Чем страшны маленькие люди герои чеховских рассказов. Доклад: Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова

Краткое сочинение-рассуждение на тему: Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе «Вишневый сад». Три поколения в комедии «Вишневый сад». Судьба Вишневого сада

В пьесе «Вишневый сад» Чехов изобразил сразу несколько поколений людей, каждое из которых представляет собой прошлое, настоящее или будущее России. Автор не идеализирует ни одно из них: каждая эпоха имеет свои достоинства и недостатки. За это мы и ценим творчество Чехова: он исключительно объективен по отношению к действительности. Писатель не пытается убедить нас, что будущее безоблачно или прошлое достойно поклонения, а к настоящему он и вовсе относится строже всего.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено в образах Раневской, Гаева и Фирса. Все они никак не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Их положение местами кажется нам смешным, ведь их поступки абсурдны. Чтобы спасти имение, владельцам нужно всего лишь выгодно сдать его, но они слишком щепетильны и заносчивы, их смущает пошлость дачников, которые осквернят их вишневые сады. Вместо этого они довели дело да того, что имение покупает Лопахин и вовсе вырубает райские кущи. Это пример говорит о том, что дворяне не могут позаботиться даже о себе, не то, что о России. Их поведение не рационально, а характер – капризен, ведь они привыкли беззаботно жить чужим трудом. Очевидно, что они не оправдали привилегий своего сословия, поэтому суровая реальность оставила их в прошлом: не смогли они угнаться за ней, им все мерещилось, что она должна под них подстраиваться. Однако Чехов не ставит себе задачу очернить прошлое. Мы видим, что эти люди не лишены душевной тонкости, такта и других подлинных добродетелей. Они воспитаны, образованы и добры. Например, преданность старого слуги Фирса заставляет нас сочувствовать ему и признать за старшим поколением нравственное превосходство над современными людьми типа Лопахина.

Будущее в пьесе «Вишневый сад» — это молодое поколение: Трофимов и Аня. Они – оторванные от реальности мечтатели, максималисты. Они романтичны и возвышены, но в то же время самостоятельны и умны, будучи в состоянии найти ошибки прошлого и настоящего и попытаться исправить их. Студент Трофимов говорит: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку», — очевидно, что молодой человек трезво смотрит на вещи. Но в тоже время герой демонстрирует равнодушие по отношению к вишневому саду: “Мы выше любви”, - заявляет он, снимая с себя всякую ответственность за судьбу сада, а, значит, и всей России. Он и Аня, конечно, хотят что-то изменить, но теряют корни. Именно это беспокоит автора.

Чехов хорошо знал пороки прошлого и настоящего своей страны, но будущее он мог лишь предугадывать, поэтому спор о том, что хотел сказать писатель, изображая Петра и Анну, до сих пор открыт. Я думаю, он возлагал надежды на светлое будущее, но все-таки боялся того, что не узнает свою страну, если совершит путешествие во времени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе

Пьеса «Вишневый сад» вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова . В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой революции и произошедшие перемены в стране. Как говорил один известный критик, главным героем пьесы, на самом деле, выступает время. От него зависит практически всё. На протяжении всего произведения автор делает упор на быстротечность и беспощадность времени.

Действия пьесы «Вишневый сад» развиваются в родовом имении бывших дворян Раневской и Гаева . Сюжет комедии связан с продажей этого имения за долги хозяев. А вместе с ним с молотка пойдет и цветущий дивный сад, который является олицетворением красоты и стремления к лучшей жизни. В пьесе переплетаются жизни прошлого и нынешнего поколения. Главные герои, владельцы имения, относятся к старому времени. Они так и не смогли привыкнуть к новой жизни после отмены крепостного права. Раневская и Гаев живут одним днем. Для них время остановилось. Они не понимают, что если не действовать, то потеряют все.

Раневская любит все также сорить деньгами, несмотря на то, что у нее их почти не осталось. А на предложение купца Лопахина сделать из сада дачные участки и заработать на этом, чтобы не потерять имение, и Раневска, и Гаев отвечают отрицательно. В результате они теряют и сад, и имение. В этом поступке можно увидеть безалаберность, не практичность и нежелание хозяев прилагать какие-либо усилия. Однако другой движущей силой являлось их обостренное чувство прекрасного. Они просто не могли вырубить сад, в котором каждый листочек был напоминанием о счастливом детстве.

Новое время представлено молодыми персонажами. В первую очередь это деловитый купец Лопахин, который сам вырос под опекой Раневской. Его предки ходили в «мужиках» у хозяев имения. А теперь он вот разбогател и сам выкупил имение. В лице Ермолая Лопахина автор изобразил зарождающуюся буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Он своим трудолюбием, практичностью, смекалкой и предприимчивостью сумел прочно обосноваться в современном обществе.

Помимо Лопахина новое поколение представляют Петя Трофимов и Аня – люди, желающие трудиться на благо общества, чтобы искупить грехи бездействующих предков. Пете Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, а он все учится. Его прозвали «вечный студент». Этот персонаж демонстрирует обостренное чувство справедливости, много философствует о том, как все должно быть, но при этом мало действует. Он ругает дворянство за праздность и видит за буржуазией будущее. Петя агитирует Аню следовать за ним, так как уверен в счастливом будущем. Хоть он и призывает трудиться, но сам на созидание не способен.

Будущее России так и остается неопределенным в пьесе Чехова. Он не дает конкретного ответа за кем это будущее и что будет дальше. Ясно только, что писатель искренне надеялся, что наступивший век будет плодотворным, и что появятся, наконец, люди, способные взрастить новый вишневый сад, как символ вечного обновления жизни.


Что такое конфликт? Конфликт – это разногласия между людьми. В пьесе «Вишневый сад» Чехов рассматривает разные конфликты, основной из которых – конфликт времен, его можно сравнить с конфликтом поколений. Потому что все герои представляют собой представителей разных поколений и разных времен. Можно условно разделить на три группы, так прошлое, настоящее, будущее.

Молодые люди за будущее время, а более старые – за прошлое.

Конфликт состоит в том, что он не носит ярко-выраженного характера - это одна из особенностей драматических произведений. Чехов может отметить некое подобие философского конфликта, в основе которого различные временные уровни.

Часть героев живет воспоминаниями и прошлом в котором было уютно и спокойно(Примерами героев были Раневская, Гаев и Фирс). Другие, живут настоящим, в котором чувствуют себя хозяйствами жизни, примерами являются персонажи Лопахин и Варя.

Третья группа персонажей устремлена в будущее, прогрессивно, кажется им прекрасным будущее, но неизвестным, как достичь желаемого. К этой категории относятся Аня и Петя. Эти герои молоды и неопытны, поэтому ждут светлой судьбы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Вишневый сад» - последнее произведение А. П. Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. Он сознавал, что скоро уйдет из жизни, и, наверное, поэтому вся пьеса наполнена какой-то тихой грустью и нежностью. Это прощание великого писателя со всем, что ему было дорого: с народом, с Россией, судьба которой волновала его до последней минуты. Наверное, в такой момент человек думает обо всем: о прошлом - вспоминает все самое важное и подводит итоги, - а также о настоящем и будущем тех, кого он оставляет на этой земле. В пьесе «Вишневый сад» как будто произошла встреча прошлого, настоящего и будущего.

Создается впечатление, что герои пьесы принадлежат трем разным эпохам: одни живут вчерашним днем и поглощены воспоминаниями о давно прошедших временах, другие заняты сиюминутными делами и стремяться извлечь пользу из всего, что имеют на данный момент, а третьи обращают свои взоры далеко вперед, не принимая во внимание реальные события.

Таким образом, прошлое, настоящее и будущее не сливаются в одно целое: они существуют по сдельности и выясняют между собой отношения.

Яркими представителями прошлого являются Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности и утонченности русского дворянства. И Гаев, и Раневская умеют ценить красоту. Они находят самые поэтичные слова для выражения своих чувств по отношению ко всему, что их окружает, - будь то старый дом, любимый сад, словом все, что им дорого с детства. Даже к шкафу они обращаются, как к старому другу: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…» Раневская, оказавшись дома после пятилетней разлуки, готова целовать каждую вещь, напоминающую ей о детстве и юности. Дом для нее - это живой человек, свидетель всех ее радостей и печалей.

У Раневской совершенно особое отношение к саду - он как будто олицетворяет все самое лучшее и светлое, что было в ее жизни, является частью ее души. Глядя на сад в окно, она восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось». Жизнь Раневской была не из легких: она рано потеряла мужа, а вскоре после этого погиб ее семилетний сын. Человек, с которым она попыталась связать жизнь, оказался недостойным - изменял ей и транжирил ее деньги. Но вернуться домой для нее все равно что припасть к живительному источнику: она вновь чувствует себя молодой и счастливой. Вся боль, накипевшая в ее душе, и радость встречи выражаются в ее обращении к саду: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы не покинули тебя…» Сад для Раневской тесно связан с образом покойной матери - она прямо видит, как мать в белом платье идет по саду.

Ни Гаев, ни Раневская не могут допустить, чтобы их усадьба была сдана дачникам в аренду. Они саму эту мысль считают пошлой, но при этом не желают глядеть в лицо реальности: приближается день аукциона, и имение будет продано с молотка. Гаев проявляет полную инфантильность в этом вопросе (ремарка «Кладет в рот леденец» как будто подтверждает это): «Проценты мы заплатим, я убежден…» Откуда у него такая убежденность? На кого он рассчитывает? Явно не на себя. Не имея на то никаких оснований, он клянется Варе: «Честью моей клянусь, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! … Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!» Красивые, но пустые слова.

Иное дело - Лопахин. Этот человек на ветер слов не бросает. Он искренне пытается растолковать Раневской и Гаеву, что есть реальный выход из создавшегося положения: «Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, - аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены». С таким призывом «настоящее» обращается к «прошлому», но «прошлое» не внемлет. «Окончательно решить» - это непосильная задача для людей такого склада. Им проще пребывать в мире иллюзий. Зато Лопахин времени даром не теряет. Он просто покупает это имение и ликует в присутствии несчастной и обездоленной Раневской. Покупка имения для него имеет особое значение: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Это - гордость плебея, который «утер нос» аристократам. Ему только жаль, что отец и дед не видят его торжества. Зная, что значил вишневый сад в жизни Раневской, он буквально пляшет на ее костях: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!» И тут же сочувствует рыдающей Раневской: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Но это - минутная слабость, ведь он переживает свой звездный час. Лопахин - человек настоящего, хозяин жизни, но вот за ним ли будущее?

Может быть, человек будущего - Петя Трофимов? Он - правдолюб («Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза»). Его не интересует собственная внешность («Я не желаю быть красавцем»). Любовь он, видимо, считает пережитком прошлого («Мы выше любви»). Все материальное его тоже не привлекает. Он готов разрушить и прошлое, и настоящее «до основанья, а затем…» А что затем? Разве можно вырастить сад, не умея ценить красоту? Петя производит впечатление человека несерьезного и поверхностного. Чехова, видимо, совсем не радует перспектива такого будущего для России.

Остальные герои пьесы тоже являются представителями трех разных эпох. Например, старый слуга Фирс весь из прошлого. Все его идеалы связаны с далекими временами. Реформу 1861 года он считает началом всех бед. Ему не нужна «воля», поскольку вся его жизнь посвящена господам. Фирс - очень цельная натура, он - единственный герой пьесы, наделенный таким качеством, как преданность.

Лакей Яша сродни Лопахину - не менее предприимчивый, но еще более бездушный человек. Как знать, может, и он скоро станет хозяином жизни?

Прочитана последняя страница пьесы, но нет ответа на вопрос: «Так с кем же писатель связывает свои надежды на новую жизнь?» Появляется ощущение какой-то растерянности и тревоги: кто будет решать судьбу России? Кому под силу спасти красоту?

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению