Смена народов, населявших крым последние тысячелетия. Население

Манящий, таинственный, теплый Крым является местом, в которое хочется возвращаться снова и снова. В отличие от гостей полуострова, местные жители уже привыкли к ежедневно окружающему их лазурному морю и величественным горам. Живописные пейзажи постоянно влекли все новых и новых жителей. Это привело к тому, что численность населения Крыма за девяносто лет увеличилась в три раза. Здесь проживают самые различные этносы. Местное население представлено крымскими татарами, поляками, русскими, евреями, греками, крымчаками и другими.

Население Крыма

По данным на первое января 2017 года, постоянное население Крыма составляет 2 340 778 человек. Из них 1 912 079 жителей проживают в Республике Крым и 428 699 - в Севастополе. Немаленькая численность населения Крыма позволила республике занять двадцать седьмое место в рейтинге субъектов Российской Федерации. По данным 1926 года, на территории Крыма и Севастополя проживало всего 713 823 человека.

Девяносто лет активной миграции людей из Украины, Индии, Израиля, Узбекистана и других стран привели к колоссальному росту численности жителей республики. Численность населения Крыма по годам показывает, что максимально заселенной он был в 1989 году. Тогда его численность составляла 2 458 655 человек.

Население Крыма по годам имело очень серьезные взлеты и падения. Так, в связи с Великой Отечественной войной количество жителей республики сократилось в два раза. В 1939 году здесь проживало 1 126 429 человек, и уже спустя шесть лет, в 1945 году, насчитывалось всего 610 000 жителей.

Этнический состав

Динамично растущая на протяжении всей истории численность населения Крыма имеет непрерывную связь с приходом в республику новых этносов. Этническая история Крыма в разы богаче советской или любой другой. Четыре тысячелетия существования полуострова сделали его пристанищем для киммерийцев, скифов, греков, караимов, печенегов, венецианцев и других. Изначально основное население Республики Крым состояло из крымских татар.

В начале девятнадцатого века их вытеснили русские, занявшие первое место, и украинцы, закрепившиеся на второй позиции. Во времена Второй мировой войны полуостров некоторое время был занят немцами, и как следствие, этот период характеризуется сокращением числа евреев. После ВОВ армяне, греки и болгары резко потянулись в Крым.

Население городов Крыма по этническому составу

  • Армяне - Севастополь, Ялта, Симферополь, Евпатория, Феодосия.
  • Болгары - Симферополь, Коктебель.
  • Восточные славяне - Керчь, Евпатория, Симферополь, Феодосия, Ялта, Алушта.
  • Греки - Симферополь, Керчь, Ялта.
  • Евреи - Симферополь, Севастополь, Керчь, Ялта, Феодосия, Евпатория.
  • Караимы - Старый Крым, Феодосия, Евпатория.
  • Крымчаки - Карасубазар и Симферополь, Феодосия, Севастополь, Керчь.

В Симферополе (Крым) население включало в себя практически все существующие в республике народности.

Крымские греки

Греческие поселенцы еще двадцать семь веков назад заселились на полуостров Крым. Население, принадлежавшее данному этносу, разделялось на крымских греков и на греков, прибывших с территории Греции в конце восемнадцатого века.

Первые греческие колонии были созданы в формате Боспорского государства и Херсонесской республики. Современные крымские греки являются выходцами Греческого батальона, который участвовал в Крымской войне и остался по приказу Потемкина охранять Крым. Население данного типа поселилось в Балаклаве и других деревнях, находящихся поблизости. В рамках этнографической истории республики сформировавшуюся народность называют арнаутами или балаклавскими греками.

Примерно тринадцать тысяч греков мигрировало в Крым во времена Второй мировой войны из Турции через Кавказ. Причиной их бегства стал развязанный фанатичными мусульманами геноцид. Основная часть греков, пришедших в Крым, была необразованной и имела социальный статус не выше ремесленника или купца. Заселившись на новой территории, крымские греки принялись заниматься огородничеством, рыболовством, торговлей, также они успешно выращивали виноград и табак. Крымские греки до сих пор считаются одним из самых многочисленных этносов полуострова, так как их численность составляет семьдесят семь тысяч человек.

Крымские армяне

Армяне стали полноправными жителями Крыма еще тысячелетие назад. В истории неоднократно упоминается, что самым самобытным и, безусловно, очень важным центром армянской культуры является Крым. Население армянского этноса появилось здесь вместе с неким Варданом. В семьсот одиннадцатом году этого армянина объявили императором Византии, когда он находился на территории Крыма. Пик заселения полуострова армянами приходится на начало четырнадцатого века. Крым в этот период называется «морской Арменией». Сферами деятельности крымских армян являются: торговля, строительство, финансовая деятельность.

Резкое сокращение численности армянского этноса на территории Крыма датируется 1475 годом. Причиной изменения структуры населения стали пришедшие к власти турки. Они уничтожали армян и брали их в рабство. Новая волна роста армянского населения приходится на восемнадцатый век, когда им дали официальное разрешение на возвращение в Крым. Население армянского происхождения очень сильно поредело в годы Гражданской войны. Если в период Октябрьской революции армян было в Крыму семнадцать тысяч, то к концу двадцатого их осталось всего пять тысяч человек.

Караимы

Караимы произошли от тюркского народа. Отличает от прародителя их только религия - иудаизм. Впервые в исторических летописях речь о караимах заходит в 1278 году. Но, несмотря на данный факт, есть мнение, что они заселились на полуостров несколькими веками ранее. На протяжении всего своего существования караимский этнос никогда не выделялся среди местных жителей. Переломным периодом в жизни данной народности стал момент присоединения Крыма к Российской империи. Тогда караимы получили возможность покупать землю, не платить ряд налоговых пошлин и поступать на службу в армии добровольно. До 1914 года караимы были очень зажиточным народом. В Крыму их проживало восемь тысяч человек.

Войны, репрессии, голод следующих годов привели к резкому сокращению численности и уровня жизни данной народности. На сегодняшний день в Крыму проживает около восьмисот караимов.

Крымчаки

Крымчаки - народ, следующий талмудическому иудаизму и говорящий на близком к крымско-татарскому языке. На территории Крыма они появились еще до нашей эры. В восемнадцатом веке всего восемьсот крымчаков проживало на полуострове Крым. Население данного этноса достигало своего максимума в 1912 году и составляло семь с половиной тысяч человек. На сегодняшний день данный этнос находится на грани вымирания. Данный народ никогда не был богатым и не умел проявлять себя в политике и торговле.

Евреи

Для евреев полуостров был достаточно благодатной территорией, поэтому заселяли они его очень активно. В 1897 году их численность составляла более двадцати четырех тысяч человек. На момент революции в Крыму евреев было уже в два раза больше. В начале девятнадцатого века был даже проект по созданию на полуострове еврейской республики. Его реализация началась в 1924 году, но не увенчалась ожидаемым успехом. Особый удар по крымским евреям случился в годы Великой Отечественной войны. Всех неэвакуированных евреев погубила гитлеровская оккупация. На конец двадцатого века на полуострове проживало двадцать пять тысяч евреев. Многие из них спустя время эмигрировали в Израиль.

Крымские татары

Первое нашествие монголо-татар на Крым датируется 1223 годом. В конце четырнадцатого века весь полуостров был заселен народом, который называл себя крымцами, русские же именовали их татарами. Сами же жители Крыма пришли к такому названию, только войдя в состав России.

Татары являлись значительным народом Крыма до момента присоединения полуострова к России. С тех пор количество татарского этноса не сильно сократилось, а вот русских на территорию Крыма прибыло очень много. Татарский народ перестал быть самым многочисленным на полуострове. Многие татары эмигрировали в Турцию после Крымской войны.

Особенно драматически сложилась судьба крымских татар во времена Великой Отечественной войны. Они отважно сражались в рядах Советской армии, многие из них погибли в бою, часть же была сожжена гитлеровцами. Некоторые татары перешли на сторону противника и оказались предателями. В связи с этим в 1944 году депортировали из страны почти двести тысяч татар. Возвращаться в Крым они стали в 1989 году и с тех пор составляют двенадцать процентов населения полуострова.

Другие народности

Помимо представленных выше народностей, на территории Крыма проживает множество представителей и других обширных этнических групп. С конца восемнадцатого века Крым стали заселять болгары, которых сейчас не более двух тысяч человек.

Первые поляки поселились на полуострове в конце семнадцатого века. Массовое же их переселение на полуостров датируется шестидесятыми годами девятнадцатого века. К ним никогда не было доверия со стороны местных жителей, в связи с чем им не предоставлялись льготы и возможности селиться обособленно. Сейчас их в Крыму не более семи тысяч человек.

Предлагаем вниманию читатели нашего сайта этно-исторический экскурс Игоря Дмитриевича Гурова, касающийся вопроса прав той или иной национальности на полуостров Крым. Статья была опубликована в 1992 году в небольшом ежемесячнике "Политика", издававшемся депутатской группой "Союз". Однако, она до сих пор остается актуальной, особенно сейчас, когда в период острейшего политического кризиса на Украине решается вопрос о широкой автономии Крыма, как раз замороженного в том же 1992 году.

Несмотря на то, что киевские и некоторые московские газеты и телепередачи провозглашают сегодня крымских татар "единственно коренным" народом Крымского полуострова, а русские тавричане изображаются исключительно как захватчики и оккупанты, Крым остается российским.

Обратимся к реальным историческим фактам. В древности Крым заселяли племена киммерийцев, затем - тавров и скифов. С середины I-го тысячелетия до н. э. на побережье Таврии возникают греческие колонии. В раннем средневековье скифов сменяют германоязычные готы (позднее смешавшиеся с греками в летописных «гречан-готфинов») и ираноязычные аланы (родственные современным осетинам). Тогда же проникают сюда и славяне. Уже в одной из боспорских надписей V века встречается слово "ант", которым, как известно, византийские авторы называли славян, живших между Днепром и Днестром. А в самом конце VIII века в "Житии Стефана Сурожского" подробно описан поход в Крым новгородского князя Бравлина, после которого начинается активная славянизация Восточного Крыма.

Арабские источники IX века сообщают об одном из центров Древней Руси - Арсании, находившейся, по мнению большинства ученых, на территории Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это т. н. Азовская, или Черноморская (Тьмутараканская) Русь, являвшаяся опорной базой для походов русских дружин во 2-й половине IX - начале X вв. на малоазиатское побережье Черного моря. Более того, византийский историк Лев Диакон в рассказе об отступлении князя Игоря после его неудачного похода на Византию в 941 г. говорит о Боспоре Киммерийском (Восточный Крым) как о "родине русских".

Во 2-й половине IX в. (после похода князя Святослава и разгрома им в 965 г. Хазарского каганата) Азовская Русь окончательно вошла в сферу политического влияния Киевской Руси. Позднее здесь сформировалось Тьмутараканское княжество. Под 980 голом в "Повести временных лет" впервые упоминается сын великого князя Владимира Святого - Мстислав Храбрый; там же сообщается, что отец наделил Мстислава Тьмутараканской землей (которой онвладел до самой своей смерти в 1036 г.).

Укрепляется влияние Руси и в Западной Тавриде, особенно после того, как князь Владимир в 988 г. в результате 6-месячной осады взял принадлежавший византийцам город Херсонес и принял там крещение.

Половецкое нашествие в конце XI-го века ослабило русских князей в Тавриде. Последний раз в летописях Тьмутаракань упоминается под 1094 г., когда правивший здесь князь Олег Святославович (носивший официальный титул "архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии") в союзе с половцами пришел в Чернигов. А в начале ХШ века земли бывшего Тьмутараканского княжества стали легкой добычей предприимчивых генуэзцев.

В 1223 г. монголы совершают первый набег на Таврику, а к концу XIII в., после разгрома созданного эллинизированными аланами Киркельского княжества, административным центром края становится город Крым (ныне - Старый Крым), с 1266 г. ставший местом пребывания монголо-татарского хана.

После Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.), закончившегося разгромом Царьграда, сначала Венеция, а затем (с 1261 г.) Генуя получают возможность утвердиться в Северном Причерноморье. В 1266 г. генуэзцы купили у Золотой Орды г. Кафу (Феодосию) и затем и дальше продолжили расширять свои владения.

Этнический состав населения Крым в этот период был достаточно пестрым. В XIII-XV вв. в Кафе проживали греки, армяне, русские, татары, венгры, черкесы ("зихи") и евреи. В Уставе Кафы 1316 г. упоминается о русских, армянских и греческих церквях, расположенных в торговой части города, наряду с католическими храмами и татарской мечетью. Во 2-й половине XV в. это был один из крупнейших городов Европы с населением до 70 тыс. чел. (из них генуэзцы составляли лишь около 2 тыс. чел.). В 1365 г. генуэзцы, заручившись поддержкой золотоордынских ханов (которым они давали огромные денежные займы и поставляли наемников), захватили крупнейший крымский город Сурож (Судак), населенный главным образом греческими и русскими купцами и ремесленниками и поддерживавший тесные связи с Московским государством.

Из русских документов XV в. известно и о тесных контактах расположенного на юго-западе Крыма православного княжества Феодоро (другое название - Мангупское княжество), возникшего на руинах Византийской империи, с Московским государством. Например, русская летопись упоминает князя Стефана Васильевича Ховра, который эмигрировал в Москву вместе с одним из сыновей в 1403 г. Здесь он принял монашество под именем Симона, и сын его Григорий основал монастырь, названный в честь отца Симоновым. Другой его сын - Алексей - в это время управлял княжеством Феодоро. От его внука - Владимира Григорьевича Ховрина - произошли известные русские роды - Го­ловины, Третьяковы, Грязные и др. Связь между Москвой и Феодоро была настолько тесной, что великий князь Московский Иван III собирался женить своего сына на дочери феодоритского князя Исаака (Исайко), но осуществить этот замысел не удалось из-за разгрома княжества Феодоро турками.

В 1447 г. произошло первое нападение турецкого флота на берега Крыма. Захватив Кафу в 1475 г., турки разоружили все ее население, а затем, по свидетельству ано­нимного тосканского автора, "7 и 8 июня все валахи, поляки, русские, грузины, зихи и всякие другие христианские нации, кроме латинян, были схвачены, лишены одежд и частью проданы в рабство, частью закованы в цепи". "Туркова взяша Кафу и гостей мо­сковских много побиша, а иных поимаша, а иных, пограбив, на окуп даваша", - сообщают русские летописи.

Утвердив свою власть над Крымом, турки включили в состав собственно султанских земель только прежние генуэзские и греческие впадения, которые они принялись усиленно заселять своими соплеменниками - анатолийскими турками-османами. Остальные районы полуострова отошли к преимущественно степному Крымскому ханству, находившемуся в вассальной зависимости от Турции.

Именно от анатолийских турок-османов ведут свое происхождение т. н. "южнобережные крымско-татары", которые и определили этническую линию современ­ных крымских татар - т. е. их культуру и литературный язык. Подчиненное же Турции Крымское ханство в 1557 г. пополнилось представителями Малой Ногайской Орды, откочевавшей в Причерноморье и Степной Крым с Волги и Прикаспия. Крымские и ногайские татары жили исключительно кочевым скотоводством и разбойничьими набегами на соседние государства. Сами крымские татары говорили в XVII в. посланцам турецкого султана: "А ведь вот есть больше 100 тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, то, чем жить станут? Это и есть наша служба падишаху". Поэтому дважды в год они совершали набеги для захвата невольников и грабежей. Например, за 25 лет Ливонской войны (1558-1583 гг.) крымские татары сделали 21 набег на великорусские области. Еще сильнее страдали хуже защищенные малороссийские земли. С 1605 по 1644 гг. татары совершили на них не менее 75 набегов. В 1620-1621 гг. им удалось разорить даже далекое Прусское герцогство.

Все это заставляло Россию принимать ответные меры и вести борьбу за ликвидацию этого постоянного очага агрессии у себя на юге. Однако решить эту проблему удалось лишь во 2-й половине XVIII в. В ходе русско-турецкой войны 1769-1774 гг. русские войска овладели Крымом. Опасаясь ответных религиозных погромов, большая часть коренного христианского населения (греки и армяне) по предложению Екатерины II переселились в район Мариуполя и Нахичевани Ростовской. В 1783 г. Крым был окончательно присоединен к России и в 1784 г. стал частью новообразованной Таврической губернии. До 80 тысяч татар не пожелали тогда оставаться в русской Тавриде и эмигрировали в Турцию. На их место Россия начала привлекать чужестранных колонистов: греков (из турецких владений), армян, корсиканцев, немцев, болгар, эстонцев, чехов и т. д. В массовом количестве стали сюда переселяться великороссы и малороссияне.

Еще одна эмиграция татар и ногайцев из Крыма и Северного Причерноморья (до 150 тыс. чел.) произошла в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., когда многие татарские мурзы и беи поддерживали Турцию.

К 1897 г. наметились значительные сдвиги в этническом составе населения Тавриды: татары составляли лишь около 1/3 населения полуострова, в то время как русские - свыше 45 проц. (из них 3/4великороссы и 1/4 - малороссы), немцы - 5,8 проц., евреи 4,7 проц., греки - 3,1 проц., армяне - 1,5 проц. и т. д.

После февральской революции 1917 г. в среде крымских татар возникла националистическая протурецкая партия "Милли фирка"("национальная партия"). В свою очередь большевики провели съезд Советов и марта 1918 г. провозгласили создание ССР Тавриды. Затем полуостров был оккупирован немцами, и власть получила миллифирковская Директория.

В конце апреля 1919 г. здесь была создана "Крымская советская республика", но уже в июне она была ликвидирована частями Добровольческой армии генерала Деникина.

С этого времени русская Таврида стала главной базой Белого Движения. Лишь к 16 ноября 1920 г. Крым вновь захватили большевики, выбив с полуострова Русскую Армию генерала Врангеля. Тогда же был образован Крымский революционный комитет (Крымревком) под руководством "интернационалистов" Белы Куна и Розалии Землячки. По их указанию в Крыму была организована кровавая расправа, в ходе которой "пламенные революционеры" истребили по некоторым сведениям до 60 тыс. русских офицеров и солдат Белой армии.

18 октября 1921 г. ВЦИК и СНК опубликовали постановление об образовании Крымской АССР в составе РСФСР. В это время в Крыму проживало 625 тысяч человек, из них русские составляли 321,6 тысяч, или 51,5% (в т. ч. великороссы - 274,9 тыс., малороссы - 45,7 тыс., белорусы - 1 тыс.), татары (включая турок и часть цыган) - 164,2 тыс. (25,9%), другие национальности (немцы, греки, болгары, евреи, армяне) - св. 22%.

С начала 1920 годов в духе большевистско-ленинской национальной политики организациями ВКП(б) стал активно проводиться курс на тюркизацию Крыма. Так, в 1922 г. для крымских татар было открыто 355 школ, а также созданы вузы с преподаванием на крымско-татарском языке. На посты председателей Крымского ЦИК и СНК Крымской АССР были назначены татары - Вели Ибраимов и Дерен-Айерлы, проводившие националистическую политику, прикрытую коммунистической фразеологией. Лишь в 1928 г. они были сняты с постов, но не за национализм, а за связь с троцкистами.

К 1929 г. в результате кампании по разукрупнению сельсоветов их число увеличилось со 143 до 427. При этом почти утроилось количество национальных сельсоветов (таковыми считались сельсоветы или районы, в которых большинство национального населения составляло 60%). Всего было образовано 145 татарских сельсоветов, 45 немецких, 14 еврейских,7 греческих, 5 болгарских, 2 армянских, 2 эстонских и лишь 20 русских (поскольку русские в этот период проходили по разряду "великодержавных шовинистов", при административном размежевании считалось нормальным давать преимущество другим национальностям). Была создана и система специальных курсов по подготовке национальных кадров при правительственных учреждениях. Развернулась кампания по переводу делопроизводства и сельсоветов на "национальные" языки. При этом "антирелигиозная борьба" - в том числе против православия и ислама - продолжалась и усиливалась.

В предвоенные годы наблюдается значительный рост населения (с 714 тыс. в 1926 г. до 1126429 чел. в 1939 г.). По национальному составу население распределялось в 1939 г. так: русские - 558481 человек (49,58%), украинцы, 154120 (13,68%), татары - 218179 (19,7%), немцы 65452 (5,81%), евреи - 52093(4,62%.), греки - 20652 (1,83%), болгары - 15353 (1,36%), армяне - 12873 (1,14%), прочие - 29276 (2,6%).

Гитлеровцы, заняв Крым осенью 1941 г., умело сыграли на религиозных чувствах татар, их недовольстве воинствующим атеизмом большевиков. Нацисты созвали в Сим­ферополе мусульманский съезд, на котором сформировали крымское правительство ("Татарский комитет") во главе с ханом Белялом Асановым. В течение 1941-1942 гг. ими было сформировано 10 крымско-татарских батальонов СС, которые вместе с полицейскими отрядами самообороны (созданными в 203 татарских селениях) насчиты­вали свыше 20 тысяч человек. Хотя среди партизан были и, татары - около 600 человек. В карательных операциях с участием крымско-татарских частей было истреблено 86 тысяч мирных жителей Крыма и 47 тысяч военнопленных, еще около 85 тысяч человек было угнано в Германию.

Однако меры возмездия за преступления, совершенные крымско-татарскими карателями, были - распространены сталинским руководством на весь крымско-татарский этнос и ряд других крымских народов. 11мая 1944 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление, по которому из Крыма в Среднюю Азию в течение 18-19мая были переселены 191088 татар, 296 немцев, 32 румына и 21австриец. 2 июня 1944 г. последовало еще одно постановление ГКО, по которому 27 и 28 июня из Крыма были выселены 15040 греков, 12422 болгар и 9621 армян. В то же время были высланы проживавшие в Крыму иностранные подданные: 1119 немцев, итальянцев и румын, 3531 греков, 105 турок и 16 иранцев.

В июле 1945 г. Указом Президиума ВС СССР Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР, а 19 февраля 1954 г. Н. С. Хрущев подарил Крым Радяньской Украине, очевидно, в память о своем многолетнем секретарствовании в КП(б)У.

С наступлением "перестройки" московские и киевские средства массовой информации стали изображать татар единственно "коренными" жителями полуострова, его "исконными" хозяевами. Почему? "Организация крымско-татарского национального движения" объявила своей целью не только возвращение до 350 тысяч татар – уроженцев солнечного Узбекистана и других среднеазиатских республик в Крым, но и создание там своего "национального государства". Для достижения этой цели они созвали в июле 1991 г. курултай и избрали на нем "меджлис" из 33 человек. Действия ОКНД, возглавляемой ярым туркофилом Мустафой Джамилевым, были с восторгом встречены киевским «руховским» и бывшекоммунистическим руководством, действующим по принципу "хороши все, кто против клятых москалей". Но зачем Джамилеву понадобилось создавать свое "национальное государство" именно в Крыму?

Конечно, понятна жажда реванша у обиженных Сталиным татарских новопоселенцев. Но все же господам ОКНД, столь усердно призывающим к отуречиванию Крыма, следовало бы помнить о своем анатолийском и ногайском происхождении: ведь их истинная прародина - это Турция, Южный Алтай и горячие степи Синцзяна.

И уж если создавать в Тавриде какие-то "национальные государства", то придется удовлетворять чаяния и великороссов, и украинцев, и караимов, и греков, и всех прочих коренных жителей полуострова. Единственная реальная перспектива для Крыма - мирное сосуществование проживающих здесь этносов. Делить же население на «коренное» и русское - задача несостоятельная исторически и опасная политически.

Игорь Гуров
Газета «Политика», 1992 г., № 5

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

На протяжении длительного времени, народы, проживавшие на территории Крымского полуострова, участвовали в формировании этнических обществ. Эти процессы исчислялись столетиями. В пору до нашей эры эта местность была населена таврами, кочевыми киммерийскими, скифскими и сарматскими племенами. В средние века оставили свой след греки, татары, аланы, готы, турки. Татаро-монголы, переплетаясь с греками и половцами, образовали ядро этнической группы, называемой крымскими татарами, которая представляла основное население Крымского ханства, существовавшего с XV по XVIII в. После завоевания Крыма, с 1783 г. шло постепенное переселение на эти земли русских, украинцев, болгар, греков, евреев.

К нашему времени сложилась современная многонациональная общность народов. Этот этнический симбиоз насчитывает представителей около 125 национальностей. Самая многочисленные группы – это русские (65 %), украинцы (16 %) и крымские татары (12 %). С учетом такой структуры населения в Крыму применяются и закреплены на законодательном уровне как государственные, три языка: русский, украинский и крымско-татарский. Другие национальности представлены не так широко, но все они занимают свое место в национальной палитре и оказывают влияние на культуру этого региона. По статистическим данным переписи населения в Крыму постоянно проживают 2,3 млн. человек (учитывая город Севастополь). Русский язык наиболее распространен и используется во всех сферах жизнедеятельности, а также является универсальным для межнационального общения.


Русские

Представительство русского народа в Крыму было довольно значительным еще с глубокой древности. В период Крымского ханства там пребывали пленники из Руси, российские дипломаты, купцы, монахи. Они являлись частью местного населения на протяжении веков и после завоевания Крыма остались там, в качестве российских подданных. Массовое поселение русских людей началось после присоединения Крыма к России в 1783 году. Переселенцами стали военные, которые получали преференции от государства за вызов своих родных для постоянного места жительства на полуострове. Приезжали вдовы и незамужние девушки для создания семей. Дополнительным толчком послужил уход крымских татар на территорию современной Турции и освобождение плодородных земель для начала новой жизни переселенцев. Миграция русских в Крым продолжалась в течение всего XIX века. Благодатный климат и природа южного побережья привлекали множество туристов для лечения и отдыха. Именно в это время стали появляться великолепные дворцы для царствующих и влиятельных особ, которые сегодня выступают в качестве достопримечательностей и мест паломничества отдыхающих. Итогом этих процессов стало преобладание русского этноса в Крыму в начале прошлого столетия.

Украинцы

После революций и войн в России в 20-30-х годах в Крым стали переселяться и украинцы. Массовое переселение малороссов началось после присоединения Крыма к УССР в 1954 г. Выполняя планы правительства, в колхозы Крымской области потянулись переселенцы из западных регионов Украины, чиновники и служащие.

Крымские татары

Крымские татары являются третьей по численности этнической группой Крымского полуострова. Это народ сложной и драматической судьбы, этнококтейль из смешения разных народов, формировавшийся несколько столетий. Появлению особого тюркского этноса способствовало проживание в обособленной местности, преобладание ислама и общность языка. Изначально татары обитали в степном Крыму, но распространение ислама расширяло зону их влияния. К ним примыкали жители горных районов и южного берега, принимавшие новую религию. Присоединение Крыма к России способствовало оттоку коренных жителей с полуострова, а переселение славянских народов снижало долю татар в численности населения. Еще один драматический исход крымских татар случился при их депортации из Крыма в 1944 г. Но в конце двадцатого века начался обратный процесс возвращения татар на свою историческую землю и в последние годы наблюдается стабильный прирост численности этой этнической группы. Основная плотность заселения крымских татар приходится на сельскую местность в степной части полуострова.

Другие народы

Помимо этих трех крупных народов, на территории Крыма проживает еще большое количество средних и малых этносов, чьи корни накрепко срослись с крымской землей. Это крымские греки, крымские армяне, евреи, караимы и крымчаки, цыгане, азербайджанцы, молдаване, поляки, немцы, болгары. Крым – многонациональный, разноязыкий и исповедующий многие религии полуостров, такой маленький по площади и такой большой по сердечной теплоте и дружбе.

Дата публикации: 03.08.2016

Благодаря своему уникальному географическому положению и неповторимой природе Крымский полуостров еще с давних времен стал домом для многих народов. Земледельцы находили здесь для себя плодородные земли, что дают хорошие урожаи, для торговцев – удобные торговые пути, кочевников-скотоводов привлекали горные и равнинные пастбища. Именно поэтому национальный состав крымского населения всегда был многонациональным и на сегодняшний день остаётся таким же. Численность населения полуострова, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, а вот во время курортного сезона в Крым еще приезжает более 2 млн. отдыхающих. В 1783 году после вхождения Крымского полуострова в Российскую империю большая часть татар и турок покинули полуостров и начали переселяться в Турцию, а вот в Крым всё больше заселяются славяне, в основном это русские и украинцы.

Народы, которые живут в Крыму на сегодняшний день

Сегодня в Крыму проживают представители 125 народов. По последним данным, самый многочисленный народ, который есть в Крыму, – это русские (58% населения), украинцев (24%).А вот самих крымских татар – 232,3 тыс. человек, 10,6% населения, они относятся к коренному населению Крымского полуострова. Говорят они на крымско-татарском языке, по вероисповеданию мусульмане-сунниты и принадлежат к ханафитскому мазхабу. На данный момент только 2% назвали себя коренными татарами. Другие национальности составляют до 4%. Из них наибольшее количество белорусов – 21,7 тыс.(1%), и около 15 тыс. армян. В Крыму проживают и такие национальные группы, как: немцы и выходцы из Швейцарии, которые начали поселяться в Крыму еще при Екатерине ІІ; греки здесь начали появляться еще при основании колонии на Керченском полуострове в Юго- Западном Крыму; а также поляки, цыгане, грузины, евреи, корейцы, узбеки их количество составляет от 1 до 5 тыс. человек.

Насчитывается и 535 караимов и 228 крымчаков. Также в Крыму живут люди таких национальностей: башкиры, осетины, марийцы, удмурты, арабы, казахи и только 48 человек итальянцев. Сложно представить полуостров без цыган, которые из давних веков называют себя «урмачель», много веков жили среди коренного населения и приняли ислам. Они настолько стали близкие к коренным татарам, что, когда была депортация крымско-татарского населения в 1944 году, были депортированы и цыгане. Из-за своего многонационального населения в Крыму родной язык у каждого свой.

На каких языках говорят народы, какие живут в Крыму

Исходя из того, что в Крыму национальный состав достаточно разнообразный, возникает вопрос, а на каком же языку общается население полуострова? С последними событиями, что происходят на полуострове, и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, согласно принятой Конституции, было провозглашено три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский.

Чтобы без проблем снять номер в гостинице Крыма, просто перейдите .

По последнему опросу населения, русский язык родным назвали 81% населения, 9,32% указали крымско-татарский язык, и только 3,52% украинский, остальные называли белорусский, молдавский, турецкий, азербайджанский и другие. Не меньшее разнообразие и религий на Крымском полуострове: русские, украинци, болгары и греки исповедуют православие, а сами крымские татары – ислам суннитского толка, а вмести с ними и узбеки и татары; также живут католики, иудеи, протестанты. Несмотря на то, что население на полуострове многонациональное, все народы живут достаточно мирно и дружно.Места на этом маленьком полуострове хватит всем, здесь всегда рады как туристам, так и новым жителям.

До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров еще 12 000 лет тому назад, во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев - Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а голову венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала: кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., - I век н.э.)

Тавры - так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» - означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи: их боевой клич заставлял кровь врагов леденеть; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII в до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости и вобрали в себя часть тавров и даже смешивались к греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV-III века до н.э.)

Сартматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI в. до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапеи (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи - об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы -германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV вв.)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что народы Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.