Биеннале театрального искусства: какие постановки стоит посетить. режиссер Анатолий Шульев со спутницей

10 ноября на сцене Театра имени Евгения Вахтангова пройдет церемония закрытия первого Биеннале театрального искусства, который проходил в Москве с 26-го сентября. Будут объявлены имена финалистов конкурсной программы. Три спектакля будут приглашены к участию в Фестивале искусств АРТ-ОКНО и отправятся с гастролями в российские регионы.

Спектакли драматических театров на Биеннале были выделены в отдельную программу под названием «Уроки режиссуры». Задача проекта - показать молодых и талантливых режиссеров российской сцены. Лучшие режиссерские работы отбирали по всей стране - в конкурсной программе участвовали спектакли театров Новосибирска, Архангельска, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Москвы, выпущенные за последние 2 года. В жюри конкурса вошли известные мастера русского театра: Алексей Бородин, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов, Римас Туминас, Валерий Фокин, Адольф Шапиро. Им предстояло отобрать три лучшие режиссёрские работы.

Партнером Биеннале выступил Фестиваль искусств АРТ-ОКНО, учреждённый Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Главная задача Фестиваля - обеспечение творческого диалога между регионами и культурными центрами России. Спектакли трех финалистов Биеннале театрального искусства отправятся на гастроли в российские регионы в рамках Фестиваля АРТ-ОКНО.

«В сегодняшних реалиях гастроли для многих российских театров - это роскошь. Но зрители их очень ждут. Не менее важны эти встречи и для актеров, - рассказывает руководитель проекта АРТ-ОКНО, заместитель директора Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан. - Окно - это всегда свежий воздух, доступ света, информации, возможность общения! Наш фестиваль АРТ-ОКНО дает театрам возможность проведения гастролей и культурных мероприятий в регионах, одновременно делает высокое искусство доступным для большого числа людей. Мы решили отметить финалистов Биеннале и показать лучшие спектакли в рамках Фестиваля АРТ-ОКНО в будущем году в российских регионах. Для нас особенно приятно, что благодаря Биеннале мы можем привезти спектакли не только столичных театров, но и лучшие постановки молодых режиссеров со всей страны. Ведь за ними будущее!»

О Фестивале искусств АРТ-ОКНО:  

Фестиваль искусств АРТ-ОКНО учрежден Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фестиваль объединяет театр, кино, музыку, литературу, живопись, знакомит с признанной классикой и представляет новейшие арт-течения. С начала 2017 года в регионах России в рамках Фестиваля искусств АРТ-ОКНО было проведено более 150 мероприятий! Сегодня фестивальная программа широко представлена в Белгородской, Воронежской, Курской и Оренбургской областях. Региональные зрители посещают мероприятия Фестиваля АРТ-ОКНО бесплатно. На сайте  проекта  www.artoknofest.ru можно ознакомиться с актуальной афишей и заранее оформить электронные билеты. 

Режиссер – профессия взрослых людей. Об этом говорили и говорят на своих мастер-классах мэтры отечественной режиссуры, руководители театров - Валерий Фокин, Сергей Женовач, Лев Додин и другие. Но "взрослый", это не дата в паспорте, и даже не жизненный опыт, а мироощущение, характер, готовность сказать миру о чем-то важном. К примеру, тот же Валерий Фокин в 24 года ставил спектакли в легендарном «Современнике». И сегодня многие актеры театра, работавшие с ним, называют Фокина одним из главных режиссеров, поменявших их представление о сцене и актерской игре. А о том, что нынешним молодым режиссерам есть что сказать зрителю, свидетельствуют их постановки, представленные на фестивале.

27 октября на Новой сцене театре имени Вахтангова свою постановку гоголевской «Женитьбы» показал 38-летний режиссер Илья Славутский – выпускник ГИТИСа, мастерской Сергея Арцыбашева.

Сегодня Славутский – ведущий режиссер и актер Казанского академического русского драматического театра имени Качалова. В интервью «ВМ» Илья рассказал о том, что «художественный руководитель театра имени Вахтангова, член жюри конкурса Биеннале театрального искусства Римас Туминас принимал у него в ГИТИСе госэкзамен, и что самое удивительное, запомнил его.

Я был поражен этому факту, - говорит Славутский. - Хочу сказать «спасибо» театру Вахтангова, его директору Кириллу Кроку и, конечно, Римасу Владимировичу за хороший прием и поддержку. Кирилл Игоревич показал нам все цеха одного из лучших театров мира, познакомил с техническим оснащением, с труппой. Перед спектаклем Римас Туминас раскрывал секреты Новой сцены, чтобы нам было удобно играть. Сцена нашего театра в Казани очень похожа на Новую сцену театра Вахтангова.

Спектакль «Женитьба» Казанского академического театра драмы – современный взгляд на житейскую комедию Гоголя. Правда, за эти годы, с момента написания комедии, герои очень поумнели, приобрели опыт, и выглядят не так глупо, как у Гоголя. Агафья Тихоновна – разборчивая, но при этом наивная невеста. И не такая уж простодушная, как ее представляет в пьесе драматург.

В театре Вахтангова прошел еще один конкурсный спектакль Биеннале театрального искусства – «Отцы и дети» Свердловского академического театра. Молодой режиссер Дмитрий Зимин представил нам не такого серьезного, сумрачного материалиста и атеиста Базарова. Мало того, он не пай-мальчик и вовсе не анархист, революционер и нигилист, как его описывали критики в учебниках по литературе советского времени. Как школьник Базаров носится с жуками и лягушками, свысока смотрит на сытых господ Кирсановых, защищаясь от своей бедности и безродности, и мучительно, глубоко любит Анну Одинцову. Кстати и Одинцова в постановке уральского театра не "снежная королева", как ее описывает в романе Иван Тургенев, а скорее, дьявол-искуситель, который от скуки и злости возбуждает чувства Базарова.

Скоро на вахтанговской сцене еще один конкурсный спектакль – «Гроза» в постановке Уланбека Баялиева. Молодой режиссер, ученик Сергея Женовача, два года назад поставил в театре Вахтангова, пожалуй, самую современную на сегодняшний день версию «Грозы» Александра Островского, тем самым доказав, что эта хрестоматийная пьеса и сейчас смотрится очень актуально.

Бывают современные пьесы, но не актуальные. А бывает классика, в которой одна современность, - сказал по этому поводу на мастер-классе Сергей Женович.

После показа фестивальных спектаклей проходят его обсуждения с членами жюри и критиками. И почти на каждом обсуждении отмечается, что сегодня на молодых режиссеров возлагаются большие надежды. Все-таки в театральном мире есть над чем работать и есть что реформировать. Кому же это делать, как не молодым талантам!

Кто из театралов еще не слышал о таком масштабном проекте, как биеннале театрального искусства? Этот новый театральный проект в 2017 году имеет три крупных ответвления. Первое — «Уроки режиссуры» — стартовало в Москве 12 октября. В него входят лучшие спектакли молодых режиссеров за последние два года и мастер-классы выдающихся отечественных режиссеров. А также театральные выставки и презентация первых изданий «Библиотеки Биеннале театрального искусства»). Второе — «Видеть музыку». Это фестиваль, организованный Ассоциацией музыкальных театров). Третье — «Цифровая культура» — включает в себя проекты, направленные на ознакомление с современными технологиями для театра.

В числе организаторов биеннале можно назвать: Министерство культуры Российской Федерации; благотворительный фонд «Культурные сезоны»; Ассоциацию музыкальных театров; Национальный музей театра и, наконец, проект Театральная Россия.

Программа “Уроков режиссуры”, посвященная творчеству молодых театральных режиссеров России, можно разделить на две части. Первая — это конкурсная программа, в которой представлены четырнадцать спектаклей молодых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Архангельска, Екатеринбурга и Новосибирска. Вторая — это так называемые «специальные гости», два спектакля выдающихся режиссеров России. Конечно же, эти два спектакля идут вне конкурса.

Несмотря на то, что все спектакли “Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры” проходят в столице России, увидеть их смогут все желающие из самых разных городов Российской Федерации. По заявлению организаторов, спектакли будут транслироваться в кинотеатрах различных городов России.

На открытии биеннале Владимир Мединский, министр культуры РФ, сказал: «Уважагмые друзья!
Сегодня сценическое искусство в нашей стране становится всё более востребованным – оно приковывает к себе внимание экспертов, средств массовой информации и, конечно же, многочисленных зрителей. Российская театральная школа по праву считается одной из самых сильных и самых влиятельных в мире.
Поэтому на текущем этапе считаю очень важным сохранить и развить те щедрые традиции, которыми богат наш театр, понять, каким будет его лицо завтра, достойно передать эстафету молодому поколению. «Биеннале театрального искусства» призвана показать широкой аудитории наиболее ярких режиссёров со всей страны – тех, кто лишь начинает свой творческий путь. А судить их будет авторитетное жюри, которое состоит из мастеров, обладающих самой широкой палитрой взглядов. Уверен, этот проект станет важным событием в жизни российского театрального сообщества, откроет немало новых имён. Искренне желаю всем участникам вдохновения, смелых идей и интересных встреч!»

Взял слово и Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей РФ: «Дорогие друзья! — сказал он. — Я рад приветствовать всех организаторов и участников Биеннале театрального искусства! Я бы очень хотел, чтобы этот масштабный проект, включающий сразу два фестиваля: «Видеть музыку» и драматический фестиваль «Уроки режиссуры», не стал разовой акцией.

И еще я бы хотел, чтобы критерий выбора участников оставался неизменным — «… наше — все, что талантливо, художественно, самостоятельно; все, что недаровито, низменно по вкусу, истрепано, — не наше». Я думаю, что эти слова Вл.И. Немировича-Данченко, которые процитировали организаторы Биеннале, должны стать своего рода девизом, которому надо следовать. И я верю, что работы молодых режиссеров, собранные в афишу фестиваля «Уроки режиссуры», будут по-настоящему талантливыми. Как же может быть по-другому, ведь при отборе участников фестиваля были учтены и рекомендации Режиссерской гильдии СТД РФ, и что еще очень важно: судить будет жюри, в которое вошли большие Мастера, действительно мэтры отечественной режиссуры. Проблема режиссуры всегда была и остается главной, и фестиваль, который нам представит новое поколение режиссеров, формирующее сегодня современный театральный язык, уверен, крайне необходим и очень перспективен.

Мы все время говорим о том, что разрушены связи между поколениями, что нет преемственности, и это, правда, а потому так важно, что возник фестиваль, который столкнет режиссеров разных поколений, что они услышат друг друга, многое откроют для себя. Я уверен, что «уроки», которые преподаст фестиваль, будут полезны всем. Я желаю всем участникам Биеннале удачи! Пусть на всех спектаклях будут аншлаги, пусть не смолкают восторженные аплодисменты, пусть будут открытия и победы!»

Для тех, кто любит театр, сейчас, как говорится, наступило «самое время» для того, чтобы посетить оригинальные спектакли молодых режиссеров и сравнить их с теми представлениями, которые регулярно организуют мэтры сцены. Столь интересный проект вряд ли оставит равнодушным кого-то из театралов.

Биеннале театрального искусства - это особенное событие в театральной жизни столицы. Это возможность увидеть интересные постановки, узнать что-то новое о современном искусстве и классике, открыть для себя новые имена талантливых режиссеров и актеров. В 2017 году Биеннале театрального искусства пройдет с 12 октября по 10 ноября.

Спектакли в рамках Биеннале театрального искусства будут проходить на различных театральных площадках столицы: Театр имени Вахтангова, Мастерская Петра Фоменко, Современник, МТЮЗ и других. На Биеннале в Москве 2017 цена билета зависит от выбранного вами мероприятия.

Интересно, что в этом году у Биеннале театрального искусства будет особая тема: уроки режиссуры. В целом событие будет посвящено работам молодых режиссеров из нашей страны. В целом вы увидите более 15 постановок, большая часть поставлена молодыми режиссерами, будет и два спектакля от специальных гостей биеннале. Мы представляем вам топ-10 постановок, которые можно посмотреть в рамках Биеннале театрального искусства.

Режиссер Лев Додин представит вам постановку, основанную на знаменитом классическом сюжете. Произведение Чехова будет оживать на сцене, и это будет возможность познакомиться с русской классикой и проникнуться глубиной драмы трех героинь постановки. Действие происходит в провинции, и здесь молодое поколение семьи живет стремлениями и надеждами, которым, правда, предстоит разбиться о суровую реальность. На Биеннале театрального искусства 17 купить билет вы можете у нас на сайте в режиме онлайн уже сейчас.

На сцене Театра Вахтангова в Москве будет представлена постановка «Отцы и дети», которую создал режиссер Дмитрий Зимин. Как многие уже догадались, спектакль основывается на классике - в его основе лежит роман Тургенева. Это будет история о разногласиях и пропасти между более молодым и старшим поколением. Хотя книга была написана совсем в другую эпоху, с точки зрения психологии и человеческих отношений мало что изменилось. На Биеннале театрального искусства купить билеты в Москве можно уже сейчас на нашем сайте.

Название этой постановки говорит само за себя: речь здесь пойдет о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, а также о событиях, которые предшествуют свадьбе, однако история будет довольно грустной и смешной одновременно. Женихи сватаются к Агафье, дочке купца, и среди них и Иван, которого друг уговорил предложить девушке руку и сердце. Кого она выберет и как сложится судьба героев? Об этом вы узнаете уже скоро в Театре имени Вахтангова! На Московское биеннале театрального искусства 2017 билеты в продаже онлайн у нас.

В Центре имени Мейерхольда можно будет посмотреть спектакль «Чук и Гек», сюжет которого взят из рассказа Аркадия Гайдара. Это будет взрослая постановка, она основана на том, что писатель создавал во времена репрессий в СССР. Это будет спектакль о детстве, о двух мальчишках, которые вместе с мамой отправляются в Сибирь. Там их папа работает геологом, но так ли это на самом деле или на самом деле он там в ссылке? Детский рассказ предстанет перед вами в формате психологического триллера.

Режиссер Наталия Лапина создала постановку «Письмовник», которая основывается на романе Михаила Шишкина. Современный писатель рассказывает историю о любви на фоне окружающего безумного мира. Судьба разлучила влюбленных, и теперь они пишут друг другу о своих чувствах, о том, что происходит, через время и пространство. Он находится на русско-китайской войне, а Она - на даче на пороге 21 века. Это будет история о любви, вечности и быстротечности человеческой жизни.

Такой театр представит на сцене Центра имени Мейерхольда постановку «Билли Миллиган». По жанру это будет трагикомедия, повествующая о психически больном человеке. У него расстройство множественной личности, а точнее, в нем уживается 24 личности! Интересно, что история основана на реальных событиях. Главный герой был обвинен во многих преступлениях, и теперь над ним проводятся экспертизы в психиатрической клинике, и постепенно зрители узнают подробности его удивительной истории.

В театре Маяковского в Москве вы можете посмотреть пронзительную постановку «Первая любовь». Этот спектакль поставлен на основе одноименного произведения Тургенева. Вы увидите историю о прекрасном первом чувстве, самой чистой и светлой любви, которая запоминается на всю жизнь. Вольдемар влюблен в Зинаиду, и он пытается завоевать ее внимание, а она играет с ним, заставляет волноваться, в ней есть загадка, и истина окажется роковой для всех участников этой истории.

В Театре Маяковского в рамках биеннале можно будет увидеть жизнеутверждающую постановку «Василий Теркин». Это будет спектакль по книге Твардовского, и главный герой в ней - олицетворение отваги и чести. Василий - настоящий мужчина, который, несмотря на препятствия, идет вперед и становится героем, вдохновением для множества людей. Хотя это и серьезная история, в ней все равно найдется место для юмора.

Одно из самых ярких событий в рамках Московского биеннале театрального искусства - это спектакль «Дядя Ваня», который покажет труппа театра имени Ленсовета. Режиссер Юрий Бутусов по-новому представляет чеховских героев, и сама постановка превращается в гротеск и буффонаду. По жанру постановку можно определить как трагикомедию. Это будет история о людях и о нашем общем стремлении к счастью. Купить билет на «Дядю Ваню» на биеннале вы можете уже сейчас на сайте Театрбилет.

«Камень» - это история о семье, которая происходит во времена смены эпох. Вместе с актерами вы пройдете путь из 30-ых в 90-ые годы двадцатого века. Действие происходит в Германии, и мы видим семью евреев в Дрездене. В последующие десятилетия в этом доме будут появляться разные люди, другие будут исчезать, но мать и дочь, купившие дом при странных обстоятельствах, всегда будут здесь. Ложь превращается в истину, и все интереснее становится следить за этим процессом.

Студийцы Театральной Мастерской при МКТ «На Пироговке» Сеченовского Университета успевают все! Между репетициями, фестивалями и новыми постановками, они посещают значимые театральные события Москвы, каким явилось Биеннале театрального искусства.

13 октября, в Бахрушинском музее состоялось открытие выставки «От К. С. Станиславского до Л. А. Додина», которая с 14 октября по 16 ноября будет проходить в рамках Биеннале театрального искусства.

Пространство выставки поделено между легендарными русскими режиссёрами XX-XXI века. Среди них - авторы режиссерских систем: К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, Вс.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров; титаны режиссуры советского времени: Г.А. Товстоногов, Ю.П. Любимов, О.Н. Ефремов, А.В. Эфрос; режиссеры, определившие переломную эпоху тысячелетий: П.Н. Фоменко, М.А. Захаров, К.М. Гинкас, А.А. Васильев, В.В. Фокин, Л.А. Додин. Гости музея смогут попасть в личное пространство режиссёра, его рабочий кабинет, представленный персональными вещами, чертежами, макетами, архивными видео- и аудиозаписями.

Студийцы Татральной Мастерской посетили три мастер-класса «Уроки режиссуры», которые также проходили в Бахрушинском музее и познакомились с такими лидерами российской сцены, как Валерий Фокин, Сергей Женовач и Лев Додин. Это были по-настоящему открытые мастер-классы. Признанные мастера театра отвечали на вопросы зрителей. Публика состояла не только из артистов и режиссеров — здесь были психологи, социологи, те, кто интересуется театром в самых разных аспектах. Среди них были и студийцы Театральной Мастерской – Полина Старцева, Юлия Феоктистова, Карина Ефремова, Анастасия Семьянова, а также артисты театра – Сергей Захаркин, Антон Понаровский, Эдуард Двинских, Леда Бардаш с идейным вдохновителем — художественным руководителем МКТ «На Пироговке» – Ольгой Захаровой.

«Чему не учат в театральной школе» − так Валерий Фокин обозначил первую условную тему встречи, которая состоялась 12 октября.

«Какие-то, может быть, советы, потому что профессия сложная очень. Какие-то советы по профессии, по тому, как себя вести в ней, что-то они запомнят − это польза, безусловно, особенно для людей, которые учатся еще. Потому что школа − это школа, а театр − это театр, другая жизнь, другая практика», − подчеркнул режиссер, народный артист России Валерий Фокин.

Разговор получился откровенным. Например, Фокин признался, что его часто бесит современная публика. «Многие из них просто не вычитывают те смыслы, которые заложены в спектакле. Некоторые вообще не знают сюжет. Я тут слышал на «Женитьбе», как две женщины обсуждали: выпрыгнет ли он из окна. Публика − чудовище. Это Немирович-Данченко сказал», − поделился Валерий Фокин.

«Если создание спектакля идет легко, что-то тут не так».

«Люди, которые работают в театре, по-своему больны».

«В искусстве есть только один запрет − отсутствие смысла».

«Режиссёр – это человек, который сочиняет другой мир, отталкиваясь от этого мира.».

«Живое восприятие на сцене – это самое главное».

«Каждый театр должен иметь своё лицо».

«Главный рецепт успеха для театра – «омоложение». Нужна «свежая кровь»: новые идеи, молодые актёры и режиссёры».

16 октября прошла вторая встреча с легендарным режиссером, педагогом, профессором — Сергеем Женовачом . Кроме увлекательнейшего мастер-класса, которые прошел на одном дыхании, Сергей Васильевич оставил ощущение света, добра и мудрости, предстал перед нами человеком мягким, несмотря на то, что профессия режиссера подразумевает волю, жесткость и определенный характер. Насколько же он велик, насколько же он интересен, что при всей скромности и доброте за ним идут и получаются нетленные произведения.

Театральная мудрость и настоящие афоризмы:

«Режиссёрский дар – это умение отсекать ненужное».

«Сцена – это действующее лицо. И в сцену нужно влюбиться».

«После агрессивной режиссуры возникают человеческие травмы. Поэтому я люблю время и работу во времени».

«Для меня работа – это и есть моя жизнь».

«У театрального критика должно быть чувство театра и театральный слух».

«Главное – выработать собственный внутренний критерий и доверять ему».

«Жанр – это не литературное понятие».

«Сценический жанр – это угол зрения на событие. Жанр и определяет замысел».