Влияние моцарта на мозг. Эффект Моцарта: целительная сила музыки


Музыка, помимо своих первоначальных, прикладных функций, умело выполняет и художественные задачи: отражает переживания разной высоты, увлекает, наполняет нас вдохновением и дарит пленительное . Но может ли ее обыкновенное прослушивание способствовать улучшению функций головного мозга? Давайте вместе разберемся в сути так называемого эффекта Моцарта, изучим влияние музыки на развитие интеллекта и выясним, какой музыкальный инструмент выбрать, если вы хотите научиться играть.

Эффект Моцарта

Появление эффекта

Данный термин внедрил французский оториноларинголог Альфред Томатис . Будучи врачом, он с особой страстью использовал музыку Моцарта в своей трудовой практике, пытаясь излечить у пациентов различные психобиологические расстройства.

Первый эксперимент ученых США

Чуть позже идею Альфреда Томатиса подхватила и стала развивать команда исследователей из США под руководством Фрэнсиса Раушера .

Они провели исследования, в результате которых были сделаны помпезные выводы о том, что музыка великого композитора стимулирует работу мозга и тем самым улучшает когнитивные функции, в частности пространственное мышление и .

Для самого эксперимента было задействовано небольшое количество студентов университета, которые перед написанием теста на пространственно-временное мышление, были поделены на 3 равных группы.

Каждой были предложены особые условия по подготовке: первая группа сидела в полной тишине, вторая слушала инструкции по расслаблению в формате аудиокниги, а последняя, естественно, была погружена в волшебство сонат Моцарта.

После «настройки мозговых центров» учащиеся выполнили работу, направленную на анализ некоторых геометрических фигур из бумаги, на выискивание недостающих деталей и на общую оценку конфигураций предоставленных объектов.

При подведении итогов экспериментаторы обнаружили, что результаты последней группы студентов были лучше остальных в среднем на десять баллов.

Второй эксперимент

Немного погодя, чтобы закрепить объективность проведенных наблюдений, был поставлен еще один эксперимент, только в этот раз, вместо Моцарта и тишины, испытуемым были предложены произведения Филипа Гласса и британская музыка в стиле транс.

Увеличения IQ у студентов в этот раз не наблюдалось. Ученые были счастливы, ведь для такой комплексной задачи, как улучшение умственных способностей, было найдено очевидное и незамысловатое решение – прослушивание произведений Моцарта. Исследователям казалось, что музыка только этого композитора благотворно влияет на возбуждение нейронов в области мозга, отвечающей за решение .

Опровержение

Временный характер эффекта

Первоначально авторы заявляли, что эффект длится около 10 минут, поэтому несправедливо говорить о постоянном улучшении показателей . К сожалению, в более широком контексте эта важная часть информации, которая содержится в первоначальном исследовании, потерялась.

Избирательность

Более поздние эксперименты также выявили, что положительных результатов в стимуляции мышления можно добиться, обратившись не только к творчеству Моцарта, но и к любым другим классическим фортепианным произведениям. И даже больше – к любой мелодии, лишь бы она была приятна слушателю.

После этого ученые поменяли свое мнение и выдвинули новое предположение: Эффект Моцарта основан на краткосрочном увеличении активности центральной нервной системы и общего настроения человека, что благотворно влияет на выполнение поставленных задач.

Финальный вывод

На данный момент наука признает, что при пассивном контакте с музыкой в долгосрочной перспективе не наблюдается улучшения характеристик интеллекта, а временные вспышки при решении поставленных задач, обуславливаются простым подъемом настроения человека.

Зачем учиться играть на музыкальных инструментах?

Но все вышеописанное касается прослушивания музыки с целью стать умнее. А что происходит, если человек учится играть на музыкальном инструменте? При игре вовлечены практически все участки мозга одновременно, чего не наблюдается при обычном прослушивании. Задействуются зрительная, моторная, слуховая функции коры головного мозга.

Так что игра на музыкальных инструментах, как и любая другая структурированная и дисциплинированная практика, укрепляет силы интеллекта и позволяет применять их в смежных и принципиально других видах деятельности, например, связанных с .

Какой инструмент выбрать?

Принять решение о выборе музыкального инструмента, на самом деле, не так уж и сложно. Однако к этому лучше всего подходить рационально, ориентироваться можно на личные предпочтения, на свои физические возможности, на значимость мобильности инструмента, его доступность, а также климат, от которого напрямую зависит его будущая сохранность.

Давайте познакомимся с некоторыми нетипичными, но интересными представителями:

Укулеле – гавайская миниатюрная четырехструнная гитара. Находясь в надежных руках любящего музыку человека, ничуть не уступает в художественной составляющей классическому варианту.

Губная гармоника – наверное, этот инструмент знаком каждому из нас, гармошка широко используется в блюзе, джазе, фолке, кантри и других музыкальных направлениях. Она предельно мобильна, что не может не радовать, ведь практиковать свое умение можно даже в самых заурядных условиях, например, стоя в пробке.

Ханг – это ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, появился он на свет в недалеком 2000 году и произвел настоящий фурор в музыкальной сфере из-за полноты, насыщенности и оригинальности звука. Ханг выпускается достаточно малым тиражом, из-за чего стоит для рядового покупателя дорого.

Лира – старинный струнный щипковый инструмент, станет отличным другом для фанатов истории Древнего Рима и Древней Греции.

Флейта Пана (сиринга) – деревянный этнический духовой инструмент, состоящий из пустотелых трубок различной длины. Прелесть этой флейты заключается в простоте освоения техники игры и в бесконечных возможностях по импровизации уже на самых начальных этапах.

Расскажите, игру на каких музыкальных инструментах вы постигаете? Какая музыка вас тонизирует, а какая наоборот вводит в состояние умиротворения?

Как создаются мифы? Можно ли монетизировать миф? Разбор полетов на примере мифа об «Эффекте Моцарта».
Зарождение мифа:

В 50-е годы прошлого столетия французский врач Альфред А. Томатис выдвинул гипотезу о возможности воздействия на мозг человека через его слух. Он предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano»(тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. В 1991 году вышла его книга «Почему Моцарт?». В ней он сделал предположение, что музыка способна развивать и лечить мозг. Именно в этой книге он ввел понятие «Эффект Моцарта».

Признание мифа реальностью:

В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета изучили влияние музыки Моцарта на пространственное мышление человека. Они проиграли несколько сонат Моцарта группе испытуемых, после чего попросили их пройти стандартный тест на пространственное мышление. Результаты теста показали улучшение пространственного мышления, т.е. повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Но этот эффект сохранялся только на протяжении 15 минут. Результаты этого исследования были опубликованы журналом Nature. При этом исследователи не делали никаких заявлений об улучшении показателя IQ в целом.

Популяризация мифа

Хотя исследование Раушера и Шоу показало лишь кратковременное улучшение пространственного мышления, их результаты были истолкованы общественностью и СМИ как «улучшение работы мозга в целом». В 1994 году музыкальный обозреватель Алекс Росс написал в New York Times статью под названием: «исследователи установили, что прослушивание Моцарта на самом деле делает вас умнее». А в 1997 году о результатах исследования
Раушера и Шоу упомянула газета Boston Globe.

Монетизация мифа:

В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух». В своей книге он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. Вслед за первой книгой, он тут же написал и вторую – «Эффект Моцарта для детей». В этой книге он рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушера и Шоу, Кэмпбелл представлял как уже доказанные научные факты

По сути, он утверждал, что произведения Моцарта – волшебные «таблетки от всего». Они могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: «глубокого отдыха и омоложения», «развития интеллекта и обучения», «развития творчества и воображения». Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с «правильной» подборкой произведений Моцарта.

В результате Кэмпбеллом был создана новый рынок, эксплуатирующий веру потребителей в существование «универсального лекарства». Товаром на рынке стали книги и сборники музыки, изданные вначале Кэмпбеллом, а потом – и его последователями.

Тяжелая артиллерия:

13 января 1998 года Зел Миллер, кандидат на пост губернатора штата Джорджии (США), в своем выступлении перед избирателями, заявил, что его проект бюджета штата будет включать в себя $105.000 в год для обеспечения каждого ребенка, родившегося в штате, кассетой или диском с записью классической музыки.

Опровержение мифа:

В 1999 году две группы исследователей подняли вопрос: существует ли «Эффект Моцарта» на самом деле? В статье «Прелюдия или Реквием по «Эффекту Моцарта», на основе анализа результатов нескольких исследований, Чабрис сообщил: «любое улучшение пространственного мышления, приписываемое «Эффекту Моцарта» слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия и «Эффект Моцарта» здесь не при чем».

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению «Эффекта Моцарта». В своём докладе они сделали вывод: «...прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…»

Френсис Раушер, чьи результаты были опубликованы в журнале Nature и с кого, собственно, все началось, был одним из первых исследователей, отрицающих влияние музыки Моцарта на улучшения работы мозга в целом. В 1999 году в ответ на очередную статью об «Эффекте Моцарта», он написал: «Результаты нашего исследования о влиянии сонаты Моцарта К.448 на пространственно-временное выполнение задачи, вызвали не только большой интерес, но и несколько заблуждений…».

Миф умер, да здравствуй миф.

Несмотря на то, что существование «Эффекта Моцарта» в научной среде было опровергнуто достаточно давно, созданный Кэмпбеллом рынок, не только до сих пор жив, но и успешно развивается.

По запросу «Эффект Моцарта» поисковые системы выдают множество предложений купить книги и диски. На сайтах для будущих мам можно не только купить подборку дисков с «Эффектом Моцарта», но и записаться на семинар по этой теме. «Опытные психологи», за умеренную плату, предлагают свои услуги по подбору индивидуальных музыкальных программ для расслабления, улучшения памяти и лечения психических расстройств.

http://professionali.ru/Blogs/Post/22869024/

«Музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению.»

Дон Кэмпбел

В середине прошлого века французский ученый и отоларинголог Альфред Томатис доказал: для крохи обладает магическими свойствами. Он дает ребенку чувство защищенности и уверенности, помогает расти и развиваться. Но что делать, если рядом нет родителей? В качестве заменителя Томатис предложил музыку Амадея Моцарта.

Фото © photo7ob.com

«Этот композитор — прекрасная мать. За 50 лет практики я перебрал большое количество композиторов. До сих пор продолжаю испытывать новые формы и виды музыкального искусства, такие как хоровое пение, народная музыка, классические произведения. Но сила Моцарта, особенно его скрипичных концертов, оказывает наиболее целительный эффект на человеческий организм.»
Альфред Томатис

Позднее исследования Томатиса подтвердили американские ученые. В конце прошлого века ученый Дон Кэмпбел такое целебное воздействие классики назвал эффектом Моцарта.

Почему же Моцарт?

Ученые пришли к выводу, что музыка Моцарта наилучшим образом подходит для малышей, и связывают это с тем, что сам композитор начал писать музыку в 4 года. В музыке Амадея Моцарта присутствуют плавные 20-30-секундные чередования «громко-тихо», а также много звуков высокой частоты, обладающих лечебным эффектом. Они развивают мышление и память, тренируют микроскопические мышцы среднего уха и нормализуют работу всего организма.

Музыка Моцарта способна оказать позитивное воздействие на любого человека. Однако в случае со взрослыми эффект длится всего лишь несколько минут. Психика детей гораздо восприимчивее. Некоторые ученые говорят даже о структурных изменениях мозга под влиянием классики. Так, американские психотерапевты в течение 5 лет вели наблюдения за маленькими детьми. Оказалось, что у малышей, которые 2 года посещали занятия музыкой, улучшились интеллектуальные способности и пространственное мышление.




Фото © pk.kiev.ua

Какими же целебными свойствами обладает классическая музыка?

3. Повышает интеллект и улучшает память.

Произведения Моцарта и других композиторов эпохи барокко увеличивают концентрацию внимания и успеваемость. Они активизируют оба полушария мозга, что способствует легкому и быстрому усвоению материала. Во время занятий хорошо устраивать 10-минутные музыкальные паузы, что поможет ребенку расслабиться. Психотерапевты также советуют записать ребенка в музыкальную школу — игра на любом инструменте улучшает память и развивает интеллект.

4. Успокаивает, способствует засыпанию.

На большинство взрослых длительное прослушивание произведения Баха действует как снотворное. успокаивает нервную систему, снижает давление, нормализует работу внутренних органов. В качестве снотворного малышам подойдет как классика, так и фольклор. Ребенку необходим Ваш голос: он успокаивает, дарит чувство защищенности. И в этом случае неважно, что Вы будете напевать: народную песню или произведения Моцарта.

А Вы знаете, что. ..

В детстве Жерар Депардье страдал от сильнейшего заикания. Его вылечил Альфред Томатис, который прописал будущему актеру слушать Моцарта 2 часа в день несколько месяцев подряд.

Экология потребления. Познавательно: Ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга...

Самая необыкновенная музыка - у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали "эффект Моцарта".

Популярный актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил как пел.

Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Отец музыканта был капельмейстером, т. е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.

Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. В центре по нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков.

Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором тридцать шесть выпускников университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут Сонату для двух фортепиано ре-мажор Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять - пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.

Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", - предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. - Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и . И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект.

На следующий день, после того как были опубликованы сообщения об открытиях в Ирвине, музыкальные магазины одного крупного города мгновенно распродали все записи сочинений Моцарта.

Хотя потом интерес к "эффекту Моцарта" немного пошел на убыль, поскольку несколько скептиков опубликовали свои сомнения насчет феномена. Но при более детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет сильное влияние на человеческий мозг.

Все эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. А для детей она может значить формирование нейронных сетей, оказать сильнейшее влияние на умственное развитие ребенка.

Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого "эффекта Моцарта" не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений. Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее.

В Гарвардском университете другой скептик, психолог Кристофер Шабри, проанализировал 16 исследований "эффекта Моцарта", в которых в целом участвовали 714 человек. Он не обнаружил никакого благотворного влияния музыки великого композитора и пока пришел к выводу, что у испытуемых происходило вследствие явления, которое психологи называют "радостным возбуждением". Музыка улучшает настроение, а испытуемые - результаты тестов. Но Шабри решил продолжить серию экспериментов по изучению феномена, поэтому вполне возможно, что в скором времени лагерь сторонников "эффекта Моцарта" пополнится еще одним серьезным ученым.

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в