementary colors) я уже писала в теме про Ахроматические цвета.
При смешении двух дополнительных цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, получается нейтральный темно-серый.


Цветоведение

Красный оттенок считается самым теплым цветом (цвет раскаленного метала или вулканической лавы), а синий - самым холодным (цвет воды, льда). Тем не менее имейте в виду, что температура цвета всегда относительна: сине-фиолетовый, к примеру - это холодный цвет, но он выглядит более теплым, если стоит рядом с сине-зеленым.

Немного о колористике

Ахроматические цвета (черный, белый, серый) различаются только по светлоте, степени приближения к белому цвету.
Наш глаз способен распознать более 600 переходов по светлоте.

Хроматические цвета отличаются целым рядом признаков:

Цветовой тон
Это основной признак хроматического цвета: зеленый, красный, синий и т.п.

Светлота
Помимо приближенности к белому цвету, хроматические цвета отличаются по светлоте между собой. Желтый светлее фиолетового, голубой светлее синего, розовый - красного. Это легко можно проверить, если перевести цветную картинку в черно-белый формат.

Чистота
К чистым относят только спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Насыщеннось
Отличие хроматического цвета от ахроматического. Чем сильнее отличается, тем насыщеннее. К наиболее насыщенным можно отнести пурпурный и ультрамарин.

Интенсивность
Степень яркости цветового пятна. Зависит от интенсивности отраженного от него света. К наиболее интенсивным можно отнести лимонно-желтый, ярко-красный, ярко-оранжевый.

Пример:

Один из вариантов синего цвета. Слева - максимальная светлота (белый), справа - минимальная (черный)

В темноте, как вы знаете, все кошки серы. Это значит, что даже рыжего кота в абсолютной темноте ваш глаз не различит.

RGB, SMYK и т.д

Раз уж мы с вами сейчас сидим за компьютерами/ноутбуками/планшетами.

RGB - аддитивная цветовая модель. RGB - это аббревиатура английских слов: Red, Green, Blue. Из этого понятно что в модели RGB цвета синтезируются путём добавления трёх цветов (красного, зелёного, синего) в различных количествах.

И вот мы, вместо привычных желтый-синий-красный, видим:

Модель CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный) используется в полиграфической промышленности. Определения основаны на поглощающих свойствах чернил.

Модели HCV (hue, chroma, value - цветовой тон, цветность, величина) основаны на работе человеческого глаза и на восприятии. Одной из первых моделей стала модель Манселла (см. выше). Типичным примером является цветовая модель CIE (Commission Internationale de l"Eclairage - Международная комиссия по освещенности).

Способность человеческого мозга синтезировать из красной, зеленой и синей составляющих цветное изображение используется в подавляющем большинстве компьютерных мониторов. На основе цветовой модели RGB (Red, Green, Blue) для отображения цветной точки изображения используются три близко расположенных источника света. Каждый из них отвечает за один цвет — красный, зеленый и синий — на разных уровнях яркости. Расстояние между источниками так мало, что человеческий глаз не может отделить друг от друга отдельные цвета. При этом каждый такой триплет соответствует одному пикселю, который уже и воспринимается глазом как одна точка определённого цвета.

О нашем восприятии цвета мы еще будем говорить. А пока еще картинки:

Какой цвет выбрали девушки?

Завтра будет вторая задача, которую разберем во вторник.

Чтобы не пропускать посты, присоединяйтесь

Если цвет используется в композиции, то на первый план выходит проблема сочетания цветов. Художники называют это гармонией колорита.

К цветовым гармониям применимы те же принципы, которые свойственны композиции в целом. Взаимное сочетание и влияние друг на друга зависит от очень многих факторов (размеров, расположения, формы), и в этом очень много субъективного.

Использование цвета в любом графическом документе вносит выразительность и привлекательность и способствует большему эффекту. Однако цвет должен применяться не сам по себе (выбор цвета, потому что это " красивый красный ", - очень распространенная ошибка), а только как часть определенного цветового решения.

Например, один (и не очень яркий) цвет, введенный в черно-белый документ, действует на внимание гораздо сильнее, чем пестрота из многих и ярких цветов.

Для помощи в подборе цветовых сочетаний существуют цветовые системы. Разберем лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

Система " черный - белый "

  • черный - серый - белый
  • белый - серый
  • серый - серый
  • черный - серый

Нет необходимости приводить примеры употребления черно-белой гаммы в различных областях современной культуры - они слишком многочисленны и очевидны. Эта цветовая система прочна и устойчива во времени и пространстве.

Система " белый - красный - черный "

  • красный - белый
  • красный - черный


Это первая в истории трехцветная система - " первичная триада ". Красный - цвет жизни, тепла, огня, энергии. О промежуточном положении красного между черным и белым каждый день напоминают нам утренние и вечерние зори - от белого дня к черной ночи. Первичная триада " белый - красный - черный " в наши дни так же актуальна, как в любой момент истории.

Система " Монохромия "

  • один хроматический цвет + ахроматический
  • хроматический цвет с оттенками

>


Так называется цветовая композиция (система), в которой доминирует какой-либо один хроматический цвет или его оттенки по цветовому тону, яркости или насыщенности. В том и другом случае композицию могут дополнять ахроматические цвета.

Такая цветовая система наиболее экономна, она щадит нервную энергию и художника, и зрителя, не требуя переключения в различные хроматические регистры. Монохромия дает возможность сосредоточить внимание зрителя на какой-либо одной мысли, эмоции, чувстве, ассоциации. Наконец, если главным средством художника является форма, то ему нет необходимости в широкой палитре - ведь цвет вступает в конфликт с формой и может даже разрушить ее.

Цветовой круг


Для нахождения гармоничных хроматических сочетаний воспользуемся цветовым кругом. Нарисуем круг. Строим равносторонний треугольник, вписанный в круг. В вершинах его помещаем красный, желтый и синий цвета. Посредине каждой из трёх дуг круга помещаем оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Это смешанные цвета первой ступени. Затем посредине между каждой парой соседних цветов помещаем смешанные цвета второй ступени: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый, желто-оранжевый. Получился 12-ступенчатый круг. Пользуясь этой схемой, можно подбирать гармоничные сочетания по два, три, четыре и более цветов.

Можно подойти к рисованию цветового круга с другой стороны: делим круг на 12 частей, в шести частях через промежуток помещаем цвета радуги, считая, что голубой - светлый оттенок синего (у англичан цветов радуги шесть!). В промежутках размещаем смешанные оттенки.

Система 4: полярные пары

  • дополнительные цвета
  • контрастные цвета

ЦВЕТ – э то форма световой энергии, передаваемая в виде волн Факторы, влияющие на внешний вид конкретного цвета: источник света информация об окружающих предметах ваши глаза Способы образования цвета в природе: источники света (солнце, лампочка и т.д.) излучают свет различных длин волн спектра. Этот свет воспринимается глазом как цветной. свет отражается и поглощается, попадая на поверхность несветящихся предметов. Отраженное излучение воспринимается глазом как окраска предметов.


ЦВЕТОВАЯ СИСТЕМА Цветовая система это математическая модель для описания излучаемого и отраженного цвета В каждой модели определенный диапазон цветов представляют в виде трехмерного пространства. В этом пространстве каждый цвет существует в виде набора числовых координат. Этот метод дает возможность передавать цветовую информацию между компьютерами, программами и периферийными устройствами.




ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ RGB Описывает излучаемые цвета Основная область применения – описание цветового пространства монитора Модель образована тремя цветами – красным (Red), зеленым (Green) и синим (Blue) Модель является аддитивной, т.е при смешении двух цветов, результирующий будет светлее исходных. Сумма всех трех цветов дает белый цвет Поскольку модель аппаратно- зависима, то в результате на разных мониторах одно и то же изображение будет выглядеть неодинаково.


ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ CMY(K) Описывает отраженные цвета Область применения – полиграфия, Модель образована тремя цветами: голубым (Cyan), пурпурным (Magenta), и желтым (Yellow) – «Полиграфическая триада» Эти цвета получены путем вычитания из белого основных цветов модели RGB. На практике, в модель включают 4 й цвет – черный (blacK). Модель является субтрактивной, т.е. при смешении любых двух цветов результирующий будет темнее исходных Модель также аппаратно-зависима, - оттиски на различных устройствах будут выглядеть по разному.


ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ HSB / HSL Модель построена на субъективном восприятии цвета человеком. Этой моделью удобно пользоваться художникам Любой цвет определяется своим тоном (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness) или светимостью (Lightness) Модель HSB описывает отраженный цвет, модель HSL – излучаемый. Модель аппаратно-зависимая, и не соответствует восприятию человеческого глаза


ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ HSV / HSI Во многом схожи с моделями HSB / HSL, но в отличии от них более абстрактны в описании яркостной компоненты, не привязывая её физической природе цвета. Яркостная компонента обозначается как «значение» (Volume) или как интенсивность (Intensity) На рисунке приведено изображение модели HSL в цилиндрических координатах


ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ LAB Аппаратно-независимая модель Описывает цвета так, как они воспринимаются человеком Базовые компонентов L, a и b. Компонент L несет информацию о яркостях изображения, а компоненты а и b - о его цветах. Компонент а изменяется от зеленого до пурпурного, а b - от синего до желтого Модель имеет самый широкий цветовой охват, и используется для при конвертации одних цветовых моделей в другие.


ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ YUV Используется при кодировании изображений по методу JPEG, а также телевизионных сигналов стандарта PAL, методами M-JPEG, MPEG, iYCrCb, HuffYUV. В цветовом пространстве YUV, Y - яркостная составляющая, а U и V - компоненты, отвечающие за цвет (хроматический красный и хроматический синий). Иногда для компонент U и V встречаются обозначения Cr и Cb соответственно. За счет того, что человеческий глаз менее чувствителен к цвету, чем к яркости, появляется возможность архивировать массивы для U и V компонент с большими потерями и, соответственно, большими коэффициентами сжатия. Модель является аппаратно-независимой


КОДИРОВАНИЕ ЦВЕТА При описании растрового изображения, для каждой точки определяется её цвет, в соответствии с выбранной цветовой моделью. Цветовая глубина изображения, т.е. максимальное количество цветовых оттенков, определяется количеством бит, отводимых на описание цвета каждого пиксела. Рассмотренные цветовые модели являются, 24-битными. Т.е. на каждый из трёх цветовых компонентов отводится не менее 8 бит, или 256 градаций. Таким образом, максимальное число цветовых оттенков составляет Современные видеокарты оперируют 32-битным цветовым пространством, а некоторые модели и 48-битным. Это существенно превышает цветовой охват всех реальных устройств и технологий воспроизведения цветовой графики, кроме аналоговой фотографии.




КОДИРОВАНИЕ СЕРЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ Серым (grayscale) изображением, называется то, которое не содержит информации о цветовом тоне. При описании такого изображения в системе RGB, все три значения цветовых компонент равны: RGB 0,0,0 – черный цвет RGB 128,128,128 – 50% серого RGB 255,255,255 – белый цвет Для кодирования такого изображения без потерь достаточно 8 бит на каждый оттенок. Т.е максимальное число оттенков серого в таком изображении – 256 Для других цветовых моделей (CMYK, HSx, Lab) правило равенства значений цветовых компонент не выполняется! В моделях HSx и Lab меняется только яркостные компоненты (х и L), а остальные равны 0 В модели CMYK значения компонентов M и Y равны друг другу и всегда меньше значения компоненты С


ИНДЕКСИРОВАННЫЕ ЦВЕТА Цветовое кодирование с использованием фиксированной палитры цветов. Количество цветовых оттенков в изображении – от 2 до 256. Все используемые цвета описываются в палитре (индексируются) в соответствии с выбранной цветовой моделью. При кодировании изображения, в качестве цветовой характеристики каждого пиксела указывается номер (индекс) соответствующего цвета в палитре. Этот вид кодирования вносит существенные искажения в цветовое пространство изображения


ТЕХНОЛОГИИ ИНДЕКСНОГО КОДИРОВАНИЯ Для уменьшения искажений цветового пространства при переходе к индексным цветам применяют следующие подходы: Адаптивный подбор цветов в палитре, в соответствии с оттенками, преобладающими в изображениями. Дитеринг (dithering) – добавление цветового шума из индексированных цветов, близких к исходному оттенку


ЦВЕТОВОЙ ПРОФИЛЬ Все устройства вывода изображений используют аппаратно-зависимые модели цветового кодирования. Для того чтобы обеспечить соответствие и коррекцию цветовых пространств различных устройств, используются цветовые профили (icc или icm профайлы) Цветовой профиль описывает ключевые точки цветового пространства конкретного устройства в модели Lab (точки белого и черного, точки чистых цветов – напр. красного, зеленого, синего если описываемое устройство работает с моделью RGB)


ЦВЕТОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ Цветовой менеджмент (управление цветом) - комплекс программных средств, аппаратных настроек и мероприятий по обеспечению правильной цветопередачи на всех стадиях работы с изображением (получение, обработка, печать) Программный менеджер цвета сравнивает цветовые профили устройств, и корректирует их цветопередачу.


КАЛИБРОВКА ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ Настройка всех устройств вывода изображений на правильную передачу эталонных цветов, с учетом субъективных факторов цветового восприятия: качества и износа устройства освещенности и цветовой гаммы помещения индивидуальных особенностей зрения Калибровка устройств должна проводиться с заданной периодичностью


ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ В WEB-ДИЗАЙНЕ Поскольку целевым устройством просмотра веб- страницы является монитор, то основной цветовой моделью здесь является RGB Существует так называемая web-палитра из 216 «безопасных» цветов, которые отображаются одинаково на любом мониторе (без дитеринга). Эти цвета рекомендуется использовать в качестве основных, при оформлении веб-страниц

Альберт Генри Манселл /Albert Henry Munsell (6 января 1858 - 28 июня 1918) был американским художником, преподавателем живописи и создателем системы цвета Манселла .

Он родился в Бостоне (Массачусетс), учился и работал на факультете Массачусетского Колледжа Искусств и умер в соседнем Бруклине.

Как художник был известен свoими морскими пейзажами и портретами.

Манселл знаменит созданием точной системы числового описания цветов. Он написал об этом три книги: "Система обозначения цвета" (1905), "Атлас цветой системы Манселла" (1915) и опубликованная посмертно "Грамматика цвета: Систематизация документов Стратмора в различных печатных цветовых комбинациях в соответствии с цветовой системой Манселла" (1921) . Цветовая система Манселла получила мeждународное признание и послужила основанием для многих других упорядочивающих цветовых систем, включая CIELAB . В 1917 году он основал Цветовую Компанию Манселла .

Сын Манселла, А.Е.О. Манселл продолжил популяризацию цветовой системы Манселла после его смерти.

Цветовая система Манселла

Цветовая система Манселла - цветовое пространство, разработанное профессором Альбертом Манселлом (Albert H. Munsell) в начале XX века. Цвет в нем описывается с помощью трех чисел - цветового тона, значения (светлоты), и хромы (насыщенности) .

История

И до Манселла были попытки создать цветовое пространство, цвет в котором описывался бы тремя координатами, однако он первым решил разделить цвет на независимые значения тона, светлоты и насыщенности. Его система, особенно ее поздние редакции, основывалась на тщательных экспериментах по изучению цветового восприятия человека, то есть под нее была подведена серьезная научная основа.

Благодаря этому, цветовая система Манселла пережила многие системы того времени, и, хотя в большинстве приложений ее заменили более современные системы, такие как CIE L*a*b , она все еще применяется в некоторых областях. Например, в стандартах ANSI для определения цвета кожи и волос человека, в судебной медицине, в геологии для сравнения цвета почвы и в пивоварении для определения цвета пива.

Свою работу Манселл начал в 1898 году и опубликовал результаты под названием "Color Notation" в 1905 году. Доработанная версия появилась в книге "Munsell Book of Color" в 1929 году. Экспериментальные данные, полученные в 1940-х, дали возможность дополнить систему, что привело к появлению современной редакции этой книги.

Принципы

Цветовая система Мансела включает три координаты, цветовое тело можно представить как цилиндр в трехмерном пространстве . Цветовой тон измеряется в градусах по горизонтальной окружности, хрома (насыщенность) измеряется радиально от нейтральной оси цилиндра к более насыщенным краям, значение (светлота) измеряется вертикально по оси цилиндра от 0 (черный) до 10 (белый). Расположения цветов определялось экспериментально изучением цветового ощущения испытуемых. Цвета Манселл пытался расположить визуально одинаково , что привело к образованию цветового тела неправильной формы.

Вот что об этом писал сам Манселл : "Попытка вписать (цвета) в выбранный контур, такой как пирамида, конус, цилиндр или куб, в сочетании с недостатком корректных экспериментов привела к искажению цветовых отношений. Стало очевидно, что при измерении значения и хромы для пигментов, никакой обычный контур не подойдет".

Цветовой тон

Каждый горизонтальный круг в системе Манселла разделен на пять основных тонов: красный (Red), желтый (Yellow), зеленый (Green), голубой (Blue) и фиолетовый (Purple) . Между ними располагаются пять переходных тонов . Каждый из этих 10 ступеней разделен на 10 подступеней, полученным 100 тонам присвоены целочисленные значения. Два цвета одинакового значения и хромы на противоположных сторонах круга смешиваются в нейтральный серый того же значения.

Значение

Значение, или светлота , изменяется по вертикальной оси от черного (0) внизу до белого (10) наверху . Вдоль по оси располагаются нейтральные цвета.

Хрома

Хрома (примерно соответствует насыщенности) измеряется радиально от центра каждого горизонтального "среза" . Меньшее значение хромы соответствует менее чистому цвету (ненасыщенному, пастельному). Различные области цветового пространства имеют разный максимум хромы. Например, в светлом желтом хрома может принимать более высокие значения, чем в светлом фиолетовом. Это отражает особенности восприятия цвета человеком. В некоторых случаях значения хромы достигает 30 и более, однако объекты с таким цветом воспроизвести практически невозможно.

Определение цвета

В полном виде цвет в колометрической системе Манселла определяется тремя значениями:

- тоном (оттенком, hue),
- значением (светлотой, яркостью, value),
- хромой (цветностью, насыщенностью, chroma, saturation).

Например, довольно насыщенный фиолетовый средней светлоты определяется как 5P 5/10, где 5P означает тон, 5 - светлоту, а 10 - хрому. Также можно обозначить, как hue=278°, value=71% и saturation=44%.

В системе RGB это соответствует: R=153(99) G=102(66) B=182(b6) или #9966b6.

________________________________________ _________________________

Вертикальная шкала светлоты делит пространство между чёрным и белым на 10 ступеней (которые Манселл определил, используя фотометр собственной конструкции). Он не просто определяет эти градации в соответствии с линейными изменениями в отражении, но также выбирает шкалу, в которой квадратный корень измерянной отражённой яркости подвергается равномерным изменениям (см. также систему Оствальда) .

После настройки свой шкалы светлоты, Манселл выбрал образцы начиная с красного (R), жёлтого (Y), зелёного (G), синего (В) и пурпурного (Р) , которые ему и его глазу художника казались удалёнными на равное расстояния не только друг от друга, но и от серого одинакового уровня светлоты. Эти цвета стали основными цветами его системы , и он предусмотрел дополнительные пять смесей - жёлто-красный (YR), зелёно-жёлтый (GY), сине-зелёный (BG), пурпурно-синий (РВ) и красно-пурпурный (RP) - располагая их в форме круга вокруг упомянутого ранее нейтрального серого (N) . Параметр Хрома 5 был произвольно назначен всем этим 10 основным цветам и их смесям . Шкала хромы - это открытая на концах шкала, которая может достигать значений светлоты до 12-14 в зависимости от яркости испольуемых цветов. Вермиллион, например, достигает этого крайнего положения и соответственно сокращается до обозначения 5R 5/14 в обозначении Манселла , в то время как менее насыщенный розoвый (пинк) определяется как 5R 5/4.

Внешние деления цветового круга показывают, каким образом 40 оттенков получаются путём деления оригинальных интервалов между 5-ю основными цветами, сначала на 10, затем на 20 и наконец на 40 сегментов, опять же таким образом, чтобы они воспринимались как равноудалённые. Их индивидуально звучащие названия также включены.

Новый "Атлас цветов" вышел в 1929 году после смерти Манселла , в этот раз под названием "Книга цветов Манселла" . Мы до сих пор используем это издание. В 1942 году Американская Организация Стандартов рекомендовала её использование для спецификаций цветов поверхностей. Примерная идентификация параметров Манселла (а именно тон, светлота и хрома) может быть подтверждена посредством прямого сравнения цветовых панелей самих по себе. Уточнение системы обозначения Манселла , было, однако, рекомендовано, что позднее было осуществелено в сотрудничестве с Оптическим Обществом Америки и известно как "ренотация" (переобозначение) .

Когда оговариваются материальные стандарты, первостепенно важно использовать физические методы и разрабатывать базовые модели, в которые могут быть конвертированы все цветовые системы. Современные исследователи цвета порекомендовали бы Манселлу реконструировать свою систему, используя современные колориметрические техники. Безусловно, результатом могло бы быть уникальное расположение цветов, которое связало бы его высокочувствительную зрительную оценку цветов с их неэмпирической регистрацией. Термин "цветовая валентность" означает свойство цветового раздражителя, который производит впечатление от смеси. Манселл , однако, полагался на смеси, полученные путём вращения цветовых волчков, которые он, впрочем, корректировал так, чтобы любые систематические отклонения воспринимаемых цветов от современного неэмпрического подхода были сведены к минимуму. Цветовое дерево Манселла будет цвести ещё многие годы.

Цвета и цветовые различия могут быть выражены с помощью различных математических моделей. Наиболее часто на практике используются три модели описания цвета: RGB, CMYK, Lab.

Модель RGB. Все оттенки цвета видимого спектра можно получить из сочетания трех основных монохроматических излучений - красного, синего и зеленого. При смешении двух основных цветов, а также при смешении двух основных с добавлением третьего основного цвета результат осветляется: из смешения красного и зеленого получается желтый, из смешения зеленого и синего получается голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешиваются одинаковые по количеству излучения всех трех цветов, то в результате получается белый свет. Поэтому такие цвета называются аддитивными (суммарными), а синтез цвета аддитивным. Эта модель применима для описания цвета синтезированного в проходящем или прямом (излучаемом) свете. Визуальное восприятие цвета по некоторым теориям тоже основано на модели RGB. Модель RGB обозначена по первым буквам английских слов Red (Красный), Green (Зеленый), Blue (Синий). Эта модель представляется в виде трехмерной системы координат. Каждая координата отражает вклад каждой составляющей в результирующий цвет в диапазоне от нуля до максимального значения. В результате получается куб, внутри которого и "находятся" все цвета, образуя цветовое пространство RGB.

Важно отметить особенные точки и линии этой модели. Начало координат: в этой точке все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, а это равносильно темноте, то есть это точка черного цвета. И вторая точка, где все составляющие имеют максимальное значение, что, как уже выяснили, дает белый цвет. На линии, соединяющей эти точки (по диагонали), располагаются ахроматические цвета (серые оттенки): от черного цвета до белого. Это происходит потому, что все три составляющих одинаковы и располагаются в диапазоне от нуля до максимального значения. Такой диапазон иначе называют серой или ахроматической осью. В компьютерных технологиях сейчас чаще всего используются 256 градаций (оттенков) серого. Хотя некоторые сканеры имеют возможность распознавать и кодировать при сканировании изображения до 1024 оттенка серого.

Три вершины куба дают чистые исходные цветовые излучения, остальные три отражают двойные смешения исходных излучений. Именно в этой модели кодирует изображение сканер и отображает рисунок экран монитора. На базе этой модели работает телевидение.

Модель СМУК. Все оттенки цвета видимого спектра можно получить и при смешении не излучений, а веществ - красок, лаков, растворов. В полиграфии для создания цветного изображения на оттиске наносят на белую бумагу краски различного цвета. Белый свет, падающий на оттиск, проходит сквозь красочный слой, отражается от поверхности бумаги и снова проходит сквозь красочный слой уже определенного цвета, который визуально воспринимается. Этот цвет называют отражаемым. Отраженные цвета возникают не путем излучения, а получаются из белого света, путем вычитания из него определенных цветов. Отраженные цвета называются также субтрактивными («вычитательными»), поскольку они остаются после вычитания основных аддитивных, а синтез цвета субтрактивным. Понятно, что в таком случае и основных субтрактивных цветов будет три: голубой, пурпурный и желтый. Эти цвета составляют так называемую полиграфическую триаду печатных красок. При печати с использованием красок этих цветов они поглощают красную, зеленую и синюю зоны спектра белого света и, таким образом, большая часть видимого цветового спектра может быть воспроизведена (репродуцирована) на бумаге при печатании многокрасочного оттиска с использованием трех печатных красок - желтой, пурпурной и голубой.

При смешениях двух субтрактивных цветов (красок) результирующий цвет затемняется, а при смешении всех трех должен получиться черный цвет. При полном отсутствии краски, надо полагать, получится белый цвет (цвет белой бумаги). В итоге получается, что нулевые значения составляющих дают белый цвет, максимальные их значения должны давать черный цвет, их равные значения - оттенки серого, кроме того, имеются чистые субтрактивные цвета и их двойные сочетания. Это означает, что модель, в которой они описываются, похожа на модель RGB. Геометрический образ модели CMYK это тот же "куб", в котором переместилось начало координат. Если абстрактно, и для более легкого запоминания по аналогии с моделью RGB, то это так.

Проблема заключается в другом, в реальности и чистоте цвета реальных красок. Данная модель описывает реальные полиграфические печатные краски, которые, увы, далеко не так идеальны, как цветные излучения. Они имеют примеси, растворители, связующие и поэтому не могут полностью перекрыть весь видимый цветовой диапазон спектра белого света, а это приводит, в частности, к тому, что смешение трех основных красок, которое должно давать черный цвет, дает какой-то неопределенный темный цвет, точнее темно-коричневый, чем истинно черный цвет. Для компенсации этого недостатка в число основных полиграфических красок была введена черная краска. Именно она добавила последнюю букву в название модели СМУК, хотя и не совсем обычно: C - Cyan; M - Magenta; Y - Yellow и K - Key color (по одной версии) или blacK (по другой версии).

Таким образом, модели RGB и СМУК, хотя и связаны друг с другом, однако, их взаимные переходы друг в друга (конвертирование) не происходят без потерь. Тем более что цветовой охват у CMYK меньше вследствие более низкой чистоты основных красок по сравнению с основных излучений RGB. Это вызывает необходимость выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств издательских компьютерных систем, требующихся для работы с цветом: 1) сканера (он осуществляет ввод изображения); 2) монитора (по нему судят о цвете и корректируют его); 3) выводного устройства (оно создает фотоформы или печатные формы при подготовке издания к печати). Так же необходима калибровка (нормализация процесса печатания) полиграфического оборудования - печатной машины (выполняющей конечную стадию - печать).

Модель CIE Lab. Есть еще одна цветовая модель, которая называется Lab. Она была создана Международной комиссией по освещению (CIE) с целью преодоления существенных недостатков вышеизложенных моделей, в частности, она призвана стать аппаратно независимой моделью и определять цвета без учета индивидуальных особенностей (профиля) устройства (монитора, принтера, печатной машины и пр.). В этой модели любой цвет определяется светлотой (Luminance) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром в, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого.

В этой модели цвет определяется одной количественной (мощностью излучения, яркостью, светлотой) и двумя качественными характеристиками, но не в виде отдельных монохроматических излучений, а половинками интервала спектра излучений видимого света. Программа Adobe PhotoShop использует эту модель в качестве посредника при любом конвертировании из модели в модель. Модель CIE Lab принята фирмой Adobe для языка PostScript Level 2.

Кроме названных выше цветовых моделей и других, не рассматриваемых нами, есть еще одна, часто используемая, - Pantone . В отличие от рассмотренных ранее Panton содержит ряд фиксированных цветов. Эти цвета применяются в печати либо как дополнительные к четырем цветам - C, M, Y, K, либо для печати некоторых оттенков, которые недостижимы при системе CMYK, например, - яркий синий. Часто Panton-цвета используются в качестве плашечных цветов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по курсу техника и технология средств массовой информации печатные издания

Лекции по курсу.. техника и технология средств массовой информации печатные издания.. лекция..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изобретение книгопечатания в Китае и Европе. Появление линотипа
Попытки размножить текст не рукописным, а механическим способом предпринимались еще в глубокой древности, например, в Древней Месопотамии небольшие тексты с рисунками размножали с помощью штампов.

Этапы производства печатной продукции
При производстве печатной продукции можно выделить следующие этапы: набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, макетирование, верстка, перенос изображения на носитель (процесс печати

Современная технология допечатных процессов
Вспомним, как делали газеты в шестидесятые-семидесятые годы. Оригинал авторской рукописи прочитывался редакционными работниками, подвергался правке, в нем указывались формат набора, шрифты, абзацы,

Аппаратное обеспечение допечатной подготовки
Основными компонентами систем издательских комплексов являются: комплекс технических средств (КТС) и программное обеспечение (ПО. Комплекс технических средств - это набор технически

Устройства ввода и передачи текстовой информации
На стадии допечатной подготовки изданий пользователю предоставляется большое многообразие средств ввода но­вой информации. Клавиатурный ввод текстовой информации. В

Правила набора текстовых материалов
До появления компьютеров текстовые материалы в машинописном виде поступали в типографию, где профессиональные наборщики на клавиатуре линотипов или наборных автоматов заново воспроизводили текст. В

Изобразительный материал
Технологии ввода изображений. Ввод изображений в ПЭВМ осуще­ствляется на основе сканирования оригиналов иллюстративных мате­риалов, использования цифровых фотокамер или путем создания ри­сун

Макетирование и верстка
С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования. Как

Воспроизведение изобразительных оригиналов
Как было сказано ранее, изобразительные оригиналы можно классифицировать по следующим основаниям. Вид изобразительного оригинала: – черно-белая графика (чертежи, штриховые

Требования к исходным изобразительным оригиналам
Существует неизменное правило: чем выше качество оригинала, тем лучшим будет и оттиск. Поэтому когда в качестве оригинала берется копия изображения (ксерокопия, фотокопия, полиграфическая и др.) вр

Стохастическое растрирование
В последнее время ведущие зарубежные полиграфические компании прилагают немало усилий, чтобы улучшить качество воспроизведения за счет изменений в допечатной подготовке издания. Прежде всего, это и

Регулярный растр Стохастический растр
Считается, что при стохастическом растрировании можно увеличивать толщину красочного слоя, по сравнению с традиционной печатью, что повышает контраст изображения. А именно в газетной печати за счет

Сравнительные характеристики традиционного фотохимиграфического и современного электронного способа обработки изобразительных оригиналов
В докомпьютерных технологиях ввода и обработки изобразительных оригиналов существовало два основных способа ввода. Один из них - механическое копирование. Оно производилось на специальном ст

Цифровые форматы хранения растровой и векторной графики
Существует множество различных форматов для сохранения изображений, и каждый имеет свои преимущества и недостатки. Из растровых форматов наиболее распространены TIFF, GIF и JPEG. О

Цифровые фотоаппараты
Новые цифровые фотокамеры, обладающие более высоким разрешением, разнообразными ручными настройками и меньшей стоимостью, бросают вызов пленочным аппаратам. При переходе на цифровую технол

Внешний вид печатного издания. Предпечатная подготовка издания
В принципе, все перемены, все элементы и приемы макети­рования служат главной цели: читатель при чтении газеты не мо­жет, не должен испытывать дискомфорта. Повседневная практи­ка убедительно подтве

Моделирование
Главенствующую роль в серьезном типе изданий играет содер­жание. Необходимость «отвлечься» на содержательную составляющую вполне объективна: форма, как известно, - способ существова­ния содержания,

Дизайн газеты
Логотип газеты и первая полоса. Специфика первой полосы заключается в том, что на ней изна­чально остается меньше пространства: логотип съедает значитель­ную часть полосы. И эт

Предпечатная подготовка издания
Предпечатная подготовка издания включает в себя комплекс процедур, направленных на подготовку издания к требованиям конкретной технологии печати и может состоять из нескольких шагов. Сп

Способы передачи готового макета на печать
Способ передачи макета на печать диктуется конкретной ситуацией. Если печать на ризографе, то макет может быть передан на бумаге. Если станция верстки имеет компьютерный интерфейс с ризографом, то


Игнатов К. Дагерротип конца ХХ века.// Курсив. - 1996. - № 2. - http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/prepress.html. Стефанов С. Технологии цветоделения // www.aqualon.ru.

Аппаратно-программный комплекс оборудования редакций
Комплекс технических средств - это набор технических средств, не­обходимых для поддержки деятельности пользователей - сотрудников редакции или издательства. К таким средствам относят:

Организация вычислительных сетей
Компьютерная (вычислительная) сеть - совокупность компьютеров и терминалов, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных.

Антивирусная защита
Антивирусная защита была всегда актуальным вопросом. Вирусы - вредные программы, которые мешают нормальной работе компьютера. Раньше вирусы распространялись только через дискеты. Поэтому на каждом

Системы архивирования
Архивирование данных - крайне важная процедура, имеющая целью: – создание страховых копий данных на случай выхода из строя компьютера или жесткого диска либо несанкционированного (случайно


Все о модемах. Как устроен и работает модем. Валуйский B. Аналоговая цветопроба: офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка? // Курсив, № 3 (11), 1998.

Интернет в организации редакционно-издательских процессов. Централизованный и децентрализованный выпуск газет
Назначение и принципы создания Интернет. Прообраз сети Интернет был создан в конце 60-х годов по заказу Министерства обороны США. В то время существовало не очень много мощных компьютеров, и

Формные и печатные процессы
Фотоформы. Для начала уточним основные понятия: фотоформа и печатная форма. Фотоформа в полиграфических технологиях - это изобразительный иллюстра

Виды и способы печати
Печатные процессы - комплекс процессов, связанные с процедурой печатания, включающий перенос печатной краски с печатной формы (иногда с использованием промежуточного носителя, например, офсетного ц

В - бумага с оттиском
Принцип высокой печати используется уже более 1000 лет. Первые печатные формы представляли собой плоские, с ровной и гладкой поверхностью деревянные доски, на которых изображение по

Г - бумага с оттиском
Фототипия - это безрастровый способ прямой плоской печати с использованием печатных форм, на которых разделение поверхности печатной формы на печатные и пробельные элементы обеспечивается

Краска, 2 - барабан с формой, 3 - ракельный нож
Способ цифровой печати - технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет ЭВМ изда

Послепечатные процессы
Самый простой с точки зрения отделочных операций вид печатной продукции - это листовка. После печати требуется только обрезать технологические поля и упаковать тираж. Однако большинство видов проду

Полиграфические материалы для СМИ
Типографские краски и их характеристики. В зависимости от способа печа­тания краски делятся на типографские, литографские, офсетные, фототипные, для глубокой печати и т. д.; в


Стефанов С. Фотоформы в полиграфии // www.aqualon.ru. Валуйский В. Computer-to-Plate:наши недостатки есть продолжение наших достоинств // Курсив, № 6 (14), 1998. В