Что высмеивает салтыков. Над кем смеется салтыков-щедрин

Литературное чтение
Урок 74.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Ивовый росток».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
4 1
Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
– Понравилась ли вам первая японская сказка?
– Что особенно запомнилось?
– Как вы озаглавили сказку?
2. Пересказ сказки.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в

© ООО «Баласс», 2012
1

II. Развитие
умений.
2 1 4 2 1 3 4
Работа над сказкой.
1. Работа с текстом до чтения.
– Как вы думаете, кто герои второй сказки? Как вы догадались?
(По иллюстрации.)
– Как вы думаете, какую сказку будем читать: грустную или весёлую?
(Трудно предположить.)
Чтение ключевых слов в тетради.
– Какие события могут произойти во второй сказке?

2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение сказки про себя.
– Проверим свои предположения.
Вопросы после чтения:
– Какая же это сказка: грустная или весёлая?
– Почему вы смеялись, читая сказку? А есть ли в ней грустные ноты?
2. Повторное чтение вслух и беседа по содержанию.
1­й абзац.
– Почему хозяин так беспокоился?
2­й абзац.
– Правильно ли поступил слуга? Он следил за ростком? Берёг его?
– Чем недоволен хозяин?
– Почему же слуга так странно себя вёл? Какой он?
– Чем закончилась сказка? (Открытый конец.)
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова­
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред­
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,

© ООО «Баласс», 2012
2

выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
3. Вопрос после чтения:
– О чём же эта сказка?
3. Работа с текстом после чтения.
Инсценирование сказки.
а) Подготовительная работа:
– Что такое диалог? Как он оформляется на письме?
– Прочитайте самостоятельно диалоги.
– Представьте героев. Выберите интонацию, с которой нужно произносить
их реплики. Артисты двигаются по сцене. Содержание сказки подсказывает
вам, что надо делать. Чем занимается слуга? А хозяин?
– Порепетируйте шёпотом.
Класс делится на несколько групп. Распределяются роли: хозяин, слуга,
автор.
б) Инсценирование.
в) Выступление зрителей­критиков и обсуждение инсценировки.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Какой мудрости учит эта сказка?
– Могли ли похожие события произойти в реальной жизни?
– Эту сказку относят не просто к бытовым сказкам, а к бытовым
сатирическим. Сатирическая сказка обязательно кого­то или что­то
высмеивает. Какую сатирическую сказку мы с вами уже прочитали в этом
Духовно­нравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать позитив­

© ООО «Баласс», 2012
3

разделе учебника? (Долганская сказка.)
– В этих сказках герои не делятся на положительных и отрицательных.
Сделайте вывод, какие человеческие качества высмеивают японские
сатирические сказки.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданско­патриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Ι
V. Домашнее
задание.
Разделить сказку на две части, нарисовать к одной из частей иллюстрацию.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.

© ООО «Баласс», 2012
4

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их терпение, страх.

Очень ярко сатира Салтыкова-Щедрина проявляется в сказках. Этот жанр позволяет скрыть обличительный смысл произведения от цензоров. В каждой сказке Щедрина обязательно есть политический или социальный подтекст, который был понятен читателям.

В своих сказках Щедрин показывает, как богатые угнетают бедных, критикует дворян и чиновников - тех, кто живет народным трудом. У Щедрина много образов господ: помещиков, чиновников, купцов и иных. Они беспомощные, глупые, заносчивые, хвастливые. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает жизнь тогдашней России: помещики нещадно наживаются на крестьянах, а те даже не думают сопротивляться.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. Так, в сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил - дрожал и помирал - дрожал»). Во всех своих сказках писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, силен житейской смекалкой. В сказке о генералах мужик делает из собственных волос невод и лодку. Писатель полон горькой обиды и в какой-то мере стыда за свой многострадальный народ, говоря, что он своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Символом русского народа является у Щедрина образ коняги, который терпеливо тянет свою лямку.

Сказки Салтыкова-Щедрина актуальны в любое время. Внимательный читатель найдет в его произведениях сходство с современностью, поэтому Щедрина надо знать, надо читать. Его произведения помогают понять социальные отношения и закономерности жизни, нравственно очищают человека. Я хочу сказать, что творчество Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.

Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина отражают основные проблемы России, которые тревожат ее в шестидесятых-восьмидесятых годах девятнадцатого века. В это время в среде передовой интеллигенции возникало много споров о дальнейшем пути развития России. Через свои «сказки» Салтыков-Щедрин высказался за борьбу с самодержавием. Он считал, что несмотря на отмену крепостного права, русский народ живет по-старому. Через свои «сказки» Щедрин высмеивал все то и всех тех, кого он считал помехами в развитии России. В своих сказках Щедрин дает уничтожительную сатиру на представителей этих классов. Он высмеивает сановников, помещиков, либеральную интеллигенцию, которая, не зная жизни, философствует о том, как всем надо жить. Он высмеивает всех тех, кто живет народным трудом и сам ничего не делает. Вместе с сатирическим изображением чиновничьей Руси, Салтыков-Щедрин подчеркивает чрезмерное трудолюбие мужика. Демократ-революционер Щедрин понимает, что для того чтобы что-нибудь изменить в стране, необходимо поднять на борьбу русский народ.

Основные идеи Щедрина высказаны в сказках: « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Карась – идеалист», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин дает яркую сатиру на двух сановников – генералов, которые всю жизнь прослужили в регистратуре, и их контору устранили за ненадобностью, то есть ничем полезным эти два генерала не занимались. Эти два генерала попали на остров, где всего было в изобилии, но они умерли бы с голоду, если бы не нашли мужика, который делал бы для них все. Эти генералы не знают жизни, они привыкли жить за счет крепостных. Генералы считают, что булочки, которые им преподносят к обеду, растут на деревьях и их надо всего лишь сорвать. В этой сказке Щедрин показывает трудолюбие мужика, который готов на все ради господ, даже вяжет веревку, которой господа его свяжут, чтобы он не убежал. Эта сказка показывает бедственное положение мужика, который слишком покорен господам, бескорыстность народа, трудолюбие, а также неблагодарность господ (генералы «отблагодарили» мужика рюмкой водки и пятаком серебра) их беспомощность без крепостных. Похожий тип «большого» человека нарисован Щедриным и сказке «Дикий помещик», где повествуется о том, что помещик беспомощен без крепостных, без них он деградирует и начинает общаться с медведем. Актуальность проблемы подчеркивается Щедриным: его герой «жив и поныне».

Никчемность жизни сановников и пустое философствование либеральной интеллигенции показывается Щедриным в сказке «Карась идеалист». Карась размышляет о том, как был бы прекрасен мир, если бы никто никого не ел, и все бы решалось мирным путем. Итогом его размышлений явилась его смерь: щука подплыла и съела его. Его утопические идеи может быть и правильны, но, не зная жизни, нельзя думать о чем-то высоком в этой жизни. Щедрин утверждает этой сказкой, что только действиями, а не словами можно решить проблемы. Класс мещан высмеивается Щедриным в сказке «Премудрый пескарь». Боязнь перемен ни к чему хорошему не приведет, что и подтверждается Щедриным: «Жил дрожал и помирал дрожал». Концепция выжидания, которая была характерна для среднего класса, осмеивается Щедриным.

Протест против самодержавной власти Салтыков-Щедрин выразил в своей сказке «Медведь на воеводстве». В этой сказке автор показал, что не важно какой правитель, не важно какие методы он использует для достижения цели, важна база, на которой он проводит свою политику. Первый и второй Топтыгины занимались разными злодеяниями: первый – мелкими (съел чижика), второй – более крупными (забрал у крестьян корову, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). В образе Топтыгина I Салтыков-Щедрин высмеял аппарат принуждения, полиции, который был свойственен для самодержавной власти. Он показал, что такие методы давно исчерпали себя. Топтыгин II – образ, который получился в результате слияния черт бюрократии и высших сановников. Он слишком медлителен, и из-за этого его ждет неудача. Этим образом Салтыков-Щедрин высмеял бюрократический аппарат царской России. Оба этих правителя не добились нужного результата, и их сменил Топтыгин III, который решил вести «политику невмешательства». Суть его теории «неблагополучного благополучия», состояла в приспособлении к изменяющимся условиям жизни. Проявление жизненной активности проводилось, лишь для удовлетворения каких-либо потребностей. В этом образе видна авторская сатира на либеральную интеллигенцию, которая не пытается улучшить жизнь, но находит разные теории для продолжения существования. База самодержавия не могла благоприятствовать развитию России, поэтому была высмеяна Щедриным в этой сказке.

Итак, основная тематика сказок Щедрина заключалась в гротескном, саркастическом обличении всех пороков общества, для каких-либо изменений в благоприятную сторону. Идеи свержения самодержавия, разоблачения лентяев-помещиков и лентяев-сановников, активизации среднего класса и крестьянства, прекращения пустых размышлений без жизненного опыта, реорганизации бюрократического аппарата, нашли свое отражение в сказках Салтыкова-Щедрина, демократа-революционера, который в сатирической форме осмеял все факты, порочащие общество. Своими «сказками» Щедрин показал, что стихийные расправы крестьян, свержение самодержавия («Медведь на воеводстве») – вот путь к счастливой жизни.

На первый взгляд, «сказки» безобидны, но под пером Салтыкова-Щедрина язык, которым они написаны, превращается в мощное оружие борьбы – политическую сатиру.

Традиции народной сказки. Надо заметить, что речь идет прежде всего не о волшебной, а о социально-бытовой, сатирической сказке: персонажи такой сказки – глупые генералы, помещики, которые не знают и не умеют ничего.
Однако существенно, что характеристика мужика – не такая, как в народной сказке. Там он всегда умнее, храбрее, сильнее, всегда одурачивает сильных мира сего, оставляет угнетателей в дураках. У Салтыкова-Щедрина подчеркивается парадоксальная смесь ценных, жизненно необходимых качеств крестьянина и покорности, долготерпения, граничащих едва ли не со слабоумием. Типичная для писателя антитеза: резкий контраст физической силы, смекалки (причем гиперболизация этих качеств) и терпения, смирения, сам позволяет себя угнетать.
Общая стилистика – во многом тоже сказочная («в некотором царстве») , но напрямую заимствованных из сказок сюжетов нет. Сюжеты по сути так же аллегоричны, как и в последних, более оригинальных сказках, а потому и уникальны. Только внешне эти сказки ассоциируются с фольклорными (герои, стиль) .
Один из основных приемов Салтыкова-Щедрина – гротеск (на генералах надеты ночные рубашки с орденами; мужик сам сплел веревку «из дикой конопли» , чтобы генералы его связали) .
Сказки 1880-х годов написаны в годы политической реакции, поэтому их целесообразно сопоставлять не только с произведениями Гоголя, Крылова, но и Чехова, который как раз начал свою писательскую деятельность. Различие состоит в том, что в сказках Салтыкова-Щедрина акцент ставится на социальной проблематике (взаимоотношения народа и власти, феномен русского либерализма и просвещения, социально-психологический тип «либерала» и т. д.) , а у Чехова – на «общечеловеческой» , этической и экзистенциальной (пошлость, мещанство, рутина жизни и т. д.) .
В соответствии с этим различаются и основные изобразительные принципы: у Салтыкова-Щедрина – аллегорические обобщения государственного масштаба, у Чехова – бытовые мелочи. Объединяет их приверженность единственной форме свободомыслия, разрешенной в ту эпоху, - смеху, который у обоих писателей сочетается с иносказанием. При этим смех Салтыкова-Щедрина отличается не только весельем, сколько злостью, он носит сатирический характер. Его поздние сказки мрачны, лишены оптимизма. В них он опирается на традиции не столько народной сказки, сколько басни, где аллегоричность задана изначально, составляя структурообразующий жанровый тип.
Герои сказок 1880-х годов напоминают героев басен. Животные часто выступают в типично басенной функции, а не в сказочной. Кроме того, как бывает в басне, животные иногда внезапно превращаются из действующих лиц в «самих себя»: например, рыба – действующее лицо может быть в конце сказки изжарена.
Салтыков-Щедрин использует «готовые» роли, закрепленные за некоторыми животными, в его сказках встречается традиционная символика. Например, орел – символ самодержавия; поэтому сказка, где главный герой – орел, сразу понимается читателем соответствующим образом (размышление об орлах и об их сущности, несомненно, воспринимается в аллегорическом смысле) .
Салтыков-Щедрин демонстрирует свою приверженность басенной традиции, в частности, он включает в некоторые сказки мораль, типично басенный прием («сие да послужит нам уроком») .
Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова-Щедрина, выражается уже в самом факте, что животные действуют в качестве людей, в специфических ситуациях (чаще всего связанных с идеологическими спорами, общественно-политической проблематикой, актуальной для России 1880 годов) . В изображении этих невероятных, фантастических событий и проявляется своеобразие щедринского реализма, подмечающего суть общественных конфликтов и отношений, характерные черты которых гиперболизированы.
Пародия также принадлежит к типичным для Щедрина приемам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в «Истории одного города» , или история просвещения в России.