Василий базаров характеристика цитаты. Цитатная характеристика

Евгению Носову

Однажды в городе Канавинске, где родилась и жила Саша Краюшкина, случился пожар. Сгорел самый большой магазин города, с новым, только еще входившим в обиход наименованием «Универмаг».

Четыре дня милиционеры никого не допускали на пожарище, кроме городского следователя и вызванного из области человека - прокурора по особо важным делам, как утверждали канавинцы. После четвертого дня в ночь прошел дождь и смыл с пожарища серый прах, сажу, обнажив черные, баней пахнущие головни.

От места, где был канавинский универмаг, повеяло холодом, древностью, тленом, и у всех зевак разом пропал к нему интерес. Милиция перестала остерегать пожарище, следователь и прокурор по особо важным делам заперлись в кабинете - думать, почему произошло такое бедствие в городе Канавинске: злодейский был тут умысел или просто так загорелось?..

А на пожарище, как только исчезли городские зеваки и порядок соблюдающие милиционеры, грачиной стаей слетелись канавинские ребятишки.

Они рылись в темных, таинственных руинах упоительно, со страстью, вынимая из богатых недр сгинувшего универмага разное добро: то висячий замок без ключа, то конек-снегурочку, то скобу дверную, то какую-нибудь вещь, до неузнаваемости преображенную огненной стихией. Тогда все ребятишки сходились в кучу и разнобойно гадали - что это за вещь и каково было ее назначение при жизни? Согласие не всегда сопутствовало ребятам, и они разрешали спор и уточняли истину древним человеческим способом, иначе говоря - дракой.

С каждым днем ребятишек на пожарище прибавлялось и прибавлялось, а добро, скрытое в темных, глухих недрах, убавлялось. Добытие его делалось все более увлекательным и азартным. Барачные ребята, привычные к табунности больше, чем дети из индивидуальных домов, объединялись в самостихийные артели и работу вели сообща. И надо заметить: коллективам чаще сопутствовал фарт, нежели старателям-одиночкам. Так, одна артель, сплошь состоящая из братьев Краюшкиных, раскопала полупудовый ком спаявшихся шоколадных конфет. Никто не возьмется описывать чувства, охватившие тружеников-ребят при виде такого редкостного самородка.

Эта находка удвоила и утроила силы и устремления ребят к дальнейшему труду и поиску.

Из девчонок на раскопки ни одна не допускалась. Лишь Саше Крюшкиной дано было молчаливое согласие копаться в отдалении, в уголке пожарища, безо всяких, конечно, надежд на успех. Такая льгота выпала Саше по той простой причине, что на пожарище копались пятеро ее братьев, парней задиристых, решительных и очень привязанных к единственной своей сестренке. Она всегда и везде была с ними, умела хранить любую тайну и так влилась в мальчишеский коллектив, что кинуть ее одну было для братьев уже немыслимо, да еще к тому же в таком увлекательном и серьезном мероприятии, как раскопки пожарища.

Саша всегда понимала свое положение в этом мире, неукоснительно соблюдала требования братьев - мужчин, и, коли ей отвели место для раскопок в отдалении и одиночестве, она там и копалась, не нарушая дистанции.

За время раскопок Саша нашла лишь одну пуговицу, которая немалыми стараниями была приведена в блестящий вид, и на ней обнаружилась звезда. Саша и такую находку посчитала удачей, ведь как-никак район ее раскопок был в стороне. А находкам и успехам братьев она не уставала радоваться. Братья принесли из дому лопаты, вели поиск с размахом и основательностью. В свой сарай братья Краюшкины снесли уже немало ценных предметов, в том числе и железную кровать, сложенную спинка к спинке.

Кстати, ком шоколадных конфет братья разделили меж старателями по совести. Они отсекли лопатой одну половину и отдали ее мальчишкам, жаждущим своего фарта на руинах. Другую половину конфетного самородка отнесли домой, и вся семья Краюшкиных в течение нескольких дней питалась конфетами, употребляя их вприкуску с хлебом. В трудовой семье Краюшкиных до этого случая никогда шоколадных конфет не бывало, и потому отец и мать похвалили своих удачливых ребят, но просили старших, уже учившихся в школе, не забывать об уроках и по возможности меньше рвать и пачкать одежонку.

Проходили дни, недели. Прошел месяц - и поредела армия искателей. Они докопались до грунта, перевернули головни, кирпичи, золу, они истощили залежи настолько, что утратили к работе интерес. Редко-редко печальные руины погибшего универмага, взявшиеся по краям травою, оглашались теперь победными воплями.

Смолкли голоса мальчишек на пепелище, затухали разговоры среди взрослых, стиралось в памяти событие, взволновавшее канавинцев. Такая скоротечность в памяти жителей города объяснялась тем, что взамен сгоревшего универмага началось сооружение нового и - канавинцы не без оснований утверждали - куда более мощного. Он воздвигался из кирпичей, с тремя квадратными колоннами у входа и смахивал на Дворец культуры.

Братья Краюшкины последними отрешились от поисков. Пожарище посещали они теперь изредка и не с корыстной целью, а чтобы поиграть в сыщиков-разбойников. Но Саша никак не могла отвыкнуть от печального места и еще нет-нет да и приходила сюда, и не столько уж покопаться, сколько послушать тишину с истаивающим в ней горьковато-угарным запахом головней, с шорохом осыпающихся комочков земли, семян лебеды, полыни и подземельным мышиным писком.

Жизнь не угасла совсем, она только скрылась в руинах и медленно пробуждалась от душного угарного сна. Слушала девочка эту осторожно просыпающуюся жизнь и щемливо думала о чем-то своем, печалилась, прижавшись за черным бревном. Иногда даже слезы закипали в тихой, сжавшейся от горя душе девочки, и ей казалось тогда, будто внутри ее, как на живом дереве, вырастают иголки и по ним сползают тянучие капельки смолы.

Домой Саша возвращалась притихшая, усталая, и все в содомном, шумном краюшкинском жилье поражались ее возрастающей доброте и покладистости и без того мягкого характера.

Пепелище между тем все гуще и гуще зарастало беленою, жалицей, лопухом, и две розовые ракеты кипрея - вечного спутника пожарищ - запоздало взлетели над ним. В бурьян и густой чертополох, сорящий шишками и пухом, начали ходить собаки, кошки и козы, настырные городские козы с шаманьими глазами.

Осенью, когда уж совсем заглушило бурьяном-саморостом бугор, где прежде стоял универмаг, появился трактор, смял растительность, начал выворачивать и растаскивать обгоревшие бревна петлею стального троса, обнажая голеньких мышат и вяло из вивающихся ящерок, упрятавшихся на зиму в сухие головни.

Саша помчалась к пожарищу и, как только прибежала к нему, сразу увидела под одним вывороченным бревном присыпанное землею старое птичье гнездышко, а рядом с ним что-то в бумажной обертке. Саша соскочила в ямку, схватила сверточек и хотела уж по-мальчишески закричать: «Чур на одного!», но не закричала, а застыла с открытым от дива ртом.

С блестящей, хрусткой, чудом сохранившейся обертки смотрел на Сашу синеглазый красавец в желтой чалме и в красном плаще. А за его спиною зеленели развесистыми ветвями желтоствольные пальмы, и меж ними куда-то крался желтый усатый тигр, похожий на краюшкинского домашнего кота Мураша.

Индия! - прошептала девочка, глядя на картинку, и понюхала сверток. От него дохнуло на Сашу таким ароматом, такой запашистою струёй ударило в нос, что девочка задохнулась даже. Прижала Саша сверток к груди, зажмурилась от восторга и, теперь уже совершенно уверенная, что так вот только и должны пахнуть дальние, загадочные страны, повторила: - Индия! - И со всех ног бросилась, домой, еще от ворот крича: - Мама! Папа! Ребята! Я Индию нашла!..

В сахаристо-белой обертке оказалась горбушка туалетного, малинового цвета, мыла. Это мыло Сашина мать заперла в сундук и выдавала его ребятам умываться только по праздникам и во время школьных экзаменов.

Обертку от мыла Саша взяла себе, и не знала она приятнее занятия, чем разглядывать картинку с принцем, пальмами и тигром. И всякий раз девочка находила на картинке этой что-нибудь новое: то звезду на чалме принца, то птичку или орех в ветвях пальмы. Когда все предметы на картинке уже были отысканы и изучены, и даже буквы запомнились по их форме, и девочка, еще не зная азбуки, бойко читала: «МЭЫЛЫО», она начала придумывать и воображать те предметы, те деревья, тех птиц и зверей, какие могли, по ее разумению, обитать в сказочной стране Индии.

В 1985 году написал Валентин Распутин "Пожар". Краткое содержание этой повести представлено в данной статье.

Начало пожара

Иван Петрович, усталый, возвращался домой. Он еще никогда так не уставал, хотя сегодня не надрывался, обошлось даже без крика, без нервотрепки. Просто открылся "край". Иван Петрович, наконец, добрался до дому, и услышал вдруг крики: "Склады горят!", "Пожар!". Краткое содержание первой главы на этом заканчивается.

Сначала он огня не увидел, но потом заметил, что горят складские постройки. Еще не бывало столь серьезного пожара в истории поселка.

Склады так были построены, и загорелось именно в таком месте, что все сгорело без остатка. На стороны расходились здания: промышленные и продовольственные. Огонь пошел по крыше в продовольственный край, однако основное пекло было в промышленном.

Иван Петрович помогает на крыше

Когда по двору складов шел Иван Петрович, группы начали сколачиваться лишь в двух местах. Одна скатывала мотоциклы с подтоварника, другая разбирала крышу для того, чтобы прервать огонь. Главный герой полез на крышу, где командовал Афоня Бронников, который поставил его на край, выходящий на двор. Иван Петрович стал отдирать доски. Парень, посланный за ломом, вернулся и вместо лома принес новость о том, что выкатили "Урал", обгоревший мотоцикл.

Главный герой огляделся, выбив последнюю тесину. Ребятишки носились ошалело по двору, вскрикивали и метались фигуры у промтоварных складов. Но уже набегало и начальство. Подошли леспромхоза, начальник участка. Об этом рассказывается в третьей главе. Весь поселок сбежался, однако никого пока не нашлось, кто смог бы организовать его в единую разумную силу, которая способна была остановить огонь.

Встреча с Борисом Тимофеичем

Главный герой спрыгнул вниз и направился к месту, где видел только что Бориса Тимофеича, начальника участка. Он его отыскал в толпе по крику, у продовольственного склада. Тот просил открыть двери склада Валю-кладовщицу. Об этом рассказывает в пятой главе Распутин ("Пожар"). Содержание произведения представлено кратко - мы отмечаем лишь основные события. Валя не согласилась. Борис Тимофеич тогда крикнул архаровцам, чтобы те ломали двери. И они принялись с удовольствием ломать. Главный герой предложил Борису Тимофеичу поставить Мишу Хампо в воротах, чтобы тот охранял. Начальник участка так и сделал.

Воспоминания о Егоровке

Шестая глава описывает воспоминания о Егоровке, старой деревне, которые нахлынули на Ивана Петровича. Он выезжал из своей деревни надолго лишь однажды - во время войны. Главный герой воевал два года, и еще год после того, как русские победили, держал оборону Германии. Он воротился домой осенью 1946 года. И своей деревни не узнал - она ему показалась обделенной и невзрачной. Здесь все оставалось без перемен и как будто остановилось навсегда. Вскоре он встретил Алену в соседней деревне. Когда новую машину получил колхоз, оказалось, что, кроме него, за нее некого сажать. И Иван Петрович начал работать. Вскоре слегла его мать в долгой и тяжелой немочи. Младший брат главного героя отправился на стройку и спился с больших денег. Иван Петрович решил остаться в Егоровке. Когда ее затопило, в новый поселок свезли всех жителей. Сюда привезли еще шесть таких же, как его родная деревня. Утвердился здесь сразу же леспромхоз, который был назван Сосновкой.

Иван Петрович вошел в продовольственный склад

Продолжается краткое содержание. Пожар Распутин по главам описывает в произведении, прерывая его воспоминаниями главного героя и его размышлениями. Седьмая глава рассказывает нам о следующем. Когда в крайний продовольственный склад заскочил Иван Петрович, здесь уже вовсю полыхало. Страшно гудело над щелястым потолком. Возле стены сорвало несколько потолочных плах, и огонь рвался в проем. Внутри складов никогда не бывал Иван Петрович, и он поразился изобилию: немалой горой на полу были навалены пельмени. Колбасные круги валялись рядом. Масло стояло в тяжелых кубах, а красная рыба - в ящиках. Иван Петрович задумался о том, куда все это уходило. Приплясывая от жара и запахиваясь телогрейкой, главный герой выбрасывал круги колбасы к двери. Здесь, во дворе, кто-то их подхватывал и относил куда-то. Переходим к восьмой главе, описывая краткое содержание ("Пожар"). Распутин в ней описывает, как огонь становился все сильнее.

Взаимоотношения с Борисом Тимофеичем

Все нестерпимей становился жар. Похоже, никто не тушил больше - отступились. Лишь вытаскивали то, что можно было еще вынести. Главный герой подумал о том, что склады спасти нельзя, но можно отстоять магазин. Вдруг он увидел Бориса Тимофеича. Тот ругался с архаровцем. Он помешал потасовке.

Иван Петрович однажды разговаривал с начальником участка. Об этом рассказывает в девятой главе повести "Пожар" Распутин. Краткое содержание этого разговора следующее. Борис Тимофеич завел речь о плане. И тут главный герой не выдержал: "Лучше бы мы без него жили!". По его мнению, лучше было бы завести другой план - не на одни лишь кубометры, "а и на души!", то есть учитывалось бы, сколько душ при этом потеряно. С ним не согласился начальник участка. Однако главный герой по-другому был устроен. В нем как будто под ежедневным давлением сжималась пружина и доходила до такой степени упругости, что ее становилось невмоготу выдерживать. И тогда Иван Петрович начинал говорить, ненавидя себя и страшно нервничая, понимая, что все это напрасно.

Иван Петрович помогает выносить масло и муку

Продолжается пожар. Краткое содержание по главам интересующего нас произведения подошло уже к десятой главе. Полностью вытеснили огонь из первого продовольственного склада. Теперь перешли уже во второй. Когда сюда впервые заскочил Иван Петрович, здесь было уже дымно и накалено, но все-таки сносно, без огня. Было здесь и людно. Ящики с водкой передавались по цепочке. Крики Вали-кладовщицы доносились откуда-то. Она умоляла вынести из здания растительное масло, которое находилось в железной бочке. Ее повалил с трудом Иван Петрович, однако выкатить не сумел. Тогда он выхватил из цепочки кого-то, и вместе они выкатили бочку.

За второй возвратился Иван Петрович, однако напарник его вернулся в цепочку. Главный герой заметил, пытаясь его отыскать, что не только ящики передаются по цепи, но также и раскупоренные бутылки. И вновь Иван Петрович выкатил бочку с помощью кого-то, но оказалось, когда ее выкатили, что она была без пробки. Извивающийся след масла уходил в склад. Ивану Петровичу сказал Афоня Бронников, что необходимо спасать муку. В низкой постройке за третьим складом держали сахар. Здесь же была и мука, которая свалена была в бесформенную кучу. Первый попавшийся мешок взвалил на себя Иван Петрович и вынес его. Вместе с Сашкой Девятым он свалил связь забора и по откосу положил на дорогу. Так получился мост. После этого оторвали еще одну и уложили рядом. Отыскать Алену решил главный герой повести "Пожар" (Распутин). Краткое содержание произведения продолжается размышлениями главного героя о семейной жизни.

Иван Петрович думает о семье

В тринадцатой главе он вспоминает, как они с Аленой два года назад справляли 30-летие совместной жизни. Поехали по детям, взяв отпуск. В Иркутске жила старшая дочь. Она лежала в больнице, где они не задержались долго. В Хабаровске жил сын Борис. Он женился. Сын с невесткой попросили родителей переехать к ним, и Иван Петрович согласился. Совсем невмочь стало в последнем году, когда утвердилась в леспромхозе новая бригада архаровцев. Когда те разворотили перед избой палисадник, Иван Петрович решил написать заявление об увольнении. Лишь одно спасение было: уехать.

Миша Хампо

Событиями пятнадцатой главы продолжается краткое содержание ("Пожар" Распутина состоит из 19 глав). Главный герой стягивал мешок и относил его. Сначала было около десяти человек, выносивших муку. Но затем их осталось лишь четверо: Иван Петрович, Савелий, Афоня и какой-то малознакомый парень. Через некоторое время подстроился также Борис Тимофеич. Главный герой решил поочередно брать: то крупу, то муку. Когда не осталось сил, он остановился возле постройки, которая была баней Савелия. Он таскал в нее мешки с мукой. Еще главный герой заметил старуху, подбиравшую бутылки со двора - конечно, не пустые. Иван Петрович на середине двора увидел Мишу Хампо. Мы лишь в нескольких словах описали этого героя, составляя краткое содержание. "Пожар" Распутина - произведение, в котором этот персонаж играет далеко не последнюю роль. Он с детства был парализован и таскал плетью правую руку. Единственное, что мог выговорить этот человек: "Хампо-о!". Он жил один, похоронив давно свою жену. На Север уехал его племянник. Миша Хампо был могучей силы и привык одной левой делать все, что угодно. Этот человек был прирожденным сторожем.

Размышления Ивана Петровича

Шестнадцатая глава начинается с размышления Ивана Петровича, который стал раздумывать все дотошней и чаще, решившись на переезд: что необходимо человеку для того, чтобы спокойно жить? И решил он: работа, достаток, дом. Афоня его уговаривает остаться, однако Иван Петрович не слушает его.

Смерть Хампо и Сони

За дверь выбрасывали мешки, и он их оттаскивал к забору. Ивана Петровича позвал кто-то пьяным голосом, но он не отозвался. Об этом в 17 главе пишет Валентин Распутин ("Пожар"). Краткое содержание ее продолжается тем, что мужики начали задерживаться все чаще - для того, чтобы глотнуть воздуха. Главный герой стоял, не чувствуя при этом ни рук, ни ног.

Из последнего склада успели все вытащить. Дядя Миша заметил, как в мяч из цветных тряпок играли двое. И тут же удар обрушился на него. Это был Соня. Несколько архаровцев били его. Когда главный герой увидел, что в обнимку на снегу лежат Хампо и Соня, они были уже оба мертвы. Колотушка валялась в пяти метрах.

Финал

Две последние главы (18 и 19) завершают краткое содержание. "Пожар" Распутина заканчивается тем, что главный герой, вернувшись с пожара, даже не прилег. Он только посидел, посмотрев в окно, видя, как дым несет с берега. На следующий день главный герой покинул поселок. Ему казалось, что он входит в одиночество, что молчит земля, то ли встречая, то ли провожая его. Так завершается повесть "Пожар", краткое содержание которой было представлено в этой статье.

Мазуров К.В., к.ф.н. Мазурова Н.А.,

Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, Россия

Образ музыки в «Последнем поклоне» В. П. Астафьева

Предметом данного исследования является рассказ «Далёкая и близкая сказка»,открывающий повествование в рассказах В. П. Астафьева «Последний поклон». В некоторых изданиях Астафьев, определяя положение этого рассказа, даёт ему подзаголовок «Вместо предисловия», то есть имеющий значение предисловия, находящийся перед основным словом и, следовательно, являющийся ключом ко всему произведению, камертоном,настраивающим на восприятие последующих глав. Это значениеопределяется, прежде всего,центральным образом рассказа – образом музыки.

С образом музыки связаны две основные идеи рассказа и всего повествования в целом. Первая проистекает из содержания исполняемой Васей-поляком музыки. Вася так рассказывает о человеке, её сочинившем: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого… Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота… Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине» . В издании 1978 года Астафьев на этом не заканчивает рассказ героя. Вася добавляет: «Эту музыку написал мой земляк Огинский в корчме – так называется у нас заезжий дом… Написал на границе, прощаясь с Родиной. Он посылает ей последний привет. Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор» .

Эту музыку услышал сирота Витька Потылицын в скрипичном исполнении Васи-поляка. Спустя годы Виктор вновь услышал этот полонез в разрушенном войной польском городе в органном исполнении, и ему захотелось, чтобы «люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым…» [ 1, 23 ] .

Астафьев признавался, передавая на суд читателей «Страницы детства», как прежде он называл свою книгу, что «ему иногда кажется, что он вот-вот постигнет причину, точнее сказать, мысль о вечной нашей тяге к родной земле, к детству и к тому месту, где пролита кровь в бою. Но всё-таки мысли этой я не постиг. Да и постижима ли она?» [ 3, 28 ] .Причину тяги к родной земле писатель, может быть, и не постиг, но тоску человека, разлучённого с Родиной, передал.

Второй смысл образа музыки вытекает из мифопоэтического его содержания. Образ музыки соединяется Астафьевым с образом земли.

Прежде следует обратить внимание на образ Васи-поляка. Вася-поляк жил в караулке при завозне. Завозня, объясняет писатель, это место, где хранили семена: «Если сгорит дом,если сгорит даже всё село, семена будут целы и, значит, люди будут жить…» [ 1, 5 ] .Следовательно, Вася-поляк – сторож, охраняющий зерно, а, значит, жизнь. Но Вася-поляк ещё и скрипач, и музыка его будоражила человеческую душу, заставляя женщин плакать, а мужиков злиться неизвестно на что. Вася-поляк сторожил не только зерно, он стоял на страже человеческой души, не позволяя ей зачерстветь, покрыться ледяной коркой.

В описании караулки, в которой жил Вася-поляк, обращают на себя внимание детали («окно… затянуло черёмушником, жалицей, хмелем…», «хмель запеленал её…» ), которые свидетельствуют о том, что караулка как бы слилась с природой, стала её частью. И Витьке Потылицыну, замершему от страха, потому что «слева кладбище, спередиувал… один я, один, кругом жуть такая, и ещё музыка-скрипка» ,представляется, что это не скрипка играет, а земля поёт. «Но из-под увала, из сплетений хмеля и черёмух, из глубокого нутра земли возникла музыка, и не музыка это, а ключ течёт из-под горы,… снова забилась живая жилка ключа за Васиной избёнкой. Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозныйуже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, выворачивает их с корнями, несёт, крутит. Вот-вот сметётизбушку под горой, смоет завозню и обрушит всё с гор. В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжётся лес, зажжётся земля и не залить уже будет этот огонь даже Енисеем – ничем не остановить страшную такую бурю» [ 2, 12 ] .

Соединение образов земли и музыки можно обнаружить и в других произведениях русской литературы. Например, в «Песне о земле»В. Высоцкого:

Кто сказал, что земля не поёт,

Что она замолчала навеки.

Нет, звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин.

Ведь земля – этот наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

На риторические вопросы, которые задаёт герой Астафьева: («О чём же это рассказала мне музыка? Про обоз? Про мёртвую маму? Про девочку, у которой сохнет рука? На что она жаловалась? На кого гневалась? Почему так тревожно и горько мне?» ),ответы есть. Не случайно, этот рассказ выполняет роль предисловия. Именно тогда, когда ребёнок слышит эту музыку земли, начинается «работа» его души. Герой чувствует и осознаёт важную истину: «Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. Ничего сейчас не страшно. В эти минуты не было вокруг меня зла. Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось» .

Как известно, музыка – один из самых высоких способов символического мышления. Мифологема музыки многозначна. Чаще всего музыка воспринимается, как часть упорядоченной модели космоса… Музыка символизирует порядок и гармонию… Просветлениедуши символизируется звуками музыки [ 4, 335 ] .

Музыка позволила понять Витьке, что ничто не может поколебать космический порядок и гармонию, что жизнь торжествует несмотря ни на что. Витьке ещё многое придётся пережить, столкнуться с несправедливостью и жестокостью, но та истина, которую он постиг, слушая музыку, поможет ему преодолеть трудности жизни. Даже тогда, когда ему в разрушенном войной городе на какой-то миг показалось, что «ничего живого не осталось на земле» ,музыка вновь напомнила ему о торжестве жизни: «Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами» [ 2, 21 ] .

Рассказ «Далёкая близкая сказка» является ключом к пониманию всего повествования. Книга насыщена звуками: «наговаривает на перекатах» речка, Зорька славит приход утра своей песней, шумит тихий почти неслышный дождь и т.д. Это всё звуки земли, её вечная музыка, которая позволяет поверить в вечность жизни, в тот круговорот, когда последнее становится первым. Музыка земли вызывает отклик в душе ребёнка, заставляет её трепетать, радоваться и страдать, а это значит, что душа его живая.

Образ музыки является одним из основных в художественном мире писателя. Звучит он и в «Затесях» в рассказах «Сильный колос», «Хлебозары»: «Зарницы, Зарницы. Зарницы. Земля слушает их. Хлеба слушают их. И то, что нам кажется немотою, для них, может быть, самаясладкая музыка».

Музыка есть в каждой минуте жизни. Повторённое трижды слово «зарницы» и одинаковая синтаксическая конструкция двух следующих предложений придают фразе особый музыкальный ритм, призванный передать песню земли. В «Последнем поклоне», «Затесях» отразилось представление писателя о взаимосвязи человека и мира, его убеждённость в том, что и в природе, и в человеке обнаруживается присутствие Бога. Человек, по мнению автора, часть мира, ему не страшны природные стихии, поскольку мир задуман и устроен гармонично.

Литература:

1. Астафьев В. Последний поклон. М., 1978.

2. Астафьев В. Собр. соч. в 15-ти тт. Т. 4. Красноярск, 1997.

3. Вахитова Т. М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М., 1988.

4. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева, М., 2000.

Произведение Распутина "Пожар" было издано в 1985 году. В данной повести писатель как бы продолжает анализ жизни переехавших в другое селение после затопления острова людей из повести "Прощание с Матерой". Их переселяли в поселок городского типа Сосновку. Главный герой - Иван Петрович Егоров - ощущает себя истощенным морально и физически: "как в могиле".

Трудно отыскать в истории литературы произведение, в котором не осознавались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.

Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения. Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть "Пожар", опубликованная во времена перестройки.

Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках: колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл "Урал", сахар, мука. Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести, пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем, не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он "неуютный и неопрятный", грязь намешивалась техникой "до черно-сметанной пены". Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.

Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.

Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему "все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть". Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя столько лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а "умением жить".

Иван Петрович законом своей жизни сделал правило "жить по совести", ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а "дружные ребята - архаровцы" перво-наперво хватают ящики с водкой.

Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.

Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: "Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...". Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла. Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт "лишних", равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

К ним добавились "архаровцы" (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: "... люди разбрелись всяк по себе еще раньше..." Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад "общего и слаженного существования". За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, переживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: "Ты уедешь, я уеду - кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!" Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце - момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича "будто вынесло наконец на верную дорогу".

Замечательный русский писатель Валентин Распутин с гражданской открытостью в своих произведениях поднял самые насущные и злободневные вопросы времени, задел самые болевые его точки. Даже само заглавие повести "Пожар" завоевывает характер метафоры, дышащей идеей нравственного неблагополучия. Распутин веско доказал, что моральная ущербность отдельно взятого человека неминуемо повергает к разгрому основ жизни народа. В этом и заключается для меня безжалостная истина повести Валентина Распутина.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

«Кто имеет уши слышать, да услышит!»

(ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЗЛА. ПО ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА «ПОЖАР» И РОМАНУ В. АСТАФЬЕВА «ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ»).

На складах сибирского поселка лесозаготовителей внезапно вспыхивает пожар. Внезапно, но не случайно. «Пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках» рабочие, всеобщая безалаберность и безответственность стали обычным, повседневным явлением в Сосновке. Сумятица и разброд еще более усилились с появлением «бригады оргнабора» - незванных пришельцев, прозванных архаровцами и различаемых по «коротким и дерганным движениям».

За картинами реального пожара без труда угадывается общий символический план изображения: все наше общество, по мысли В. Распутина, охвачено силой дьявольского пламени. Отсюда - всесветность события, космические масштабы его показа. Главному герою Ивану Петровичу Егорову кажется, что рвущиеся на пожаре голоса исходят не от конкретных людей: «это стены, земля, небо и берега звучат человечьими словами - чтоб понятно было людям».

Но более всего Ивана Петровича поражает поведение поселковых жителей, стремящихся не столько потушить разбушевавшийся огонь, сколько поживиться за счет государства. Тащили все, что можно было утащить, а «маленький, скрюченный в три погибели» архаровец с «бабьим именем Соня» погиб, сражаясь за бутылку даровой водки.

Однако нашлись и те, кто вместе с главным героем не поддались всеобщему безумию. Как солдат на поле битвы, пал смертью храбрых сторож дядя Миша Хампо, сам Иван Петрович и его жена Алена не щадили себя, спасая государственное добро, и даже один из «архаровцев» Сашка Девятый оказался верным и сноровистым помощником.

Конец повести многозначителен: на рассвете Иван Петрович покидает поселок. Пожар перевернул его жизнь, показав то недоброе в душах людей, что раньше скрывалось под приличной видимостью, а теперь выступило наружу.

Почти одновременно с «Пожаром» Распутина вышел роман В. Астафьева «Печальный детектив» (1986). Преднамеренно акцентируя внимание на темных сторонах жизни, сгущая зло, которое (пусть и временно) потеснило собой добро, В. Астафьев воссоздает, в сущности, ту же охваченную бесовским пламенем действительность, что и В. Распутин в своей повести. Стремлением понять природу зла объясняется выбор центрального героя романа - бывшего милиционера Леонида Сошнина, который, как этого требует его профессия, прежде всего обращает внимание на мерзости жизни. А их немало, и обрисованы они писателем по степени нарастания, реалистически ярко.

Молодой шофер Ванька Стригалев способен просидеть в своей «Волге» сутки, «не читая, а о чем-то медленно думая». Родители беспутной Юльки, живя «в свое удовольствие», катаясь вокруг Европы и по ближним странам, откупаются от дочери дорогими заграничными подарками. Сирота «при родителях», предоставленная самой себе пятнадцатилетняя Юлька тем временем «добивала себя с кавалерами». Кочегар Чича Мезенцев умер, месяцами не выходя из своей кочегарки, куда его жена каждый вечер приносила по пол-литра водки. Незадачливая бессердечная «мамуля» решила «хитро» избавиться от своего новорожденного ребенка, закрыв его в автоматической камере хранения на вокзале.

Рушатся общество, человек, семья. Люди забывают о своем долге и перед родителями, и перед детьми. Что можно сказать о матери и отце - «книголюбах», которые, устав от троих детей и заимев четвертого, уморили его голодом, скрываясь «не где-нибудь, не на темном чердаке, а в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М Достоевского»? Или другой пример. «Папа с мамой поругались, подрались», ушли из дома и загуляли, забыв о своем дитяти, которому не было и трех лет. И когда пришло время взламывать дверь, люди настали ребенка, научившегося ловить тараканов,- «он питался ими».

Духовное оцепенение, внутренняя спячка, безразличие, бездушие общества привели к току, что на ведущие роли чаще всего выдвигаются властолюбивые, бездуховные, пустые, неспособные к созидательной деятельности люди, вроде тещи Сошнина Евстолии Сергеевны Чащиной, которую все время держали на «должностях, где можно и нужно много говорить, учить, советовать, бороться, но ничего при этом не делать». Подобные «пустобрехи», по мысли Астафьева, и «проорали деревню», довели ее до того, что «села наши и пашни опустели».

Леонид Сошнин, чаще других сталкивающийся с человеческими пороками и преступлениями, воспринимает мир в серых, сумрачных тонах, которые впоследствии сливаются в темные цвета. И вот уже в сознании героя возникает символический образ «душной трубы» в «черной саже», из которой вылетел «на метле веселой бабой-ягой или юрким бесом диавол в человеческом облике и принялся горами ворочать». А в людях «под покровом тонкой человеческой кожи и модных одежд» спрятался жуткий, «себя пожирающий зверь».

Однако никто не рождается преступником или негодяем, ими становятся-и чаще всего добровольно Поэтому Астафьев, описывая прошлое своих персонажей, стремится подчеркнуть то хорошее и светлое начало, которое когда-то определяло их поведение. Так, до предела опустившаяся женщина, по кличке Урна, ставшая «особенным существом со слепой, полубезумной тягой к пьянству и безобразиям», имела когда-то мужа и детей, была талантливой самодеятельной певицей Спившийся Чича Мезенцев, как выясняется, имел награды не только за боевые, но и трудовые заслуги Даже преступник, угнавший самосвал и задавивший насмерть ни в чем не повинных прохожих, был отмечен значком «за спасение людей на пожаре».

Емким смыслом наполнена нарисованная писателем симво-лическая сцена: посреди «беспросветной, серой планеты», в центре Вейска, по самой «середке» проспекта Мира, неспешно следовала пегая лошадь с хомутом на шее Пока ее хозяин «подзасел» в буфете с мужичками, она, «ученая, самостоятельная», двигалась по направ-лению к своей конюшне.

Казалось бы, малопримечательный эпизод, но В Астафьев умеет в будничном и малом обнаружить значительное и большое. Неупорядоченной, развороченной, бездушной действительности, неразумности и суетности человеческого существования противопоставляется размеренное, неспешное шествие умного животного, как бы напоминающего людям об их утраченном природном достоинстве Вот почему «коняга» производит «оживление» на улице: народ, «единодушно» провожавший лошадь глазами, «светлел лицами, улыбался» Заулыбался и Леонид Сошнин, ощутивший, как что-то «сместилось» в его душе, и погода «дурная не так уж гнетуща», и проблемы бытия не так уж неразрешимы.

« Жить дальше и помнить тех, кто жил до них», - такова одна из итоговых мыслей главного героя, которую, разумеется, разделяет сам автор произведения «Помнить» - значит хранить и передавать от поколения к поколению духовно-нравственные традиции предков, восстановить разорванную «связь времен» и как-то налаживать расколотую, надтреснутую жизнь. Астафьев приходит к той же мысли, что и Распутин: спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, по сравнению с которой «все остальное в мире - пыль, хлам, дешевка ».

Важно только услышать эти призывы современных писателей и прислушаться к их тревожным голосам.

Похожие рефераты:

Не может оставить равнодушным читателя рассказ Виктора Астафьева "Жизнь прожить", написанный в середине восьмидесятых годов, поскольку в нем автор поднимает жизненно важные проблемы.

Рецензия на повесть В. Распутина «Пожар» «Горит село, горит родное...» Эти строки, взятые из народной песни, являются эпиграфом к произведению В. Распутина. Пожары издавна на Руси были привыч­ным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни. И сейчас пожары слу...

В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей xx века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни.

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ филологический факультет Кафедра современной литературы МОСКВА 1999 сравнительная рецензия

Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Валентина Распутина. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью.

В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, Ч.Айтматов, Б.Васильев, Ф.Абрамов, В.Астафьев, Ю.Бондарев, В.Распутин.

Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева.

Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.

Сочинение-рецензия (В. Распутин «Прощание с Матёрой») В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.