Янтарно-Висленский вояж: ч.12, Восьмая сталинская сестра. Сочетание соцреализма и истории

Просматривая открытки, буклеты и другие сувениры, привезённые из Польши, можно заметить, что везде присутствует изображение величественного здания с устремлённым в небесную высь шпилем. Эта грандиозная многоэтажка входит в десятку самых высоких строений всего Европейского союза. Дворец науки и культуры в Варшаве был построен в 1955 году и по сей день является визитной карточкой не только столичного города, но и всей страны.

Идея строительства высотки в центре Варшавы имела политическое значение и исходила лично от И. В. Сталина. Первоначально предполагалось, что Дворец науки и культуры будет возведён высотой 120 метров. Этот проект был утверждён польским правительством, но потом по настоянию советского архитектора Льва Руднева и его варшавского коллеги Джозефа Сигалина было решено увеличить размеры здания почти вдвое. В итоге Дворец науки и культуры вырос в высоту на 42 этажа, что вместе со шпилем составило 237 метров.

Поскольку здание являлось подарком Польше от СССР, финансирование проекта, как и выполнение строительных работ, взяла на себя советская сторона. В общей сложности на строительных площадках начиная с 1952 года были задействованы 3200 человек. После смерти Сталина по решению Государственного Совета и Совета министров Польской Народной Республики Дворец науки и культуры получил имя советского лидера. Рассматривалось предложение установить на площади даже был объявлен конкурс на лучший эскиз монумента. Но потом от этой идеи решили отказаться.

Сочетание соцреализма и истории

Подготовка к возведению началась в 1951 году. во главе с Львом Рудневым приехали в Польшу и с группой местных коллег посетили несколько и деревень, чтобы изучить стили исторического зодчества страны. В итоге за основу был взят проект, по которому строился Московский государственный университет им. Ломоносова, но с учётом местной специфики. Было решено, что Дворец науки и культуры должен быть «социалистическим по содержанию, но национальным по форме».

Здание построено в том месте, где когда-то толпились в беспорядке неухоженные домишки. Великолепный Дворец стал символом новой эпохи, уникальным объектом современного строительства, призванным избавить столицу от уродливых форм архитектуры. С верхних этажей открываются впечатляющие воображение виды изменившегося за последние годы города. Силуэт здания подчёркивает красоту окрестностей от старых районов до многоэтажных жилых комплексов, зелёных парков и спортивных стадионов. Дворец науки и культуры станет символом социалистической Польши. Приблизительно такого содержания публикации в местных газетах были приурочены к открытию сооружения в 1955 году.

Польский «колосс» в цифрах и фактах

Дворец науки и культуры в Варшаве, адрес которого за последние шесть десятилетий не изменился, находится на площади Парадов, д. 1. Это самый высокий объект не только в столице, но и во всей Польше. Здание имеет 42 этажа общей площадью 817 тыс. м 2 . Архитектура строения сочетает в себе элементы социального реализма, ар-деко и польского историзма.

На 30-м этаже есть смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид Варшавы. Начиная с 1956 года с этой площадки, находящейся на высоте более 100 метров, был совершён ряд самоубийств, после чего здесь установили металлические ограждения в виде защитных решёток.

В 1989 году после охлаждения отношений между Советским Союзом и Польшей из центрального вестибюля убрали скульптуру, олицетворяющую дружбу народов. В 90-е годы звучали призывы некоторых политических деятелей Польши снести здание как символ «советского господства над свободной страной».

В 2000 году на фасад верхнего этажа водрузили огромный часовой циферблат, что сделало Дворец самой высокой на тот момент башней с часами в мире.

В 2007 году строение занесено в Государственный реестр архитектурных памятников Польши.

Структура и предназначение здания

Сегодня Дворец науки и культуры в Варшаве, фото которого вы видите в этой публикации, находится в ведении городской мэрии. В здании размещаются различные компании и учреждения, в том числе Польская академия наук.

Обширные интерьеры дворца вмещают несколько сценических площадок, музеев, книжных магазинов, офисов и деловых центров. К услугам горожан и гостей столицы работают кинотеатры, библиотеки, бассейн, почтовое отделение.

Здесь также имеется концертный зал на 550 зрителей и конгресс-холл, рассчитанный на 2880 мест. Ежегодно в стенах Дворца проводятся конференции, заседания, выставки, форумы и фестивали как национального, так и международного уровня.

Споры о целесообразности существования сооружения

Несмотря на то, что Дворец науки и культуры давно стал символом Польши и выполняет множество полезных функций, время от времени в политических кругах возникает полемика, касающаяся этической подоплёки присутствия строения советской эпохи на польской земле. Мнения по этому поводу резко расходятся, кто-то считает, что сегодня никакого политического значения Дворец не имеет, другие настаивают на сносе здания, третьи предлагают превратить его в музей.

Остаётся надеяться, что здравый смысл восторжествует, и политические передряги не станут причиной для уничтожения великолепного памятника архитектуры, каковым является Дом науки и культуры в Варшаве. Отзывы простых людей, побывавших в этом здании, никогда не касаются идеологических аспектов. И местные жители, и многочисленные туристы восхищаются масштабностью сооружения, выдержанностью и неповторимостью архитектурного стиля.

Достопримечательности в окрестностях дворца

Гостей польской столицы в первую очередь привлекает само сооружение, со смотровых площадок которого можно увидеть весь город в любое время суток. В нескольких минутах ходьбы от площади находится база отдыха и развлечений.

Рядом расположен ТЦ «Золотые террасы» - крупнейший торговый комплекс Варшавы. Поблизости есть отели и гостиницы. Из окон самых комфортабельных номеров открывается вид на сверкающие огнями башни Дворца науки и культуры.

). Здорово же на город с высоты посмотреть. И хоть в Варшаве можно было забраться только на 30 этаж, то все равно интересно. Хотя есть тут небоскребы с большим количеством этажей, но как туда попасть, я не знаю.

Рассказывать тут особо не о чем, поэтому просто фотографии. Погоду только лучше выбирайте солнечную, а не как я пошел, когда пасмурно было и уже темнело. С другой стороны, ночные фотографии сделал:)

Смотровая находится на 30-м этаже и представляет из себя квадратный коридор по периметру здания. Он расположен на улице и не отапливается, в холодное время года тут реально дубак, от сильного ветра не спасает даже шапка. Пока ходил фотографировал, думал околею. Все окна закрыты решетками, чтобы кто-то не выпрыгнул. А в центре этого квадрата находится зал с лифтом, кафе, туалет, в этой части тепло и можно погреться.

Смотровая площадка — это квадратный коридор

Не обошлось и без «здесь был вася»

Информация для посещения

Здание называется Дворец науки и культуры, находится в центре города около метро Centrum, центрального жд вокзала и торгового центра Злотые Тарасы. Просто приходите, заходите внутрь, покупаете билет и поднимаетесь на лифте, точнее лифтер вас поднимает, куда надо. Единственный момент, заходить надо со стороны улицы Marszalkowska в главный вход, а то там много дверей, я сначала не с той стороны зашел.

Время работы с 9 утра до 18 вечера.
Стоимость билета 18 злотых.

На карте

P.S. В Варшаве есть и , который обладает всеми соответствующими атрибутами — мощеные улочки, здания с черепичными крышами, маленькие кафе и магазинчики с прикольным интерьером. Все, как и в других городах Европы.

ВАРШАВА, 4 янв — РИА Новости. В 2015 году советской высотке в центре Варшавы исполнилось 60 лет: это событие городские власти решили отметить с размахом, что вызвали недоумение среди части местных жителей. В польской столице регулярно возникают споры о том, какая судьба ждет самое высокое в стране здание — стоит ли продолжать тратить огромные средства на ее обслуживание, отстающее от современных норм, или символ Советского Союза стоит снести и использовать площадь по-другому.

Об истории и судьбе здания - в материале РИА Новости.

Дар польскому народу

Строительство Дворца культуры и науки в Варшаве — дара братскому польскому народу — стало прецедентом: все вопросы финансирования и проектирования легли на Советский Союз, который не требовал ничего взамен. В исторических документах о стройке в настоящее время подчеркиваются два основных момента: идеологическое значение здания и множество споров вокруг его возведения.

Согласно официальным данным, идея строительства высотки принадлежала лично Иосифу Сталину и была озвучена во время визита в Варшаву Вячеславом Молотовым в 1951 году. Главный архитектор Варшавы Юзеф Сигалин был проинформирован о таком предложении заранее и без удивления согласился, польским архитекторам предложили придумать несколько вариантов расположения и внешнего вида здания. Не уверенные в том, каким оно должно быть, специалисты ориентировались на здание московского университета им. Ломоносова, составив несколько проектов.

Позже выяснилось, что в Варшаве Львом Рудневым будет построено уникальное здание, от польской стороны проекты, по сути, не нужны — лишь выбор места, а также обеспечение территории электроэнергией, водой и местами для размещения советских строителей. СССР взял на себя все расходы по стройматериалам, в возведении высотки принимали участие порядка пяти тысяч советских рабочих (и около четырех тысяч поляков), строительство велось с использованием советского оборудования и под руководством советских же инженеров.

Именно местным архитекторам здание обязано своей высотой: еще на этапе проектирования советские специалисты предлагали остановиться на 120 метрах, но благодаря позиции Сигалина и его коллег высота здания сейчас составляет 237 метра (вместе со шпилем), а Дворец культуры и науки остается самым высоким строением в стране. Несмотря на то, что ни у Польши, ни у СССР не возникало сомнений в необходимости строить Дворец в стиле "сталинской готики", Сигалин считал, что Варшаве удалось настоять на включение в проект элементов польской национальной архитектуры.

Вперед в прошлое: куда делось советское официальное искусство Официальное советское искусство сопровождает нас и сегодня, четверть века спустя после распада СССР. Наследие соцреализма, свергнутое с пьедестала, никуда не исчезло, но утратило изначальный посыл, уверена Анна Кочарова.

Проекты здания из-за недовольства некоторыми элементами обеих сторон менялись с поразительной скоростью: их перерисовывали буквально за несколько дней. Согласно окончательному варианту, в здание были включены научный, музейно-выставочный, театральный комплексы, а также Дворец Молодежи. Строительство началось 2 мая 1952 года. В 1953 году, после смерти Сталина, в название высотки было решено включить его имя.

Дворец культуры и науки был торжественно открыт в 1955 году и сразу же стал обязательным пунктом посещений во время визитов высокопоставленных лиц из СССР. Помимо прочего, в здании были расположены центр польско-советской дружбы, Институт общественных наук, редакции издательств классиков марксизма-ленинизма, а также самая высотная в стране смотровая площадка — на 30-м этаже — которая уже в следующем после открытия году стала одним из излюбленных мест самоубийц, которым и оставалась до установки ограждения в середине 1970-х.

Центр города

Именно сталинская высотка, по сути, стала центром Варшавы: во время строительства польские архитекторы, только восстанавливавшие город после военных разрушений, признавали, что фактически центра как такового в нем нет, и неясно, какое место им станет.

В Польше решили снести 500 советских памятников Польские чиновники обещают оставить памятники на местах советских воинских захоронений. При этом монументы, возведенные "в благодарность СССР", власти обещают перенести в музеи в качестве "свидетельства трудных времен".

Туристическим центром считается Замковая площадь, вокруг которой сосредоточены основные достопримечательности — Старый город, где ранее располагались ключевые для Варшавы места. Но именно возле высотки находятся остановки общественного транспорта с названием "Центр", она же зачастую становится первой туристической фотографией из польской столицы: она привлекает внимание на подлете к городу, ее первой видят люди, приехавшие на центральный вокзал.

Производители сувенирной продукции также уделяют высотке самое пристальное внимание: туристические магазины не обходятся без магнитов, открыток и фигурок в форме "сталинки", зачастую вариантов ее изображений даже больше, чем других ключевых для города мест — Старого города, колонны Сигизмунда, Национального стадиона и сохранившейся части Барбакана.

В здании высотки в свое время состоялся ряд ключевых событий — здесь в 1967 году прошел первый в социалистической стране концерт культовой группы Rolling Stones, здесь выступали Марлен Дитрих, Леонард Коэн, Ив Монтан, Дворец посещали Никита Хрущев, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, им, по слухам, восхищался Юрий Гагарин.

Прощание с СССР

В 1991 году, после распада СССР, был объявлен конкурс на освоение Дворца, но ни одно из радикальных предложений не было реализовано. Здание осталось неизменным за исключением названия — из него исчезло посвящение Сталину — и ряда элементов оформления.

Музей памятников благодарности Красной армии откроют в Польше в 2017 году Исторический музей под открытым небом, в котором соберут демонтированные памятники благодарности Красной армии, планируют открыть в Польше в 2017 году, сообщил глава Бюро национального образования страны Анджей Завистовский.

В настоящее время собственником здания является варшавская ратуша, а на месте некогда идеологических помещений расположены офисы, турфирмы, несколько театров, магазины, рестораны, представительства научных институтов, вузы, здесь проводятся выставки и конференции, некоторое время функционировало казино.

Помещения Дворца пользуются большим спросом у арендаторов — здание состоит из 3288 комнат, из них пустуют и предлагаются для аренды всего несколько десятков. Этому способствует и простой и узнаваемый адрес, и хорошая транспортная доступность, и использование здания в качестве ориентира — из многих районов Варшавы низкой застройки в центр можно прийти или приехать, направляясь к заметному и в светлое, и в темное время суток шпилю высотки.

Подарки не возвращаются

Несмотря на популярность здания у туристов, со времен СССР в Польше регулярно возникают дискуссии о необходимости тем или иным способом избавиться от высотки. С этой же целью, как принято считать, возле нее был возведен комплекс небоскребов, которые хоть и не скрывают Дворец от глаз прохожих, но частично отвлекают от него внимание.

От мавзолея до парка-сафари: недвижимость лидеров эпохи социализма Минуло уже более 20 лет с тех пор, как социально-экономические принципы, привнесенные на штыках революции, были признаны несостоятельными. Что же стало с тем наследием в виде резиденций, дворцов и мавзолеев, которые остались от коммунистических и социалистических идолов?

За снос здания в свое время активно выступал занимавший в свое время пост главы МИД Польши Радослав Сикорский. В 2008 году он утверждал, что на месте Дворца нужно засеять траву и выкопать пруд — по его мнению, он "принес бы жителям Варшавы больше пользы". В 2009 году министр пытался увязать снос здания с юбилеем падения Берлинской стены, а в 2012 году вновь напоминал о возможности создания на этом месте Центрального парка Варшавы, ссылаясь на неэкономичность здания, потребляющего слишком много энергии, а также дорогостоящий капитальный ремонт.

Местные СМИ из-за настойчивости в данном вопросе и формулировок заявлений начали сравнивать Сикорского с римским полководцем Катоном Старшим, заканчивавшим все свои выступления в сенате фразой: "Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен", ставшей в итоге крылатой.

На предложение министра, впрочем, бурно отреагировали сами жители польской столицы: на остановках общественного транспорта и стенах жилых домов в Варшаве появились граффити с изображением высотки и подписью "Подарки не возвращаются". Звучали в Польше и другие, менее радикальные предложения о преобразовании Дворца — к примеру, его хотели перекрасить, чтобы он хотя бы внешне не напоминал московские высотки, надстроить на верхних этажах дизайнерский отель или обвить здание плющом. СМИ оперативно организовывали опросы о том, что нужно сделать со зданием, в которых первое место неизменно занимал вариант вроде: "Ничего. Оно является символом и должно остаться неизменным".

В Польше придумали, как бороться с акциями по защите советских памятников МВД Польши считает, что приостановка малого приграничного передвижения не позволит гражданам РФ проводить акции по защите советских памятников на польской территории.

С аналогичными призывами до настоящего времени регулярно выступают и правые организации, которые называют Дворец культуры и науки "символом зависимости Польши от СССР" и утверждают, что оно было построено для того, чтобы поляки "никогда не забыли о зависимости от советской империи".

Тем не менее, все подобные заявления сталкиваются с польскими законами: в 2007 году здание было внесено в реестр памятников. Данное решение также не прошло незамеченным среди противников "советского символа" в Варшаве: президенту Польши было направлено письмо от десятков представителей СМИ, культуры и науки с просьбами вмешаться в ситуацию и предложениями провести дискуссию о дальнейшей судьбе здания в парламенте или даже на референдуме.

В то же время многие эксперты, в частности в сфере архитектуры и искусствоведения, поддержали данное решение, отметив, что за прошедшие годы здание уже лишилось части важных с точки зрения целостности образа элементов, а весь Дворец культуры и науки является единственным сохранившимся образцом социалистической архитектуры в польской столице.

Представитель правящей партии, пожелавший сохранить анонимность, признает: в ее рядах давно есть люди, мечтающие снести высотку, которую в 1950-х годах подарил полякам Сталин. Наш собеседник считает, что это совершенно естественно и призывает не удивляться публичной дискуссии, ведь для одних это здание — часть истории, а для других — символ коммунизма.

«Коллеги рассказывают, что сейчас обсуждается идея проведения референдума в Варшаве в период выборов в органы местного самоуправления (осенью 2018 года). Они говорят, что варшавяне должны получить право вынести свою оценку сталинской высотке, раз партия „Гражданская платформа" собирается узнать их мнение о монументах, посвященных смоленской катастрофе», — добавляет другой информатор.

Дворец культуры может взорвать армия

Группа сторонников сноса в партии «Право и Справедливость» довольно сильна, однако, раньше она не выступала публично. Она заявила о себе на днях устами четырех министров и заместителя спикера Сейма.

Первым выступил глава министерства культуры и вице-премьер Петр Глинский (Piotr Gliński). В эфире радиостанции RMF FM он признал, что идея снести высотку к столетней годовщине обретения Польшей независимости существует. Он сам этим вопросом не занимается, но не имеет ничего против такой операции, если ее проведут осмысленно, чтобы после Дворца культуры в центре города не осталось огромного котлована.

К нему быстро присоединился вице-премьер и глава министерства развития Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki). На торжественной церемонии подведения итогов двух лет работы правительства «Права и справедливости» он подчеркнул, что мечтает о сносе высотки последние 40 лет, то есть с самого детства.

Потом выступил министр внутренних дел и администрации Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak). В беседе с Polskie Radio он заявил: «Дворец культуры и науки — это символ советского доминирования, а символы играют важную роль, ведь они формируют мировоззрение, в первую очередь это касается молодежи».

Заместитель министра обороны Бартош Ковнацкий (Bartosz Kownacki) вызвался руководить операцией и сразу же обрисовал в эфире Radio ZET план: он вызывает военных, а те взрывают здание.

«Я выступаю за восстановление настоящей Варшавы, такой, какой она была в XIX веке, и возвращение довоенного облика площади, на которой находится Дворец культуры». Это уже высказывание вице-спикера Сейма Рышарда Терлецкого (Ryszard Terlecki), который добавил, что высотка… угрожает здоровью граждан. «Она построена из асбеста, счетчики Гейгера рядом с этим зданием сходят с ума», — объяснил он.

Рышард Марковский (Ryszard Markowski), который уже много лет отвечает за техническое состояние Дворца, парировал: «Мы регулярно проверяем здание, и хотя асбест при строительстве использовался, здоровью оно не угрожает. О том, что вокруг высотки кружат люди со счетчиками Гейгера, я не слышал. Не знаю, откуда у вице-спикера Сейма такая информация». Насколько реально взорвать Дворец? «Это мощная конструкция, облицованная керамическими панелями. Разрушить ее при помощи взрывчатых веществ будет очень сложно, — говорит Марковский и добавляет: Взорвать, конечно, можно что угодно, даже земной шар. Вопрос только — зачем?»

Контекст

Варшава разыгрывает антигерманскую карту

Die Welt 14.09.2017

Варшава против Парижа, Литва выжидает

Delfi.lt 01.09.2017

Варшава переключает рубильник

Do Rzeczy 07.02.2017
Арка вместо Дворца

Наши источники утверждают, что вдохновителем группы сторонников сноса стал Ян Петжак (Jan Pietrzak) — бард правых сил и певец «перемен к лучшему». «Он ходил с этой темой по СМИ, все началось с него», — сообщил нам анонимно один из членов «Права и Справедливости».
Петжак — влиятельная персона в кругах партии Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński), там обожают его репризы на политические темы. Канал TVP даже устроил бенефис сатирика в Ополе, стараясь показать его выступление так, чтобы не было видно пустых трибун.

Петжак активно подключился к подготовке празднования столетия обретения Польшей независимости. Патриотическое общество, которое он создал, продвигает идею возведения в столице триумфальной арки в честь победы над большевиками в 1920 году. Общество пользуется поддержкой правящей партии, а в число его почетных членов входит, в частности, министр Глинский.

Для размещения арки предлагались самые разные площадки, недавно Петжак выступил с предложением поставить ее на Висле (рекой распоряжается не город, а государство). Он хочет, чтобы арка стала новым символом Варшавы, который затмит Дворец культуры. Были даже мысли, что она должна превосходить его по высоте.
«До сих пор нами управляли элиты, которые чтили память Сталина, — объяснял сатирик на канале TVP Info. — Кому-то было важно, чтобы над Варшавой возвышался сталинский дворец».

Дворец получил охранный статус благодаря «Праву и Справедливости»

Не все представители правящей партии поддерживают нападки на варшавскую высотку. Некоторые наши собеседники считают, что эта тема служит для отвлечения внимания, а власти серьезно готовятся к празднованию столетия обретения независимости. «Мы хотим показать наши национально-освободительные традиции, Дворца науки и культуры в планах не было», — сообщил один из наших информаторов. «Политическое решение по поводу высотки не принято», — добавил другой.

Тему сноса здания поднимают в партии Качиньского регулярно. В 2007 году Дворец культуры и науки внесли в реестр архитектурных памятников, однако, прежде чем это произошло, его вопросом успели заняться многие высокопоставленные чиновники из «Права и Справедливости». Воевода Войчех Домбровский (Wojciech Dąbrowski) пытался заблокировать внесение здания в реестр памятников, а его преемник Яцек Сасин (Jacek Sasin) занимался поиском связанных с Дворцом компрометирующих документов.

Вся ситуация была для «Права и Справедливости» несколько щекотливой: идея дать высотке охранный статус появилась из-за того, что директор Большого театра в Варшаве (находившийся в доверительных отношениях с мэром столицы Лехом Качиньским) решил устроить в Зале конгрессов Дворца музыкальный театр.

Проблемы у высотки возникали и раньше. Внимание влиятельного члена Городского совета Варшавы Мачея Мачеёвского (Maciej Maciejowski) в 2012 году привлекла надпись на одной из скульптур в Зале конгрессов. На книге, которую держал в руках рабочий, были выбиты фамилии Маркса, Энгельса и Ленина.

«Это создатели теоретической базы коммунистической идеологии и кровавый преступник, ее олицетворявший. Администрация Дворца, демонстрируя в публичном пространстве вышеуказанную скульптуру, совершает деяние, которое можно квалифицировать как противозаконное», — писал он. Однако фамилии с книги убирать не стали.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

ВАРШАВА, 4 янв — РИА Новости. В 2015 году советской высотке в центре Варшавы исполнилось 60 лет: это событие городские власти решили отметить с размахом, что вызвали недоумение среди части местных жителей. В польской столице регулярно возникают споры о том, какая судьба ждет самое высокое в стране здание — стоит ли продолжать тратить огромные средства на ее обслуживание, отстающее от современных норм, или символ Советского Союза стоит снести и использовать площадь по-другому.

Об истории и судьбе здания - в материале РИА Новости.

Дар польскому народу

Строительство Дворца культуры и науки в Варшаве — дара братскому польскому народу — стало прецедентом: все вопросы финансирования и проектирования легли на Советский Союз, который не требовал ничего взамен. В исторических документах о стройке в настоящее время подчеркиваются два основных момента: идеологическое значение здания и множество споров вокруг его возведения.

Согласно официальным данным, идея строительства высотки принадлежала лично Иосифу Сталину и была озвучена во время визита в Варшаву Вячеславом Молотовым в 1951 году. Главный архитектор Варшавы Юзеф Сигалин был проинформирован о таком предложении заранее и без удивления согласился, польским архитекторам предложили придумать несколько вариантов расположения и внешнего вида здания. Не уверенные в том, каким оно должно быть, специалисты ориентировались на здание московского университета им. Ломоносова, составив несколько проектов.

Позже выяснилось, что в Варшаве Львом Рудневым будет построено уникальное здание, от польской стороны проекты, по сути, не нужны — лишь выбор места, а также обеспечение территории электроэнергией, водой и местами для размещения советских строителей. СССР взял на себя все расходы по стройматериалам, в возведении высотки принимали участие порядка пяти тысяч советских рабочих (и около четырех тысяч поляков), строительство велось с использованием советского оборудования и под руководством советских же инженеров.

Именно местным архитекторам здание обязано своей высотой: еще на этапе проектирования советские специалисты предлагали остановиться на 120 метрах, но благодаря позиции Сигалина и его коллег высота здания сейчас составляет 237 метра (вместе со шпилем), а Дворец культуры и науки остается самым высоким строением в стране. Несмотря на то, что ни у Польши, ни у СССР не возникало сомнений в необходимости строить Дворец в стиле "сталинской готики", Сигалин считал, что Варшаве удалось настоять на включение в проект элементов польской национальной архитектуры.

Вперед в прошлое: куда делось советское официальное искусство Официальное советское искусство сопровождает нас и сегодня, четверть века спустя после распада СССР. Наследие соцреализма, свергнутое с пьедестала, никуда не исчезло, но утратило изначальный посыл, уверена Анна Кочарова.

Проекты здания из-за недовольства некоторыми элементами обеих сторон менялись с поразительной скоростью: их перерисовывали буквально за несколько дней. Согласно окончательному варианту, в здание были включены научный, музейно-выставочный, театральный комплексы, а также Дворец Молодежи. Строительство началось 2 мая 1952 года. В 1953 году, после смерти Сталина, в название высотки было решено включить его имя.

Дворец культуры и науки был торжественно открыт в 1955 году и сразу же стал обязательным пунктом посещений во время визитов высокопоставленных лиц из СССР. Помимо прочего, в здании были расположены центр польско-советской дружбы, Институт общественных наук, редакции издательств классиков марксизма-ленинизма, а также самая высотная в стране смотровая площадка — на 30-м этаже — которая уже в следующем после открытия году стала одним из излюбленных мест самоубийц, которым и оставалась до установки ограждения в середине 1970-х.

Центр города

Именно сталинская высотка, по сути, стала центром Варшавы: во время строительства польские архитекторы, только восстанавливавшие город после военных разрушений, признавали, что фактически центра как такового в нем нет, и неясно, какое место им станет.

В Польше решили снести 500 советских памятников Польские чиновники обещают оставить памятники на местах советских воинских захоронений. При этом монументы, возведенные "в благодарность СССР", власти обещают перенести в музеи в качестве "свидетельства трудных времен".

Туристическим центром считается Замковая площадь, вокруг которой сосредоточены основные достопримечательности — Старый город, где ранее располагались ключевые для Варшавы места. Но именно возле высотки находятся остановки общественного транспорта с названием "Центр", она же зачастую становится первой туристической фотографией из польской столицы: она привлекает внимание на подлете к городу, ее первой видят люди, приехавшие на центральный вокзал.

Производители сувенирной продукции также уделяют высотке самое пристальное внимание: туристические магазины не обходятся без магнитов, открыток и фигурок в форме "сталинки", зачастую вариантов ее изображений даже больше, чем других ключевых для города мест — Старого города, колонны Сигизмунда, Национального стадиона и сохранившейся части Барбакана.

В здании высотки в свое время состоялся ряд ключевых событий — здесь в 1967 году прошел первый в социалистической стране концерт культовой группы Rolling Stones, здесь выступали Марлен Дитрих, Леонард Коэн, Ив Монтан, Дворец посещали Никита Хрущев, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, им, по слухам, восхищался Юрий Гагарин.

Прощание с СССР

В 1991 году, после распада СССР, был объявлен конкурс на освоение Дворца, но ни одно из радикальных предложений не было реализовано. Здание осталось неизменным за исключением названия — из него исчезло посвящение Сталину — и ряда элементов оформления.

Музей памятников благодарности Красной армии откроют в Польше в 2017 году Исторический музей под открытым небом, в котором соберут демонтированные памятники благодарности Красной армии, планируют открыть в Польше в 2017 году, сообщил глава Бюро национального образования страны Анджей Завистовский.

В настоящее время собственником здания является варшавская ратуша, а на месте некогда идеологических помещений расположены офисы, турфирмы, несколько театров, магазины, рестораны, представительства научных институтов, вузы, здесь проводятся выставки и конференции, некоторое время функционировало казино.

Помещения Дворца пользуются большим спросом у арендаторов — здание состоит из 3288 комнат, из них пустуют и предлагаются для аренды всего несколько десятков. Этому способствует и простой и узнаваемый адрес, и хорошая транспортная доступность, и использование здания в качестве ориентира — из многих районов Варшавы низкой застройки в центр можно прийти или приехать, направляясь к заметному и в светлое, и в темное время суток шпилю высотки.

Подарки не возвращаются

Несмотря на популярность здания у туристов, со времен СССР в Польше регулярно возникают дискуссии о необходимости тем или иным способом избавиться от высотки. С этой же целью, как принято считать, возле нее был возведен комплекс небоскребов, которые хоть и не скрывают Дворец от глаз прохожих, но частично отвлекают от него внимание.

От мавзолея до парка-сафари: недвижимость лидеров эпохи социализма Минуло уже более 20 лет с тех пор, как социально-экономические принципы, привнесенные на штыках революции, были признаны несостоятельными. Что же стало с тем наследием в виде резиденций, дворцов и мавзолеев, которые остались от коммунистических и социалистических идолов?

За снос здания в свое время активно выступал занимавший в свое время пост главы МИД Польши Радослав Сикорский. В 2008 году он утверждал, что на месте Дворца нужно засеять траву и выкопать пруд — по его мнению, он "принес бы жителям Варшавы больше пользы". В 2009 году министр пытался увязать снос здания с юбилеем падения Берлинской стены, а в 2012 году вновь напоминал о возможности создания на этом месте Центрального парка Варшавы, ссылаясь на неэкономичность здания, потребляющего слишком много энергии, а также дорогостоящий капитальный ремонт.

Местные СМИ из-за настойчивости в данном вопросе и формулировок заявлений начали сравнивать Сикорского с римским полководцем Катоном Старшим, заканчивавшим все свои выступления в сенате фразой: "Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен", ставшей в итоге крылатой.

На предложение министра, впрочем, бурно отреагировали сами жители польской столицы: на остановках общественного транспорта и стенах жилых домов в Варшаве появились граффити с изображением высотки и подписью "Подарки не возвращаются". Звучали в Польше и другие, менее радикальные предложения о преобразовании Дворца — к примеру, его хотели перекрасить, чтобы он хотя бы внешне не напоминал московские высотки, надстроить на верхних этажах дизайнерский отель или обвить здание плющом. СМИ оперативно организовывали опросы о том, что нужно сделать со зданием, в которых первое место неизменно занимал вариант вроде: "Ничего. Оно является символом и должно остаться неизменным".

В Польше придумали, как бороться с акциями по защите советских памятников МВД Польши считает, что приостановка малого приграничного передвижения не позволит гражданам РФ проводить акции по защите советских памятников на польской территории.

С аналогичными призывами до настоящего времени регулярно выступают и правые организации, которые называют Дворец культуры и науки "символом зависимости Польши от СССР" и утверждают, что оно было построено для того, чтобы поляки "никогда не забыли о зависимости от советской империи".

Тем не менее, все подобные заявления сталкиваются с польскими законами: в 2007 году здание было внесено в реестр памятников. Данное решение также не прошло незамеченным среди противников "советского символа" в Варшаве: президенту Польши было направлено письмо от десятков представителей СМИ, культуры и науки с просьбами вмешаться в ситуацию и предложениями провести дискуссию о дальнейшей судьбе здания в парламенте или даже на референдуме.

В то же время многие эксперты, в частности в сфере архитектуры и искусствоведения, поддержали данное решение, отметив, что за прошедшие годы здание уже лишилось части важных с точки зрения целостности образа элементов, а весь Дворец культуры и науки является единственным сохранившимся образцом социалистической архитектуры в польской столице.