Существующие типы речи в русском языке.
Описание - функционально-смысловой тип речи, изображающий предметы и их признаки, одновременно сосуществующие в восприятии человека.
В описании подробно передаются состояние окружающего мира и человека, природа, местность, интерьер, внешность и другие воспринимаемые, непосредственно наблюдаемые или воображаемые явления.
Репродуктивное (изобразительное) описание воспроизводит средствами языка фрагменты, картины, события, непосредственно воспринимаемые органами чувств говорящего, наблюдателя. Наблюдатель и наблюдаемые явления существуют в едином пространстве и времени (хронотопе). Это отражается в преимущественном употреблении глаголов в форме настоящего времени. Говорящий реально или в воображении присутствует в описываемой ситуации. Для описания характерна ярко выраженная субъективная точка зрения.
"Наконец вот и колодезь... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика.
Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пестрые шляпки любительниц уединения вдвоем, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку, или безобразную круглую шляпу. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними были два гувернера с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи" (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).
Информативное описание сообщает об известных говорящему предметах и их признаках, которые представлены как характерные, постоянные. Говорящий не воспринимает непосредственно признаки предметов, а знает об их существовании.
"Жены местных властей, так сказать хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты, они менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности.
Подымаясь по узкой тропинке к Елисаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы; штатские носят светло-голубые галстуки, военные вы пускают из-за воротника брыжжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают" (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).
Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.
Тип речи — это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности.
В соответствии с этими целями лингвисты выделяют три типа речи : описание, повествование, рассуждение.
Повествование — функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в их временной последовательности.
- Какова последовательность действий (событий)?
- Что происходило сначала и что происходило потом?
Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин).
Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- экспозиция (не всегда есть),
- завязка,
- развитие действия,
- кульминация,
- развязка.
Экспозиция:
Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.
Завязка:
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
Развитие действия:
Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты.
Кульминация:
Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня.
Развязка:
Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М.Ю.Лермонтов).
Описание — функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
- Каков предмет описания?
- Как он выглядит?
- Какие признаки для него характерны?
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).
Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- общее впечатление (или общий признак),
- признаки предмета, человека, явления или животного.
Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).
В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными:
Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами:
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).
Рассуждение как функционально-смысловой тип текста принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
- Почему?
- В чем причина данного явления?
- Что из этого следует?
- Каковы следствия данного явления?
- Что оно значит?
На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.
Рассуждение строится по следующей композиционной схеме:
- тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
- обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
- вывод, заключение (могут отсутствовать в тексте).
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди. Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
Примечания:
- Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. Например, в отрывке из повести К. Паустовского «Золотая роза» последовательно сменяют друг друга все типы речи — повествование, описание и рассуждение.:
Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.
Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.
На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.
Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы — двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.
Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.
- В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
Источники:
- Раздел «Типы речи» в учебнике Е.И. Литневской «Русский язык»
Дополнительно о тексте и типах речи на сайте licey.net:
-
- Упражнения к теме « Основные правила построения текста
-
- Упражнения к теме « Функционально-смысловые типы текстов
- Текст-описание и его виды
- Упражнения к теме « Текст-описание и его виды
-
- Упражнения к теме « Текст-повествование и его виды
Что такое описание? Описание – это тип речи. В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.
Слайд 32 из презентации «Сочинение по картине Утро Яблонской» . Размер архива с презентацией 1233 КБ.Литература 6 класс
краткое содержание других презентаций«Жуковский Светлана» - Художественное своеобразие. В комментарии к «Евгению Онегину» (Гл. Программа Г. Меркина Баллада В. А. Жуковского «Светлана». По поверью, будто бы. Бросание башмачка. В древней Руси, гадание было распространено особенно в эпоху теремного затворничества. 6 класс Литература. Святочные гадания на Руси. Напечатана впервые в журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с подзаголовком: «Ал. Литьё воска. «Светлана»». «Гадающая Светлана» Карл Брюсов. Даже в библии и то мы встречаем неоднократные случаи гадания. Слушающие обязательно должны быть девушки!
«Зощенко в литературе» - Наставничество Горького и "метаморфоза" Зощенко. О созвучности художественных миров Зощенко и Высоцкого первым, пожалуй, высказался Е. Евтушенко в стихах, посвященных смерти поэта: “Для нас Окуджава был Чехов с гитарой. Особенности драматического конфликта. "Зверь" и "неживой человек" в мире раннего Зощенко. Драматургическое наследие М.М. Зощенко - достаточно обширное и своеобразное, чтобы стать объектом внимания и изучения, - всегда считалось наиболее слабой, неинтересной частью творчества писателя. Тема, обозначенная в заголовке, заслуживает обстоятельного монографического исследования.
«Повесть о настоящем человеке» - Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». Алексей Маресьев. Врачи было наложили запрет, да за гонщика вступился летчик Алексей Маресьев. Побратим Маресьева капитан Валерий Гринчак. А.П. Маресьев в самолете. Алексея Григорьевича можно смело вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Вопросы к читательской конференции по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (2). Можно представить, сколько физических и нравственных страданий пережил Валерий.
«Пришвин по литературе» - Под Костромой 1931 Кабардино-Балкария 1936. Сказка-быль "Кладовая - солнца". Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. Особенности жанра. К.Паустовский. Цель урока: Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954. План: Место и время действия. Миша Пришвин 8 лет. Урок литературы в 6 классе. Подготовила: Лупинос Н. П., учитель русского языка и литературы МОУ Красненская СОШ. Финал. Дом, в котором родился М. Пришвин. Рассказ о жизни Насти и Митраши - сказка или быль?
«Пушкин 6 класс» - Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. 19 октября 1811 года. Первый раз в апреле 1829 г., но получил неопределенный ответ. Пушкин был убит на дуэли Дантесом. Пал оклеветанный молвой. Дети Пушкина. "Пушкин поражен был красотою Н. Н. Гончаровой с зимы 1828 - 1829 года. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Лицейская пора (1811 - 1817). Царское село.
«Дубровский 6 класс» - Автор: Морозова О.И. Молодой барин Владимир Дубровский. Русский барин Кирила Петрович Троекуров-любитель собак. Грозный барин К.П. Троекуров. Владимир воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию. Главные герои романа «Дубровский». Отец и сын Дубровские. Презентация по литературе на тему А.С. Пушкин «Дубровский» 6 класс
парадигма, формы слова ОПИСАНИЕ
описание
описа́ние,
описа́ния,
описа́ния,
описа́ний,
описа́нию,
описа́ниям,
описа́ние,
описа́ния,
описа́нием,
описа́ниями,
описа́нии,
описа́ниях
+ ОПИСАНИЕ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный
а) Словесное - устное или письменное - изображение кого-л., чего-л.
б) Изложение чего-л. как составная часть научного изучения явлений.
Синонимы к ОПИСАНИЕ - Словарь русских синонимов
ОПИСАНИЕ синонимы
описание
Синонимы:изображение, воссоздание, отображение, обрисовка, показ; определение, дефиниция; руководство, справочник, инструкция; воспроизведение, рассказ, нозография, иконография, проскинитарий, повесть, статут, схема, сказ, бытописание, повествование, антропография, изложение, экспликация, сочинение, история, описывание, дескрипция, представление, растолкование, питтореск, очерк, житие, абрис, обрисовывание, очерчивание, передача, перипл, реляция
+ ОПИСАНИЕ - Малый академический словарь русского языка
что такое ОПИСАНИЕ
описание
Я, ср.
Действие по глаг. описать (в 1 и 2 знач. ).
Теперь, минуя то, что известно из газет, я прямо перейду к описанию личного свидания моего с Чернышевским. Короленко, Воспоминания о Чернышевском.
Словесное устное или письменное изображение кого-, чего-л.
Первая глава {Евгения Онегина} представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года. Пушкин, Евгений Онегин (Предисловие к первому изданию главы I).
Мать Лены, идя в сельпо, сразу его {Воропаева} узнала по описанию дочери. Павленко, Счастье.
Сочинение, ставящее целью научно, систематически описать что-л.
Географические описания.
Гришино оказалось обыкновенной деревней. Так, очевидно, о ней было бы сказано в любом описании. Паустовский, Кордон «273».
Синонимы к ОПИСАНИЕ - Словарь русских синонимов 2
В зависимости от содержания высказывания, его смысла и значения выделяются отдельные типы речи. В русском языке их всего три: повествование, описание, а также рассуждение. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим все типы речи в русском языке, а также их характеристику. Итак, начнем.
Тип речи: повествование
Если человек рассказывает о каком-то событии, описывает ход его развития во времени и последовательные действия, из которых оно состоит, то безусловно, его высказывание подпадает под характеристику этого вида. Все в русском языке имеют ярко выражающие их признаки, и можно сказать, что одним из важнейших свойств повествования является то, что оно состоит из определенных частей. Всегда сперва такое высказывание включает завязку. В ней описывается начало определенного действия. Далее идет развитие ситуации, а после - кульминация. В этой части дается описание наиболее важного момента в развитии рассказываемого действия. Завершительным этапом в повествовании является развязка, или конец истории. В художественных произведениях зачастую указанные части располагаются не в привычной последовательности для большего эффекта. В связи с тем, что в повествовании действия описываются во временной последовательности, часто в высказываниях подобного типа используются и соответствующие слова (тогда, потом), а также глаголы в прошедшем времени.
Описание
Типы речи в русском языке непосредственно связаны с содержанием. И если смысл повествования заключается в том, чтобы поведать о каких-то имевших место событиях, то описание служит для раскрытия какого-либо явления через его признаки и особенности. Предмет, который характеризуют, может быть любым: от человека до места. Для подобного вида высказываний отличительной особенностью является то, что в нем используется множество прилагательных. Описание распространено во всех Наиболее часто оно применяется в научных и И если в первом случае преобладает сухое перечисление особенностей того или иного явления, то во второй ситуации используется множество сравнений, игра слов и другие изюминки русского языка.
Рассуждение
Этот тип речи используется для того, чтобы описывать причины каких-либо явлений или свойств. В зависимости от степени категоричности суждения такое высказывание может представлять собой объяснение, доказательство или просто размышление. Рассуждение также состоит из отдельных частей. Первая из них - тезис - определяет то, что требует доказывания. Это может быть какой-либо предмет или явление. Вторая часть состоит непосредственно из аргументов и доказательств. Завершает же рассуждение всегда вывод. Есть одна важная особенности такого высказывания. Всем известны цепной и параллельный типы связи в русском языке. В рассуждении, как правило, имеет место второй вид. Тезис представляет собой отправную точку рассуждения, а доказательства имеют непосредственную связь с ним.