Стивен холл. киасма, как центр феноменологической архитектуры

Модель художественной школы XXI века

12.08.14 13:30

Новый комплекс Школы искусств города Глазго вырос по соседству с построенным в 1909 году по проекту Чарльза Ренни Макинтоша зданием Glasgow School of Art (GSA). Это сооружение в стиле ар нуво в 2010 признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет. В минувшем мае оно практически полностью было уничтожено пожаром, но успело послужить эталоном и отправной точкой для авторов современного учебного корпуса - Стивена Холла и Криса Маквойя из бюро Steven Holl Architects.

Перед специалистами бюро стояла задача кардинально расширить полезные площади альма-матер шотландского дизайна, которые можно было бы оснастить самым современным оборудованием для обучения разным направлениям прикладного искусства. По заявлению авторов проекта, этой работой они представили модель художественной школы 21 века. Новое здание GSA (Seona Reid Building) теперь обладает комплектом всевозможных студий и художественных мастерских. Тут можно найти цех с современными и традиционными ткацкими машинами, типографию, использующую старинные полиграфические станки, столярные мастерские и студии художественной металлообработки, а также ателье модной одежды.

Фото Iwan Baan

Авторы не стали стилизовать новостройку под британский архитектурный шедевр, а сыграли на контрасте восприятия между безукоризненным образцом модерна начала 20-го века и лаконичным кубизмом современной архитектуры. Причем, новый учебный корпус занимает не только расчищенное под застройку место, но и частично накрывает существующее здание Assembly, где находится студенческий клуб. Последнее гармонично интегрировано в новую постройку. Таким образом, кирпичная кладка вековой давности удачно оттеняет легкость современных облицовочных материалов стен нового корпуса.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Общая площадь здания 11250 кв.м, верхняя отметка крыши 27,6 м, глубина нижнего подвального этажа 8,9 м. Чтобы достичь такой глубины в условиях плотной городской застройки, котлован для фундамента выполнялся по так называемой технологии «стена в грунте» с последующей установкой труб-распорок перпендикулярно продольной оси здания. Само здание выполнено в литом железобетоне. Его 5 разновысотных этажей находятся над «нулем», и два - в подвале.

Фото Iwan Baan

Основное внимание при сооружении нового здания было уделено проблемам освещения внутренних помещений. Три наклонные световые шахты-тюбинги пронзают здание на все семь рабочих этажей от крыши до подвальных помещений. Верхний их обрез застеклен, а оси шахт наклонены в сторону юга, позволяя максимально проникнуть в них солнечному свету. Причем, в стенах шахт выполнены окна для рассеянного проникновения света в объем здания. Таким образом, заглянув в окошко на уровне даже первого этажа можно увидеть кусочек шотландского неба. Попутно эти шахты частично выполняют и вентиляционные функции.

Фото Iwan Baan

Художественные студии, требующие для работы рассеянного освещения, авторы проекта расположили выходящими окнами на северный фасад здания. Однако для увеличения освещенности творческих мастерских, окна со стеклами установлены под углом около 70 градусов к горизонту. А искусственное освещение включается автоматически, по команде световых датчиков, индивидуально для каждой классной комнаты.

Фото Iwan Baan

Помещения, не предусматривающие повышенных требований по освещению (столовая, офисы и пр.), выходят своими окнами на южную сторону. Окна тут обычные, вертикальные. И вид из окон был до недавнего времени на старое здание GSA. Однако 24 мая этого года произошел серьезный пожар в этом здании Школы, и оно значительно пострадало. К слову, торжественное открытие нового здания состоялось всего за полтора месяца до этого события - 9 апреля 2014 года.

Фото Iwan Baan

Там же, на южном фасаде здания, предусмотрены открытые террасы с травяным покрытием, орошаемым дождевой водой собранной в специальных емкостях. Последние установлены таким образом, чтобы зеркало собираемой воды отражало солнечный свет в оконные проемы южного фасада. К слову, собираемая вода используется и в системе канализации.

Фото Iwan Baan

В новом здании Школы использовано много инженерных решений, направленных на экономию энергии. Ее ежегодный расход укладывается в 100 кВт х час на 1 кв.метр, что на 30% меньше требуемого на британских островах энергосберегающего норматива. Системы отопления и охлаждения объединены в единую сеть, регистры которой утоплены в массивы стен и полов. Все эти технологические достижения позволили присвоить зданию сертификат Excellent (Превосходный) в рамках национальной системы энергоэффективности BREEAM.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

stevenholl.com

Уроки китайской живописи

27.03.14 15:34

Кадры из новой съемки художественного музея Sifang в пригороде Нанкина, доказывают, что объект Стивена Холла и его коллег отлично выглядит в любое время суток.

Фото Sifang Art Museum

Строительство этого здания было завершено в 2013 году. Оно открывает собой «Международную выставку действующей архитектуры» - парк под Нанкином, который уже в недалеком будущем станет очередным китайским архитектурным чудом. В зеленой долине Жемчужного источника местные девелоперы рассчитывают возвести два десятка разнопрофильных сооружений по проектам лучших мастеров современности.

Фото Sifang Art Museum

Здание, придуманное командой Стивена Холла, состоит из двух галерей. Нижний Г- образный объем выстроен из текстурного черного бетона. Над ним, поднимаясь на устоях, почти невидимых с некоторых точек за периметром, парит светлая прямоугольная «труба» верхней галереи.

Фото Sifang Art Museum

«Труба» трижды поворачивает по часовой стрелке и выходит стеклянным торцом на виднеющийся вдали Нанкин. Внутренняя смотровая площадка с пейзажем, взятым в архитектурную раму, встречается во многих передовых арт-пространствах - от римского MAXXI Захи Хадид до филиала Центра Помпиду в Меце, сконструированного теперь уже притцкеровским лауреатом Шигеру Баном.

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

Глобальные тенденции музейного строительства Холл и его коллеги тонко соединили с локальной спецификой, духом места. Так, рифление бетонных стен напоминает о бамбуке, густо растущем в окрестностях. А в мощении двора использовалась плитка из старых дворов в центре Нанкина.

Фото Sifang Art Museum

Рассказывая о концепции проекта, авторы углубляются в особенности средневекой китайской живописи, которая предпочитает классической перспективе множественность точек зрения, многоплановость и многослойность. Так же и пространство музея, объясняют они, построено на динамичной смене планов и ракурсов.

Фото Sifang Art Museum

Молочная оболочка верхней галереи, пропускающая свет, напоминает об эффекте туманной дымки. Она графично контрастирует с темным нижним объемом. В то же время монохромное решение способствует концентрации на цветах и фактурах арт-объектов.

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

В нижнем объеме располагается традиционный музейный комплект: книжный магазин, кафе, в данном случае - чайная. Необычно, что здесь же находится и жилище куратора.

stevenholl.com

Небоскребы «в нарезку»

20.02.14 17:05

В китайском городе Чэнду сдан в эксплуатацию многофункциональный комплекс Sliced Porosity Block - одна из самых заметных работ Steven Holl Architects в Азии. На днях постройка была удостоена «золотого» сертификата рейтинговой системы оценки экоустойчивости LEED.

Комплекс Sliced Porosity Block - это пять высоток на двух подиумах, развернутых во фронт друг другу. Они образуют прямоугольную фигуру, в центре которой обустроено многоярусное общественное пространство. Прямо под гигантской конструкцией располагается шестиэтажный подземный торговый центр. В подиумах также обустроены магазины и офисы. Общая площадь комплекса составляет 278000 кв. м.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Форма башен с остекленными торцами довольно странная. В основании объемов лежат либо трапеции, либо неправильные многоугольники. Углы зданий косо срезаны словно ножом - поэтому в названии объекта и есть слово sliced, то есть «нарезанный ломтиками». Логика проектировщиков объясняется стремлением впустить солнечный свет в образованный пятью объемами «колодец». Наружный бетонный каркас высоток укреплен дополнительными диагональными балками, поскольку Чэнду находится в сейсмоопасной зоне. Высота регулярных оконных проемов - 1,8 м.

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl Architects

Трехъярусное общественное пространство площадью около 11 000 кв. м можно назвать уникальным. Здесь запроектированы водный парк, каскадный фонтан, зоны отдыха, связанные каменными лестницами и рампами. Дождевая вода, скапливающаяся в искусственных водоемах, используется для бытовых нужд обитателей комплекса (примерно 43% от всего объема потребляемой воды). Бассейны с частично остекленным дном являются световыми люками подземного торгового центра. Отопление и охлаждение комплекса осуществляется за счет 468 геотермальных скважин глубиной 90 м.

Фото Steven Holl Architects

Еще одна интересная особенность - три ниши в объемах башен. Это тоже общественные пространства, занятые павильонами. Павильон истории, отделанный деревом и металлом, спроектировал Стивен Холл. Световую инсталляцию под названием «Павильон цвета» создал еще один известный американский архитектор Леббеус Вудс. Третий объект посвящен национальным ремеслам и искусствам. Его автор китайский скульптор Хан Мейлинь.

Фото Steven Holl Architects

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Спортивный центр Campbell в Нью-Йорке: проект Steven Holl Architects

24.01.14 17:27

Постройка отражает большинство свойственных Стивену Холлу и его коллегам архитектурных приемов, главный из которых - разъятие основного объема с помощью прорезей и плоскостей остекления, и последующее его формальное соединение структурными элементами вроде крытых пассажей, лестниц и террас.

Фото Iwan Baan

Спортивный центр Campbell входит в структуру Бейкеровского атлетического комплекса, принадлежащего Колумбийскому университету. Спортгородок строили в середине 70-х годов прошлого века, а теперь пришло время его реновации. Здание центра расположено на севере Манхэттена, у самого входа на территорию комплекса, на углу Западной 218-й улицы и Бродвея.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Постройка из железобетона площадью 4500 кв. м включает спортивные залы, спа, офисы, зоны для общения и пансионат для временного проживания. В архитектуре центра отражены некоторые из творческих приемов Стивена Холла и его коллег, применяемых ими преимущественно при проектировании общественных зданий и объектов культурной сферы. Самый заметный ход - вознесение отдельных объемных элементов на опорах над землей подобно современным урбанистическим тотемам. Аналог можно обнаружить во многих работах Steven Holl Architects, например в проекте художественного музея в Нанкине .

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Следующая тема - разъятие единого объемного элемента как будто бы с целью продемонстрировать изящество его внутренней структуры. Архитекторы реализуют свой замысел при помощи стеклянных вставок и проемов в фасадах, как, к примеру, в случае с Музеем экологии в Тяньцзине , осуществляется вынос структурных элементов на фасад в качестве формальных скрепов, объединяющих отдельные блоки или платформы этажей. В качестве примера можно привести проект Центра Кнута Гамсуна в Норвегии .

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Таким образом стивен Холл и его коллеги спроектировали действительно узнаваемую и характерную постройку, украсив ее еще одним «фирменным знаком» - затейливой перфорацией на фасадах из алюминиевых панелей.

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

«Симфония модулей» в аранжировке Стивена Холла

15.06.12 13:20

В Сеуле построена вилла, выполняющая одновременно функции частной художественной галереи и жилого дома. Проект разработан нью-йоркской мастерской Steven Holl Architects.

Большая часть пространства в доме отведена галерее. Она занимает весь нижний этаж, а также часть помещений второго уровня, сформированного тремя отдельными павильонами. Один из них выполняет роль входной группы, в двух других помещаются жилые комнаты и небольшие экспозиционные залы, которые можно использовать для проведения различных мероприятий.

Фото Iwan Baan

Павильоны как будто всплывают из вод неглубокого бассейна, устроенного на кровле первого этажа - не для купания, но эстетического наслаждения ради. И созерцанием водной глади сквозь стеклянные стены павильонов визуальный эффект не ограничивается. Рябь на воде можно наблюдать еще и снизу - сквозь 55 световых фонарей, вживленных в пол бассейна.

Фото Iwan Baan

Одним из источников архитектурной композиции, по признанию автора, стали музыкальные эксперименты канадского композитора Иштвана Анхальта, в частности - произведение 1967 года «Симфония модулей». А пропорции сооружения рассчитаны согласно последовательности Фибоначчи (3, 5, 8, 13, 21, 34, 55).
Фасады радуют глаз гармонией контраста материалов и фактур - тяжелые красно-коричневые медные панели сочетаются с прозрачным стеклом и белым рифленым бетоном.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Контраст присутствует и в отделке жилых и общественных помещений. В приватных - обширно применено дерево. В галереях - белоснежные оштукатуренные стены и гранитный пол.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Стивен Холл продвигает искусство в массы

04.05.12 12:25

В конце апреля в Нью-Йорке бюро Steven Holl Architects представило концепцию Института современного искусства (ICA) при Виргинском общественном университете (VCU) в Ричмонде (США).

Более 30 моделей, эскизов и набросков помогли собравшимся понять основную идею авторов дизайна многопрофильного образовательного центра: искусство должно стать важнейшей частью общественной жизни. Вторая идея — универсальность. Институт современного искусства площадью более 3,5 тыс. кв.м — это и выставочное пространство, и лаборатория, и мастерская, и творческий инкубатор. Комплекс включает в себя театральный зал, учебные аудитории, конференц-зал на 247 мест, кафе, офис администрации, а также открытые площадки и сад скульптур.

Урбанистическая роль новой постройки заключается в организации связи между кампусом университета и прилегающими кварталами Ричмонда. Центральный элемент композиции комплекса — высокий остекленный объем, внутри которого находится так называемый форум, который сообщается с одной стороны с садом скульптур, а с другой — с пространством для перформансов. Из форума исходят многоуровневые галереи, помещенные внутрь прямоугольных, установленных друг на друга объемов. Блоки галерей образуют площадь, предназначенную для проведения мероприятий open air.

Снаружи здание будет облицовано панелями обработанного до глянца оцинкованного металла. Вероятно комплексу ICA присвоят платиновый экологический сертификат LEED. Уже известно, что для обогрева и кондиционирования используют геотермальные колодцы, а озелененные эксплуатируемые кровли будут поливать собранной дождевой водой.

Проект оценивается в 32 млн. долларов США. Окончание строительства здания ICA намечено на 2015 год.

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Чарльз Ренни Макинтош и Стивен Холл: диалог в Глазго

06.06.11 18:00

Городской совет Глазго утвердил проект нового здания Школы искусств, выполненный бюро Steven Holl Architects при участии шотландского JM Architects и Arup Engineering.

Новый корпус Школы искусств будет находиться прямо напротив старого, построенного в 1909 году Чарльзом Ренни Макинтошем (Charles Rennie Mackintosh), что, несомненно, накладывает на проектировщиков особую ответственность. Холл и его коллеги задумали сыграть на контрасте между двумя объектами и сделать так, чтобы каждый из них подчеркивал достоинства другого.

Творение Макинтоша отличается «геометрической» композицией, ортогональностью, четкой ритмикой фасадов с регулярными оконными проемами. Проект Стивена Холла предусматривает панорамное остекление и озеленение «ломаных» фасадов и части кровли, а также создание структурных ниш, усложняющих общее архитектурное решение. В то же время обе постройки небольшой этажности, они приземистые и имеют горизонтальный вектор пространственного развития. У Холла даже есть в полном смысле слова прозрачный намек на традиционную европейскую скатную кровлю.

Солнечный свет в очередной раз (вспомните здание факультета философии Нью-Йоркского университета) стал главным героем концепции Steven Holl Architects. Постройка пронизана вертикальными световыми колодцами, названными в описании проекта «световыми пустотами», благодаря которым осуществляется инсоляция помещений на разных этажах — и лекционного зала, расположенного под землей, и выставочного холла на первом этаже, и художественных студий, запланированных на верхних этажах. Кроме того, эти колодцы являются частью системы естественной вентиляции. Интерьер школы сформирован чередой ступенчатых рамп, связывающих основные зоны — фойе, выставочный зал, лекционный холл, учебные аудитории, студии, мастерские и озелененные внешние террасы. Планируется, что здание будет построено в течение 2 лет.

Официальный сайт архитектора: stevenholl.com

«Музей океана» - проект Стивена Холла в Биаррице

05.05.11 18:24

Стивен Холл спроектировал во французском Биаррице выставочный центр CITÉ DE L"OCÉAN ET DU SURF общей площадью 3 800 кв.м. Строительство здания завершилось совсем недавно.

Таким образом местные власти решили привлечь внимание людей к проблемам экологии Атлантического океана, а также подчеркнуть роль воды в нашей жизни. Программа предусматривала создание выставочной зоны, рекреационной площади, большого лекционного зала, ресторана, кафетерия и офисов. Остекленный объем музея напоминает гигантский валун, омываемый приливным валом. Вообще, в архитектуре комплекса формально обыгрывается пластика океанской волны. Исходя из авторской концепции, все зоны выставочного центра делятся на те, что находятся «под открытым небом» (музей, площадь) и те, что «скрыты под водой» (галерея, офисы). Изогнутый потолок создает в интерьере непередаваемую атмосферу могущества водной стихии. С помощью современных медиатехнологий его можно превратить в огромный проекционный экран.

Официальный сайт архитектора: stevenholl.com

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl architects

Конструктор Стивена Холла

04.05.11 16:28

Компания HORM, сотрудничающая с такими именитыми дизайнерами и архитекторами, как Карим Рашид, Тойо Ито, Марио Беллини и Альвару Сиза, выпустила новый продукт - табурет (либо столик) Hexagon, спроектированный мастером-универсалом Стивеном Холлом.

В основе этой модульной системы два элемента, которые можно использовать по отдельности. Если же таких табуретов много, то из них составляют бесконечные комбинации, отдаленно напоминающие модели кристаллических решеток. Впрочем, те, у кого в школе была по геометрии хотя бы четверка, наверняка заметят: Hexagon - усеченная пирамида с шестиугольным основанием. Табуреты-столики, годящиеся для использования как внутри дома, так и снаружи, производят из камня, дерева окоуме, белого либо черного лакированного металла.

В Нанкине открылся Художественный музей, построенный Стивеном Холлом

20.04.11 15:28

Музей является частью комплекса, созданного в рамках Современной международной практической архитектурной выставки.

Мастер-универсал Стивен Холл выступает то как великолепный урбанист (проект Linked Hybrid в Китае), то как художник, тонко чувствующий особенности ландшафта (проект Whitney Water Purification Facility в США). В этой работе, эстетически близкой его Центру Кнута Гамсуна (Норвегия), Холл продемонстрировал верность идеям модернизма.

Комплекс музея (его общая площадь почти 3 тыс.кв.м) включает главное здание с галереями, чайный домик, книгохранилище и резиденцию куратора. В архитектурном облике обыгрываются особенности традиционного китайского рисунка - игра с планами и композиционный параллелизм. Самый зрелищный элемент постройки - верхняя галерея, поднятая на пилонах для того, чтобы посетители могли насладиться панорамой Нанкина. Этот объем, загибаясь под прямым углом, образует графически четкую геометрическую фигуру, контрастирующую с массой черного бетона, из которого сделан нижний ярус музея.

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Фото Steven Holl architects

"Я – это вы, разумеется. Мы – одна и та же мертвая неличность".

В своё время Курт Гёдель доказал «теоремы о неполноте», согласно которым всякая система математических аксиом, начиная с определенного уровня сложности, либо внутренне противоречива, либо неполна. Иными словами, в достаточно сложных системах всегда найдется хотя бы одно высказывание ни истинность, ни ложность которого не может быть доказана средствами этой самой системы.

"Тяжело, когда люди становятся одержимы своими ошибками. Я не мог тебе позволить уйти отсюда и погубить себя в погоне за иллюзией".

«Дневники голодной акулы» - яркий представитель постмодернизма, метапрозы и эргодического письма. Это такой роман-луковица, где каждый слой несет свою смысловую нагрузку, заставляя делать разные выводы, иногда противоречащие друг другу, заставляет домысливать, додумывать, придумывать и тонуть в словах и их концепциях. Но посмотри на него издали – это всё тот же единый овощ. О чем эта книга? О любви? О потере? О поисках утраченного? О способах выжить, когда кажется, что выжить нельзя? О концепции всего вышеперечисленного? Может, о словах и языке? О рыбах, в конце концов? Наверное, обо всем сразу и чуть-чуть большем.

На самом деле он больше не был человеческим существом – только его идеей. Концепцией, обернутой в плоть и подпитываемой химикалиями.
- Концепция, обернутая в плоть и подпитываемая химическими реагентами, - сказал я. – Для меня это звучит как «человеческое существо
- Нет. Это далеко не всё.

Действительно, что такое человек? Плоть и химия или сознание наполненное концепциями мира, жизни, идеями и мыслями? Способен ли человек только силой своей мысли менять мир вокруг и превращать концепцию воды в реальный океан, способный утащить на дно и родить концептуальных акул, способных пожрать этот самый разум, воспоминания и ту саму личность, что делает человека человеком? Стивен Холл верит, что именно так всё и есть.

"Глаза были на месте: белки, радужные оболочки, зрачки, на самый смысл, способность к общению, пониманию, фундаментальное свойство человеческого глаза – зеркало души, - все это пропало. С его лица на меня взирали две черные концептуальные впадины, в которых плавали крошечные креветки мыслей и червячки желаний".

Главный герой – Эрик – потерял себя. В попытках найти и вспомнить всё, он попадает в странный мир, где есть внепространство, и где на него охотится хищная акула. Чтобы спастись от нее надо постоянно создавать петли из слов, мыслей и звуков. Еще у него есть рыжий кот. Который просто кот и кажется случайно каплей от кетчупа на странице романа.

Любовная линия, обернутая таким именно образом и именно в такие слова, лично для меня немного потерялась и была утомительна. К финалу Вавилонская башня так тщательно выстраиваемая автором развалилась окончательно, явив перед нами то, что на самом деле так долго искал герой книги – прощение.

Отдельно хочу сказать о русской версии книги, Во-первых, очень много потерялось при переводе названия. В оригинале оно звучит как «The raw shark texts», и в нем такой огромный намек на знаменитые тесты Роршаха. Во-вторых, обложка. Русское издание с совершенно бессмысленной и уродской картинкой белой акулы на фоне стеклянных офисных зданий. Если оригинальная обложка и название в полной мере отражает содержание, то здесь…ноу комментс, как говорится. А жаль.

Книгу советовала бы исключительно любителям постмодернизма и абсурда в литературе. Остальным будет скучно и мучительно.

1947 1969 1976

1998

В 1990

Стивен Холл родился в 3 сентября 1947 году в Бремертоне, штат Вашингтон. В 1969 году закончил Вашингтонский университет, затем учился в Риме и в лондонской Школе Архитектурной ассоциации. В 1976 году основал в Нью-Йорке студию Steven Holl Architects, насчитывающую сейчас около 35 сотрудников.

Стивен Холл признан одним из самых выдающихся архитекторов Америки за способность смешивать в своем творчестве пространство и свет с большой контекстной чувствительностью, создавать концептуальный дизайн, используя уникальные особенности каждого проекта. Он специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую особенной, индивидуальной культурной и исторической важностью.

Стивен Холл создал проекты в области культурной, гражданской, учебной и жилой архитектуры как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Музей современного искусства «Киасма» (от греческого «chiasm» - Х-образная фигура) в Хельсинки, Финляндия, построенный в 1998 году, по всеобщему мнению, является его шедевром.

Среди других известных работ - офисный центр Sarphatistraat в Амстердаме и часовня Св. Игнатиуса в Сиэтле, штат Вашингтон. На счету студии Steven Holl Architects такие проекты, как центр Higgins Hall (часть Школы архитектуры Института Пратта; Бруклин, Нью-Йорк); отель и курорт Loisium (Лангенлуа, Австрия); Школа искусств и истории искусства Университета Айовы; швейцарское посольство в Вашингтоне; расширение и реконструкция Музея искусств Нельсона Аткинса (Канзас-Сити, штат Миссури).

Недавно архитекторы Стивена Холла выиграли два международных тендера на проектирование Города Прибоя и Океана в Биаррице (Франция); и морского курорта Sail Hybrid в городе Кнокке-Хейст (Бельгия).

Стивен Холл был удостоен самых престижных архитектурных наград и премий.

В 1990 году американская Академия искусств и литературы вручила Стивену Холлу премию Арнольда В. Бруннера «за достижения в архитектуре как искусстве».

В 1997 году американский Институт архитекторов в Нью-Йорке наградил его своей Почетной медалью.

В 1998 году Холлу была вручена премия Крайслера за инновации в дизайне, и в том же году он получил престижную медаль Алвара Аалто.

В 2001 году Франция удостоила его Большой Золотой медали как лучшего архитектора Академии архитектуры; в том же году журнал Time объявил его «Лучшим архитектором Америки» за «постройки, равно радующие глаз и душу».

В 2002 году Национальный музей дизайна Купера Хюитта, подразделение Смитсоновского института, вручил ему свою престижную Национальную премию дизайна в архитектуре.

В 2003 году его выбрали Почетным членом Королевского института британских архитекторов (FRIBA).

Стивен Холл - профессор в Школе архитектуры и планирования Колумбийского университета (Нью-Йорк). Он читает лекции, участвует в выставках, издал многочисленные труды, включая «Anchoring» и «Parallax».

Стивен Холл - член американского Национального Совета управлений по архитектурной регистрации (NCARB), американского Института Архитекторов, американской Ассоциации музеев, Почетного совета при Музее американского искусства Уитни и Международного почетного комитета (библиотека Vilpuri при Фонде Алвара Аалто).

Биография – Стивен Холл

Стивен Холл родился в 1947 году, окончил Университет штата Вашингтон и Архитектурную ассоциацию в Лондоне. В 1976 году основал бюро Steven Holl Architects. В июле 2001 года журнал Time присвоил Холлу титул «Лучший архитектор США» за «здания, которые настолько же духовны, насколько красивы». Его работы отмечены многими престижными наградами, среди которых многочисленные премии AIA (Американского института архитекторов), медаль (1998), Золотая медаль Французской Академии архитектуры (2001), Cooper Hewitt National Design Award (2002). С 1981 года Стивен Холл преподает в Колумбийском университете. Он автор многих книг и эссе по архитектуре, среди которых Questions of Perception: Phenomenology of Architecture (1994), Parallax (2000), Idea and Phenomena (2001).

Феменология Стивена Холла

В 2001 году журнал Time назвал Стивена Холла лучшим из ныне здравствующих американских архитекторов. Такое определение ко многому обязывает, и, к чести мастера, каждый новый его проект вызывает все больший интерес. Среди наиболее известных и уже хрестоматийных работ 57-летнего Холла – частный дом у океана на Мартас-Вайнь- ярд, Часовня святого Игнатия в Сиэтле, Музей современного искусства «Киазма» в Хельсинки и жилой комплекс в Фукуоке. Образы монументальных фасадов и контрастирующих с ними биоморфных интерьеров общежития «Симмонс Холл» в Массачусетском технологическом институте месяцами не сходили с обложек архитектурных журналов. Новое здание породило множество дискуссий о сочетании эстетики и функциональности в зодчестве.

Нашему интервью в нью-йоркском офисе Холла предшествовала его поездка в Россию, где он побывал впервые. С особой гордостью архитектор продемонстрировал фотокарточку красного квадрата – заваленного снегом надгробного камня на могиле Казимира Малевича.

Каковы ваши впечатления от Москвы?
Я пробыл в Москве немногим больше недели. Меня поразили и многослойная история этого великого города, и его противоречия. Например, очень впечатлило ваше метро. Однако я был не менее потрясен нерешительностью российских архитекторов. После посещения Китая, где я занимаюсь несколькими крупными проектами, мне показалось, что Москва пребывает в спячке.

Какая страна сегодня наиболее интересна с точки зрения архитектуры?
Стивен Холл: Архитектура – очень условная деятельность, и намного больше зависит от заказчика, а не места. В 1991 году я имел удовольствие работать над жилым комплексом в Фукуоке в Японии. Нас понимали с полуслова и во всем следовали нашим предложениям. Спустя несколько лет мы опять работали в этой стране, и это была настоящая пытка, потому что заказчик не разделял наших интересов. В конце концов мы победили, получился отличный проект. После 30 лет практики я все больше убеждаюсь в том, что самое главное в архитектуре – это встретить хорошего заказчика, а все остальное, включая бюджет, уже менее значимо.


И все же самые неожиданные и смелые проекты строятся сегодня в Китае. Расскажите о ваших проектах в этой стране.
С.Х.: Я работаю над музеем в Нандзине для Международной архитектурной выставки, координатором которой выступает Арата Исодзаки. Для строительства 25 объектов он пригласил . А в Пекине нам заказали проект жилого комплекса на 800 квартир из восьми 22-этажных башен, соединенных мостами на уровне 20-го этажа. Это будет практически парящий квартал со своей инфраструктурой.

Вы построили множество крупных жилых комплексов и культурных центров. Вам по-прежнему интересны небольшие частные дома?
С.Х.: Конечно, я занимаюсь четырьмя подобными постройками – это «Плоский дом» в Финиксе, «Жилище коллекционера гвоздей» в графстве Эссекс (Нью-Йорк), «Дом-турбулентность» в Нью-Мексико и «Дом, написанный светом» на Лонг-Айленде. Я наслаждаюсь процессом реализации проекта и нахожу в нем истинную поэтичность. Масштабность – это не главное. Частный дом можно создать в очень короткий срок – от
него получаешь удовольствие, словно от удачного четверостишия.

Некоторые архитекторы не решаются строить частные жилища не только для других, но и для себя. К примеру, Питер Айзенман считает, что вряд ли кто-нибудь захочет жить в спроектированном им доме, и заказал дизайн квартиры своему студенту. также нанял друга для разработки интерьера своей новой манхэттенской квартиры. Его объяснение таково: «Вы же не требуете от парикмахера стричь себя самого!»
С.Х.: Я придерживаюсь другой позиции. Я живу в доме, в той маленькой черной морщинистой коробочке (Холл указывает на крошечный картонный макет на подоконнике). Это мое загородное жилище в полутора часах езды к северу от Нью-Йорка.
Я спроектировал и построил его в 2001 году и до сих пор его очень люблю. Я верю в феноменологию архитектуры, в ее восприятие всеми нашими чувствами, поэтому все в доме сделал своими руками. Интеллектуального измерения, идей и теорий, недостаточно. Мне нравится создавать маленькие сооружения, которые чувственно интенсивны. Поэтому я продолжаю проектировать частные дома, хотя это и не приносит прибыли. Но ведь это доставляет невероятное удовольствие и дает возможность для экспериментов.

Вы употребили непонятное многим слово «феноменология». Вашу архитектуру именно
так часто и называют – феноменологической. Объясните, что вы вкладываете в это понятие.
С.Х.: Такая архитектура учитывает движение человека в пространстве и его восприятие света, цвета, геометрии, запаха, звука, поверхности и материала. Эти феномены очень ценны в архитектуре, и, скажем, кинематограф никогда не отберет это у нее. Архитектура – единственное искусство, постичь которое можно только исследовав его феноменологическое измерение.

К примеру, если посетите мой музей «Киазма» и поднимитесь по протяженному пандусу, пронизывающему анфиладу галерей и ведущему к главному залу на самом верху, то испытаете особые ощущения. Однако фотографии этого пространства вам ничего не расскажут – измерение личного восприятия человека и есть одна из ипостасей моей профессии. В 1994 году я написал эссе «Вопросы восприятия: феноменология архитектуры». В нем одиннадцать глав и столько же разновидностей феноменов.

К примеру, сейчас я разговариваю с вами и одновременно смотрю в окно на Гудзон. По реке проходит небольшое судно, в небо поднимается вертолет. Важно, что в нашем разговоре присутствует эта действительность. Ведь мы не находимся в темном закрытом помещении. Таким образом, сочетание всех этих элементов конкретизирует данную ситуацию в пространстве. Архитекторы должны учитывать все связанные с проектом измерения, а не придумывать что-то обособленное и абстрактное на белом листе бумаги, сидя в своем офисе.

Почему вы решили посвятить себя архитектуре?
С.Х.: Сколько я себя помню, мне всегда хотелось что-то мастерить. Мой отец и брат были скульпторами, и вместе мы построили множество маленьких конструкций во дворе нашего дома в Брементоне, штат Вашингтон. Это великое счастье – мастерить, строить, рисовать и мечтать.

Кто же привел вас в профессию?
С.Х.: Никто. Когда пришло время поступать в университет, я заявил: «Выбираю архитектуру». Возможно, самое большое влияние на меня оказал Рим, куда я отправился учиться в 1970 году – с тех пор и остался верным своей профессии. В 1974 году, в 25 лет, я получил лицензию архитектора. Но у меня не было заказчиков и тогда пришлось вернуться к учебе. Я поступил в Архитектурную ассоциацию в Лондоне. В те годы ею руководил Алвин Боярский, а была студенткой в классе Рема Колхаса.

Ваши проекты всегда основаны на какой-то концепции. Почему вы считаете важным присутствие теории и философии в архитектуре?
С.Х.: Трагедия нашего времени – в их недостатке. Архитектура нуждается в них, ведь это искусство, создаваемое на века.

Ваш коллега Бернар Чуми полагает, что фор мы в архитектуре больше не важны, а глав ное – это идеи и концепции. Вы согласны?
С.Х.: В 1989 году в своей книге «Идея и феномен» я написал, что идея – это сила, движущая дизайн. Но действительно важная составляющая архитектуры – феноменологический опыт восприятия пространства, текстуры и света. Все эти вещи пересекаются. Поэтому неправильно заявлять, будто форма не важна.

Архитектура – это звено между идеей и формой?
С.Х.: Это звено между идеями, философией, светом, пространством, нашими надеждами и материальностью мира. Она включает в себя все. Люди чувствуют, сколько энергии и времени тратится на создание проекта. Я построил небольшой винный центр в Австрии, использовав очень простые идеи. Он слегка наклонен в одну сторону, на его бетонных и металлических фасадах – редкие прорези, а внутри поверхности покрыты пробковыми панелями. Представьте себе, более десяти тысяч посетителей устремляются туда ежемесячно. Это место настолько популярно, что заказчик пригласил меня построить рядом отель, чтобы удовлетворить возросшее количество приезжих. В этом случае мне удалось осуществить проект, энергию которого чувствуют многие.

Какие здания вы бы рекомендовали посетить?
С.Х.: Мне кажется, монастырь Ле Корбюзье возле Леона, так как он олицетворяет множество идей этого великого архитектора. Это действующий монастырь, и вы можете остановиться там на ночлег. Пожалуй, это самое сильное впечатление от соприкосновения с современной архитектурой, которое я сам не раз испытывал. Еще , опять же Ле Корбюзье, и офисное здание компании «Джонсон Вакс» в Висконсине по проекту .

Расскажите, как вы придумываете концепции проектов.
С.Х.: Это очень просто. Я начинаю искать образы и слова, которые мне легче всего выразить акварелями. Я могу показать, как зарождалась любая из моих работ, так как пишу акварели одного и того же размера уже больше 20 лет. Все они хранятся здесь (Стивен Холл указывает на вереницу полок, заставленных аккуратно надписанными картонными коробками). Иногда я исследую несколько совершенно разных направлений, иногда нахожу решение с первой попытки, а бывает, что и после шести месяцев напряженного поиска мне не удается найти ключ к разгадке.

Один критик сравнил вашу архитектуру с «увеличительным стеклом, которое позволяет сфокусировать наши чувства на фундаментальных элементах»
С.Х.: Мне нравится это сравнение. К примеру, Институт Солка в Ла Хойе в Калифорнии, спроектированный Луисом Канном, также хорошо иллюстрирует это высказывание. В нем видно пространственное взаимодействие основных элементов и сочетание целого с окружающим ландшафтом.

Ваш Музей современного искусства в Хельсинки называется греческим словом «хиазма», что означает «расположение чего- либо в виде греческой буквы X». Почему вы решили исследовать тему перекрестия в своем проекте и почему назвали его по-гречески?
С.Х.: Это был концептуальный проект. Наша идея заключалась в исследовании скрещивания между урбанистической тканью и пейзажем, контуром арки нашего здания и аркой траектории движения Солнца. По условиям конкурса должно было быть кодовое название. Я предложил английское –Intertwining («Перекрестие»), но потом изменил на греческое Chiasma из текста французского философа Мориса Мерло-Понти The Intertwining, The Chiasma. Когда мы выиграли конкурс, представители музея захотели сохранить наше кодовое имя в названии музея, но в финском языке сочетания букв ch не существует. Тогда они заменили ch на «к». Теперь музей называется «Киазма», а его адрес – Хельсинки, площадь Киазма, №1.

В вашем проекте нового Всемирного торгового центра, сделанном совместно с Ричардом Майером, Питером Айзенманом и Чарльзом Гуотми, вы попытались создать новый тип здания в поистине грандиозном масштабе. Вы считаете, что будущее за горизонтальными небоскребами?
С.Х.: Я работаю над этой идеей много лет, к примеру, исследовал ее в конкурсном проекте для Американской мемориальной библиотеки в Берлине. Мне важно экспериментировать с возможностями городов XXI века, в которых динамичные урбанистические пространства существовали бы не только на поверхности, но и над ней.

Эль Лисицкий экспериментировал с горизонтальными небоскребами еще в 20-е годы прошлого века.
С.Х.: Безусловно, идеи Лисицкого, а также Марка Стема серьезно повлияли на мои проекты.

Правда ли, что концепция дизайна «Симмонс Холла» в Массачусетском технологическом институте, по словам одного из критиков, базируется на структуре обычной мочалки для купания?
С.Х.: Конечно же, нет – нашей концепцией была пористость. Вместо обычных стен мы хотели создать ощущение открытости. Простейшая метафора – это морская губка. Она прорежена множеством отверстий, которые развиваются вглубь в разных направлениях. Однако кое-кто воспринял эту идею слишком буквально и написал, будто я придумал концепцию, оказавшись в душевой с мочалкой в руке. Знаете, мы, архитекторы, живем под страхом выходок журналистов.

Повлиял ли на дизайн вашего здания знаменитый «Марсельский дом» Ле Корбюзье?
С.Х.: К его влиянию можно отнести только колористику фасадов. У нас же цвета не просто составляют яркую мозаику, а демонстрируют структурную энергию здания. Разные части фасадов окрашены разными цветами, в зависимости от того, какую нагрузку они несут.

О каком проекте вы мечтаете сегодня?
С.Х.: Мой проект-мечта – это Хай-лайн (Холл указывает на заброшенную эстакаду грузовой
железнодорожной ветки, проходящую прямо под окнами офиса). Я работаю над тем, какой могла бы быть эта часть Нью-Йорка уже более 20 лет. Однажды Хай-лайн превратится в парковую полосу, грациозно парящую над городом. Это место будет доступно всем, и с него откроется совершенно неожиданная перспектива.


Американский архитектор Стивен Холл специализируется на гармоничном внедрении своих проектов в уже существующую окружающую среду, стремясь не нарушить ее уникальность и неповторимость. Имя одного из самых значимых зодчих современности должно быть знакомо каждому, кто связан с архитектурой. А тем, кто еще не знаком с его творчеством, будет весьма любопытно прочитать наш обзор 16 потрясающих проектов американского архитектора Стивена Холла, которые должен увидеть каждый ценитель современной архитектуры.





Здание художественного музея Бельвью, построенное в 2011 году, располагается в самом сердце американского города Сиэтл. Вся структура этого трехэтажного комплекса образована с помощью трех материалов - стекла, алюминия и текстурированного бетона. Главной задачей для Холла на стадии проектирования стало соблюдение принципа максимальной открытости и освещенности музея. Архитектор решил ее с помощью своего излюбленного принципа "пористости".





Расположенный среди южных тропиков Китая Центр Ванке считается первым в мире "горизонтальным небоскребом". Построенный в 2009 году комплекс представляет собой замысловатую структуру из башен, буквально лежащих на боку. На территории Центра расположены офисы различных компаний, отель и выставочный комплекс. Центр Ванке считается одним из самых значимых экологичных сооружений в истории человечества - при его строительстве были использованы в основном натуральные материалы, в частности, бамбук, а на крышах установлены солнечные панели, вырабатывающие примерно 15 % электричества в офисах.





Современный «корпус Блока» в старом здании музея искусств Нельсона-Эткинса в американском Канзас-Сити был построен в 2007 году. Главной задачей архитектора было согласование нового корпуса с уже существующим основным зданием музея, которое было построено в 1930-х гг.. «Корпус Блока» состоит из пяти полупрозрачных асимметричных форм - «линз», которые практически полностью утоплены в землю. В первой «линзе» расположены главный вестибюль, администрация, магазины и медиатека. Со второй «линзы» начинается ряд выставочных пространств, оснащенных системой световых колодцев.





Новое здание школы искусств и истории искусств Университета Айовы было возведено на территории студенческого городка в 2006 году. Оно расположено недалеко от заросших зеленью известняковых скал, посреди плакучих ив. Архитектурный замысел Стивена Холла заключался в системе взаимосвязи внутренних зон с размытыми границами. Современная постройка из стекла и стали находится в общей струкутре кампуса и образует вокруг себя новые рекреационные зоны и связи с ландшафтом. В состав современного здания входят несколько аудиторий, мастерских, помещений администрации, большая столовая и выставочный зал.





Здание спортивного центра Кэмпбелла Колумбийского университета было построено в северной части Манхэттена в 2013 году. Этот потрясающий спортивный объект включает в себя спортзал, офисные помещения, конференц-залы и учебный центр. Любопытно, что идею своего проекта Стивен Холл описал как «точки на земле, а линии в пространстве»: под точками подразумеваются сваи, а линии – это внешние зигзагообразные лестницы.





«Турбулентный дом» Стивена Холла - это жилой дом, построенный в небольшом американском городке Эбикью в 2010 году. Самым оригинальным в этом проекте можно считать фасад из алюминиевых листов самой разной конфигурации, подчеркивающих обтекаемую форму остова здания. Архитектор предпочел ее классической прямоугольной структуре из-за необходимости качественной циркуляции воздушных потоков. Этот проект выполнен в лучших традициях деконструктивизма - остов здания, его внешняя оболочка и наиболее значимые элементы конструкции были детально смоделированы на компьютере.





Строительство невероятного сооружения Музея океана и воды во французском городе-курорте Биаррице завершилось в 2011 году. Соавтором Холла в этом проекте выступила его супруга Соланж Фабиан. Здание условно делится на две части - эксплуатируемую кровлю с бутиками и кафе над водой и сам музей с галереями и выставочными пространствами под водой. Музей пользуется огромной популярностью у многочисленных туристов Биаррица.

8. Корпус Рейд школы искусств в Глазго, Шотландия

Корпус Рейд Школы искусств в Глазго, Шотландия: ночной кадр



Корпус Рейд Школы искусств в Глазго: интерьер помещения


Корпус Рейд школы искусств, построенный в 2014 году в столице Шотландии - один из последних реализованных проектов Стивена Холла. При проектировании этого здания он использовал необычную систему «световых пустот», выступающих одновременно в качестве световых колодцев, узлов вертикальной коммуникации и основного элемента естественной вентиляции. Основным принципом проекта послужило сближение и коммуникация студентов всех специальностей. Этому процессу служит единая сеть из вестибюлей, выставочных залов, лекционных аудиторий, а также художественных студий и мастерских.





Комплекс художественной галереи «Тэян» был построен в Сеуле в 2011 году. Сооружение состоит из помещений галереи, на крыше которых расположены три павильона и небольшой водоем, образующий необходимый уровень освещенности помещений внизу с помощью специальных проемов. Любопытно, что обшитые снаружи медными листами стены павильона внутри покрыты деревом. За небольшой период своего существования галерея "Тэян" стала одним из самых знаковых объектов города Сеул.





Студенческое общежитие «Симмонс Холл» было построено в Бостоне в 2002 году. Это оригинальное здание образовано тремя крупными кубическими блоками, прорезанными небольшими отверстиями, что придает фасадам эффект пористости и особенный измельченный ритм. В состав этого уникального объекта входят непосредственно жилые помещения для студентов, а также общие пространства - конференц-залы, рестораны, кафе и игровые клубы. "Симмонс Холл" являет собой пример того, как должно выглядеть общежитие XXI века.





Музей современного искусства «Киасма» был построен в столице Финляндии в 1998 году. Основным архитектурным элементом в этом здании стал, как ни странно, свет - Холл был буквально пленен невероятным по своей красоте и чистоте дневным светом Хельсинки. Именно свет в значительной степени повлиял на выбор поверхностей и формы этого здания - музей проектировался с учетом того, под каким углом и насколько долго свет будет проникать и оставаться в его интерьерах. Любопытно, что в основе этого проекта лежит дзен-буддийская философия покоя и самопознания.





Художественный музей, открывшийся в китайском Нанкине в 2011 году, является частью музейного комплекса, включающего в себя главный корпус с галереями, чайный домик, хранилище книг и небольшую резиденцию куратора. Безусловно, самым оригинальным фрагментом нанкинского музея можно назвать верхнюю галерею, приподнятую на пилонах для того, чтобы посетители смогли насладиться не только выставленными экспонатами, но и красивейшей панорамой Нанкина. Этот объем, изогнутый под прямым углом, образует визуально четкую геометрию, контрастирующую с объемом из черного бетона - нижним ярусом музея.





Многофункциональный комплекс «Гибрид» в Пекине был удостоен почетной премии как лучшее высотное здание 2009 года. "Гибрид" состоит из 8 высоких корпусов, связанных между собой в единую замкнутую систему с помощью 8 "небесных мостов", в которых расположены: крупный плавательный бассейн и фитнес-центр, кафе, выставочные галереи, небольшой кинозал и ночной клуб. Услугами этих объектов могут воспользоваться исключительно жильцы комплекса. Противопоставленный рядовой застройке Пекина, "Гибрид" продолжил неотъемлемую для всех работ Стивена Холла тему «пористости» - открытости вовне и взаимосвязи с окружающими ландшафтом и застройкой.





Роскошный многофункциональный комплекс Sliced Porosity Block, построенный в китайском городе Чэнду в 2013 году, состоит из 5 башен, по периметру окружающих огромную городскую площадь. Под землей расположен гигантский шестиуровневый торговый центр, а в самих башнях находятся апартаменты разного класса, офисы и гостиничная часть. Столь необычные формы комплекса продиктованы не только художественной составляющей, но и местными нормативами - такая структура позволяет минимально затенять все прилегающие к комплексу территории. Торцы башен полностью остеклены, а на основные фасады вынесена несущая конструкция: основной бетонный каркас с диагональными распорами на случай вероятного землетрясения. Сегодня многие называют Sliced Porosity Block образцом многофункционального комплекса будущего.





«Планар-хаус», построенный в американском штате Аризона в 2005 году - это своего рода художественный павильон, где хранятся и выставляются ценнейшие экспонаты современного искусства - дизайнерские работы и видео-инсталляции Брюса Наумана, Роберта Римана, Джеффа Кунса и Джэнниса Куннелиса. «Планар-хаус» - это прямоугольное в плане сооружение с бетонными стенами, плоской крышей и максимально открытым интерьером, обеспечивающим выставочное пространство необходимым уровнем естественного освещения.





Строительство нового центрального корпуса «Хиггинс-холла» в нью-йоркском институте Пратта было завершено в 2005 году. Этот необычный объект Стивена Холла представляет собой светлое, максимально открытое здание, контрастирующее с окружающими его старыми кирпичными корпусами. В стенах "Хиггинс-холла" расположены вестибюль, выставочная галерея, террасы и рекреационные пространства, небольшой центр исследований и мастерские. Оригинальной затеей архитектора стало использование пандуса в качестве одного из основных структурных элементов, так как полы двух боковых зданий находятся на разном уровне.

Личность Стивена Холла многогранна, а его талант не ограничивается архитектурной деятельностью - американец неоднократно проявлял себя в качестве талантливого дизайнера мебели. Подтверждением этому факту послужит наша статья . Имя Стивена Холла стоит в одном ряду с другими гениальными архитекторами-деконструктивистами, о творчестве которых мы уже рассказывали в материалах: , и .