Презентация к уроку "история оперетты". Музыкально-театральные жанры III

«Музыкальные уроки» - Энциклопедия классической музыки. Программы для сочинения музыки. Проблемы: Программы для работы с музыкой на компьютере. Посвящена року, джазу и поп - музыке. Формировать духовный мир ребенка. Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Клиффорд. Интерес и инициатива самого учителя. Пение КАРАОКЕ.

«Творческие задания по музыке» - Сближение понятий. Повышение учебной мотивации учеников. Песня, нота, рояль, пластинка, струна, строка, оркестр. Лель – персонаж – опера – музыка – красота. Создание условий для проявления творческих способностей ребенка. Лель – пастушок – природа – красота. Ситуация успеха. Способность к открытию. Целостность восприятия.

«Музыкальная одарённость» - Моцарт Вольфганг Амадей. Рихард Штраус. Сергей Васильевич Рахманинов. Римский-Корсаков. Биографы. Эмоционально неуравновешенные дети. Одаренные девочки. Музыкальноодаренные дети. Проявление музыкальных способностей. Потребность. Биографические данные. Общие характеристики детей. Случаи. Музыкальность.

«Музыка на уроке» - Вторая стадия связана с повторным прослушиванием музыкального произведения. Слушание или восприятие музыки не только важный вид деятельности на уроке, но и процесс музыкального мышления, в котором выделяют несколько стадий. Суть художественного восприятия- диалог между композитором и слушателем… Третья стадия восприятия - еще одно обращение к музыкальному сочинению.

«Уроки музыки в школе» - Создала современные фонограммы ко всем разучиваемым песням в аудио, CD и MP3 форматах. Кабинет музыки насыщен современной информационно-коммуникационной техникой (компьютер, синтезатор, мини-кинотеатр, телевизор, цифровой фотоаппарат, сканер, DVD плэйер). Создала вариативную Программу по музыке (1-7 классы) в соответствии с образовательными стандартами.

«Программы по музыке» - Возможность разностороннего развития обучающихся. Кандидат педагогических наук. Направления внеурочной музыкальной деятельности. Русское и зарубежное классическое музыкальное наследие. Программы по музыке. Издательство «Баласс». Издательство «Ассоциация XXI век». Издательство «Русское слово». Издательство «Академкнига/учебник».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Итал. operetta, франц. opérette, буквально – маленькая опера), вид музыкального театра; музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа

3 слайд

Описание слайда:

Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, й, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

В этот день Ж.Оффенбах,истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. .

6 слайд

Описание слайда:

Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно И.Штраус-младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885).

7 слайд

Описание слайда:

В XX веке облик австрийской оперетты существенно изменился. В прошлом исключительно комическая, оперетта превратилась в чувствительную мелодраму с буффонно-фарсовыми элементами. Новое направление, названное "неовенской опереттой", сложилось в творчестве Ф.Легара, И.Кальмана, Л.Фалля и др. Наиболее яркие оперетты неовенской школы - "Веселая вдова", "Граф Люксембург", "Цыганская любовь" Ф.Легара и "Цыган-премьер", "Принцесса цирка", "Княгиня чардаша" (в русском варианте "Сильва"), "Баядера" и "Марица" И.Кальмана.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Имре начал заниматься музыкой поздно и вначале даже не предполагал, что будет музыкантом. Родители хотели, чтобы их сын стал юристом, и юноша поступил на юридический факультет Будапештского университета. Но здесь выяснилось, что ему больше нравится заниматься музыкой, чем юриспруденцией. К тому же у Кальмана обнаружились блестящие музыкальные способности. Окончив первый курс университета, Имре поступил в Будапештскую музыкальную академию в класс известного пианиста Франца Кеслера. Весь следующий год он проучился одновременно в двух местах, но потом решил заниматься только музыкой. Родители были категорически против такого решения сына, считая музыку несерьезным занятием.

10 слайд

Описание слайда:

Но Имре проявил характер и настоял на своем. Ему даже пришлось уйти из семьи и самому зарабатывать на жизнь. Он писал музыку для куплетов и бульварных песенок, работал музыкальным критиком в газетах.

11 слайд

Описание слайда:

В 1906 году Кальману предложили написать музыку к спектаклю «Наследство Переслени». Вскоре в одном из будапештских театров прошла премьера, которую зрители приняли с восторгом. Однако через несколько дней австрийские власти запретили спектакль за его антиправительственную направленность. Как удалось выяснить, причиной запрета стало не только содержание пьесы, но и музыка Кальмана, которая, по мнению цензора, была чересчур насыщена венгерскими народными мелодиями.Тем не менее, директор театра не захотел расставаться с молодым композитором и заказал ему оперетту «Осенние мотивы» на текст, написанный известным поэтом-либреттистом К. Баконем. Премьера спектакля в Будапеште стала триумфом композитора. Вскоре оперетта была поставлена в Вене, и это означало признание Кальмана как мастера этого жанра.

Оперетта носит легкий, развлекательный характер, она никогда не может быть трагедией, чаще всего оперетта - это пародия. Хоть в оперетте присутствуют арии, дуэты, сцены хора и сольные партии отдельных инструментов, исполняют они несложные партии, чаще всего танцевального или песенного характера.

Имре Кальман «Принцесса цирка»

Жак Оффенбах «Орфей в аду» Канкан

"Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Мюзикл - постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссёром-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению.

Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров.

При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.


Опере́тта (итал. operetta , дословно маленькая опера ) - театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки .

Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола»)


Происхождение

Истоки оперетты уходят в глубь веков.

Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях.

Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. «Служанка-госпожа» (1733) Дж. Перголези - образец комической оперы, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже и порождённые им споры побудил Ж. Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его «Деревенский колдун» (1752) - один из трёх источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж. Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.


Французская оперетта

Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах открыл свой маленький театр «Буфф-Паризьен» в Париже, на Елисейских полях. В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт. Оффенбах был превосходный театральный композитор - динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный. Хотя близкие к жанру оперетты постановки случались и до него (например, у Флоримона Эрве), но, по общему признанию, именно он создал оперетту как художественное целое и определил важнейшие признаки жанра.

Гортензия Шнейдер, примадонна Оффенбаха, в «Герцогине Герольштейнской»


Английская оперетта

Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 плодами сотрудничества У. Гильберта и А. Салливана. Сатирический талант Гильберта в сочетании с изяществом музыки Салливана породили такие популярные произведения, как: «Суд присяжных» (1874)

«Фрегат ее величества „Пинафор“» (1878)

«Пираты Пензанса» (1880)

«Микадо» (1885)

«Гвардеец» (1888 )

«Гондольеры» (1889)

Сцена из «Суда присяжных» Гильберта и Салливана (гравюра)



Венская классическая оперетта начинается с Иоганна Штрауса, чей дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.

Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов («Индиго и сорок разбойников», 1871, и «Римский карнавал», 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - «Летучую мышь» (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».

Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались «Веселая война» (1881), «Ночь в Венеции» (1883) и «Цыганский барон» (1885). После смерти Штрауса появилось несколько новых оперетт, музыка которых взята из его вальсов и малоизвестных постановок; среди них самой удачной стала «Венская кровь» (1899, компоновка и обработка Адольфа Мюллера)



«Летучая мышь» - одно из самых непревзойденных творений не только автора, Иоганна Штрауса-младшего, но одна из самых изумительных оперетт. Согласно неподтвержденным слухам, Жан Оффенбах натолкнул Штрауса на мысль писать оперетты. Однажды, беседуя с композитором Оффенбах невзначай заметил: “А почему бы вам, милый Штраус, перестать писать вальсы и начать писать оперетты?” Считается, что идея очень понравилась Штраусу, и сейчас мы можем наслаждаться великолепными опереттами, написанными композитором. История же создания оперетты «Летучая мышь» подтверждает, что путь от сценария к спектаклю порой бывает нелегким.

За основу сюжета оперетты была взята пьеса «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем»), авторами которых стали известные драматурги Мельяк и Галеви, написавшие также сценарий «Кармен», известной оперы Жоржа Бизе. Штраусу очень понравился сценарий, поэтому писал он оперетту с большим воодушевлением. И хотя работал преимущественно ночами, и закончил ее в рекордный срок – 6 недель или за 42 ночи!!


Сюжет «Летучей мыши»

«Летучая мышь» – это набор розыгрышей, остроумного вранья и переплетенных недоразумений, в которые попадают главные герои, два друга, коммерсант Генрих Айзенштейн и директор театра Фальк. Один влюбляется в незнакомку, не догадываясь, что под маской летучей мыши скрывается собственная жена Розалинда; другой – в служанку Адель, при том, что он посмеивается и подшучивает над ее желанием стать актрисой его театра.



Фильм «Летучая мышь»

В 1978 режиссер Ян Фрид снял одноименный музыкальный фильм на студии Ленфильм, премьера которого состоялась 4 марта 1979. В фильме снялись такие замечательные актеры как: Юрий Соломин, Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Виталий Соломин, Олег Видов, Юрий Васильев, Игорь Дмитриев и другие. Фильм, как и оперетта, завоевал популярность на долгие годы, и уже несколько поколений наслаждаются жизнерадостной музыкой, написанной Штраусом, блестящей игрой актеров и тонким юмором. «Летучая мышь» – классика опереточного жанра



Аристократ Эдвин и певица варьете Сильва Вареску полюбили друг друга. Чтобы расстроить невыгодную «партию» сына, аристократические родители вспоминают о давно забытой помолвке сына с «партией» выгодной - графиней Стаси и объявляют о предстоящей свадьбе. Но тут выясняются непредвиденные обстоятельства - оказывается, аристократическая мать Эдвина сама когда-то пела и танцевала в том же самом варьете «Орфеум», да к тому же пользовалась таким успехом, что ее прозвали «соловьем».

Ну а завершается всё, как и положено в оперетте - ко всеобщей радости: после ряда недоразумений влюбленные опять вместе.



Премьера

Премьера с огромным успехом прошла 17 ноября 1915 года в Вене. Исполнители: Сильва Вареску - Митцы Гюнтер (Mitzi Günther), Эдвин - Карл Бахман (Karl Bachmann), графиня Стасси - Сюзан Бахрих (Susanne Bachrich), Бони - Йозеф Конид (Josef König).



Советская оперетта, 1917-1945

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И. Дунаевский.

Николай Михайлович Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы - как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Среди его оперетт:

«Холопка» (1929); самая известная его оперетта. Легко заметить, что по сюжетной линии и музыкальной структуре она близка к написанной тремя годами ранее «Принцессе цирка» Кальмана.

«Чайхана в горах» (1930).




Национальный подъём, наблюдавшийся во второй половине XIX века, особенно на окраинах Австро-Венгрии и Российской империи, затронул и оперетту - стали создаваться произведения на основе национального фольклора.

К категории национальных оперетт можно отнести и произведения итальянских композиторов начала XX века, хотя их музыка менее самобытна и смыкается с венской опереттой. Карло Ломбардо (Carlo Lombardo , 1869-1959, известен под псевдонимом « Leon Bard ») написал «Герцогиню Фру-Фру из Табарина» (La duchessa del Bal Tabarin , 1917) и «Страну колокольчиков» (Il Paese dei campanelli , 1923). Несколько удачных оперетт есть у Джузеппе Пьетри (Giuseppe Pietri , 1886-1946). Во второй половине XX века в Италии пользовались успехом оперетты Марио Коста (Mario Costa , 1904-1995). Несколько оперетт написал Руджеро Леонкавалло.


Тигран Чухаджян

Первые оперетты на всём Востоке написал в 70-х годах XIX века классик армянской музыки Тигран Чухаджян (1837 - 1898): «Ариф» (1872, сюжет навеян «Ревизором» Гоголя), «Кёса кёхва» («Плешивый староста», 1873), Леблебиджи («Продавец гороха», 1875, постановка на советской сцене - «Карине»).