Тейлор бертон биография. Актер Ричард Бартон: биография, история жизни и интересные факты


Элизабет Тейлор и Ричард Бартон.

Женщина - загадка, лавина страсти, сжигающая всё на своём пути. Хищница, разбивающая семьи и души. Ангел, чей взгляд и голос заставляет мужские сердца замирать на вдохе. Великая актриса, умеющая в одно мгновение перевоплотиться из уличной проститутки в египетскую царицу. Сегодня нежная и ранимая, а завтра - яростная фурия с жаргоном последнего портового матроса. Элизабет Тейлор восемь раз была замужем, дважды из которых за Ричардом Бартоном.

Увертюра счастья


Элизабет Тейлор в начале карьеры.

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон встретились на съёмках фильма "Клеопатра" в Риме. К тому времени за плечами звёздной актрисы было четыре брака, множество романов, трое детей и долгожданный "Оскар". Бартон был известен как отъявленный ловелас и душа любой компании. На съемках фильма далеко не сценическая страсть накрыла обоих с головой. В любовных сценах они уже не играли, а жили. А затем надолго уединялись в гримёрной. О романе Лиз и Ричарда трубила уже вся богема, но их законные супруги оставляли ситуацию без комментариев.

Зная пылкие натуры своих неверных половин, Сибил Бартон и Эдди Фишер надеялись, что к окончанию съемок страсти улягутся, и звёзды вернутся на свои орбиты. Вскоре съемочная команда "Клеопатры" отправилась на Искью, чтобы снять сцену морского сражения между Октавианом и Марком Антонием. Там, на берегу Тирренского моря, была сделана фотография, облетевшая весь мир: ОНА в купальнике, черные волосы развеваются на ветру, ОН лежа целует ее. У их ног валяются две пачки «Мальборо».

На Олимпе славы


Ричард Бартон.

Уладив все формальности с разводами, влюбленные сразу же зарегистрировали брак. Элизабет в шикарном желтом шифоновом платье, с лилиями и гиацинтами в волосах, с сияющими от счастья глазами заявила журналистам:" Это навсегда!" А вскоре они уехали в Торонто, где на следующий день Бартон играл Гамлета. Когда спектакль закончился, актер за руку вывел Элизабет на сцену. Он торжественно еще раз произнес реплику принца Датского, обращенную к Офелии: «Я говорю: больше никаких браков!». Весь зал не мог сдержать рыданий...

Так родилась не только семья, но и настоящий бренд. Теперь Лиз заключала контракты на съемки с условием, что в фильмах будет сниматься и ее муж. В 1967 году пара заработала двести миллионов долларов. Теперь Рич, сын шахтера, двенадцатый ребенок в семье, мог позволить себе покупку самолета и яхты. Казалось, он восполнял утраты голодного детства, окружая себя роскошью.


Звёздная пара на съёмках.

Мистер и миссис Бартон принялись коллекционировать Моне, Пикассо, Ван Гога и Рембрандта. У каждого было по «роллс-ройсу»: серебристый у него и зеленый у нее. Они инвестировали крупные суммы в недвижимость: на Тенерифе для выращивания бананов, в Ирландии для разведения лошадей. Купили виллу Каза Кимберли в мексиканской Пуэрто-Вальярте плюс три дома – его в Cелиньи и английском Хэмпстеде и ее шале в Гштааде.


33-каратный бриллиант Круппа.

Бартон приобрёл 33-каратный бриллиант Круппа за триста пять тысяч долларов (сейчас он стоит два миллиона). Затем "обошел" самого Аристотеля Онассиса, перебив у него бриллиант Cartier за миллион сто тысяч. “Этот бриллиант должна была носить прекраснейшая в мире женщина, - записал Бартон в дневнике. - Я не мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или Софи Лорен.”

Реквием любви


Вместе, но счастливы ли?

С годами голливудская дива не становилась моложе и красивее. А необузданная сексуальность Ричарда взорвалась на возрастном пике. Тем более, что вокруг были сотни молодых и доступных старлеток. К тому времени Элизабет получила второго "Оскара", а Бертона, стремившегося завоевать престижную награду, постигла неудача. Избалованный лёгкими успехами, он вновь вернулся к своим старым привычкам. Загулы и пьянство неотступно вели к разрыву.

Ричард уже не стеснялся в выражениях по отношению к жене: "стерва", "заноза", "толстуха", "обезьяньи сиськи". Вскоре пара заявила о своём разводе. Бартон устроил пресс-конференцию, на которой сидел со стаканом водки в руке. «К тому все шло, к тому все шло, - говорил актер. - Знаете, когда двое вспыльчивых людей обрушивают друг на друга свой гнев, всякое может случиться. К тому же женщины - странные создания. Кто возьмется сказать, что происходит у них в голове?»


Всегда прекрасна!

Для Элизабет это было тяжким испытанием. Впервые она разводилась не для того, чтобы быть рядом с новой любовью, а потому, что не могла больше терпеть грубости, измен и постоянно пьяного мужа. Но парадокс: любить его не переставала. Актриса тактично заметила прессе: «Нам надо пожить отдельно некоторое время, возможно, мы вновь обретем себя».

В течение некоторого времени Элизабет и Ричард заводили романы, пытаясь забыть друг друга. Бартон даже собирался жениться на югославской принцессе. Но каждый раз, когда настойчивые папарацци пытались воскресить в памяти распавшейся пары подробности их брака, на глаза Лиз наворачивались слёзы, которые она пыталась скрыть солнечными очками.


Ричард Бартон: как забыть тебя, Лиз.

Ричард заявил, что ни одно из последних любовных приключений ему не удалось превратить в прочную связь. Все были уверены, что это еще не точка в отношениях Лиз и Дика. Так и случилось. Однажды на совместном обсуждении проектов они встретились и крепко обнялись. Оба плакали… Для вторичного бракосочетания по желанию актрисы пара отправилась в Африку. Обряд был совершен в присутствии вождя местного племени.

Через две недели обоим стало ясно - в одну реку нельзя войти дважды. Официально какое-то время они продолжали оставаться мужем и женой, но почти не общались друг с другом. Перед смертью Ричард отправил письмо Элизабет, где говорил, что она - единственная женщина и любовь его жизни, но ответа так и не дождался.

Вместо эпилога


Неунывающая Элизабет.

Когда Тейлор спрашивали, сможет ли она снова полюбить, красавица отвечала: “Конечно! Сексуального и с хорошим чувством юмора." Но кто знает, о ком она в этот момент думала?..

Наконец на восьмом этаже отеля «Ритц-Карлтон» звякнул лифт, и из него вышла Элизабет. Одна, без сопровождающих, в ярко-желтом шифоновом платье с глубоким декольте. Пастыря тридцатидвухлетняя невеста одарила обворожительной улыбкой. Элизабет стоило немалых трудов найти служителя культа, который «сквозь пальцы» смотрел на ее предыдущие четыре развода. Церемония заняла десять минут. Бартон, хоть и стоял на ногах, но время от времени покачивался. Впрочем, невесту это ничуть не смущало. С ее лица не сходила счастливая улыбка. «Я на седьмом небе. Мы будем вместе с Бартоном до конца наших дней», - заявила Элизабет журналистам, поджидавшим на улице. В машине Бартон признался, что «изрядно перенервничал». «Глупыш, ну что волноваться? Мы уже два года спим вместе», - сказала Элизабет и крепко сжала руку мужа.

Они встретились в Риме на съемках «Клеопатры». Элизабет накануне получила долгожданный «Оскар», сыграв проститутку в картине «Баттерфилд, 8». За роль египетской царицы ей предложили сенсационный для 60-х годов гонорар - более миллиона долларов. В картине Тейлор предстояло играть с англичанином Ричардом Бартоном, за которым закрепилась слава отъявленного ловеласа.

Впервые увидев Элизабет на съемочной площадке, он шепнул ей на ухо: «Ты малость толстовата, но у тебя смазливая мордашка». А вечером, сидя в баре в компании друзей, Бартон подражая писклявому голосу Тейлор, выдал порцию отборной брани. Все просто умирали от хохота, ведь Элизабет при своей ангельской внешности по части ругательств могла заткнуть за пояс сапожника. Однако Бартону, который и сам любил крепкие словечки, поведение Элизабет пришлось по душе.

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон после свадьбы 15 марта 1964 года. Фото: www.globallookpress.com

«Смотри, Риччи, будь осторожен, не попадись к ней на крючок», - пошутил кто-то из друзей. «Не волнуйся, она такая черная, как пить дать бреется», - ответил Бартон. У смуглой Элизабет действительно были проблемы с «усиками», которые приходилось брить.

Тем не менее уже первые любовные сцены показали, что, изображая страсть, актеры вовсе не играют. Поцелуи были настолько затяжными, что режиссеру приходилось то и дело командовать: «Стоп». По окончании съемок Ричард и Элизабет продолжали «репетиции» в ее гримерной. Их стоны не давали покоя рабочим, менявшим декорации. Неудивительно, что пресса моментально разнюхала о романе и раструбила о нем на весь мир.

Супруга Бартона Сибил отреагировала на происходящее по-спартански спокойно: «Мой муж в очередной раз тренирует фаллические мышцы». А супруг Элизабет, певец Эдди Фишер , хранил дипломатическое молчание. Он тоже был в Риме, но старался не замечать, что творится у него под носом. До тех пор пока Бартон не заявил ему:

Послушай, мне кажется, тебе стоит знать, что я люблю твою бабу.

Она мне не баба. Она мне жена.

Какая разница, значит, я люблю твою жену.

В этот же день после бурного объяснения с Элизабет, во время которого она заявила: «Если я влюбляюсь, я влюбляюсь», - Фишер упаковал чемоданы и отправился на родину. Тейлор же позвонила в Америку адвокату, чтобы тот начинал бракоразводный процесс.

Элизабет была уверена, что и Ричард в ближайшее время предпримет то же самое. Однако Бартон вовсе не разделял энтузиазма любовницы. «Я не брошу Сибил. Она любит и понимает меня, - сказал он. - А потом, дорогая, - Ричард хлопнул Лиз по заду и хитро улыбнулся, - Сибил вовсе не мешает нам отдаваться тому, чем мы так любим заниматься».

Действительно, на протяжении двенадцати лет Сибил прощала любые выходки мужа. При этом была ему преданным другом, а если требовалось, то и нянькой. Она терпела, что своим любовницам Бартон на Рождество преподносил бриллианты, а ей - скромные сувениры. Единственно, чем могла похвастаться Сибил, - это манто из серой норки, которое так шло к ее рано поседевшим волосам.

Решение Бартона привело «полуразведенную» Элизабет в бешенство. Она заявила, что прекращает сниматься в фильме, и заперлась в своем номере: «Катитесь к черту! И передайте этому поганцу, что он у меня еще попляшет!»

Бартон же сидел в баре, пил текилу и уверял, что «эта стерва перебесится». Известие о том, что Элизабет пыталась покончить с собой, выпив пузырек снотворного, застало актера врасплох. Он тут же примчался в больницу и вел себя как побитая собака. Актриса пробыла в госпитале неделю.

Шумиха вокруг отношений актеров достигла таких масштабов, что на нее был вынужден отреагировать Ватикан. Католическая церковь осудила прелюбодеяние, творившееся у нее под носом, в Риме. А одна из итальянских газет назвала Элизабет «необузданной хищницей, которая разоряет чужие семьи и пожирает чужих мужей».

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон в августе 1963 года. Фото: www.globallookpress.com

Тем временем съемки «Клеопатры» подходили к концу, а значит, близилась развязка романа. Волей-неволей Бартону нужно было определиться - вернуться в Лондон к жене либо отправиться с Элизабет в Штаты. На этот счет в съемочной группе даже заключали пари. А предусмотрительный продюсер в последний день заказал карету «скорой помощи», которая дежурила рядом со съемочным павильоном. Мало ли что опять выкинет Элизабет?

Карета не пригодилась. Элизабет успела приручить строптивого англичанина. Она почти не расставалась с Бартоном. В гостиничном номере актера над камином висел подлинник Ван Гога - один из подарков Элизабет. К слову, стоимость картины - 250 тысяч долларов - равнялась всему гонорару Бартона за съемки в «Клеопатре». В Америку скандальная пара отправилась вместе. Бартон начал бракоразводный процесс и заявил журналистам: «Я хочу жениться на Элизабет Тейлор, и я на ней женюсь. Никаких «если», никаких «но».

Став миссис Бартон, Элизабет использовала все свое влияние, чтобы в те фильмы, где она играет, на главную мужскую роль обязательно приглашали мужа. Получился своеобразный семейный подряд, в высшей степени прибыльный. Вместе супруги снялись в 11 картинах, заработав 50 миллионов долларов. При этом они обычно оговаривали, что съемки должны проходить за границей, в этом случае значительно уменьшались налоги.

Для Элизабет, которая начала сниматься в 9 лет, а статус звезды приобрела в 15, деньги не были самоцелью. «Не помню, когда я не была знаменита», - сказала как-то кинодива. К этому можно было бы добавить: «и богата». Зато Бартон, познавший в детстве откровенную нищету, благоговел перед богатством. Ричард был двенадцатым ребенком в семье английского шахтера. Мать умерла рано. «Те десять фунтов, которые мы были вынуждены занять на похороны нашей матери, тяжким грузом висели на нас еще несколько лет, - вспоминал актер. - День, когда наша семья наконец расплатилась с долгом, стал для нас настоящим праздником. Были годы, когда мы существовали только благодаря бесплатному супу».

Элизабет Тейлор, Ричард Бартон и Род Тейлор в Hotel International, 1963. Фото: www.globallookpress.com

Получая миллионные гонорары, звездная пара могла позволить себе жить на широкую ногу. Бартон купил реактивный самолет, чтобы семье было вольготней путешествовать по миру. Они останавливались в самых роскошных отелях. Чета появлялась в сопровождении ста пятидесяти чемоданов, детей, гувернантки, трех секретарей, парикмахера, няни, четырех собак, черепахи и двух сиамских кошек в ошейниках с бриллиантами. И для служащих наступал ад. Собаки кинодивы гадили, где им вздумается.

Когда Элизабет вышла замуж за Бартона, у нее было трое детей от предыдущих браков - двое сыновей и дочь. Она часто брала их с собой в поездки, но, приехав на съемки, просто забывала о их существовании.«У Элизабет действительно был очень напряженный график съемок, - вспоминал один из учителей звездных отпрысков, - но когда в Париже мы жили в отеле „Ланкастер“, то от детей нас отделял лишь один этаж. И все равно они не видели мать неделями».

Потакая мужу, Элизабет соглашалась на любую роль, если гонорар исчислялся шестизначными цифрами. Это не могло не сказаться на отношении к звездной паре. Все чаще, открывая газеты, они читали нелестные отзывы о собственной работе. «Время от времени приходится делать халтуру», - отмахивался Бартон. Однако со временем репутация неразборчивых актеров грозила окончательно закрепиться за Элизабет и Ричардом. Тейлор, которая почти 20 лет царствовала в Голливуде, нутром почувствовала, что «пришло время сняться в шедевре». Такая возможность представилась в картине «Вирджиния Вульф». Тридцатишестилетней Элизабет предстояло сыграть сорокапятилетнюю сварливую бабу, которая вымещает злость на муже. Актрисе пришлось поправиться на десять килограммов. Из красавицы с помощью грима сделали неряшливую, опустившуюся женщину. Мужа, как нетрудно догадаться, играл Бартон. Его герой был затюканным подкаблучником.

Режиссер заставлял Лиз дубль за дублем плевать Ричарду в лицо, добиваясь, чтобы зрители почувствовали ненависть героини к мужу. Постепенно звезды «заразились» своими ролями. Они перенесли игру со съемочной площадки в реальную жизнь. После работы, нагрузившись текилой, Ричард обзывал Элизабет «обезьяньими сиськами», а она, все еще одетая в костюм своей героини, грозила: «Закрой свою вонючую пасть! Я еще не закончила говорить!»

«Вирджиния Вульф». Кадр из фильма. Фото: www.globallookpress.com

За роль в «Вирджинии Вульф» Тейлор присудили второго «Оскара», но получать его она не поехала. Муж отговорил. Бартон тоже был номинирован на приз Киноакадемии, но награда досталась другому. Как всегда, он не нашел лучшего выхода, как напиться. А потом поссориться с женой.

Понятно, что с годами голливудская богиня не становилась красивее. Второй «Оскар» практически никак не сказался на ее карьере. «Вирджиния Вульф» стала пиком, после которого кривая успеха стремительно пошла вниз. В 1968 году Тейлор лишилась своего места в десятке самых популярных кинозвезд. Ее имя уже не было синонимом кассового успеха. Но главным для нее было другое - ее перестали снимать вместе с Ричардом, а значит, у него появились новые молодые партнерши, и она не могла больше стопроцентно контролировать своего мужа. Бартон взялся за старое. Не упускал случая закрутить роман с молоденькой актрисой. Интрижки, конечно, быстро пресекались. Не в характере Тейлор было делить с кем-то своего мужчину. В качестве «мольбы о прощении» Ричард после каждого «хождения налево» дарил Элизабет бриллианты. Часто это были драгоценности, известные во всем мире. Например, «крупповский» бриллиант, принадлежавший ранее семейству немецких промышленников. Он обошелся Бартону в 300 тысяч долларов. Потом последовала знаменитая жемчужина «Ла Перегрина». Венцом стал бриллиант «Картье-Бертон» стоимостью более миллиона долларов.

Бриллианты были слабостью актрисы с юных лет. Однажды она решила произвести настоящий фурор, надев разом всю коллекцию. Пальцы украсила кольцами, обе руки увешала браслетами, затянула талию бриллиантовым поясом, вставила в уши переливающиеся на свету серьги, на голову надела бриллиантовую тиару, а «Картье-Бертон» водрузила на знаменитую грудь. В Голливуде ее поспешили обозвать вульгарной. «Я знаю, что вульгарна, но неужели вы хотели бы, чтобы я была другой?» - удивилась Элизабет. Впрочем, даже бриллианты не всегда могли погасить гнев Элизабет. Как-то она не разговаривала с Бартоном несколько дней из-за того, что на одном из приемов, желая представить Элизабет, он сказал: «Это моя жена, эээ.... Филлис». Тейлор едва не лишилась дара речи - муж забыл ее имя!

Это был период, когда скандалы в доме Бартонов случались чуть ли не ежедневно. Ричард запирался в своей комнате, чтобы не дай бог Элизабет не могла к нему войти. Зная характер жены, он боялся, что та запустит в него чем-нибудь тяжелым. Чаще всего причиной ссор были пьяные выходки Бартона. Чашу терпения Элизабет переполнило поведение мужа на званом обеде у английского посла в Будапеште. За ужином Ричард оказался рядом с женой посла. Он положил руку на ее колено и, пьяно улыбаясь, произнес: «Надеюсь, ты ужасно рада, киска, что познакомилась со мной?»

Лиз предложила Ричарду выбирать - либо она, либо выпивка. Бартон пообещал «завязать». Но продержался трезвым несколько дней. И Элизабет в пятый раз в своей жизни подала на развод. Только если раньше актриса расставалась с мужьями из-за того, что в ее жизни появлялась новая любовь, то в этот раз она продолжала любить Бартона, а жить с ним уже не могла.

Каждый по-своему объяснял случившееся. Бартон устроил пресс-конференцию, на которой сидел со стаканом водки в руке. «К тому все шло, к тому все шло, - говорил актер. - Знаете, когда двое вспыльчивых людей обрушивают друг на друга свой гнев, всякое может случиться. К тому же женщины - странные создания. Кто возьмется сказать, что происходит у них в голове?»

«Возможно, мы слишком сильно любили друг друга, - рассуждала в свою очередь Элизабет. - Мы то и дело „залезали друг другу в карман“, никогда не разлучаясь. Как мне кажется, это и стало причиной нашего непонимания».

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Фото: www.globallookpress.com

Тем не менее даже после развода окружающих не покидало ощущение, что точка в этом бурном романе еще не поставлена. Элизабет и Ричард перестали жить вместе, но при этом все время созванивались друг с другом. Элизабет села на диету. Она вновь постройнела и приобрела былой шарм. Ричард зализывал раны в Швейцарии, пытаясь избавиться от привычки напиваться с раннего утра. В телефонных разговорах он уверял бывшую жену, что «дела продвигаются». А вскоре пригласил Лиз самой убедиться, что он в полном порядке.

Увидев Бартона, раскинувшего навстречу ей руки, Элизабет бросилась к нему на грудь. На этот раз плакали оба. За ужином Ричард поднял в честь жены бокал с апельсиновым соком.

Элизабет понадобилось около полутора месяцев, чтобы уговорить Бартона вновь стать ее мужем. Для вторичного бракосочетания по желанию актрисы они отправились в Африку. Обряд был совершен на берегу реки в присутствии вождя местного племени. А через две недели обоим стало ясно - разбитую чашку не склеить. Официально какое-то время они продолжали оставаться мужем и женой, но почти не общались друг с другом. Вторичный развод прошел тихо, не привлекая общественного внимания.

Ричард Бартон ушел из жизни в 1984 году, не дожив до шестидесятилетия. Элизабет Тейлор после развода с Бартоном она еще несколько раз выходила замуж. Сейчас вновь свободна. Надолго ли? «Пока не подвернется мужчина с хорошим чувством юмора», - говорит актриса.

Легендарный голливудский актер — Ричард Бартон — несчетное число раз номинировался на «Оскар», но победы так и не одержал, что, впрочем, не помешало ему войти в историю мирового кинематографа. На его счету премии «Грэмми» и «Золотой Глобус», а также главные роли в десятках фильмов. Его любили женщины, что подтверждалось его неоднократными браками и романами, а самый известный из них до сих пор обсуждается на страницах глянцевых журналов.

Юные годы

Ричард Уолтер Дженкинс родился в 1925 году в Уэльсе, в семье шахтера, в которой на тот момент уже было 11 детей.

Живя в нищете, он начал актерскую карьеру со школьной скамьи. Уже с первых ролей его преподаватель Филипп Бартон рассмотрел в мальчике настоящий талант и сделал все, чтобы довести его до совершенства. Ричард понимал, что своим актерским мастерством обязан учителю, который верил в него и вкладывал в ученика душу. В знак признательности тот взял себе, как сценический псевдоним, фамилию Бартон и сделал ее известной во всем мире. Кроме того, судьба подарила Ричарду встречу с Тенагером Риччи. Этот меценат оценил природные способности сына нищего «угольного забойщика» и снабдил его крупной суммой, которая позволила парню получить прекрасное образование в Оксфордском университете.

Начало карьеры

В 1943 году актер Ричард Бартон дебютировал на профессиональной сцене. Однако вскоре его призвали в армию, и вплоть до 1947 года он служил в американских ВВС. Демобилизовавшись, молодой человек поступил в один из лондонских театров. Уже через год Ричард успешно дебютировал в кино в картине «Последние дни Долвина», в которой сыграл одну из главных ролей. Параллельно с этим он много работал на радио, а чуть позже ему дали роль в знаменитом Мемориальном Шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне. Став знаменитым на родине, Ричард Бартон отправился покорять Голливуд. Там он дебютировал в кинокартине «Моя кузина Рейчел», в которой сыграл главную мужскую роль.

Последствия неудач

Сложный характер творца и его непризнанность в свое время сделали свое дело: последние годы своей жизни Ричард Бартон страдал алкоголизмом и сопутствующими ему болезнями. Актер пытался лечиться, но постоянное состояние стресса приводило к постоянным срывам, и, как результат, — смерь в 58 лет. Алкоголь еще при жизни наложил отпечаток на его судьбу: выпивка стала причиной его разрыва с любимой женщиной — Элизабет.

О романе этих великих актеров в свое время писала вся мировая пресса. Это, несомненно, одна из самых знаменитых пар всех времен. Даже история Джоли и Пита, по сравнению с этими сорвиголовами, кажется скучной и примитивной. Миллионы людей во всем мире смаковали подробности их отношений: публичные любовные признания, неоднократные разводы и свадьбы, ссоры и скандалы - все это только часть их бурной жизни. Но, к сожалению, два таких творческих и вспыльчивых характера не могут жить спокойно и счастливо. Несмотря на большую любовь, они расстались, однако при упоминании имени Ричард Бартон сразу же вспоминаешь об Элизабет Тейлор, и наоборот.

Совместные работы

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон, фильмы с участием которых практически всегда имели успех, снялись вместе в 11 картинах. Первой из них стала знаменитая «Клеопатра». На момент начала работы над картиной Элизабет была замужем за Эдди Фишером, а Бартон женат на Сибил Уильямс, от которой имел двух дочерей. Через несколько месяцев после съемок они поженились и прожили вместе более десяти лет. Самой известной совместной картиной пары стал фильм «Кто боится Вирджинию Вульф?», за который Элизабет получила второго «Оскара», а Бартон — очередную номинацию на эту награду, которую ему так и не удалось никогда подержать в руках. Сам Ричард считал, что участие в этом фильме было его ошибкой, так как именно эта работа сформировала его имидж подкаблучника, от которого он тщетно старался избавиться.

В то же время под конец жизни он однажды признался журналистам, что его главной ролью в жизни оказалась роль супруга Элизабет Тейлор.

Другие женщины Ричарда Бартона

Актер, которого сама называла «мужчиной, заставляющим биться сердце женщины сильнее», имел несчетное количество мимолетных романов со многими признанными красотками Голливуда своего времени и был женат 5 раз (дважды на Элизабет Тейлор). Кроме Лиз и Сибил Уильямс, о которой уже упоминалось, женами Бартона были модель Сюзан Хант и гример Сали Хэй. Первая жена Ричарда Бартона не только целый год терпела разворачивающийся на ее глазах роман с Лиз Тейлор, но и задолго до этого делала вид, что не замечает отношений супруга с английской актрисой Клэр Блум. В дуэте с ней в 1958 году актер снялся в картине «Оглянись во гневе», которую критики признали одной из лучших его работ.

Любовь бывает не только к людям

Наверное, неудача в личной жизни преследовала его потому, что единственной истинной и безоговорочной любовью Ричарда была сцена. Ведь в то сложное время, когда он был маленьким мальчиком из многодетной семьи, которого некому было воспитывать, потому что родители изо всех сил пытались заработать на жизнь, его единственным утешением стала игра. Когда некому было дать ему жизненное напутствие, в руки ему попался томик Шекспира, который и определил его дальнейшую судьбу. А учитель, который взялся за его воспитание с усердием отца, окончательно привил Бартону любовь к актерскому мастерству.

Имя Бартона обросло легендами. Однако многие истории о нем, которые кажутся вымыслом, подтверждены фактами:

  • его брак с Элизабет Тейлор состоялся через 9 дней после развода Лиз;
  • единственной женщиной, которая могла гордиться, что отвергла Бартона, стала актриса которая снялась с ним в картине «Атрибуты страсти»;
  • звездная пара сразу же удочерила девочку из Германии;
  • однажды Ричард преподнес Элизабет кольцо за 1 100 000 долларов, за которое на аукционе «бился» с самим Онассисом;
  • Лиз пережила Бартона на 27 лет, причем он предсказал, что так произойдет, сразу же после их второго развода;
  • актера похоронили вместе с томиком стихов Дилана Томаса.

Сознание человека и его мечты формируются еще в детстве. Так, Ричард Бартон, фильмы которого многие с удовольствием смотрят до сих пор, с юных лет точно знал, чего он хочет и о чем мечтает, и работал над воплощением своей мечты до последних дней своей жизни.

Сегодня актера считают легендой, а его работы изучают все ценители кинематографа. И все благодаря не только таланту, но и упорству и полной самоотверженности Ричарда Бартона, фанатично посвятившему свою жизнь кино и сцене. Он, как настоящий гений, бросался навстречу любому испытанию, которое попадалось на его творческом пути, и смог оставить неизгладимый след в искусстве.

Великолепная голливудская актриса Элизабет Тейлор известна не только своим выдающимся актерским талантом, «горячим» темпераментом, яркой внешностью и коллекцией роскошных драгоценностей, но и многочисленными любовными романами, за которыми с интересом наблюдал весь мир.

Страстная и красивая женщина за всю свою жизнь успела побывать в браке целых 8 раз! Причем, два раза она выходила замуж за одного и того же мужчину. Его имя — Ричард Бартон, и это самая красивая и самая яркая голливудская lovestory ХХ века…

Первая встреча

Как и многие актерские пары, Элизабет и Ричард впервые встретились на съемочной площадке. Это был 1962 год, съемки проходили в Риме: Тейлор была выбрана на роль Клеопатры в одноименной картине Джозефа Манкевича, а Бартон получил роль Марка Антония. Элизабет на тот момент уже была известной актрисой, а Ричард в Голливуде еще не был популярен, зато мужчина успел стать настоящей звездой лондонской театральной сцены.

Бартон тогда был уже женат. Актер даже взял с собой на съемки супругу и двоих детей. Элизабет тоже была несвободна: дома ее ждал муж — Эдди Фишер.

Первую встречу с любовью всей своей жизни Лиз совсем не запомнила, а вот актер был очень впечатлен.

«Она была так красива, что я чуть не расхохотался в голос. Элизабет была потрясающей. Великолепной. Она засасывала, как черная дыра. И ей было плевать на меня».

Ричард Бартон

Страсть разгорелась внезапно, во время съемок одной из первых любовных сцен. Члены съемочной группы сразу заметили, что между актерами, исполняющими главные роли, проскакивают искры: поцелуи длились дольше, чем должны были по сценарию, Ричард и Элизабет постоянно куда-то пропадали в перерывах между съемками, а потом и вовсе начали пропускать съемочные дни из-за своих свиданий.

Страсть

Влюбленные обладали бешеным темпераментом: они часто ссорились, жарко мирились, а затем, не сказав никому ни слова, снова исчезали на несколько дней. Чтобы остаться наедине им приходилось убегать от всего мира: от работы, друзей и законных супругов. Однажды Ричард и Элизабет сбежали со съемочной площадки и уехали на виллу в Порто-Сан-Стефано. О том, где находятся актеры, и что их роман развивается полным ходом, общественность могла бы и не узнать, если бы не пронырливые папарацци, запечатлевшие отдых знаменитостей на арендованной яхте.

15 марта 1964 года Бартон и Тейлор под фамилией Смит заселились в отель «Ритц» в Монреале и в тот же день стали законными супругами.

В качестве свадебного наряда для невесты художником по костюмам Ирен Шараф было создано нежно-желтое шифоновое платье. Голову Элизабет украсила цветами: лилиями и гиацинтами.

Бренд

Элизабет и Ричард были по-настоящему счастливы. Оба уверяли, что это навсегда. Это были отношения напоказ, но они были искренними.

«Я с детства верила в судьбу для каждого человека, и если она действительно существует, то моя судьба - Ричард Бартон!»

Элизабет Тейлор

Их пара стала своего рода брендом. О том, что нового у Тейлоров-Бартонов хотел знать весь мир. И это было только на руку актерам. Когда кому-то из них предлагали роль, они ставили условие: съемки будут, если в этом фильме также примет участие супруг/супруга. Благодаря тому, что их романтический тандем стал еще и творческим, в 1967 году семья Тейлор-Бартон заработала 200 миллионов долларов. Они инвестировали в дорогую недвижимость, произведения искусства и драгоценности, которые так обожала актриса. Выросший в семье шахтера Бартон теперь мог позволить себе купить серебристый «ролс-ройс», а зеленый подарить супруге.

Мужчина боготворил жену. Однажды он обошел Аристотеля Онассиса на торгах, и купил для своей Лиз бриллиант Cartier, стоимостью миллион сто тысяч долларов.

“Этот бриллиант должна носить самая прекрасная женщина в мире. Как я мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или Софи Лорен?”

Из дневника Ричарда Бартона

Развод

Прочные отношения актеров и их всепоглощающая любовь пережили множество испытаний, но в конечном итоге со временем все равно превратились в руины. Главными причинами их разрыва называли успешную карьеру Элизабет (которая уже успела получить целых 2 «Оскара», в то время, как ее супруг безуспешно соревновался за эту награду с более удачливыми соперниками), измены актера, который периодически оставлял стареющую супругу ради юных начинающих актрис, а также взрывные характеры обоих. Ссоры иногда достигали таких масштабов, что подробности слышали не только соседи, но и на утро читал в прессе весь мир. Ричард уходил в загулы, начал выпивать, а Элизабет закатывала ему истерики и выгоняла из дома. В конечном итоге, оба позволяли себе прилюдно унижать друг друга грязными оскорблениями. Когда терпение Тейлор лопнуло, она предложила развод.

Еще одна попытка

В то, что самая красивая голливудская пара рассталась не хотел верить никто. А то, как быстро заканчивались новые романы актеров, еще больше подогревало слухи: Элизабет и Ричард все еще любят друг друга.

«Все, что меня сейчас волнует, - счастлива ли ты. А с кем ты - не так важно. Никогда не забывай о своих достоинствах, не забывай, что твой острый язычок скрывает замечательную и пуританскую леди. Не забывай, что ты, вероятно, величайшая актриса в мире. Я люблю тебя и всегда буду любить. Вернись».

Из письма Ричарда Бартона Элизабет Тейлор

Ни один из них не построил новых крепких отношений. Однажды они встретились вновь. Обсуждали работу, разговорились, крепко обнялись, а спустя несколько недель улетели в Африку, чтобы заключить брак повторно. Церемония осуществлялась в присутствии вождя африканского племени.

Вторая попытка оказалась неудачной: пара довольно быстро осознала, что повторный брак был безрассудным порывом. Жить вместе они не могли и практически не общались все это время. Спустя 16 месяцев последовал второй развод. Несмотря на присутствие в их жизни все новых и новых романов и даже браков, Лиз и Ричард продолжали периодически созваниваться и иногда встречались.

Перед своей смертью Ричард Бартон написал Элизабет письмо, в котором назвал ее единственной любовью своей жизни, а Элизабет в своем последнем интервью обронила: «С первого взгляда в Риме мы всегда были безумно влюблены друг в друга».

Он был ее пятым мужем и шестым тоже. Первый раз они поженились 15 марта 1964 года и разошлись 26 июня 1973-го. Второй – после недолгого перерыва – в октябре 1975-го, а разошлись уже через девять месяцев.Она всерьез считала ебя ясновидящей. Многочисленные травмы и операции, сопровождаемые громадными дозами глубокого наркоза, а также баловство с травкой, действительно наделили ее экстраординарными и мистическими способностями. Так притягивать мужчин и одновременно всевозможные неприятности дано далеко не каждой женщине.

Марк Антоний и «Мисс Бюст»


Именно такую великую актрису и необыкновенную женщину студия «ХХ век – Фокс» пригласила на роль Клеопатры. Проект, учитывая все капризы звезды, обошелся в 40 миллионов долларов, но был ознаменован не только этим. На съемках в Риме состоялся самый скандальный из всех существовавших доселе киноспектаклей – там впервые встретились величайшие любовники и затем дважды супруги – Лиз Тэйлор и Ричард Бартон. Им предстояло сыграть Клеопатру и Марка Антония, ни больше ни меньше.

Если уж быть абсолютно точными, Дик впервые увидел Лиз молоденькой девушкой, скромно читавшей книжку на краю бассейна. Тогда она рассеянно вскинула на него свои фиалковые глаза, и он задохнулся от восторга. Продолжения не было.

К 1961 году тридцатисемилетний валлиец, отягченный славой «британского Брандо», был женат на актрисе Сибил Уоллес. Двое детей скрепляли этот надежный союз. Двадцатидевятилетняя Тэйлор состояла в четвертом браке. Ее мужем на тот момент был певец Эдди Фишер. У нее было трое своих детей и одна приемная немецкая девочка-калека. «Она обожает младенцев, щенят и котят, – иронизировал ее близкий друг. – Но не всегда отличает их друг от друга. Они для нее как игрушки». Она никогда не опускалась до стряпни, уборки или хождения по магазинам. Целый сонм помощников с превеликим удовольствием обеспечивал ей комфортное существование.


Широкоплечий мужественный Бартон был слегка рябоват, но слыл покорителем женских сердец. Он достаточно иронически отнесся к предстоящей встрече с Тэйлор. «Марка Антония мне предстоит играть с «Мисс Бюст», – шутливо заявил он друзьям. О первой встрече с фиалковыми глазами он как-то подзабыл.

Известна была его привычка заводить громкие романы со всеми своими партнершами. Лиз не испытывала никакой робости перед его репутацией бабника, но с величайшим почтением относилась к его славе незаурядного театрального актера. Когда она царственно появилась на съемочной площадке, вся группа, кроме одного человека, встретила ее аплодисментами. «Милашка, ты малость толстовата, – прожурчал вкрадчиво ей на ухо Бартон. – Но мордашка у тебя смазливенькая!» Элизабет расхохоталась.

Всего лишь через несколько дней она призналась костюмерше: «Я обмираю, когда слышу его голос». Ричард тоже вскоре изменил свое мнение о толстушке: «Должен признаться, Лиз меня очаровала. Я сам до конца не понимаю, что в ней такого, чем она к себе привлекает. Но от нее глаз нельзя оторвать. Она пронзает вас взглядом насквозь, и у вас в жилах закипает кровь». Вот, пожалуй, и вся прелюдия. Что было дальше – не поддается описанию.

В день, когда оба появились перед камерами, чтобы сыграть наконец первую сцену, всей группе стало ясно: Антоний и Клеопатра идеально вжились в свои роли. Искра, пробежавшая между ними, разгорелась нешуточным пожаром.

«Я люблю твою бабу!»


Шумиха, поднятая газетами, и в малой доле была не в силах отразить реальность. Элизабет, снявшись в своих сценах, не покидала площадки, пока ее возлюбленный не закончит эпизод. Затем, дрожа от вожделения, они уединялись в гримерной, появляясь только к следующей съемке.

Когда Сибил донесли о новых похождениях ее мужа, она моментально пригрозила разводом. Примерный семьянин Бартон, внезапно опомнившись, сообщил Лиз о разрыве отношений и срочно уехал успокаивать жену. Элизабет закатила истерику и решила проститься с жизнью, приняв изрядную дозу снотворного. Актрису с трудом откачали, муж Эдди утешил ее изумрудным ожерельем в 250 тысяч долларов.

Когда успокоившийся было муж наведался на съемочную площадку, он сам воочию убедился в отношениях своей супруги и этого рябого валлийца. А тут еще за его спиной раздался грубоватый голос: «Послушай, мне кажется, тебе стоит знать о том, что я люблю твою бабу».

«Она мне не баба, – возразил Эдди. – Она мне жена».

«Какая разница, значит я люблю твою жену».

В конце концов после 215 дней съемок Элизабет закончила свои сцены, но оставалась рядом с Ричардом до окончания его работы. «Клеопатра» вышла на экраны летом 1963 года. Ситуация накалялась, они по-прежнему не расставались со своими семьями. Ричард буквально разрывался между долгом и страстью. Элизабет во что бы то ни стало желала заполучить «Оскара» и стать миссис Бартон. Первого ей достичь не удалось, со вторым все сложилось значительно успешнее.

Когда суд в марте 1964 года вынес решение о разводе Лиз и Эдди, она вместе с Бартоном, игравшим в театре Гамлета, находилась в Торонто. Через неделю они тайно вылетели чартерным рейсом в Монреаль, где и прошло бракосочетание. Осталось поразительное свидетельство о том, как основательно набравшийся с утра жених с трудом дождался опоздавшую на бракосочетание ярко разряженную невесту.

На следующем представлении «Гамлета» знаменитый актер удостоился бурных аплодисментов. Раскланявшись, он прошел к авансцене и произнес: «Мне бы хотелось процитировать строки из пьесы – третий акт, сцена первая: «Больше браков у меня не будет». Бурные овации заглушили нервный смешок.

«Нет лучшего наркотика, чем успех»

Элизабет изо всех сил старалась расположить к себе друзей и родных Ричарда. Она задаривала их дорогими подарками. Пригласила всю валлийскую родню на спектакль «Гамлет», идущий уже на Бродвее, оплатив дорогу, роскошную гостиницу и заказав для старшей сестры Ричарда новый гардероб. Ну как было не полюбить такую добрейшую и очаровательную женщину? «Гамлет» побил все рекорды кассовых сборов. Наконец чета Бартонов согласилась выступить с чтением стихов для сбора средств в пользу актерской школы. Ричард читал Шекспира, Лиз, отвыкшая от сцены, с воодушевлением читала Томаса Харди. Публика осаждала театр, чтобы не только насладиться мастерством актеров, но и удостовериться в истинности чувств звездной пары. Бартон не скрывал своего удивления этим паломничеством. «Они приходят, чтобы увидеть тебя, – уверяла его Лиз. – Ты у нас Фрэнк Синатра от Шекспира». Ричард только посмеивался. «В Нью-Йорке я узнала, – вспоминала Элизабет, – что нет лучшего наркотика, чем успех!»

Но, на самом деле, был у этой пары еще один общий «конек» – оба любили выпить. Ричард отлично понимал, что пьет не в меру, и порой пытался сдерживаться. Лиз, напротив, меры никакой не признавала, и еще подначивала супруга: «Ричард, ну выпей ты, ради Бога! Когда ты трезвый, с тобой от скуки помереть можно».

Условия, которые Бартоны выставляли киностудиям, были беспрецедентны: пятидневная рабочая неделя, начало съемок не ранее десяти утра и только до шести вечера. Лиз не работала по субботам, воскресеньям, вечерами и в первые два дня месячных. Рабочий день у обоих должен был начинаться одновременно, да и как могло быть иначе? Они по-прежнему не отходили друг от друга ни на шаг.

Ричард не отрицал, что обычно во время съемок любовных сцен, актеры чувствуют к партнерам нечто, безусловно мешающее их семейному благополучию. «Я вовсе не желаю, чтобы с нами случилось то же самое, – говорил он. – Элизабет – замечательная женщина. И я хочу, чтобы и во время работы мы всегда были вместе».

Всего они вместе снялись в одиннадцати фильмах и стали обладателями состояния в 50 миллионов долларов. Эти деньги были размещены в Швейцарии, где официально и проживали супруги, оградив свои накопления от американского налогообложения. Лиз даже решила отказаться от американского гражданства в пользу британского. «Это ложь, что я меньше люблю Америку, – рьяно оправдывалась она. – Просто я больше люблю мужа-британца».

«Кто боится?..»


Когда продюсер Эрнст Леман, собравшийся снимать ленту «Кто боится Вирджинии Вульф», увидел тысячные очереди на «Ночь Игуаны», где снялся один Бартон, он решил предложить сценарий им обоим. Элизабет, прочитав пьесу Олби, решила, что роль Марты для нее равна роли Гамлета. В ней самой, безусловно, было что-то от скандальной, беспардонной распустехи, но только самые близкие знали об этом. Леман раскусил это безошибочно. Но как этот мачо Бартон будет смотреться в роли бесхребетного подкаблучника Джорджа? Талант, только талант! Вот гарантия успеха.

Лиз заставила себя поправиться на десять килограммов и запретила появляться на съемочной площадке посторонним. Она безропотно выполняла все указания режиссера. Рядом с ней и Ричард перевоплотился в затюканного профессора. «Джордж – это я!» – уверял теперь он приятелей. Съемки продолжались, но сценарные скандалы постепенно перерастали в подлинные семейные. Все чаще пьяные вечера стали заканчиваться взаимными оскорблениями и отвратительными потасовками.

Спустя много лет, пытаясь проанализировать причину их развода, Элизабет честно призналась: «Мне до смерти осточертела вся эта Вирджиния Вульф!»

Фильм вышел на экраны в июне 1966-го и стал не только самой дорогой черно-белой картиной, но и самой шокирующей. Такое количество отборной брани и непристойных сцен Голливуд еще себе не позволял. Но эта противоречивая во всех смыслах картина стала основным претендентом на награду киноакадемии.

Между тем в киношных кругах Бартон удостоился наивысшего признания коллег, Тэйлор упрекали в излишней суетливости. Номинированы были оба, но «Оскар» получила все-таки Элизабет.

Второй «Оскар», к сожалению, не смог остановить угасание интереса публики к работам Тэйлор. «Она превратилась в кошмарную пародию на саму себя, – вспоминал Рекс Харрисон. – Расплывшаяся, неряшливая, визгливая ведьма…» Ну уж, не совсем так!

Бриллиантовый «Бочоночек»


Тем временем успешный Ричард приступил к съемкам в новой картине вместе с молоденькой партнершей Женевьевой Бюжо. Вскоре малышка получила прозвище «Джин», и Элизабет поняла, что валлиец принялся за старое. Шутливые прозвища он раздавал только своим возлюбленным. Так, Лиз во время съемок «Клеопатры» именовалась ни много ни мало «Океаном». Теперь же он называл ее не иначе, как «Бочоночек». Тэйлор закатывала грандиозные скандалы и, однажды, заявившись на съемочную площадку, едва не сорвала съемку.

Пришлось Бартону откупаться очередным бриллиантовым презентом. Первое свое шикарное приобретение он сделал в 1968 году. Это был крупповский бриллиант в 33,19 карата стоимостью в 305 тысяч долларов. Затем была знаменитая жемчужина «Ля Пелегрина» за 37 тысяч, искусно включенная в ожерелье из жемчуга, рубинов и бриллиантов на сто тысяч долларов. Еще кое-что по мелочи и наконец вершина коллекции – знаменитый бриллиант «Картье-Бартон» стоимостью в один миллион пятьдесят тысяч долларов.

Появляясь в свете, увешанная сверкающими драгоценностями, Элизабет была предельно самокритична: «Я знаю, что вульгарна. Но неужели вы хотели бы, чтобы я была другой?»

Однако все эти милые побрякушки радовали не только Лиз, но и Ричарда. Этот выходец из беднейшей семьи испытывал чувство огромного удовлетворения, соперничая в экстравагантных покупках с Онассисом и другими миллиардерами. 450 тысяч за яхту, десять миллионов за десятиместный реактивный самолет, оборудованный кухней, баром и залом с киноэкраном, 215 тысяч за шикарное норковое манто. Кто больше?

Описывая один из своих домов, Элизабет говорила: «Это такое уютное, милое местечко, полное разных дорогих сердцу вещиц, вроде Ренуара. Вы понимаете о чем я – о том, что создает уют». И вместе с тем, все их дома и даже шикарные номера отелей оказывались безжалостно загаженными сворами невоспитанных собачек и кошечек, без которых Лиз никуда не отправлялась.


Ричард не прекращал пьянствовать, Лиз не прекращала ревновать, и оба они не прекращали скандалить. Женушка поколачивала муженька, а он мог врезать ей так, что, в прямом смысле, в ушах звенело. «Да, между нами случаются ужасные потасовки, и многие утверждают, что быть вместе нам недолго осталось. Но мы-то знаем, что стоит нам поуютнее устроиться в постели, как все обиды тотчас забываются». Ричард любил рассказывать, как жена в его отсутствие берет с собой в постель его носки. Однако друзья утверждали, что в их перепалках не обошлось и без соперничества. Два «Оскара» Элизабет все-таки не давали покоя Бартону. Когда завершалась работа над фильмом «Укрощение строптивой», по случайности имя Ричарда на афише оказалось вписанным в первую строчку. Потом, конечно, все встало на свои места. Но соперничество, и не только на афишах, продолжалось.

Если в начале их совместной жизни страсть Ричарда к рюмке забавляла жену, и она сама была не прочь составить ему компанию, то через несколько лет она с трудом оттаскивала его от стойки бара. Она обзывала его опустившимся алкоголиком и была готова поспорить, что Бартон не протянет без спиртного и трех месяцев. Ричард принял пари, но тут оказалось, что на трезвую голову он уже не может играть. Он стал непримиримым брюзгой и отказывался сочувствовать жене, продолжающей наносить себе всевозможные травмы и увечья. Она по-прежнему была подвержена любой инфекции, перенесла несколько операций и одну – самую серьезную. У Лиз больше не могло быть детей. Вот эта невозможность подарить Ричарду ребенка и стала для нее настоящей трагедией.

«Его развод – ее развод»


В начале 1972 года Бартон приступил в Будапеште к съемкам в картине «Синяя борода» с восемью прекрасными партнершами, среди которых были Ракел Уэлч, Вирна Лизи и Натали Делон. Элизабет не оставляла его ни на минуту. В то же время она готовилась к празднованию своего сорокалетия. Список высокопоставленных гостей украшали княгиня Грейс, Ринго Старр, Майкл Кейн и еще много великолепных имен. Ричард подарил жене очередной бриллиант и пошутил: «Я бы с удовольствием купил для Элизабет Тадж Махал. Но мне слишком дорого обойдется его транспортировка».

Послепраздничная депрессия окутала Лиз, когда муженек снова приложился к рюмке в перерывах между любовными сценами «Синей бороды». В отместку она решила развлечься с единственным человеком, к которому Ричард мог ее приревновать. Это был Аристотель Онассис. Но никакие уловки уже не могли остановить процесс распада этого громкого союза.

Телевизионный фильм, поставленный специально для них в начале 1973 года, назывался «Его развод – ее развод». Это был их одиннадцатый совместный фильм и, увы, последний.

Лиз, стремясь удержать брак, отправилась на некоторое время в Калифорнию. «Я твердо уверена, что нам с Ричардом нужно какое-то время пожить отдельно, – заявила она. – Возможно, мы слишком сильно любили друг друга». «Они разошлись, потому что они Бартоны, а это – невыносимое напряжение», – был уверен Питер Устинов.

26 июня 1973 года самая скандальная и самая прекрасная голливудская пара перестала существовать по причине… По причине? «По причине несходства характеров» – такова была официальная версия.

Дважды в одну реку

Полтора месяца Лиз уговаривала Ричарда снова пожениться официально. На этот раз непременно на африканском континенте. 10 октября 1975 года Бартон отметил их второе бракосочетание бокалом вина, и дальнейшее помнил уже смутно. Он был на пороге своего пятидесятилетия, но выглядел дряхлым стариком.

Очень скоро привычные скандалы заполнили их дни и ночи. «Я ничего не понимаю, – признавался Бартон. – Это как страшный сон!» Чтобы хоть как-то спрятаться от докучливой Лиз, он отправился в горы кататься на лыжах. На залитом солнцем склоне он и приметил очаровательную молодую блондинку Сюзи Хант.

В феврале Ричард и Элизабет, доказав себе и другим, что дважды в одну реку войти не удастся, решили расстаться навсегда.

Бартон водил свою новую любовницу по всем ресторанчикам, где они с Лиз когда-то бывали. Посетители встречали парочку аплодисментами. Он даже бросил пить. Его беспокоила только судьба Элизабет. «Я боюсь, ее охмурит какой-нибудь идиот», – признавался он. Она же так отзывалась о его новом союзе: «Ну что ж – чем старше мужчина, тем моложе должна быть его жена. Не исключено, что я слишком стара для него… Разумеется, я до сих пор люблю Ричарда – разве можно любить кого-то на протяжении пятнадцати лет, а затем выбросить из своей жизни? Не так-то легко преодолеть душевные муки».

В последний раз они увиделись только через шесть лет. Он уже разошелся с Сюзи, перенес несколько операций и по-прежнему продолжал пить. На него страшно было смотреть. Только голос, его чарующий голос остался прежним.

Узнав о его смерти, Элизабет Тэйлор потеряла сознание.