Трипольская керамика. Трипольская культура

Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии. Датируется она 4.000 - 2. 000 лет до н.э. Приблизительно каждые 75 лет трипольцы сжигали свои поселения, и переходили в другие места строиться заново. Существуют разные мнения относительно происхождения трипольской культуры. За В.Хвойкою, например, это было автохтонное население (предки славян), которое жило на территории Среднего Приднепровья. Сложная история не дает о себе забыть ни на миг. Трипольская культура, с ее величием и великолепием, высоким гуманизмом и образом того "открытого общества", о котором только говорят современные политики, дает нам возможность взглянуть в прошлое в попытке распознать наше будущее.

Автохтонная культура, которая существовала до трипольской, была открыта лишь в 40-50х годах ХХ века украинским археологом В.Даниленком, и только тогда стало возможным говорить о ее родстве с трипольской. Кроме того, за П.Третьяковим, прослов"яни в IV-III тысячелетиях до н.э. существовали на более северных землях. Поэтому, наверное, гипотеза В.Маркевича и В.Даниленка, по которой местные племена днестровского варианта буго-днестровской культуры были быстро ассимилированы боянськими (балкано-дунайскими) пришлыми племенами, и трипольская культура - не что иное, как синтез этих двух культур, кажется более вероятной. Взнос в этой теории сделал и В.Збенович, который присоединился к мнению своих предшественников, но доказывал отсутствие влияния буго-днестровской культуры, что также вполне возможно.

Жили трипольцы как раз тогда, когда Ной строил свой ковчег, правили первые фараоны, и лишь одновременно с поздним Трипольем воздвигались великие пирамиды. В те времена на территории Триполья-Кукутени произошло значительное увеличение плотности населения - в поселках проживало по нескольку тысяч жителей - поболе, чем в возникших двумя тысячами годами позднее греческих городах и находящихся на месте трипольских находок современных селах.


Трипольская культура - энеолитическая (медно-каменный век). Культура носила название «Кукутень» по названию села в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Т.Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.


Впервые, о загадочном Триполье заговорили в начале двадцатого столетия, когда археолог Викентий Хвойка обнародовал свои археологические находки, которые были обнаружены неподалеку от сел - Триполье и Халепье. И уже тогда было ясно, что обнаружена была целая культура эпохи неолита. И назвали ее по месту первых находок - Трипольской. С тех пор прошло более ста лет, но до сих пор вопросов у археологов больше, чем ответов.


Посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков гектаров. Они состояли из нескольких десятков наземных глинобитных жилищ, разделённых внутренними перегородками. Часть помещений, использовавшаяся для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть выделялась под кладовые. В таких домах, как считают исследователи, жили общины, состоявшие из нескольких семей. Орудия труда там изготавливались из меди, костей животных и камня.


Трипольцы выращивали пшеницу, голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия (выжигание участков леса и степи и переход на другое место после истощения почвы). Выращивали они крупный и мелкий рогатый скот, свиней (правда, доказательств употребления сала, тем более с чесноком не обнаружено), собак, лошадей (в Египте тогда еще коней не знали!). Охотились при помощи лука и стрел. Трипольская керамика занимала одно из первых мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.


Трипольцы в основном были крестьянами. Их жилищно-хозяйственнный комплекс, как считается, принадлежал одной семье. Распространённый тип поселения – "хутор", состоящий из 7–15 малых семей, скорее всего близких родственников. Такой образ жизни мало чем отличается от уклада других развитых обществ того времени – Двуречья, Северной Африки, Центральной Америки.


Однако жили трипольцы не только на хуторах, но и в огромных, по меркам того времени, городах. Они знали как обустроить жизнь многотысячных коллективов, как этими коллективами управлять. Несомненно у них был и городской "голова", и бюрократия, и "милиция". А, может, и самобытные ЖЕКи, ЗАГСы, вытрезвители, тюрьмы. Не исключено, что трипольский "мегаполис" был своеобразным прообразом античного города-государства.
С высокой степенью вероятности можно предположить, что жизнь в трипольском обществе была чуть ли не райской – тихой, мирной, спокойной. Ведь у них не было врагов! Лук – любимое оружие. Но признаков военных столкновений нет! Найдены лишь следы незначительных конфликтов – несколько десятков (всего-то!) обнаруженных в одном месте наконечников стрел. Похоже, что на трипольские поселения не давили дикие степные племена – их в то время просто не существовало. Хотя конь и был приручен, но, судя по сбруе, в военных целях он не использовался.


Особая роль в трипольском общество принадлежала женщине. Её день проходил в заботах: она растирала зёрна, носила воду, кормила живность, раскрашивала мисочки и кувшинчики, ткала одежду, мастерила из шкур обувь – судя по невероятному количеству женских глиняных статуэток, женщина в трипольском обществе пользовалась огромным авторитетом.
В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных, стеклянных (да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.


В период с 5.500 по 4.000 г. до нашей эры на Земле произошла так называемая земледельческая революция – переход от собирания растений к их выращиванию, от охоты на животных к их разведению. И племена трипольской культуры перешли к главной статье своей экономики – сельскохозяйственному производству если не первыми, то во всяком случае гораздо раньше, чем жители других регионов планеты. Условия-то оптимальны.


Обрабатывая землю, трипольцы жили на одном месте 50-70 лет. Затем земля истощалась, и они перемещались на соседнюю территорию. Исследователи утверждают (и для этого есть все основания), их сельское хозяйство было настолько развито, что продукцию некуда было девать: Трипольская цивилизация является одним из первых земледельческих обществ, которое решило проблему продовольствия. Продуктов хватало не только для себя: в огромных количествах они экспортировались другим цивилизациям того времени – Кавказу, Египту, Месопотамии, Малой Азии, Балканам, Криту.


Трипольцы были не только грамотными земледельцами, но и талантливыми ремесленниками. На ранних этапах большинство их орудий труда были каменными, но в 3600-3150 г.г. до н. э. у них уже были мастерские по обработке главного неолитического сырья – кремня, который использовался для наконечников стрел, серпов, скребков, топоров и других незаменимых в хозяйстве вещей.


Мир принялся осваивать бронзу в конце III тысячелетия до нашей эры. Трипольские бронзовые изделия датируются V тысячелетием – уже в то время у них было большое количество медных орудий высокого качества, на которых не было ни газовой пористости, ни усадочных дефектов, ни трещин.

Редко какому народу не хотелось бы приписать себе изобретение колеса. Однако факт остаётся фактом – в то время как мир считает, что самое древнее изображение колеса находится на шумерских фресках юга Месопотамии (3200 г. до н.э.), на трипольских керамических фигурках колесо присутствует (если верна датировка) в 5000 годах до нашей эры. И изображение коня в материалах Триполья встречается гораздо чаще, чем в иных культурах того времени. Так же, как и статуэтки других домашних животных – коров, быков, свиней, кошек, собак.


По некоторым подсчетам, за полторы тысячи лет скитаний количество трипольцев составляло около двух миллионов человек и все они просто исчезли. Их селения-пепелища находят на всей территории Украины, но ни разу еще не нашли могил самих трипольцев. Согласно одной из версий, причиной такого «исчезновения» послужила резкая смена климата, из-за которой представители этой культуры рассеялись по всему миру.


Согласно другой версии, трипольцы ушли жить в подземные пещеры. Так еще в конце девятнадцатого века около села Бильце - Золото археологи нашли пещеру под названием Вертеба. А в ней - гончарную мастерскую, предметы домашней и сельскохозяйственной утвари и несколько древних захоронений. До сегодняшнего дня были обследованы лишь только 8 км разветвленных подземных ходов этой пещеры. Археологи, ведущие раскопки считают, что это составляет лишь четвертую часть всей территории пещеры.
За В.Хвойкою трипольская культура является мостиком между эпохами камня и бронзы, поэтому правильно было бы выделять в ней два периода:
Первый связан с каменным возрасте, второй - с возрастом медным. Первый - период примитивности в формах посуды, использование орудий труда из кремня или камня. В то время более развито земледелие, а скотоводства почти нет. Более развитыми отраслями были охота, рыболовство, собирательство. Селились в основном у воды, в землянках или наземных глинобитных домах. Для этого поселения характерны такие поселения, как Лука-Врублевецкая, Бернашивка на Днестре, П"янишків круг Умани, Ленковцы Солончани и другие.
Второй - период использования орудий труда и оружия из меди, менее примитивной керамики. Кроме того, уже начинают закрепляться патриархально-родовые отношения, хотя есть мнение, что такие отношения возникли ранее вследствие того, что мужчины уже тогда играли большую роль в скотоводстве и охоте, кроме того, лесной характер земледелия требовал больших затрат сил, что было невозможно для женщины. Наиболее крупными поселениями того времени были Усатово (возле современной Одессы) и круг Городская (Житомирская область).
На трипольском домашнем алтаре обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись: Богини-матери – символа материнства и плодородия, быка – символа обработки земли и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". Эти представления в общих чертах сходны с мировоззрением народов более поздних – античных греков, скифов, кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие: трёхъярусное деление мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ Великой Матери. На трипольских фигурках богиня Мать-Земля иногда представлена с поднятыми руками – как и славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская Оранта. Культ Богини-Матери общий для Трипольской цивилизации и родственной ей цивилизации Крита. Оттуда он перешёл в античность и воплотился в одну из наиболее почитаемых богинь Рима и Греции – Мать богов и смертных Кибелу.
Однако, при всём сходстве древних сакральных воззрений, трипольское общество шло своим путём, создало и развило собственные религиозные представления и собственные ритуалы. Например, популярный "китайский" символ инь-ян – две змеи, образующие бесконечный коловорот гармонии и движения, похоже, впервые встречается всё-таки у трипольцев.
Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей. Н.Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма лежала идея Возрождения, достигаемая через определённые ритуалы для достижения высшей цели – бессмертия человеческой души.


Керамика трипольцев является одной из лучших в мире, а керамические изделия - просто произведение искусства для того времени. Керамическая посуда того времени изготавливалася из гончарной глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Он лепился без гончарным кругом на твердой основе, толщина его днища преобладала толщину стен, а сами стены были неравномерной толщины и не всегда правильной формы. Большая посуда лепился с двух отдельных частей. Внешняя поверхность была ровной и покрывалась нанесенной к росписи и обжига червоною краской. Посуда была расписной и без росписи.


Священным, почитаемым местом в трипольских жилищах была печь (где наши предки творили красоту, исцеляли братьев и готовили пищу у Живого Огня, ведь это для них был очаг жизни). Около печи иногда обнаруживают алтари прямоугольной или крестообразной формы, близ которых (порою на специальных возвышениях) располагались глиняные фигурки, чаши на антропоморфных подставках и орнаментированные спиралями сосуды для зерна.


В балканской и восточнославянской этнографии обрядовое хлебное печенье было особенно обязательным в двух случаях: во-первых, при праздновании урожая, когда торжественно выпекался хлеб из свежеобмолоченного зерна, и, во-вторых, на зимние новогодние святки, когда производилось превентивное заклинание природы по поводу урожая предстоящего года. Первый, осенний обряд был предположительно прямо связан с языческими роженицами (8 сентября) и со специальной трапезой в их честь.

Трипольские изображения были в основном женскими, лишь изредка мужскими. Скорее всего, это было связано с идеями матриархата. Каково назначение этих фигур, также остается для нас загадкой. Были ли это “детские игрушки”, или, может, культовые фигурки, которые закладывались в фундамент с целью обезопасить себя от злых духов? Ни одна из этих теорий точно не доказана, поэтому сказать здесь просто ничего. Фигурки были стоячими и сидячими. В сидячих было округлое лицо, руки не было, и ноги отделены друг от друга. Стоячие отличались тем, что имели волосы. Эти фигурки у трипольцев размещались возле печи-костры.

Но трипольская культура не исчезла бесследно. Все более популярным среди историков становится мнение, что часть ее характерных черт находит отражение в манере строительства домов на Украине эпохи средневековья, в орнаментах, используемых в украинской вышивке, керамике, при росписи домов и пасхальных яиц.

Первым прообразом этого символа жизни, символа вечного движения мира, который в славянских языках назывался "коловрат" или "солнцеврат", а во всём мире получил известность под названием "свастика", считается орнамент на найденном в неолитической стоянке на территории Украины (мезинская культура) браслете из кости мамонта, датированном 20 тысячелетием до н.э. Старейшие графические изображения свастики как знака датируются 10-15 тысячелетиями до н.э. Археологи находят этот знак в Месопотамии на берегах реки Инд на предметах 8-го тысячелетия до н.э. и на вещах только зарождавшейся в пятом тысячелетии шумерской культуры.
Конечно, нам, детям 20 века, в котором под этим знаком было совершено столько злодеяний, он не приятен и даже ненавистен. Но... если подавить эмоции и посмотреть обьективно на этот ни в чем неповинный знак, то приходится констатировать, что во всём мире с древнейших времён он был и остаётся одним из основных символов.
В переводе со священного языка индусов санскрита свастика (су - добро, асти - бытие) обозначает "добрую удачу". Однако и у древних индийцев, и у славян- язычников этот символ был связан с культом солнца, считался знаком солнечных божеств и назывался "солнечное колесо". У славян это был знак бога-громовержца Перуна, у буддистов он назывался "Печатью сердца Будды". Его выбивали на статуях Будды - человека, вращающего колесо времени. Представленный практически на всех континентах, кроме Австралии, этот знак с глубокой древности встречается у всех народов Евразии, в частности у кельтов, скифов, сарматов, башкиров и чувашей, в дохристианской Ирландии, в Шотландии, Исландии и Финляндии.
Со временем свастика начинает употребляться в более широком философском смысле, как символ плодородия и возрождения. У разных народов она приобретает много разных производных значений - как символ бега времени по кругу он превращается в знак долголетия в Японии, в знак бессмертия и бесконечности в Китае. У мусульман он означает четыре стороны света и контролирует смену четырёх времен года. Первые, ещё гонимые христиане маскировали под свастикой свой крест, он был у них эмблемой Христа и символом смирения, как скрещенные в знак покорности на груди руки.
Невозможно всё описать и даже перечислить, да мы и не задавались такой целью. Ясно одно, что с доисторических времён "солнечное колесо" воспринималось как добрый знак, знак солнца и света, как оберег и талисман, приносящий удачу, и его можно найти в прямом графическом или стилизованном виде на самых разных предметах во множестве культур, в том числе и русской - на алтарях и в росписях храмов, наличниках домов, священных сосудах, на монетах, одежде и оружии; не являются в этом ряду исключением народы Африки, индейцы Северной и Южной Америки. Подобные знаки рисовали и канадские индейцы на своих каноэ.
После свержения самодержавия свастика (коловрат) появилась на денежных купюрах Временного правительства, и эти деньги были в обиходе вплоть до 1922 года. Говорят, что последняя российская императрица Александра Фёдоровна имела особое пристрастие к этому знаку. Она ставила его на страницах своего дневника, на поздравительных открытках и в изгнании собственноручно начертала в Ипатьевском доме - своём последнем пристанище в Екатеринбурге.
Из всего сказанного становится совершенно очевидным, что люди с древнейших времён жили не только насущными заботами. Проблемы мироздания волновали их не меньше, чем нас. О том, как они понимали явления окружающего мира, об их абстрактном мышлении, мы можем догадываться по рисункам, сохранившимся на предметах быта, разгадывая тайный смысл их символов.
Возникает вопрос - как случилось, что в разное время, в разных культурах появились одинаковые знаки? Похоже, что одинаковые события и явления вызывают у людей разных поколений одни и те же ассоциации, желание описать их порождает один и тот же язык символов.
То же самое можно сказать, например, и об истории жертвоприношений. Все культуры мира пришли к обычаю - задобрить божество и получить прощение, но неоспорим тот факт, что никто их этому не учил. Или другой пример из истории человечества, когда люди в совершенно разных местах и в разное время спонтанно начинают хоронить своих умерших соплеменников в так называемой "утробной позе". Некому было научить этому неандертальцев, практиковавших этот ритуал 115 тысяч лет тому назад, да и они не могли передать свой опыт ни жителям додинастического Египта, ни ацтекам, ни другим индейским племенам Северной Америки, потому что эти культуры разнесены во времени и пространстве на недосягаемое расстояние. Вероятно, и тех и других к этому привели наблюдательность (поза плода в утробе матери) и сходные идеи возрождения к повторной жизни.
Тот, кто когда-нибудь занимался научными исследованиями, знает, что, если твой мозг созрел для понимания чего-то нового, то можно не сомневаться, что это новое очень скоро будет доложено кем-нибудь ещё в каком-нибудь научном журнале за тридевять земель. Удивительно, но факт, что все мы мыслим одинаково, и, похоже, что наше культурное наследие во все времена формировалось параллельно в результате одновременной работы творческой мысли во всех уголках земли.
Но вернёмся к трипольской керамике. Знак свастики в виде простого графического символа встречается на этих сосудах тоже. Но, кроме того, и это, может быть, самое главное, свастика, как символ спирали, лежит в основе большинства трипольских орнаментов, и в своём художественном воплощении идеи вращения они, кажется, превзошли всех. Свастика в символике используется также как знак космической энергии. Так называемые свастические орнаменты, в основе которых лежит коловорот, занимали важное место в культуре кельтов (кельтские мандала). Чтобы увидеть трипольские мандала, мы, как и многие другие, проецировали рисунки с сосудов на бумагу таким образом, что горловина кувшина становилась центром рисунка, а сам он разворачивался вокруг центра, как если бы вы смотрели на кувшин сверху.

На территории, примыкающей к северному берегу Черного моря в достаточно продолжительный отрезок времени около десяти тысяч лет назад расселялись племена археологической культуры именуемой трипольской. Трипольская цивилизация - это прежде всего культура оседлого земледелия. Вместе с соседними и родственными культурами (кукутени - в Румынии и Болгарии и древнеямной - от Днепра до Урала) она составляла обширную область, объединенную рядом общих признаков:

  • появление медных изделий, наряду с каменными;
  • господство мотыжного земледелия и домашнего животноводства;
  • наличие расписной глиняной посуды, глинобитных домов, глиняных статуэток и земледельческих солнечных культов (близких по своему выявлению к подобному культу Ариев, племен Древней Индии - территория от Китая, Индии, Монголии до современного Ирана).

Трипольская археокультура делится на три временных отрезка, отличных по уровню урбанизации, развития сельского хозяйства и способов изготовления и орнаментации керамической посуды.

Средний период развития трипольской культуры длился примерно от 3600 до 3100 года до новой эры.

В этот период характерно появление крупных поселений и даже огромных протогородов, окруженных оборонительными валами и рвами с водой. В таких поселениях строили двухэтажные дома, при раскопках обнаруживают мастерские по обработке камня, орудия медного изготовления.

Очевидно, что у трипольцев к этому периоду сложились и своеобразные религиозные понятия, связанные с земледельческим характером хозяйствования. Они нашли отражение, прежде всего, в орнаменте сосудов. В трипольском орнаменте выражены представления о природных явлениях, смене дня и ночи, времен года. Орнаментация сосудов изображает пахоту и посевы, животных и стебли растений. Разнообразие сюжетов поразительное: здесь и переплетение косых потоков дождя, и всходы посевов, охраняемые священными собаками...

Главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная.

Одним из главных атрибутов земледельческого культа являлось Солнце (символ одного из Начал Жизни - мужское божество), в том числе изображаемое в виде креста-свастики. С этим культом (?) связаны и трипольские глиняные статуэтки женского божества, олицетворяющего Мать-Природу (как второе Начало Жизни) и ее плодородие.

Культура Триполья к концу IV тысячелетия до новой эры обладала высокой степенью развития, как в сфере производящего хозяйствования, так и в духовно-религиозной области. Образование больших поселений и городов - признак высокого уровня организации общества, что могло отражать наличие в рассматриваемый период у трипольцев зачатков государства. Это подтверждается возведением вокруг поселений оборонительных сооружений и существованием единого для огромных пространств религиозного культа Матери Природы, статуэтки которой находят по всей области распространения культуры Триполья.

Ко времени расцвета трипольской культуры (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.) земледелие насчитывало уже не одно тысячелетие своего существования. Оно уже определилось как пашенное, с использованием упряжки волов, оно утвердилось как главная часть земледельческо-скотоводческого комплекса.

Оформилась и устоялась вполне и идеология земледельцев. Трипольская культура интересна для нас не только своим географическим положением, но и тем, что здесь мы видим наивысший взлет первобытного земледельческого искусства, богатого космогоническим и даже мифологическим содержанием.

Интересны и своеобразны обнаруженные сосуды с изображением креста и креста-дордже (свастики), характерные для культур Востока. По всей видимости они означают в своем переплетении с другим символическим рядом Начало Жизни и ее круговорот с фиксацией центров - Солнца как физического, так и духовного.

Здесь нельзя не отметить и высокохудожественные работы с глубоким замыслом автора выявить через игру цветовых контрастов символический ряд, например начала жизни и его первых проявлений.

В археологических материалах трипольской культуры проявились: женские фигурки, модели жилищ, "четырехгрудые" сосуды, красочная роспись керамики, спиральный и змеиный орнаменты и многое другое.

В истории первобытной Европы трипольская культура занимает особое место. Здесь полнее всего проявились творческие возможности и сложность мировоззрения оседлых земледельцев той эпохи.

Обильный трипольский материал, собранный на пространстве от Нижнего Дуная до Среднего Днепра, можно условно подразделить на три категории: культовые места и сооружения, ритуальная пластика и многообразная орнаментика бытовой и ритуальной посуды, выгодно выделяющая трипольскую культуру из числа других культур крашеной керамики.

Священным, почитаемым местом в трипольских жилищах была печь (где наши предки творили красоту, исцеляли братьев и готовили пищу у Живого Огня, ведь это для них был очаг жизни). Около печи иногда обнаруживают алтари прямоугольной или крестообразной формы, близ которых (порою на специальных возвышениях) располагались глиняные фигурки, чаши на антропоморфных подставках и орнаментированные спиралями сосуды для зерна.

В балканской и восточнославянской этнографии обрядовое хлебное печенье было особенно обязательным в двух случаях: во-первых, при праздновании урожая, когда торжественно выпекался хлеб из свежеобмолоченного зерна, и, во-вторых, на зимние новогодние святки, когда производилось превентивное заклинание природы по поводу урожая предстоящего года. Первый, осенний обряд был предположительно прямо связан с языческими роженицами (8 сентября) и со специальной трапезой в их честь.

Трипольская пластика богата и многообразна. Преобладают обнаженные женские фигурки, встречаются изредка мужские, есть изображения домашнего скота (преимущественно быка), есть чаши со скульптурным поддоном в виде поддерживающих чашу женских фигур, есть модели домов и утвари (стулья, чары, черпаки). Пластические элементы часто дополняют глиняную посуду: на многих сосудах для хранения зерна и для воды рельефно изображались две пары женских грудей. Поэтому пластику и роспись нельзя полностью отрывать друг от друга.

Если сущность мировоззрения первобытного земледельца выразить простейшей формулой зерно + земля + дождь = урожаю , то в пластике Триполья мы найдем отражение всех звеньев этой формулы, выраженных посредством женской фигуры.

Земля, почва, вспаханное поле были уподоблены женщине; засеянная нива, земля с зерном - женщине, "понесшей во чреве своем". Рождение из зерна новых колосьев уподоблено рождению ребенка. Женщина и земля сопоставлены и уравнены на основе древней идеи плодовитости, плодородия. Трипольские поселения разрастались до 3 - 10 тыс. человек. Рождение детей становилось таким же благом, как и рождение урожая. Вероятно, этому положению и обязано то прочное, тысячелетнее уподобление, которое так полно прослеживается как по археологическим, так и по этнографическим материалам.

Аграрная магия, изученная этнографами XIX - XX вв., является в значительной мере натуралистической магией.

Огромное количество в трипольском материале женских нагих татуированных статуэток обосновывает этот тезис (т.е. это подтверждает общую символику, характерную тогда народам Востока, Египта и Америки, а именно: образ женщины - как символ плодородия и материи, изображенный на ней квадрат - поле, символ проявленной жизни, материи, который просто подчеркивает глубину символической мысли, зерна - символ запаса психической, жизненной энергии). Самым убедительным доказательством связи женских статуэток с аграрной магией является наличие зерен и муки в составе глиняного теста.

Значит, когда предполагали вылепить женскую фигурку, то в мягкую глину добавляли зерно и муку, сливая воедино аграрное и женское начала (как говорилось выше - это было естественно для культов древних народов)! Вторым доказательством является нахождение женских фигурок у каждой зернотерки. Третью опору мы находим в орнаментации статуэток. На животе (а порой и на чреслах) некоторых фигурок изображается или растение, или сформировавшийся в эту эпоху узор-пиктограмма, обозначающий засеянное поле.

Он может быть упрощенным (один ромб со знаком зерна), может быть более усложненным (четыре соединенных ромба или квадрата), а иногда достигает той законченной универсальной формы - косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре квадратика с точкой-зерном в центре каждого из них.

Связанные с аграрной магией женские фигурки делятся на два хронологически различных типа: ранние изображения (IV тысячелетие до н.э.) дают нам зрелых матрон с необъятными чреслами, щедро украшенными затейливой татуировкой. Более поздние (III тысячелетие до н.э.) фигурки изображают юных девушек с тонкой талией, неширокими бедрами и миниатюрными грудями. Однако идея зарождения новой жизни проведена и при изготовлении этих грацильных фигурок: иногда встречаются отпечатки зерен, иногда - беременность юной женщины.

Как и в более ранней индоевропейской ритуальной пластике Балкано-Дунайского региона, в трипольском искусстве уделено большое внимание воде как источнику жизни. Для европейского земледелия, не знавшего искусственного орошения полей, единственной формой увлажнения почвы были атмосферные осадки - роса и дождь. Тысяча лет возделывания земли - это тысяча сезонов ожидания и обращения к небу, мыслей о жизненно важной небесной воде - дожде.

С pанних стадий тpипольской кyльтypы известен pяд скyльптypных композиций, изобpажающих женщин, вздымающих к небy сосyд для воды. Иногда это одна женщина, поддеpживающая сосyд над головой, иногда же композиция yсложняется: тpи или четыpе пpедельно стилизованные женские фигypы вздымают к небy огpомный, непомеpно большой по их pостy сосyд для воды (м.б. "бинокли" -- это также один из видов стилизации единения Неба и Земли или земли, обращающей к небу свои "мольбы" о влаге жизни). Сосyд иногда бывает yкpашен pельефным изобpажением двyх паp женских гpyдей, опять-таки гипеpболически огpомных по сpавнению с фигypами женщин.

Наряду с возношением большого сосуда существовала и иная форма заклинания воды или гадания по воде. На невысокой скамейке, украшенной архаичным ромбо-ковровым узором, сидит обнаженная женщина и придерживает руками стоящую у нее на коленях большую мису или чару. Женщина сидит, напряженно выпрямившись и слегка откинувшись от сосуда назад; тем самым вся ее чара открыта и ничем не загорожена сверху.

На среднем и позднем этапах трипольской цивилизации сложная роспись чар для живой воды делится на несколько разных типов, имеющих хронологические и географические разграничения.

Биноклевидные бездонные воронки представляются неотъемлемой частью ритуала вызывания дождя: в глубоких конических чарах производилось освящение воды путем обращения к небу и его повелительницам; поэтому на внутренней сферической поверхности их, как бы воспроизводящей небесный свод, изображались две небесные хозяйки-лосихи (или их упрощенные идеограммы в виде вымени с четырьмя потоками), несущиеся по небу в стремительном круговом полете и превращающиеся в дождевые потоки.

Богато орнаментированные небольшие черпаки-чарки служили для разлива или питья освященной "живой" воды. Парные биноклевидные воронки могли служить для того, чтобы, наливая в них священную воду, тем самым поить землю, имитируя дождь, проливающийся из грудей Великой Матери.

С молениями о небесной воде, о дожде напрямую связаны фигурки женщин, вздымающих к небу сосуд с водой, чародействующих с расписной чарой. А также сам процесс окропления земли при посредстве двойного сосуда, имитирующего женскую грудь.

Мудрый и глубокий взгляд на мир открывается при изучении неповторимой трипольской живописи на керамических сосудах. На больших тщательно изготовленных сосудах для зерна рисовались сложные многоярусные композиции, состоящие из нескольких десятков элементов, далеко не всегда поддающихся расшифровке.

Что, например, означает круг? (цикл жизни, вечность, проявленная жизнь) Солнце, колесо, кругозор? Какое значение придавалось крестообразному знаку? (символ проявленной жизни, равновесия женского и мужского начал, духа и материи) Что означает рисунок "елочки" - дерево, колос, растение вообще?

Исключение может быть сделано лишь для устойчивого и ясно определимого образа змеи, наполняющего собой все трипольское искусство.

Змеиный узор почти повсеместен: спирали змей обвивают массивные груди на сосудах и на крышках к ним, змеи составляют основу татуировки статуэток, змеи являются одним из элементов, рождающих знаменитую трипольскую спираль. Иногда на сосуде на видном месте помещается четкое изображение змеи как отдельного символа; часто парные изображения змей.

Первый вопрос, без ответа на который не двинуться дальше в анализе змеиного орнамента, - это характер отношения этих змей к человеку. Злые они или добрые?

Для анализа формальной стороны орнамента важно отметить, что постепенно появляется как бы негативное изображение двух змей - змеей является не сама прочерченная или нарисованная линия, а пространство между изгибами непрерывной линии (!!! - это и есть смысл орнамента: цикл жизни, точно также, как и круг (упрощенный вид), так и знак ДАО (вид спирали снизу) или пары змей). Утолщение непрерывной линии в отдельных местах создает на негативе рисунок голов двух змей.

На раннетрипольских статуэтках такая же пара змей изображалась в области живота, где змеи выступали охранительницами чрева, вынашивающего плод (несколько иное значение было у этой змеи. Как говорится в сокровенных записях Е.И.Рерих, это может быть символом "змея солнечного сплетения", т.е. символом энергетического центра солнечного сплетения, который поднимаясь через "Чашу", центр груди, воссоединяется с центром Сахасрары или "Лотоса", т.е. центром в районе макушки и достигает синтеза восприятия Мировой Жизни. Это аналогия из жизни, как змея любит погреться на солнце, так и змей солнечного сплетения, выползая, любит погреться под лучами Духовного Солнца, явленного у человека через вибрации высших центров. Также там говорится, что у египтян была жрица, которая при достижении учеником определенной степени духовного развития, могла пробудить змея солнечного сплетения поцелуем живота и дать возможность ученику следовать дальше используя возможности ясновидения и другие дары духа. Нужно помнить во всех разгадках символов лежит формула "микрокосм подобен макрокосму = человек подобен Земле = Земля подобна Солнечной системе и т.д. вплоть до того что человек утрированно подобен Мировой Жизни").

Связь змеи с водой широко известна в фольклоре и изобразительном искусстве разных эпох и разных народов.

Уж, живущий у воды и выползающий во время падения небесной влаги, тем самым уже был связан в сознании первобытного земледельца с непонятным механизмом появления дождя. А это в свою очередь связывало его и с подательницей небесной влаги, груди которой так тщательно моделировались трипольскими керамистами.

Многие трипольские сосуды покрыты узором в несколько ярусов. Узор сложен, он сильно отличается от обычных орнаментальных приемов древних керамистов, покрывающих венчик и бока сосудов мелкоритмичным единообразным узором. Здесь ритм есть, но он крупномасштабный, чаще всего четырехчастный: на тулове сосуда узор повторяется только два или четыре раза. Каждый ярус орнаментируется по своей, присущей данному ярусу, системе. Роспись трипольского сосуда не просто сумма отдельных знаков, а сложная продуманная система, нечто целостное. Повсеместность и устойчивость ярусного принципа орнаментации исключает случайность или проявление индивидуальной прихоти художника. Многоярусность, сложность, крупноритмичность - это стиль эпохи на большом пространстве от Дуная до Среднего Днепра.

Анализ пластики показал умение трипольских художников совмещать воедино реальное с мифологическим.

Ярусы росписи всегда четко отделены друг от друга горизонтальными линиями. Наиболее типично разделение на три горизонтальных яруса. При этом верхний ярус, у самого горла сосуда, бывает обычно узким и не перегруженным символами. Таким же бывает и нижний, самый узкий ярус, небольшая полоса между двумя разграничительными линиями.

Средний ярус всегда широк, просторен и наиболее насыщен всевозможными символами.

Разделение на ярусы было для древнего художника средством обозначить главные части воспроизводимой им системы.

Верхний ярус. Обычно здесь рисовалась волнистая или зигзаговая линия, обегающая все горло сосуда. Не требует доказательств, что это - символ воды.

Средний ярус. Почти обязательными для этого широкого яруса являются знаки солнца (круг, круг с крестом внутри), широкие светлые спиральные полосы, идущие слева вверх направо. Их пересекают вертикальные полосы, состоящие из тонких параллельных линий. На нижней грани среднего яруса, ниже солярных знаков, рядом с третьим ярусом часто бывают нарисованы растения то в виде отдельных ростков, то в виде маленьких вертикальных черточек, поднимающихся от границы с нижним ярусом вверх и напоминающих детские рисунки травы.

Нижний ярус. Обычно ничего не содержит. Изредка изображались круглые точки; иногда от этих точек как бы прорастал в средний ярус росток, и вся фигура напоминала ноту.

Самый общий перечень элементов, наполняющих ярусы, подсказывает, что перед нами нечто вроде вертикального разреза мира: нижний ярус - земля, точнее, почва, в толще которой иногда рисовались семена (и даже прорастающие). Из нижнего яруса растут растения, его поверхность иногда покрыта буграми (вспашка?), по поверхности ходят животные. Средний ярус соответствует небу с его солнцем, бегом солнца по небосводу и вертикальными или наклонными полосами дождей. Этот ярус вмещает в себя, помимо того, и всю живую природу - растения, животных. Загадочным остается верхний ярус: почему над солнцем оказывается горизонтальная полоса воды (это вода не материальная - символ Протожизни, т.е. Протоматерии (более тонкой материи, из которой развивается наша плотная жизнь), тоже самое что и Млечный Путь, из которого рождаются кометы, звезды, планеты и Солнечные системы)? Дожди в среднем ярусе изображены уже почти реалистично. Счесть волнистые или зигзаговые линии изображением туч или облаков нельзя, так как линии эти, во-первых, совершенно непохожи на облака, а во-вторых, они всегда расположены выше солнца и четко отделены от яруса солнца, дождей и растений.

Важно отметить, что на трипольских расписных сосудах ниже полосы земли, как правило, ничего не изображалось. Это как бы говорит об отсутствии представлений об особом подземном мире.

Над верхней линией узкой полосы, обозначающей почву, на трипольской керамике нередко изображаются растения, в которых трудно угадать, что это - деревца или колосья. Растения рисуются иногда на сегментовидном возвышении. Очень часто над растением сверху от линии неба нависает черный полукруг или сегмент, от которого иногда идут вниз, к земле, частые косые линии, напоминающие дождь.

В разных местах встречаются сосуды с одним и тем же рисунком: на земле нарисован полукруг и прикрыт сверху как бы холмиком земли.

Вполне возможно, что сосуды с рисунками семян и сосуды с рисунками колосьев предназначались для разных обрядов в разные календарные сроки.

Самый верхний пояс тоже не особенно широк, не всегда ограничен двумя линиями, но всегда насыщен идеограммами воды в виде пояса капель, вертикальных рядов капель, волнистой горизонтальной линии, косых струящихся линий. Большинство этих изображений ясно говорит о стремлении выразить идею воды.

Средний, самый широкий, наиболее пышно украшенный "пояс, находящийся между верхним небом и землей, заполнен в основном двумя группами изображений: во-первых, это идущие сверху вниз вертикальные или наклонные линии и полосы, а во-вторых, - пересекающие их спиральные ленты, обегающие весь сосуд в горизонтальном направлении; в завитках спиралей размещены обычно знаки солнца.

В этих двух группах рисунков следует, очевидно, видеть два основных небесных явления, более всего интересовавших первобытного земледельца: вертикально идущий дождь и идущее поперек небосвода солнце.

Дождь изображали наклонными линиями, линиями капель, подковообразными дугами (концами вниз), вертикальными зигзагами, плавными волнами в несколько линий, струйчатыми вертикальными линиями, широкими, искривленными в разных направлениях полосами, идущими сверху вниз, иногда пересекающимися, иногда образующими нечто вроде буквы "О".

Самым заметным и самым устойчивым элементом трипольского орнамента, идущим от начала этой культуры и почти до ее конца, является знаменитая обегающая спираль.

Важное значение спирального орнамента в идеологии древних земледельцев явствует из того, что он широко распространен во всех культурах расписной керамики Европы.

На широких трипольских сосудах спиральный узор занимает самое видное, срединное положение, составляя основу всей композиции. Трипольские спирали следует разделить на две группы, отличные по своей графике, но объединенные смыслом: группу с солнечными символами и группу со змеями.

В развитом триполье эта схема слегка усложняется: основой композиции остаются четыре солярных знака (обычно круг со знаками креста), но наклонно идущие ленты становятся шире, и концы их как бы обвиваются вокруг каждого солнца. Направление лент тоже снизу вверх, направо. Каждая лента начиналась под знаком солнца и кончалась над знаком соседнего солнца, и так как четыре солнца были размещены равномерно на четырех боках сосуда, то все четыре ленты создавали впечатление непрерывности и бесконечности. У этого спирального узора не было ни начала, ни конца, так как он охватывал все округлое тело сосуда.

Прочная связь светлых спиральных лент, пересекающих вертикальные дождевые полосы, с солнечными знаками позволяет подойти к вопросу их смыслового значения.

Направление полос снизу вверх направо - это направление бега солнца по небосводу с востока (снизу из-под земли) направо вверх, к зениту, и затем далее направо, но уже вниз, к закату. Именно эта траектория солнца и помещена на трипольских сосудах; здесь особенно подчеркнута начальная, утренняя стадия восходящего солнца, а в зените помещен и сам солнечный диск с крестом или лучами. Стадия заката показана схематично.

Солнце в трипольском спиральном орнаменте было лишь признаком неба, но не господином мира. Наряду с солнцем в центре спиралей оказывалась и луна.

Главной идеей энеолитического спирально-солнечного орнамента с его ритмичным многократным повторением бега нескольких солнц, с его мастерским показом непрерывности этого бега можно считать идею Времени.

Солнце и луна использовались здесь как знаки времени: день за днем, месяц за месяцем. Четыре солнца могут говорить о четырех солнечных фазах в году. Таким образом, весь сосуд с его росписью отражал полный годовой цикл.

Над землей раскинулось огромное "воздушное пространство" - небосвод, по которому непрерывно движется обогревающее солнце, сверху вниз льются желанные потоки дождя из неистощимых запасов верхнего неба, отделенного твердью от видимого небесного пространства. Картина мира, нарисованная трипольскими художниками, отражала сложный комплекс представлений о плодовитости, о двух небесах, содействующих этой плодовитости, и о движении времени, которое становится важным фактором в идеологии земледельцев, ожидающих смены сезонов, дождя, созревания урожая.

Спиральный обегающий орнамент образуется в трипольском искусстве не только схемой солнечного пути по небосводу. Другим способом рисования "спирали времени" является изображение змей, изгибающихся точно так же, как и спиральные ленты, вокруг солнечного диска.

Древним мыслителям удалось не только дать вертикальный разрез мира в том виде, как они его понимали, но и вложить в эту статическую по существу картину динамическое начало: дожди падают, семена прорастают, солнце совершает свой непрерывный бег. Однако не только эта природная сторона мира оказалась отраженной в расписных композициях трипольцев.

Они сумели одновременно показать в этой росписи и свои мифологические воззрения.

В расцвет трипольской культуры рождается новая, невиданная роспись: два верхних, небесных яруса трансформируются в гигантский лик, занимающий всю Вселенную и изготовленный из элементов Вселенной. Очи этого космического существа образованы из солнц, брови - из больших дождевых полос; ручки сосуда воспринимаются как уши.

Вместо условного чертежа мира художники дали персонифицированную Вселенную в виде личин, поднимающихся над землей во всю высоту среднего и верхнего неба, вытеснивших все, что раньше рисовалось в этих зонах, если оно не помогало формировать гигантский антропоморфный образ божества Вселенной.

Рисуя эти лики, художники применили тот же принцип непрерывности, что и при изображении бега солнца. Здесь одно и то же солнце служит правым глазом одной личины и одновременно левым глазом соседней. Поэтому на все четыре личины приходится только четыре глаза-солнца (очень похоже на изображения четырех ликого индусского Брамы).

Понятие четыpех стоpон пpочно yкоpенилось в тpипольском оpнаменте: четыpехконечный кpест изобpажался на солнце (в знак того, что оно светит на все четыpе стоpоны? Более точно, как говорилось, крест - это проявленная вселенная на одной из стадий развития, характерной для жизни людей последних тысячелетий), кpестовиднyю фоpмy имели тpипольские жеpтвенники, четыpехконечный кpест пpименялся как один из элементов yзоpа. Возможно, что здесь сказывалось желание обезопасить себя "со всех четыpех стоpон", а само понятие четыpех стоpон, очевидно, было свидетельством познания четыpех основных стоpон света: севеpа и юга, востока и запада. Мифологические новшества не ограничились созданием образа великой космической богини. Трипольское искусство и здесь дает интереснейший материал.

На одном сосуде изображены на противолежащих сторонах два необычного вида великана: почти во всю высоту "воздушного пространства", рядом с низвергающимися с небес потоками и восходящим солнцем изображена с каждой стороны трехъярусная фигура, в несколько раз превосходящая размеры солнца. Ноги титана уходят в землю; у него два торса - один над другим, четыре руки с длинными пальцами и одна голова, почти упирающаяся в верхнее небо.

Образ титана в эту же самую эпоху появился и в трипольской пластике, где известны статуэтки-гиганты.

Высшей ступенью трипольского ритуального искусства являются изображения антропоморфных и человеческих фигур. Первые (мужские и женские) отделены от вторых только по одному признаку - по трехпалости, а в остальном они вполне "человечны". Трехпалые фигуры изображались в очень интересном окружении: во-первых, они всегда выступают обрамленные четким знаком в виде буквы О с острым верхом и низом.

Вслед за Небесной Матерью и божествами воды и земли в трипольской живописи появляются изображения танцующих женщин.

В развитой трипольской росписи отражен и культ солнечного быка (солнце между рогами), и внимание к весенней природе времени пахоты: черные треугольники пашни, гусеницы, козлы и козы (давние символы плодородия), собаки, сгоняющие оленя с пашни.

В трипольской росписи среднего этапа может удивить то предпочтение, которое отдавали художники изображениям собак. В разных концах области трипольской культуры рисовали собак, создавали целые фризы и композиции, где собаки были на главном месте. Обычно собаки изображались не на уровне земли, а в верхнем ярусе, как бы на "небесной земле". Рисунки иногда реалистичны, но чаще сильно стилизованы. Небесные собаки нарисованы в подчеркнуто грозном виде: вытянутые вперед когтистые лапы, настороженные уши, поднявшаяся дыбом шерсть. Псы всегда или готовы прыгнуть, или уже летят над землей в высоком прыжке. Не подлежит сомнению, что замысел художников всегда был один - показать собаку в грозном, настороженном виде.

Идея молодых всходов, зеленей, нередко подчеркивалась тем, что рядом с собаками рисовали идеограмму молодого растения - деревцо или колос. Сэнмурв - крылатая собака - является посредником между божеством неба и землей; он, Сэнмурв, стряхивает семена всех растений с чудесного дерева, "от которого постоянно произрастают все виды растений".

Сюжетное богатство трипольской росписи дает не только систему мировоззрения, но и эволюцию ее. Древнейший пласт космогонических представлений трипольцев раскрывается в росписи на ритуальных конических чашах, где предстали необычайно архаичные воззрения неолитических охотников, задержавшиеся до поры расцвета земледелия лишь в силу обычной консервативности религиозных обрядов.

Но уже на раннем этапе, помимо придуманных представлений о трех зонах мира, возникли еще два новых и очень существенных комплекса понятий, рожденных в результате осмысления жизненного опыта. Это, во-первых, понятие географических координат, протяженности пространства на полдень и полночь, на восход и закат. Второе важное понятие, прочно вошедшее в мировоззрение земледельцев, - это понятие круговорота времени, цикличности, для выражения которого трипольские художники нашли остроумные способы.

Таким образом, в мировоззрение земледельцев вошли все четыре измерения: поверхность земли, распаханная "вдоль и поперек", высота мира, теряющаяся в голубой тверди неба, и непрестанное движение этого мира во времени. И все это было выражено в орнаменте. Орнамент стал общественным явлением, позволявшим, как позднейшие письмена, повествовать о своем отношении к миру и объединять людей для выполнения тех или иных действий.

Трипольская роспись важна тем, что не только позволяет датировать время появления образа Прародительницы, но и то, казалось бы, совершенно неуловимое время, когда Прародительница Мира, единственное верховное существо, стала матерью богов, когда рядом с ней появились младшие боги.

Последний этап трипольской культуры, связанный с ослаблением роли земледелия и со значительным усилением скотоводства, и в частности коневодства, сказался и на идеологии трипольцев.

Роспись упростилась, схематизировалась, старые представления еще существовали, но нового в росписи появлялось мало.

Неизбежная закономерность развития обширного пространства от Дуная до Днепра готовила Трипольской цивилизации, просуществовавшей благополучно более двух тысячелетий, исчезновение и полное забвение…

Следы этого удивительного пласта нашей общей истории обнаружены совсем недавно… И лишь от нашего желания осознать свои корни, от прилежания и усердия зависит понимание того послания через тысячелетия, которое в пластике керамики, орнаментах и письменах оставила нам Трипольская цивилизация.

http://www.ecodesign.kiev.ua/Ru/Publication/pub16_3_1.htm

Начиная со II тысячелетия до н.э. письменность появилась у финикийцев, приблизительно тогда же у египтян и вавилонян стали встречаться иероглифы, а через тысячу двести лет адаптировали для себя финикийский алфавит греки – заметьте, лишь в VIII веке до нашей эры.

Даже поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" при жизни автора существовали только в устном изложении и были оформлены в рукописи лишь в шестом веке до нашей эры. Гомер не записал свои стихи не только потому, что был незрячим. Просто в Греции тогда ещё не было письменности. Древнейшая из известных человечеству греческих надписей, увековечившая имя победителя Олимпийских Игр, датируется 776 годом до н. э.

И то, что у трипольцев была письменность задолго до финикийской, задолго до египетской или греческой – как бы хотелось в это поверить! Однако серьезные исследователи делают неутешительный для украинцев вывод: письменности трипольцы не имели.

"Но, позвольте, – возражают оптимисты, – ведь у них же были какие-то знаки! Их только на майданецкой посуде было обнаружено 239!"

Трипольский календарь прорисовка с одного из горшков

"Да, были, – отвечают скептики. – Но они до сих пор не расшифрованы".

"Так ведь их пытались расшифровать при помощи древнегреческого и других языков! А это всё равно, что пытаться расшифровать 5-ую симфонию Бетховена с помощью русско-турецкого словаря!" – горячатся сторонники существования письменности.

"Трипольские символы – всего лишь орнамент", – парируют скептики.

"Ну и что? – не сдаются оптимисты. – В то время на орнаменте случайностей не допускалось. Все эти точки, спирали, кружки, ромбики, треугольники и заменяли им письменность. Две волны могли означать воду, ромб – землю, ромб с крестом – вспаханную землю, ромб с крестом и точками – засеянное поле.

Мы и сейчас пользуемся такой символикой. Вспомните хотя бы дорожные знаки!"

Прагматичные трипольские счетоводы, используя такие пиктограммы как "зерно", "ячмень", "мотыга", "плуг", "колесо" вели учёт материальных ценностей, отмечая на особых жетончиках количество произведённой сельскохозяйственной и ремесленнической продукции.

Мы столкнулись с мировым историческим феноменом – начальными фазами возникновения письменности. Только в отличии от Шумера, в Триполье эта фаза не воплотилась в законченную знаковую систему, так и оставшись на уровне протописьменности – передачи информации через пиктограммы, рисунки, узоры. В конце концов, не обязательно же царапать на черепке I LOVE YOU! Можно чего-нибудь нарисовать. И мороки меньше, и совсем неграмотная барышня сразу всё сообразит.

Признание того, что трипольские пиктограммы появились, возможно, раньше шумерских, может кардинальным образом изменить понимание первоистоков человеческой цивилизации.

Впрочем, для этого нужно изменить устоявшиеся стереотипы мышления.

Вот перечень некоторых расшифрованных сакральных символов аратов :

горы, преодоление сложностей

- 11669

Была открыта археологом Викентием Хвойкой в ХІХ в неподалеку от поселка Триполье на Киевщине.

По одной из версий трипольская культура, или государство Аратта, появилась раньше всех известных цивилизаций мира (около 7 тыс. лет назад) и её отголоски встречаются среди самых различных культур; простиралась от современных Румынии до Дона. Для культуры популярные символы свастики, Мирового дерева, «инь и янь» трипольцы изображали на своих горшках ещё в те незапамятные времена. Впоследствии пращуры современных украинцев якобы разделились на две ветви. Одна пошла в Индию нести культуру и цивилизацию на восток, а другая – на запад, осваивать Средиземноморье. Так возникли основные очаги мирового развития...

В то же время на территории других частей света были следующие культуры: Ориньякская (Франция) или Мадленская (Франция, Испания), 10 тысяч лет до н. э.. На Ближнем востоке уже были города Иерихон (где-то 8 000 г. до н. э., население - 2 тысячи человек), Чатал-Хююк (6 000 г. до н. э., население - 6 тысяч человек), В Египте существовали государства и зародилась письменность (3 300 г. до н. э.), велось масштабное строительство пирамид.. В это же время существовали довольно развитые цивилизации в Междуречье, Индии и Китае. Чуть позже был построен английский Стоунхендж (ок. 2 000 г. до н. э.).

Трипольцы занимались земледелием и скотоводством, достигли больших успехов в гончарном деле и ткачестве, деревообработке и плетении, выделки шкур и технике обработки меди. Помимо зерновых и овощей, они выращивали фруктовые сады. Считается, что первые вишневые деревья на Украине были выведены именно трипольцами.

Трипольское гончарное искусство занимало одно из первых мест в Европе того времени по качеству и росписи. Об этом можно судить по археологическим находкам: пролежав в земле тысячи лет росписи, украшающие посуду, не утратили своего цвета, а оригинальные орнаменты могут служить образцом подражания для современных мастеров. При раскопках также было найдено множество статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше - зооморфных фигурок, а также глиняные креслица, модели жилищ, украшения.

Внушительные трипольские поселения (от 20 га, а некоторые размером до 450 гектаров), датируемые 4 тысячелетием до н. э., которые фактически можно назвать городами, состояли из несколько сотен домов, включая двухэтажные, представляют собой уникальное явление той эпохи (Варваровка, Раковец). Поселения располагались на мысах или плато по берегам рек или лиманов... Поселений подобных размеров не было обнаружено ни в Египте, ни в Месопотамии. Древнейшие города Индии Мохенджо-даро и Хараппа возникли на 1000 лет позже. Если в малых поселениях могло проживать около тысячи человек, то в таких гигантах, как Майданецкое, Тальянки, Добрыводы и другие, - от 10 до 14 тысяч. Значение этих цифр ощутимее, если учесть, что в Киеве во времена Богдана Хмельницкого было около 15 тысяч жителей. Поэтому такие поселения-гиганты, возникшие на Правобережье Украины около пяти тысяч лет назад, называют протогородами. В них поражают не только огромные размеры, и это если учесть, что при строительстве трипольцы пользовались только каменными орудиями, но и наличие градостроительного плана. Протогорода имеют четкую форму круга или овала и правильную радиальную планировку - улицы расходятся лучами от центра или образуют систему колец, частично применяемую и в современных городах. Крайние дома в городах трипольцев расположены впритык один к другому, тем самым их наружная стена была и оборонительной стеной города. Известны случаи, когда их города имели несколько колец таких стен.

Могильники - курганные и грунтовые; курганы невысоки (до 2,5 м), в них прослеживались кромлехи, возможно связанные с культом солнца, вертикальные плиты с изображениями человека и животных, каменные закладки; обряд погребения в курганных и грунтовых могильниках сходен: захоронения в ямах, обычно в скорченном положении, преимущественно на левом боку, головой на северо-восток. Погребальный инвентарь богаче в курганах. В керамике преобладает кухонная посуда с различными примесями, украшенная оттисками шнура, насечками, наколами, имеется также столовая с расписным орнаментом, нанесенным черной, темно-коричневой и красной красками. Много орудий труда и оружия - каменные топоры, кремневые скребки, наконечники стрел, микролиты, роговые мотыги, проколки, характерны металлические кинжалы. Много предметов культа - женские статуэтки, «кубики», фигурки животных, высеченные из камня головы быка, украшения из металла, зубов животных, раковин.

Никто не знает, на каком языке они говорили. Существуют гипотезы, что трипольцы сделали шаг к созданию письменности. Некоторые трипольские символы имеют сходство с шумерской клинописью. Однако в 3 500 - 3 300 гг. до н.э. трипольская цивилизация пришла в упадок, и процесс создания письменности был остановлен. Причины упадка доподлинно не известны, возможно, он был вызван климатическими изменениями, возможно нападением древних иранцев. Возможно трипольцы были вынуждены переселиться в другое место, утратив при этом значительную часть культурного наследия.

Но возможно трипольская культура не исчезла бесследно. Все более популярным среди историков становится мнение, что часть ее характерных черт находит отражение в манере строительства домов на Украине эпохи средневековья, в орнаментах, используемых в украинской вышивке, керамике вплоть до настоящего времени, при росписи домов и пасхальных яиц.

О росте общинных богатств свидетельствуют клады (Карбунский клад). Предполагается, что трипольская культура находились на стадии перехода от матриархата к патриархату. Религия - возможно, аграрные культы и почитание Великой матери.

Итак, у кого возникли вопросы, ставьте задачу перед собой, включайте интуициюи раскрывайте что же было по вашему мнению. Так начинается творчество.

Важно рассмотреть вопрос о матриархате для трипольской культуры. Был культ девушки, женщины, матери, такой же как в настоящее время, но не матриархат. Ибо главное условие для возникновения матриархата - это одна женщина на пятерых и более мужчин. Другими словами, следующая статистика: на 100 женщин 500 и более мужчин. Матриархат изобретён И.Бахофеном, как предполагаемая форма общественного устройства для первобытно-общинного строя, которая характеризуется доминирующей ролью женщины в семье, хозяйстве, общественной жизни и сосредоточение власти в руках женщины из поколения в поколение на протяжении тысячелетий! Этого в истории Земли никогда не было.

Речь идет о том, что матриархат или патриархат в его определении – это новая идея и изобретение человека 19 века на основе логики от противного. Самого же интуитивного процесса, который бы отразил реальное явление, не было. Это главная моя мысль.

У трипольской культуры были самые большие протогорода для времён 8-3 тыс. до н.э.; численность жителей крупных городов достигала 10-15 тыс. человек; была религия, первая письменность и счёт. А теперь три версии, почему Триполье пришло в упадок:

При этом перед нами была «голая» страна Триполье. Вот в каком смысле.

ТРИПОЛЬЕ. Представители Триполья были наивными людьми, можно назвать «детьми».

У них было вино, мед, хлеб, рыба, мясо, солонина, грибы, консервация, была связь между городами. Вероятно, шёл обмен мужским и женским генофондом, когда девушки из одного города выходили замуж в другом городе… В Триполье был культ женской красоты и строителя. Об этом свидетельствуют многочисленные женские фигурки и глиняные таблички с крышами домов.

Однако, каждый гражданин Триполья видел, что всё, к чему прикасается человеческая рука, тленно и приходит в упадок… В то время как Солнце, небо, земля, Луна, река.. оставались такими же, какими были 5, 10 или 100 лет назад. Конечно, было буйство стихий. На то, они (стихии) Боги и Духи. В мире же людей и труда – всё приходило в упадок. Вино превращалось в уксус, мясо гнило, хлеб черствел, дом рушился и нужно было строить новый, человек старел и умирал… Но есть материал - золото. Золото! Оно остается таким же, каким его создал человек. Оно всегда оставалось таким же – жёлтым. Ни ржавчины, ни гниения, оно остается тем же и через 10, и 50 лет…

Трипольская культура познакомилась с золотом примерно 6-5 тыс. лет до н.э. И с этого момента в культуре возникает поиск и великое переселение к залежам жёлтого металла, как к источнику нетленности и бессмертия.

ШУМЕР. Откуда появились шумеры до сих пор неизвестно. Оказавшись в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив (современный Ирак) 5-4 тыс. лет до н. э. начинается добыча золота, строительство ирригационной системы и городов. Посмотрите на петроглифы с Каменной Могилы и письменность шумеров

Археологи утверждают о существование сходства, при этом родоначальником являются знаки Каменной Могилы и трипольский культ женской красоты. Например, московский шумеровед Анатолий Кифишин утверждает, что ему удалось расшифровать пиктограммы на 40 панно и 16 каменных табличках, так называемых скрижалях VІІ-ІІІ тысячелетий до н.э. Кроме того, автор расшифровал календарь Каменной Могилы - оказывается истоки культуры уходят еще до ХІІ тысячелетия до н.э. Он делает вывод, что святилище «Каменная Могила» в течение тысячелетий было влиятельнейшим духовно-религиозным центром значительной части Евразии. Очевидно, окончательно поставить точки над "і" смогут американские, немецкие или французские шумероведы.