Смысл богатства человека. Высказывания о богатстве

Каждый человек в глубине души мечтает стать богатым, чтобы не задумываться о завтрашнем дне и жить в свое удовольствие. Но что же такое богатство? Правильно ли люди истолковывают это понятие? И только ли материальные блага подразумеваются под этим словом? Быть может, категория богатства не столь узкая, как принято считать в обществе?

Значение понятия «богатство»

Существует множество определений данного термина. Так, богатство может пониматься как денежная обеспеченность или как широта возможностей человеческого ума и тела, благородство, умение сострадать, доброта и многие другие духовные качества. Богатство - это, с одной стороны, большое количество всевозможных материальных благ у человека, которые способствуют комфортной жизни. В таком значении данный термин, как правило, синонимичен доходу члена общества, что позволяет ему тратить много денег на имидж и приобретение

С другой стороны, богатство - это его интеллектуальный капитал, разнообразие эмоций и различные положительные качества. В этом смысле термин не привязан к каким-либо материальным объектам, будь то деньги или атрибуты роскошной жизни (шикарные дома, яхты, дизайнерские вещи и пр.). Богатство становится тем, что нельзя заметить с первого взгляда, не проникая в суть человеческой природы.

Синонимы слова «богатство»

Синонимы к слову «богатство» в основном описывают данный термин с материальной стороны. Так, самым распространенным синонимичным понятием является «роскошь». Роскошь - это наличие у человека дорогих предметов одежды, вещей, которые поднимают престиж в обществе и увеличивают уровень социального статуса. Это слово подразумевает лишь материальные блага, которые призваны сделать жизнь человека более комфортной.

Еще один синоним - изобилие. Изобилие означает огромное, несметное количество чего-либо. Это понятие, безусловно, может описывать как материальную, так и духовную состоятельность человека, но чаще оно все же употребляется для характеристики денежного дохода.

Слово «процветание» также в некоторых случаях может богатства. Это происходит в том случае, если речь идет о чем-то неодушевленном (городе, местности, поле, крае и т.д.). Словосочетание «процветающий город», например, может описывать населенный пункт с высоким уровнем жизни людей, благоприятными условиями для его развития.

Антонимы к слову «богатство»

Лексическое значение слова «богатство» можно объяснить также через антонимы. Так, самый распространенный из них - "бедность". Под этим словом можно понимать как отсутствие денежных средств на создание комфортных условий для жизни, так и узкий кругозор, скудность душевных качеств.

Другой антоним - "нищета". Это слово описывает худшее материальное и духовное состояние человека, нежели бедность. И снова данный термин описывает внешнюю и внутреннюю сферы жизни общества и отдельных ее членов.

Еще одним антонимом богатства является нужда. Это слово говорит само за себя. Оно включает в свое значение понятия о том, что человеку чего-то не хватает для комфортной сытой жизни, что его доход слишком мал для приобретения дорогих предметов обихода, престижных моделей одежды, технических новинок и т. д.

Символы богатства

В человеческой культуре сложились достаточно устойчивые представления о богатстве. В зависимости от обычаев и традиций каждого конкретного народа появились определенные символы и талисманы, которые помогают привлечь достаток и благополучие в дом.

Особенно широко тема богатства раскрывается в восточных культурах. Например, в Китае течение фэн-шуй объясняет не только то, какие талисманы нужно держать в доме для привлечения богатства и удачи, но и как они должны располагаться, чтобы энергии воды, воздуха, огня и земли не гасили Так, символ богатства в Китае - это одноименный иероглиф. Считается, что данное изображение необходимо поместить рядом с деньгами, чтобы их количество умножалось и возрастало, например, нарисовать на кошельке, положить в сейф клочок бумаги с таким рисунком, а также рядом с ценными вещами (в шкатулку с драгоценностями или с важными бумагами). Еще один талисман Поднебесной - монеты с квадратными прорезями. Его нужно вешать на веревочке в доме или носить на шее. Жаба с монеткой во рту также поможет привлечь богатство. По фэн-шуй необходимо разместить несколько фигурок в каждой комнате на юго-востоке спиной к входу. Это создаст иллюзию того, что жаба только что впрыгнула в комнату и принесла с собой деньги.

В русской культуре также есть символ богатства. Это подкова, которую традиционно вешают над входной дверью. Считается, что этот талисман приносит в дом богатство, счастье и удачу, а также прогоняет злых духов, которые портят вещи и отношения людей.

Боги богатства

Восточные народы поклоняются большому количеству богов, которые могут дать людям процветание, богатство и счастье. В индийской мифологии бог богатства - это Кубера. Это божество не только приумножает достаток, но и хранит секреты подземных сокровищ и драгоценных металлов.

То, какому богу поклоняться, зависит не только от предпочтений каждого человека, но и от того, под каким знаком зодиака он родился и в какой год по восточному гороскопу. Так, буддийскому божеству Дзамбала рекомендуется молиться людям, появившимся на свет в год Петуха или Обезьяны.

В древнегреческой мифологии бог богатства - Плутос. Он воспитывался с раннего детства двумя богинями: Тихе и Эйреной. Плутос приносит процветание и прибыль лишь тем, кто усердно трудится. Сам же он не умел правильно распоряжаться материальными благами, за что был наказан верховным богом греков Зевсом.

Высказывания о богатстве

Многие великие люди упоминали в своих цитатах богатство. Это цитаты, наполненные глубоким смыслом. «Самое большое богатство - жить и довольствовать малым», - так сказал о достатке греческий поэт и писатель Платон. Данное высказывание можно растолковать следующим образом: желая многого, человек становится жадным и перестает ценить то, что у него уже есть.

«Всё богатство - это продукт труда», - так охарактеризовал роскошь и изобилие Джон Локк, английский философ. Из его цитаты ясно, что большого материального состояния не добиться без усилий. Ничто не достается в жизни просто так.

Богатство как материальная категория

Первое значение слова богатство - наличие материальных благ, а именно денег. Большое количество денежных единиц позволяет человеку не задумываться о том, что покупать, чем питаться, где отдыхать. С другой стороны, богатство не обязательно должно быть эгоистичным. Например, многие известные люди жертвуют большие деньги на благотворительность, помогают международным организациям, отправляют в зоны вооруженных конфликтов. Все это примеры того, как богатство может служить на благо всему обществу, а не отдельному человеку.

Богатство как духовная категория

Материальная составляющая - лишь небольшая часть того, что входит в понятие «богатство». Это еще и умение, и желание делать добрые дела, обширные знания в различных сферах жизни, высокие нравственные принципы и твердые моральные устои. Вот к чему должен по-настоящему стремиться каждый человек, не ограничиваясь узкими представлениями о богатстве как о куче денег, которую можно бездумно тратить налево и направо на всевозможные удовольствия.

Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество значительное по сравнению с потребностями индивида (, …).

Богатство – запасы денег или чистые накопления или запасы реальных или финансовых активов, имеющихся к данному моменту времени. Богатство может быть представлено банковскими счетами, акциями, имуществом, бизнесом и всем тем, что приносит его владельцу доход или может быть продано (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам ).

Если спросить человека, как он понимает слово «богатство», то выяснится, что для абсолютного большинства значение этого слова совпадет с определением, данным в толковом словаре «Webster»: богатый – человек, в изобилии владеющий материальными благами. (Стэнли, Т. Дж., Данко, У.Д., 2005)

Итак, богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ.

Однако, большинство людей, ведущих образ жизни с высоким уровнем потребления, на самом деле почти не владеют большими материальными средствами. Они не имеют отношения к частному бизнесу, нефтяным или газовым концессиям. И наоборот, те, кого мы определяем как состоятельных людей, предпочитают обладать приносящим доход имуществом и ценными бумами, а не демонстрировать шикарный образ жизни и высокий уровень потребления. (Стэнли Т., 2005)

Весьма проблематично определить четкую границу, после которой можно считать человека богатым, так как в определении богатства большую роль играют субъективные представления о богатстве человеком.

Одним из способов, который помогает нам определить, можно ли считать человека богатым, основывается на анализе величины финансового состояния – «не следует судить по одежде, необходимо смотреть вглубь».

В данной работе я использую способ определения богатства как Т. Стэнли и У. Данко, а именно, начиная с состояния в один миллион долларов и выше. Потому что такой капитал можно приобрести самостоятельно, без наследства. Достижение подобной цели вполне возможно для многих. (Стэнли Т., 2005).

Итак, под бедностью чаще всего понимают низкий уровень доходов и расходов, как отсутствие необходимых ресурсов, как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов. Под богатством же понимают наличие крупных запасов финансовых средств, значительное превышение возможностей над потребностями и изобилие материальных благ.

3. Деньги как символ богатства и бедности

Не всегда деньги являлись символом богатства/бедности. Часто богатство символизировалось, к примеру, с властью. Это можно увидеть при рассмотрении истории восточных стран, СССР, где именно власть является главным символом богатства. Однако, на сегодняшний день именно деньги являются одним из главных символов богатства/бедности. Деньги не мера, не показатель, а именно символ богатства или бедности, потому что нет численных определений богатства или бедности.

Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой: воплощают в себе любовь, безопасность, власть.

Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.)

Символ ,греч . 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения.

2) Вещественный знак, предмет, словесный или пластический образ, заменяющий общее понятие: лев - С. силы, лисица - С. хитрости, роза - С. любви, фиалка - С. невинности, река - С. времени, движения, орел - С. государства, меч - С. военной власти, снег - С. чистоты, белый цвет - С. радости, черный - С. печали, зеленый - С. надежды, голубой - С. любви, красный - С. свободы и пр. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона )

Следовательно, деньги как символ богатства/бедности являются предметом символом или образом, заменяющий общее понятие «богатства/бедности».

Следовательно, богатство/бедность продуцируют сильные эмоции, а, с другой стороны, эти понятия имеют яркую эмоциональную окраску и соответствующее эмоционально насыщенное поведение.

СЛОВАРЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

В материале даны различные варианты трактовки некоторых широко используемых экономических терминов, а также в некоторых случаях, необходимые пояснения. Для перехода к конкретному термину, необходимо щелкнуть мышкой термин в списке:

БАРТЕР

БОГАТСТВО

ИЗДЕРЖКИ

ИНФЛЯЦИЯ

КАПИТАЛ

КОНКУРЕНЦИЯ

КРЕДИТ

МЕНЕДЖЕР

МОНОПОЛИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

ПРОФСОЮЗ

СОБСТВЕННОСТЬ

СПРОС

ТОВАР

ФИРМА

ЭКОНОМИКА

«Толковый словарь Ожегова»

товарообменная сделка, натуральный обмен

«Словарь экономических терминов»

натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар». Пропорция такого обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре. Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называются бартерными.

«Словарь терминов антикризисного управления»

прямой безденежный обмен товарами и услугами. Он определяется единым договором (контрактом), в котором производиться оценка товаров или услуг с целью создания условий для эквивалентности обмена, для определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций, таможенного учета и т.д. Основной причиной бартера выступают «валютные проблемы» (нехватка иностранной валюты, неустойчивость отечественной валюты и т.п.)

«Финансовый словарь»

Прямой безденежный обмен товарами или услугами

«Большой энциклопедический словарь»

Бартерная сделка (от английского ЬагЬег - товарообмен) - договор обмена

определенного количества товара (товаров) на эквивалентное по стоимости количество

других товаров, то есть без использования денежных средств (национальных или

валютных)

«Современная энциклопедия»

Бартерная сделка (от среднеанглийского Ьайег - товарообмен), обменная сделка, при которой товар (услуги) поставляют в обмен на эквивалентное по стоимости количество других товаров (услуг)

«Финансовый словарь»

Бартерная сделка - экспортно - импортная операция по обмену определенного количества одного или нескольких товаров на эквивалентное по стоимости (цене) количество другого товара или товаров. Бартерная сделка позволяет без использования валютных, денежных средств осуществлять прямой обмен товарами во внешней торговле. При этом внешнеторговые партнеры, обычно с ведома соответствующих государственных органов, проводят нередко одновременно экспортные и импортные операции, исключающие денежные расчеты между сторонами. Бартерные сделки могут носить как двусторонний, так и многосторонний характер. По своему содержанию Бартерные сделки противоречивы, так как, с одной стороны, они расширяют внешнеторговый обмен, а с другой стороны - ограничивают его рамками товарообменного соглашения. Объектом бартерного обмена, как правило, является определенный вид товаров.

Богатство

Богатство - Обилиематериальных ценностей, денег, народные богатства.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Богатство –множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Достаток, достояниe, состояние, достаточность, зажиточность, предметы составляющие имущество человека, и самый быть, состояние зажиточного.

Богатство –в масштабе общества представляет собой совокупность полезных благ, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности. Эта совокупность включает:

    а) производственные основные фонды (активная часть – машины и оборудование, пассивная – здания и сооружения);

    б) непроизводственные основные фонды (жилые дома, а также здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.д.);

    в) материальные оборотные средства (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, энергия);

    г) личное имущество населения (потребительские товары длительного пользования).

Богатство- обилие материальных ценностей (денег, драгоценностей, недвижимого имущества и т.п.), большое состояние.

«Большой толковый словарь русского языка» Санкт-Петербург «Норинт» 2000год.

Богатство - природные, а также созданные и накопленные людьми, странами материальные и духовные ценности; всё, что представляет ценность для людей, общества, государства.

Богатство – всё, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага.

Богатство – обилие материальных ценностей, денег.

Краткая экономическая энциклопедия Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, В.Т. Пуляев. Москва 2000

Богатство – совокупность ценных качеств.

Богатство вещественное – реальные активы, длительного пользования, которые непосредственно дают отдачу в течение некоторого периода времени.

Экономическая энциклопедия А.И. Абалкин. Москва 1999.

Богатство национальное - совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процессе воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество; страна.

Национальное богатство – важнейший показатель, характеризующий мощь и потенциальные возможности страны.

Экономическая энциклопедия А.И. Абалкин. Москва 1999.

Национальное богатство – основа материального и культурного развития общества.

Большой экономический словарь. Под редакцией А.Н. Азримяка. Москва 2000.

Богатство – любая собственность, которая состоит из благ и может быть по желанию владельца обменена на деньги.

Богатство – вся собственность, которая имеет денежную ценность или ценность для обмена; все материальные объекты, которые обладают экономической полезностью (например запас полезных благ, которые ценны для жизни в данный период времени.

Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество, значительное по сравнению с потребностями обладателя и имуществами других лиц.

И В. Липсиц Экономика, История и современная организация хозяйственной деятельности. Москва 1999 год.

Богатство – в масштабе общества представляет собой совокупность полезных благ, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности.

Е.Ф. Борисов, А.А. Перова, Ф.Ф. Стерликов. Экономика. Справочник. Москва 1997.

Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, определяющих условия для производства товаров, оказания услуг и обеспечение жизни людей.

Главный редактор А.Д. Некипелов. Популярная экономическая энциклопедия. Москва 2000.

Национальное богатство – совокупность природных ресурсов создающих средства производства благ и ценностей, которыми располагает страна.

Словарь по экономике и праву. Л. Лозоновский, Б. Райзберг. «Омега» Москва 2001.

Петти о богатстве : Образование происходит в сфере материального производства, благодаря именно труду. Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать.

Богатство у классиков : С точки зрения основы и источника, богатство- это накопление национального капитала. С точки зрения реализации – это рост количества благ на душу населения.

Богатство у меркантилистов : Богатство создаётся трудом, но выражается в золоте и серебре. Источник богатства народов они искали в сфере обращения (торговле).

Д.И. Платонов, История экономических учений, Москва 1998.

Богатство у физиократов : физиократы представляли землю как единственный источник богатства народа.

Е. М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Москва 2000.

Богатство по Адаму Смиту : Богатство страны – это её богатство. Рост количества предметов потребления на душу населения.

Богатство народа заключено в его труде, земле и капитале, особенно если это непрерывно совершенствуется.

Е. М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Москва 2000.

Богатство – это что такое? Под этим словом обычно подразумевается материальное положение человека или государства, когда они обладают рядом ценностей, количество которых намного превышает насущные потребности. Эти ценности могут быть как материальными, так и духовными. А также можно говорить о природных богатствах человека, которые играют огромную роль в его жизни.

Слово в словарях

Согласно формулировкам, данным в словарях, богатство – это:

  1. Наименование материальных и других ценностей, сосредоточенных в чьих-либо руках. Пример: Этот человек обладает огромным духовным богатством.
  2. Обозначение состояния обеспеченного человека. Пример: Послушайте совет: не выставляйте свое богатство напоказ.
  3. Разнообразие или обилие чего-то – в переносном смысле. Пример: Богатство красок на картинах художников эпохи Возрождения поражает зрителей.

В качестве синонимов к этому слову можно привести такие, как роскошь, изобилие, а в качестве антонимов: нищета, скудость, бедность.

Происхождение слова

Что касается происхождения этого слова, то оно берет начало в праславянском языке, откуда перешло в русский и во множество славянских языков: украинский, сербохорватский, словенский, польский, чешский. В них слова «богатство» и «богатый» имеют следующие значения:

  • Счастье.
  • Изобилие.
  • Достояние.
  • Доля.
  • Хлеб в зерне.
  • Хранимый богами.
  • Наделяющий господин.
  • Господин, бог.
  • Скот, тягловые животные.

В английском языке богатство обозначается двумя словами, что зависит от соответствующего оттенка значения. Когда говорят об обладании ценностями материального и финансового характера, употребляют слово weath, являющееся синонимом благосостояния. Когда же имеется в виду крайнее превосходство над прочими членами общества произносится richness. Те страны, которые намного богаче остальных обычно называются развитыми.

Богатство с разных точек зрения


Рассмотрим понимание этого слова в различных областях.

  • В общепринятом понимании богатство – это наличие в обществе или у отдельных людей ценностей различного характера. К таким ценностям относятся: денежные средства, средства производства, дома, квартиры, корабли, самолеты. А также это антикварные вещи, произведения искусства, природные богатства. Кроме указанных составляющих, можно говорить и о доступе к различным благам, таким как образование, здравоохранение, культура.
  • В социологической науке под богатым понимается такой человек, который имеет в своей собственности значительное количество ценностей относительно остальных членов общества, к которому он принадлежит.
  • Ученые-экономисты определяют богатство как разницу между имеющимися в данный момент активами и пассивами.
  • В том смысле, какой этому понятию придает Библия, это духовное богатство и высокие моральные качества.

Развитие взглядов на богатство


  • Адам Смит. Представитель классической школы, создавший теорию, описывающую природу капитала и способы оптимального накопления богатства.
  • Давид Рикардо. Дал развитие взглядам Смита, дополнив их оригинальными теориями – международной торговли и земельной ренты.
  • Томас Мальтус. Первым показал зависимость богатства страны от роста населения, который в значительной мере уменьшает его.
  • Джон Милль. Занимался углублением теорий своих предшественников, обосновав необходимость функционирования свободного рынка, способствующего наибольшему экономическому росту и приумножению богатства общества и отдельных людей.
  • Роберт Кийосаки и Бодо Шефер. Независимо друг от друга разработали психологический облик человека, при приобретении которого появляется возможность накопить богатство.
  • Карл Маркс. Автор «Всеобщего закона капиталистического накопления». Вывел мысль о том, что накопление на одном полюсе богатства одновременно ведет к накоплению на противоположном – нищеты, рабства, невежества и моральной деградации.

Российская мысль XVII-XIX века

В XVII-XIX веках в России церковная и общественно-экономическая мысль предлагала другой взгляд на сущность богатства. Например, в Домострое, а позже и у Ивана Посошкова (первого русского экономиста-теоретика) в «Книге о скудости и богатстве» рассматривается не только его материальный, но также и нравственный, этический характер.

Здесь делается упор на библейское понимание изучаемой нами категории, согласно которому, богатство человека является препятствием его вхождению в Царство Божие. В XIX веке старообрядец и промышленник Тимофей Прохоров издал работу под названием «О богатении». В ней он дал обоснование мысли о том, что богатство является необходимым условием для развития общества, науки и промышленности.

Особая миссия


Но согласно Прохорову, есть у богатства и другая сторона – это особая миссия, которую Бог возложил на человека. Создатель дал благосостояние во временное пользование, а затем он потребует отчета о том, как оно было использовано. Накопление и приумножение материальных ценностей каждым следующем поколением является естественным процессом.

Но при этом Прохоров отмечает, что гарантия успешности использования накопленных капиталов – это жизнь нравственная. По его мнению, «чистое богатение» необходимо и банкирам, и коммерсантам. Богатство будет полезным, если человек, его наживающий, живет по-божьему.

Экономист XX века Василий Яроцкий под богатством понимал всю сумму жизненных человеческих интересов в полном объеме, а не только то, что переводится в денежную оценку предметов и отношений.

В следующей части статьи рассмотрим вопросы о природных богатствах и труде людей, находящихся в тесной взаимосвязи.

Самый ценный ресурс


Один из видов богатства – это те ресурсы, которые даны человеку нашей планетой. Наиболее ценными из них являются полезные ископаемые. Это главный ресурс, который используется человеком для того, чтобы производить различные блага. К полезным ископаемым относятся природные вещества, находящиеся в земной коре и в морских недрах. Это нефть, газ, уголь, металлические руды, минералы. Их относят к невозобновляемым ресурсам, которые в конечном итоге будут исчерпаны.

Прочие виды ресурсов


К другим видам природных ресурсов относятся следующие:

  1. Воздух. Необходим человеку не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы осуществлять ряд технологических процессов – горение, окисление, охлаждение. При этом объем потребляемого воздуха относительно невелик, тогда как угрозой является его загрязнение автомобильными выхлопами и промышленными газами.
  2. Вода. Этот ресурс находится в таких водоемах, как ручьи, реки, озера, моря и океаны. Его используют во множестве разных отраслей, и служить он может очень долго, если не использовать его как место захоронения промышленных отходов.
  3. Солнце. Является природным источником тепла и света, очень выгодным при его оптимальном использовании.
  4. Растительный мир. Состоит из всей совокупности населяющих Землю растений. Для строительства используют древесину, фрукты и овощи – в питании, многие растения – в текстильной промышленности (хлопок, лен, конопля).
  5. Животный мир. К нему относятся и звери, и птицы, и рыбы, и рептилии, и насекомые. Помимо использования в качестве источника пищи, они являются сырьем для изготовления одежды, обуви, украшений, лекарств. Лошадей, быков, верблюдов, оленей, собак используют как рабочую силу.

Являясь основой богатства, природные ресурсы требуют приложения немалых человеческих усилий для того, чтобы оно было получено. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Движущая сила


Природные богатства и труд тесно взаимосвязаны. Труд является движущей силой в его приобретении. Без него нельзя:

  • Добывать природные богатства.
  • Работать над созданием капитала.
  • Производить товары и услуги.

Для экономики важным является труд людей различных профессий, умственный и физический. Оба этих направления неотделимы друг от друга. Это хорошо видно на примере строительной отрасли, ракетостроении, автомобильной промышленности, где необходим труд и простых рабочих, и талантливых ученых, архитекторов, инженеров.

Таким образом, богатство и труд по его созданию требуют получения высококачественного образования. В наш век, когда технологии достигни небывалого уровня развития, существование современной экономики немыслимо без образованных людей, без прогресса в области науки и техники.

Еще одной важнейшей составляющей трудового процесса является здоровье человека. Если люди постоянно болеют или ощущают плохое самочувствие, о качественном выполнении ими своих рабочих обязанностях не может быть и речи. Поэтому на первый план здесь выдвигается развитие медицины и пропаганда здорового образа жизни.

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см.