Сочинение на тему Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П


Пьеса Чехова «Вишневый сад» поражает читателя метафоричностью и глубиной ее персонажей, она, несомненно, многогранна, неоднозначна, но не менее удивительна и художественная нагрузка, возложенная на пейзаж. Фоном, на котором развиваются события пьесы, служит вишневый сад. Образ его настолько значим, осязаем и неповторим, что складывается ощущение, будто «вишневый сад» не просто еще одно действующее лицо, а главный персонаж пьесы. Но судьба этого «персонажа» трагична: имение вместе с садом должно быть продано за долги, а сад – «обитель воспоминаний» его владельцев – конечно, будет уничтожен.

Бесспорно, каждый из героев пьесы воспринимает сад по-своему, и автор раскры¬вает характер каждого персонажа через отношение к нему. Так, для Гаева и Раневской гибель вишневого сада становится настоящей трагедией, ведь с этим имением, с этим садом связана вся их жизнь. Здесь и юность, и воспоминания героев; здесь все, что они когда-то любили. Вишневый сад - это тихое семейное гнездо, островок домашнего покоя и уюта, с которым герои прочно связали все самое светлое, доброе и родное, что согревает душу человека. Но сад - не только кладезь воспоминаний. Это мечты, переживания, стремления и надежды персонажей пьесы, которые словно остались здесь.

Им казалось, что само время не властно над вишневым садом, что он навсегда останется таким же – полным воспоминаний о счастливых годах, бесконечно родным и уютным. Сад Раневская и Гаев отождествляют с собственным беззаботным прошлым, когда мир был таким, каким они привыкли его видеть, а жизнь оставалась спокойной, размеренной и привычной.

Конечно, Раневская и Гаев, как никто другой, дорожат вишневым садом, но не делают ничего для его спасения. Они словно не слышат предложений Лопахина, они пассивны, инертны, ведь не привыкли решать проблемы, смело смотреть в будущее, действовать. Герои могут лишь говорить, но эти разговоры так ни к чему и не приводят. Аня, Петя Трофимов и Лопахин не считают, что за «жизнь» вишневого сада во¬обще следует бороться, именно поэтому в «смерти» его так или иначе виноваты все герои.

Таким образом, читатель понимает, что причиной гибели сада является, с одной стороны, бездействие одних, а с другой – беспечность и безразличие других персонажей. Но нужно ли спасать вишневый сад? С самого начала понятно, что в образе гибнущего сада Чехов выводит дворянскую Россию, показывает, как старый уклад жизни меняется под натиском нового поколения молодых, энергичных, деятельных людей.

Бесспорно, общество так или иначе подчиняется велению истории, и каждому человеку приходиться считаться с прогрессом больше, нежели с собственными чувствами и желаниями. Прежние законы жизни сменяются новыми, на место одних людей приходят другие. Прошлое неминуемо уходит, уступая место настоящему, именно поэтому спасать вишневый сад уже не имеет смысла - наступает новая эпоха, стремительно вытесняя старые порядки. Время уносит все, а потому героям нужно пьесы продолжать жить дальше, беспокоясь о будущем и настоящем, учиться жить в новом мире, где, как оказалось, не место людям инертным и нерешительным. Раневская и Гаев остались зациклены на прошлом, воплотившемся в имении, в вишневом саде, погубив настоящее и будущее. Они так и не смогли встать рядом с людьми «нового времени», ведь привыкли жить согласно законам своей эпохи, умея лишь говорить о будущем, мечтать о нем, а не реализовывать планы, смело смотреть вперед и стремиться к счастью.

Вишневый сад – символ минувшего; эпохи, что вскоре канет в Лету во имя прогресса, во имя движения вперед, а потому, как все прошедшее, он должен остаться лишь воспоминанием, позволив героям двигаться дальше, навстречу будущему.

Обновлено: 2017-04-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Пьеса «Вишневый сад» - последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.
Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный" конфликт пьесы - это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия - социально-романтическая. «Вся Россия - наш сад» - так устами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле Которого вырубается вишневый сад.
Любовь Андреевна Раневская - это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тургенева «Отцы и дети», которым пытается приспособиться к новому своему положению и делает попытки перестроить хозяйство в своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания.
Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, что скорее всего она просто боится думать о настоящем, уходя в какие - то малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни, то ее брат Гаев - это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это важная деталь в обрисовке его характера.
Чехов в дневнике писал: «Вся Россия - страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят...». Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». Гаев завершает галерею «лишних людей» в русской классической литературе. Гаев, произносящий длинные речи, - это всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина. Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя» по определению Пети Трофимова. Лопахин - явная противоположность владельцам вишневого сада.
Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина..Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду».

ьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду". Лопахин - потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен». Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива - это абсолютно несовместимые понятия.
Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.
Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина. Трофимов говорит: «Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, - это тоже значит размахивать руками».
Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад.
Вишневый сад - это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды. Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь.
Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой.
Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год.
Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия - наш сад».
Чехов былглубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар.

Пьеса Чехова «Вишневый сад» — психологический взгляд автора на переломный момент в России XIX века. Тогда на смену изжившему себя дворянству приходят люди с другими приоритетами, с иным видением мира. Новые владельцы капиталов не находят пользы в том, что было дорого помещикам, и нещадно истребляют это. Главным символом страны становится вишневый сад, олицетворяющий Россию барскую, обломовскую, праздную. В таком виде она обречена на гибель. По ходу действия назревает вопрос: кто же виноват в падении дворянства?

Несомненно, Раневская и ее брат Гаев любят свой родной дом и считают необходимым чтить и хранить семейные традиции взрастившего их поколения. Тем не менее, по их же вине поместье уходит на погашение долгов. Но никаких действий по спасению родового гнезда герои не предпринимают. Любовь Андреевна по своему обыкновению пускает все по течению. Она не приспособлена к жизни, привыкла к ненужным финансовым тратам, поэтому не в силах что-либо изменить. Она не может выйти из своей зоны комфорта, даже во имя вишневого сада.

Гаев — мечтатель и идеалист, который поплатился за свои принципы. Он увлечен нереальными планами, которые якобы могут спасти вишневый сад, а на самом деле ничего эффективного не осуществил. Он, так же как и его сестра, не способен к самостоятельности, и у него недостаточно силы воли и ловкости, чтобы сберечь свой родной дом.

Молодые Аня и Петя Трофимов намного проще относятся к продаже вишневого сада, для них это не конец, а начало нового пути, они полны сил и восторженных планов. Аня весьма холодно относится к главной ценности матери, для нее она является олицетворением запылившегося и закостенелого мира. Кроме того, девушка уверена в том, что дворянство в долгу перед простыми людьми и ему необходимо искупить собственную вину. Трофимов открыто осуждает интеллигенцию, которая, по его мнению, ничем не занимается, не стремится совершенствоваться и трудиться. Судьба сада также не заботит Петю, его мысли заняты более широкими идеями, которые пойдут на благо человечества.

Лопахин - персонаж, олицетворяющий собой мещанство, пришедшее на замену дворянства. Он подсказывает Любови Андреевне самый рациональный способ спасения вишневого сада - сдавать его в аренду, но при этом необходимо было уничтожить все деревья. У купца этот сад не вызывает никаких сентиментальных эмоций, это не его память и традиции, он не считает, что за жизнь вишневых деревьев стоит бороться.

Таким образом, ни один из героев пьесы даже не попытался уберечь поместье от уничтожения. Поэтому можно сказать, что в какой-то степени каждый из персонажей виновен в гибели сада. Этим примером Антон Павлович показывает, что нельзя ничего изменить, не прилагая к этому усилий. Кроме того, с исторической точки зрения дворянская Россия была обречена, так что в ее гибели повинно время, разрушающее старое ради зарождения нового.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор задумывал пьесу как легкую веселую комедию, но при прочитывании данного произведения читателя посещает скорее состояние грусти и печали, а не беззаботного веселья. Пьеса наводит на размышления о судьбе России, о ее историческом прошлом и будущем, об отношениях между людьми и их отношении к своей стране, своему дому.Герои пьесы олицетворяют собой разных представителей страны, оказавшихся в переломном историческом моменте. Это и обнаглевший дармоед Яша, который презирает «эту страну», готовый уехать куда угодно, лишь бы ничего не делать, а только пускать пыль в глаза, и бестолковый и безалаберный, но готовый всегда услужить Епиходов… И разорившаяся Любовь Андреевна Раневская, всем сердцем любящая свое имение, свой сад, свою беззаботную жизнь, но которая так и не может отказаться от прошлого и боится взглянуть настоящему и будущему в глаза… И Лопахин, этот неуклюжий мужик-купец «постоянно размахивающий руками» так неожиданно для себя разбогатевший и, в итоге, купивший Вишневый сад. Имение, в котором его родители были рабами.В пьесе передана обстановка безвременья и застылости… Прошлое уже ушло безвозвратно, а новое, будущее неизбежно наступает и устанавливает новые правила жизни. Вишневый сад своей цветущей белизной олицетворяет собой беззаботную барскую жизнь, он не приносит дохода, он цветет и растет для прихоти своих хозяев. Но он уничтожается с приходом нового времени, с приходом революции. Автор, несомненно, чувствует приближение этого нового, когда общество еще продолжает купаться в излишествах. И он начинает «рубить» прекрасный, цветущий вишневый сад, понимая, что время его миновало и что старая жизнь уходит безвозвратно. Пьеса полна загадок и скрытого смысла.. В нем каждое дерево растет свободно и само по себе, не отказываясь от своей индивидуальности. Не отказываясь от своих корней, он растет в будущее, меняется и остается неизменным. Вишневый сад – это все – и земля и небо над ней, и птицы и души усопших, и могилы Гриши и мужа Раневской и душевная ее память о них… Сад также хранит идею времени, идею мирного, кропотливого труда, идею человеческой жизни, которая проистекает из рода в род. И в данном контексте начать рубить сад – это все равно, что начать рубить свои корни, отказываться от своего прошлого, что, по сути, и произошло в начале 20 века в России.Народ растоптал свою историю, наивно полагая, что у него получится выстроить новую страну. Но возможно ли это? Возможно ли существование народа, который не чтит своих предков и свою историю и который выбрасывает все это за ненадобностью? Неужели во имя нового сада так уж необходимо рубить старый?
Герои пьесы, фактически уже не живут в старом доме, но еще тешут себя надеждой спасти имение. Прежним людям, таким как Любовь Андреевна нет места в новом мире, но и новым людям неуютно в старом доме – это мы видим по Трофимову, которого характеризуют как облезлого недотепу, не умеющего любить и не нуждающегося в красоте. Таким образом, мы видим, что старый и новый миры катастрофически не совпадают друг с другом, у них нет общих точек соприкосновения. Трофимов неудержимо живет будущим: «Вперед!», и агитирует Аню забыть прошлое: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер».

Кто виновен в гибели вишневого сада?

Если воспринимать поставленный выше вопрос буквально, то, несомненно, в гибели вишневого сада виновны лесорубы. Но в память о великом гении Чехова, я не стану рассматривать его произведение в этом ракурсе, а постараюсь зайти с несколько другой стороны.

Прежде всего, стоит отметить, что события в пьесе развиваются относительно медленно и все время крутятся вокруг семейства Раневской и их окружения. С первых сцен мы понимаем, что старуха за время своего отсутствия многое пропустила и не совсем адекватна современным реалиям. Но что поделаешь, возраст берет свое. Появляется одышка, начинают трястись руки, обвисает подбородок.… За спиной маячит черный силуэт с косой! Однако Любовь Андреевна и не думает отчаиваться. Она несколько инфантильна, как всякая женщина ее возраста. Она живет иллюзиями былой молодости, и это позволяет ей сохранять неподдельное благодушие. Однако, соприкоснувшись с суровой российской действительностью, она понимает, что мир изменился до неузнаваемости. Он не понятен ей. Он ее пугает. Но болезненное осознание того, что она чужая на «празднике жизни», приходит к ней лишь в самом конце, когда продают вишневый сад. Удивительно, но до последнего момента она не может поверить, что это все-таки произошло.

Итак, можно ли сказать, что именно наивность и отрешенность Раневской стали причиной гибели вишневого сада? Конечно можно! Но это будет, по меньшей мере, цинично. Потому что она любила его больше всех! Для нее он являл собой ту тонкую нить, которая связывала ее с прошлым. Ее пассивность, конечно, кажется нелогичной! Но такова природа этой женщины… Я уверен, что у нее не было выбора. Другого способа погашения долгов ОНА бы не нашла. Поэтому мне кажется, что гибель вишневого сада не вина Раневской, а драма всей ее жизни!

Другой ключевой персонаж пьесы – некто Ермолай Алексеевич Лопахин. Он олицетворяет собой символ буржуазии и мещанства. Он воплощение практичности и холодного расчета. Во времена Чехова таких людей было предостаточно, но после революции они все куда-то исчезли…

Ради справедливости, стоит отметить, что Лопахин произошел из маргинальных слоев и всего достиг своим упорным трудом. Но спасет ли это его от нашего праведного гнева? Не знаю… Хотел ли Лопахин помочь Раневской? Боюсь, что нет. Ведь сад он купил не для того, чтобы облегчить нелегкую долю Любови Андреевны, а исключительно из утилитарных соображений. И здесь не приходится полагаться на его бескорыстные христианские помыслы. С другой стороны, он, в принципе, ничем не обязан обитателям вишневого сада! Многие на его месте, наверное, и палец о палец не ударили… Он же предложил какое-то решение. Иными словами, оценивать действия Лопахина однозначно я не берусь.

В произведении так же присутствует и брат Раневской – Гаев. Он большой любитель поиграть на бильярде, особыми талантами не блистает. Чехов не дает подробного описания данного персонажа, из чего следует, что был это человек весьма посредственный. Если и есть его вина в том, что вишневый сад пришлось продать, так только в том, что он лишь создавал видимость какой-то деятельности, на самом же деле, фактически ничего не предпринял до самого последнего момента. Аморфность Гаева исчезает в финале пьесы, когда он в компании Лопахина отправляется на аукцион, чтобы пустить с молотка вишневую растительность Раневской.

Вообще, произведения Чехова тем и примечательны, что в них практически нет черных и белых цветов! Автор стирает грань между добром и злом… И на вершину всего ставит осознанный выбор, который рано или поздно приходится сделать каждому человеку.

В целом, пьеса Антона Павловича - рукоделье незатейливое. В ней мы не находим глубоких исторических обобщений, какого-то моралистического начала, как скажем у Толстого, или же схоластических мотивов как у Достоевского. Однако не тот не другой не писали пьесы, в отличие от Чехова.

В заключение хочу сказать, что искать виновных, на мой взгляд, дело бесполезное. Ведь вишневый сад уже не вернешь и Любовь Андреевна, наверное, давно умерла.… Поэтому, чтобы никого не обидеть, вернусь к тому, с чего начал: виноваты лесорубы.