Что такое мюзикл: определение. Культурная революция

Особенность мюзикла как жанра заключается в симбиозе направлений театрального искусства, включая такие популярные жанры как оперетта, водевиль и бурлеск. На протяжении длительного периода мюзикл не выделяли в качестве самостоятельного направления искусства. Впрочем, он до сих пор признаете далеко не всеми.

Мюзикл

Такие музыкальные спектакли в Москве - это музыкально-сценическая постановка, которая предполагает логическое сплетение диалогов, хореографии, музыки и песен, при этом музыкальной составляющей в мюзиклах существенно меньше, чем в опереттах. Тем не менее, мюзикл отличает необычайная зрелищность и разнообразие в формах актерского выражения. Это и стало ключевой особенностью мюзиклов. В современном понимании мюзикл - это сложная художественная интерпретация, которая давно вышла из категории развлекательных постановок.

Среди наиболее популярных американских постановок - «Иисус Христос - суперзвезда», «Нотр-Дам де Пари», в которых органично сочетаются хореографическое и вокальное мастерство с популярными мелодиями и песнями. При этом, если в опере используется оперный вокал, первенство в мюзикле всецело отдано эстрадному исполнению песен, который напрямую связан с сюжетной линией спектакля. Расписание свежих театральных премьер и мюзиклов в Москве вы можете найти на сайте Московского театра мюзикла.

Опера

Опера - это преимущественно музыкально-драматическое произведение, ключевой особенностью которого является вокальное исполнение. В операх редко встречается такое изобилие хореографии и зрелищных эффектов, которые свойственны мюзиклам. Оперы и оперетты ассоциируются у современного зрителя с балетными сценам, которые нередко прерывают сюжетную линию. Мюзиклы связывают подобные сцены с развитием сюжета и основной интриги спектакля.

Среди самых нашумевших оперных постановок - «Леди Макбет» и «Поворот винта» и лидеры по количеству постановок «Волшебная флейта», «Травиата».

Оперетта

Оперетта - это небольшое театральное произведение, в котором перемежаются диалоги, вокальные и инструментальные номера. Главная особенность оперетта - комический сюжет. Наиболее ранние постановки передавали явно выраженный сатирический характер, чуть позже отмечается лирическая направленность.

Как и в операх, особые требования предъявляются именно к вокальным данным актеров, при этом музыкальные номера и хореография уходит на задний план.


Это статья о двух «классических соседях» - об оперетте и мюзикле.
Жанр оперетты возник в середине 19 века во Франции. Сегодня судьба оперетты напоминает судьбу бедных падчериц, даже в Вене, где всегда шла оперетта, теперь ее можно услышать только под Новый год. И только в России оперетта остается жанром массовым, поэтому где, как не в России, задавать сакраментальный вопрос: почему оперетта отовсюду вытесняется заокеанским мюзиклом?
Давайте уточним, разные ли это жанры или разница их просто в названии? На самом деле, оперетту и мюзикл вполне можно объединить в один жанр, а различие названий произошло из-за того, что понятие «оперетта» появилось еще в Советском Союзе, а слово «мюзикл» - это слово 20 века, и оно просто «осовременило» данное понятие. Так что можно считать, что мюзикл – это перестроившаяся на современный лад оперетта.
История мюзикла тоже подтверждает такой подход. Американцы, исполнявшие традиционные классические оперетты Оффенбаха,
Легара, перестраивали их на свой лад. Собственно, таким образом, из оперетты родился мюзикл. В итоге, в настоящее время можно услышать и истинную оперетту, и ее перерождение – мюзикл.

На постсоветской территории России все еще существует театр оперетты. Возникшая еще в советское время, как писалось выше, здесь оперетта еще не заменена на мюзикл. Почему так? Некоторые композиторы объясняют это оптимистичностью данного жанра, который помогал пережить народу тяжелые времена в истории страны. «Долгожительство» оперетты в Советском Союзе продиктовано необходимостью наличия такого легкого жанра, который вселял в людей веру и надежду в лучшее будущее. Советской оперетте была свойственно отсутствие серьезных тем, социальных проблем, грустной музыки, она вся была комедийна и создана для веселья и поднятия настроения.
Требования для артистов для мюзикла и оперетты почти одинаковы: они должны уметь петь, должны уметь танцевать, красиво двигаться и, конечно, уметь играть на сцене. Но все-таки к артистам оперетты требования меньше, чем те, которые предъявляются артисту мюзикла. У артиста мюзикла должна еще быть артистичная красивая внешность, он должен уметь танцевать сложные каскадные номера и быть хорошим актером. Если артист в мюзикле будет плохо играть, мюзикл не пойдет в прокат.

А откуда появилась сама оперетта? Оперетта вышла из оперы, как можно догадаться и по названию. И часто серьезные оперные певцы тоже играют в опереттах. Среди опереточных арий есть сложные для исполнения, и оперные артисты вполне могут гордиться исполнением отдельных арий и номеров. Оперетты и мюзиклы сейчас ставятся и на оперных площадках, если брать примером город Санкт-Петербург, то такое происходит в Большом театре. Хотя иногда может возникнуть ощущение консерватизма, потому что Большой театр часто ругают за то, что там старые постановки идут годами. Правда, когда Большой театр обновляет репертуар и ставит премьеры на своих площадках, все равно критики пишут отрицательные отзывы, не смотря на то, что эксперименты в Большом театре – это большой шаг вперед для главного театра страны.

Популярность жанра мюзикла достигла в последние годы небывалых высот, о чем свидетельствует появление всё новых и новых постановок. Не забыт и жанр оперетты, который по-прежнему востребован у истинных ценителей классики. Но не всякий, даже самый завзятый театрал способен без затруднений перечислить основные отличия одного вида музыкального искусства от другого. Чем же отличается оперетта от мюзикла? Попробуем разобраться.

Определение

Оперетта театральный жанр, произведение с преимущественно комическим сюжетом, в котором музыкальные и танцевальные номера перемежаются с диалогами.

Мюзикл (иногда называемый также музыкальной пьесой или музыкальной комедией ) – сценическое произведение, в котором наряду с музыкой используются пластика, хореография и постановочные эффекты.

Сравнение

Хотя в жанрах оперетты и мюзикла очень много общего, большинство исследователей склоняются к тому, чтобы отделять их друг от друга. Начнем с того, что оперетта европейского происхождения – она зародилась во Франции, в Париже. Мюзикл – дитя американской культуры. При этом мюзикл – близкородственный оперетте жанр, перенявший многие ее черты.

Оперетта ближе к классической музыкальной форме, в ней развитие действия, сюжета и характеров решается посредством музыки. По сути, роль музыки в оперетте не меньшая, чем в опере, просто выражается она облегченными средствами, за счет чего этот жанр носит легкий, комический характер. Поэтому требования в первую очередь к вокалу певцов в оперетте весьма высоки. Сцены диалогов здесь выступают только как связующие звенья между главенствующими элементами – музыкальными номерами.

В мюзикле же музыка не ставится во главу угла, при этом танцевальные номера, в отличие от оперетты, тесно связаны с основным действом. Вокал здесь используется менее интенсивно, поскольку очень важны и пластика актеров, и сам литературный материал, являющийся основой произведения. В идеале актер мюзикла должен быть универсалом, умеющим синтезировать в одном образе речь, пение, мимику, пластику и танец. Считается, что если из хорошего мюзикла убрать всю музыку, то он должен превратиться в полноценную пьесу, пригодную для драматического театра. Сюжет мюзикла более сложен и разнообразен, чем сюжет оперетты. Оперетта пышет весельем, здесь присутствуют юмористические эпизоды, улыбки и смех. Мюзикл может быть и трагическим, и трагикомическим, и драматическим, и фарсовым. Здесь могут в сатирическом ключе обсуждаться социальные проблемы. В мюзикле герой может погибнуть, в то время как в оперетте такой поворот исключен.

Выводы сайт

  1. Родоначальник оперетты – Париж, жанр мюзикла сформировался в США.
  2. Оперетта продолжает традиции академической музыки. Диалоги в ней выступают лишь связующими звеньями между основными элементами – музыкальными номерами. В мюзикле же главное место отводится литературному материалу, то есть самой пьесе, вокал здесь применяется менее интенсивно.
  3. В оперетте исполняются классические музыкальные произведения, в мюзикле активно используются джаз, рок, эстрадные жанры.
  4. В мюзикле танцевальные номера являются значимой частью основного действа, пластика и хореография становятся здесь важными выразительными средствами. Балетные сцены в оперетте обычно никак не связаны с сюжетом и прерывают его развитие.
  5. Оперетта – легкий, комический жанр, в мюзикле могут присутствовать трагические, сатирические, фарсовые элементы. Сюжет мюзикла более разнообразен и сложен, чем сюжет оперетты.
  6. Мюзикл в большей степени имеет коммерческую подоплеку, это зрелищное мероприятие.

МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА

Оперетта - великая утешительница. Оперетта хороша тем, что позволяет даже самому умному три часа побыть идиотом. Господи, до чего же это чудесно!
Сильвия Чиз
Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный - для не умеющих говорить.
Шарль Азнавур
Лучший номер мюзикла «Эвита», всемирно известная песня «Не плачь по мне, Аргентина», звучит точь-в-точь как мелодия, которую я слышал еще мальчишкой неподалеку от Альберт-холла. Ее наигрывал на саксофоне бродяга, у которого было всего три пальца на левой руке.
Бернард Левин
Я не люблю свою музыку, но что значит мое мнение по сравнению с мнением миллионов?
Фредерик Лоу, автор мюзикла «Моя прекрасная леди»

(Источник: «Большая книга афоризмов.» Душенко К. В. Изд. 5-е, исправленное. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

  • МЫ И ДРУГИЕ
  • НАГЛОСТЬ, НАХАЛЬСТВО

Смотреть что такое "МЮЗИКЛ, ОПЕРЕТТА" в других словарях:

    ОПЕРЕТТА - ит., от opera. Небольшая опера. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ОПЕРЕТТА ИЛИ ОПЕРЕТКА небольшая опера с комическим сюжетом. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    ОПЕРЕТТА - итальянское слово (operetta) и означает буквально маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50 х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий коротеньких представлений, которые шли в антрактах… … Музыкальный словарь

    Оперетта - Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д … Википедия

    Мюзикл - (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) музыкально сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений,… … Википедия

    мюзикл - Үзендә эстрада, оперетта, балет элементлары булган музыкаль тамаша, фильм … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    Государственный академический театр "Московская оперетта" - 24 ноября 1927 года опереттой Михаила Багриновского Игра с джокером в постановке режиссеров Рубена Симонова и Григория Ярона в Москве был открыт Театр оперетты. До 1917 года в Москве было два театра оперетты: театр Зона и Никитский театр… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Монте-Кристо (мюзикл) - У этого термина существуют и другие значения, см. Монте Кристо. Монте Кристо … Википедия

    Рок-мюзикл - Рок опера (англ. rock opera) мюзикл, музыкально сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов) в сочетании со стилистикой рока. Рок опера это театрализованное представление с сюжетом,… … Википедия

    Ромео и Джульетта (мюзикл) - Эта статья или раздел может содержать материал неэнциклопедичного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    комическая опера - опера на комедийный сюжет. Сложилась в XVIII в. во многих национальных разновидностях: опера буффа в Италии, балладная опера в Англии, опера комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии, комическая опера в России и др. Характерны сюжеты из… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Гейша или История одного чайного дома. Клавир оперетты , Джонс С.. Москва, начало XX века. Издание А. Зейванг. Типографский переплет. Сохранность хорошая. Вашему вниманию предлагается клавир оперетты "Гейша" английского композитораС. Джонса. Лондонская… Купить за 1995 руб
  • Э. Стенберг , Елена Луцкая. Альбом посвящен творчеству заслуженного художника РСФСР, главного художника театра Моссовета Э. Стенберга. Драма и оперетта, балет и мюзикл, эстрада и цирк - сфера деятельности мастера.… Купить за 340 руб
  • Жанровая классификация музыкально-драматических спектаклей (опера, балладная опера, оперетта, водевиль, мюзикл, поп-мюзикл, рок-опера, зонг-опера) , Андрей Бахтин. Представляем вашему вниманию монографию, автор постарался раскрыть отличие жанров музыкально-драматических спектаклей и их специфику. Содержание: Эстетическийфеномен мюзикла. Сценическая…

На вопрос чем отличается мюзикл от оперетты? заданный автором Проспорить лучший ответ это Принципиально - ничем.
Большой толковый словарь:
МЮЗИКЛ [от англ. musical - музыкальный]
Театрализованное представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета.
ОПЕРЕТТА. [итал. operetta]
Жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой) , с танцем и текстом.
___
Нашла диалог-анализ!
- ..Мюзикл - это абсолютно американизированная оперетта!
- А если попытаться дать определение мюзиклу?
- Это музыкальная форма, на которую положен некий драматический сюжет, но при этом звучание отличается от звучания классических опер, от классической музыки.
- Да, но при этом ещё существуют речитативные вещи, вне музыки.
- Это вообще-то синтез танца, разговора и музыки. Причём в мюзикле все три составляющие должны делаться очень хорошо, в этом отличие американского мюзикла от оперетты. Если в американском мюзикле основа всего то, что актёр должен замечательно петь, танцевать и разговаривать, то в советской оперетте – актёр может не уметь ни танцевать, ни петь, ни двигаться.
- Мы так походя обидим все театры оперетты и музыкальной комедии в стране.. .
- Все мы не обидим! Бывают исключения, когда вдруг в каком-то театре появился синтетический актёр, который всё делает хорошо, но для оперетты это - исключение!
Подробнее:

Ответ от Илья Ильминский [новичек]






Ответ от Мадам [гуру]
На мой взгляд мюзикл - это осовремененная оперетта.


Ответ от Двутавровый [гуру]
одно и то же


Ответ от Абрикосовый [новичек]
МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг. , расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.) .
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг. ; первым новым мюзиклом стал «Метро» , премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана» .
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица» , который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера) , музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.


Ответ от Евгений Кузнецов [гуру]
МЮЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг. , расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.) .
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг. ; первым новым мюзиклом стал «Метро» , премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана» .
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица» , который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв. - маленькая опера) , музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы оперетты сложились и в других странах. Среди мастеров оперетты: композиторы Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, Р. Планкет, И. Кальман; Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, И. О. Дунаевский, Г. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников.