Что сближает и отличает ларису катерину. Сравнение катерины и ларисы в "грозе" и "бесприданнице" островского

Самые известные пьесы из творческого наследия Николая Островского — “Бесприданница” и “Гроза” — благодаря классическим театральным постановкам неумираемо актуальны и входят в репертуар огромного количества трупп. Такой интерес приводит не только к всестороннему анализу этих литературных произведений, но и к сравнению персонажей между собой. Так, в школьной программе часто выносится на обсуждение вопрос, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову — двух главных героинь наших пьес. А действительно, что между этими барышнями общего?

На самом деле Лариса и Катерина совершенно друг на друга не похожи — это два самостоятельных образа, связанных между собой разве что метафорично. Слегка похожи их судьбы: обе несчастливы в личной жизни, обе не имеют возможности жить самостоятельно, обе в достаточной мере экзальтированны и эмоциональны, обе трагически погибают в молодом возрасте. За исключением гибели героинь такие же точно судьбы в России, современной Островскому, были даже не редкостью, а едва ли не нормальным явлением. И одно, и другое произведение на момент появления воспринимались исключительно как бестселлер, своего рода дамский роман для сцены, потому и в основе их — узнаваемое женское бытие, доведенное художником до трагизма.

Что может быть общего у блистающей в своем провинциальном светском обществе подчеркнуто бедной Ларисы Огудаловой и купеческой дочери, жены, невестки Катерины Кабановой? Если рассматривать биографию, то очевидна общая беда — неудачный запретный роман, закономерным итогом которого станет неминуемое страшное общественное порицание. Нравы той эпохи были весьма суровы, так что наказание действительно жестокое. Однако обе женщины готовы принять его ради возможности быть рядом с любимым человеком, обе просят своих избранников забрать их, увезти, жениться, принять. Избранники же у Ларисы и Катерины хоть и почти диаметрально разные, но ведут себя одинаково — оставляют своих женщин “волею судеб”, ничего не предпринимая для разрешения ситуации.

В кульминационные моменты и Лариса, и Катерина приходят к решению оборвать собственную жизнь — это представляется им единственным выходом, альтернативой осуждению, позору и самому тусклому существованию: для Катерины в семье Кабановой, для Огудаловой — в замужестве с Карандышевым или на содержании у Кнурова. Катерина, под влиянием еще и религиозного кликушества, помимо психологического воздействия членов семьи, суицид все-таки совершает. Уход из жизни Ларисы куда более трагичен и нелеп, на грани фарса: ревнивый ничтожный чиновник Карандышев под высперенное “так не доставайся же никому!” убивает Огудалову из осмеянного пистолета. А она, умирая, считает такую смерть избавлением от позора и приравнивает ее для себя к самоубийству. Выглядит это для глаз невольных зрителей как попытка взять на себя вину жениха, оправдать его перед законом, хотя никаких законов в той мещанской жизни не существует в принципе.

Сходство биографий — далеко не последнее, что сближает Ларису и Катерину. Давайте посмотрим на их избранников, которые в обоих случаях и стали косвенными виновниками трагедии. Конечно, Борис и Паратов не похожи друг на друга ровно настолько, насколько не похожи между собой и сами героини. Однако оба они играют для Катерины и Ларисы одну роль — дают ирреальную возможность вырваться из неподобающего окружения. В других условиях, в другой обстановке привлекательность этих мужчин в глазах наших барышень стремилась бы к нулю, здесь же мы видим иное. Борис, человек умный, образованный, с тонкой душевной организацией, резко контрастирует с членами семьи Кабановых и их кругом, которые в лучших традициях русского купечества темны, скудны разумом и духом, жестоки — словом, олицетворяют собой косное прошлое. Катерине хочется легкости, свободы, жизни “как при маменьке”, она ищет не столько романтики, сколько защиты и человеческого отношения, участия, доверия. Борис способен дать ей только видимость желаемого, он и сам отчаянно в том же самом нуждается. Избранник Катерины не подлец, а очень слабый человек, потому альтернативы самоубийству у нее не оказывается: она понимает, что вместо поддержки нашла такое же бессилие.

У Огудаловой и Паратова отношения несколько иные. Несмотря на то, что она тоже ждет тепла и участия, ее желания принимают книжно-романтическую форму: Лариса воспитана на любовных романах. Именно поэтому она принимает показное гусарство Паратова за смелость, страстные речи за проявление любви, цыганщину за эстетство, проведенную вместе ночь — за обещание жениться. Лариса создала для себя идеал мужчины и полюбила его за кажущуюся возможность вырваться из окружения дельцов и мещанского быта. Но, в отличие от Катерины Кабановой, Огудалова гораздо теснее со своим миром связана, она его порождение. Трагедия ее в предательстве Паратова, который оказывается таким же дельцом, как Кнуров или Харита Игнатьевна. Лариса несчастна, но чувствует себя на своем месте — это ее “темное царство”. Личная обида делает реальным вариант пойти в содержанки, согласиться быть вещью.

Теснее всего сближает Огудалову и Кабанову метафора, символ. Для обеих сакральным местом стала Волга: Катерина находит в ней свою смерть, Лариса в прогулке по ней рушит свою жизнь. Волга видит оба трагических финала. Критики часто говорят и о символе птицы, полета, который сопровождает обеих героинь. Правда, в случае с Огудаловой он скрыт в переводе ее имени — “чайка”, тогда как Катерина несколько раз упоминает о желании полета. Если не брать во внимание абстрактный символизм, то полет у наших барышень получится разный: уводящий от реальности у Катерины и свободное падение у Ларисы. Последняя тяготится навязанными ей окружением и ролью невыгодной невесты, поэтому готова на все, чтобы вырваться, пусть даже и через дно. Кабанова же, изначально более сильная, тяготится личной несвободой, уже живет на дне, остро ощущая не социальные, а межличностные противоречия в своей семье.

Есть и еще один общий момент для образов Ларисы и Катерины. Между созданием “Грозы” и “Бесприданницы” прошло без малого двадцать лет. В этот период российское общество стремительно менялось, не могли изменения не отразиться и на творчестве Островского. Можно легко представить, как Катерина эволюционирует в Ларису — с учетом социальных процессов и отношений, новых явлений. Вместо необразованной купеческой дочки в героинях теперь светская полуаристократка, вместо страха перед наказанием свыше за грех — тоска и метания в ожидании замужества, вместо сказок богомольцев и церкви — цыганский хор и гитара, вместо “темного царства” — просвещенное приличное общество. Таким как Катерина в изменившемся социуме нет больше места, потому появляется современная автору Лариса, которая не может быть настолько цельной, чтобы вырвать свою жизнь из тех условий, в которых оказалась. Люди стали сложнее, их проблемы и противоречия лишились однозначности, стали многоплановыми.

Авг 05 2014

Раскрытие русского национального характера в женском типе - традиционное решение проблемы в русской . Галерея женских образов: пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова, лермонтовские Вера и княжна Мери, Матрена Тимофеевна и Дарья из некрасовских поэм - все эти образы воплощают в себе лучшие черты русского национального характера и неизменно вызывают восхищение читателей. Не остался в стороне и А. Н. Островский, показавший в своих пьесах самые разные женские характеры: среди них и купеческая дочь Липочка («Свои люди - сочтемся»), и актриса Елена Ивановна Кручинина («Без вины виноватые»), и две сестры - Полина и Юленька, так по-разному вышедшие замуж и устроившие свою судьбу («Доходное место»). Но особенно яркие характеры героинь представлены в двух драмах. Это купеческая жена Кабанова в драме « » и дочь вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой - из драмы « ».

Конечно, обе героини во многом различны - и по своему происхождению, и по социальному положению, они получили разное воспитание и образование. Катерина родилась в купеческой семье, и ее образование типично для девушки ее круга - умение шить, вышивать золотом, преобладание религиозной литературы, вообще огромное влияние церкви и религии на ее мировоззрение. У как у представительницы другого социального круга образование носит светский характер - чтение романов, пение, игра на разных музыкальных инструментах. Да и положение героинь в обществе, и жизни у них весьма различны: если Катерина - жена купца Тихона Кабанова, из известной и уважаемой в городе семьи, то Лариса, хоть и «хорошей фамилии», но бедная девица на выданье, бесприданница.

Отсюда их образ жизни: Катерину в городе видят только в церкви, в сопровождении свекрови, ее замкнута и скучна, а для Ларисы мать приглашает в дом множество гостей, видя в них возможных женихов, поэтому там всегда музыка и веселье. Но в героинях много и общего: они чисты, искренни, правдивы. Катерина признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». Так же не свойственна ложь и Ларисе.

Вожеватов говорит о ней: «Да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет… вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо», то есть правду. Для героинь имеет огромное значение их внутренний мир, они ярки, талантливы как личности. Катерина уносится душой в мир своих возвышенных грез, в сказочные райские сады с невиданными цветами, где поют ангелы.

Лариса - талантливый музыкант, она чудесно . И конечно же, обе героини испытывают настоятельную потребность любить, это стало органическим, необходимым условием их существования. О том, какая Лариса «чувствительная», как она «чуть не умерла с горя» после отъезда Паратова, рассказывает Вожеватов.

Катерина делится своими мечтами о любви с Варварой, сестрой мужа. Но, как выяснилось, любить-то героиням и некого: мужчины, находящиеся рядом, не способны на глубокое, сильное чувство, достойное либо Ларисы. Тихон, безвольный и слабый, всецело находится под башмаком маменьки и по ее воле унижает Катерину.

Он готов ее пожалеть, но если для этого надо поступиться своими интересами, например взять ее с собой в деловую поездку, то Тихон не считает нужным скрыть свое раздражение: «…Ты еще навязываешься со мной!» Только от домашней обстановки, от враждебности свекрови, непонимания и равнодушия мужа стала искать Катерина любви в другом месте, полюбив Бориса Григорьича, по выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье».

Борис Григорьич, конечно, тоже не герой, он думал о романе с замужней женщиной как об удовольствии: «погуляем», пока муж в отъезде, - и он вовсе не готов к ответственности за то, что произошло с Катериной, ему даже в голову не пришло, что она не сможет притвориться перед семьей и скрыть свой грех. Так же не герой и Паратов, избранник Ларисы. Внезапно уехав, он год не подает о себе вестей, пренебрегая чувствами Ларисы, для поправления своего материального положения решает выгодно жениться. Но, встретившись с Ларисой, он по-актерски разыгрывает негодование тем, что Лариса выходит замуж за Карандышева: «О женщины!

Ничтожество вам имя!» И добившись ее признания в том, что она еще любит его, Паратов предлагает ей поехать с ним за Волгу, что может скомпрометировать девушку. После этого поступка Лариса должна или совсем не являться домой, или вернуться с Паратовым вместе для благословения матери. Но после этого Паратов объявляет Ларисе, опять же высокопарно и напыщенно, о своей помолвке, о «золотых цепях», которыми он скован на всю жизнь. Таким образом, не видя взаимопонимания, не получив ответа на свою искреннюю, глубокую страсть, и Катерина после измены мужу, и Лариса после предательства Паратова оказываются в ситуации нравственного выбора.

Для Ларисы это либо замужество за нелюбимым Карандышевым, либо позор падшей женщины, содержанки кого-либо из богатых купцов. Для Катерины выбор еще более страшный - неволя в доме свекрови или смерть. Лариса сочинение с аллсоч. ру 2005 еще слишком молода, чтобы быть настолько решительной.

Она мечтала о тихом семейном рае, но мелочный, самовлюбленный Карандышев измучил ее своими придирками и упреками. Выбор Ларисы продиктован прежде всего ее духовным одиночеством: ее не понимают ни мать, ни Карандышев, ни друг детства Вожеватов, разыгрывающий в орлянку-с Кнуровым, кто теперь поедет с Ларисой в Париж. Слово «вещь», оброненное Карандышевым, кажется Ларисе страшным и точным определением своего положения: «Я любви искала и не нашла… А ведь так жить холодно… Я не нашла любви, так буду искать золота».

Ей, совсем еще молодой, неопытной в жизни девушке страшно это открытие, но недостает сил на самоубийство. Поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как «благодеяние». Катерина сильнее, решительнее, она понимает, что ее будущее ничего хорошего ей не принесет и ждать ей уже нечего, что дома тяжелее, чем в могиле. И грех самоубийства уже не может ее остановить, потому что «жить нельзя».

И в том и в другом случае в смерти обеих героинь виновато общество, в котором они находились, окружающие их люди, ставящие власть денег и предрассудки общественной морали выше искренних человеческих взаимоотношений - любви, доброты, нежности, того, что искали и не сумели найти в жизни героини драм А. Н. Островского.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в драмах А. Н. Островского . Литературные сочинения!

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Бесприданница» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные героини, на первый взгляд, очень похожи, но, если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.

Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от "Грозы«,— это драма, поскольку в ней нет как таковой трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.

А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке...

Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните Слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается. В осозисиии каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя ее «лучом света в темном царстве». Но можно поспорить с Добролюбовым. И не потому, что Катерина недостойна этого, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.

Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против " темного царства". А главное их различие состоит в выражении этого протеста. Катерина натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.
Похожие сочинения:

Сочинение на тему: « сходство между Ларисой Огудаловой и Катериной Кабановой».

А. Н. Островский знаменитый русский писатель и известный драматург. Его произведения многому учат нас. Каждый человек хочет быть свободным. И каждый понимают ее по-разному. Для кого-то свобода- это что- то физическая. Кто-то хочет освободиться из тюрьмы или влияния родителей, а для других- Свобода души. И именно это хорошо показывает нам Островский в своих пьесах. Лариса и Катерина – главные героины двух великих произведений Островского.

Лариса Огудалова в пьесе «Бесприданница». Лариса – молодая девушка, выросла в порядочной семье, хотя и в очень бедной семье. О ее внешности говорят мало, но мы можем узнать об этом исходя из реакции окружающих ее людей. Она очень горда, ей стыдно за себя и зи мать, она стыдиться своего нищенского происхождения. Их семья вынуждена прислуживать богачам, тем самым они посещают их семью, чтобы посмотреть на красивую, но в тот же момент и бедную девушку. Но героиня влюбляется в Паратова. Она любит его бесконечно. Верит ему и строит с ним планы на дальнейшую жизнь. С ним она очень счастлива и ей начинает казаться, что с ним вся жизнь как сказка. Но Паратов уезжает из городка. И выходит Лариса замуж за Карандышева, она чувствует себя униженной и оскорбленной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей даст мелкий чиновник. Она не может ему простить личного оскорбления, и всегда сравнивает его с Паратовым и бросает в лицо своему мужу, что Паратов лучше, чем он. В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью и тоской по красивой жизни с Паратовым. И все же она решается на безрассудный поступок, она сама решает свою судьбу и бежит за Паратовым, хотя все ее мечты- были иллюзии, в итоге этот поступок ведет ее к гибели. Скорее всего, автор считает, что получить одним безрассудным поступком любовь и счастье невозможно. Ведь говорят: « На чужом несчастье, счастья не построишь». Нужно помнить, разбив сердце одному и украв его честь, с другим тебе счастья нет.

Катерина Кабанова, как мы знаем жена Тихона. Муж был пьяницей, а свекровь ужасная женщина. Катерина мечтает о свободе, сравнивая себя птицей, которая может улететь куда угодно. Мужа она не любила и была несчетна и об этом она рассказывает сестре мужа Варваре. Счастлива она была во сне, во сне она была свободна от всего и всех. Но в последние дни видела она дурной сон. Повсюду мерещится скорая гибель и сны ее были пророческими. Катя – нежная и мечтательная девушка, но вместе с тем и хрупкая, хотя в ее монологах видна ее сила и стойкость. Например, она решается выйти навстречу Борису, ее одолевали сомнения, но все же совершила этот важный шаг. Она хотела развестись с мужем и жить честно с Борисом. Катерина не подчиняется своей свекрови и не делает то, что она ей говорит. Для Катерины очень важна ее свобода, никому не подчиняться, жить, как ей хочется. Но такая свобода была достижима только путем самоубийства.

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви, и привязанности к своей матери. В этом отношении Катерина более реалистична: она живет полнокровно, насыщенной жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты. Каждая из героинь выражает протест против патриархального уклада: Лариса всеми способами пытается противиться матери, чтобы не выходить замуж. В тот момент, как Катерина прямо заявляет о неприятии образа жизни, который она ведет дома у Кабанихи. Также следует отметить, что Катерина более решительно и смело, выражает свою позицию, чем Лариса. А протест Ларисы проявился только тогда, когда она в серьез увлеклась Паратовым: она начинает проявлять такие черты характера, которые никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Она очень резка со своим мужем и оскорбила его, сравнив с Паратовым. Эти женщины не были счастливы, мечтали о свободе, и каждая из них ее получила, заплатив за это огромную цену.

Катерина и Лариса Огудалова - главные героини двух знаменитых пьес А. Н. Островского, «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.). Произведения отделяют девятнадцать лет, однако в этих драмах можно найти много общего.

Две героини - схожая судьба

Действие происходит в небольшом провинциальном городке, в купеческо-мещанской среде, второстепенные персонажи - представители так называемого третьего сословия. Воссоздание бытовой жизни занимает центральное место в сюжете, служа фоном для конкретизации и развития образов действующих лиц, а также создавая резкий контраст между Ларисой Огудаловой и Катериной с одной стороны и окружающей обстановкой - с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом настоящего обзора.

Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Образы героинь имеют много общего. Девушки никак не вписываются в купеческо-мещанский мир, несмотря на то что родились, росли и воспитывались в нем. Обе мечтают о свободе и счастливой любви и всячески противятся нормам, правилам и установкам, которых придерживаются их семьи, знакомые и, наконец, обыватели города. Обе несчастны в любви: Катерина страдала в семье Тихона Кабанова, а помолка Ларисы с Карандышевым закончилась трагедией. Не сложились у девушки отношения и с Паратовым: последний, хотя и был к ней неравнодушен, счел для себя более выгодным жениться на богатой невесте. Обе тяжело переживали эти потрясения: для их чувствительных, нежных и мягких натур это был слишком тяжелый удар.

Протест героинь против патриархального уклада

Каждая по-своему выражает протест против патриархального уклада: Лариса Огудалова всеми силами пытается противиться усилиям матери, Хариты Игнатьевны, выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии того образа жизни, который она ведет в доме своей свекрови Кабановой. При этом следует отметить, что Катерина более решительно и смело выражает свою позицию, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой обстановке, в которой очутилась после замужества. В семье мужа все ей кажется чужим, и она еще до рокового свидания с Борисом прямо заявляет Варваре о том, что ничто ей не мило в семье супруга. Протест же Ларисы проявился только тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно проявляет такие черты характера, которые, казалось, никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Впрочем, уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева - брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

Характер Катерины

Однако такой сценарий трудно предположить применительно к Катерине: вряд ли последняя смирилась бы с подобным существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня чрезвычайно замкнута в себе: при своем первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими репликами, в то время как Катерина с самого начала откровенничает с сестрой своего мужа Варварой. Она охотно делится с ней воспоминаниями детства, признается, как ей нелегко в новой обстановке. В свете сказанного есть смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой у них, на первый взгляд, можно найти много общего: все трое отличаются импульсивностью и непосредственностью восприятия окружающего мира. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от действительности: обе живут точно во сне, и, кажется, все время пребывают в каком-то своем внутреннем мире.

Сравнение Ларисы и Катерины

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского нет», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви или даже хотя бы какой-нибудь привязанности к родной матери. Разумеется, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, однако эта женщина, как-никак, заботится о дочери, озабочена ее судьбой и, безусловно, заслуживает некоторой почтительности. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: ее образ, если можно так выразиться, бестелесен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом отношении Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, насыщенной, хотя и более трагической, жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты.

Сопоставление героинь с Татьяной Лариной

Не такова Татьяна Ларина - она прочно привязана к своему родному уголку в деревне, о чем и говорит Евгению в финале романа. Пушкинская героиня твердо стоит на своей почве, что и придает ей нравственную силу выдержать выпавшие на ее долю испытания. Именно поэтому она вызывает уважение, а Лариса и Катерина - сострадание и жалость. Несомненно, сочинение "Лариса Огудалова" должно проводить параллель между ее драмой, трагедией Катерины Кабановой и историей Татьяны Лариной.