Стадии развития действия. Сюжет в литературе - это что? Развитие и элементы сюжета в литературе

Одно из течений в неоромантизме к.19-н. 20 веков. В центре внимания литературы «действия» активно действующий герой. Активность героя реализуется прежде всего в поступке, имеющем ощутимо действенный, культурно-исторический характер. Поступок героя есть ничто иное как «опредмечивание» его воли (см.: «Воля») в плоть национально-исторического бытия. Герой как бы устанавливает в результате проявления своей воли некий новый Закон и благодаря этому приобретает статус культурного героя в национальном предании. Весьма значим тот факт, что герой подобного типа не является героем мыслящим, героем-интеллектуалом, сверхчеловеческая активность которого сосредоточена в аналитических способностях, в мысли (Шерлок Холмс у К. Дойла, пастор Браун у Г. К. Честертона и другие персонажи т.н. аналитических жанров в неоромантизме), напротив, очень часто подчеркивается неспособность героя к сложным мыслительным операциям (герой «казарменных» баллад Р. Киплинга Томми Аткинс или капитан Мак-Вир из повести Д. Конрада «Тайфун»). Невысокий интеллект героев, а и иногда и отсутствие такового не является отрицательной характеристикой персонажа литературы «действия», напротив, эта ограниченность помогает герою сконцентрироваться на определенной цели и убедительно достичь ее. Мысль, умение рассуждать, отдаваться потоку умозрительно-логических операций выглядели бы как препятствия, мешающие герою, тормозящие процесс волевой активности персонажа. До недавнего времени принято было увязывать литературу «действия» с т. н. «империалистической» идеологией (в качестве примера часто фигурировало творчество «идеолога колонизации» Р. Киплинга), что, разумеется, не выдерживает критики: Джозеф Конрад, который подобно Р. Киплингу и Г. Р. Хаггарду, отдает дань этой литературе, не может быть назван «идеологом английской колонизации» и «певцом империализма» из-за своих демократических пристрастий. Лит-ра: Ю. И. Кагарлицкий. Редьярд Киплинг.// Редьярд Киплинг. Рассказы. Стихи. Сказки. – М., 1989.

Предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе - это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же - основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе - это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула - это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, - время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический - ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе - это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным - причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе - это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане - наиболее статичная часть. Ее задача - представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же - пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни - вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть - это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера - она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система - каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

ДЕЙСТВИЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ, термин имеет несколько значений.

1. В сценическом искусстве – важнейшее средство выражения актерского мастерства. Фактически является средством воплощения сценического образа, роли. Включает в себя сложный комплекс как физических (пластика, мимика, речь, жестикуляция и т.д.), так и психологических процессов (переживание, восприятие, оценка и т.д.).

Понятие сценического действия легло в основу «cистемы Станиславского» – теории и метода актерского искусства, разработанные К.С.Станиславским . В частности, К.С.Станиславским введены понятия «действенный анализ пьесы» (анализ психофизических действий каждого персонажа); «сквозное действие» (логическая цепь, непрерывное действие роли), «сверхзадача» (цель, к которой ведет весь комплекс актерского действия).

Актер на сцене вне действия невозможен, – вне зависимости от жанра, стилистики или творческого метода сценической работы. Именно действие является основополагающей видовой особенностью актерского творчества. Оно выносит в зрительный ряд характер персонажа, логику и процесс его развития, конфликтные взаимоотношения и т.д. – т.е., все, что составляет существо сценического произведения.

В зависимости от вида сценического искусства, меняется соотношение физических и психологических действий в работе актера. Скажем, в балетном или оперном спектакле наибольшее значение приобретают техника танца или вокала. Однако и в этом случае без наполнения образа психологическим действием роль остается формальной, из произведения искусства превращается к техническое упражнение.

2. В драматургии действие рассматривается как развитие событий, здесь термин тесно связан с понятиями «сюжет» и «фабула». В соответствии с этим возможна классификация действия по параметрам внешнего и внутреннего. Совокупность фактических событий, приводящих к изменениям в сложившейся ситуации, появление новых персонажей и новых обстоятельств – т.е., все то, что относится к фабуле пьесы, – относится к внешнему действию. Особенно часто действие по внешней линии развивается в водевилях, детективах, комедиях положений. Если же в драматургическом произведении за простыми или обыденными ситуациями встают серьезные проблемы, если изменения происходят не столько в ситуативном положении героев, сколько в их психологии, характерах и мировоззрении, – что входит в понятие сюжета пьесы, действие можно отнести к внутреннему. Ярчайший пример внутреннего действия представляют собой пьесы А.П.Чехова , где за обыденной жизнью встают грандиозные трагикомические проблемы персонажей. Тем не менее, деление на внешнее и внутреннее действия достаточно условно; это – две стороны одной медали, и они не могут существовать изолированно. Так, скажем, в пьесах Шекспира крайне динамичный событийный ряд приводит к не менее динамичному изменению и развитию характеров действующих лиц.

3. Как в драматургии, так и в ее сценическом воплощении термин «действие» зачастую употребляется в качестве синонима термина «акт», обозначающего законченную часть пьесы или спектакля, как правило, отделенную от других антрактом .

Татьяна Шабалина

Значение РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ в Словаре литературоведческих терминов

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РАЗВИТИЕ в Словаре Аналитической психологии:
    (Development; Psychogenese) — психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение …
  • РАЗВИТИЕ в Новейшем философском словаре:
    характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. …
  • ДЕЙСТВИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - один из видов фактов юридических, представляют собой такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. д. подразделяются …
  • ДЕЙСТВИЯ в Большом юридическом словаре:
    - один из видов фактов юридических, представляют собой такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Д. подразделяются …
  • РАЗВИТИЕ
    ЭКОНОМИКИ - абсолютное и огноситель-ное изменение макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны во времени в течение продолжительного периода. Используемые для …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    ТЕХНИЧЕСКИЕ - см ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    СЛЕДСТВЕННЫЕ - см СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    РАЗВРАТНЫЕ - см РАЗВРАТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОМЕРНЫЕ - см ПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    НОТАРИАЛЬНЫЕ - см НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    НЕПРАВОМЕРНЫЕ - см НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ - см. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    КОНКЛЮДЕНТНЫЕ - см КОНКЛЮ -ДЕНТНЫЕ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    ВАЛЮТНЫЕ - см ВАЛЮТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    В ОТНОШЕНИИ ЖЕРТВ ВОЙНЫ ЗАПРЕЩЕННЫЕ - см. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕРТВ ВОЙНЫ …
  • ДЕЙСТВИЯ в Словаре экономических терминов:
    - такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. Д. подразделяются на правомерные и неправомерные (правонарушения) …
  • РАЗВИТИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития: …
  • РАЗВИТИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • РАЗВИТИЕ в Энциклопедическом словарике:
    направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. …
  • РАЗВИТИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. развить2, -ся2. 2. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход …
  • РАЗВИТИЕ
    РАЗВ́ИТИЕ (биол.), процесс тесно взаимосвязанных количеств. (рост) и качеств. (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивид. Р., …
  • РАЗВИТИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАЗВ́ИТИЕ, эволюция, направленное изменение к.-л. органического целого (биол., социального, культурно-ист.), в процесс к-рого развёртываются его внутр. возможности. Протекает во времени …
  • ДЕЙСТВИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕЙСТВИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗАКОН (третий закон механики Ньютона), см. Ньютона законы …
  • РАЗВИТИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (филос.) ? см. …
  • РАЗВИТИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    разви"тие, разви"тия, разви"тия, разви"тий, разви"тию, разви"тиям, разви"тие, разви"тия, разви"тием, разви"тиями, разви"тии, …
  • РАЗВИТИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, только ед. , с. 1) Постепенное улучшение, усиление, укрепление путем тренировки. Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие способностей. Из всех …
  • РАЗВИТИЕ
    1. Syn: прогресс, усовершенствование, эволюция, рост 2. Syn: вырабатывание, выковывание (редк., обр., усил.), формирование (кн.), воспитание 3. Syn: развитость, …
  • ДЕЙСТВИЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • РАЗВИТИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: прогресс, усовершенствование, эволюция, рост 2. Syn: вырабатывание, выковывание (редк. , обр. , усил.), формирование (кн. …
  • ДЕЙСТВИЯ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • РАЗВИТИЕ
    Syn: прогресс, усовершенствование, эволюция, рост Syn: вырабатывание, выковывание (редк.)обр. усил.), формирование (кн.), воспитание Syn: развитость, …
  • ДЕЙСТВИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • РАЗВИТИЕ
    ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: развить, развиться. 2) Состояние по знач. глаг.: развиться. 3) Процесс закономерного изменения, перехода …
  • ДЕЙСТВИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. 1) Военные операции. 2) Поведение, поступки …
  • РАЗВИТИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    разв`итие, …
  • РАЗВИТИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    развитие, …
  • РАЗВИТИЕ в Орфографическом словаре:
    разв`итие, …
  • РАЗВИТИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= развить 2, -ся 2 развитие степень сознательности, просвещенности, культурности Высокое умственное р. развитие процесс закономерного изменения, перехода из одного …
  • РАЗВИТИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или …
  • РАЗВИТИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. развить-развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по глаг. развиться-развиваться. Развитие промышленности. …
  • РАЗВИТИЕ
    развитие ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: развить, развиться. 2) Состояние по знач. глаг.: развиться. 3) Процесс закономерного изменения, …
  • ДЕЙСТВИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    действия мн. 1) Военные операции. 2) Поведение, поступки …
  • РАЗВИТИЕ
    ср. 1. процесс действия по гл. развить, развиться 2. состояние по гл. развиться 3. Процесс закономерного изменения, перехода из одного …
  • ДЕЙСТВИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • РАЗВИТИЕ
    ср. 1. процесс действия по гл. развивать II, развить II, развиваться II 1., 2., 3., 4. 2. Результат такого действия; …
  • ДЕЙСТВИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. 1. Военные операции. 2. Поведение, поступки …
  • ХАБЕРМАС в Словаре постмодернизма.
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …

Самостоятельный художественный образ. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. Историзм. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. Психологизм. Историзм в художественном произведении. Психологизм не покинул литературу. Историзм литературы. Дискуссия развернулась в 1840-е гг. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. А. Горнфельд «Символисты». Теория литературы.

«Литература» - Акмеисты или адамисты. Романтизм. Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.. Преклонение перед началом эгоистическим. Предания, бывальщины, былички, легенды. Фантастика означает особый характер художественных произведений. Символизм. Теория литературы. Модернизм. Классицизм. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Особое место в поэтике. Жанры фольклора. Реализм, это - верность жизни, это - такая манера творчества.

«Теория литературы в школе» - Биографический автор. Сюжет. Композиция. Идея художественного произведения. Эпические жанры. Пространство. Баллада. Художественное время. Содержание и форма литературного произведения. Драматические жанры. Теория литературы. Футуризм. Лирические жанры. Драма. Сентиментализм. Тема художественного произведения. Реализм. Стадии развити действия в художественном произведениия. Жанры фольклора. Символизм.

«Основы теории литературы» - Временный признак. Вечный образ. Вечные темы. Исторические лица. Персонажи. Пример противопоставления. Речевая характеристика героя. Теория литературы. Фабула. Эмоциональное содержание художественного произведения. Пушкин. Вечные темы в художественной литературе. Два способа создания речевых характеристик. Монолог. Пафос. Содержание произведения. Развитие фабулы. Пафос состоит из разновидностей. Сказ.

«Вопросы по теории литературы» - Средство, помогающее описать героя. Эпилог. События в произведении. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Описание природы. Символ. Описание внешности персонажа. Гротеск. Пламя таланта. Выразительная подробность. Способ отображения внутреннего состояния. Экспозиция. Термин. Эпические произведения. Интерьер. Род литературы. Перифраз. Внутренний монолог. Аллегория. Сюжет.

«Теория литературы» - Элементы содержания. Функции. Лирика. Ремарка. Психологизм. Проблема. Притча. Средство. Название художественного приема. Драма. Лирический герой. Портрет. Задания. Поэма. Сюжет. Комедия. Рассказ. Символ. Судьба народа. Художественный прием. Завязка. Роман. Эпиграмма. Литературные роды. Гротеск. Гимн. Тема и идея. Трагическое. Конфликт. Лирическое отступление. Фабула. Сочетание строк. Стиль. Подготовка к ЕГЭ по литературе.