В чем значение записок охотника. «записки охотника» и их место в русской литературе

«Записки охотника» неопровержимо убеждали читателя в необходимости уничтожения крепостничества как основы общественного строя в России; в этом смысле они ближе всего стоят к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева. Значение «Записок охотника» в художнической судьбе Тургенева неизмеримо велико. После выхода в свет этой книги он стал общепризнанным главой русской литературы.

Первые рассказы и очерки Тургенева были написаны и напечатаны в годы относительного оживления в общественной жизни России, когда даже в правительственных кругах подумывали об отмене крепостного права. Но в начале 1848 года во Франции разразилась революция, и Николай I, никогда не забывавший, какого труса он отпраздновал 14 декабря 1825 года, немедленно решил пресечь любые либеральные поползновения. Каратели предприняли подлинный поход на литературу. Естественно, что, прежде всего, обратили внимание на самый передовой журнал - на «Современник». Некрасов и Панаев были вызваны в Третье отделение, где им было сделано внушение и разъяснение насчет Сибири. Был взят под подозрение и Тургенев, произведения которого были одним из важнейших слагаемых успеха «Современника». Ждали только удобного случая, чтобы расправиться с ним. Такой случай вскоре и представился. Тургенев написал небольшую горячую статью на смерть Гоголя, которую председатель петербургского цензурного комитета запретил на том основании, что Гоголь - «лакейский писатель». Тогда Тургенев переслал статью в Москву, и там она стараниями его друзей - Боткина и Феоктистова - была напечатана. Немедленно назначили расследование, в результате которого Тургенев (по повелению Николая 1) 28 апреля 1852 года был арестован.

Даже по тем временам кара казалась слишком жестокой; само собой напрашивалось предположение, что заметка о Гоголе была не единственной виной писателя.

После освобождения из-под ареста Тургенев должен был без промедления отправиться к месту ссылки - в Спасское-Лутовиново. В невольном затворничестве Тургенев подвел важнейшие итоги своего творчества. Теперь он окончательно убедился, что ни одна тема в литературе не могла быть более или менее удовлетворительно решена без непосредственного или косвенного соотнесения ее со стихией народной жизни. Это касалось и темы личности, темы, которая в реальных условиях русского общественного развития первой половины XIX столетия была неразрывно связана с вопросом о судьбе дворянской интеллигенции.

Критерий народности углубил тему дворянской интеллигенции по-новому понятой идеей долга. Развитая, а тем более одаренная личность должна стремиться осуществить заложенные в ней возможности; это ее долг, долг перед самой собой, перед идеей Человечества. Без выхода в широкий мир Человечества, Родины, в мир народной жизни дворянский интеллигент обречен на крушение своей личности. Нужен был герой, решившийся на этот выход. По-видимому, для того, чтобы представить такого человека, повести привычного для Тургенева масштаба и формы уже не годились. Эта тема выхода в широкий мир деятельности - деятельности в масштабах целой России - требовала большой повести, как часто говорил Тургенев, то есть требовала романа.

«Записки охотника» глубокими корнями уходят в русскую жизнь и русскую литературу. Книга Тургенева сложилась в ту пору, когда все вопросы сводились к отмене крепостного права; она явилась ответом на этот центральный вопрос эпохи, в разрешении которого кровно заинтересовано было громадное большинство русского народа. В письме Белинского к Гоголю видел отражение настроений крепостных крестьян, их ненависти к крепостному праву. Знаменитое письмо Белинского было основой взглядов Тургенева в 40-х годах, в тот период, когда создавались «Записки охотника». По собственному выражению Тургенева, в этом письме заключалась вся его религия.

Совершенно очевидно, что и книга Тургенева впитала в себя настроения крепостных крестьян, их жгучее недовольство крепостным правом, их протест. В этом народность «Записок охотника». Историки литературы много говорили о всяческих литературных влияниях, которыми будто бы порождена была эта книга, как и вообще интерес Тургенева к крестьянскому вопросу. Влияние самой русской жизни при этом не учитывалось вовсе. Содействовать повороту общественных интересов в сторону живых социальных вопросов - в этом Тургенев видел важнейшую национальную задачу передовых русских людей. Говоря о русском народе, Тургенев охарактеризовал его в цитированной рецензии как «народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в свое будущее...»

Итак, борьба с романтическим эгоизмом имела для Тургенева значение большого патриотического дела. Нет никакого сомнения, что эти взгляды сформировались у Тургенева под непосредственным влиянием Белинского. Личная близость с Белинским в 40-е годы еще больше закрепила и усилила воздействие его идей. Эта близость между Тургеневым и Белинским достигла своей вершины в 1847 году, когда Белинский в Зальцбрунге, где он жил вместе с Тургеневым, писал знаменитое свое письмо к Гоголю.

Но и до 1847 года Тургенев во многом следовал за Белинским. Тургенев никогда не поднимался на высоту его революционно-демократических идей, тем не менее вслед за Белинским автор «Записок охотника» утверждал великие возможности русского народа, «народа юного и сильного», вслед за Белинским отвергал он космополитизм. Вместе с Белинским требовал Тургенев от мыслящих русских людей перенести свое внимание от «маленьких противоречий в собственной жизни» к великим противоречиям в жизни человечества и общества, к вопросам и задачам социальным.

В 1845 г. Тургенев написал «Помещика», физиологический очерк в стихах, который ввел Тургенева в круг Писателей гоголевского направления. Белинский с восторгом встретил это произведшие Тургенева. «Помещик» Тургенева, - писал он, - легкая, живав, блестящая импровизация, исполненная ума, иронии, остроумия и грации». И далее многозначительно прибавил: «Кажется, здесь талант Тургенева нашел свои истинный род, и в этом роде он неподражаем».

Создавая подобного рода сатирические образы действенности и силы, Тургенев продолжал традиции «Мертвых душ», причем к гоголевской галерее мертвых душ Тургенев прибавил галерею душ живых, взятых, прежде всего, из крестьянской среды. Те люди, о которых размышлял в знаменитом лирическом отступлении, встали во весь рост в «Записках охотника». Рядом со Стёгуновыми и Зверковыми появились настоящие люди - Кдлиныч, Ермолай, Яков Турок, крестьянские дети. Рядом с «государственным человеком» Пеночкиным оказался истинно государственный ум - Хорь. Лживой «гуманности» помещика противопоставлена была суровая гуманность Бирюка и поэтическая гуманность Касьяна. Восторженные любители искусства, помещикинмеценаты, эти, по словам Тургенева, «дубины, вымазанные дегтем», обнаруживали истинную свою цену рядом с таким подлинным ценителем искусства, как Дикий Барин. Тупоумный Андрей Беловзоров, племянник Татьяны Борисовны, художник и покоритель сердец, карикатурный сам по себе, становился еще карикатурнее при сопоставлении с великим художником из народа - Яковом Турком.

Важно также и то, что многие крестьянские персонажи «Записок охотника» оказывались не только носителями прекрасных душевных качеств; положительные герои ив крестьянской среды изображены как носители лучших черт русского национального характера. В этом прежде всего и заключался протест Тургенева против крепостного права и общественное значение его книги. Тургенева в связи с «Записками охотника» не раз упрекали в идеализации крестьянства и в отступлении от реализма.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «Записки охотника» и русская литература . И в закладках появилось готовое сочинение.
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе.

В лекцию учителя о Тургеневе могут быть включены сообщения десятиклассников об отдельных страницах жизни и творчества писателя. В этой работе поможет книга для учащихся Ю. В. Лебедева «Тургенев» из серии «Биография писателя» (М., 1990).

Основные положения лекции

Страница первая - «Мать». Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и по-своему обаятельной. По отношению к троим сыновьям - заботливая и нежная, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
Страница вторая - «Несколько слов о любви». Может быть, именно от матери сформировались противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение «прекрасной половине человечества» и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; - день, когда мне не светили Ваши глаза, - день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!», которое может быть прочитано на уроке.
Страница третья - «Отец». Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец будущего писателя Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а в повести «Первая любовь» изобразил его «трепетно и влюбленно». (В лекцию можно включить краткое сообщение ученика о проблематике и поэтике повести «Первая любовь» с обобщением ранее изученного.)
Страница четвертая - «Впечатления детства». Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери Федор Иванович Лобанов учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту. (Здесь возможен показ видеоматериалов о Спасском-Лутовинове или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых.)
Страница пятая - «Первое произведение». Литературную деятельность Тургенев начинает как поэт. 1843 г. - создана поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки». (Можно прочитать вслух несколько отрывков из поэмы или стихов о любви, посвященных Татьяне Бакуниной.)
Страница шестая - «Записки охотника». 1852 г. - Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1841 по 1851 г.). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 г. «Обвинительный акт крепостничеству» - так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» - спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс». (Следует обобщить информацию о рассказах из «Записок охотника», изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно, например «Бежин луг», «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Живые мощи» и др., вспомнить особенности их содержания и формы. Возможно и сообщение заранее подготовленного учащегося о сборнике «Записки охотника», его содержании, структуре, проблематике и поэтике.)
Страница седьмая - «Либералы». Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. (О причинах разногласий с редколлегией журнала, романе «Накануне», статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» расскажет учитель или прозвучит сообщение учащегося.) Следует подчеркнуть, что Тургенев - либерал 1840-х гг. В 1860-е гг. это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины... Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время... слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, - пуще всего означало любовь к народу».
Страница восьмая - «Последние годы». В 1880-е гг., умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался Тургенев 22 августа 1883 г., покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге. Его поэтическим завещанием, обобщившим философские размышления о жизни, стали «Стихотворения в прозе». (Следует вспомнить изученные ранее «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и прочитать некоторые стихотворения в прозе о вечных проблемах бытия: любви, смерти, творчестве, отношении к Родине, например «Деревня», «Старуха», «Путь к любви», «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Роза» и др. (по выбору учителя).)
Итог урока. Сложность жизни И. С. Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М. Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов... он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что, ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал „добрые чувства“, то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные „добрые чувства“... но те простые, всем доступные общечеловеческие „добрые чувства“, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».

Урок 102. «И даль свободного романа...» 3

И. С. Тургенев - создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети».

Задачи урока - выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX в., проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.
«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», - писал Белинский.
Особенности романной формы - крупная форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, отсутствие ограничения во времени и пространстве), но художественная завершенность.
Вопросы для фронтальной беседы
1. Какого героя ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? (Писатель ищет нового героя, но вначале опирается на традиции изображения «лишнего человека». Таков Рудин, который так и не нашел настоящего дела.) «Онегин сменился Печориным, Печорин - Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», - писал Чернышевский. Таков и Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо», страдающий от неустроенности и одиночества. Таков и герой романа «Накануне» Инсаров, который так и не доехал до своей Родины, чтобы вступить в борьбу за ее освобождение.
2. Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? («Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)
3. Какова обстановка в стране в момент написания романа? (Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки - Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)
4. В чем смысл заглавия романа? (Смысл двойной: социально-исторический (противостояние двух общественных сил) и общечеловеческий (семейный).) Упоминание о романе впервые встречается в письме к Е. Е. Ламберт (1860). В истории создания романа выделяют три этапа написания: 1) август 1860 - август 1861 - создание основного текста; 2) конец сентября 1861 - январь 1862 - «перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки; 3) февраль - сентябрь 1862 - подготовка романа к печати. Итог - 238 листов убористого тургеневского почерка. Из-за разрыва с «Современником» роман напечатан в журнале М. Н. Каткова «Русский вестник».
5. Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? (Писатель хотел показать подъем революционно-демократического движения, новый, нарождающийся в результате этого движения тип - нигилизм; подвергнуть критике моральные качества нигилистов, в частности самомнение; представить конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на проблемах семьи.)
6. Чем объясняется центральное положение Базарова в романе? Каковы его прототипы? (Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».) В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: «...в основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». По мнению исследователей творчества И. С. Тургенева, в основе - черты нескольких «живых лиц»:
- Доктор Д. - уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).
- Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
- Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.
- Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин. (Версия Н. Чернова.)
- Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.
- Черты Белинского, которому посвящен роман.
Итог урока. Появление романа на русской почве вызвано временем, которое требовало исследования всех сторон жизни, так как она не устраивала прогрессивно настроенных людей. Тургенев внес большой вклад в развитие романной формы. Не случайно даже появилось определение «тургеневский роман». Можно говорить о Тургеневе и как о создателе русского романа. Романы писателя - это поиск героя и возможных путей развития общества.

Урок 103. «Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“» 4

Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». Базаров - герой своего времени.

Задачи урока - показать Базарова как тип, требуемый временем; доказать, что герой романа - нигилист, подчиняющийся законам теории, - не выдержит испытание жизнью; раскрыть две ипостаси Базарова: литературный тип и живой человек.
«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» - так писал Тургенев о своем герое.
Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. Ни те ни другие не имели однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания, автору интересен этот герой, потому что это то новое, что пробует себя.
Вопросы и задания для беседы
1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
2. Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение. Как относились к нему другие жители имения?
3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X, XXI)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
5. Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
6. Нигилизм - nihil (лат.) - ничто - умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что тоже усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
7. Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
8. Определите сильные и слабые стороны нигилизма. Где нигилизм Базарова терпит крах?
9. Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются. Почему по-разному относятся к Евгению жители Марьина и жители имения отца?
10. Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»? (За границей так называли русских революционеров.)
11. Почему так противоречив герой? Какую роль в этих противоречиях играет позиция автора?
Итог урока. Тургенев не смог однозначно отнестись к своему герою, поэтому образ Базарова противоречив. Явно отрицая нигилистические взгляды, автор показывает его во многих сценах сильнее старшего поколения. Сам Тургенев не мог определить своего отношения к Базарову: «...я сам не знаю... люблю ли я его или ненавижу».

Урок 104. «Меж ними все рождало споры...» 5

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сторонники и противники Базарова.

В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и «дети». Это главная проблема романа, которая раскрывается в социальном и общечеловеческом плане. Задачи урока - рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука - показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
2. Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:

3. Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения «сына», другому - любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
4. Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом - это дань моде, времени. Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
5. Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
6. Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
7. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)
Итог урока. В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети - это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

Отметив те рассказы из «Записок охотника», которые являются наиболее яркими, рассмотрим, какое они имеют значение.

Во-первых, они имеют глубокое общественное значение - в них Тургенев впервые начал приводить в исполнение свою "аннибаловскую клятву". Он нарисовал целый ряд народных типов и показал, какие высокие в нравственном и умственном отношении личности встречаются среди народа и этим указал на то, что народу следует уделять больше внимания, чем это делали. С другой стороны, он в ряде рассказов нарисовал картину приниженности и бесправия народа, зависимости от безграничного произвола и самодурства господ-помещиков. Среди общества эти картины должны были внушить отвращение к позорному институту крепостного права и укрепить мысль о необходимости его уничтожения.

Таким образом, «Записки охотника», значение которых очень велико, являются своего рода пропагандой . Однако эта пропаганда чисто художественная - все рассказы лишены какой бы то ни было тенденциозности; как нет в них стремления изображать народ в виде аркадских пастушков, что делал Карамзин. Также в них нет и того громкого призыва, который слышится в «Деревне» и «Антоне Горемыкине» Григоровича. Тургенев описывает то, что видел - он не дает даже исключительных по своему характеру случаев из крепостной жизни - нет, все описанное в его рассказах представляет только картину самой обычной жизни, самых будничных происшествий в этой сфере. От резкой пропаганды, от тенденциозного изложения удерживало Тургенева, главным образом, чутье художника, каким он был по преимуществу, требование художественной меры.

Значение «Записок охотника» состоит не только в том, что, показав мрачные стороны крепостного права, убивавшего живые сипы России, убеждали и правительство и общество в неотложной необходимости его уничтожения. Нет, Тургенев первый разрушил существовавший до него взгляд, что в мужицком теле нет ничего похожего на человека. Художник-поэт первый с такой правдой разъяснил, что у него есть душа , и душа человеческая, что он умеет думать, чувствовать, как думают и чувствуют грамотные русские люди. До Тургенева никто лучше не сказал: «Это такой же человек, как и мы!» По всем почти «Запискам» рассеяно у поэта столько задушевности, что невольно всякий должен признать всемогущество поэзии, умеющей в самой будничной обстановке русского простолюдина найти возвышенную картину.

«Записки охотника» значение свое не потеряли и едва ли когда-нибудь потеряют: в этих отрывочных рассказах, связанных впрочем, единством основной мысли, читатель узнает всю мощь русского народа , его богатые духовные силы, его чувство, не лишенное поэзии.

Наряду с общественным значением «Записки охотника» имеют и глубокое литературно-художественное . В нашей литературе Тургенев является одним из представителей той «реальной» школы, основателями которой были Пушкин и Гоголь. Но они сделали только первые шаги в этом направлении. Гораздо дальше пошел Тургенев. Во-первых, он в «Записках охотника» затронул гораздо глубже народную жизнь, чем делали это Пушкин и Гоголь. «Записки охотника», по своей форме напоминающие «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, совершенно отличны от них по способу изложения и глубине содержания. У Тургенева нет едкого юмора, переходов настроения, преобладания простонародного языка, всего того, что мы видим у Гоголя: он рисует нам беспристрастно картину за картиной, на которых на фоне чудесных описаний природы проходят перед нами разнообразные личности из народной среды, сцены из его жизни. Поэтическая мечтательность гармонично смешивается в них с ясной действительностью.

Относительно языка Тургенев также значительно опередил своих предшественников. Язык «Записок охотника» плавный, закругленный: автор обладает поразительным талантом схватывать и соответственным образом передавать отдельные черты, придающие всей картине полноту и ясность; иногда он достигает этого при помощи подробного описания окружающей обстановки. До Тургенева еще никто в русской литературе с таким умением не справлялся с богатствами русского языка, не умел придать ему такой выразительности.