Таблица изобразительно выразительных средств по былине садко. Изобразительно-выразительные средства былин

Цель: рассмотреть понятие «былина», композицию былины.

Оборудование урока: компьютер, проектор, репродукции картин В.М.Васнецова, И.Билибина, зарисовки К.С.Аксакова, ария из оперы «Садко».

Ход урока.

I часть. Лекция.

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устногонародного творчества
М.Горький

1,2 слайды – тема, план урока. Назвать цель.

3,4 слайды. Рассказ учителя

Киевский цикл обладает рядом признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников. Для Киевского цикла былин характерны образы трёх богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и образы героев социально-бытовых былин – Вольга, Микула, Дюк и другие.

К Новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др. В них затронуты социальные темы, и это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вёл торговлю со многими странами. Былины рассказывали об обеих частях города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Почти все былины в XIX и XX веках записаны от крестьян. В крестьянской среде их пели не только мастера-сказители, но и рядовые крестьяне – Т.Рябинин, В.Щеголёнок и др. (5 слайд) Это искусство передавалось из поколения в поколение. Так Трофим Григорьевич Рябинин обучил этому сына Ивана, от того пение былин перенял его пасынок, а от него его сын – Пётр. Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях (запись арии из оперы ). Пение придавало рассказу торжественность.

6 слайд. Действие былин происходит в Киеве:

  1. В гридницах – просторных каменных палатах
  2. На киевских улицах
  3. У днепровских причалов
  4. В соборной церкви
  5. На княжеском дворе
  6. На торговых площадях Новгорода
  7. На мосту через Волхов
  8. В разных концах новгородской и киевской земли
  9. На поле битвы
  10. В городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче

Сказители ведают о нарядной одежде былинных героев: У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него чёрна бархата. Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи.

Слайд 7 . Хороший конь был в большом почёте на Руси и считался былинным героем. Конь Микулы Селяниновича обошёл даже княжеского коня. Верный конь предупреждал своего хозяина об опасности – «ржёт во всю голову» , бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

8 слайд . Самые известные былинные герои – это конечно три богатыря. Первый – Илья Муромец . «Могучий, спокойный, важный и тихий. Являет собой полное и великое сочетание силы духовной и телесной. Илья Муромец – это образ самого русского народа», - К.С.Аксаков, первый собиратель былин.

9 слайд. Добрыня Никитич. Отличается добротой и прямодушием. Он пример воинского долга. В схватках с огненным змеем Добрыня дважды одерживает победу. Он смело защищает родную землю от «поганой нечисти».

10 слайд. Алёша Попович - «хитрый плут, берёт обманом и скоро готов на худое дело, однако чрезвычайно полон молодецкой удали и силы», - К.С.Аксаков

11 слайд. Микула Селянинович - землепашец, работяга-крестьянин. Его пашня неоглядна, тяжела его соха, но он легко ею управляется, когда целая дружина не может её даже сдвинуть с места.

12 слайд. Вольга Всеславьевич. Князь, бесстрашно защищающий русскую землю, не стесняющийся просить помощи у крестьянина-землепашца. Готов сложить голову во имя русской земли.

13 слайд. Князь Владимир. Великий князь «Владимир ясно солнышко». Его двор всегда открыт для русских богатырей. На дворе его княженецком врыты дубовые столбы, в столбы ввёрнуты булатные кольца, за которые богатыри привязывают своих ретивых коней, молятся Спасову образу, кланяются князю со княгинею и на все четыре стороны.

Наряду с былинными героями обязательно присутствовали и отрицательные персонажи, без них не интересен был сюжет. Главное в былинах – показать мощь русского богатыря, а её он проявлял в борьбе с «нечистью поганой», нападавшей на Русь.

14 слайд. Чудище поганое. В каждой былине обязательно присутствует отрицательный персонаж. Либо это чудище поганое, либо соловей-разбойник, вражеские полчища, змей. Отрицательные герои обязательно наделены отвратительными качествами: жестокостью, наглостью, умением извергать огонь, свистеть:

Как есть у нас погано Идолище
В долину две сажени печатных
А в ширину сажень была печатная,
А головище что водь люто лохалище,
А глазища что пивные чашища,
А нос-то на роже он с локоть был…

Из чего же состоит былина?

15 слайд . Композиция былины .

II. Основная часть:

  1. Завязка действия
  2. Развитие действия
  3. Кульмицация (самая напряжённая часть действия)
  4. Развязка действия

III. Концовка.

16 слайд. ЗАЧИН.

Обычно это описание выезда богатыря: «Как из города из…выезжал, выходил…».

Рассказ о детстве и юности, как он рос: «В славном городе во…», «Как стал тут…растеть, матереть…».

Живёт в определённом месте: «Поживал, добрые дела творил, возрастал, набирался сил…».

17 слайд. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЗАВЯЗКА

Часто события происходят на княжеском пиру, где главный герой ведёт себя не так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Либо какие-то другие обстоятельства, при которых богатыря должны заметить, сообщить ему о враге всего народа.

Тут же должен появиться отрицательный герой (Соловей-разбойник, змей поганый, вражеские полчища), наделённый отрицательными качествами для завязывания сюжетного конфликта. Описание богатыря и злодея по ходу былины утраивается.

18 слайд . РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
Описание хода событий, включающее в себя встречу богатыря с врагом или его войском, сражения, разговоры с другими героями

КУЛЬМИНАЦИЯ
Описание битвы богатыря со злым героем(врагом) или его войском, при которой происходит победа над врагом.

РАЗВЯЗКА
В этой части враг повержен, наказывается или заклинается больше зло не творить, или же сам злодей обещает не делать подлости.

КОНЦОВКА
Богатырю поют славу!

19 слайд. Описание героя.

При описании героя обязательно использовались эпитеты, гиперболы. Неотъемлемая часть былин – повторы, созвучное однородное окончание слов:

Так все травушки-муравы уплеталися
Да й лазоревы цветочки осыпалися

ЭПИТЕТЫ - это художественные определения : чистый, добрый, сырой, сильный, могучий,поганый, неверный, булатный, калёная, вострая, святая, стольный, белокаменные, почестен, солнышко, разбойник, собака, богатырская и т.д.

Очень характерны постоянные эпитеты: чисто поле, тёмныи леса, добрые кони, синии моря, красно золото, ракитов куст...

20 слайд. Одно изосновных изобразительно- выразительное средство в былине – гипербола .

ГИПЕРБОЛА – это преувеличени е. Сказители, воспевая своих героев, преувеличивали их силу, ум, ловкость, чтобы передать слушателю своё восхищение добрым молодцем. У каждого сказителя своя манера повествования, у каждого свой герой. Поэтому один описывает одежду богатыря – нарядную:

«А кольчуге цена сорок тысячей, а шелому цена да три тысячи, а стрелы в колчане по пяти рублёв, а коню-то – сметы нет»,

другой – его коня:

«По целой версты конь поскакивал, по колен он в землюшку угрязывал, он с землюшки ножи выхватывал, по сенной копне он земелики вывёртывал, за три выстрелы камешки откидывал»,

третий – его силу:

«Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул, бросил сошку за ракитов куст…»

Слайд 21 . Неотъемлемой частью былин являются повторы.

Для былин характерны частые повторы предлогов, союзов, глаголов, начала строк(анафора), строфы целиком. Они позволяют сохранить речитатив:

Как из славного из города из Киева
Из того ль села из Игнатова…

Повторы нужны были сказителю для того, чтобы легче запомнить былину и исполнять:

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир…

Русские былины создавались на различные темы. Все они поднимают важные вопросы, связанные с любовью к Родине, защитой ее от врагов. Былина «Вольга и Микула Селянинович» относится к киевскому циклу. Основными действующими лицами повествования является князь Вольга Святославович и крестьянин Микула Селянинович.

Художественный прием данной былины

Былины передают мнение народа о тех или иных событиях, о правителях. Данные мнения меняются, дополняются подробностями. По сути, былины представляют собой рассказы о вещах, которые были очень важны для простых людей. Ведь именно народная память хранила и передавала из поколения в поколения основные мысли былин. В былине «Вольга и Микула Селянинович» имеется немало оборотов, которые подчеркивают образы действующих лиц. Их следует указать более подробно:

  • Микула Селянинович один легко справляется с огромными пнями деревьев, которые он выворачивает из земли. Более того, он кидает в борозду большие камни;
  • вся дружина князя Вольги Святославовича не смогла поднять плуг, которым пользовался Микула. Это подчеркивает силу богатыря, его способности, недоступные для княжеских дружинников;
  • подробно описывается сам плуг Микулы. Былина указывает на булатный насошник и другие металлические элементы этого орудия труда;
  • былина полна фразами, описывающими силу богатыря. Все они являются очевидным преувеличением. Однако они необходимы для подчеркивания мощи Микулы. Нужно показать, что труд земледельца важнее военного дела дружинников. Поэтому, земледелец Микула представлен гораздо более сильным, чем воины князя.

Все перечисленные преувеличения называются гиперболами. Это литературный прием, на котором построена данная былина.

Для чего нужен этот литературный прием

Гипербола является преувеличением. Реальные возможности людей приобретают сказочные объемы. Но именно за счет гиперболы былина хорошо запоминается. Более того, слушатели правильно понимают заложенный в ней смысл. Гипербола передают важность силы Микулы Селяниновича. Именно этот литературный прием служит для указания превосходства простого пахаря над княжеской дружиной.

Информационный лист.

Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.

Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………

…………………………………………………………………………………………………..

Былина состоит из следующих частей:

1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);

2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);

3) завязка (важное событие);

4) кульминация (центральное событие);

5) развязка (победа положительного героя);

6) концовка (воздаётся слава герою).

Художественные особенности былины:

1) повторы слов, выражений, эпизодов;

2) обращения;

3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).

Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).

Приложение №2

Былины. Художественные особенности былин.

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. (Здесь заканчивается слайд 2)

Богато и разнообразно народное творчество. В сказках, песнях народ рассказывал о важных исторических событиях, о своём труде, о своих заботах и горестях, мечтал о счастливой, справедливой жизни. (Здесь заканчивается слайд 3)

Народная мудрость, наблюдательность, меткость и выразительность народной речи воплощены в пословицах, поговорках, загадках. (Здесь заканчивается слайд 4)

Исключительный интерес среди произведений народного творчества представляют былины - художественно-исторические песни о богатырях, народных героях. (Здесь заканчивается слайд 5)

Основные циклы былин: новгородский и киевский (Здесь заканчивается слайд 6)

Действие в большинстве былин приурочивается к Киеву. Некоторые былины рассказывают о жизни, событиях и людях другого крупнейшего города древней Руси - Новгорода (былины о Садко, о Василии Буслаеве). (Здесь заканчивается слайд 7)

Киевские былины - это былины героические (или богатырские). Героические былины повествуют о мужественной защите родины, о богатырях, их борьбе против врагов-кочевников, нападавших на страну. (Здесь заканчивается слайд 8)

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (Здесь заканчивается слайд 9)

Из того ли то из города из Мурома,�Из того села да Карачарова�Выезжал удаленький дородный добрый молодец.�Он стоял заутреню во Муроме,�А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.��Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,�У того ли города Чернигова�Нагнано-то силушки черным-черно,�А й черным-черно, как черна ворона. (Здесь заканчивается слайд 10)

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. (Здесь заканчивается слайд 11) Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. (Здесь заканчивается слайд 12)

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира. (Здесь заканчивается слайд 13)

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. (Здесь заканчивается слайд 14)

Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины:

То старина, то и дёянье,

т. е. так было в старину, это - быль. (Здесь заканчивается слайд 15)

Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. (Здесь заканчивается слайд 16)

Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг. Несметные силы врага «серому волку... дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». (Здесь заканчивается слайд 17)

В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. (Здесь заканчивается слайд 18)

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. (Здесь заканчивается слайд 19)

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.(Здесь заканчивается слайд 20)

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой... (Здесь заканчивается слайд 21)

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за обиду стало, за великую досаду показалось...» (Здесь заканчивается слайд 22)

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. (Здесь заканчивается слайд 23) Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. (Здесь заканчивается слайд 24)

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). (Здесь заканчивается слайд 25)

В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольге и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

Для структуры былины характерны так называемые общие или типические места или формулы. Это устойчивые элементы повествования. Общими местами, по сути дела, могут быть и зачины, так как их тексты обычно почти не изменяются, лишь несколько приспосабливаясь к той или иной былине. Устойчивые места - это хвастовство богатыря на пиру, питье вина, седлание коня, описание страшного вида врага или многочисленности его войска; весьма устойчиво описание того, как богатырь входит в княжеские палаты: Крест-от клал он по писаному, Вел поклоны по ученому, На все на три на четыре на сторонки низко кланялся, Самому князю Владимиру в особину, Еще всем его князьям он подколенниим. Так Илья Муромец ведет себя, входя в палаты к Владимиру, так Дюк ведет себя, войдя в церковь, где молится Владимир. К устойчивым структурным элементам надо отнести некоторые типы повторений, особенно тройные, где один и тот же эпизод приводится дословно три раза. Такого типа повторения есть и в сказках, но там повторяются эпизоды другого рода. В былинах богатырь три раза вступает в поединок с врагом, три раза Алеша сватается за жену Добрыни, три раза бросает Садко в воду дары морскому царю. Своеобразным видом повторения служит использование лейтмотива, который может повторяться много раз в одной и той же былине и подчеркивать ее основную тему. П. Г. Богатырев в статье «Функции лейтмотивов в русской былине» рассмотрел этот вопрос на материале былины «Илья Муромец и Калин-царь», пропетой Гильфердингу Т. Г. Рябининым. Этот лейтмотив П. Г. Богатырев выражает формулой, присутствующей в былине: «...стоять за веру, за отечество». В этой былине она повторяется десять раз, что имеет не только структурное, но и идейное значение, подчеркивая основу былины. Дочь Владимира и он сам сожалеют, что нет Ильи и некому «стоять теперь за веру, за отечество»; дочь князя просит Илью постоять за веру, за отечество; Илья просит богатырей постоять за веру, за отечество; Илья отвечает Калину на предложение служить ему, что будет «служить... за веру, за отечество»; и еще раз это Илья повторяет Калину. Так лейтмотив отмечает сущность былины, представляющей собой типичный былинный прием. Есть в былинах и устойчивые концовки или исходы. Очень употребительна концовка «То старина, то и деянье». Она встречается во многих былинах. Некоторые концовки отмечают именно окончание былины: А тут той старинке и славу поют, А по тыих мест старинка и покончилась. Нередко в концовках речь идет о славе богатыря: Тут век про Добрыню старину скажут, А синему морю на тишину, А добрым людям на послушанье. Все указанные особенности традиционного строя былин соответствуют торжественному, величественному стилю, служат выделению идейной сущности произведений. Этому служит и строение сюжета, ход развития действия. Основой сюжета является обычно важное, значительное событие, но в центре былины - всегда богатырь: он действует, он достигает определенной цели. Его действия драматичны. Острое напряжение создается при столкновении врагов и при конфликтах богатыря и князя, при состязаниях в богатстве и проч. Повествование, как и само действие, развивается однолинейно, без вводных эпизодов. Существуют, правда, так называемые ретардации-замедления действия в результате подробного описания, например седлания коня или повторения ситуаций, например, точного повторения послом поручения князя. События в былинах не только важные, но и необычайные: богатырь побеждает врага, освобождает Киев от осады, спасает девушку из полона; Дунай убивает Настасью, и сам кончает жизнь самоубийством; Чур ила и Дюк поражают всех своим богатством, Илья встречает сына и убивает его; Добрыня убивает змея, а Алеша - Тугарина. Образ богатыря в некоторой мере индивидуализирован; различаются между собой Илья, Добрыня, Алеша и другие богатыри. В создании их образов большую роль играет сюжетное раскрытие, что вполне естественно в эпическом произведении. Прямые характеристики героев редки и кратки. Важное место занимает диалог: это драматическое объяснение героев, в котором выясняются цели их действий и душевные состояния. Изображение внутреннего мира персонажей в былинах не развито, но оно более разработано, нежели в сказке! Так, в былине «Илья Муромец и Калин-царь» дочь князя понимает то, чего не понимает он сам: нельзя сажать в погреб богатыря. Князь понял это позже, пока же он ходит по горенке и льет слезы; когда же Илья спас Киев от врага, Обнимает князь Владимир-от за шею за белу его, Прижимает от к своему к ретиву сердцу. Перед нами мотивированное движение чувства. Следует сказать, что в былинах господствует определенный аспект изображения внутреннего мира героев - связь личных чувств с теми большими событиями, которые происходят в произведении. Раскрывается высокий моральный строй чувств богатыря, его внутреннего мира. Особенно выделяется Илья: его чувства и мысли подчинены заботам о родной земле. Значительность событий и героев былин обусловила общий характер их изображения - гиперболизацию. В былинах весь изображаемый мир гиперболичен: сами богатыри, события, предметный мир. Гиперболизация состоит в особого типа ситуациях, например когда богатырь бьется палицей «в девяносто пуд», когда он, схватив врага за ноги, побивает сильное войско: махнет направо - улица, махнет налево- переулочек. В былинах огромны размеры предметов, огромна тяжесть сумочки с земной тягой, огромен рост Святогора, расстояния, которые преодолевают богатыри на своих чудесных конях. Огромны и враги, что позволяет подчеркнуть силу и смелость богатырей, вступающих с ними в борьбу. Это особый мир - гиперболический. Изображение такого мира служит возвеличению богатырей и осмеянию их врагов. Художественный мир былин не только гиперболичен, но и контрастен. Контраст играет многостороннюю роль. Прежде всего противопоставляются образы богатыря и врага: Ильи и Идолища, Добрыни и Змея, Алеши и Тугарина, Василия Игнатьевича и Батыги. Это противопоставление различает их не только по внешнему виду (обычный человек - великан), но и по характеру (защитник родной земли - захватчик, спаситель полона - насильник, русский и христианин - иноземец и иноверец, поганый). Противопоставления могут создавать особые напряжения: отец -сын, муж -жена (Илья-Сокольник, Дунай - Настасья). Особо часты противопоставления ситуативного плана: все хвастают - один не хвастает, первоначальная недооценка героя и последующее раскрытие его настоящих качеств, действие и неожиданный результат. Стилистическое своеобразие былин определяется, с одной стороны, традиционностью выразительных средств жанра, а с другой -их оценочным характером соответственно содержанию произведений и образов персонажей. В былинах наиболее употребительны такие выразительно-изобразительные средства, как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Они одновременно и традицонны, и оценочны. Эти выразительные средства есть и в других жанрах, но для былин они более характерны. Приведем пример эпитетов, присущих именно былинам: «дружинушка хоробрая», «шатры белые», «калена стрела», «востро копье», «сильные могучие богатыри», «стольный Киев-град», «у ласкового князя у Владимира», «столы белодубовые», «гусли звончаты». В других жанрах их нет. Также типичны былинные определения: «богатырский конь», «богатырский сон»; тавтологические эпитеты: «светлая светлица», «темная темница», «соль соленая», «меды медвяные», «старость старая». Традиционность приводит к устойчивости тавтологий и эпитетов. Князь Владимир называется ласковым и тогда, когда он гневается; посол Калина, говоря с Владимиром о своем царе, называет его «собака Калин-царь». Противопоставление вызывает такие парные уменьшительно-ласкательные и увеличительный формы: Идолище, ручища словно граблища, головища с лоханищу, глазища, Ильюшенька, Добрынюшка, Алешенька, Иванушко (Годенович), Овдотьюшка. Из сказанного ясно, что традиционность, гиперболичность, контрастность, оценочность - те принципы, которые определяют стилистические выразительно-изобразительные средства былин, соответствуют содержанию и идейно-художественной сущности жанра. Историко-культурное значение русского былинного эпоса. Историко-культурное значение русского былинного эпоса огромно. Он обладает исключительной познавательной ценностью. В былинах нашли отражение своеобразные черты времени их сложения и активного бытования. Произведения этого жанра передали дух времени, настроения русских людей в годы страшных испытаний. Они представляют собой художественную историю русского народа в период феодализма. Они выразили народные стремления и идеалы. Огромно идейное значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость ее богатством, могуществом и красотой. Былины способствовали формированию и развитию национального самосознания русского народа. В эпоху до монголо- татарского нашествия они служили сплочению русских людей для борьбы с печенегами и половцами. В годы монголо-татарского владычества они укрепляли дух русских людей, свидетельствовали об их непокорности и непримиримости. Идеи единства, независимости и защиты русских земель выражены в былинах с исключительной силой. Образы богатырей в течение столетий были примером высокого патриотизма и идеальных моральных качеств. Былины обладают высокими художественными достоинствами: богатым жизненным содержанием, идейной содержательностью, эстетической яркостью, мастерством в создании картин богатырских подвигов и образов людей далекой от нас эпохи. Стройность композиции, экономность и выразительность в художественных средствах, точность определений делают былины образцами совершенства. Былины сыграли видную роль в развитии русского искусства - литературы, музыки, живописи. Пушкин, Некрасов, Толстой, Горький обращались к творческому опыту былин. Римкий-Корса-ков в опере «Садко» и Гречанинов в опере «Добрыня Никитич», Васнецов в «Трех богатырях» и «Витязе на распутье», Репин в «Садко» вдохновлялись сюжетами и образами былин, обогащая русскую литературу опытом народного творчества. . Русские былины широко переводятся на многие языки мира и изучаются в других странах. Советские и иностранные ученые единодушно признают огромное историко-культурное значение были

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева . Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход - это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина , определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция , в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки - «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места - это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места - устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя». 1

Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин - это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других - это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины. 2

Читайте также другие статьи по теме "Русский героический эпос. Былины" :

  • Особенности жанра былин