Составление рассказа зимние забавы по сюжетной картине. Развитие речи: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения

Конспект НОД по речевому развитию на зимнюю тему в подготовительной группе ДОУ

Пусенкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 27, г. Мурманска.
Программые задачи:
1. Продолжать обучать детей составлению рассказа по картине с использованием опорных символов;
2. Учить детей использовать в речи сложносочинённые предложения с союзом «а»;
3. Активизировать словарь признаков по лексической теме «Зима»;
4. Развивать у детей ассоциативное мышление, зрительное восприятие, внимание.
Картина "Зимние забавы", для описательного рассказа.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Снеговик – Почтовик». Он принес нам картину от Деда Мороза. Эта картина называется «Зима». Но в картине есть ошибки, Дедушка Мороз просит нас, ее переделать и рассказать, что бывает осенью, а что бывает зимой.
Осенью идёт дождь, а зимой идёт снег.
Осенью листья на деревьях краснеют и желтеют, а зимой деревья стоят голые и на них лежит снег.
Осенью земля покрыта опавшими листьями, а зимой на земле лежит снег.
Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимой для зимующих птиц люди делают кормушки.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием Деда Мороза. Вот теперь эту картину действительно можно назвать – «Зима».
Воспитатель: Дед Мороз просил Снеговика узнать: любят ли дети зиму и какие они знают красивые зимние слова. Вот в сумке Снеговика три конверта, откроем и посмотрим что же в первом конверте. Здесь написано какое – то слово, прочитайте его. (Дети читают слово – зима). Ещё в конверте лежат картинки, посмотрите на них и скажите, как красиво, ласково можно назвать зиму? (волшебница, красавица, чародейка).
Воспитатель: Давайте, скорее, прочитаем слово из второго конверта (слово-снег). Посмотрите на картинки и скажите, какой бывает снег? («сахар» - белый, «шапка» - пушистый, «мороженое» - холодный, «подушка» - мягкий). Молодцы! С этим задание вы справились, открываем третий конверт, что здесь написано? (погода). Посмотрите внимательно на картинки и расскажите, какая погода бывает зимой? (ветреная, снежная, морозная, ясная).
Молодцы, я думаю, Деду Морозу понравилось бы как вы выполнили задание. А теперь скажите, вы любите зиму? За что вы её любите? Что вы любите делать зимой? Дети отвечают полным предложением (Я люблю зимой кататься на лыжах….)
Наверное, вы устали, давайте с вами немного отдохнем, покажем и расскажем Снеговику, как мы греемся на улице зимой, когда замёрзнем.
Физминутка «Мы с тобой снежки лепили»
Отдохнули, а теперь расскажем Снеговику - Почтовику, как дети умеют развлекаться на улице зимой. А Снеговик передаст это Дедушке Морозу. У нас и картина такая есть, называется она «Зимние развлечения». Послушайте внимательно мой рассказ.
Наступила волшебница-зима. Погода стояла ясная, морозная. Детки тепло оделись и вышли на улицу гулять. Оля, Катя и Миша начали катать из снега комки, чтобы слепить большого снеговика. Вдали мальчишки играли в снежки, они лепили их и бросали друг в друга. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Все любят зиму, а особенно дети. Именно в это замечательное время можно от души повеселиться.
Воспитатель: Какое время года наступило?
-Как вы догадались, что наступила зима?
- Какая погода стояла в этот зимний день?
- Как оделись дети, и куда они пошли?
- Что делали Оля, Катя и Миша?
- Расскажите, как они лепили снеговика?
- Во что играли мальчики вдали?
- Расскажите, как они играли?
- Чем занимались другие дети?
- Как вы думаете, дети рады зиме?
- Как вы считаете, что дети будут делать, когда придут домой после прогулки?
Молодцы! В нашем рассказе будут три части. В начале надо рассказать какое было время года и какая была погода. Потом вы будите рассказывать, куда пошли дети и что они делали на улице. И в конце нужно рассказать что делали дети, когда вернулись домой.
Составление рассказа детьми по частям, опираясь на мнемокартинки.
Оценка рассказов детей.

Обучение рассказыванию по картинам.

Консультация для воспитателей.

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1459333810.pptx (Обучение рассказыванию по картинам)

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Виды обучения рассказыванию как метод формирования связной речи:

  • Рассказ по демонстрируемым действиям.
  • Занятия по пересказу.
  • Рассказ-описание предмета.
  • Рассказывание по картинам.
  • Рассказывание с элементами творчества.
  • Рассказы из личного опыта.

Обучение рассказыванию по картинам - это самый сложный вид рассказывания.

Описание картин - умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете картины (первый план, задний план), умение задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинке, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картине и пр.

В целях формирования связной речи детей дошкольного возраста рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом :

Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения» и др.) Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.

Составление небольших по объёму рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины («Ледоход», «Река замёрзла», «Мост через реку» и др. из тематических серий картин О.И. Соловьёвой, В.А. Езикеевой и т.д.).

Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжета действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова («Зонтик», «Гриб», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), иллюстративный материал В.В. Гербовой.

Обучение рассказыванию по одной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и др.

Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов:

Подготовка детей к восприятию содержания картины.

Картина должна быть хорошо видна всем детям

Воспитатель должен дать законченную инструкцию для её рассмотрения: «Рассмотрите (посмотрите) внимательно эту картину. Мы сейчас будем отвечать на вопросы (описывать её, составлять рассказ, подбирать название и пр.). Нередко инструкция ограничивается двумя словами «Посмотрите на картину…» Такое задание психологически неверно. Оно не побуждает к речевому высказыванию, зачем смотреть просто так?

Дать время на рассмотрение картины (1-2 минуты).

Выяснить, что увидел ребёнок («Коля, что ты увидел на картинке?). Направить внимание детей серией наводящих вопросов на те детали, которые они упустили:

Посмотрите, кто изображён в центре картины? Какого цвета у него глаза? Какое у него настроение? Как ты думаешь, кто изображён на заднем плане?

Интересным и очень стимулирующим речевое высказывание является задание «Подбери (придумай) название к картинке, чтобы оно отражало:

Красоту внешнего вида;

Характер героя;

Состояние погоды, природы.

Обязателен разбор предметного содержания, в процессе которого уточняются значения слов, вводятся новые слова и словосочетания.

Необходимо включать упражнения на усвоение и закрепление языкового материала.

Игровые упражнения для активизации психических процессов.

Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: « Кто больше увидит?» (ребёнок называет изображённые на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.); «Кто лучше запомнил?» (ребёнок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины); «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом); приём обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением и др.

В процессе формирования умения рассказывать по картинам желательно включать вопросы, развивающие воображение детей типа:

Как ты думаешь, чем пахнет воздух?

Изобрази силу ветра.

Представь, что это ты изображён на картине, что ты чувствуешь?

Покажи, как быстро пробежала лиса.

Обучение детей составлению рассказа.

Составление рассказов детьми.

Анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приёмы:

Образец рассказа педагога по картине или её части

Наводящие вопросы

Предваряющий план рассказа

Составление рассказа по фрагментам картины

Коллективное сочинение рассказа детьми

При проведении занятий по развитию связной речи необходимо учитывать следующие методические принципы:

Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к пересказу);

Постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно слабых), но только на уровне фразовых ответов;

Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

Определённая последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются более сильные дети.

Приёмы работы с сюжетными картинками.

Детям раздают картинки в любой последовательности (из одной серии). Воспитатель составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.

Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

С большим удовольствием дети распутывают канву из двух сказок. Они должны последовательно разложить картинки двух сказок и вспомнить их названия. («Репка», «Колобок»).

После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.

Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиями.

Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

Все картинки перемешиваются, и каждому ребёнку даётся 2-3 из них. Дети рассматривают картинки и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.

План

Введение

1. Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней

2. Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы обучения

3. Составить конспект занятия по теме

Заключение

Список литературы


Введение

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Цель контрольной работы – рассмотреть теоретические и практические основы обучения детей рассказыванию по картине.


1 . Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней

Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося действия. Широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.

Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.

Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Занятия по картине имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.


2. Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы обучения

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.

Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

Фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

Описание картины как раскрытие заданной темы;

Развернутое описание конкретного объекта;

Словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

Фантастическое преобразование содержания;

Рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

· самостоятельного анализа ситуации или объекта;

· развития децентрации (умения менять точку отсчета);

· развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

· выделение значимых объектов картины;

· рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

· определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

· объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности. В основном это вызвано ошибками, которые допускают воспитатели в методике проведения таких занятий. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к малышам с одними и теми же словами: «Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.

Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета Таня. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.

Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».) В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий - он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников - рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.

3. Составить конспект занятия по теме

Тема «Составление рассказов по картине „Кошка с котятами“.

Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

· Острые коготки, мягкие подушки;

· Шёрстка пушистая, длинные усы;

· Мурлычет, лакает молоко;

· Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

· Хорошо видит в темноте, песни поёт;

· У неё хороший слух, ходит неслышно;

· Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: „Что умеют делать кошки?“

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

· Кто изображён на картине? Где происходит действие?

· Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

· Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия воспитатель предлагает разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Итог занятия.


Заключение

При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.

Главная сложность организации и проведения работы с картиной как с целостной системой с детьми 4-7 лет заключается в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.


Список литературы

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983.

3. Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

4. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс.… канд. пед. наук. - М., 1999.

5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.

6. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979.

8. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.

9. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1. Младшая и средняя группы. – М.: Школьная Пресса, 2004.

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1981.

11. Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста//Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

Татьяна Афонина
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

Программные задачи :

1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине .

2. Закреплять умение, подробно и логически последовательно, излагать содержание картины . Самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине .

3. Упражнять в составлении предложений со словами синонимического ряда (слова быстро, мигом, лихо, пулей, как ветер, стремительно, во весь дух и т. д.) и включении данных слов в связное высказывание.

4. Обогащать словарь детей словами определениями, сравнительными оборотами.

5. Упражнять в согласовании существительных в роде (муж., ср., ж.) .

6. Формировать навыки совместной учебной деятельности.

Словарь : сущ.: детвора, санки, лыжи, коньки, крепость, развлечения , забавы , снежки, настроение, горки, шапки, шубы, валенки, каток.

Прилаг.: снежная,суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная, пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, искристый, рассыпчатый , хрустящий, серебристый, мокрый, веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое.

Глаголы : кататься, лепить, строить, спущусь, съеду, скачусь, съеду, мчусь, скользить, веселятся, смеются, хохочут, разрумянились.

Наречия : быстро, стремительно, лихо, во весь дух, стремглав, стрелой, в один миг, тотчас, вдалеке.

Материал : картины «Мартовский день» , «Саша и снеговик» , «Зимой на прогулке» , «Зимние забавы » , фланелеграф, плоскостные «снежки» , саночки плоскостные, заготовка книги, бумага, маркер.

Предварительная работа; беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях , подбор определений, подбор синонимов к слову.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Воспитатель :

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках покатила.

Короткая беседа по вопросам :

Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков)

Воспитатель : Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.

Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем :

ЗИМА какая? (Снежная,Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная)

СНЕГ какой (Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый)

НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое)

Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

Воспитатель : А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатится с горы.

Я с горы спущусь во весь дух- а ты…

(Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)

Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.

Воспитатель : Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие :

Мчусь, как ветер, на санях

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке. (Саша Черный)

Воспитатель : Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.

(В-ль обращает внимание детей на картины : «Мартовский день» , «Саша и снеговик» , «Зимой на прогулке» , «Зимние забавы » )

Мне очень нравится одна из картин , а какая, вы попробуйте догадаться.

Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь .

Слушайте : Морозный день,Радостное настроение, Зимние забавы ,Дети упали с санок.

Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались

Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину . Демонстрирую картину «Зимние развлечения » .

Какое время года изображено на картине ?

Обратите внимание на природу, какой день, погода?

Кого мы видим на картине ?

Как еще можно назвать их?

Как одеты дети?

Куда пришли дети?

Что изображено на переднем плане картины ?

Что делают дети?

Какое у детей настроение?

Как вы думаете, а почему они смеются?

А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?

Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?

Если подойти ближе, что можно услышать?

Что изображено на заднем плане, вдалеке?

Что делают дети?

Как бы вы назвали картину ?

Д/и «Закончи предложение» .

Однажды, зимним днем , когда стояла хорошая морозная погода (ребята пришли на горку.)

Дети оделись тепло : зимние шапки , шубы, валенки) .

Морозный воздух и игры разрумянили (ребятам щеки) .

На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но (на пути произошло веселое происшествие) .

Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, (но на половине пути перевернулись прямо в снег) . Им весело, они смеются и машут друзьям.

А вдалеке, на катке, (мальчишки, скользят по льду на коньках) .

У всех собравшихся ребят веселые лица у них (хорошее, радостное настроение) .

Они любят зиму (за чудесные развлечения ) .

Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине .

Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте :

В начале, рассказать о том , какой был день…

В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…

В конце рассказа скажите , какое у ребят было настроение, почему вы так решили…

Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ . Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ . Заслушиваются 2-3 рассказа .

Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы . Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.

Публикации по теме:

Составление рассказа по сюжетной картине «Лето красное пришло» Цели: активизация и актуализация словаря по теме; совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине; развитие связной речи,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

Занятие по речевому развитию «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг» Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: 1. Познавательное развитие Учить детей логично, последовательно составлять.

Конспект НОД рассматривание и составление рассказа по сюжетной картине «Семья» РАССМАТРИВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «СЕМЬЯ» Средняя группа. Цель: Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной.

Конспект НОД в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима» Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зима». Цели и задачи: Образовательные: Работа над связной речью. Развитие внимания. Развивающие:.

Граханова Мария Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение "Рыжики"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: конспект
Тема: Составление рассказа по картине "Зимние развлечения"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по картине»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; развивать связную речь; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, составление предложений, составление рассказов, пальчиковая гимнастика. Наглядные –рассматривание картины “Зимние развлечения”. Практические – разгадывание кроссворда. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову зима – снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание картины «Зимние развлечения». Знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и решение кроссвордов. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: опорные картины о зиме, кроссворд, маркер, картина “Зимние развлечения”, снежки-муляжи. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приготовила вам кроссворд, вы хотите его разгадать? Тогда внимательно слушайте загадки, которые я вам буду загадывать, а ответы мы будем записывать в пустые клетки. - Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок) Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры - Помчались с горы. (Санки) Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик) Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке - мы бежим. (Коньки) Думал, что мел, Потому что был бел. А в руки взял – А он водою стал. (Снег). 1
Воспитатель: Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (о зиме). Но мы не случайно будем говорить сегодня об этом времени года, на самом деле сейчас какое время года (поздняя осень)? А какой сегодня день, какое число? (18 ноября) кто знает, что это за день? (18 ноября – день рождения деда мороза). Я предлагаю нашей группе подготовить подарок для Деда Мороза, но это будет не игрушка, не открытка, а необычные ваши рассказы о зимних развлечениях. Мы запишем ваши рассказы на диктофон, и отправим деду морозу электронное письмо с аудиозаписью рассказов. А чтобы наши рассказы получились интересными и неповторяющимися, давайте вспомним Чем покрыта земля зимой? Какие бывают ветра? Что происходит зимой на реке? Какие стоят деревья? А что бывает только зимой? Чтобы бывает зимой (опорные картинки) Воспитатель: Мы говорили с вами про катание на санках зимой, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях,

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое употребляется в разном значении. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется. Шапка – это головной убор. - Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем? Шапка из снега на деревьях. Когда я была маленькой я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится (прикрепляем снежки из ваты на доску). Начинаем: Зима какая? (снежная, суровая, морозная, красивая, веселая, нарядная, холодная, вьюжная). 2
Снег какой? (пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый). Настроение какое? (веселое, радостное, праздничное, новогоднее, шаловливое, хорошее, прекрасное). Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у вас получилась.
Физкультминутка
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу) Он превратится в снежный ком И станет ком снеговиком. (кругообразные движения руками) Его улыбка так светла Два глаза, шляпа, нос, метла. (дети показывают улыбку, глаза) Но солнце припечет слегка - Увы, ... и нет снеговика. (дети присаживаются на корточки) Беседа по картине. При составлении рассказа учитывайте: -Какое время года здесь изображено? - Зачем пришли дети на горку, и что там происходило? -Чем занимались дети? -В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили. - Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они). Рассказы детей по картине. Педагог записывает рассказы на диктофон. Итог занятия. Рефлексия. Что мы сегодня делали? Как Вы думаете, какие чувства возникнут у Деда Мороза, слушая наши рассказы? Какое у него будет настроение? P.S. После занятия мы с детьми вместе прослушали все записанные рассказы. И я сказала им, что отправлю по электронной почте Деду Морозу. Сама же записала ответное письмо от Деда Мороза, отметив, каждого ребенка группы. Радости детей не было предела! 3
Какая погода зимой, если на улице: Снег – снежная Холод – холодная Мороз – морозная Ветер – ветряная Солнце – солнечная Назовем ласково Снег – снежок мороз – морозец ветер – ветерок Лед – ледок зима – зимушка метель – метелица Санки – саночки холод – холодок дерево – деревце Звезда – звездочка солнце – солнышко день – денек Ночь – ночка 4
Вариант 1. Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода, ребята пришли на горку. Хотя горка была не высокая, здесь всегда собирается много детворы. Дети оделись тепло: в зимние шапки, шубы, валенки. Морозный воздух и игры разрумянили ребятам щеки. Самый отчаянный лыжник скинул с себя пальто, ему стало жарко от быстрой езды. На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но на пути произошло веселое происшествие. Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, но на половине пути перевернулись прямо в снег. Им весело, они смеются и машут друзьям. Дети на верху терпеливо ждут своей очереди и хохочут над случившимся. А вдалеке, на катке, мальчишки, словно настоящие спортсмены стремительно скользят по льду на коньках. У всех собравшихся ребят веселые лица у них хорошее, радостное настроение. Они любят зиму за чудесные развлечения. Вариант 2. Наступил выходной день. На улице стояла морозная зимняя погода, выпало много снега. Снег лежал шапками на крышах домов и ветвях деревьев. Дети оделись тепло: надели зимние шапки, шубы и валенки, взяли санки и лыжи и отправились на горку. Хотя горка была не высокая, здесь всегда собиралось много ребят. Дети затеяли веселую игру: быстро скатывались с горы и взбегали вверх. Но вот на спуске с горы произошло забавное происшествие. Два мальчика перевернулись с санок прямо в сугроб. Им весело, они смеются и кричат своим товарищам, чтобы те подождали, пока ребята поднимутся. Дети на горе ждут с нетерпением. Всем хочется во весь дух скатиться с горки. От морозного воздуха и игры у ребят разрумянились щеки. Им весело. Чудесное время года зима. Вариант 3. Наступила зима. Она укутала землю белым пушистым снегом. Толстым льдом сковала водоемы… нарядила деревья До самых корней в тяжелые снежные шубы, нахлобучила белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Укутала так, чтобы не было им холодно. Только ребятишкам Мороз Красный нос ни почем. Посмотрите как им весело. Те, кто поменьше взяли санки и лыжи, и пошли на горку, а кто постарше – коньки, и на каток. Нарушает тишину зимней природы веселый, задорный детский смех. На картине художник изобразил веселые радостные лица детей. Они смеются, хохочут, улыбаются, радуются чудесному зимнему дню. Двое мальчиков упали в сугроб, но им не больно, пушистый снег, как пуховая перина принял их в свои объятия. Как прекрасна русская зима! 5